Вятка/Хлынов

По многочисленным данным, территория будущей Вятской земли в конце I - начале II тыс. н.э. была заселена древними удмуртами, одна из групп которых, согласно преданию, носила имя "ватка" и имела самобытную материальную и духовную культуру. Славянское население появляется здесь в конце XII - начале XIII вв. и концентрируется, по археологическим данным и "Повести о стране Вятской", в трех волостях: Никулицынской, Котельнической и Пижемской. Территория будущего города Вятка входила в Никулицынскую сельскую округу.

Русские поселенцы, проникавшие в бассейн реки Вятки, двигались из Новгородской земли по Северной Двине, Югу, Моломе и из Владимиро-Суздальского княжества по Волге, Унже, Ветлуге на Молому. Оба потока поселенцев попадали на Среднюю Вятку и заселяли ее берега от Моломы до Чепцы, ставя здесь починки, деревни, погосты. Некоторые из этих поселений укреплялись земляными валами и деревянным тыном. Укрепленные поселки, известные под названием городищ, представляли собой в большинстве случаев очень маленькие поселения. Укрепления предназначались не столько для защиты от вооруженных отрядов врагов, сколько для охраны жилищ и скота от хищных зверей.

Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, перекрытые сверху древнерусским культурным слоем XII - XIII вв. Рядом возникает Хлыновское селище и несколько дальше Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость.

Начало проникновения русских в Вятский край датируется 1181 годом. Летописи рассказывают о том, что в этом году отряд новгородцев овладел удмуртским городком Болваном, стоявшим на правом берегу Вятки близ впадения в нее Чепцы, поселился в нем, назвав его городом Никулицыном. Две последние летописи, кроме того, сообщают, что другой отряд новгородцев захватил марийский городок Кокшаров, переименовав его в Котельнич. Потом оба отряда объединились и построили общий город Хлынов, названный по речке Хлыновице, впадающей в Вятку под этим городом. В более ранних вятских летописях ("Вятский временник" и "Летописец старых лет") подобных известий о Котельниче и Хлынове нет. Время взятия новгородцами Кокшарова и основания Хлынова "Повесть о стране Вятской" и сказание "О вятчанех..." не датируют, но, поскольку в данной легенде действуют одни и те же новгородские отряды, очевидно, упомянутые события произошли вскоре после 1181 года. Поэтому не случайно в официальных вятских документах конца XVIII века годом основания Вятки считался 1199 год .

Вятский Кремль

В "Повести о стране Вятской" первоначальная застройка города описывается так:

"Во многа бо лета во граде Хлынове где ныне кремль город построены жития жителей тех кругом храмины друг подле друга в близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены понеже то место окружено от северной страны ископанным рвом а от западу и полудни преглубоким рвом а с востоку от реки Вятки высокая гора избраша бо жителие такое угодное место дабы от нашествия супостат в том граде быть свободно и ко отмщению удобно..."

Описанные оборонительные сооружения (в виде жилых клетей) аналогичны крепостным сооружениям Киевской Руси домонгольского периода, а также более поздним сооружениям Русского Севера.

В общерусских летописях Вятка впервые упоминается лишь под 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в то время в состав Золотой Орды. Собравшись в Великом Устюге, новгородцы на 90 больших речных судах-ушкуях спустились по Югу и Моломе в Вятку и по ней дошли до Камы. Выйдя на Волгу, они напали на главный город Волжской Болгарии - Булгар, взяли его и намеревались сжечь, но ограничились тем, что взыскали с населения выкуп - 300 рублей. Потом ушкуйники разделились на два отряда. Один из них отправился на 50 ушкуях вниз по Волге к столице Золотой Орды Сараю. Судьба его осталась неизвестной. Другой отряд на 40 судах двинулся вверх, пограбил Засурье и Моркваш (районы по рр. Суре и Свияге, населенные горными марийцами и чувашами) и дошел до устья Ветлуги. Здесь новгородцы сожгли свои суда и отправились на конях по берегу Ветлуги на Вятку, где и обосновались.

