Санкт-Петербург – город белых ночей, знаменит не только своими достопримечательностями и удивительной красотой. Гордостью этого места стали разводные мосты, которые были построены ещё при Петре I . Изначально это были простые деревянные сооружения, но по мере преображения Петербурга стали появляться великолепные арки и чудесные опоры из камня. Именно на это зрелище приходят посмотреть сотни туристов в ночное время суток.

Когда разводят мосты

Огромный интерес среди приезжих всегда вызывают Дворцовый и Троицкий мосты. Это самые необычные сооружения Питера. Длина Дворцового моста составляет около 250 метров. Он представлен пятью пролётами, которые поднимаются и весят больше 700 тонн. Сооружение было построено в 1916 году и два раза реконструировано. Мост по-своему уникален, ведь он создаёт эффект дороги, стелющейся по воде.

Дворцовый мост, Санкт-Петербург

Второй по протяжённости мост в Петербурге – Троицкий. Он был построен в стиле модерн, где смешались истинная аристократичная пышность украшений и элегантность инженерного замысла. Его пролёты соединяют Троицкую площадь и Марсово поле, выступая границей между центральными районами города и Петроградской стороной. Также здесь стоят четыре обелиска с двуглавыми орлами на вершинах и мемориальными табличками с именами инженеров и строителей. Необычное сооружение привлекает туристов удивительной конструкцией – изящные фонарные столбы и великолепные решетки – все это радует глаз гостей Петербурга.

Развод мостов можно увидеть только в судоходный период, который приходится на конец апреля, а заканчивается в середине ноября.

Дополнительная информация! Изюминкой мостового декора стали трёхрожковые фонари, с внешней стороны перил украшенные символом самодержавия.

Расписание, время разводов и время сведения

Дворцовый мост

Развод Дворцового моста – незабываемое зрелище, на которое приезжает посмотреть огромное количество путешественников. Самое чудесное время в городе Санкт-Петербурге – период белых ночей. Именно тогда можно насладиться необыкновенным видом, а именно разведением этого уникального сооружения в белые ночи. Чтобы полюбоваться великолепным зрелищем, туристы приходят на Адмиралтейскую и Дворцовую набережную, и занимают места с обеих сторон сооружения. Часто многие приезжие интересуются, во сколько разводят Дворцовый мост. Согласно графику, за одну ночь разведение можно увидеть целых два раза – с 1:10 до 2:50 и с 3:10 до 4:55.

Важно! Разведение производится ежедневно, поэтому те, кто не смог посетить это мероприятие, смогут насладиться им уже в следующую ночь.

Разводка мостов – настоящий символ Петербурга. Его упоминают наряду с известными достопримечательностями города, такими как Зимний дворец, Эрмитаж, Кунсткамера и, конечно же, Летний сад. Великолепие разведённого моста покорило сердца многих туристов. В связи с этим в 2016 году произошло зарождение новой традиции: появилось первое светомузыкальное шоу «Поющие мосты».

Шоу – Санкт-Петербург

Торжественное открытие сезона в 2018 году выпало на знаменательную дату 27 мая – День города. В эту ночь мост встретил своих гостей завораживающей программой и был разведён под симфоническую музыку. Следующее живое выступление с сопровождением музыкального оркестра состоялось в день ВМФ Петербурга – 30 июля.

Не останутся без внимания и фанаты футбола. Великолепное шоу порадовало своей программой гостей и в международный чемпионат по футболу, который проходил с 15 июня по 25 июля. В 2018 году расписание этого великолепного шоу не изменилось. Каждую ночь, с 27 мая – 2 сентября включительно, в 1.00 мост будет разведён под волшебную музыку.

Обратите внимание! Увидеть захватывающее шоу путешественник сможет непосредственно неподалёку от знаменитого сооружения либо же с Университетской набережной Васильевского острова.

Троицкий мост

Старейшее сооружение города Санкт-Петербурга. В XX веке он был переименован два раза: сначала в Суворовский, а затем Кировский. Второе название сохранилось ненадолго, и вскоре мосту было присвоено название – Троицкий. Транспорт прекращает своё движение ровно в 1:20. Развод моста Троицкого, согласно графику, можно увидеть в 1:30, а сводиться он будет в 4:45. В отличие от Дворцового, разводку здесь можно увидеть лишь один раз за ночь. Движение транспорта открывается через 5 минут после сведения данного сооружения, а именно в 4:50.

