В один из жарких дней первой половины июня была совершена вылазка в музей-усадбу Коломенское для знакомства с непревзойденным памятником культового зодчества первой половины XVI века.


История великолепного памятника архитектуры мирового уровня достаточно известна, отмечу лишь, что официальный титул "первого каменного шатрового храма" поставлен под сомнение заслуженными историками древнерусской архитектуры В.В. Кавельмахером и его сыном С.В. Заграевским.


Храм был построен в летней резиденции московских князей итальянским архитектором Петроком Малым по заказу Василия III, как домовая церковь. Согласно летописи, освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии заказчика с супругой и двухгодовалым сыном Иваном.


Как и подобает шедевру, храм неоднократно исследовался и описывался с научной литературе, я же предлагаю ознакомиться с его столетней давности описанием, приведенным И.Э. Грабарем в "Истории русского искусства", который видел прообразом замечательного памятника архитектуры шатровые деревянные храмы, что, в принципе, подтверждалось и летописцем: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело» , а, заодно, сравнить нынешние виды храма с фотографиями конца XIX - начала XX века.


И так, вот, что пишет Игорь Эммануилович: Небольшая размером внутри, церковь, благодаря своей высоте и широко раскинувшимся галереям подклета, производит впечатление грандиозности и важности. Затея воспроизведения деревянного храма удалась превосходно.

С внешней стороны структура Коломенского храма ясно обнаруживает свой прообраз, создавшийся в дереве. Главный четверик, перекрытый крутой четырехскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на двух рядах кокошников; к основному четверику, по сторонам, примыкают выступы, соответствующие в дереве прирубам, покрытым «бочкой». Удержана даже прямоугольная форма алтаря, столь присущая деревянному крещатому храму.

Смелая мысль - поставить на крещатый низ обширный восьмерик - могла возникнуть лишь при взгляде на тождественный строительный прием, исполненный из дерева, где он так прост и легок в сочетании восьмигранных и квадратных срубов с прирубами, дающие крестообразность плану. Исполнить такую задачу в кирпиче и камне трудно, и нужно удивляться, как решительно и смело зодчий Коломенского храма справился с ней, не потеряв общей структуры и пропорций, свойственных деревянному храму.

При сумеречном вечернем освещении, когда теряется различие в цветах окраски, сильнее выступает сходство Коломенского храма с северными деревянными шатровыми церквами - потомками его прообраза. Круговая открытая галерея подклета с тремя широко раскинувшимися лестницами немало добавляет в указанном сходстве.

Коломенский храм кажется как бы прямым сколком с одной из многочисленных деревянных церквей русского севера. Особенно бросается это в глаза при сравнении его с церковью в Варзуге. Удерживая в себе всю декоративность верха деревянной церкви, он сохраняет вместе с тем и старозаветный световой купол, сопровождая и то и другое строго продуманными конструкциями.

Необычайное торжество освящения храма «всем собором» достаточно указывает на прием, оказанный новаторской затее великого князя. «Бет та же церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостию», отмечает летописец, говоря, что таковой не было ещё на Руси. Поощрение и благосклонность, оказанные новому приему каменного церковного строительства, окрыляют стремления художников новаторов на пути воспроизведения народных исконных форм.


Ознакомившись с наружным убранством, заглянем внутрь верхнего храма (справа дореставрационное фото)...

...где кроме иконостаса 2007 года изготовления...


...одни лишь белые стены и аналогичного цвета уходящий более, чем на 40 метров ввысь шатер.


Спустимся в подклет, где устроен музей, рассказывающий об истории храма.


В первом зале представлены архивные фотогрфии реставрации начала XX века...

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России.

История

Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.

Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.

Особенности архитектуры

В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля , семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля .

Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.

Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.

Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.

Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.

Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.

Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

Современное состояние

За долгий период своего существования церковь практически не перестраивалась, из-за чего храм Вознесения Господня в Коломенском был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское». Современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.

Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.

В начале XXI века было проведено значительное восстановление храма, но полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями, недостаточно тщательно изучены и заделаны трещины в стенах. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.

Богослужения в храме

Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца по воскресеньям и некоторым праздникам.

Экспозиция храма

После завершения реставрации в подклете храма Вознесения Господня в Коломенском действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Сам подклет также вызывает интерес, некоторые его детали не вполне ясны исследователям. Именно в Коломенском, в подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного. Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери .

В экспозиции, находящейся здесь же, в подклетных помещениях, представлены редкие материалы из фондов музея-заповедника «Коломенское». Кроме фотографий, фиксирующих состояние Вознесенской церкви в разные периоды, выставлены фрагменты летописей, список с «Державной» иконы Божьей Матери, обмерные чертежи и проекты архитекторов прошлых веков. Посетители могут посмотреть фильм о церкви Вознесения в Коломенском.

В ХХ веке в Коломенском были проведены археологические раскопки, выявившие большое количество резных белокаменных декоративных деталей Вознесенской церкви и других артефактов, свидетельствующих о жизни русских людей в древности.

