زيد بن حارثة الكلبي‎; 588, Саудовская Аравия - 629, Мута) - сподвижник пророка Мухаммеда , его приёмный сын и вольноотпущенник . В Коране упоминается как Зайд .

Биография

Его полное имя: Зайд ибн Хариса ибн Шурахиль ибн Абд аль-Узза. Попав в раннем детстве в плен Зайд ибн Хариса был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид , а выйдя замуж за пророка Мухаммеда, Хадиджа отдала Зайда своему мужу. Зайд был вторым человеком принявших ислам , а после него это сделала его жена Умм Аймун . Зайд ибн Хариса был одним из самых любимых сподвижников пророка Мухаммада .

Усыновление

До начала пророческой миссии, пророк Мухаммад объявил Зайда своим сыном и наследником. После усыновления его звали Зайд ибн Мухаммад, пока не был ниспослан аят Корана запрещающий давать приёмным детям имена их опекунов .

Переселение в Таиф

Зайд ибн Хариса был хорошим стрелком и участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре, Муте и других битвах. Он также был предводителем мусульманских войск в походах «Фардат», «Джамум», «Аийс», «Тараф», «Хашими», «Фазафиз» и других.

В 629 году (8 г. хиджры) пророк Мухаммед назначил Зайд ибн Хариса предводителем трёхтысячного войска которому предстояло встретиться с византийцами в битве при Муте . Зайд погиб во время этой битвы, неся знамя мусульман. Смерть Зайда ибн Хариса стала тяжёлой утратой для пророка Мухаммеда, который очень любил его.

Абдулла ибн Салям, да будем доволен им Аллах, до принятия Ислама был иудейским раввином.

После принятия Ислама он стал одним из самых близких и образованных последователей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он рассказывает историю о другом иудейском раввине, жившем в Медине, по имени Зайд ибн Сурийя. Зайд ибн Сурийя, да будет доволен им Аллах, принял Ислам позднее. Но как он принял ислам? Вот его история:

Абдулла ибн Салям говорит, что Зайд ибн Сурия изучал священные Писания. Он также подробно изучил описание личности, да благословит его Аллах и приветствует, и его характера. Он сказал, обращаясь к самому себе: «Я нахожу каждую описанную черту, которая приводится в рассказе об обещанном в наших писаниях Пророке, и понимаю что все эти описания явно и очевидно подходят Мухаммаду, сыну Абдуллы, за исключением двух. Две характеристики, которые упомянуты в наших писаниях, с помощью которых мы сможем определить обещанного последнего Посланника, я еще не увидел в нем . И две эти характеристики, качества - это во-первых то, что его снисходительность и терпение превосходит невежество, проявленное по отношению к нему. И второе - чем больше невежество проявляется по отношению к нему, тем более терпеливым и снисходительным он становится. - И он добавил - Я хотел увидеть, проявляются ли в нем и эти два качества. С этой целью я приблизился к нему и начал внимательно изучать его. Я постоянно искал возможности чтобы наблюдать за ним».

Затем он сказал: «Однажды, находясь поблизости, я подошел к нему. Он вышел из дома с Али ибн Абу талибом, своим зятем, это был Али, да будет доволен им Аллах - То есть в этот момент были лишь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Али, да будет доволен им Аллах, - и я был поблизости, наблюдая за ним и слушая. В этот момент пришел посетитель и сказал : «О Посланник Аллаха! Я пришел из такой-то и такой-то области. - Незадолго до этого их племя приняло Ислам, но у них были определенные проблемы, у них начался голод и засуха, люди начали голодать - И потому, о Посланник Аллаха, я боюсь, что они могут разочароваться и будучи в таком отчаянии, они могут отвернуться от религии. Так вот, есть ли что-нибудь у тебя, можешь ли ты помочь чем-нибудь, чтобы я мог отнести это для них?»