Также популярным среди туристов является Литейный мост. Он соединяет Выборгскою сторону и центральную часть Петербурга. Для того чтобы развести пролёт, потребуются всего лишь две минуты. Транспорт прекращает своё движение за 10 минут до разводки – в 1:40. Время развода – 1:50, а сводить его начинают в 4:40. Через 5 минут после сведения открывается движение транспорта, а именно в 4:45.

Откуда лучше смотреть

Наблюдение за Дворцовым мостом является самым популярным развлечением у туристов. Также огромный интерес и к Троицкому.

Для того чтобы насладиться разведением двух мостов сразу, большинство путешественников пытаются разместиться на двух самых популярных набережных города – Дворцовой и Адмиралтейской, но из-за большого скопления народа не всегда эти места являются удачными, откуда можно полюбоваться «мостовым шоу». В связи с этим отдыхающие часто задаются вопросом, какие же районы являются самыми лучшими для наблюдения за этим великолепным зрелищем:

  • Опытные путешественники рекомендуют сначала отправляться не к Дворцовому мосту, а к Троицкому. Именно в этой точке собирается не такое большое количество туристов, поскольку все толпятся возле Дворцового. Троицкий мост является по-своему уникальным. Его особенность заключается в необычном разводе, во время которого поднимается лишь один пролет, размер которого огромен. Здесь, в этом необыкновенном месте, можно провести хорошую съёмку, сделать интересные и необычные кадры на память.
  • Существует ещё одна отличная точка, откуда можно понаблюдать сразу за двумя разводами одновременно. Она расположена недалеко от дома 26, на Дворцовой набережной. В этом месте практически нет приезжих, наблюдающих за этим невероятным «шоу», поэтому почувствовать радостную атмосферу не удастся. Зато здесь можно спокойно насладиться видами и сделать отличные фотографии.
  • Для тех, кто желает полюбоваться разведением только Дворцового моста, опытные туристы предлагают местечко на Васильевском острове, с Университетской набережной в районе Кунсткамеры. Этот район, так же, как и предыдущий, является немноголюдным, что позволит зрителям занять хорошие места на набережной. Также место удобно и для тех, кто живёт на севере Санкт-Петербурга.
  • Наблюдать за разводкой мостов можно от гостиницы «Санкт-Петербург» или от крейсера «Аврора». Любоваться этим шоу можно и на Троицкой площади у одноименного моста.
  • Для тех, кто хочет насладиться проводкой судов на фоне сверкающего в огнях подсветки Зимнего дворца, подойдут пляж Петропавловской крепости и участок Мытнинской набережной у Биржевого моста.
  • Шикарный вид будет открываться и выше по течению от «открыточного» Петербурга. Здесь можно сделать на память отличные фотографии и провести видеосъёмку.
  • Сегодня особенной популярностью среди туристов пользуются путешествия на катерах и теплоходах во время разведения мостов.

Биржевый мост, Петербург

По времени ночное путешествие составит около полутора часов. Такая экскурсия навсегда останется в памяти каждого отдыхающего.

Также полюбоваться красотами Санкт-Петербурга помогут его уникальные крыши. Для этого существуют отдельные гиды по крышам, которые подробно расскажут и покажут самые лучшие места для наблюдения за разводкой великолепных сооружений.

Где припарковаться у моста

Самое сложное для всех тех, кто хочет побывать на «мостовом шоу», это припарковаться у моста в ночное время суток. Парковка разрешена на набережных и части прилегающих улиц. Самыми лучшими местами, где можно оставить машину, являются:

  • Если необходимо припарковаться совсем близко к Дворцовой набережной, то лучше всего подойдут места возле Исаакиевского собора и малой Морской улицы. Неподалёку от этого района можно оставить свой автомобиль на Гороховой или напротив музея на Адмиралтейском проспекте.
  • Также парковку можно осуществить на Итальянской улице, расположенной недалеко от центра. Здесь почти всегда есть свободные места, поскольку там многие оставляют автомобиль на стоянке не на весь день.
  • Если не получилось оставить машину поблизости от моста, то припарковаться можно на площади Островского. Единственным минусом парковки в этом месте является 15-минутная ходьба до Дворцовой набережной. Но есть и плюсы, а именно – в этом районе всегда мало машин, поэтому можно найти подходящее себе местечко.

