Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина – вопрос, который ставит в тупик многих путешествующих по Поднебесной самостоятельно. Действительно, если взглянуть на карту, то расстояние от китайской столицы до Стены достаточно приличное.


Но расстояние – вовсе не повод не увидеть настоящее чудо света, тем более что не так уж оно и велико, по российским меркам, всего лишь – 60 км. Дело в том, что Стена – это древняя граница, защищавшая Поднебесную, соответственно, ее протяженность с юга на север весьма значительна и участков, которые можно сегодня осмотреть путешественникам тоже достаточно много.

Google Карты / google.ru

Поэтому быстро доехать до Китайской Стены можно практически из любой точки страны, в том числе и из , разумеется, до ближнего ее участка. Самым близким к столице участком является часть Стены под названием Бадалин, чуть дольше придется ехать до участков под названиями Симатай и Мутьяньюй. И самыми дальними, если выезжать из столицы, участками северной части Стены, открытыми для осмотра, являются Шаньхайгуань и Цзяюйгуань.

Как добраться?

Доехать до Китайской Стены из Пекина можно по-разному:

  • поездом;
  • маршрутным туристическим автобусом;
  • обычным рейсовым автобусом;
  • в составе туристической группы.

У каждого из этих способов увидеть Великую Китайскую Стену и вернуться обратно в Пекин есть свои преимущества. Неудобных или же имеющих явные недостатки среди возможных способов оказаться на Китайской Стене – нет. Просто нужно выбрать тот, который наиболее подходит по индивидуальным предпочтениям.

Keith Roper / flickr.com

Хотя, поехать из столицы можно к пяти северным участкам, но есть смысл отправиться осматривать Баладин, потому что:

  1. Этот участок северной Стены сохранился лучше, чем остальные.
  2. Он гораздо ближе
  3. При посещении этой части у путешественников гораздо больше свободы в передвижениях во время осмотра.

Также важным плюсом посещения именно Баладина является то, что этот участок – самый известный на Севере, и как раз он снят для всех рекламных туристических проспектов и открыток.

Фотографии здесь действительно получаются очень колоритными, так как помимо прекрасной сохранности, Баладин обладает отличными панорамными видами и окружен живописными местами. Почти все эпизоды художественных фильмов, в которых присутствует это чудо света, тоже сняты именно здесь.

Поезда в Баладин отправляются с Северного железнодорожного вокзала, который во многих путеводителях обозначен, как Beijingbeizhan. До самого вокзала проще всего добраться из любого места столицы на метро, выйти нужно на станции Xizhimen, через направление «А», которое выведет прямо в вокзал. Впрочем, везде есть указатели, аналогичные московскому метрополитену, так что заблудиться невозможно.

Билеты на поезд приобрести проще всего непосредственно в кассе. У местных электричек есть нюанс, характерный для Китая в целом, то есть с одной стороны все всегда очень современно, по-западному цивилизованно, а с другой – национально и колоритно.

img-fotki.yandex.ru

В отношении поезда эта особенность современного Китая проявляется в том, что на приобретенном в Баладин билете будет обозначено только число и конечный пункт поездки. Время отбытия и место прописаны не будут, как и платформа отправления.

То есть, фактически электричка очень напоминает трамвай – в ней есть сиденья, но есть и стоячие места. Разумеется, сядет тот, кто успеет. Если народу слишком много, можно просто подождать следующий поезд. Все очень «по-китайски» в вопросе отъезда. Сами китайцы предпочитают ездить как раз на этой электричке, поэтому поездка будет весьма интересной, особенно для тех, кто любит наблюдать за местными жителями.

Но сам поезд вовсе не отличается национальным колоритом. Это предельно современный, максимально комфортный железнодорожный состав, ничем не уступающий европейским электричкам, возможно, что и превосходящий их по каким-либо параметрам. Такое вот сочетание самобытности и прогресса, достаточно часто встречающееся в Китае.

Цена проезда – 6 юаней, а в пути поезд находится около полутора часов. Отправляющиеся к Китайской стене электрички всегда обозначены нечетными числами, а следующие до Пекина, наоборот, четными.

Поезда из Пекина в Баладин Поезда из Баладина в Пекин
Номер состава Время отправления Время прибытия Номер состава Время отправления Время прибытия
S201 6:12 7:31 S208 8:07 9:47
S203 7:58 9:20 S210 10:35 12:12
S205 8:34 9:47 S212 11:03 12:40
S207 9:02 10:15 S214 11:34 13:12
S209 10:57 12:13 S216 13:20 14:23
S211 12:42 14:01 S218 14:45 16:43
S213 13:14 14:25 S220 15:30 17:25
S215 13:35 14:50 S222 16:01 17:39
S217 15:24 16:43 S224 17:17 18:54
S219 17:11 18:30 S226 19:18 21:11
S221 17:41 18:51 S228 19:42 21:43
S227 21:28 22:47 S230 21:18 23:03

Поездов достаточно много, отправляются они, конечно, не каждые 10-20 минут, но уехать как в сторону стены, так и от нее в столицу можно практически в любое время, кроме ночи.

Маршрутным туристическим автобусом

В отношении этого способа поездки туристы достаточно часто высказываются в негативном ключе, сетуя на то, что их везут не к Стене, а по сувенирным базарам и каким-то непонятным местам, вынуждая тратить деньги, в результате чего бывает испорчено настроение и потеряно время.

Подобные высказывания говорят только о том, что путешествующие не разобрались в разнице между автобусными маршрутами для туристов и рейсовыми обычными пассажирскими автобусами.

В принципе, само понятие «туристического маршрутного автобуса» возникло не столько из желания обеспечить максимальное удобство для путешественников, сколько из необходимости разгрузить общественный междугородний транспорт, не справляющийся с потоком и обычных пассажиров и туристов.

Такие автобусы вовсе не везут из точки «А» в точку «Б», то есть от Пекина до Великой Китайской стены. Они следуют по определенным маршрутам с остановками на 10-20 минут во всех интересных местах, включая национальные рынки, придорожные таверны, сохранившиеся с древних времен и у других достопримечательностей, встречающихся вдоль маршрута.

На таких туристических «маршрутках» всегда крупно написан сверху конечный пункт, а ниже перечислены все места, в которых автобус побывает. В целом это очень хорошая и познавательная поездка, особенно если учесть такой нюанс, что о многих местах, через которые проходят маршруты, путешественники и вовсе никогда не слышали.

img-fotki.yandex.ru

Остановок таких автобусов в Пекине достаточно много, но в Баладин рейсы отъезжают с площади Тяньаньмэнь. Можно подойти сразу к автобусу, а можно к китайцам, активно продающим билеты в эти автобусы между мавзолеем и воротами Цяньмэнь, разницы в цене не будет, как и риска остаться без места. При обращении к распространителю, он провожает желающего поехать в автобус, оплата берется непосредственно после посадки.

Стоимость зависит от выбранного маршрута (они разные) и составляет от 15 до 22 юаней. Сами автобусы очень комфортные, в них есть WI FI, кондиционер и буклеты со схемой самого маршрута, их нужно спрашивать у сопровождающего или у самого водителя.

Отправляются автобусы с самого раннего утра и до 13:30, по мере заполнения. Длительность поездок разная, ее нужно уточнить на месте, в среднем, если ехать по не очень наполненному остановками пути, она составить от 3 до 3,5 часов.

Вернуться в Пекин можно на таких же автобусах, они отъезжают после 14:30 и до позднего вечера от местной железнодорожной станции, главное, не сесть на тот же маршрут, которым ехали к Стене. Либо же можно сесть на поезд или простой рейсовый автобус.

Поездка на автобусе

Добраться из Пекина до Баладина можно на рейсовом автобусе 919. Сесть на него проще всего на «конечной» остановке Deshengmen, которая находится в паре метров от башни Дэшэнмэнь, из-за которой и носит такое название.

Приехать сюда из любого уголка города проще всего на метро, выйти нужно на станции Jishuitan.

img-fotki.yandex.ru

При посадке нужно быть предельно внимательными, так как нужен автобус только с цифрами 919, без каких-либо добавочных иероглифов, если есть сомнение, нужно спросить водителя, довезет он до Баладина или нет. Почти все в Китае говорят по-русски как минимум на уровне школы, поэтому никаких сложностей со взаимопониманием не возникнет.

Стоимость поездки – 12 юаней, автобус обычный, пассажирский, соответственно ни о каком «повышенном» комфорте речи нет. В пути достаточно много остановок, люди выходят и входят, может случиться так, что салон будет забит до предела.

В том, как доехать обратно на рейсовом автобусе, ничего трудного нет, автобус 919 отъезжает от привокзальной платформы с интервалом примерно в полчаса. Последний рейс отправляется в 18:40.

Видео: Великая Китайская стена – как до нее добраться?

В составе туристической группы

В том, как добраться до Китайской Стены организованно, тоже нет ничего трудного. Туры 1 дня к Чуду Света предлагают многие агентства. Стоимость на них колеблется от 1100 до 2100 юаней.

Такие поездки могут быть как самыми обычными, то есть в автобусе, с экскурсионным сопровождением, свободным временем, памятными сувенирами и обедом, так и «с изюминкой», с нетривиальным подходом к организации и достаточно экстремальным видом преодоления расстояния от столицы до Баладина.