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к Али, да будет доволен им Аллах, и сказал обращаясь к нему: «О Али! Продукция, урожай из фруктового сада такого-то и такого-то человека, осталось ли что-нибудь от этого?», на что Али, да будет доволен им Аллах, ответил: «Нет, о Посланник Аллах! Ничего не осталось». То есть Он намеревался взять часть продуктов и отдать этому бедуину, с тем чтобы он мог вернуться к своему племени с провизией.

Зайд ибн Сурийя продолжает свой рассказ: «Я понял, что это очень хороший момент, чтобы я вмешался, и я решил этим воспользоваться. Тогда я вышел вперед и сказал: «О Мухаммад! Если я сейчас дам тебе имущество и денег при условии, что ты дашь мне урожай из такого-то и такого фруктового сада тогда, когда наступит время собирать плоды, то я тебе дам оплату сейчас, а ты дашь мне урожай, продукцию позже».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я дам тебе урожай не из этого конкретного сада, но дам тебе урожай». На этом они договорились.

Зайд ибн Сурийя говорит: «Я открыл свой кошелек и достал все золотые динары, которые были у меня». В одной версии говорится, что у него было 80 динаров и он все отдал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, 80 золотых монет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял золото и отдал его бедуину, говоря: «Используй это». Он также сказал Али, да будет доволен им Аллах, чтобы тот помог ему купить продукты для этого племени.

Зайд ибн Сурия затем продолжает: «Потом я стал ждать наступления времени урожая. И не в день нашего договора, но за несколько дней до заключения нашего договора я пошел, чтобы потребовать возвращения своего долга от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, - То есть он специально пошел заранее назначенного срока, раньше времени. Он говорит - Я подошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот возвращался с похорон, его сподвижники были с ним. Он уже собирался присесть возле стены прямо перед тем как я подойду к нему, среди всех его сподвижников, целой группы. Я подошел к нему - и как говорится в одной из версий - я схватил его за воротник . - Он ухватил за верхнюю часть накидки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и с силой стянул ее, так что накидка упала с его благородных плеч. Затем он продолжил - Потом я схватил его за воротник и скрутил его . - И он сказал - «О Мухаммад! Где мои деньги? Где мои продукты? Я знаю, что вы сыновья Абдульмутталиба - имея в виду весь род Абдульмутталиба, он сказал -и я знаю вас очень хорошо, потому что я жил среди вас, наблюдал за вами и узнавал о вас. И я знаю, что все сыновья Абдульмутталиба широко известны тем, что никогда не выплачивают свои долги. Так, где мой долг? Где мои продукты, которые ты обещал?»

В предании говорится, что Умар, да будет доволен им Аллах, стоял в этот момент рядом и он дрожал от ярости. Текст хадиса рассказывает о том, что он как будто скрутился. Имеется в виду его плечи дрожали и скрутились, так, словно он был каким-то круглым предметом. Я поясню этот момент. Если вы представите круглый предмет и если вы закрутите его, что произойдет? Вы закрутите его и когда он будет готов упасть на пол, и он начинает двигаться не по своей оси. Так происходит если вы к примеру возьмете монету и закрутите ее, поначалу она будет крутиться по своей оси, но затем когда она будет терять скорость и будет готова упасть, вы заметите что она будет двигаться не по своей оси до того как упадет полностью.

Передатчик хадиса, Абдулла ибн Салям сказал, что плечи и руки сподвижника Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, крутились вот таким же образом. Подобно круглому предмету, который собирается упасть. Таким он был из-за жгучего гнева. Затем он, Умар ибн аль-Хаттаб, громко крикнул и сказал: «Эй Ты! Если бы не Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я бы разрубил твой череп пополам».

И как сам Зайд ибн Сурийя рассказывает, все то время, пока Умар, да будет доволен им Аллах, кричал на него и угрожал ему таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спокойно смотрел на сподвижника Умара, да будет доволен им Аллах, и улыбался.