Описывая этот поход, летописи сообщают, что ушкуйники пограбили Вятку: "В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и пограбиша Вятку и шедше взяша Болгары". Но в летописном тексте нет слова "город Вятку". Поэтому многие историки, считавшие, что главный город Вятского края назывался Хлыновом, полагали, что под именем Вятки следует понимать не город, а Вятскую землю в целом. Однако это мнение является ошибочным. Первоначально этот город назывался Вяткой. И в данном случае ушкуйники в 1374 году разграбили город Вятку. Важным доказательством этого является такой документ, как "Список всех русских городов дальних и ближних", в котором среди так называемых "залесских" городов после Нижнего Новгорода и Кур-мыша на Суре стоит город Вятка. "Список всех русских городов дальних и ближних" был составлен, как установил академик М. Н. Тихомиров, между 1387 и 1392 годами. В этом списке, насчитывающем 358 названий, не упоминаются ни Хлынов, ни Котельнич, ни Никулицын, ни какие-либо другие города Вятской земли. Очевидно, кроме Вятки, городов здесь до XV века не существовало. Что касается самой Вятки, как города, то она много раз упоминается вплоть до середины XV века в общерусских летописях и официальных документах в контексте, не оставляющем сомнений, что речь идет о городе, а не о Вятской земле как регионе.

Во второй половине XIII - XIV вв. в городе был сооружён кремль, общий вид которого удалось реконструировать на основании археологических раскопок и иконы "Трифон Вятский" (т.к. внешний облик кремля в XIV - XVII веках менялся незначительно):

Над остатками первичных оборонительных жилых срубов был насыпан мощный земляной вал шириной не менее 13 м. Внутри насыпи зафиксирована бревенчатая стена, разделенная поперечными стенками на забитые плотной глиной отсеки длиной не менее, чем по три метра, ширина неизвестна. Сохранившаяся высота стены - около двух метров (15 венцов обугленных или истлевших бревен диаметром по 15 - 25 см). Изученный разрез укреплений слишком скуден для общей реконструкции стен кремля XIV - XVI вв. Начальная дата их постройки может быть отнесена к последней четверти XIV в., как следствие похода ушкуйников в 1374 г., либо нашествия ордынского царевича Бектута в 1391 г.

Вятский мужской Успенский Трифонов монастырь

Основателем мужского монастыря стал выходец из архангельских крестьян, монах Пыскорского монастыря – (ок. 1546–1612 гг.) (в миру – Трофим Дмитриевич Подвизаев).

Трифон Вятский (+ 1612)

По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Ивану Грозному челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 г. царь дал преп. Трифону грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также Грозный царь пожаловал вятский монастырь «безданно и безоброчно» селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын царь Федор Иванович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края.

Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма – Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский . Из них особой красотой отличался Успенский собор, имевший 6 шатров. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна», и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается». Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

Помимо храмов в монастыре уже к началу XVII в. были построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки – погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. По периметру монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.

Преп. Трифон занимался не только хозяйственным устроением обители, но и заложил ее духовное основание. Он ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. В молитве, посте и трудах преп. Трифон был примером для монахов и приходивших в обитель вятчан. Однако среди старшей братии, которая состояла в основном из людей богатых и знатных, возникло недовольство столь строгим уставом. Они изгнали своего настоятеля, сделав архимандритом ученика Трифона – бывшего московского дворянина Иону (Мамина). Лишь в 1612 г. после долгих лет скитаний преподобный Трифон Вятский смог вернуться в родной монастырь, где вскоре скончался. День его смерти – 8 (21) октября – стал днем его памяти.

В XVII в. значение первого монастыря Вятской земли начало возрастать. Монастырь быстро осваивал вновь приобретаемые земли. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. Во многом этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинных землях. Более того, монахи Трифоновой обители стали основателями и строителями новых вятских монастырей.

Обитель становится культурным и книжным центром Вятской земли. Послушники и монахи обучались здесь чтению и письму. Уже в начале XVII в. в монастыре складывается богатая библиотека (более 140 книг), которая содержала богослужебные, святоотеческие книги, поучения, жития святых и пр. В стенах монастыря велась работа по переписыванию книг и созданию оригинальных произведений. Так, среди иноков обители был автор Жития преп. Трифона.

Значительные средства, накопленные за счет обширного монастырского хозяйства и частных вкладов, позволяли монастырским властям не только в сравнительно короткие сроки восстанавливать постройки после пожаров, но и начать дорогостоящее каменное строительство.

В 1689 г. на месте деревянного храма был воздвигнут каменный Успенский собор . В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи преп. Трифона, а над могилой установлено надгробие – рака. Здесь же хранились рукописное евангелие, посох и вериги преподобного. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря – древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.





Собор Успения Пресвятой Богородицы. Конец 1680-х гг.