Например, весь маршрут можно провести в седле, то есть проехать верхом на лошади, или же промчаться на мотоцикле. Подобных вариантов достаточно много, а китайские турменеджеры всегда очень вежливы и дотошны, что исключает малейшее недопонимание и, соответственно, испорченное настроение.

i a walsh / flickr.com

Очень интересные поездки организуют в бюро путешествий Beijing Sideways, все «готовые» предложения есть на официальном портале агентства, впрочем, при желании можно организовать и индивидуальную программу.

Плюсы туров, если говорить о привычных способах перемещения, в том, что обо всем, что окажется перед глазами подробно расскажет на русском языке сопровождающий гид, а кроме этого, путешественника накормят, отведут в сувенирный магазин и отвезут поздно вечером обратно в Пекин. Беспокоится не придется ни об одном нюансе поездки.

Разумеется, что именно будет входить в предлагаемое путешествие, следует уточнять перед приобретением тура.

Keith Roper / flickr.com

Разумеется, до Великой Китайской стены можно доехать в арендованном автомобиле, на взятом напрокат мотоцикле или скутере, даже на велосипеде, при наличии времени и желания. Или воспользовавшись пекинским такси.

На маршруте в Баладин есть платная для частного транспорта часть дороги, проезд по ней будет стоить от 10 до 20 юаней, исходя из типа автосредства. С велосипедистов оплату не берут. Поездка на такси вместе с ожиданием, то есть водитель простоит столько, сколько потребуется, если не оговорено предварительно время, будет стоить от 500 до 800 юаней.

В целом доехать из Пекина до Стены довольно просто и варианты поездок можно найти на любой вкус и бюджет. Также не сложно добраться и до других северных участков стены с этих остановочных пунктов в Пекине, но путь займет больше времени, а возможностей к осмотру будет меньше.

Аэропорт Пекина находится в двадцати километрах от городской зоны и состоит из трех терминалов:

Первый терминал аэропорта (Т1) – (самый маленький), только местные отправления;

Второй терминал аэропорта (Т2) – местные и международные отправления, а также рейсы на Гонконг, Макао и Тайвань (авиакомпании Владивосток Авиа и Аэрофлот обслуживается в этом терминале). Зал прибытия находится на первом этаже (F1), зал отправления (как внутренних, так и международных рейсов) на втором этаже (F2). Камера хранения на втором этаже, напротив входа к стойкам регистрации на международные рейсы. В зале прибытия на первом этаже так же есть камера хранения, возле выхода 9. Во втором терминале зона общественного питания расположена на 3-ем этаже. Круглосуточно работают: Ishijah coffee (средняя цена блюда 50 ю.) и The Rucky Shamrock (средняя цена блюда 75 ю.).

Третий терминал аэропорта (Т3) – (самый большой), местные и международные отправления (в этом терминале обслуживается авиакомпания Siberia Airlines). Третий терминал делится на три дополнительных терминала 3Е, 3D и 3С. Сдача багажа и регистрация проходит в терминале 3С независимо от того, с какого терминала отправление.

Бесплатные автобусы между терминалами аэропорта Пекина (Free shuttle bus)

Между терминалами 1 (Т1), 2 (Т2) и 3 (Т3) круглосуточно ходят бесплатные автобусы, выход к ним во всех трех терминалах на этаже F1. В Т1 выход 7, Т2 – выход 9, Т3 – выход 5, необходимо идти по стрелкам «Free shuttle bus». С 6:00 до 23:00 интервал движения составляет 10 минут, с 23:00 до 6:00 – 30 минут.

Маршрут: T3 выход 5 - T2 зал отправления - T1 зал отправления - T2 выход 11 зал прибытия - T1 выход 7 зал прибытия - T3 зал отправления.

Как добраться из аэропорта Пекина до города

Из аэропорта до города можно доехать на автобусе (16 юаней), метро (25 юаней) и такси (больше 100 юаней).

Автобусы-челноки от аэропорта Пекина (Shuttle bus)

Имеется 11 маршрутов в различные части города Пекина. Автобусы начинают свой путь с терминала 3 (Т3), забирают пассажиров так же с терминала 2 (Т2), затем с терминала 1 (Т1), и далее идут в город. Поездка в один конец обойдется 16 юаней.

Билет на автобус нужно заранее приобрести в кассе. При посадке нужно предъявить купленный билет. Возле стоек, где производится посадка, на китайском и английском языках указана информация о маршруте, интервале движения автобусов, о номере маршрута и времени работы. К примеру, от аэропорта до пекинского ж/д вокзала 北京站 Beijingzhan (маршрут 3) на автобусе можно доехать за 1 час, интервал движения 20 минут.

Расположение автобусных остановок и касс:

Т 1: этаж F1, касса снаружи здания у выхода 7,

Т 2: этаж F1, кассы внутри здания у выходов с 9 по 11,

Т 3: на этаже F2 выход из зоны А, а так же на этаже F1 выходы 5,7,11 (кассы внутри, у выходов)

От аэропорта также ходят автобусы в пригород Пекина:

  • до 天津 Tianjin (80 юаней в один конец, 2,5 часа в пути),
  • до 塘沽 Tanggu (90 ю., 4 часа в пути),
  • до 秦皇岛 Qinhuangdao (130 ю., 3 часа в пути),
  • до 廊坊 Langfang (40 ю., 2 часа в пути),
  • до 保定 Baoding (85 ю., 3 часа в пути),
  • до 唐山 Tangshan (80 ю., 2,5 часа в пути).

Такси от аэропорта Пекина (Taxi)

Выйти к такси вы можете с этажа F1. В терминале 1 выход с 3 по 5, в терминале 2 выход с 3 по 7. Терминал 3 очень маленький, нужно просто идти по указателям "Taxi".

Посадка стоит 10 юаней и включает 3 км, далее каждый километр стоит 2 юаня. С 23:00 до 5:00 посадка стоит 11 ю., а каждый километр, начиная с четвертого, стоит 2.4 ю. За каждые 5 минут ожидания пассажиров нужно будет заплатить 2 или 2.4 ю. в зависимости от времени. Если вы стоите в пробке, и скорость движения при этом не превышает 12 км/час, каждые 5 минут начисляется оплата, соответствующая 1 км. В среднем поездка от аэропорта до центра Пекина выходит больше 100 ю.

Экспресс пекинского аэропорта (Airport Express)

Маршрут экспресса: из терминала 3 (Т3), через терминал 2 (Т2), далее в город до станции 三元桥 Sanyuanqiao, затем до станции 东直门 Dongzhimen, и обратно через 三元桥 Sanyuanqiao в терминал 3. Интервал движения 12 минут.

Время работы:

  • Т2 - с 06:35 до 23:40,
  • Т3 - с 06:20 до 23:20.

Найти метро в Т2 вы можете на этаже В2 выход 2 (Parking Garage No. 2), в Т3 на этаже F2 выход 3 (Parking Garage No.3). Стоимость поездки 25 юаней.

Сервис аэропорта Пекина (Service)

На территории аэропорта есть бесплатный WiFi, банкоматы, камеры хранения, продажа Sim-карт, пункты подзарядки мобильных телефонов, пункты обмена валюты, комнаты отдыха и т.д.

Для того, чтобы воспользоваться бесплатным WiFi в аэропорту Пекина, необходимо:

  1. Выбрать сеть “Airport WiFi Free”;
  2. На домашней странице кликнуть на "get free accountmobile phone";
  3. Ввести номер телефона, вам на телефон придет сообщение с паролем;
  4. Ввести пароль.

В случае если нет телефона, на который можно получить смс сообщение с паролем, можно воспользоваться автоматом. Через него пароль можно получить с помощью номера вашего загранпаспорта.

На территории аэропорта так же имеется множество кафешек, ресторанов китайской, европейской, японской, тайской и прочих кухонь, фастфуд, чайные, бары и т.д. Среди них есть круглосуточные, по демократичным ценам и не очень, в некоторых из них кроме юаней так же принимают доллары. Из наиболее известных: KFC (во всех терминалах, время работы с 5:30 до 23:00), Starbucks (во всех терминалах, с 6:30 до 23:30), CELESTLAL CUISINE (во всех терминалах, с 10:00 до 21:00), Pizza Hut (T2 и Т3), MacDonald"s (T3, круглосуточно).

Камеры хранения в аэропорту Пекина (Left Luggage) находятся:

  • в Т2 на первом этаже в зале прибытия возле выхода 9, а также на втором этаже в зале отправления возле выходов 8 и 10;
  • в Т3 в восточной и западной частях зала прибытия на втором этаже в зоне С.
  • и в коридоре между терминалами 1 (Т1) и 2 (Т2);

Стоимость хранения, в зависимости от веса и размера багажа, составляет от 10 до 50 юаней.

Комнаты отдыха, находящиеся на территории аэропорта (Hourly Lounge)

Расположение:

Т1 - западная сторона здания, у выхода 8 нужно подняться на 3 этаж.

Т2 - этаж В1 (-1 этаж), между выходами 2 и 3, а также между выходами 6 и 7;

Т3 - сектор 3С, 2 этаж, западная сторона зала прибытия, а также в секторе 3Е, восточная сторона зала ожидания отправления международных рейсов.

