Наконец-то дошли руки выложить материал про Владычный женский монастырь в Серпухове. Фотоматериал мы собрали еще два года назад, но, увы, только сейчас сложился текст к этим фотографиям. Кстати, прогулку по монастырю неплохо совместить с катанием на пароходике Зуша, который ходит по Оке. Место отправления пароходика находится в 300 метрах от входа в обитель, а стоит такая часовая прогулка по реке как поездка на маршрутке.

Краткая история монастыря

В двух словах расскажу про историю монастыря, чтоб хоть какое-то представление о нем было. Этот монастырь – самый древний в Серпухове. Заложен он в 1360 году и, следовательно, на 14 лет старше, чем , который тоже в городе находится.

После того как умер его основатель митрополит Алексей, Владычный монастырь в Серпухове пришел в упадок. И был он в таком состоянии до времен Годунова, который однажды (в 1598 году) поставил поблизости от монастыря свое войско, чтоб с крымским ханом сразиться. Но хан увидел огромное войско русских и ушел в степь без боя. Годунов, конечно, принял это за чудо, повелел монастырь восстановить и сделать его лучше прежнего.

Сейчас монастырь в целом выглядит так же, как он при Годунове выглядел. Разумеется, что-то переделано и что-то не сохранилось, но основа ансамбля, которую мы сейчас лицезреем, в те времена сложилась.

Дальнейшая судьба Владычного монастыря печальна: он снова приходит в упадок. Чтобы спасти монастырь, в 1806 году один из митрополитов преобразовывает его из мужского в женский. Примерно в 1880 году в обители была обнаружена икона Неупиваемая чаша, которая исцеляет от пьянства и от всяких вредных зависимостей.

Еще «прославился» монастырь своей настоятельницей Митрофанией, которая была сослана за попытку воровства чужого имущества в особо крупных размерах. Ее имя стало нарицательным, а ее образ использовали в своих произведениях Некрасов, Островский и Салтыков-Щедрина.

В 1919 году Владычный женский монастырь в Серпухове закрыт большевиками, и примерно в это же время чудотворная икона была утрачена, по всей видимости, сожжена. В советское время на территории находились склады какие-то и школа летчиков.

В 1995 году Владычный женский монастырь вернули церкви и отреставрировали. Сейчас вид его вполне ухоженный, хотя есть еще чем позаниматься реставраторам. Примерно в тоже время для монастыря сделали копию утерянной чудотворной иконы.

Для тех, кто не в курсе, поясню: сейчас есть два списка чудотворной иконы «Неупиваемая чаша». Один находится во Владычном монастыре, другой – в Высоцком. Но обе копии считаются равнозначными и тоже чудотворными.

Впечатления от посещения Владычного женского монастыря в Серпухове

Монастыри не для впечатлений внешних, а для внутренних ощущений. А ощущения от посещения обители ровные и спокойные.

Но есть несколько вещей, которые особо запомнились: как мы воду в монастыре набирали и как кошка в купель приходила пить. А еще запомнился огород на территории монастыря и павлины в загоне. Павлины особенно Танюшке понравились, хотя и взрослым тоже интересно было. Еще красиво смотрится монастырь со стороны воды, когда на пароходике плывешь, про который я в самом начале упоминал.

А еще запомнился двухэтажный старый дом советского периода, который на территории монастыря стоит. Получается, что люди, которые к монастырю, видимо, никакого отношения не имеют, живут фактически в монастыре. Там и белье сушится на улице, и коляска детская около подъезда стоит.

Как добраться до Владычного монастыря в Серпухове

От железнодорожного вокзала в Серпухове к монастырю ходят маршрутка с надписью «Октябрьская» и автобус №4. Ехать нужно до конечной остановки.

всегда были молитвенными форпостами, они духовно и на деле защищали города от врагов. Глядя на постройки монастырей, становится понятно, насколько широко их предназначение.

