Каждый раз когда пишу тот или иной материал по Сирии, находятся люди, которые задаются вопросами о том, а зачем нам вообще нужна Сирия, что у нас, своих проблем нет? Зачем мы туда лезем, в какую-то далекую и чуждую нам страну. Волнуемся о том, что в ней происходит. Эта тема достаточно обширная и в двух словах тут всего не расскажешь, поэтому пишу для всех кто задаётся такими вопросами отдельную статью.

Не понимают зачем нам Сирия обычно все, без разницы какие у человека политические и мировоззренческие взгляды. Не понимают зачем нам Сирия в равной степени как социалисты и коммунисты, так и охранители с либералами. По этому, прочитать этот пост полезно будет всем.

Наши Сограждане

Начнём с самого банального, в Сирии живёт более 100 000 наших сограждан, которые остались там после развала СССР, это семьи военных и технических экспертов которые во второй половине двадцатого века организовывали военную промышленность суверенной Сирии, участвовали в создании военных объектов, работали в порту Тартус и так далее. Мы обязаны защищать наших граждан и соотечественников на территории всего земного шара, где бы они не находились. По этому для защиты своих сограждан мы можем ввести военные силы в Сирию хоть сегодня.


Порт Тартус

Военно-морской пункт обеспечения в Тартусе, это один из важнейших стратегических объектов для России в котором могут базироваться наши корабли любого ныне существующего класса. Благодаря этому порту наш флот может спокойно действовать и защищать интересы нашей страны в Средиземном море и на ближнем востоке. В случае если будет свергнут Башар Аль-Асад и к власти придёт прозападная марионетка, соглашение о аренде порта будет расторгнуто, а вместе с тем мы потеряем и возможность отстаивать свои интересы благодаря нашему флоту на юге Европы, на Севере Африки и на ближнем востоке.

Через несколько лет после того как СССР получил порт в аренду, наша военно-морская группировка в средиземном море (а именно 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР) уже могла практически на равных противостоять 6-ому флоту ВМФ США дислоцирующемся в средиземном море. Без порта Тартус - это было бы не возможным. То, что сейчас у нас флот не представляет столь большей угрозы для блока НАТО, это не значит что порт Тартус нам не нужен. Надо просто наращивать свои силы.


Военно-Экономическое сотрудничество

Тут сначала хотелось бы забежать немного назад, в Историю. Вопрос военно-экономического сотрудничества - был одним из ключевых вопросов, почему мы должны были вступиться за Ливию. В которой наша страна реализовывала множество контрактов на огромные денежные суммы. В Ливии мы занимались строительство железной дороги, обучением экспертов в нефте/газовой отрасли. Наши нефтяные компании оказывали помощь Ливийской власти в разработке месторождений на территории Ливии. И в этом плане, нам нужна наша армия и флот, для того чтобы иметь возможность защитить свои государственные корпорации, которые действуют по всему миру, а потому, наша армия и флот должны также иметь возможность действовать, по всему миру. А для этого нам нужны военно-морские порты, авиабазы, страны союзники и так далее. Это то самое правило, что политика вытекает из экономики. Вслед за нашими экономическими интересами должны идти интересы политически военного характера. Те страны, с которыми мы имеем развитые экономические отношения, а главное, если это сотрудничество носит для нас стратегический характер, такие страны автоматически попадают в зону нашего протектората как СверхДержавы. Ни одна страна никогда не скажет, что она находится под протекторатом другой более сильной страны. За 17,18,19 и начало двадцатого века, человечество так наелось предательства друг от друга по подписанным союзным договорам, что их по сути больше никто не заключает.

Слова с подписью и печатью не значат в современном мире ничего. Если ты хочешь иметь с какой либо страной настоящие союзные отношения, в том числе и гарантии военной поддержки в случае чего, тебе в первую очередь нужно развивать с ней экономические отношения. Когда ты "инвестируешь" в неё а она в тебя. Собственность, наши производственные мощности на территории другой страны, торговля - гораздо более лучшая гарантия союза, чем подпись с печатью на бумаге.

С Сирией, уровень нашего военно-экономического сотрудничества, не так высок, как был с Ливией. Однако, сотрудничество есть. И Сирия в своё время просилась в таможенный союз, то есть, была готова перейти на новый уровень экономического сотрудничества с нами. По этому, Сирия, объективно говоря, должна находится под нашим прямым протекторатом. И не мы должны ждать, когда МИД Сирии пришлет нам письмо, что им требуется военно-техническая помощь в связи с агрессией третьей страны. А мы должны как Сверхдержава заявлять: "только суньтесь в дружественную нам страну Сирию, мы встанем за неё и всем покажем где раки зимуют". Мы должны показывать, что Сирия - под нашим протекторатом.

Враг моего Врага

Мировая политика, это война на уничтожение которая идёт любыми возможными методами. Это не сборище друзей и товарищей по земному шару которые ведут светские беседы и милы шутят. Эта война и как и любая другая война - она не знает пощады. Крупные страны ведут экономические экспансии, гонку технологий, наращивают свою армию и своё военное-присутствие по всему миру.

В мире не так много Крупных игроков на мировой арене. На данный момент это конечно США, Китай, Европейский Союз, Индия, Россия, Бразилия. Есть конечно и региональные державы, которые конечно сильны, но только в своём регионе. Одной из таких стран можно считать Иран например. Все остальные страны, по сути, лишь выбирают, с кем они будут сотрудничать и под чьим протекторатом находится. Так, Белоруссия находится под протекторатом России, а Латвия под протекторатом Евросоюза. Все мы это прекрасно понимаем, но никто не говорит об этом вслух. И так, абсолютно со всеми странами.

Та же страна, которая по объективным или не очень причинам, становится врагом моего врага, автоматически становится если не нашем другом, то инструментом, с помощью которого мы можем ослабить своего противника. Которому мы можем так или иначе помочь в борьбе с нашим теперь общим врагом.

Всё это - достаточно общие причины, по которым мы должны поддерживать Сирию, но отнюдь не самые главные. Две самых главных причины будут представлены ниже:

Газ, Трубы и влияние

Надо сказать, что на данный момент, мы имеем определённое влияние на страны Евросоюза, так как поставляем им газ, которым они отапливают свои дома и сжигая которая производят электроэнергию. Благодаря этому мы получаем огромное поле для экономического шантажа Европейских стран грозясь им перекрыть трубу или поднять цены. Это влияние для нас выгодно как с точки зрения политической стороны вопроса, так конечно и с экономической.