Гостиницы в окрестностях аэропорта Пекина

В ожидании следующего рейса можно переночевать в одном из отелей Пекина в районе аэропорта . В аэропорту к Вам могут подойти с предложением гостиницы, причем цены могут предлагать как разумные, так и не очень. Можно поторговаться, и, если цена устроит, воспользоваться предложением. Цены зависят от уровня отеля, в качестве нижнего предела цен можно ориентироваться на 200 юаней в сутки (до 12 дня), однако не забывайте, что за дешевизну можно поплатиться комфортом. Для номера более-менее средней комфортности, можно ориентироваться на нижний предел 300-400 юаней за номер. В стоимость может входить трансфер аэропорт-отель и обратно, это лучше сразу уточнить у представителя гостиницы. Если никуда ехать не хочется, можно переночевать в комнате отдыха в помещении аэропорта, стоимость 480 юаней с человека (до 12 дня).

Аэропорт Пекина на карте

Поиск отелей в Пекине

С помощью нижеприведенной формы вы можете узнать цены на номера отелей в Пекине.

Текст статьи обновлён: 13.04.2019

Продолжу рассказ о том, какие достопримечательности в Пекине и его окрестностях мы с женой смогли посмотреть во время самостоятельного путешествия по Китаю. В первый день сходили на экскурсию в Летний дворец Императора и прогулялись по пешеходной улице Ванфуцзин. На следующее утро было запланировано встать пораньше и съездить посмотреть своими глазами одно из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком: Великую Китайскую Стену – точнее, участок под названием Мутяньюй, расположенный в 95-ти километрах от столицы. Далее план нашего отдыха включал перелет в город Гуйлинь и переезд в поселок Яншо, окруженный знаменитыми на весь мир живописными холмами.

1. Отчет о самостоятельной поездке на участок Великой Китайской Стены под названием Мутяньюй (Great Wall of Mutianyu, 慕田峪)

Мы планировали выехать на участок стены Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) пораньше. Но не учли, что в Китае время опережает уральское на 2 часа (т.е. московское – на четыре часа) и придется встать раньше обычного. И гуляя по парку Ихэюань у Летнего императорского дворца устали, как две китайские дворняги. Поэтому проснулись поздно (около полудня), позавтракали и поехали искать междугородний автовокзал.

Из первой части отчета с описанием процедуры планирования самостоятельной поездки по Китаю мы уже знаем, что всего существует четыре площадки для осмотра самой известной китайской достопримечательности: Мутяньюй, Бадалин, Симатай и Цзиньшаньлин (Jinshanling). И хотя китайские мудрецы утверждают, что если хороший рассказ повторить три раза, то даже у собаки появится отвращение, уточню еще раз, как добраться до участка Mutianyu Great Wall (慕田峪 城).

  • Спускаемся в метрополитен, садимся в поезд и едем до остановки Dongzhimen (东直门) на линии №2 или №13. Кстати, проверяйте перед поездкой написание названий иероглифами в Википедии.
  • Выходим на улицу по указателям к междугороднему автовокзалу (Long-Distance Bus Station, 东直门长途汽车站).
  • Садимся в автобус №916 или №936 и едем к ВКС.

Такая информация была у меня с собой в папке с распечатками, фото которой я показывал в первой части отзыва. Информация была взята с форума самостоятельных путешественников Винского. Но оказалось, что эти советы были не полными и мы попали в курьезную ситуацию.

Итак, мы приехали на станцию Dongzhimen (东直门), поднялись на открытый воздух, поплутали и нашли автовокзал (Long Distance Bus Station, 东直门长途汽车站). Кто бы мог подумать, что междугородняя автостанция находится в огромном торговом центре! Автобусы заезжают в громадную арку под зданием.

Нашли стоянку нашего маршрута №916, отправляющегося в сторону Mutianyu Great Wall. Показали распечатку с названием, написанным иероглифами, кондукторше. Та утвердительно кивнула, выдала билетик за 24 юаня на двоих и мы заняли свои места в салоне. При посадке, на всякий случай, показали листок с китайским названием еще и водителю, который тоже подтвердил, что мы на верном пути.

Как я читал в отчетах самостоятельных туристов, существует два типа автобуса 916-го маршрута: один простой, второй – экспресс. Для быстрого маршрута к цифре добавляется иероглиф: 916快. По второй версии, один автобус идет к стене, другой – нет. Если промахнетесь, придется выбираться на такси.

У меня в блокноте записано, что поездка из Пекина к Великой китайской стене заняла 1 час 20 минут. Хоть убейте, не помню: непосредственно до стены или до промежуточной остановки…

Вскоре водитель закрыл двери и мы поехали вперед, к приключениям. На удивление, в Пекине особых пробок замечено не было. Покружили немного по городу и выехали на трассу. Стали чередоваться поля и промышленные объекты. Не скажу, что пейзаж поражал своими красотами, но наблюдать за окружающим в окошке было интересно. Чего не скажешь, о наших китайских попутчиках: почти все пассажиры маршрута №916 «Пекин – Мутяньюй» посапывали и смотрели свои азиатские сны… А может они изображали из себя зомби из фильма ужасов?..

Фото 1. Тихо в автобусе… Только два лаовая не спят… Поездка на Великую Китайскую Стену из Пекина. Отдых в Китае самостоятельно. Фотографии в отчете сняты на любительский зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55mm.

Пока мы развлекались, фотографируя себя и пассажиров, автобус проехал по лугам, лесам, деревням, городам и остановился где-то в чистом поле. Открылась дверь и в салон вошел он – хитроватого вида мужичонка, мистер Ли Бяо. Увидел двух бледнолицых, прокурлыкал что-то на мандаринском наречии и сделал знак, чтобы мы выходили вслед за ним.

Тут нужно сделать такое отступление. Перед подготовкой к путешествию по Китаю я прочитал в отчетах путешественников о такой невинной разводке самостоятельных туристов в Яншо. Водители договариваются с владельцами гостиниц и останавливаются не доезжая до центра деревни. Заходят китайские «помогалы» и предлагают выходить: мол, приехали, товарищ! Вы выходите и попадаете в лапы дельцов. Автобус уехал. Деваться некуда. Вы соглашаетесь заселиться в их отель. Так вот, мы с женой решили, что сейчас мистер Бяо пытается провернуть с нами такой же трюк…

Китаец повторил свое приглашение и прокурлыкал еще раз. Мы синхронно закачали отрицательно головой. Он удивился:

— Вы чего, лаоваи (так китайцы называют иностранцев) ? Вам нужна Great Wall?

— Ну, так приехали. Айда за мной!

— Не-а. Нас на мякине не проведешь! Наслышаны. Водила, поехали!

Тут подключается кондуктор:

— Вы чего, родненькие, барагозите? Ваша остановка. Выходите.

— Эх, тётя, и ты с этим бандюганом заодно. Да мы на тебя начальнику пожалуемся!

Тут уже подключаются пассажиры и водитель:

— Да, что же с этими лаоваями делать! Хоть бы раз без задержек домой с работы приехать. Вечно они упрямятся!

Короче, когда нас уже всем автобусом собрались вытолкать на улицу, мы сдались.

— Ладно, добрые китайские люди. Если вы обманули – Конфуций вам судья! – и вышли из автобуса за нашим добровольным провожатым.

Транспорт уехал. Мы огляделись: стоим на остановке в чистом поле. Метрах в 50-ти – группа старинных, ржавых микроавтобусов. Наш гид предлагает довезти до Китайской стены на новеньком, чистом микроавтобусе за 30 юаней с человека.

— Да побойся бога, мистер Бяо! Грабеж средь бела дня!

— Ребяты, мы китайцы иностранных туристов не обманываем! – достает помятый путеводитель на английском языке: — Вот посмотрите. Раздел «Как добраться из Пекина до участка Мутяньюй (Mutianyu Great Wall)». Едете на автобусе №916快 до города Хуайжоу (Huairou). То есть вот до этой остановки. Затем пересаживаетесь на такси и за 25 юаней доезжаете до ВКС еще километров сорок. Так обратите внимание, путеводитель был издан 5 лет назад. В Китае инфляция. Не знали что ли? Сегодня проезд на такси стоит 30 RMB за одно бледнолицее физическое лицо. Конечно, вы можете поехать во-о-н на той ржавой развалюхе за 20 юаней…

— Убедил. Твоя взяла! Поехали…

Дорога проходит сквозь живописные деревеньки. Крестьяне сушат зерно прямо на асфальте. На подъезде к началу маршрута появляются красивейшие горы. От красоты пейзажей хочется смачно материться на русском, а еще лучше – на китайском языке!.. Невероятное зрелище! Вот бы побродить там по склонам гор!

Приехали к месту, откуда начинается экскурсия на Великую китайскую стену. Договорились с водилой, что он подождет, пока мы спустимся. А чтобы не забыть, как выглядит наша машина, сфотографировали его на память.

Фотография 2. Наш добровольный провожатый — водитель такси, с которым мы приехали в Мутяньюй. Экскурсии в Пекине. Как добраться на Великую Китайскую Стену на автобусе.

Ведь все китайские таксисты выглядят на одно лицо! Шутка!

Прошли сквозь ряды палаток с сувенирами к кассам. Заплатили за билеты 125+130 RMB. Сейчас не помню, но, наверное, это за подъем по канатной дороге и спуск на тобоггане (см. Википедию).

На дворе стоял уже вечер. Солнце спустилось близко к горизонту – наступил «золотой час» для съемки пейзажей. А от красот, по прежнему, захватывает душу! Очень, очень приятное место!

Фото 4. Как доехать из Пекина на участок Мутяньюй (Mutianyu Great Wall). Прямо — канатка, справа — вторая канатка еле видна. Змейка — тобогган на Великой Китайской Стене.

Поднимались мы по канатке. Их там две. Первую вы видите прямо по курсу. Вторая линия – видна правее. Наверное, правильнее подниматься на гору по второй канатной дороге, пройтись по гребню стены и спуститься вниз на тобоггане.