Обратите внимание! Вот три самых популярных близлежащих к мосту парковок Питера. Именно там оставляют свой личный транспорт большинство зрителей.

Санкт-Петербург – удивительный «город мостов», где каждый из них имеет свое название и свою историю. Это не просто удивительно красивые сооружения, а отпечаток войн и множества переворотов и дворцовых интриг. Именно поэтому каждый путешественник мечтает хоть раз полюбоваться великолепным зрелищем «мостовых шоу».

* Цены актуальны на июнь – август 2018 года.

Дворцовый мост по праву может называться самым романтическим на весь Санкт-Петербург. На его феерическое разведение ежегодно приезжают посмотреть сотни туристов со всех уголков земли. Даже искушенные жители северной столицы нередко приходят, чтобы увидеть это поистине превосходное действо.

Историческая справка

Задолго до появления Дворцового моста на его месте существовал лодочный перевоз через Неву. В 1882 году жители города и главы общественных организаций обратились в Городскую Управу с требованием построить постоянный мост, но тогда местные власти не приняли во внимание желание горожан и отложили этот вопрос в долгий ящик.


По прошествии почти 20-и лет, в 1900 году, местные власти все-таки занялись вопросом постройки моста и приняли решение объявить конкурс для инженеров-строителей и архитекторов. Конкурс был объявлен только через год, комиссия рассмотрела более 25 заявок, но Городская Дума сочла их непригодными. Тогда пришлось объявить повторный конкурс, по результатам которого в 1909 году построить новый Дворцовый мост взялся польский инженер-строитель Андрей Пшеницкий. Закончить сооружение планировалось осенью 1913 года, но Первая мировая война разрушила этот план и лишь 23 декабря 1916 через мост проехал первый экипаж.

Несмотря на красоту и величие Дворцового моста существует ряд фактов, которые мало кому известны:

  • инженер А.П. Пшеницкий допустил ошибку при проектировании - разведенный мост негармонично смотрится в общей панораме города, закрывает собой городские историко-культурные памятки - Зоологический музей, Кунсткамеру, Адмиралтейство;
  • в 1997 году мост декорировали ночной иллюминаций, которая завораживает своей красотой жителей и гостей города в темное время суток;
  • во время праздничных мероприятий, кинофестивалей разводные крылья моста служат экраном для проектирования кино.

Описание моста


Построенный в начале ХХ века мост несколько раз реконструировался, на нем проводились капитальные ремонтные работы. Сегодня разводная чугунная переправа служит соединением Васильевского острова с центральными городскими достопримечательностями - Адмиралтейством и Зимним дворцом.

Гигантская конструкция состоит из 5 пролетов и потрясает своими размерами: общая длина составляет 260,1 метра, ширина - 27,7 метра. Уникальный разводной механизм поднимает 700-тонные пролеты вверх над Невой. Ночная панорама разведённого моста на фоне колокольни Петропавловской крепости является визитной карточкой Санкт-Петербурга.

comments powered by HyperComments

Вид на Петропавловскую крепость сквозь разведенный Дворцовый мост.

В представлении современников разводные мосты и город на Неве составляют неразрывное целое, а размах крыльев Дворцового моста на фоне Петропавловского собора – наиболее узнаваемый символ Санкт-Петербурга. Оказывается, так было не всегда.

История и общая информация

В 2016 году Дворцовый мост, соединяющий центр со , отмечал свой столетний юбилей, что более чем странно для города, построенного на островах 300 с лишним лет назад, ведь его предшественник, первым соединивший берега Невы — Благовещенский мост, не намного старше. Возникает сразу два вопроса. Как преодолевали водные преграды жители города, и почему не было мостов?

Страстный поклонник навигации Петр I для своего творения мосты вовсе не планировал, считая, что они помешают судоходству. Передвигаясь на восьмиметровой четырехвесельной лодке-верейке, он посадил в лодки и всех своих сподвижников, устраивая «смотр» их транспортным средствам по выходным и праздничным дням. А для обывателей предлагались общественные лодки, паромы. По реке и многочисленным каналам курсировали даже венецианские гондолы. Зимой по льду ездили на санях.