И он сказал ему: «О Умар! - Представьте себе, тот человек только что таким образом оскорбил его в присутствии всех его сподвижников, набросился на него, стащил с него накидку, грубо скрутил его воротник, а затем оскорбил его перед всем его родом. А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смотрел на Умара, да будет доволен им Аллах, и улыбался. Вы только послушайте слова, которые он сказал. Он ничего не ответил Зайду ибн Сурийя, но сказал, обращаясь к Умару, да будет доволен им Аллах, - О Умар! Не стоит так поступать и мы оба требуем от тебя не таких слов. И мы оба требуем чтобы ты сказал нечто другое. О Умар, то, что мы оба хотим - это чтобы ты сказал мне выплатить свой долг, а ему чтобы ты сказал потребовать свой долг красиво».

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал сподвижнику Умару, да будет доволен им Аллах: «О Умар! Пойди с ним и выплати ему его долг».

На этом Зайд ибн Сурийя ушел, поскольку им пришлось забрать продукты из другого места. Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал к себе Умара, да будет доволен им Аллах, и сказал ему: «О Умар! Дай ему 20 сахов сверх его долга - 20 сахов как я часто об этом упоминал и рассказывал ранее в книгах, так вот сах - это не измерение веса, это было меркой. Это был ковш, черпак, посуда для меры. В сахе было 5 мудов, а муд - это одна чаша. Так вот сах - это не вес, это мера. Арабы торговали финиками и использовали при этом не вес, а меру. В одном сахе примерно содержится 3 с половиной килограммов, то есть 3 килограмма 500 граммов. И Пророк сказал дать ему лишних 20 сахов, примерно 70 лишних килограммов фиников. А почему? Он сказал - О Умар, дай ему 20 лишних сахов за то, что ты напугал его».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, ушел. Когда они встретились в условленном месте для выплаты долга, Умар, да будет доволен им Аллах, дал ему финики, а затем добавил лишние 20 сахов. Тот начал спрашивать его: «Что это?». На что сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне дать тебе дополнительно 20 сахов за то, что я напугал тебя».

Тогда Зайд ибн Сурийя спросил его: «Ты знаешь, кто я?».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет. Кто ты?» .

Тот ответил: «Я-Зайд».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: «Какой Зайд?».

Тот ответил: «Зайд ибн Сурийя».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, слышал о нем до этого, поскольку он был раввином, известным иудейским раввином. И он спросил: «Зайд ибн Сурийя аль-Хибр? Зайд ибн Сурийя, раввин?» .

Тот ответил: «Да».

И он спросил: «Да как ты мог говорить с Посланником Аллаха таким образом? Ты - образованный человек, иудейский мудрец, раввин. Как мог такой человек как ты говорить таким образом с Посланником Аллаха?»

Конечно Умар, да будет доволен им Аллах, возможно и был бедуином, но даже он был шокирован, что такой образованный человек, известный раввин, как Зайд ибн Сурийя мог так вести себя. Хотя поначалу Умар, да будет доволен им Аллах, не узнал его в лицо, но он, несомненно, слышал о нем.

На это Зайд ибн Сурийя, да будет доволен им Аллах, ответил: «На это у меня была причина. - Он продолжил - Я изучил наши Писания и я изучил личность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Я понял, что все качества, упомянутые в словах пророчества о последнем Посланнике можно найти в нем, за исключением двух, и две эти характеристики, качества: это во-первых то, что его снисходительность и терпение превосходит невежество, проявленное по отношению к нему. И второе - чем больше невежество проявляется по отношению к нему, тем более терпеливым и снисходительным он становится. - И он добавил - Я лично хотел увидеть, удостовериться, что у него есть два этих качества и все что я предпринял, было проделано с целью увидеть и засвидетельствовать, подтвердить что в нем, в Посланнике Аллаха есть эти качества.»

Далее он сказал: «О Умар! Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Его Посланник» . Потом он упомянул эти слова: «Я доволен Аллахом как моим Господом, Исламом - как религией и Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, как Посланником Аллаха».