На карте выше, вы ведите расположение газовых трубопроводов и обозначение "газовое месторождение Южный Парс"

Северное/Южный Парс — супергигантское нефтегазовое месторождение, крупнейшее в мире. Находится в центральной части Персидского залива в территориальных водах Катара (Северное) и Ирана (Южный Парс). Северное и Южный Парс разделены тектоническим разломом. Оба они является самостоятельными разновозрастными залежами: Северное — поздним мелом, а Южный Парс — триасового возраста.

Запасы Северное/Южного Парса оценивается в 28 трлн м³ газа и 7 млрд тонн нефти (45 млрд баррелей).

Источник - Wiki

Так вот, с одной стороны, Иранцы могут протянуть трубу через Ирак в Сирию, что обеспечит эти три страны дешевым газом которого хватит очень надолго. Этот газ может обеспечить той же Сирии достаточно хороший толчок к развитию. С другой стороны, Катар может протянуть трубу с газом через Сирию в Турцию, оттуда в Грецию и далее в Европу, что позволит Европе вообще отказаться от нашего Российского газа, и выйти из под определённого влияния.

Оценить ущерб нашей экономике в случае, если этот проект завершится успешно по хорошему не возможно. Тем более, если следующей страной для атаки после Сирии станет Иран. Мы потеряем и огромные средства, благодаря которым сейчас держимся на плаву, а могли бы модернизировать нашу эконому и проводить новую индустриализацию. И остатки влияния над Европой, которая сможет нас слать по известному адресу, если не будет зависеть от закупок нашего газа.

Именно по этому, мы должны держаться за Сирию когтями и зубами, чтобы власть Асада ни в коем случае не пала и этот газопровод не был построен.

Ваххабиты

Боевики в Сирии которые воют против Асада и получают финансовую, организационную помощь а также вооружение от западных стран, являются ваххабитами, носителями идеи построения всемирного Халифата, ядром которого станут бывшие светские страны на ближнем востоке. А вот следующей периферией, Кавказ и Поволжье.

Я написал уже с десяток статей о ваххабизме, его генезисе, структуре и о том, с какой скоростью он распространяется у нас в стране. Писал и о том, что ваххабиты, которые сейчас воют в Сирии, это в том числе и ваххабиты из России, с Кавказа, из Дагестана, с Поволжья, из Казани и так далее. Это террористы которые набираются в Сирии боевого опыта и возвращаются в Россию бывалыми солдатами, которые будут вести террористическую и партизанскую деятельность у нас, тут.

При этом, даже небольшие группы ваххабитов, которые уже есть в нашей стране могут нанести значительный урон нашей инфраструктуре и стратегически важным объектам. В случае же, если Сирия падёт, весь этот Ваххабитский Интернационал отправится на священную войну не куда нибудь в далекую и чуждую нам страну, а сюда, в Россию, в Махачкалу и в Ростов, в Грозный и Казань.

И весь этот хаос который мы наблюдаем последние два года в Сирии, мы будем не обсуждать в уютном бложике, а будем наблюдать прямо у себя под окнами. На данный момент, Сирийская армия уничтожила уже не менее 100 000 боевиков, но они, как вы можете наблюдать, всё продолжают и продолжают прибывать в Сирию. И точно также, они будут прибывать в нашу страну. Это не считая того ваххабитского банд подполья которое уже существует и того которое каждый день вербуется среди мигрантов из азиатских стран, Узбекистана, Таджикистана и так далее.

В случае если Сирия падёт, партизанская война с Ваххабитами переместится в Россию. А пока она идёт в Сирии, мы можем поддерживать Сирийскую армию техникой, вооружением, военными специалистами, которым тоже надо набираться опыта смотря на боевые действия с новым противником. И при этом. сейчас мы имеем возможность чистить наше банд подполье у себя. Если же Сирия падёт, будет уже поздно.

Совокупно

По совокупности выше описанных причин, получается, что Сирия носит для нашей страны стратегическое значение первостепенной важности. Лишившись Сирии как негласного союзника и страны над которой мы осуществляем свой протекторат, наш флот потеряет порт Тартус и возможность эффективно и постоянно действовать в средиземном море.

Мы потеряем многие миллиарды из-за прекратившегося военно-экономического сотрудничества между нашими странами. Ещё большие, не поддающиеся подсчёты сумму мы потеряем в течении нескольких лет после того, как по территории Сирии пройдёт трубовопровод газа в сторону Европу. Мы потеряем козырь в рукаве, который позволяет нам сейчас отстаивать свои интересы в спорах с Европейскими странами. И в течении года в нашей стране развернётся кипучая террористическая и партизанская деятельность обширного ваххабитского банд подполья.

Сможет ли наша страна, пережить такую потерю. Да, возможно сможет. Но если мы растеряем последние козыри, союзные страны, и будем погружены в многолетнюю борьбу с ваххабитами на собственной территории, о ведущих позициях на мировой арене и о улучшении жизни наших граждан можно будет забыть.

Зачем нам эта война в Сирии, которой нет конца, в которой мы уже потеряли десятки своих военнослужащих, несколько самолетов и вертолетов, а Алеппо так и не взято? Кого мы поддерживаем в Сирии, стране, где никогда не было свободных выборов, став мишенью критики и ЕС, и США? Нам не на что потратить деньги внутри страны? У России нет внутренних проблем?

Таков примерно основной круг вопросов, которые задают, пытаясь смутить совесть российских граждан, пристрастные западные критики, безнадежные отечественные либералы, обыватели всех мастей и просто дураки. Надо ли им отвечать? Да, надо. Потому что именно в этом случае перед нами как раз пример того, как надо действовать, чтобы с наибольшей эффективностью и экономией средств добиться наилучших показателей сразу по всем статьям. Это один из редких в истории России примеров такого рода, которых, как хотелось бы надеяться, будет становиться все больше.

Почему надо гордиться операцией в Сирии

Итак, давайте перечислим в порядке важности причины, почему операцией в Сирии надо гордиться и почему она является, вероятно, самой экономически выгодной в российской истории и, безусловно, самой бескровной. За более чем год боевых действий число официально погибших российских военных в Сирии составляет около 20 человек. Возможно, неофициально, включая членов ЧВК, - несколько больше. Мы преклоняемся перед мужеством этих людей и их боевых товарищей, выбравших в своей жизни, пожалуй, главную профессию - Родину защищать.