Тобоган – транспортное средство, родственное бобслею. Видите извивающуюся металлическую дорожку на фото выше? Это жёлоб из нержавейки. Сверху вы садитесь в небольшую тележку (сани), держитесь за рукоятку (тормозной рычаг) и с ветерком спускаетесь вниз. Адреналину не меряно!

Иногда в сети Интернет можно встретить отчеты с фотографиями с ВКС, где люди буквально толпятся плечом к плечу. Мы же гуляли, почти в полном одиночестве. Может человек десять китайских студентов ходили где-то в стороне.

Фото 6. Отзывы туристов о самостоятельной поездке из Пекина на участок Мутяньюй. Синее небо, высокие горы… Что может быть красивее?

Мои фотографии, снятые на Nikon D5100 KIT 18-55 спустя неделю после покупки, не передают всю мощь горной гряды и человеческого духа, соорудившее такое колоссальное сооружение.

Мне бы очень хотелось еще побродить по этому замечательному месту, подняться на вершину ближайшей горы, дойти до не отреставрированного участка. Но аттракцион работает с 7:30 до 18:00. При этом тобогган закрывается раньше (на 1 час или на 30 минут – не помню). А ведь именно возможность прокатиться на санях по металлическому жёлобу привлекла меня в эту деревню.

— Сели? На старт! Внимание! Поехали!..

Ветер в ушах, виражи, дяденьки на поворотах, предупреждающие о необходимости сбросить скорость. Красота!

В самом конце вас ждут два китайских старых вояки, предлагающие запечатлеть этот замечательный вечер на цифровой фотографии. Пока вы еще не пришли в себя, они кричат:

— Эй, лаовай! Давай фотку на память о самостоятельной поездке к Великой Китайской Стене!

— Ну, давайте, черти!

Сзади студент на английском языке предупреждает:

— Мистер, имейте ввиду, что они с вас запросят деньги за фото.

— Сколько?

— 10 юаней…

Ладно, гулять, так гулять! Согласны! 🙂 Э-э-а-а-а-а! Банзай!!!

Друзья заказали мне сувениры: «Привези нам не аленький цветочек, но магнитик с главным символом Китая!» Поэтому на выходе пытался торговаться с продавцами магнитов. Заряжали 60 юаней за штуку. Но всё тот же англоговорящий студент посоветовал: «Не более 50 RMB за три штуки – красная цена!» Хвала тебе великий и могучий английский язык! 🙂 Согласились представители социалистической торговли на предложенные условия сделки.

Вернулись в Пекин уже в темноте. Наш мистер Линь Бяо довез до остановки в городе Хуайжоу (Huairou), куда через 20 минут подъехал наш уже знакомый номер 916…

Прибыв на автовокзал (Long-Distance Bus Station 东直门长途汽车站), решили испытать мою новую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 на предмет съемки пейзажа в ночных условиях. Снимал с моста недалеко от автовокзала. Со штатива. Стабилизатор на объективе забыл отключить, а мост вибрировал, так что не все фотки получились идеально. Но все же не плохо для фотографа с опытом съемок на зеркалку, практически, 2 дня.

Фотография 11. Ночной портрет на любительскую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55. Автор — штатив. Режим съемки «Ночной портрет». Рассказы про отдых в Китае. Отзывы об экскурсиях в Пекине.

Ужинали в кафе в соседнем доме с нашим 161 Hostel. В большом зале все места были заняты. Поэтому прошли в небольшую комнатку, где сидели только мы и еще компания из трех человек. Меню – на китайских иероглифах. Как сделать заказ? Очень просто! Прошелся вместе с официантом по залу, посмотрел в тарелки посетителей и тыкал пальцем: «Мне тоже самое!» 🙂

Принесли такое блюдо.

Фотография 13. Чем питаться во время отдыха в Китае. Поездка в Пекин. Картофельное пюре с смородиновым вареньем и свинина с медовым сиропом — лучший ужин для самостоятельного путешественника, не знающего китайского языка… 🙂

Ни за что не догадаетесь, что я ел в Пекине в тот вечер! Справа – свинина в медовом сиропе и шоколаде. Слева – картофельное пюре со смородиновым вареньем… 🙂

Пока ели, каждые 10 минут в двери высовывалась улыбающаяся китайская физиономия и наблюдала за двумя лаоваями из далекой России. В рассказе про сплав на плотах по реке Юлонг (Yulong River) расскажу, как мы выяснили, что китайцы-то не догадываются из какой конкретно страны мы приехали…

Самым сложным оказалось объяснить, что мне нужен к чаю еще и сахар. Пришлось изобразить чудеса пантомимы, пока с 5-го раза официантка поняла, что мне нужно. Принесла кусок кристалла сахара размером 3х3 сантиметра. И его пришлось откалывать ножом. Ну не любят простые китайцы сахар песок.

Легли спать пораньше. Ведь ранним утром нам предстояло поехать в аэропорт, чтобы вылететь в город Гуйлинь (Guilin), где мы планировали купить самостоятельно билеты на поезд до Шэньчжэня и затем уехать на автобусе в деревню Яншо (Yangshuo).

Расходы за день, юань:

  • Метро 4+4=8
  • Завтрак 40
  • Ужин 133
  • Автобус до китайской стены 24 + 23 =47
  • Такси 60+60=120
  • Магнитики 50
  • Билеты на канатную дорогу и тобогган 120+125=245

Когда я вставил на сайт подробное описание, как доехать до Мутяньюй, мне захотелось сделать его максимально полезным для путешественников. Поэтому попросил читателей этого отчета сделать для меня иллюстрации, чтобы другим туристам было легче ориентироваться (увидите просьбу ниже). И вот, вчера, мне прислали фотографии (см. иллюстрации ниже от Андрея). Выражаю ему огромнейшую благодарность и от себя, и от будущих гостей блога!

«Сергей, здравствуйте! Меня зовут Андрей, я из города Москва. Сегодня я со своей семьей воспользовался Вашим отчетом о том, как добраться до Великой китайской стены в Мутяньюй. Хотел Вас поблагодарить за ценные советы и правильный маршрут.

Все что, Вы написали про «разводил», точь-точь повторилось с нами. А именно: за четыре остановки до «Huairou Beidajie» (怀柔北大街 ) в салон зашел китаец и начал предлагать выйти, т.к. это — именно то место, где нам нужно выходить. Вспомнив Ваш совет, я его послал разводить кого-нибудь другого. И он это благополучно проделал с группой испанцев (около 7-ми человек), и вывел их из автобуса.

Когда мы вышли на нужной остановке, к нам пристала милая китайская старушенция (ее фото в розовой кофточке прилагаю), которая предлагала поехать на такси: сначала за 70, потом за 50 и, наконец, за 40 юаней. Я отказался от столь «заманчивого» предложения, т.к. решил полностью проделать весь маршрут, не прибегая к помощи посторонних.

Минут 25 мы ждали автобус H23. На 17-ой остановке вышли. Там уже заблудиться сложно: такой виадук единственный на всем пути.

Обратный путь от Великой китайской стены Мутяньюй в Пекин мы проделали точно таким же образом.

Еще раз спасибо за ценные советы.

P.S. Я выполнил Вашу просьбу и сфотографировал все, что Вы просили для статьи. Еще добавил «старушенцию» и указатель в метро Пекина, который направляет на автовокзал (Bus Transfer Hall)».

********************************************************************************

Дополнение от 16.02.2019.

Мне захотелось разобраться, как все-таки правильно доехать до участка Мутяньюй. И вот, что я могу сказать на сегодня.

Туристов поджидают разводилы в двух местах: на выходе из метро (см. рассказ ниже про фальшивого кондуктора) и в поездке на автобусе №916快, как это произошло с нами. Факт в том, что напрямую из Пекина до этого участка мы бы не добрались, нужна пересадка.

Итак, расписываю по шагам, как нужно действовать.

1. Приезжаем рано утром в Dongzhimen Public Transport Hub (东直门交通枢纽), который состоит из 3-х блоков: автовокзал, станция метро и станция аэроэкспресса из аэропорта. Нам нужен автовокзал, который располагается на первом этаже огромного торгового центра, и называется официально: Bus Transfer Hall. Доехать сюда на метро можно по веткам №1 и №13 (выход С).

Фотография 15. Указатель направления на автостанцию «Bus Transfer Hall» на станции «Dongzhimen» пекинского метро. Инструкция, как добраться до Мутяньюй своим ходом.

Сам автовокзал «Bus Transfer Hall» состоит из двух платформ: северной и южной. Нужный нам автобусный экспресс №916快 находится в северной части, заблудиться не получится – кругом указатели.

Не перепутайте экспресс 916快 и просто 916-й маршрут (он будет идти очень долго, останавливаясь у каждого столба). Цена проезда 12 юаней.

Фото 16. Так выглядит посадочная платформа автобусного экспресса 916快 на автостанции «Bus Transfer Hall» в Пекине. Как доехать на автобусе до ВКС «Мутяньюй» самостоятельно.

2. Из Пекина едем в город Хуайжоу, где выходим на остановке Huairou Beidajie (怀柔北大街). Внутри салона автобуса есть схема маршрута. Всего он включает 20 остановок, указанная Huai Rou Bei Da Jie – 15-я (пятнадцатая). Расстояние – 62 км, в пути – 1 час.