Затем он отправился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и объявил о своем принятии Ислама. Именно о нем, о зайде ибн Сурия говорили, что после принятия Ислама он изменился в лучшую сторону, он хорошо послужил Исламу. Он недолго жил после этого, погибнув шахидом в одной из битв. Вот такая история о бывшем иудейском раввине. И та история прекрасно иллюстрирует то, о чем упоминается в Коране и хадисах. Так же об этом речь идет и в хадисе от Абдуллы ибн Амра ибн Аль-Аса (смысл): «Не был он ни грубым, ни с жестоким сердцем, и он таков даже по отношению к злым людям, наоборот он не обращает внимания на их недостатки, оправдывает их и прощает».

Именно об этом говорится в Торе и как передает аль-Бухари, Зайд ибн Сурийя прочитал об этом в Священном Писании, после чего он испытал, проверил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Вот таким был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, милостью для всех. Он был таким не только по отношению к мусульманам, и не только по отношению к отдельным людям, но по отношению ко всем. Всевышний Аллах в суре «аль-Анфаль» упоминает, что присутствие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сдерживало наказание от Всевышнего Аллаха. Аллах говорит: «И Аллах не накажет их пока ты - среди них».

Таки образом, он был милостью и милосердием, а его присутствие служило защитой от наказания. Оно спасало и защищало язычников от наказания, несмотря на их действия против него. Он - сама милость, причем не только по отношению к язычникам, но и по отношению к мунафикам - лицемерам.

один из сподвижников и наиболее преданных последователей Мухаммада, его вольноотпущенник и приёмный сын, умер в первой половине VII века

Биография

Зайд ибн Сабит родился в Медине. Его отец происходил из племени Хазрадж и погиб в результате междоусобной войны с другим мединским племенем Аус в битве при Буасе. Из-за своего маленького возраста он не смог принять участие в битве при Бадре и первым его сражением была битва у рва, где он участвовал в рытье защитного окопа вокруг Медины.

Зайд был грамотен и отличался хорошей памятью. Он умел писать по-сирийски и арамейски и часто находился возле пророка Мухаммеда для того, чтобы записывать ниспосылавшиеся Мухаммеду откровения. Будучи секретарем пророка Мухаммада Зайд вёл переписку и переводил письма, которые поступали к нему на других языках. Считалось, что он был хафизом, т.е. знал наизусть весь Коран и муфассиром (толкователем Корана).

Зайд был одним из участников собрания в сакифе Бану Саида, где он поддержал кандидатуру Абу Бакра на пост первого халифа. Он хорошо разбирался в правилах раздела имущества, был одним из составителей дивана племен при праведном халифе Умаре и руководил разделом добычи после битвы при Ярмуке. Во время правления халифа Усмана ибн Аффана Зайд был судьёй (кади) Медины и хранителем государственной казны.

Коран

Во времена пророка Мухаммеда передача Корана осуществлялась главным образом в устной форме. После смерти Мухаммада в местечке Ямама произошла битва против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 70 хафизов (знатоков Корана). Обеспокоенные возможностью утраты Корана халифы Абу Бакр и Умар обязали Зайда ибн Сабита начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу и составить полный письменный текст Корана.

Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зайду полагаться на письменные свидетельства, которые были собраны у жителей Мекки и Медины. Контроль за сбором фрагментов Корана был поручен Умару ибн аль-Хаттабу. Усилиями Зайда и других сподвижников был написан первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф), который хранился у жены пророка Мухаммада Хафсы. Зайд использовал свои собственные знания, существовавшие в Мекке и Медине записи отдельных частей и айатов и то, что читали ему наизусть сподвижники пророка Мухаммеда.

В 650 г. во времена правления халифа Усмана среди мусульман стали часто возникать споры относительно правильного чтения Корана, тогда по приказу халифа Зайд вместе с тремя мекканцами (Абдаллахом ибн аз-Зубайром, Са"дом ибн аль-Асом и Абдуррахманом ибн аль-Харисом) составили официальный письменный текст Корана, который был объявлен единственно верным и обязательным для всех мусульман. Главным исполнителем работы был Зайд и в основу текста лег текст хранившийся у Хафсы бинт Умар. Официальный экземпляр был размножен и разослал во все основные центры Халифата.