Как добраться

Для начала вам необходимо доехать до усадьбы Коломенское, ее официальный адрес — проспект Андропова, 39.

На следуйте до станции «Коломенская» по Замоскворецкой (зеленой) линии, затем идите пешком около 15-20 минут вдоль жилых домов до входа в музей-заповедник. Далее пользуйтесь указателями заповедника, направляясь к берегу Москвы-реки, на котором вы увидите церковь Вознесения. Рядом с храмом расположены Георгиевская церковь с колокольней и Водовзводная башня.

В музей-заповедник можно зайти также с другой стороны, где расположен дворец Алексея Михайловича. Направляйтесь до станции метро «Каширская» по зеленой Замоскворецкой линии или бирюзовой Каховской. От метро нужно пройти около 300 метров до входа в музей, а далее следуйте указателям до храма Вознесения.

Используйте наземный транспорт , чтобы доехать до остановки Коломенская около метро.

На автомобиле удобно добираться до проспекта Андропова, около усадьбы Коломенское есть большое количество парковочных мест. Будьте внимательны, на этой дороге часто бывают пробки.

Для комфортных поездок по Москве пользуйтесь услугами такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим и другими.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Панорама храма Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения Господня в Коломенском - православный храм Даниловского благочиния Московской епархии .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника - Ивана Грозного . Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. По гипотезе С. А. Гаврилова, церковь была заложена закладка на два года раньше рождения Ивана Васильевича и потому не могла быть обетной. Храм возведён как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.

    Сразу по окончании срока двухгодичной епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоежёнства , к Папе Римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

    Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ , считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесён к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для трёхпрестольного храма без подклета . Подобная планировка реализована при строительстве храмов Преображения Господня села Остров и Рождества Христова села Беседы (ныне Ленинский район Московской области).

    С западной стороны была заложена звонница , подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 м, высота приделов - в 24,6 м, высота западного притвора - 14,4 м.

    С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. Место установили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти, причём для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

    Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II , перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766-1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются ошибочные реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранёными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

    В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

    В 1866-1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина . Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трёх рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

    При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус, взятые от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При его строительстве в 1825 году использовали материал от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

    В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

    Архитектура

    В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны , что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой . Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

    Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения . Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги . На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик , в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами . Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

    Был вновь освящён 8 декабря 2000 года ; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

    На территории бывшего села Коломенское (ЮАО Москвы) находится уникальный архитектурный памятник XVI века - Церковь Вознесения Христова. Ее создание и последующая история связаны с именем первого российского царя из рода Рюриковичей - Ивана III Васильевича, вошедшего в отечественную летопись с титулом Грозный.

    Грех московского правителя

    В 1525 году Великий князь Московский Василий III, портрет которого приведен выше, насильно постриг в монахини свою первую жену Соломонию Сабурову, а год спустя повел под венец дочь литовского князя Елену Глинскую. Хотя у такого поступка была веская причина - бесплодие Соломонии, лишавшее княжество законного наследника престола, по церковным канонам сие деяние считалось великим грехом, подобным двоеженству.

    То ли Господь прогневался на князя и затворил чрево его новой супруги, то ли отвергнутая жена прокляла его, но в первые годы брака, детей у новой пары не было. Не помогла и двухгодичная епитимья, наложенная на него митрополитом для очищения от греха. Отчаявшийся супруг решил возвести дивную церковь Вознесения в Коломенском - подмосковном селе, где помещались его княжеские хоромы, и которое он уже не раз украшал храмами. Этим благочестивым деянием надеялся он умилостивить Бога, и вымолить долгожданного сына.

    Приезд итальянского мастера

    В историю Москвы первая половина XVI века вошла, как эпоха «великих строек», произведенных итальянцами, выписанными в Россию. Они украсили столицу выдающимися архитектурными памятниками. Не отступил Василий III от сложившейся традиции и в этот раз. Обратившись лично к Папе Римскому Клименту VII, он уговорил его отпустить в Москву известного в то время итальянского зодчего Анибале, которому и намеревался поручить строительство церкви Вознесения в Коломенском. Архитектор прибыл в Россию летом 1528 года.

    Сам же Великий князь в это время отправился вместе с молодой женой Еленой в многомесячное паломничество по монастырям, ставя перед образами пудовые свечи, и вымаливая у Господа сына-наследника.

    Поправки к первоначальному проекту

    Место для строительства церкви было выбрано на крутом берегу Москвы-реки, вблизи бившего из земли чудодейственного ключа. Это в полной мере соответствовало и русским православным традициям, и канонам, изложенным в итальянских богословских трактатах.

    Первоначальный макет церкви Вознесения в Коломенском, краткое описание которого сохранилось до наших дней, разительно отличается от ее окончательного варианта. Дело в том, что преступая к работе, Анибале не планировал создания высокой подклети - нижнего хозяйственного этажа, отчего все оно должно было быть ниже и приземистей. Кроме того, он намечал строительство боковых приделов и звонницы расположенной в западной части здания. Осенью 1528 года соорудили фундамент, соответствующий данной планировке здания.