Спустя два года после смерти Петра Великого (в 1727 г.) появился первый наплавной мост через Большую Неву, соединявший дворцы, принадлежавшие генерал-губернатору А. Д. Меншикову: один на Васильевском острове (и поныне там), другой был на месте здания Сената и Синода.

Сооружение состояло из барок-плашкоутов, перекрытых деревянным настилом. В том же году Светлейший князь Меншиков подвергся опале и был выслан из Петербурга. Строение разобрали, а на его месте устроили перевоз. Постройку возобновили уже при Анне Иоанновне по ее указу в 1732 году — разраставшийся город остро нуждался в переправе. Наведенное наспех из подручных средств сооружение не выдержало шторма и его разметало по реке, а барки затонули. Но уже с 1733 года ежегодно весной мост наводили, а осенью убирали. Мост был разводным. Он был назван Исаакиевским в честь деревянной церкви, на месте которой впоследствии возвели . Для прохождения мачтовых судов два его центральных пролета отводили в стороны. Одновременно действовали лодочные перевозы через Неву: от Зимнего дворца, Галерного двора, Крюкова канала…

В 1850 году завершается строительство Благовещенского моста, и вскоре наплавной Исаакиевский мост переносят вверх по реке на ось Дворцового проезда и Биржевой площади. Переправа получает название Дворцовый мост, символично соединяя Зимний дворец, олицетворявший высший орган власти, и главную Биржу страны – магнатов российского бизнеса того времени.

Начиная с 1901 года, на протяжении 8 лет трижды объявлялся международный конкурс на создание в этом месте постоянного инженерного сооружения, разводная конструкция которого должна была соответствовать высоким техническим требованиям и «красоте вблизи расположенных зданий». Окончательный этап выиграл Анджей Павлович Пшеницкий – выдающийся архитектор, главный инженер Департамента управления мостами Санкт-Петербурга, окончивший Петербургский институт путей сообщения, автор многих проектов и участник строительства 43 мостов города.

Начало строительства датируется 1912 годом, оно затягивается из-за наводнения, повредившего недостроенную опору, и недостатка средств, уходивших на военные нужды. А плашкоутная переправа, до этого момента находившаяся здесь, вновь возвращается к первоначальному своему месту. Она служила до тех пор, пока кострами не поплыла по реке, вспыхнув ярким пламенем от искры проходившего парохода — в одной из барок хранился запас керосина для фонарей моста, бак с горючим загорелся, огонь, раздуваемый ветром, охватил все сооружение, тросы лопнули. Остатки конструкций относило течением к Благовещенскому мосту, и они тлели у его устоев.

Анна Ахматова так описывала происходившее: «… деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата - 11 июля 1916 года …»

Исаакиевский наплавной мост не стали восстанавливать — его приемником стал Дворцовый мост, открытый 23 декабря 1916 года. Мероприятие прошло на редкость скромно, не присутствовали городской голова и члены императорской семьи, — шла война, а неделю назад в был убит их неофициальный духовный наставник Григорий Распутин. Да и сам мост не до конца был оформлен — временные настил и перила были деревянными. Чугунная ограда с простой советской символикой заменит их в 1939 году, а в ходе реконструкции 1967 года установят новый разводной механизм, поменяют настил и фонари.

За время своего существования строение прошло не одну реконструкцию, но старожилам Санкт-Петербурга памятны торжества, посвященные открытию обновленного моста в ноябре 1997 года. Залп пушек возвестил о начале празднования, на мосту танцевали пары в старинных костюмах, звучала музыка. Действо «Дворцовый мост зажигает огни» освещали не только огни фейерверка — состоялось открытие его художественной подсветки.

В период проведения последних ремонтных работ в 2013 году проезд и проход был открыт для транспорта и пешеходов.

Протяженность Дворцового моста составляет 250 м, 22-метровая проезжая часть разделена на 6 полос, а ширина его тротуаров (2,8 м) позволяет пешеходам полюбоваться замечательной панорамой достопримечательностей, расположенных на берегах Невы. Зимний дворец, Исаакиевский собор, находятся на левом берегу, а с противоположной стороны: , Биржа, – в едином завораживающем ансамбле предстают восхищенным взорам.