Шейх Зайд ибн Султан Аль Нахайян (араб. زايد بن سلطان آل نهيان‎). Родился 1 декабря 1918 (1916) года в Аль-Айн - умер 2 ноября 2004 года в Абу-Даби. 14-й правитель из рода Аль Нахайян, эмир Абу-Даби и президент Объединённых Арабских Эмиратов.

Большинство историков сходятся во мнении, что он родился 1 декабря 1918 года, но некоторые называют и 1916 год (в то время бедуины не фиксировали даты рождения детей).

Зайд был самым младшим из сыновей шейха Султана, который правил в княжестве Абу-Даби в 1922-1926 годах.

Когда шейх Султан погиб, Зайду было всего восемь лет, и ему пришлось много скитаться по Аравийскому полуострову.

Когда Зайд появился на свет, Абу Даби был одной из семи областей вдоль нижнего побережья Персидского залива, находившихся под властью шейхов. Территории находились в договорных отношениях с Великобританией, подписав с ней ряд соглашений еще в конце 19-го века.

Пока он рос, на побережье не было ни одной школы в современном понимании смысла этого слова, и Зайд получил начальное образование, основанное на исламских принципах, жил в пустыне с бедуинскими племенами, познакомившись с жизнью этих людей, их традициями и удивительной способностью выживать в суровых условиях.

В 1930-е годы правивший в княжестве шейх Шахбат II, брат Зайда, поручил ему сопровождать западных геологов, искавших углеводороды в пустыне.

В 1946 году Зайд был назначен правителем родного города Аль-Айн. Под его руководством в оазисе началось активное строительство, оживилась торговля, стало развиваться земледелие.

Еще в 1958 году была найдена нефть, а в 1962-м началась ее добыча, и некоторые члены правящей семьи испытывали разочарование по поводу отсутствия прогресса под управлением шейха Шахбата.

В августе 1966 года шейх Зайд стал эмиром княжества Абу-Даби, отстранив от власти шейха Шахбата.

В декабре 1971 года эмиры 6 княжеств (в феврале 1972 года к ним присоединился эмир Рас-Аль-Хаймы) объявили о создании федерации ОАЭ, избрав её Президентом правителя Абу-Даби. Это подчеркнуло как роль и место в федерации Абу-Даби (самого большого, самого населенного и богатого эмирата), так и вклад шейха Зайда в становление и развитие уникального государства.

Шейх Зайд занимал пост Президента ОАЭ в течение почти 38 лет.

Шейх Зайд считался относительно либеральным правителем. Так, с его позволения в стране появились частная пресса, которая, однако, все равно вынуждена была прибегать к самостоятельной цензуре, избегая критики Зайда и членов правящей семьи. В стране даже была объявлена свобода вероисповедания, что несколько контрастировало в глазах всего остального арабского мира с ролью шейха Зайда как мусульманского главы государства. Другие арабские страны, гораздо более консервативные, нередко высказывали в адрес ОАЭ резкую критику из-за религиозной терпимости к христианам и свободы, которой пользовались в ОАЭ служащие западных компаний.

2 декабря 2001 года он был переизбран Президентом ОАЭ на седьмой пятилетний срок. Журнал «Forbes» оценивал его личное состояние, которое теперь унаследовал его старший сын шейх Халифа, в 20 млрд долларов.

В 1992 году Зайд основал «Фонд Зайда» с уставным капиталом в 3 млрд 671 млн дирхемов, который стал известным благодаря финансированию множества таких проектов, как строительство мечетей, культурных и научно-исследовательских центров, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий районам.

О нем вспоминают как о человеке, который "заставил пустыню зазеленеть". Зайд считал, что нефтяные богатства являются божьим даром и должны быть общими с другими странами и нуждающимися людьми.

По инициативе шейха Зайда строились больницы, школы и университеты, бесплатные для граждан ОАЭ, а также благотворительные больницы в Европе, Азии и Африке. Бесплатно распространялись земельные участки, что принесло огромную пользу многим безземельным семьям, строились немусульманские храмы, что с энтузиазмом восприняли иностранные рабочие, которые составляют примерно три четверти населения ОАЭ, получили определенные права и женщины, правда, в рамках традиций – на труд и образование.