Что можно делать в Сирии с таким же успехом, как в Таджикистане, Рязанской области или где-либо еще. Мы скорбим вместе с членами их семей - они знали, на что шли, потому и герои. Но при этом мы не должны забывать и другое. Их друзья и товарищи, все российские военные, которые сейчас находятся в Сирии или уже прошли через нее, получили бесценный опыт современной войны, с достаточно серьезным противником, в том числе обученным весьма передовыми в военном отношении странами.

Это означает, что в случае военного конфликта прошедшие обкатку в Сирии российские военнослужащие будут еще лучше знать, как сохранить жизнь себе и своим товарищам, как нанести врагу максимальный урон, используя новейшие военно-технические средства. Это значит, что в случае более серьезной войны потерь в российской армии будет меньше, чем могло бы быть, что многие, кого должны были убить, выживут.

Или. Внимание! В этом конфликте никто не погибнет вообще, потому что его… не будет. Не будет прежде всего именно потому, что никто не захочет связываться с армией, которая умеет хорошо воевать и победить которую поэтому весьма проблематично. Лучше сесть за стол переговоров и обо всем договориться.

Будет меньше потерь в Большой войне, или ее не будет совсем

Обратим внимание, что именно этот подход демонстрирует сейчас избранный президент США Дональд Трамп. Ведь дело не в том, что он очень полюбил Путина и поэтому не хочет связываться с Москвой ни в Сирии, ни на Украине. Трамп и его окружение - лихие ребята, и с удовольствием применили бы кулаки. Однако, они знают, что Штатам лучше не связываться, что русская армия - очень крепкий орешек, что об нее можно обломать зубы, поэтому лучше договориться по-хорошему.

А откуда США узнали о том, что с русскими лучше не связываться? И признали это. А не в Сирии ли тут дело, в том числе. Скрытно, в обстановке полной секретности собрались, стремительно прибыли, спасли сирийское правительство накануне коллапса, повернули ход войны в другую сторону, нанося по террористам точечные эффективные удары - самолетов, вертолетов, из артиллерийских систем, применяя новейшие вооружения, связь, системы ПВО, демонстрируя великолепную выучку и эффективность. Восхищение иногда трудно было скрыть, хотя на публику на Западе говорят: бомбят детей, женщин, госпиталя.

Еще недавно в России с гордостью говорили, что она - "великая дипломатическая держава". Да, была и остается таковой. Но почему же до последнего времени ее никто не слушал, на что часто жаловались и президент страны и глава МИД? Да потому, что у России еще не было такой сильной, мобильной, эффективной и при этом компактной армии, потому что летчики из-за экономии топлива мало летали, а ВМФ славился в основном своими флотскими оркестрами. Поэтому наши западные "партнеры" музыку слушали с удовольствием, но Россию не ставили ни во что.

А, значит, однажды могли поддаться искушению проверить ее на прочность - не за столом переговоров в ООН или в Женеве - а где-нибудь в Черном море, на Кавказе, в Крыму или - для начала - в Средней Азии. Теперь, после Сирии, это даже в голову никому не придет.

Сбережем военную технику и жизни военнослужащих в любых конфликтах

Не разбирающиеся в военном деле могут сказать, жалко не только людей, но и военную технику. Даже потеря нескольких самолетов и вертолетов - это большие деньги. Если бы не воевали в Сирии, были бы целыми.

Как это напоминает то, что в СССР говорили до Великой Отечественной войны, да и в царской России тоже, где серьезные маневры старались не проводить, чтобы не терять "напрасно" боевую технику. Это - роскошь, она пригодится для войны. Чтобы заранее не утопить корабль, не разбить самолет…

Все это приводило к тому, что когда начиналась война, то недоучившиеся в мирное время солдаты, матросы и офицеры теряли самолеты, танки, корабли в больших количествах, и гибли сами, становясь легкими жертвами тех армий, которые не экономили на маневрах и были готовы потерять на них некоторое количество военной техники и даже человеческих жизней, чтобы на войне нести минимальные потери и иметь неплохие шансы выжить. Потери в живой силе и технике в Сирии - из этого ряда.

Они означают, что не только не будет, скорее всего, Большой войны, но и в малых конфликтах, которые неизбежны, будет реализована так и не сбывшаяся советская мечта: "малой кровью и на чужой территории". Кровопускания на своей земле Россия больше не допустит, сейчас это говорится вполне официально. Кто экономит технику таким образом, т.е. в относительно льготных условиях, тот лишится ее в первые же дни настоящей войны. Всей.

Да, российская группировка в Сирии насчитывает лишь порядка 4000 военнослужащих, примерно 70 самолетов и вертолетов, что составляет лишь 2% российской боевой авиации, однако - благодаря ротации - эту школу уже прошли и другие летчики, вертолетчики, спецназовцы, бойцы ПВО, моряки, получив свой бесценный опыт. Как вы думаете, почему, скажем, украинская армия, состоящая из того же самого человеческого материала и достаточно хорошо вооруженная, так плохо себя показала в Донбассе и вообще никак в Крыму? Да просто потому, что она давно не воевала, разучилась воевать, в лучшем случае умела лишь умирать, хоть и за неправое дело, но вполне по-русски.

Рекламируем и улучшаем вооружения

Потрясающие по своей эффективности действия России в Сирии, осуществляемые в условиях максимальной открытости благодаря новой, дружественной для мировых СМИ политике Минобороны, привлекли огромный интерес к русскому оружию, которое блестяще проявило себя в Сирии. Это и знаменитые "Калибры", и новейшие Су-35С, проверенные временем, надежные Су-24М, Су-25СМ, Су-30СМ, грозные ударных вертолетов Ми-24, Ми-28 и Ка-52, уникальные средства связи, потрясающе "умные" прицелы и боеприпасы, вызывающие неподдельное восхищение у американских и европейских специалистов. За всем этим, как за горячими пирожками, уже выстраиваются очереди международных покупателей, как на огромном авиакосмическом салоне.