Дворцовый мост на рассвете.

Красота кадров, сделанных днем в ходе пешеходной прогулки по Дворцовому мосту от к стрелке Васильевского острова, уступает только ночной съемке с прогулочного кораблика. Разведенные крылья Дворцового моста сияют огнями и эффектно выглядят на фоне водной глади и архитектурных шедевров Северной столицы.

Разведенный Дворцовый мост и Эрмитаж (на заднем плане).

Где находится и как добраться

Дворцовый мост находится в историческом центре Санкт-Петербурга, вблизи Эрмитажа, Дворцовой площади и стрелки Васильевского острова.

Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Ближайшие остановки общественного транспорта:

  • «Дворцовая площадь» (автобусы 7, 10, 24 и 191, троллейбусы 1, 7, 10 и 11);
  • «Университетская набережная д.1» (автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10, 11);
  • «Биржевая площадь» (автобусы 10 и 191, троллейбус 7).

Отправляясь в какое-то путешествие, ты стремишься узнать что-то новое, увидеть что-то новое или ощутить новые чувства, которые раньше не ощущал. Да, часто просто интересно узнать, как люди тут живут или выживают:) В Санкт-Петербурге таким новым для меня стали разводные мосты, после , конечно:) Самым известным разводным мостом Питера является Дворцовый мост. Ночью он выглядит просто великолепно. Кстати, именно он является символом города Петра. А разводка этого моста — отдельная песня, которую хотелось бы вам поведать. Если вкратце, то всё происходило вот так:

Дворцо́вый мост - разводной мост через реку Неву (Большую Неву) в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров.

Находится на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Длина моста - 250 м (по другим данным, 255 м), ширина - 27,7 м. Состоит из пяти пролетов.

Как добраться до Дворцового моста?

Сегодня по мосту проходят тысячи людей. Туристы приезжают сюда для того, чтобы сфотографироваться на фоне знаменитой Петропавловской крепости или Эрмитажа. Многие спрашивают адрес Дворцового моста и способ добраться до него. Существует несколько вариантов. От станции метро Адмиралтейская нужно повернуть налево, дойти до перекрестка, а затем направо до Невского проспекта и еще раз налево. От станции метро Невский проспект придется прогуляться до Дворцовой площади и далее до моста. Выйдя из метро на станции Василеостровская, нужно повернуть направо и пройти до набережной Макарова по Среднему проспекту, а затем направо до Стрелки Васильевского острова. Оттуда вы попадете на Дворцовый мост.

Дворцовый мост на карте Петербурга.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.

Развод моста Дворцового

Весь актуальный график времени разводки Питерских мостов тут:

А красивые фотографии развода Дворцового моста будут дальше по тексту:)

История дворцового моста из Википедии

Вопрос о наводке плашкоутного моста через Неву на трассе, соединяющей Адмиралтейский остров с Васильевским у Зимнего дворца, видимо, обсуждался в правительстве ещё в конце 20-х и 30-х годов XIX в.

В 1853 году Николай I удовлетворил просьбу представителей купечества о перемещении Исаакиевского плашкоутного моста к Зимнему дворцу для прямой и постоянной связи с Биржей и другими учреждениями Торгового порта. Проект установки моста на новой трассе разработал инженер И. К. Герард. К реализации был принят вариант моста с деревянными береговыми опорами и такими же перилами. На мосту были установлены чугунные художественного литья торшеры с фонарями, представляющие собой стержни с развитыми базами на пьедесталах, увенчанные фонарями в виде усечённых шестигранных пирамид. Пролетные строения представляли собой подкосные конструкции. В состав нового моста вошли 3 плашкоута из старого Исаакиевского. На осуществление проекта ушло более трёх лет. Перемещение Исаакиевского моста было завершено лишь 10 декабря 1856 года. В периоды ледохода и ледостава мост разводился.

В 1896 году наплавной Дворцовый мост был перенесён вниз по течению на 53,25 м в то место, где позже был возведён постоянный мост. Перенос был связан с решением создать озелененную площадку перед западным фасадом Зимнего дворца. Работы по наведению плашкоутного моста, начатые зимой 1896 г., закончились 23 декабря 1897 года; в торжественной обстановке мост был освящен и открыт для движения транспорта и пешеходов.