В последние годы его здоровье ухудшилось, и в 2000 году Зайд перенес пересадку почки в одной из американских клиник. Пока он проходил обследование, его подданные написали шейху благодарственное письмо, сопроводив его полутора миллионами подписей.

По официальной версии, умер 2 ноября 2004 года в любимом прибрежном дворце «аль-Бахер» на восточной окраине города Абу Даби, успев в день своей смерти осуществить самую грандиозную перетасовку Правительства страны за предшествующие 27 лет. В частности, впервые в странах Персидского залива на пост министра была назначена женщина.

Официальной причины смерти объявлено не было.

Похоронен по правую сторону Мечети шейха Зайда, со дня похорон непрерывно 24 часа в сутки над его могилой читают Коран.

Его преемником стал его старший сын Халифа ибн Зайд аль-Нахайян (Khalifa bin Zayed Al Nahyan).

"Человек - самая дорогая ценность. Богатства ничего не стоят, если они не служат людям, и государство среди всех своих дел должно отдавать предпочтение заботе о человеке и воспитанию гражданина" , - говорил Шейх Зайд.

В Абу-Даби в честь шейха назван спортивный комплекс Зайд Спорт Сити, а также расположенные на его территории футбольный и крикетный стадионы.

В честь шейха был учреждён высший орден государства.

Шоссе Шейха Зайда - название шоссе Е11 в Дубае.

В городе Гудермес Чеченской Республики построена школа хафизов имени шейха.

Белая Мечеть Шейха Зайда в Абу Даби

Личная жизнь Шейха Зайда:

Супруги: Хасса бинт Мохаммед бин Халифа Аль Нахаян (Mouza bint Suhail Al Khaili) и Фатима бинт Мубарак аль-Кетби.

За свою долгую жизнь шейх Зайд воспитал 19 сыновей, которые сейчас занимают высокие государственные посты или ведут бизнес. Также известно, что у него было 14 дочерей.

По западным источникам, шейх Зайд был женат 9 либо 7 раз, но в соответствии с предписаниями ислама одновременно у него было не больше 3-4 жён.

Дети: Ахмед бен Зайд аль-Нахайян; Халифа ибн Зайд аль-Нахайян; Мухаммад бен Зайд аль-Нахайян.

Любил соколиную охоту, верховую езду, совершал путешествия по пустыне.


На просторах равнины возле поселения, известной как Му’та, произошло первое столкновение между византийцами и мусульманами. Византийский император Ираклий собрал около ста тысяч воинов из византийцев и арабов, населявших те области, для решительного сражения и уничтожения крепнущего и расширяющегося исламского призыва.

Армия мусульман в то время насчитывала примерно 3 тысячи воинов, которых вел приближенный сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах).

В районе Мазари Джануби, расположенного вблизи от места сражения Му’та, к югу от Керка, похоронены великие сподвижники, полководцы этой битвы: Зайд ибн Харис, Джафар ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), провожая их, наставлял, чтобы в случае гибели Зайда командование принял Джафар ибн Абу Талиб, а если и его убьют, то – Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

На этой широко раскинувшейся равнине в 8 году Хиджры произошла известная битва Му’та. В ее ходе погибли трое сподвижников, на которых указал Пророк мир ему и благословение): Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис и Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах). После их гибели стяг поднял один из мечей Аллаха, Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах). Он сменил тактику боя, приказав небольшой группе мусульман отойти ночью к югу, а утром прискакать обратно с громким кличем, поднимая клубы пыли, чтобы византийцы подумали, будто к мусульманам пришла подмога. Кроме того, он поменял местами отряды правого и левого флангов, арьергарда и авангарда, чтобы римляне увидели перед собой новые лица и тоже решили, что против них выставили свежие силы. В сердца римлян прокрался страх, и сражающиеся отошли друг от друга, а Халид (да будет доволен им Аллах) смог без ощутимых потерь совершить тактический обход и вернуться в Медину.