Расписание движения автобуса 916快 Express: 5:50 – 19:50 (из Dongzhimen Transport Hub в Huairou); 04:50 – 18:50 (из Huairou в Dongzhimen Transport Hub).

Автобус 916快 отправляется из Пекина очень часто, ждать не придется. Он делает несколько остановок в столице, затем доезжает без проволочек в район Хуайжоу, и там уже останавливается часто.

За несколько остановок до нужной нам Huairou Beidajie (怀柔北大街) в салон заходит китаец в униформе и на прекрасном английском сообщает, что все иностранцы, кто едет на Великую Китайскую Стену, должны выходить за ним. Это неправда! Запишите координаты GPS остановки (40.336180, 116.634111) или слушайте объявления диктора (по-китайски и по-английски; на табло – только иероглифы).

Остановка Huai Rou Bei Da jie (怀柔北大街) расположена напротив большого правительственного здания (Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs, 民政局).

3. Теперь, чтобы доехать до Mutianyu Great Wall, у вас есть две опции.

Первая – сесть на автобус H23, который ходит из Yujiayuan (于家园) в Tiekuangyu (铁矿峪) с заездом в Huairou Beidajie (怀柔北大街). Остановка находится прямо напротив той, на которой вы вышли из экспресса 916快. Более того, чтобы попасть назад в Пекин, нужно будет садиться на ней же. Чтобы было легче запомнить, за ней – огромное здание China Mobile.

Проезд на маршруте H23 стоит 3 юаня. Платите кондуктору. Автобус – зеленый, табличка на нем – синяя.

Всего на линии H23 имеется 41 остановка, нам выходить на 17-й (семнадцатой): кольцо Мутяньюй (Mutianyu Roundabout, Mutianyu Huandao, 慕田峪环岛)). Можно показать водителю надпись на китайских иероглифах: «我要去慕田峪长城» (Я хочу добраться до Mutianyu Great Wall). Для ориентира: над этим кольцом висит огромный виадук (мост). Координаты GPS остановки: 40.414942, 116.546445.

Фото 21. Виадук у дорожного кольца Мутяньюй (Mutianyu Roundabout, Mutianyu Huandao (慕田峪环岛)), рядом с которым находится остановка автобуса H23, на которой нужно выходить, чтобы попасть на Великую Китайскую Стену.

Если бы на остановке Huairou Beidajie (怀柔北大街) мы сели в автобус H36, то выходить нужно бы было на Xinying Lukou (辛营路口) – от нее до входа 100 метров.

Я так понимаю, что от касс до места, где начинается подъем на Стену, расстояние составляет 2,5 км. Вы можете пройти пешком (мы так делали во время последней поездки в Китай в 2017 году в Урумчи), либо купить билет на шаттл-бас (Mutianyu Ferry Shuttle Bus) и проехаться 5 минут. Цена – 10 юаней в одну сторону, 15 – туда и обратно.

4. Вторая опция – добраться из Huairou Beidajie (怀柔北大街) до Mutianyu Great Wall на такси (18 км). Учтите, как выйдете из автобуса 916快, вас облепят бомбилы. У них цена – 70 RMB. Легальные таксисты стоят напротив правительственного здания (Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs, 民政局) и работают по счетчику. Они не выходят за клиентами (возможно, проблемы с мафией). Проезд у них – около 42 RMB.

Если в момент, когда вы приехали, нормальных таксистов нет, выйдите на улицу и подождите немного.

Многие туристы говорят, что автобусы H23 ходят нечасто, поэтому проще уже от Huairou Beidajie (怀柔北大街) добираться именно на такси.

Внимание! На участке Мутяньюй работают два разных оператора: 1) фуникулер вверх и вниз (кабинки канатной дороги); 2) седельная канатная дорога вверх и вниз (либо тобогган вниз). Они продают разные билеты, но через одно окошко в кассе, что может внести путаницу.

Когда вы вышли из шаттла, до нижней станции фуникулера все еще нужно пройти 600 метров. На нём можно подняться к башне №14 (см. карту выше). А седельная дорога поднимет вас к башне №6.

Таким образом у туристов есть следующие варианты:

  • Фуникулер к 14-й башне – 100 RMB вверх, 120 RMB вниз.
  • Седельная дорога + тобогган от 6-й башни – 100 юань вверх, 120 юань – вниз.
  • Фуникулер к 14-й башне + тобогган вниз: 100+100=200 RMB.
  • Подниматься и спускаться пешком. Бесплатно.

Посмотрите видео, чтобы представлять, что такое спуск с китайской стены на тобоггане.

Цены на билеты

Взрослые туристы – 45 RMB (25 юаней – по студенческому).

Дети ростом от 1,2 до 1,4 метра – 25 юаней. Те, кто меньше 120 см – бесплатно.

Время работы

  1. Длина участка Mutianyu из 23 башен — 3000 метров.
  2. Время на посещение – около 2 часов.
  3. Лучшее время – весна и осень. Зимой лучше поехать на Badaling Great Wall.
  4. Зимой берите тёплую одежду, перчатки и шапку.
  5. Вода и еда на Стене очень дорогие. Возьмите с собой перекус из Пекина.
  6. Самый главный совет: нечего делать в этой туристической ловушке. Поезжайте лучше на дикий участок Huanghuacheng Great Wall – см. ниже описание, как добраться.

Вот видео, где можно посмотреть, как стена выглядит зимой.

Ребята, у меня к вам просьба! Я хочу улучшить этот отчет, снабдив его иллюстрациями. Кто поедет на Мутяньюй, сфотографируйте, пожалуйста, и пришлите мне иллюстрации:

  • Указатели на платформе для маршрута 916快.
  • Схему остановок этого экспресса, что висит в салоне.
  • Вид на здание Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs (民政局) на остановке прибытия в Хуайжоу.
  • Вид на здание и остановку China Mobile в Хуайжоу, когда нужно будет ехать обратно в Пекин.
  • Виадук на кольце Mutianyu Roundabout, где нужно выходить, когда приехали на Стену.
  • Таблички на остановках с номерами 916快 и H23.

P.S. Поскольку иллюстрации к инструкции «Как доехать до Мутяньюй» мне уже прислали, буду благодарен, если кто-то предоставит подобные подробные фото к пояснению, как попасть на другие участки стены.

********************************************************************************

2. Общая информация о Великой Китайской Стене (长城)

Каждый из нас видел её фотографии… но есть только один способ по-настоящему понять Великую Китайскую Стену – подняться на ее стены и увидеть своими глазами, как она змеёй извивается от пустыни Гоби на Западе и до безмолвных гор на Востоке, будто хребет огромного дракона. Строительство сети фортификационных укреплений сменяющими друг друга династиями заняло около двух тысячелетий, на многие века оно определяло и защищало внешние границы китайской цивилизации.

На китайском языке Великая Стена называется “Wan Li Chang Cheng” (万里长城), что буквально означает «Длинная стена в десять тысяч ли» (1 ли равнялся примерно 500 метров). На самом деле, это – не настоящая цифра протяженности сооружения, но в древние времена означало что-то бесконечно длинное.

И, хотя Великая Китайская Стена, бесспорно, является самым длинным из когда-либо возведенных человеком сооружений, её точная длина до сих пор является предметом споров, поскольку она представляет собой не один непрерывный вал, как описывалось в ранних летописях на Западе. Наоборот, его точное определение – мозаика разных участков, построенных в течение многих веков, паутина стен и сторожевых башен, возведенных (и пришедших в упадок) сменяющими друг друга династиями за всю историю Китая. Но одна вещь совершенно очевидна: Великая Стена – символ упорства и трудолюбия китайской цивилизации. На нашей планете существует не так много культурных достопримечательностей, которые бы так мощно символизировали весь размах истории нации.

С другой стороны, большое количество современных китайских интеллектуалов указывает на то, что Великая Китайская Стена – символ того, что с Китаем что-то не так: что он слишком консервативен, сфокусирован на давно прошедших славных днях, что лучше смотреть вперед, а не назад. А некоторые считают, что Стена – символ длительной китайской традиции стараться огородиться от иностранных культур и влияний, вместо того, чтобы адсорбировать и принять лучшее.

2.1. Насколько древняя Великая Китайская Стена?

Строительство укрепительных стен огромной протяженности заняло долгие века в истории Китая. Стены часто окружали весь город, чтобы защитить его от мародерства кочевников. Одно из первых упоминаний относится к династии Шан (1600-1050 годы до нашей эры), когда был насыпан высокий земляной вал, окружающий территорию в три квадратных километра вокруг столицы царства.

Чтобы увидеть примеры более «современной» (но все еще древней) сохранившейся городской стены, можно съездить в Нанкин (Nanjing) или в Сиань (Xi’an). Самые ранние участки Великой Китайской Стены датируются 5-м веком до нашей эры в период так называемых Воюющих Царств, когда соперничающие государства строили фортификационные укрепления, чтобы защитить свои границы и орошаемые земли от нападения соседей (или от кочевников с Севера).

На этом раннем этапе «Стена» представляла собой разрастающуюся мозаику укреплений, используемых для защиты раздельных конкурирующих друг с другом территорий. Великой Китайской Стены как концепта не существовало до 3-го века до нашей эры, когда легендарный Цинь Шихуанди (Qin Shi Huang) в 221 году (до рождества Христова) объединил все земли и объявил себя Первым Императором Китая. В 215 году он поставил колоссальную задачу по возведению Великой Стены версии 1.0, чтобы защитить Китай от кочевников-варваров, вторгающихся с Севера.