В результате, по данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, на октябрь 2016 года портфель экспортных заказов вооружений России достиг 52 миллиардов долларов, в текущем году страна получит от его реализации не менее 15 миллиардов долларов. А это еще и тысячи рабочих мест на предприятиях российского ВПК, проведение НИОКР, чего так не хватало долгое время российской экономике.

А выявленные в Сирии "недостатки" российской военной техники. Об этом открыто говорят и министр обороны Сергей Шойгу, и президент России Владимир Путин. И не просто говорят - все выявленные проблемы быстро устраняются. Уже одно то, что это честно признают, - свидетельство силы, доверия к конструкторам и уверенности в себе. Речь-то идет о сущих мелочах, которые можно легко и быстро устранить, и это производит не менее сильное впечатление, чем рапорты об успехах. Покупателей меньше от этого не становится! Даже наоборот.

Россия демонстрирует принципиальность и завоевывает сердца

А какое благоприятное впечатление производит на самом деле в мире союзническая верность России! Ведь на месте Сирии мог оказаться любой другой арабский режим. У Ливии не было таких исторически тесных связей с Россией - и где сейчас Ливия? Москва действует в Сирии с разрешения, по просьбе ее законного правительства. А то, что в Сирии не проводится честных выборов, это совсем ничего не значит. В этом регионе это происходит только в Израиле. А так бы и в Египте были бы сейчас у власти демократически избранные "братья-мусульмане", если бы их лидера военные не посадили в тюрьму. Это было бы хорошо?

Хорошее впечатление производит еще и следующее: никому не нравится, если великие или региональные державы хозяйничают у кого-то дома, не спрося разрешения. Москва спросила его у Дамаска и получила.

Кроме того, - и это очень важно - все видят, что Москва может реально помочь даже тогда, когда ей это не вполне выгодно, но если того требуют честь и взятые на себя Россией обязательства.

Экономическая подоплека сирийского конфликта

Если кто-то не понял, поясняю. Об этом очень внятно написал в русскоязычном издании Forbes генеральный директор "УК Спутник - Управление капиталом" Александр Лосев.

До начала сирийского конфликта активно разрабатывались планы стратегического межарабского энергетического сотрудничества, к которым планировалось подключить Турцию и Евросоюз. И территория Сирии играла в этом ключевую роль. Транзит через нее нефти и газа по трубопроводам к терминалам на побережье Средиземного моря представлялся для Ирана, Ирака, с одной стороны, и Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ, с другой, более безопасным и более экономически выгодным, чем морским путем. На танкерах - из Персидского через Аденский заливы, где нередко царят напряженность и даже - в последнем случае - промышляют пираты, потом - через Красное море и Суэцкий канал. Однако, трубу, которую было не сложно построить, могла заполнить либо "шиитская", либо "суннитская" нефть. Какая именно, зависело от Сирии, в территорию которой она упиралась.

Естественно, в Дамаске выбрали "шиитскую" - из Ирана и Ирака, которым теперь тоже управляют шииты. Это и привело к тому, что на Башара Асада так ополчились те, кто оказывался не у дел. Именно поэтому - а вовсе не из-за нарушения "прав человека" - религиозные фанатики и обычные наемники из перенаселенных арабских городов по всему Ближнему Востоку быстро заменили и подменили собой сирийских оппозиционеров Асаду, которые давно бы уже помирились со своим правительством, если бы не этот фактор и иностранное финансирование.

А при чем тут Россия?

Спросите, а при чем тут Россия и почему она ведет себя благородно? Все очень просто. Если бы такой трубопровод был построен, это бы нанесло серьезный удар по российским газовым и нефтяным поставкам в Европу и Турцию. В настоящее время треть энергоносителей, потребляемых в странах ЕС, поступает из России. Значительная часть Центральной и Юго-Восточной Европы использует только российский газ. Чистая выручка "Газпрома" от продаж газа в Европу составила в 2015 году 2,16 триллиона рублей.

В этом году она будет еще выше. Экспорт российской нефти в Европу составляет ежегодно 160-170 миллионов тонн. Ввод в строй трубопроводов из Персидского залива мог привести к потере Россией примерно половины европейского рынка углеводородов, снижению цен на энергоносители, внутреннему финансовому кризису, чудовищному удару по всей экономике России, завязанной пока, увы, во многом на сырьевой сектор.

Западные санкции против России могли бы быть жестче

Ну, а в случае обострения отношений с Западом, в частности, из-за осуществленного им русофобского переворота на Украине, России грозили бы куда более серьезные санкции, как, например, Ирану, у которого они съели 12% ВВП. К России, чтобы та ненароком не отключила европейцам в виде мести газ, отнеслись куда мягче, без заморозки счетов, отключения от международной платежной системы SWIFT и жесткого эмбарго на торговлю и технологии.

И все это не состоялась только потому, что этот трубопровод так и не был построен. Поэтому, если быть предельно циничным, в интересах России: поддерживать нестабильность в регионе, чтобы он никогда не был построен; обкатывать и закалять в Сирии своих военнослужащих, чтобы с ней считались в мире; продолжать перемалывать в ходе текущего конфликта террористические кадры, в том числе из своей и соседних стран, отвлекать на Сирию головорезов и их спонсоров; тестировать и рекламировать на продажу военную технику. Иными словами, избегать собственных потерь и тянуть время.

Москва действует иначе

Но Москва действует иначе - она помогает победить террористов доверившемуся ей правительству Сирии. Хотя, если наступит мир, и противники Дамаска смирятся с тем, что по трубе пойдут "шиитские" нефть и газ (или "шиитско-суннитские", если противники договорятся), России от этого будет так же плохо, как и от "суннитских" и вообще от любых энергоносителей из региона Персидского залива.

Такое уже недавно было, когда Россия, исходя из чувства справедливости, помогла заключить Ирану "ядерную сделку" с Западом в обмен на отмену санкций. Американские партнеры тогда выражали недоумение: зачем вы это делаете, ведь это вам невыгодно?! После отмены санкций Иран начнет продавать энергоносители, будет невольно или сознательно сбивать цены на них, от чего вы так зависите, а на вырученные средства будет торговать скорее с нами, чем с вами. Но Россия уже на этом примере показала, что уважение к другим странам и политика добрососедства являются для нее приоритетом, а вовсе не эгоистичные, торгашеские соображения. Иран это оценил, это ценит и Сирия. Помогая таким образом другими странам, Москва выгадывает, в конечном счете, больше. Доверие и благодарность тоже многого стоят.