Несмотря на разницу в численности и снаряжении между мусульманами и врагами в сражении Му’та, все трое военачальников до своей гибели демонстрировали чудеса храбрости и героизма и умение командовать армией.

Рассказывает доктор истории Мухаммад Гимара

«Сражение при Му’те явилось символическим жестом Пророка (мир ему и благословение), который будто говорил: «Византии нет места в странах арабов, на Востоке». Своим походом в Му’ту сподвижники подтвердили, что Восток должен быть очищен от византийцев, представлявших собой огромную силу, в течение 10 веков унижавшую всех жителей подвластных стран. Мусульман было всего три тысячи, а вражеская армия достигала 100 тысяч. Конечно, мусульмане не добились однозначной военной победы, но это сражение явилось неким индикатором, показавшим Пророку (мир ему и благословение), что пришло время очистить Восток от этих захватчиков.

Избрание Пророком (мир ему и благословение) Зайда ибн Хариса для командования армией мусульман в битве Му’та имело важное значение».

Рассказывает Али Факир

«Эта битва имела большие последствия, став отправной точкой для дальнейшего завоевания Шама и других стран, в том числе Северной Африки, Испании и т.д.

Это сражение стало началом целой серии сражений, походов и войн. В числе тех, кто стоял у истоков этих завоеваний, был и Зайд. Он не просто командовал исламской армией, но впервые повел ее в те земли, куда до этого не ступала нога мусульманских воинов».

Шейх Махмуд Далалани : «Командующий был назначен Пророком (мир ему и благословение), сказавшим: «Амир – Заид ибн Харис, если он погибнет, то – Джафар ибн Абу Талиб, если и он погибнет, то – Абдула ибн Раваха, а если и он погибнет, то пусть мусульмане выберут себе командира». И в самом деле, он командовал с невиданной храбростью и стойкостью, пока не погиб и стяг не поднял Джафар ибн АбуТалиб (да будет доволен им Аллах).

Зайд ибн Харис вырос в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в Мекке еще за много лет до получения пророчества и был одним из первых, вступивших в религию Аллаха. По происхождению он не был мекканцем».

Доктор Абдула Бадр : «Зайд ибн Харис ибн Шарахиль ибн Кааб ибн Абд аль-Узза ибн Имрауль Кайс – это его родословная. Его мать звали Саада, она была из племени Тай, не имеющего отношения к Мекке. Случилось так, что он с матерью отправился посетить родных; в это время на них напало другое племя – они взяли его в плен и продали на ярмарке Укказ в Мекке.

Он переходил из рук в руки, пока не попал в Мекку и не оказался у Хадиджи (да будет доволен ею Аллах). Она подарила его своему мужу Пророку (мир ему и благословение) и с тех пор всегда он был рядом с ним».

Шейх Абдельазиз Увейд : «Это было еще до Ислама. К нему явились отец и дядя и Пророк (мир ему и благословение) предложил ему: «Выбирай». Родные звали его: «Идем с нами», но он ответил: «Нет, я не вернусь, увидев от Мухаммада (мир ему и благословение) то, что увидел». Они спросили: «Ты предпочитаешь рабство свободе?» Услышав это, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О курайшиты! Я беру Зайда в сыновья», т.е. усыновил его.

Пророк (мир ему и благословение) любил его, объявил своим сыном, т.е. усыновил и обозначил наследником: они оба наследовали друг другу. Зайда знали как Зайда ибн Мухаммада до тех пор, пока не пришло откровение с запретом на усыновление. Тогда Пророк (мир ему и благословение) отменил усыновление».

Доктор Гаиз Карни : «Пророк (мир ему и благословение) любил его и его сына Усаму, которого называли «любимцем любимца Пророка (мир ему и благословение)».

Зайд ибн Харис был одним из самых приближенных к Пророку (мир ему и благословение) людей, он не расставался с ним и следовал его нраву.