Тяжелейшие работы выполнялись 300-500 тысячами рабочих (в основном, это были солдаты, заключенные и крестьяне, превратившиеся в рабов). Хотя правление династии Цинь было недолгим (свергнута через несколько лет после смерти основателя), его влияние на историю Китая осталось навсегда.

Печально известный своей жестокостью и беспощадностью Первый Император оставил Китаю еще одну привлекательную для туристов достопримечательность: Терракотовую Армию – громадную подземную могилу, заполненную 8000 статуями солдат (вместе с лошадьми и колесницами), чтобы они защищали его в загробной жизни. На самом деле, его проект Великой Стены вместе с другими крупными начинаниями, требующими множества рабочих рук, причинивший так много страданий, широко распространенных по всей стране, что было несколько (неудачных) попыток покушения на жизнь Цинь Шихуанди.

2.2. Великая Китайская Стена 2.0: обновление династией Мин

Быстро перемотаем пленку вперед до 15-го и 16-го веков. Наиболее впечатляющие «современные» участки Великой Китайской Стены были построены во времена династии Мин (1388-1644 нашей эры). Императоры Мин не только укрепляют части стены… мы говорим о более чем 100 летних усилиях, чтобы полностью восстановить и укрепить стены с использованием современного кирпича и строительных растворов.

Те красивые кирпичные стены недалеко от Пекина, сфотографировать сейчас которые приезжают туристы со всего мира, были построены во времена династии Мин. В большинстве своем, они представляют собой укрепления высотой 7 метров и почти такой же ширины, чтобы 10 солдат или 5 колесниц могли двигаться «плечом к плечу».

В случае опасности, со сторожевых башен, расположенных на расстоянии 300-500 метров друг от друга, подавали при помощи дыма, пороха или флагов сигналы, чтобы сообщить в Пекин о передвижении войск неприятеля.

Рисунок 2. Карта со схемой расположения участков Великой Китайской Стены в окрестностях Пекина. Именно сюда приезжают туристы прямо из аэропорта или из центра города.

2.3. Длинная и дорогая ошибка?

Несмотря на сотни лет строительства и бессчетно число загубленных жизней (ее еще иногда называют самой большой в мире братской могилой), Великая Китайская Стена никогда на самом деле не выполняла эффективно свои функции, как предположительно неприступная линия обороны. Историки рассматривают ее, как ошибку оборонной системы не потому, что существовало множество просчетов в конструкции. Проблема была в человеческом факторе: интриги политиков, коррупция, трусость – вот, что было слабым звеном на всем протяжении истории Стены.

Во время шестидесятилетнего вторжения в Китай монголы преодолели Великую Китайскую Стену и осадили столицу Яньцзин (сейчас это – Пекин) в 1215 году. Монголы постоянно находили способы проникнуть через укрепление или обойти его, часто – подкупая чиновников или стражников. Говорят, что Чингисхан сказал однажды: «Прочность стены зависит от мужества тех, кто её защищает». В 1279 году монголы окончательно завоевали и стали первой (но не последней) некитайской группой, управляющей всем Китаем.

Даже впечатляющие Стены династии Мин не были достаточно прочны, чтобы предотвратить завоевание Китая в 17-м веке повторно. В 1644 году (некитайская) маньчжурская армия с Севера промаршировала к стратегическому Шаньхайгуаньскому проходу (в переводе на русский «Первый проход под небесами»). Поскольку к тому времени династия Мин почти была свергнута внутренними мятежниками, генерал, отвечающий за охрану этого участка Великой Китайской Стены, решил заключить союз с маньчжурами, и позволил им спокойно пройти.

Маньчжуры помогли подавить восстание и сами взяли контроль над Империей, провозгласив династию Цин, правившую страной последующие 2,5 века.

Кроме веками потребляемых крови, пота и слез, стена оставила после себя некоторые положительные моменты. Во времена династии Хань (206 год до нашей эры – 220 год после Рождества Христова) Великая Стена развивалась быстрее, чем в любое другое время в истории, благодаря развитию Великого Шелкового Пути, который соединял Китай с Римской Империей и Персией. Вместе с торговцами, путешествующими вдоль ее подножия со своими караванами верблюдов, в Китай проникали новые культуры и идеи – например, буддизм.

Какая гримаса истории: первостепенной задачей Великой Китайской Стены было защитить страну от вторжения иностранцев… Но в наши дни именно она привлекает миллионы туристов со всего мира в Китай… Может, это и было стратегическое планирование китайских императоров, потративших неимоверные усилия на строительство…

2.4. Какова длина Великой Китайской Стены?

Ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. Еще раз: Великая Китайская Стена – это не одна длинная линия, а сеть коротких укреплений, построенных в разные века. Поэтому нелегко получить правильный ответ.

К сожалению, до наших дней не сохранились исторические записи, какой была точная длина «оригинальных» стен династии Цинь, впервые возведенных больше 2000 лет назад. Большая часть древних сооружений подверглась эрозии за века своего существования (в то время не использовали кирпичи — почти до династии Мин). В наши дни осталось всего несколько участков тех древнейших стен. Подавляющая часть земляных и каменных участков стены потерялась в отдаленных горах и пустынях Китая.

Кроме того, что сложно получить авторитетный ответ о том, какова длина Великой Китайской Стены, так еще историки до сих пор находят новые участки. Например, в октябре 2002 был найден 80-ти километровый отрезок на Севере Китая. Всего несколькими месяцами позже нашли еще стену возрастом больше 2000 лет.

В общем, ответ зависит от того, как вы решите ее измерять (и какие участки составляют Великую Китайскую Стену). Если просто замерить расстояние между самыми дальними точками, получим примерно 6700 километров. Но если считать текущую длину сооружения, получится примерно 6270-7240 километров. Некоторые «счетоводы» рассчитывают «общую длину» всех участков, построенных за все время существования Китая. Тогда озвучивается цифра в 50 тысяч километров (что-то как-то невероятно выглядит). В Книге рекордов Гинеса внесена одна непрерывная линия длиной 3460 км, исключая 3530 км ответвлений.
В апреле 2009 года Китайское государственное управление по культурному наследию путем инфракрасных измерений и GPS технологий произвело замеры, длившиеся 2 года. Официально длина Великой Китайской Стены составляет 8’851,1 километров.

3. Как доехать до участка стены Бадалин (обновление от 08.01.14)

Думаю, мой отчет будет не полным, если не добавить информацию, как добраться к другим участкам Великой Китайской Стены недалеко от Пекина: Бадалин (Badaling Great Wall, 八达岭长城) и Симатай (Simatai Great Wall, 司马台长城). Нет времени публиковать все сразу. Начну с информации, которую я нашел по участку Бадалин.

До Badaling Great Wall можно доехать на поезде, на автобусе, ну и (не наш метод для самостоятельного путешествия) – взять экскурсию в гостинице или заказать такси.

3.1. Как добраться по железной дороге

От северного железнодорожного вокзала Пекина (Beijing North Railway Station, 北京北站) ходит прямой поезд, непосредственно, до станции Badaling Railway Station (八达岭), от которой до самой стены придется пройти пешком около 20 минут.

Туда и обратно ходит 12 электричек в сутки. Их расписание можно посмотреть на упомянутом мной полезном сайте для самостоятельных туристов: https://www.travelchinaguide.com/china-trains/index.htm . Цена билета до города Бадалин – 6 юаней с человека. Время в пути – 1 час 10 минут.

До самого Северного ж.д. вокзала в Пекине (Beijing North Railway Station, 北京北站) можно доехать на метро: линии № 2, 4 ,13 (выходить на станции Xizhimen (西直门) к выходу «A»). По указателям вы дойдете до «подземного входа в ж.д. вокзал», но не входите в него, так как зал ожидания и кассы для пригородных поездов находятся на первом этаже. Наверх можно подняться по эскалатору. Здесь вы сразу увидите кассы. Билет из Пекина к участку стены Бадалин можно купить в окошке №5 и №6.

Как мы покупали билеты на китайский поезд и как их читать, вы можете прочитать в следующей части отчета. В целом, ничего сложного: 1) на упомянутом выше сайте смотрите расписание поездов; 2) делаете распечатки в иероглифах названий начальной и конечной станции (Beijing, 北京 и Badaling, 八达岭) и отдаете кассиру. Кассы есть на первом этаже и в подвале. Билеты до Бадалин продаются на первом. Показываете кассиру названия остановок, дату поездки и покупаете свой ж.д. билет.

Нужно учесть, что в туристические сезоны билеты быстро разбирают, поэтому желательно покупать их немного заранее, хотя бы за 1 день. Зал ожидания пригородных поездов находится тоже на 1-м этаже.

На северном железнодорожном вокзале Пекина 11 посадочных платформ. Садимся в ту, что указана в билете. Маршрут электрички включает 5 остановок, нам выходить на четвертой: Beijing (北京) – Qinghuayuan (清华园) – Nankou (南口) – Badaling (八达岭)- Yanqing (延庆).

По пути из Пекина в Бадалин вы увидите прекрасные виды долины Гуань (Guan Valley Scenic Area), проедете через участок Великой Китайской стены, называемый Juyongguan Great Wall и проедете по столетней железной дороге Beijing-Zhangjiakou railway, спроектированной знаменитым китайским инженером господином Zhan Tianyou (1861 – 1919).