Россия воюет с международным терроризмом вдали от дома

Мало кто задумывается также о том, что, помогая сирийским властям в борьбе с международным терроризмом, Россия ведет войну с ним там, а не здесь. По различным данным, в рядах запрещенных в России ИГИЛ и "Джебхат ан-Нусры", других террористических группировок воюют от 7 до 10 тысяч выходцев из России и стран СНГ. Многие уже не воюют.

По данным Генштаба ВС России, с начала операции в Сирии ВКС уничтожили около 35 000 боевиков, немало из которых были, увы, "соотечественниками". И уничтожали их не на улицах российских городов, где не применишь ни бомбардировщики, ни вертолеты, ни мощные бомбы, а в сирийской пустыне. Сколько было сэкономлено жизней граждан России - спецслужебников, полицейских и обычных мирных граждан, в том числе критиков нынешней власти! Вместо них страдают сирийцы, междоусобица между которыми сделала Сирию добычей спонсируемого извне международного терроризма, который едва не уничтожил эту некогда самую светскую и спокойную на Ближнем Востоке арабскую страну.

Даже страшно представить, что было бы, если бы Сирия не притягивала к себе склонные к насилию элементы из России и стран СНГ. Если бы эти люди остались дома, а не отправились умирать на чужбину. Ведь тогда к ним "на помощь" неизбежно отправились бы те, кто воюет сейчас с сирийской армией и ее союзниками. Какая разница, за что получать деньги. "За Аллаха" ведь можно воевать везде.

Они направились бы для начала в Среднюю Азию, чтобы вместе с местными экстремистами на деньги Сороса обрушить ее и создать исламистский халифат, породить миллионные потоки настоящих беженцев в Россию, а затем - вперед по их стопам. Между тем, для прикрытия протяженных южных границ России потребовалось бы несколько общевойсковых армий численностью до 120 тысяч военнослужащих и многое другое. Прежде всего, огромные деньги. По оценкам военных экспертов, это минимум 300 миллиардов рублей в год. Минимум.

Цена вопроса

А какую цену, зададим последний вопрос, платит Россия за все эти дивиденды? По оценкам российских властей, за год на войну в Сирии было потрачено примерно 60 миллиардов рублей. Агентство Bloomberg, явно преувеличивая, полагает, что война в Сирии обходится России на сумму свыше 3 миллионов долларов в день. Американцы судят по себе: русские военные умеют все делать дешевле, и при этом более эффективно, чем их собственные. Такая вот цена вопроса. Прямо скажем - мизерная по сравнению со всеми выгодами, которые налицо, причем буквально во всех отношениях. Столь разумной и успешной операции Россия не проводила уже очень давно.

Относительно причин начала сирийской кампании и реальных задач, поставленных перед ВКС РФ, существует множество версий и гипотез.

Официальная позиция властей - борьба с терроризмом на дальних подступах. Одна из точек зрения, распространенных в интернете - защита интересов Газпрома в виде недопущения строительства "катарской трубы". Однако обе этих версии вызывают один важный вопрос: почему операция ВКС РФ в Сирии началась лишь осенью 2015 года, а не на год-другой раньше?

Война в Сирии началась еще в 2011 году и уже к 2013-му приняла такие масштабы, что возникла серьезная угроза как власти Башара Асада, так и целостности страны. ИГИЛ тоже возникло довольно давно и террористический характер организации стал очевиден практически сразу.

Не секрет, что бороться с любой угрозой следует как можно раньше, пока она не приняла угрожающих масштабов. Поэтому, если бы в Кремле действительно больше всего были обеспокоены угрозой распространения терроризма с Ближнего Востока на территорию России, то включаться в борьбу и оказывать помощь Башару Асаду следовало начиная с 2012-2013 годов.


То же самое касается и версии про "катарскую трубу". Реальная угроза военного поражения Башара Асада и смены власти в Сирии возникла еще в 2013-м году - тогда и надо было включаться, если бы главной задачей было недопущение "катарского потока".

Кроме этого, версия про "катарскую трубу" абсурдна чисто экономически. В краткосрочной перспективе катарская труба не несет Газпрому никакой угрозы, потому что строительство трубы - дело не быстрое. Пока закончится война (которой конца-края не видно), пока будет построена труба - пройдут годы. Это даже не пара лет, а лет пять-шесть, не меньше. А то и все десять.

Что же касается долгосрочной перспективы, то сохранение власти Башара Асада не дает никаких гарантий, что катарская труба не возникнет в дальнейшем. Во-первых, Башар Асад не вечен, все равно его рано или поздно сместят. Во-вторых, Сирии на восстановление нужны будут деньги, поэтому сирийцы сами будут заинтересованы в строительстве катарской трубы - с Асадом или без Асада.

Операция ВКС РФ не решает проблему возможного появления "катарской трубы" в долгосрочной перспективе. А в краткосрочной перспективе подобной проблемы просто не существует. Поэтому версия про "катарскую трубу" абсурдна и вызвана технической и экономической безграмотностью ее сторонников, страдающих газпромоцентризмом в запущенной стадии.

Официальная версия про борьбу с терроризмом на дальних подступах, как показано выше, тоже вызывает некоторые вопросы в связи с поздним началом операции.

Конечно, угроза дестабилизации Кавказа в случае победы ИГИЛ в Сирии существовала, однако эта угроза возникла задолго до 2015-го года.

Почему же операция ВКС РФ началась в конце 2015 года, а не раньше?

Может быть раньше думали, что Башар Асад справится своими силами?

Вряд ли. В такую наивность российских стратегов почему-то не верится. Еще в 2013-м году положение Башара Асада крайне осложнилось и сирийские власти потеряли контроль над значительной территорией, в том числе над частью Дамаска. Думать, что из этой ситуации Башар Асад выпутается своими силами было просто глупо. Тем более, что в Кремле и генштабе прекрасно понимали, кто стоит за сирийской оппозицией и ИГИЛ.

Еще в 2013-м году стало понятно, что дело идет к уничтожению режима Башара Асада и без внешней помощи это становится совершенно неизбежным.

Тогда почему операция ВКС РФ началась лишь в конце 2015 года?

Может быть требовалось время на подготовку?