Мощные крепостные стены и башни с бойницами, которые сохранились во многих монастырях, говорят о том, это оборонительные сооружения, способные выдерживать мощные и длительные осады.
На территориях монастырей есть также и хозяйственные постройки. Все монахи выполняют определенные работы - физические, творческие, кто к чему склонен.

Но главное назначение монастырей - хранить веру и лечить человеческие души.

Сегодня расскажу о Введенском Владычном женском монастыре .

Находится он в на берегу реки Нары.
Основан в 1360 году митрополитом московским Алексием как мужской монастырь. Пережил несколько трудных веков. И лишь в 1806 году, когда он был реорганизован в женский монастырь, начался расцвет обители.
В годы советской власти монастырь был закрыт, монахини выселены, а в обители было организовано военное летное училище. В 1978 году училише съехало, но до начала возобновления духовной жизни были еще долгие четверть века. Вот за эти годы здания в монастыре были окончательно разрушены, просто растащены по кирпичику на гаражи и дачи.

В начале 90-х, когда началось возрожение монастырей в России, началась и монашеская жизнь во Владычном монастыре. Но путь к тому расцвету, в котором находится сейчас монастырь, опять же был долог. Восемь лет назад, 29 мая 2004 года, когда я была в монастыре первый раз, восстановительные работы еще шли полным ходом. За оглушительными звуками стройки мы плохо слышали экскрсию, которую проводила нам одна из монахинь. Но даже тогда, в полуразрушенном состоянии, обитель была необыкновенно красива и величава.
Теперь же я посетила монастырь 15 июля 2012 года во время поездки Серпухов - Давидова пустынь. Это была семейная поездка: четверо взрослых и наша маленькая София.
Владычный монастырь мы застали в самом процветающем состоянии.
Расскажу немного о монастыре. Монастырь небольшой, на его территории находятся несколько соборов, жилые и хозяйственные постройки, Святой источник. Территория очень зеленая, ухоженная, много цветов, деревьев, кустарников, есть маленький зоопарк.

Храмы Владычного монастыря:

  • Введенский собор, впервые построен в 1362 году при основателе преподобном Варлааме Серпуховском, в дальнейшем неоднократно перестраивался. Нынешний Введенский собор сооружен в правление Бориса Годунова.
  • Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века)
  • Храм святителя Алексия (XVII век)

Святыни монастыря:

Монастырь принимает паломниц , желающих помолиться в нем и потрудиться. Ночлег и трапеза предосталяются бесплатно, если паломницы несут послушание. Всем желающим надо иметь при себе паспорт и желательно медицинскую книжку.
В монастыре есть Иконная лавка , где можно купить иконы, различную духовную литературу, сувенирную продукцию, а также подать записки, заказать молебны на акафисте "Неупиваемая чаша" и др.

При монастыре работает хлебопекарня и здесь можно купить очень вкусный хлеб и различные хлебобулочные изделия. Рекомендую!

А теперь фотографии монастыря.

Надвратный храм мученика Феодота Анкирского (1599)

Вход в монастырь

Розовое здание - Настоятельский корпус

Святой источник "Неупиваемая чаша"

Введенский собор (XVI в.) и храм святителя Алексия (XVII в.)

Сень над гробницей преподобного Варлаама

Южный служебный корпус пока в руинах. Идет его восстановление.


На этом наше посещение монастыря закончилось, и мы поехали дальше.

Когда выходишь из Владычного монастыря и поворачиваешь направо, то, пройдя метров 200, вдалеке видишь ярко голубые купола храма и колокольню нежно желтого цвета.

А в заключение хочу представить вам пророческое стихотворение Сергея Бехтеева, написанное в 1922 году. Стихотворение о возрождение Веры в России.

Я твердо верю - день настанет,
Пройдет пора кровавых смут,
И перед нами в вечность канет
Слепой и дикий самосуд.