Как приехали на станцию Badaling Train Station, выходим на восток, затем – на северо-восток и идем пешком около 800 метров (15 минут). Здесь находятся кассы для покупки билетов для посещений Великой Китайской Стены в Бадалине. Официального транспорта между стеной и железнодорожной станции нет, но таксисты имеются.

3.2. Как доехать до участка Великой Китайской Стены Бадалин на автобусе

Вместо поездки на электричке, можно из Пекина до участка Badaling Great Wall (八达岭长城) добраться на автобусах, на которые садятся у башни Deshengmen Arrow Tower. Ближайшая к ней остановка метро — Jishuitan Station (линия 2, выход A), расположенная в 450 метрах. В таблице ниже представлены варианты маршрута для разных автобусов.

Номер маршрута Путь Место отправления от башни Deshengmen Arrow Tower Место прибытия Время работы Цена билета Время в пути
877 Deshengmen ⇌ Badaling к северу Передний холм Бадалин 06:00-12:00 (Апр.1-Окт.31) CNY12/чел.;

CNY 4.8 по магнитной карте

Около 1 часа
10:30-17:00 (Апр.1-Окт.31)
919 Deshengmen ⇌ Madianqiao South… ⇌ Badaling… ⇌ Tiyuchang Xiaoqu к востоку Задний холм Badaling 06:00-19:00 CNY12/человек;

CNY 4.8 по магнитной карте

Около 1.5 часов
05:00-18:30
880 Deshengmen ⇌ Madianqiao South… ⇌ Badaling…⇌ Huaqiao Farm к западу 07:00-19:30 04:30-17:00 CNY12, CNY4.8 по карте Около 1.5 часов

Некоторые практические советы для самостоятельных путешественников, собирающихся съездить на участок Великой Китайской Стены Бадалин.

  • Автобус №877 является экспрессом (идет без остановки). Он прибывает недалеко от подъемника и Bear Garden у «переднего холма» Бадалин. Идти пешком от остановки до касс – около 10 минут.
  • Автобус 919 и 880 останавливается возле станции канатной дороги на «задней горе». До касс идти тоже около 10 минут.
  • Добраться пешком от «заднего» к «переднему» холмам можно за полчаса.
  • На участке Deshengmen Gate area ошивается много частников. Они будут предлагать довезти до Стены Бадалин. Некоторые, даже будут пытаться обмануть, положив под стекло знаки «877», «919» и «880». Думайте сами: ехать с ними не так безопасно, как на официальном транспорте. Настоящие автобусы останавливаются около башни Deshengmen Arrow Tower и цена проезда составляет только 12 юаней (4,8 RMB если платить по магнитной карте).
  • Официальный автобус можно распознать по длинной очереди (иногда их две). И никто не будет пытаться вас затащить в автобус, в отличие от частников, которые будут бегать за вами, как таксисты в Сочи. Официальные автобусы имеют зелено-белую окраску и всегда оборудованы считывателем для магнитной карты. Пассажир сам выбирает платить наличкой или картой.

3.3. Как добраться до участка Бадалин от аэропорта Пекина

  • Садимся в аэроэкспресс и едем до станции Dongzhimen, где пересаживаемся на метро (линия 2) и едем до Jishuitan Station (выход A). Отсюда идем пешком до башни Deshengmen Arrow Tower, где садимся в описанные выше автобусы No. 877, 919 or 880.
  • На аэроэкспрессе добираемся до станции Dongzhime, пересаживаемся на линию №2 в метро и едем до Северного железнодорожного вокзала Пекина (Xizhimen Station), где покупаем билет на электричку.
  • Садимся в бесплатный автобус Airport Shuttle Bus (линия 4) и выходим на Madianqiao Station. Там останавливаются 919 и 880 автобус на остановке Madianqiao South Station.

Примечание. В комментариях к этому отчету одна из туристок рассказала,

4. Как добраться до участка Симатай Великой Китайской Стены

Насколько я понимаю, в 2010 году данный отрезок стены Simatai Great Wall (司马台长城) был закрыт на реконструкцию. И на экскурсии стали пускать только с января 2014 года. Но реконструкция, пока что, не закончена, поэтому вход туристов на стену ограничен: нужно забронировать билеты, как минимум, за сутки и действительны они будут не более 10 суток. Правда, это касается только тех посетителей, кто хочет посмотреть только саму Великую Китайскую Стену. Если же, вы купите комбинированный билет на экскурсию к участку Симатай и по музею китайской культуры под открытым небом Beijing Wtown (Gubei Water Town), что располагается у подножья стены, тогда, похоже, предварительной регистрации не нужно.

Те туристы, что не собираются посещать городок Beijing Wtown (водный город), должны собираться у входа города-музея Gubei Water Town Entrance и ждать, пока гид не проведет их к входу №2 Пасхальной Башни (Easter Tower). Расстояние между двумя точками – около 2,5 км, т.е. идти где-то 30 минут. Вроде, ездит шаттл, на котором можно добраться быстрее до Великой Китайской Стены Симатай. Подъем до Башни №10 занимает около 2,5 часов.

Если вам будет трудно совершить восхождение пешком, можно поднятья по канатной дороге. Нижняя станция канатки находится у Башни №2. Когда поднимитесь наверх, еще понадобится минут 15-20, чтобы дойти до 8-й Башни и затем подняться до 10-й. Спуск вниз занимает около часа.

Нужно захватить с собой удобную обувь. В целях безопасности, туристам, приехавшим на экскурсию в Simatai Great Wall, запрещается после 10-й Башни ходить на участок Jinshanling, так как там, якобы, требуется скалолазное снаряжение.

Резервирование билета для экскурсии только на Великую Китайскую Стену происходит только на китайский телефон, на специальном сайте, у которого только китайский интерфейс, поэтому данных не даю – если хотите доехать самостоятельно, очевидно, придется покупать комбинированный билет с правом посещения Gubei Water Town Entrance и cамой Стены Симатай.

Чтобы доехать до Simatai Great Wall нужно сесть на уже известном нам автобусном вокзале Beijing Dongzhimen Long Distance Bus Station на автобус №980, едущий в деревню Miyun County (Мию́нь). На нем можно добраться до остановки Западный Мост (Miyun West Bridge Station, Miyun Xi Daqiao, 密云汽车站) и пересесть на автобусный маршрут Bus Line Mi №38 или №51 или на любую маршрутку с табличкой (“Miyun-Simatai”), которые довезут до Simatai Village Station. Отсюда нужно дойти до музея под открытым небом Gubei Water Town и найти, где останавливается шатл-бас. Ну, или взять такси, чтобы добраться до «речного города».

Стоимость комбинированного билета Великая Китайская Стена плюс Водный город (Simatai Great Wall и Gubei Water Town) составляет 110 RMB для взрослых (40 – для детей). Цена проезда по канатной дороге – 120 туда и обратно, 80 – поездка в одну сторону. Шатл-бас – 10 юаней. Часы работы: с 9:00 до 18:00 летом и с 9:00 до 17:00 зимой.

Еще отмечу, что, если хочется посмотреть не отреставрированную ВКС, тогда лучше добираться до Shixiagan Great Wall, Jiankou Great Wall, Jinshanling Great Wall, Gubeikou Great Wall, Huanghuacheng Great Wall или Simatai Great Wall.

Дополнение от 09.02.2019

5. Как доехать из Пекина до участка Huanghuacheng Great Wall

Недавно попался на глаз отчет англоязычных туристов о поездке выходного дня в это место. Эх, люблю я такие заброшенные места, нетуристические, без галдящих толп, поэтому и решил добавить свой путеводитель с описанием, как добраться на автобусе. Авось, кому из читателей пригодится. Посмотрите видео, чтобы понять, как здесь здорово и стоит ли ехать из Пекина на Великую китайскую стену!

Итак, участок Huanghuacheng Great Wall находится в той же стороне, что и посещённый нами Mutianyu Great Wall, поэтому и схема проезда похожая.

Расстояние от Пекина – 68 км напрямую, к северу от столицы, в районе Huairou. Чтобы попасть сюда, можно купить путёвку в турагентстве, но это не наш метод – едем самостоятельно.

На Стену можно добраться двумя способами: прямым автобусом (с начала апреля по октябрь) и с пересадкой в Хуайжоу (Huairou).

Вариант №1. Прямой маршрут

  • Автобус отправляется только по субботам и воскресеньям, а также во время государственных праздников. Как было сказано, ходит он с апреля по октябрь.
  • Отправление из Пекина – с уже знакомой нам станции «Dongzhimen station». Прибытие – непосредственно в Huanghuacheng. Всего 1 рейс в день, отправление в 8:30 (по расписанию, по факту может быть раньше или позже).
  • Стоимость билета — 35RMB в один конец.

Расписываю по шагам, как ехать этим маршрутом.

  1. На метро выходим на станции Dongzhimen (东直门) — линии 2 или 13.
  2. Идем по указателям на «Bus Transfer Hall» (в районе выхода B).
  3. Находим платформу, с которой отправляется автобус №418. Прямой автобус до стены имеет другую табличку, но стоит здесь же.
  4. На нем написано, что идет он до «Huanghuacheng Water Great Wall» (黄花城 или 黄花城水长城). Платить нужно наличными кондуктору. Абонентская карта «Beijing transit card» (Yikatong) не принимается.
  5. Автобус довозит туристов прямо до официального входа.
  6. Обратно в Пекин он едет в 16:00. Не опаздывайте.

Вариант №2. Добираемся через город Huairou (автобусы №916 и H21)

Этот маршрут осуществляется на общественном транспорте, поэтому принимаются к оплате карточки «Beijing transit card» (Yikatong).