Подготовка большой военной операции - дело серьезное. Но военная наука в том и состоит, чтобы проводить подготовку военных операций не только серьезно, но и достаточно оперативно. Если заниматься планированием операций по два года, то никогда нельзя будет их осуществить - за два года ситуация так изменится, что надо будет готовиться заново.

Подготовка операции ВКС РФ могла занимать несколько месяцев, может быть полгода, но никак не два.

Может быть дело в Башаре Асаде, который не хотел просить Россию о военной помощи раньше? Тоже вряд ли. Положение Башара Асада еще в 2013-м году так осложнилось, что предложи ему Россия вариант с участием ВКС РФ - он бы согласился уже тогда.

Получается труднообъяснимая задержка с началом операции ВКС РФ - задержка примерно на год-полтора.

Эта задержка не имеет объяснений в рамках официальной версии о борьбе с терроризмом на дальних подступах. И в рамках версии о "катарской трубе" тоже, что очень характерно.

Но если отложить официальную версию (а заодно и версию о "борьбе с катарской трубой") в сторону и отталкиваться именно от времени начала операции, пытаясь понять ее причины исходя из хронологии событий - все становится гораздо более понятно и по времени и по целям.

Давайте вспомним, какие важные события предшествовали операции ВКС РФ в Сирии:

Март 2014 года - возвращение Крыма.
Май 2014 года - визит Буркхальтера, начало войны в Донбассе.
Сентябрь 2014 года - подписание первых минских соглашений.
Декабрь 2014 года - остановка реализации проекта Южный поток, падение цен на нефть, обвал рубля.
Февраль 2015 года - подписание вторых минских соглашений.
Май 2015 года - указ о засекречивании потерь.

Одновременно с этим начиная с середины 2014 года начался ввод и постепенное расширение западных санкций, а также попытки Кремля выработать ответные меры и мотивировать Запад отменить санкции.

Казалось бы, при чем здесь вообще Сирия?

А вот, при чем:

Вплоть до апреля 2014 года у Кремля все было, образно выражаясь, шоколадно. Провели "самую лучшую в истории олимпиаду", триумфально вернули Крым, полным ходом шло строительство Южного потока, после завершения которого (планировалось на 2015-й год) была бы резко снижена зависимость от ГТС Украины со всеми вытекающими. И цены на нефть были высокими, что позволяло уверенно смотреть в будущее и строить оптимистичные планы по дальнейшему "вставанию с колен".

Вплоть до весны 2014 года состояние дел в Сирии и положение Башара Асада не слишком заботило Кремль. Правда Путин в 2013-м году помог Асаду избавиться от химического оружия и тем самым лишил США удобного повода закидать Дамаск томагавками, однако на этом свою миссию Кремль в тот момент счел выполненной и никакого участия в сирийской войне не планировал.

Обратите внимание, что никто в 2014-м году не стращал российских телезрителей рассказами про страшных ужасных террористов из ИГИЛ, которые мечтают добраться до России и с которыми нужно начинать борьбу на дальних подступах. Хотя ИГИЛ и террористы на тот момент уже были. Но для российского телезрителя в то время была другая, более сочная картинка - страшные ужасные украинские бандеровцы и правосеки, устроившие майдан и собирающиеся воевать с Россией. Банредовцы с правосеками были и ближе (прямо у российской границы) и понятнее в их ненависти к России и русским.

Защитив Крым от бандеровцев с правосеками, Кремль заработал себе имидж спасителя и защитника в глазах российской аудитории и уверенно этот имидж эксплуатировал, обещая защитить и Донбасс, если кто-то посмеет устраивать там бесчинства.

До некоторого момента в Кремле думали, что так и будет - наваляют украинским карателям на юго-востоке Украины и все закончится в лучшем виде. Чем планировали закончить дело - созданием Новороссии или сменой власти в Киеве - трудно сказать, но ясно одно - еще в апреле в Кремле полагали, что события на Украине будут развиваться под их диктовку.

Начиная с мая 2014 года планы Кремля быстро "поплыли".

Все началось с того, что в Москву нанес визит Буркхальтер, который предъявил столь веские аргументы и доводы, что Кремль сразу же был вынужден отказаться от Новороссии и Донбасса.

После этого возник формат Нормандской четверки, в рамках которой партнеры доступно объяснили Кремлю, что для сохранения отношений необходимо признать результаты выборов на Украине (то есть Порошенко), что Путин и сделал.

Затем случился инцидент со сбитым Боингом.

Начался ввод санкций.

Результатом всей цепочки событий от визита Буркхальтера до сбитого Боинга и санкций стало подписание первых минских соглашений и официальное объявление о том, что Донбасс - это часть Украины.

Год, который начинался с больших побед и репутационных приобретений (олимпиада, Крым) - заканчивался тяжелыми ударами по репутации, причем репутация Кремля страдала как внутри страны, так и на международной арене.

В глазах российской общественности Кремль начал превращаться из защитника и спасителя в предателя и пораженца. В глазах мировой общественности Кремль превращался в агрессора и нарушителя международных законов.

Репутационные потери внутри страны вели к тому, что выиграть очередные выборы становилось крайне непросто. Репутационные потери на международной арене вели к изоляции и санкциями, а значит к снижению доходов и как следствие - к ухудшению экономической ситуации, которая опять же создавала сложности для победы на очередных выборах.

Одним из следствий стало прекращение проекта Южный поток, на который в Кремле возлагали большие надежды. Остановку этого проекта можно рассматривать как разновидность санкций, введенных Западом после украинских событий.

В конце 2014 года, после падения цен на нефть и вызванного этим обвала рубля, положение Кремля осложнилось еще сильнее.

Далее последовало подписание вторых минских соглашений, которые с одной стороны лишний раз подтвердили отказ Кремля от Донбасса, а с другой стороны - в новых соглашениях был прописан срок их реализации - до конца 2015 года.

После этого в Кремле, судя по всему, и начали искать способ выкрутиться из сложившейся ситуации, чтобы восстановить репутацию, переключить внимание российской аудитории с провала в Донбассе на что-нибудь успешное и победоносное, а заодно и вернуть позиции в мировой политике - доказать, что Россия не агрессор и нарушитель международных законов, а наоборот защитница мирового порядка, стабильности, целостности, борец с терроризмом и так далее и тому подобное.