Я твердо верю - близко время,
Когда обманутый народ
Стряхнет мучительное бремя
Всех преступлений и невзгод.

Я твердо верю - Русь Святая,
Как феникс, встанет из огня,
И вновь воскреснет жизнь былая
В лучах блистательного дня.

Сергей Бехтеев, 1922 г.

Полное название монастыря – Серпуховский Владычный Свято-Введенский женский монастырь . Расположен он в Подмосковье, в городе Серпухове.

В монастырский комплекс входят несколько храмов и церквей, святой источник, многочисленные монастырские постройки, гостиница для паломников, православная гимназия, а также гробница Варлаама Серпуховского, главного строителя монастыря, и основная святыня храма – икона «Неупиваемая чаша».

История монастыря

История монастыря начинается в 1360 году. Согласно преданию, Святителю Алекию во время молитвы было видение: сама Пресвятая Богородица обратилась к нему с призывом построить храм в ее честь в пределах града Серпухова. Алексий тот час же отправил на поиски подходящего места преподобного Варлаама. Найдя такое место, преподобный Варлаам решил переночевать там. Ночью услышал он звон, неизвестно откуда взявшийся, и решил, что это знак от Богородицы, что место он нашел то самое. Через некоторое время сюда пришел и Алексий. Выбором места остался доволен и повелел поставить здесь деревянную церковь. Варлаама же назначил главным строителем.

В 1362 году уже была построена первая каменная церковь и трапезная. Преподобный Варлаам строил монастырь 13 лет, вплоть до самой своей смерти. Чувствуя, что скоро земные дни его закончатся, попросил он Алексия похоронить его около монастыря, чтобы и после смерти смотреть на результаты своих трудов, быть рядом с главным делом своей жизни.

После смерти Варлаама по распоряжению святителя Алексия была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Эта икона в течение 540 лет была главной святыней монастыря и по праву почиталась, как чудотворная.

Вплоть до конца 16 века монастырь продолжал строиться, обитель получала от разных царей земли и пожертвования. Царь Иван Грозный , отличавшийся, как известно, не только особой кровожадностью, но и такой же безграничной набожностью, пожаловал монастырю мельницу и землю, чтобы монахи могли хоть как-то прокормиться.

В 1599 году был построен Надвратный храм Феодотия Анкирского. В 1598—1609 монастырь полностью перестраивается на деньги царя Бориса Годунова в честь бескровной победы русского войска над ханом Казы-Гиреем на реке Оке. Строительство осуществлялось не только на деньги Годунова, но и под его контролем. Преобразования охватили все без исключения постройки монастыря: расширен Введенский собор, построен храм в честь Святого Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями.

В 1607 году по велению Василия Шуйского монастырю был подарен Чудотворный образ царевича Дмитрия. В это время в обители уже было около 30 монахов. Обитель процветала и принимала множество паломников.

Самостоятельность монастырь потерял спустя век. В 1724 году, согласно новому духовному Регламенту, обитель была приписана к Московскому Заиконоспасскому монастырю. На протяжении нескольких лет обитель постепенно пустела, ветшала, и дошло даже до того, что некому было проводить церковные службы. Настоятелями монастыря на протяжении долгого времени были простые иноки-строители.

В 1806 году монастырь пришел в такой упадок, что решено было его упразднить. Но, как это часто бывало на Руси, положение спасли женщины. Монастырь получил вторую жизнь, благодаря игуменье Дионисии , которая прибыла сюда из Новодевичьего монастыря с пятью монахинями и четырьмя послушницами. Скорее всего, немалую роль в возрождении монастыря сыграла и княгиня Евдокия Вяземская , которая прожила здесь последние свои дни под именем старицы Ефросиньи.