Роспись Успенского собора

Фрагмент иконостаса и внутренняя роспись



Интерьер собора Успения Пресвятой Богородицы

Рака с мощами преподобного Трифона Вятского и сень над ней


Спасо-Преображенская церковь. 1696 г.


Южный фасад Спасо-Преображенской церкви

Спасо-Преображенская церковь - кирпичный храм с богатым декором в духе узорочья, один из ранних образцов вятского зодчества. Выстроен при игум. Евфимии купцом И. А. Гостевым по храмозданной 1696 г. Бесстолпный одноглавый (первоначально пятиглавый) двусветный четверик с трехчастной апсидой и трапезной, заново выстроенной в 1803 г. Первоначально Ильинский , в Преображенский переосвящен в 1769 г. Закрыта в 1924 г., занята под жилье, венчания сломаны. В 1991 г. возвращена верующим, отремонтирована.

В храме хранятся мощи священноисповедника Виктора, еп. Глазовского (+1934), обретенные в 1997 г. и перенесенные сюда в 2005 г.

Сложные времена переживает монастырь в XVIII в., с воцарением Петра Первого. По мнению царя-реформатора, каждый его подданный должен был служить государству. Чтобы никто не смог скрыться за монастырскими стенами от государственной службы и налогов, царь запретил постригать в монашество. Исключение делалось только для вдовых священников и отставных солдат. В результате численность братии стала быстро сокращаться. Если в 1711 г. в монастыре было 128 монахов, в 1735 г. их стало 68, а в 1764 г. насчитывалось лишь 32 человека братии. Монастыри обязали выполнять государственные повинности, в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов. Также монастырь стал местом отбывания епитимии (церковного наказания) как для мирян, так и для духовенства и церковного причта.

Кроме того, Петр I решил воспользоваться в полной мере богатствами, накопленными церковью, в первую очередь ее землями. После неудачной попытки секуляризации земель, Петр I вернул вотчины монастырям, но доходы с них поступали отныне в государственную казну. Монахи подобно чиновникам стали получать от государства жалование. Из-за ограниченности средств многие монастырские постройки сгнили и обвалились. Тем не менее, несмотря на материальные затруднения и запрет Петра I строить каменные здания, в первой половине XVIII в. начинает активно возводиться каменный ансамбль монастыря.

Еще на рубеже XVII–XVIII вв. в камне вместо старой деревянной церкви были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью (1692-1695 гг.), служившие парадным въездом в монастырь.



Святые ворота, надвратная церковь Николая Чудотворца. 1692-1695 гг.

Позднее были возведены Трехсвятительская (1711-1717 гг.) и Благовещенская церкви (1728 г.).

Благовещенская церковь. 1728 г.


Колокольня. 1714 г.

Завершилось оформление монастырского комплекса постройкой колокольни (1714 г.), Братского (1717-1725 гг.) и Настоятельского (1719 гг.) корпусов и ограды с башнями.


Братский корпус. 1742 г

Настоятельские палаты

Башня ограды

Вторая половина XVIII в. принесла монастырю новые испытания. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний, что замедлило поступление в казну налогов. На исправление ветхостей часто не оставалось денежных средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительственные органы.

План Хлынова. 1759 г.

I - Кремль
II - Посад
III - Успенский Трифонов монастырь
IV - Владимирская слобода.

Большой урон монастырскому благосостоянию нанесли реформы Екатерины II. В 1764 г. правительство провело полную секуляризацию церковных земель. Большая часть монастырских вотчин была объявлена государственной собственностью. Монастырь был зачислен в 5-й штат второго класса с точно определенным числом служащих и угодий. За отчужденные земли государство ежегодно обязывалось выплачивать монастырю сравнительно небольшую сумму - 770 руб. В довершение всего монастырь сильно пострадал от частых пожаров. В результате материальное положение монастыря во второй половине XVIII столетия ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата.

Чтобы поправить материальное положение, монастырские власти утвердили крестные ходы с чудотворными иконами Успения Божьей Матери и Николая Можайского. Полученные от него доходы вместе с купеческими вкладами позволили не только содержать в порядке монастырские здания, но и оказывать помощь другим.

Так, почти полвека (1744–1794 гг.) в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Несколько учеников школы приняли в стенах Трифонова монастыря монашеский постриг. В свою очередь, некоторые монахи обители вели в школе учебные занятия. Но даже после переезда семинарии на Архиерейскую дачу в стенах монастыря оставалось ее общежитие.