Тогда видимо и было принято решение принять участие в сирийской войне, чтобы заработать на этом репутацию борца с международным терроризмом как с общепризнанным злом, защитить целостность Сирии и показать российской аудитории, как Россия может мочить супостата, защищая безопасность своих граждан.

Обратите внимание, что в мае 2015 года был издан указ президента о засекречивании потерь - это явно был один из этапов подготовки к сирийской кампании, которая началась в то время.

Вероятно подготовка к сирийской операции началась в апреле-мае 2015 года.

Это полностью согласуется как с началом кампании в сентябре (подготовка заняла около 5 месяцев, что вполне правдоподобно), так и с предшествовавшими событиями.

После санкций, прекращения Южного потока, падения цен на нефть и обвала рубля в конце 2014 года Кремлю стало очевидно, что надо срочно восстанавливать репутацию, иначе невозможно будет ни избавиться от санкций, ни пережить очередные выборы в стране.

После подписания вторых минских соглашений Кремлю понадобилось нечто такое, чем можно будет отвлечь внимание российской аудитории в конце 2015 года, когда подойдет срок реализации, и далее - на весь 2016-й год, чтобы поменьше показывать происходящее в Донбассе.

Нужен был сильный отвлекающий фактор как на случай реализации минских соглашений в конце 2015-го и в течение 2016 года, так и на случай продолжения вялотекущей войны в Донбассе с непрекращающимися обстрелами населенных пунктов.

Таким отвлекающим фактором и стала операция ВКС РФ в Сирии.

Реальные цели и задачи операции ВКС РФ можно сформулировать следующим образом:

1. Переключить внимание российской аудитории с Донбасса на Сирию, с ужасных бандеровцев и правосеков на еще более ужасных террористов ИГИЛ.

2. Показать российской аудитории, как войска по приказу главнокомандующего эффективно защищают мир и спокойствие граждан России на дальних подступах - чтобы граждане думали не о том, что Путин не смог защитить каких-то "неправильных русских" в Донбассе (которые провели неправильный референдум), а о том, что Путин может и защищает их самих от террористов-исламистов, которые угрожают личной безопасности граждан РФ.

3. Вызвать у российской аудитории чувство гордости за российскую армию и лично главнокомандующего, показав, какая в России современная и эффективная армия, какие у нее крылатые ракеты, бомбардировщики, космические войска, центр управления с экраном стопятьсот квадратных метров и так далее.

4. Показать мировому сообществу, что Россия действует законно (см. обращение президента Сирии за военной помощью) и борется с угрозами международной безопасности (терроризм), причем делает это даже эффективнее, чем США, потому что США много лет не могли ничего поделать с ИГИЛ, а Россия взялась за дело - и вот, результат. Показать, что Россия охраняет и спасает мировые ценности (см. освобождение Пальмиры с ее историческими реликвиями), борется за сохранение целостности Сирии, а также помогает остановить поток беженцев в Европу, вызванный этой самой войной.

5. Добиться, чтобы Запад поддерживал диалог с Россией и активнее шел на переговоры, потому что без России невозможно решение мировых проблем, в частности достижение стабильности на Ближнем Востоке.

Цели и задачи операции ВКС РФ в Сирии можно обозначить как репутационные.

1) Восстановление репутации, пострадавшей внутри страны после сдачи Донбасса.
2) Восстановление репутации, пострадавшей за пределами страны после присоединения Крыма.

Задача, которую Кремль решает в Сирии - доказать как российской, так и мировой аудитории, что он хороший, правильный, борется за безопасность, стабильность, целостность, действует законно, защищает народ и так далее.

Одновременно с этим Кремль вынуждает Запад к диалогу и налаживанию отношений с Россией, что по задумке должно вывести на постепенное снятие санкций и признание Крыма, хотя бы даже молчаливое.

Именно этот набор целей и задач является достаточно важным и принципиальным, чтобы Кремль пошел на такой рискованный шаг как участие в ближневосточной войне.

Кремль решает в Сирии задачи, связанные с сохранением власти и выходом из-под санкций - это значительно более масштабные задачи, чем проблема какой-то одной трубы, которая к тому же и появится очень нескоро. Кремль решает задачи, от которых зависит не часть дохода Газпрома, а весь Газпром, вся Роснефть и все прочие источники дохода вместе взятые.

Кремль решает в Сирии задачи сохранения власти и восстановления отношений с Западом, со всеми вытекающими из этого газовыми потоками в Европу, снятием санкций и сохранением контроля над российской экономикой вместе с Газпромом, Роснефтью и прочими корпорациями.

Именно поэтому операция ВКС РФ в Сирии началась именно в конце 2015 года - не раньше и не позже.

Начинать ее в 2014-м году для Кремля не имело смысла, потому что в 2014-м году еще не возникли перечисленные выше задачи - цена на нефть еще была высока, санкции рассматривались как временное явление, да и свечку по Новороссии президент поставил только осенью.

Перечисленные задачи стали актуальны в начале 2015-го года, однако на принятие решения и проработку операции потребовалось время, поэтому операция ВКС РФ началась только в сентябре. Да и срок выполнения минских соглашений был установлен на конец 2015 года, поэтому именно тогда Кремлю нужно было активнее переключать внимание аудитории с Донбасса на Сирию, поддерживать свою репутацию и склонять Запад к диалогу и учету своих интересов.

Перечисленные задачи объясняют не только срок начала, но также и особенности выполнения операции с показательным калиброметанием, концертом в Пальмире и прочими внешними эффектами.

И затяжной характер операции тоже вполне объясняется указанными выше целями.

Если верить сообщениям минобороны, то за время операции уничтожено в несколько раз больше террористов, чем насчитывалось в ИГИЛ изначально. И еще втрое больше обращено в бегство. Число сброшенных бомб едва ли не больше, чем численность уничтоженных террористов - таким количеством можно было уничтожить половину вермахта, не то что базы и командные пункты ИГИЛ.

Длительность операции, разнообразие примененных средств и обилие израсходованных боеприпасов - это результат того, что в ходе операции решались в основном репутационные, имиджевые задачи, то есть операция является в первую очередь показательной.

Операция ВКС РФ в Сирии - это показательная война.

Война, главная задача которой - показывать ее по телевизору.