    Однако стало очевидным, что при такой конструкции церковь не будет видна со стороны чудодейственного родника, так как ее закроет крутой выступ берега. Это являлось серьезным упущением, поскольку нарушалась зрительная связь со святым местом.

    Пришлось срочно переделывать весь проект. Для лучшей обзорности церкви, решили поднять ее на высокий подклет. Благодаря новому проекту церковь Вознесения в селе Коломенском стала хорошо видна со всех сторон, но архитектору пришлось отказаться от возведения ее боковых приделов и звонницы. После соответствующей переделки фундамента работы были продолжены.

    Рождение наследника

    Усердие строителей церкви и многомесячные паломничества княжеской четы не пропали даром. В начале 1530 года княгиня обрадовала мужа долгожданным известием. С этого времени начались приготовления к появлению на свет долгожданного наследника. Им стал будущий царь Иван III Васильевич, получивший за свои кровавые деяния титул Грозного. Похоже, что именно в нем воплотилось проклятие, посланное несчастной Соломонией из монастырской кельи, в которую ее насильно заточил бывший супруг.

    Коснулись общие хлопоты и работ, производившихся в Коломенском. Церковь Вознесения на этом этапе вновь претерпела ряд изменений в своей планировке. По желанию князя в ней было оборудовано «царское место», не предусмотренное ранее. Оно представляло собой белокаменное овальное основание, вмонтированное в настил паперти. Для размещения примыкавшей к нему резной спинки пришлось сделать глубокую выемку в уже готовой к тому времени внутренней стене здания. Спустя почти три столетия, в 1836 году по проекту архитектора Е. Д. Турина над «царским местом» был установлен объемный герб России.

    Праздничный пир и смерть Василия III

    Строительство церкви Вознесения в Коломенском было завершено в 1532 году, когда юному Ивану - сыну и наследнику Великого князя Василия III, едва исполнилось два года. Освящал ее особо близкий ко двору князя человек - епископ Коломенский Вассиан (Топорков), приходившийся племянником преподобному Иосифу Волоцкому. Великий князь на радостях одарил церковь богатыми дарами в виде драгоценных сосудов и золотых риз для икон. В Коломенском устроили праздничный пир, продолжавшийся три дня. Однако жизнь царя уже была на исходе.

    Епископ Вассиан в декабре 1533 года исповедовал и причащал царя Василия на смертном одре. Как полагают современные исследователи, он умер от онкологического заболевания. После него власть перешла к малолетнему сыну.

    Наряду с шатром, который является основным элементом архитектурной композиции, столь удивительный «летящий» эффект удалось достичь благодаря пристенным пилонам - вытянутым вверх элементам конструкции, придающим стенам дополнительную прочность. Сложенная из оштукатуренного кирпича, и являющая в плане равноконечный крест, церковь украшена богатым декоративным убранством, что придает ей изысканный вид. Общая высота сооружения равна 62 метра. При сравнительно небольшой площади внутреннего помещения, не превышающей 100 м², отсутствие колонн создает впечатление простора.

    Сочетание двух архитектурных стилей

    Давая характеристику церкви Вознесения в Коломенском, нельзя оставить без внимания двухъярусную «галерею-гульбище», к которой ведут три лестницы, придающие ей своеобразный вид. Они являются весьма характерным элементом русского средневекового зодчества. Кроме того, архитектор Анибале при составлении проекта использовал ряд элементов, характерных для эпохи Возрождения.

    Это пилястры (вертикальные выступы стен), увенчанные капителями, и готические вымперги, представляющие собой остроконечные арки, более характерные для католических храмов. Однако у зрителя никакого ощущения чужеродности не возникает, так как все элементы удачно сочетаются с рядами килевых арок, выполненных в традиционном московском стиле.

    Церковь Вознесения в Коломенском была построена с использованием элементов как русского, так и западно-европейского стилей. Объединив в себе эти два художественных направления, она явила миру неповторимый архитектурный шедевр.

    Заключение

    При всей исторической и художественной ценности Вознесенской церкви, ее состояние в наши дни вызывает серьезные опасения. В стенах здания появились глубокие трещины, разделившие его на четыре отдельных блока. Образовались они, потому что церковь расположена на берегу, почва которого подвержена оползням.

    Кроме того, в 70-х годах для улучшения судоходства реки был проведен цикл работ, после которых уровень воды повысился. Из-за этого вблизи церкви образовались опасные промоины. Несмотря на всю опасность данной ситуации, серьезных мер для предотвращения обрушения здания принято не было.

    Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это второй каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

    Адрес: г. Москва, пр-т Андропова, 39, стр.1

    02 Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым.

    03 Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года.

    04 Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм.

    05 Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

    06 Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году.

    07 В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

    08 Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп.

    09 По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

    10 Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие.

    11 Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

    12 Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря.

    13 Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

    14 В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.