В 1790-е гг. с воцарением Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. Особенно способствовал возрождению и процветанию монастыря деятельный и энергичный архимандрит Амвросий (Красовский), управлявший обителью в середине XIX в. Чтобы улучшить материальное состояние монастыря, он начал сдавать в аренду монастырские земли, пивоварню, восточную башню, несколько комнат Братского корпуса. В 1856 г. он построил пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Со времени настоятельства Амвросия сдача в аренду монастырских угодий и зданий под квартиры вошла в практику хозяйственной жизни монастыря. Получаемые доходы позволяли активно заниматься благоустройством территории и ремонтом монастырских построек.

Однако монастырь занимался не только хозяйственными вопросами. В середине XIX в. при монастыре была организована школа для городских ребятишек, где они учились письму, чтению, арифметике и закону Божию. Монастырских послушников, помимо этого, обучали церковному уставу и пению.

В конце XIX в. оживилась духовная жизнь обители. Во многом это было связано с тем, что в 1880-х гг. в Трифоновом монастыре жил известный подвижник Вятской земли – преп. Стефан Филейский. С любовью принимал он многих вятчан, приходивших к нему за советом. Он не только старался дать духовное наставление и утешение, но и дарил каждому книжку или иконку.

К началу ХХ в. монастырь представлял собой благоустроенную обитель с немногочисленной братией (15–20 человек) и небольшими земельными угодьями. Поскольку земель было немного, основные доходы монастырь получал от сдачи квартирантам домов, которых имел в городе около 20-ти.

Полученные доходы позволили привести в достойный вид все монастырские постройки. В 1894–1896 гг. под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту Успенского собора. Артель иконописцев из Палеха во главе с Л. И. Париловым расписала интерьеры собора. В начале ХХ в. также были отремонтированы Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы.

В результате в начале столетия внешнее благоустройство обители достигло цветущего состояния. Как писал в 1912 г. К. Селивановский, «кто бывал в Успенском монастыре при предшественниках преосвященного Павла, тот ныне приятно будет поражен теми благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители пр. Трифона. Здания монастырские ремонтированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом, выстроены вновь два дома под квартиры… По всему монастырю и квартирам проведен водопровод... Для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница»».

Более чем 300-летняя история монастыря была прервана революцией 1917 г. 8 (21) сентября 1918 г. по распоряжению советской власти Успенский мужской Трифонов монастырь был ликвидирован. Еще в конце августа – начале сентября 1918 г. иноки монастыря были высланы в Пермскую губернию. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 г. была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. В 1923 г. представители обновленческой церкви при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, изгнав оттуда сторонников патриарха Тихона. Другие монастырские храмы были переданы различным организациям.

Успенский Трифонов монастырь, один из самых красивых архитектурных ансамблей Кирова November 28th, 2013

Успенский Трифонов монастырь имеет глубокую историю и хранит в своих святых стенах множество тайн. Монастырь очень старый, его основание началось во времена Ивана Грозного.

Успенский Трифонов мужской монастырь стал первым строением Вятского края, в июне 1580 года, основал который выходец из архангельских крестьян преподобный Трифон Вятский. Царю Иоанну Грозному, было написано письмо, с просьбой о разрешении строительства монастыря. Царь дал свое разрешение и отвел под строительство старое городское кладбище с двумя церквями. После, благоверный царь Феодор Иоаннович в знак особого благоволения отправил в дар Вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью, а также богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края. Такие пожертвования и доходы с земель позволили Трифону построить четыре храма:

  • собор Успения Пресвятой Богородицы;

  • церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;

  • церковь свт.Николая Чудотворца;

  • церковь Трех Святителей.

К началу 17 века были также построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки - погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.
Сам Трифон Преподобный из-за строгости своего Устава, был изгнан братией, и вернулся в монастырь в 1612 году, где и окончил свои дни. Монастырь стал более влиятельным, начались постройки каменных сооружений и еще нескольких церквей. Расцвет и упадок, монастырь выдержал все, но к событиям 1918 года, не было готов. Полностью изъяли все иконы и имущество монастыря, закрывали церкви и к 1929, монастырь был полностью закрыт.
Конечно в наши дни Свято Успенский Трифонов мужской монастырь является федеральным памятником архитектуры, полностью восстановлен и отлиты новые колокола. Приезжая в современный Киров (Вятка) и пользуясь городским гидом по достопримечательностям и организациям города, который расположен по адресу www.gid43.ru , следует обязательно посетить Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь, прикоснуться к его истории и увидеть все великолепие, увековеченное в камне.


