Примечательна также личность еще одной обитательницы Введенского монастыря – игуменьи Митрофании . До 26 лет будущая игуменья и не помышляла о монастырской жизни. Тогда ее звали Прасковья Розен, и принадлежала она к древнему аристократическому роду баронов Розен. Что именно так повлияло на образованную и умную барышню, да к тому же еще и фрейлину супруги Николая первого – неизвестно. Но в 26 лет она принимает монашество и уходит в Алексеевский монастырь. В 1861 году Митрофания становится игуменьей Владычного Свято-Введенского монастыря в Серпухове и ставит себе цель: сделать монастырь не просто процветающим, а лучшим из лучших. Свои связи при дворе она успешно конвертирует в денежные пожертвования, которые так нужны обители. При ней монастырь прирастает и постройками, и послушницами.

Современники Митрофании отмечали ее организаторские способности, сильный характер, решительность и деловой склад ума. Благодаря ей была создана первая община сестер милосердия, а монастырь стал известен своей миссионерской деятельностью. Но такая миссионерская помощь людям была чужда православным традициям и многим не нравилась. В 1874 году игуменью обвинили в попытках мошеннически завладеть чужим имуществом, подвергли судебным разбирательствам и по приговору сослали в монастырь Енисейской губернии.

Обретение иконы «Неупивемая чаша»

В 1878 году в монастыре произошло знаменательное событие – обретение чудотворной иконы «Неупивемая чаша».

Официальная версия этого обретения такова. Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат николаевской армии, имел непреодолимую тягу к спиртному. Справиться сам с этой болезнью он не мог, пропивал все, что было в доме. В довершении всего у него отнялись ноги, но и это не могло остановить его. И вот однажды ночью видит он во сне старца, который велит ему идти в Серпухов и во Владычном монастыре отыскать икону «Неупиваемая чаша». Старец обещает, что молитва перед этой иконой излечит и его тело, и его душу. Крестьянин поначалу не внял советам старца, да и отправляться в такой долгий путь, не имея возможности встать на ноги, не захотел. Старцу пришлось еще два раза грозно повторить свое наставление во сне, прежде чем крестьянин решился на четвереньках ползти из Тульской губернии в Серпухов. Дорога была трудной, но, видимо, не располагала к распитию спиртного. Поэтому в монастырь крестьянин вошел на своих ногах, хоть и опираясь на палку. Икону, о которой крестьянин слышал во сне, сестры нашли в проходе Георгиевского храма. До этого никто не знал, что эта икона носит такое название и исцеляет от пьянства. С тех пор икона была помещена в храм и к ней потянулись многие страждущие.

В 1919 году с приходом Советской власти для монастыря настали самые трудные времена. Всех монахинь изгнали, монастырь закрыли, а драгоценная чудотворная икона «Неупиваемая чаша» была навсегда потеряна. Георгиевский храм стал кинотеатром, во Введенском соборе и приделе св. Алексия разместились склады, а остальные постройки были отданы летному училищу.

В 1978 году летное училище закрыли, и монастырь пришел в окончательный упадок. Храмы и монастырские стены буквально растаскивали по кирпичам местные дачники.

Лишь в 1995 году в монастыре вновь начались службы. Обитель начала свою новую историю.

Владычный Свято-Введенский монастырь сегодня

Под руководством игуменьи Алексии в марте 1995 года началось восстановление полуразрушенного монастыря. Каким-то чудом сохранившиеся кресты на церквях снова дают надежду всем верующим, а заново написанная икона «Неупиваемая чаша» — исцеляет от тяжкого недуга.

Сегодня, как и много веков назад, белоснежный Введенский собор открыт для посещения, а Надвратный храм святого Феодота Анкирского встречает паломников. Также на территории монастыря расположена Церковь святого Георгия, Церковь святого Алексия, основателя монастыря, сень над гробницей преподобного Варлаама Серпуховского, главного строителя обители.