Зайд ибн Харис- обычный раб Аллаха, но которого развивал и воспитал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

В детстве он был взят в плен и попал к Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), которая подарила его Пророку (мир ему и благословение). Через некоторое время его нашёл родной отец и когда Пророк (мир ему и благословение) предложил ему выбрать между ним и отцом, Зайд предпочёл остаться с Пророком (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) очень обрадовался этому и сказал перед всеми: «Воистину, Зайд – мой сын, и мы наследуем друг другу». Это было до получения откровения о запрете усыновления.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на Зайнаб бинт Джахш, а затем, когда Зайд развёлся с ней, женился на ней сам, чтобы это явилось практическим подтверждением отмены усыновления. Затем он женил Зайда на своей кормилице Умму Айман (да будет доволен ею Аллах). После гибели Хариса ибн Умайра Аздий Пророк (мир ему и благословение) послал его во главе войска в Му‘ту, где он геройски сражался, пока не погиб. Его могила находится в районе Мазар Джануби, в провинции Керк.

В какой-то степени суть личности Зайда ибн Хариса помогают понять его же слова, сказанные о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), смысл которых может постигнуть лишь тот, кто безмерно любит Пророка (мир ему и благословение) и которые мы все, в том числе и я, часто повторяем. Он сказал: «Я нашел в этом человеке нечто, и я никогда не оставлю его».

Гаиз Карни : «Зайд ибн Харис был любимцем Пророка (мир ему и благословение), его называли Зайд ибн Мухаммад. Он всегда находился при Пророке (мир ему и благословение), даже сопровождал его в торговых поездках в Сирию.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на своей воспитательнице Умму Айман, и та родила ему Усаму. Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, его сопровождал Зайд ибн Харис, и они оба подверглись там нападению и оскорблению.

Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, чтобы призвать к Исламу его жителей, его попутчиком и спутником был Зайд ибн Харис. Он защищал Посланника Аллаха (мир ему и благословение), когда в него бросали камни и палки, кружил вокруг, прикрывая своим телом – всё это делал он, великий сподвижник Зайд ибн Харис, который занимает столь важное место в Исламе.

Достаточным поводом для гордости служит и то, что его сын Усама ибн Зайд также занимает в Исламе большое место».

Али Факир : «Достоверно известно, что Зайд был полководцем, избранным Пророком (мир ему и благословение). Благодаря этому он обрел величие и получил большую степень в Раю.

Печаль Пророка (мир ему и благословение) по поводу потери Зайда и его товарищей была велика. Он начал готовить его сына Усаму для командования другой армией, для войны с Византией. Это подготовка продолжалась до 11-го года Хиджры, когда Усама достиг возраста 18 лет.

В последние дни своей жизни Пророк (мир ему и благословение) велел Усаме идти с войском в Шам.

Пророк (мир ему и благословение), когда уже близилась его кончина, вручил знамя войску, отправлявшемуся в Шам под командованием юного сподвижника, любимца и сына любимца Пророка (мир ему и благословение) Усамы ибн Зайда ибн Хариса. Войско стояло в Медине наготове, и Пророк (мир ему и благословение) сам, своей рукой, повязал знамя Усаме ибн Зайду. И после этого они выступили отсюда в сторону Шама. Вот направление на Шам, на север, туда.

Войско отправилось из Лучезарной Медины, от дома Пророка (мир ему и благословение), вот с этого места. Таким образом, это место, где происходили события, связанные с жизнью сподвижников (мир ему и благословение).

Но Всевышним было суждено другое. Когда до Усамы дошла весть, что Пророк (мир ему и благословение) покинул этот мир, он вместе с войском вернулся в Медину, чтобы вместе с другими попрощаться с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Затем войско заново снарядилось для отправки в Шам, но уже под руководством Абу Бакра Сиддыка. Это было его первым делом на посту халифа».

Первое, что сделал Абу Бакр Сиддык – отправил войско Усамы, но попросил его оставить с ним Умара (да будет доволен им Аллах) для помощи в делах государства».