В старой части города, у реки, расположен старинный монастырь, основанный в 1580 году Трифоном Вятским. Здесь находится старейшее здание в Кирове - Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры.

Успенский Трифонов монастырь был основан Трифоном Вятским (пришедшим на Вятку с архангельских земель) в 1580 году.

Он создал в ансамбле монастыря четыре храма: Успенский, Благовещенский, Иоанно-Предтеченский, надвратный Никольский. Самым красивым был выполнен Успенский собор, построенный с 6-ю шатрами. Тогда отмечали, что подобных храмов больше нет нигде. Древесину для постройки этого храма сплавляли по Вятке из Слободского.

К нач. XVII столетия кроме храмов появились колокольня, монашеские кельи и различные хозпостройки. В 1689 году вместо деревянного построен каменный Успенский собор. Этот храм – один из древнейших на Вятке, который сохранился до сегодняшнего времени.

К началу XX столетия Трифонов монастырь являлся благоустроенной обителью, в которой кипела духовная жизнь. Однако Октябрьская революция прервала его многовековую историю. Советская власть ликвидировала Трифонов монастырь. Монастырские колокола переплавили, в храмах уничтожили иконостасы, было уничтожено кладбище при монастыре, разобрали колокольню, южную стену и угловые башни Успенского собора. Тогда в церквях располагались и столовая, и прачечная, и общежитие, и планетарий, и заводские цеха.

В к. 80-х гг. население озаботилось судьбой монастыря, и к 1991 году восстановили Успенский собор, который стал кафедральным, так как Трифонов монастырь передали епархии. В 1994 году восстановили иконостас собора. Восстановили и Никольскую церковь, братский корпус, создали новую колокольню, и всю территорию монастыря облагородили.

Сегодня Трифонов монастырь, состоящий из Успенского собора, Трехсвятительской, надвратной Никольской, Благовещенской церквей, часовни над святым источником, колокольни, настоятельских палат, братского корпуса, – это одна из основных достопримечательностей старой части города, чье изображение даже имеется на специально выпущенной

Город Киров славится своими уникальными местами с многовековой историей. Так, например, Успенский Трифонов монастырь яркий представитель этого. Он был основан в 1580 году Трифоном, который пришел на вятскую землю.

Это святое место создавалась с 4 храмами:

1.Успенским.

2.Никольским.

3.Благовещенским.

4.Иоанно-Предтенчесикм.

Самым красивый из этих святых мест был первый монастырь, который до сих пор не перестает радовать горожан. В то время сложно было отыскать постройку чем то схожую с этой, для нее даже и древесину привозили из Слободского. В начале семнадцатого века на территории храма появились и другие церковные постройки. К ним можно отнести следующие:

  • Колокольня.
  • Хозяйские угодья.
  • Келья.

История

С 1744 года в стенах святого места обучают детей латыни, далее монастырь становится духовной семинарией. Если говорить о начале двадцатого века, то Успенско Трифонов монастырь заметно преображается и в нем кипит духовная жизнь.

Видео:

Чудесный период для монастыря –с 1790 годов, когда ему были возвращены льготы. Тогда была организована детская школа на его базе.

Переломный момент

Самым тяжелым временем в истории собора можно назвать период правления Петра первого. В начале восемнадцатого века существенно сокращается число монахов, и из святого места делают место для пыток и отбывания наказаний. Не смотря на то, что царь приказывал не делать каменного храма, его приказа ослушались и начали с реконструкции ворот.

Но не так хорошо все могло продолжаться, октябрьская революция не смогла обойти столь яркого и популярного места у населения. Советской властью был просто ликвидирован монастырь. Тут было уничтожено все: кладбища на территории святого места больше не существовало, колокола были перепаяны, уничтожены иконостасы. От святого места ничего не осталось, даже и стены были разнообразны. В то время, каких только заведений не располагалось в бывших стенах монастыря, тут была и большая столовая, и прачечная, и общежитие.

Но жители города в восьмидесятых годах обеспокоились судьбой святого места и к 1991 году восстановили его. А уже в 1994 году был полностью восстановлен иконостас.

Сегодня же это настоящая жемчужина Вятки. Этот монастырь наполнен светом, духовной силой и добротой.