Предположения о том, что в сирийской войне Россия защищает какие-то весомые экономические интересы, например, связанные с нефтью и газом, оказываются либо плодом конспирологии, либо просто свидетельствуют о незнании ситуации в регионе. Война для России была и остается бессмысленной авантюрой ради неоправданных амбиций.

Когда наблюдатели пытаются объяснить на первый взгляд необъяснимое - вмешательство России в сирийский конфликт, - некоторые из них указывают на вполне материальные причины. По одной из теорий, российские компании хотели бы разрабатывать сирийские нефтегазовые богатства и рассчитывают на поддержку президента Асада в качестве благодарности за услуги по сохранению его режима. По другой теории, наши войска защищают там интересы «Газпрома». Российский монополист якобы боится конкуренции на европейских рынках, и военные действия в Сирии должны помешать планам Ирана и Катара построить через эту страну газопроводы к Средиземному морю.

Обе гипотезы не выдерживают критики. Ресурсы углеводородного сырья в Сирии по большей части существуют на бумаге, а на деле их и до гражданской войны едва хватало на обеспечение внутреннего потребления. На пике добычи в 2002 году Сирия выдавала чуть больше 600 тысяч баррелей в сутки, что никак не делало страну заметным участником мирового нефтяного рынка. Через несколько лет ежесуточная добыча в силу естественного истощения запасов упала до 400 тысяч баррелей.

Военные действия вывели из строя большую часть промыслов, и лишь некоторые из них, попав в зону контроля антиправительственных боевиков, работали, обеспечивая часть доходов так называемого «Исламского государства», а также курдских формирований.

Восстановление мелкой и слабой нефтегазовой промышленности Сирии, если правительству в конце концов удастся взять ее под контроль, обойдется не меньше чем в 50 миллиардов долларов. Учитывая изобилие относительно дешевой нефти на Ближнем Востоке, сирийцам вряд ли удастся найти инвесторов, готовых вложить такие средства в разведку запасов и возрождение промыслов. Нефти на рынке сейчас столько, что подобные инвестиции совершенно бесперспективны.

Когда в России появилась информация о том, что с сирийским режимом достигнута договоренность о содействии и восстановлении нефтепромыслов, в Дамаске появились группы специалистов-нефтяников, а неким частным российским вооруженным формированиям, то есть наемникам, было поручено освобождать и потом оборонять нефтегазовые объекты. Новость эта была встречена в экспертном сообществе с изрядной долей скептицизма. Единственным рациональным аргументом, объясняющим такое сотрудничество, стала гипотеза о заинтересованности неких российских деятелей в том, чтобы «распилить» огромные средства, которые Москва должна будет выделить по государственным каналам или через госкомпании на эту программу. Потенциальные доходы российских компаний от сирийской нефти и сирийского газа остаются в области пропаганды, не имеющей ничего общего с реальным потенциалом этой отрасли.

В гипотезе о «Газпроме», ради которого Москва якобы отправила в Сирию самолеты, корабли и войска, тоже разобраться несложно. У Ирана и Катара газа много, но строить для его доставки магистральные газопроводы никто не собирается сразу по нескольким причинам.

У России нет в Сирии вообще никаких экономических интересов, а не только нефтегазовых

Во-первых, газовый рынок Европы уже перенасыщен предложением из разных источников. Это и трубы «Газпрома», мощность которых вдвое превышает возможный спрос на газ из России, и Норвегия, и Алжир с Ливией, а также сжиженный природный газ. Спрос на этот продукт в Европе не растет, и небольшая ниша, которая может образоваться из-за падения внутренней добычи, легко заполняется уже обозначенными поставщиками, а также газом из Каспийского региона.

Во-вторых, тратить миллиарды долларов на газопроводы (тем более проходящие через политически нестабильные территории) и рассчитывать на единственный регион со слабым спросом не стоит, когда проще, дешевле и надежнее этот газ сжижать и доставлять морем в любую точку планеты, где есть и спрос, и высокие цены.

Проекта таких газопроводов нет и никогда не было, а подписанные некогда «меморандумы о взаимопонимании» по поводу этих трасс остались чисто пропагандистским трюком.

Сейчас, когда российской военной кампании в Сирии исполняется три года, приходится искать иные объяснения ее начала.

Три года тому назад, 28 сентября 2015 года в Нью-Йорке прошла Генеральная Ассамблея ООН, на которой выступили президенты США и России. Речи, на мой взгляд, были программными. Барак Обама сосредоточил внимание на необходимости поддержки народов, которые страдают от диктаторских режимов. Владимир Путин, напротив, очень резко выступил против тех, кто посягает на суверенитет существующих режимов.

В обоих заявлениях была, конечно, изрядная доля лукавства. Тем не менее, когда в Москве объявили, что формируют в Сирии «широкую международную коалицию» в поддержку режима Асада, развязавшего карательные операции против собственного народа, членами этой коалиции стали, помимо России, только Иран и мусульманские экстремисты из Ливана - в противовес действительно широкому альянсу десятков других стран, объявивших войну пресловутому «Исламскому государству». И атаковать наши воины стали позиции не этого «государства», а в первую очередь районы Сирии, занятые политическими противниками режима. События развивались в полном соответствии с тезисами, провозглашенными Путиным и Обамой в ООН.

У России нет в Сирии вообще никаких экономических интересов, а не только нефтегазовых. Нет у нее там и интересов военных: по утверждению руководителей НАТО, уничтожить российские военные базы в этой стране мог бы ракетный удар пары американских эсминцев. Единственная цель, которую ставило перед собой российское руководство, вмешиваясь и в гражданскую войну в Сирии и в операцию международной коалиции против исламистов, - это демонстрация некой роли Москвы в решении международных проблем. Рассчитана эта демонстрация в основном на внутреннюю аудиторию, которую надо постоянно убеждать не только в наличии страшных врагов, но и в огромном авторитете страны. Вмешательство в сирийские дела, кроме того, должно было вынудить действительно влиятельные государства вступить в контакт с Кремлем, который к тому моменту стали игнорировать и даже исключать из авторитетных альянсов типа «Большой восьмерки».

Трехлетняя военная авантюра вдали от родной земли, единственной причиной которой стала, по сути говоря, политическая показуха и надувание щек, не несет никакой выгоды и не способствует росту авторитета России. Итог ее - людские потери и огромный материальный ущерб для и без того слабой национальной экономики.