Основан в 1360 г. по чудесному указанию Божией Матери святителю Алексию митрополиту Московскому как мужской монастырь. Строитель монастыря - преподобный Варлаам, мощи его пребывают под спудом. Соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, придел при нем во имя святых Петра. Алексия, Ионы и Филиппа митрополитов Московских, второй придел рядом с трапезной во имя ев. Филарета Милостивого, церковь во имя святого великомученика Георгия вверху придел при ней во имя святого Димитрия Царевича. Под церковью св. великомученика Георгия придел во имя Вознесения Господня, при ней придел во имя святого Николай Чудотворца. Над святыми вратами церковь во имя Нерукотворенного Спаса и Феодотия Анкирского (имеется антиминс, выданный в 1599 г.).

В 1598 г. монастырь оказался в центре расположения войск Бориса Годунова, приготовившихся к отражению крымского нашествия: но, по свидетельству того времени, сам святой великомученик и Победоносец Георгий ночью выехал на Белом коне и монастыря и направился к неприятельскому лагерю, наводя страх и ужас на крымского хана и его войско. После одержанной победы обитель получила щедрые дары от царя и в короткий срок. С 1598 по 1906 гг., заново отстроены каменный собор и трапезная, а также возведена крепостная стена с башнями и надвратной церковью и каменный жилой корпус. Но в последующем обитель снова переживает упадок; и в 1806 г. реорганизована в девичий монастырь. До закрытия обитель имела Чудотворные иконы: Введения во храм Богородицы; святого Иоанна Воина; святого Георгия Победоносца; святого Царевича Димитрия. В 1878 г. в обители была обретена Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».



Владычний Веденский монастырь, 3 класса, общежительный, близ города Серпухова. Основан в 1362 году святителем Алексием, митрополитом Московским, в честь Владычицы Богородицы (почему и называется Владычным), по чудесному указанию Ее. Устроение обители поручено было святителем Алексием ученику своему Варлааму (+5 мая 1377 года), который удостоился при этом особого чудесного видения образа Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сначала этот монастырь был мужским, но в 1806 году обращен в женский. В соборном храме находится чудотворная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы и чудотворный образ святителя Иоанна воина. Икона Введения была написана в 1377 году, по распоряжению святителя Алексия, в том виде, как Богоматерь явилась Варлааму. Здесь находится гробница Варлаама. Ризница и библиотека монастыря хранят много древностей XV - XVII веков. При монастыре школа, иконописный и певческий классы, различные мастерские и больница с аптекой для бесплатного отпуска лекарств.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Введенский Владычный монастырь был заложен на правом берегу Нары в 1360 году владыкой Алексием, митрополитом Московским. Строителем и первым настоятелем обители был инок Варлаам, келейник святителя Алексия. На опушке густого бора, остатки которого сохраняются до сих пор, неподалёку от места слияния Оки и Нары, преподобный Варлаам заложил деревянную церковь во имя Введения Богоматери во Храм. Через два года после основания в монастыре были построены каменный собор и трапезная. В монастырском соборе был погребён его основатель и первый игумен монастыря Варлаам, скончавшийся в 1377 году. После смерти святителя Алексия монастырь оскудел и долгое время во всех документах именовался не иначе как "монастырёк убогий". И только с конца ХVI века начался его расцвет.

Летом 1598 года к Серпухову были стянуты все русские войска - ждали, что крымский хан вот-вот переправится через Оку. На лугах у стен Владычного монастыря расположился огромный военный лагерь. Но пока здесь шли военные приготовления, русские дипломаты во главе с Леонтием Ладыженским предпринимали отчаянные усилия, чтобы решить дело мирным путём. Благодаря умелой дипломатии Ладыженского хан отказался от военных действий и повернул назад. И было тогда видение: из ворот Владычного монастыря на белом коне выехал Святой Георгий Победоносец и направился к татарскому лагерю, устрашив хана и его воинов... Бескровная победа была пышно отпразднована в русском лагере, а Владычный монастырь, где игуменом тогда был Вассиан, родственник Ладыженского получил щедрые пожертвования от Бориса Годунова в память об избавлении от татар. На эти деньги спустя год была возведена трапезная с шатровой церковью во имя Св. Георгия Победоносца, кроме того, монастырь был обнесён каменной крепостной стеной с башнями и надвратной церковью, а также был построен каменный жилой корпус. Всё строительство было завершено перед Смутой. Перечисленные постройки составили уникальный архитектурный ансамбль эпохи Бориса Годунова, практически в неприкосновенности сохранившийся до наших дней. Хотя, это как сказать - "в неприкосновенности"... В 1990 году монастырь выглядел как учебная мишень на артиллерийском полигоне.