Время в пути – 2-2,5 часа в одну сторону.

  1. В Пекине также приезжаем на станцию Dongzhimen (东直门) — линии 2 или 13.
  2. Также идем по указателям до «Bus Transfer Hall» (снаружи у выхода B).
  3. Находим платформу экспресса 916 Express (916快) в Хуайжоу (Huairou, 怀柔). Платим за проезд 12 RMB кондуктору либо наличкой, либо картой. Первый рейс отправляется из Пекина в 5:50 утра.
  4. На экспрессе 916 Express едем до конечной станции Huairou Bus Terminal (怀柔汽车站) – координаты GPS: 40.316735, 116.645311. В пути – 1-1,5 часа, в зависимости от пробок.
  5. Проходим 300 метров на запад по улице Fuquian и поворачиваем на север по улице Kaifang Road (开放路). Здесь находится остановка маршрута H21 – GPS-координаты: 40.317669, 116.644960. Нам нужна западная сторона улицы.
  6. На автобусе H21 едем до конечной остановки в Xishuiyu (西水峪) – GPS: 40.407194, 116.315306. Первый рейс отправляется в 5:35, последний – в 18:20. Время в пути – от 40 минут до 1 часа, в зависимости от пробок. Оплата проезда – 9 RMB.
  7. Дальше у меня заминка: в отзывах туристы пишут, что отсюда до Стены – 300 метров, идти по указателям. Но, если ввести в Гугл-карты координаты, пишет, что расстояние составит 3,8 км.
  8. Последний автобус H21 возвращается обратно в Huairou из Xishuiyu в 19:05. Последний экспресс 916 Express в Пекин из Huairou в 18:50. Поэтому от стены Huanghuacheng нужно выдвигаться где-то в 17:00, самое позднее.

Насколько я понимаю, здесь есть отреставрированный участок, куда нужно покупать билеты, и есть дикие места, куда можно пройти бесплатно. Если вы захотите платную экскурсию, вот стоимость билетов и часы работы:

  • Высокий сезон (1 апреля – 31 октября): 8:00 — 17:00. На выходные – до 18:00.
  • Низкий сезон (1 ноября – 31 марта): 8:00 — 16.30.
  • Цена: 45 RMB.

6. Внимание! Обман туристов

В отзывах можно найти информацию не только о той разводке, что произошла с нами. Вот, что еще пишут. У станции Dongzhimen вас встречает приятная тётенька, в форме, с бэйджем, отлично говорит по-английски. Говорит, что нужно ехать не на 916-м автобусе, а на №980 до Miyun (где-то рядом с Mutianyu). Берет у вас деньги, передает водителю (выглядит всё официально). Затем вам говорят выходить где-то за городом на непонятной остановке. А потом предлагают такси за бешенные деньги к другому участку Китайской стены, куда ты не собирался ехать.

В общем, если попадетесь, и деньги лишние потратите, и время пару часов. Будьте внимательны. Вроде бы, у официальных тёток на автостанции кроме бейджа, должен быть идентификационный номер (у фальшивых – только бэйдж).

Если вы собрались доехать на Великую Китайскую Стену самостоятельно, почитайте в комментариях к этому обзору отзывы других туристов.

Кстати, а вы чего не хотите нажать кнопочки социальных сетей ниже? Зря я что ли старался? Мозоли на подушечках пальцев от клавиатуры натёр… 😉

Вы можете продолжить чтение отчета о самостоятельной поездке по Китаю в 2011 году (всего 7 частей), либо ознакомиться со другими статьями на эту тему. В следующей главе рассказано, как купить билеты на китайский поезд и как добраться на пароходе, на автобусе или на такси из города Гуйлинь в поселок Яншо (Yangshuo), где мы четыре дня сплавлялись на плоту по реке Ли, катались на велосипедах и мопеде по полям между живописнейших карстовых холмов. На самом деле, если времени на отдых у вас мало, я бы советовал отказаться от поездки на Великую Китайскую Стену и лучше отправиться в Яншо, в Чжанцзяцзе или в Хуашань.

Тяньцзинь (Tianjin) , Китай – портовый город, располагается относительно недалеко от Пекина. Расстояние от аэропорта Пекина (международный аэропорт Шоуду, Beijing Capital International Airport (PEK) до порта Тяньцзинь – около 200 км. Время в пути составить на автомобиле минимум 2,5 часа.

От аэропорта до порта

На такси
Вы сможете добраться до морского порта в Тяньцзине на индивидуальном трансфере или на такси или забронировав групповой трансфер от круизной компании.

На автобусе
Вы должны воспользоваться втобусом-шаттлом из международного аэропорта Пекина до автобусного вокзала Tanggu или Tianjin , далее на такси до круизного терминала.
Шатл Пекин-Тангу (Inter-Provincial Shuttle Beijing – Tanggu)
Место отправления в Международном аэропорту Пекина:
- Перед выходом 15 (Gate 15) на 1м этаже, терминал 2.
- Перед выходом 3 (Gate 3) на 1м этаже, терминал 3. Продолжительность поездки составит 3 часа. Шаттлы ходят, начиная с 7-30 утра каждые 45-60 минут.

Шатл Пекин-Тяньцзинь (Inter-Provincial Shuttle Beijing – Tianjin)
Место отправления в Международном аэропорту Пекина- Терминалы 1 и 2: перед выходом 15 (Gate 15) на 1м этаже, терминал 2. Перед выходом 3 (Gate 3) на 1м этаже, терминал 3.
Место отправления в Тяньцзинь: Северно-восточный угол перекрестка Hongqi Road and Anshan West Avenue Продолжительность пути составит 2,5 часа в одну сторону

На автобусе и поезде
1. Из аэропорта Вы сначала должны добраться до Южного вокзала Пекина. Можно доехать несколькими способами::
На поезде-экспрессе до метро, затем на метро (линия 4) до вокзала.
На автобусе, маршрут 10 (Line 10), Международный аэропорт-Южный вокзал. Расписание: с 09:00 до 21.30, каждые 30 минут. Автобус отправляется, когда все места заняты.
2. С Южного вокзала Пекина (Beijing South Railway Station) регулярно отправляются поезда в сторону Тяньцзинь.

Наиболее близко расположенные к круизному терминалу ж/д станции: Tanggu railway station , располагается в 25 км, около 30 минут на такси от станции до порта. Поезда с Южного вокзала Пекина отправляются сюда крайне редко, 5 поездов в день. Время в пути – около 1 часа.
Tianjin railway station располагается в 71 км, около 1 часа 15 минут на такси. Поезда с Южного вокзала Пекина отправляются сюда каждые 10-30 минут. Время в пути – чуть больше 30 минут.От Tianjin railway station до Tanggu railway station можно доехать на метро, линяя 9. Время в пути – около 35 минут, 14 остановок.

Адрес терминала на китайском, который Вы можете распечатать и показать водителю такси, так как многие не владеют английским:
Tianjin International Cruise Home Port, South End of Asia Road, Dongjiang Bonded Port Area, Tianjin, North China (中国天津市东疆保税港区亚洲路1号(最南端)天津国际油轮母港)

На этой странице:

Пекинский международный аэропорт Шоуду, аж второй по пассажиропотоку в мире, находится в 20 километрах от Пекина. Добраться до города из него можно несколькими разными способами, о которых и расскажу подробнее.

Прежде всего, отмечу, что если у вас стыковка в Пекине , подумайте 10 раз, прежде чем ехать в город. В Пекине дикие пробки (в том числе и в метро) в часы пик, поэтому на дорогу в одну сторону стоит закладывать не менее 2 часов.

Итак, пекинский международный аэропорт называется Шоуду (Shoudu International).

К пекинской олимпиаде в Шоуду построили новый терминал, так что теперь их всего три. При пересадке или поездке в аэропорт из Пекина стоит обратить внимание на терминал вылета, указанный в билете.

Ниже — схема терминалов пекинского аэропорта , увеличивается по клику.

Терминал 1 (Т1) : Внутренние рейсы China Southern Airlines, Hainan Airlines

Терминал 2 (Т2) : Международные рейсы Skyteam, China Southern, China Eastern.

Терминал 1 и 2 находятся рядом и соединены пешеходным переходом.

Терминал 3 (Т3) : Международные рейсы Star Alliance, Air China, Shanghai Airlines.

Как добраться до центра Пекина из аэропорта Шоуду

  • ТАКСИ — 120-150 CYN
  • ПОЕЗД-АЭРОЭКСПРЕСС (Airport Express) — 25 CYN
  • АВТОБУСЫ — 5-15 CYN
  • НАШ ВЫБОР: Аэроэкспресс + такси

По бангкокской привычке по прилету в Пекин мы сразу прыгнули в поезд, однако по приезду на станцию метро нас ждал сюрприз в виде диких толп китайцев, ехавших на работу (мы прилетели около 8 утра). С рюкзаками пихаться в поезд было сложновато (да и китайцы умеют работать локтями куда лучше нас, как выяснилось), поэтому мы вылезли наверх и поймали такси, которое за 30 юаней довезло нас до гостиницы в самом центре города. Заодно посмотрели на хвалёный проспект Чананцзе. По деньгам получилось 25+25+30=80 юаней.

В Куньмин из Пекина мы улетали опять же в 8 утра, так что тоже решили не мучить непроснувшиеся организмы и довезти их до аэроэкспресса на такси. Напрямую в аэропорт на такси нам ехать как-то расхотелось после того как со