Перед входящим в монастырь через Святые ворота открывается сразу весь ансамбль зданий, образующий парадный двор. Главное место занимает Введенский собор. Это кирпичный, облицованный снаружи белым камнем пятиглавый храм. Точная дата строительства не установлена, но исследователи с уверенностью утверждают, что собор принадлежит годуновскому времени. В архитектуре собора суровая простота ХVI века сменяется декоративностью последующего столетия. Декоративное убранство собора выполнено с большим мастерством. В Введенском соборе находилась деревянная гробница преподобного Варлаама. Святыней монастыря была чудотворная икона Введения Богоматери написанная в ХIV веке. Другими чтимыми чудотворными иконами были образ Св. Иоанна Воина и икона Владимирской Богоматери. Двухэтажная монастырская трапезная является одним из самых совершенных произведений подобного рода в русской архитектуре. В её состав входит трапезная палата, церковь Св. Великомученика Георгия и колокольня. На нижнем этаже располагались подсобные помещения: хлебодарня, поварня, просфорня и кладовая. В ХVI веке к трапезной была пристроена звонница с башенкой, на которой были устроены "часы боевые на ходу". В конце ХVII века звонница была перестроена, над ней поднялись два деревянных шатра с главками. Надвратная одноглавая церковь Св. Феодосия Анкирского возведена в 1599 году. Первоначально её окружали крытые галереи, в 1834 году обращённые в закрытые паперти. Тогда же церковь была заново освящена уже как Спасская. Двухэтажный корпус келий, построенный во времена Бориса Годунова, впоследствии также неоднократно перестраивался. В 1737 году в обители жил только один престарелый иеромонах.

В ХVIII веке монастырь утратил самостоятельность и был приписан к московскому Заиконоспасскому, а затем к серпуховскому Высоцкому монастырю. В 1806 году монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императору Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И в этом же году сюда назначается первая игуменья женской обители - мать Дионисия, определённая из казначеи московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы. В ХIХ веке обитель становится одной из крупнейших и благоустроенных женских монастырей Подмосковья. В 1836 году, после пожара, уничтожившего большинство деревянных построек монастыря, начался новый период строительства. В 1858 году в обители появился двухэтажный служебный корпус, была расширена монастырская территория, окружённая оригинальной оградой с башенками и воротами. В 1861 году, когда монастырская территория была расширена, часть древних стен монастыря была разобрана, а новая ограда была возведена приблизительно на 10 метров дальше.

В 1919 году Владычный монастырь был закрыт богоборческой властью. На территории была размещена школа "красных военлётов", затем на её базе создано военное лётное училище. Монастырь назывался "Авиагородок", в Георгиевском храме тогда располагался клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе Свт. Алексия - склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерское общежитие. Что удивительно - кресты с храмов не были сняты. Икона "Неупиваемая Чаша" перенесена в серпуховский собор "Николы Белого", после закрытия которого в 1928 году, следы явленной чудотворной иконы теряются. В 1978 году военное училище освободило территорию. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскивались буквально по кирпичику дачниками и прочими "хозяйственными" людьми. Наконец, в апреле 1995 года, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, во Владычном женском монастыре возрождена монашеская жизнь.

Из книги: Низовский А.Ю. "Православные храмы и монастыри". - М.: Вече, 2005 г.