21 апреля 1899 г. несколько плашкоутов моста затонули, ремонт моста продолжался до 13 мая того же года:

21 апреля, в 9½ часов утра, в пазах плашкоутов №№11 и 12 Дворцоваго моста образовалась течь, после чего езда по мосту была прекращена и приступлено к откачиванию воды из помянутых плашкоутов; несмотря однако на своевременно принятые меры, через ¼ часа плашкоут №11 затонул, от чего пришлось закрыть и пешеходное по мосту движение; для спасения же остальных тонувших плашкоутов моста были вызваны пароходы с водоотливными помпами, но все усилия оказались безуспешными: в 1½ час. дня плашкоуты №№ 9, 10, 11, 12, 13 и 14 затонули. Дворцовый мост из воды был поднят, и лишь 13 мая восстановлено по нему экипажное и пешеходное движение.

В 1912 году, после начала строительства постоянного моста, наплавной мост был перенесен к Сенатской площади, где находился до 1916 г., пока не сгорел от искры проходившего по Неве буксира.
В 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. Исключительно ответственное в градостроительном отношении положение моста, трудные гидрогеологические условия мостового перехода и требования судоходства создавали сложный комплекс проблем, решение которых вызывало большие трудности.

Комиссия Общества гражданских инженеров, которой было поручено откорректировать разработанные Петербургской управой условия конкурса, отмечала, что «ближайшей задачей конкурентов должно быть создание художественного произведения, достойного окружающей обстановки и значения этого пункта русской столицы, при условии рациональной во всех отношениях конструкции». В апреле 1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского. В конкурсную комиссию судей-экспертов вошли ведущие инженеры-мостовики: Н. А. Белелюбский, С. К. Куницкий, Г. Н. Соловьев, Н. Н. Митинский, В. Е. Тимонов. Академию Художеств представлял профессор архитектуры А. Н. Померанцев

На конкурс поступило 27 эскизных проектов Дворцового моста и один вне конкурса проект архитектора А.И. Ковшерова, но ни один проект не был принят комиссией. Конкурс продлили до мая 1904 года. Было предоставлено еще 19 проектов. При этом в новых вариантах были учтены замечания экспертов - отказ от пролетных строений с ездой понизу и размещение разводного пролета посередине реки. Наиболее удачным был признан проект Общества «Батиньоль» (по проекту которого строился Троицкий мост) - симметричный пятипролетный мост с разводным пролетом, расположенным посередине реки. Боковые пролеты перекрывались фермами консольно-балочного типа с криволинейным очертаниями нижних поясов. Русско-японская война, революция 1905 г. и последовавшие события вызвали перерыв в проектировании Дворцового моста.

В апреле 1908 года обсуждался вопрос о трассе моста. Для нового моста предлагалась трасса Исаакиевского наплавного моста, против арки здания Адмиралтейства; против истока Зимней канавки (предварительно заключив её в подземную трубу) с въездом на мост под аркой Эрмитажного театра; по оси Мошкова пер. и т.д. Однако реальных результатов это обсуждение не дало.

К весне 1908 г. комиссией экспертов были разработаны новые «технические условия для составления проекта постоянного Дворцового моста». Существенное отличие новых «Технических условий для составления проекта постоянного Дворцового моста», утвержденных городской Думой 24 сентября 1908 г., от программы конкурса 1901 г. заключалось, во-первых, в том, что в них четко указывалось размещение разводного пролета в «средней части реки» и ширина его устанавливалась не менее 42,67 м (в конкурсной программе 1901 г. размещение разводной части не лимитировалось, а ширина требовалась всего 32 м). Во-вторых, требование, чтобы мост соответствовал «красоте вблизи расположенных зданий», существенно корректировалось тем, что выбор конструктивного решения ограничивался: «Мост должен быть с ездой по верху» (в конкурсной программе 1901 г. указывалось, что «система моста представляется на усмотрение проектирующих»).

На конкурс поступило 9 проектов. Проекты предоставили правления обществ Коломенского, Путиловских, Сормовских заводов; архитектор Императорского двора А. Н. Бенуа, при сотрудничестве с архитектором М. М. Перетятковичем (от Санкт-Петербургского металлического завода); Общество «Батиньоль».

Лучшими были признаны проект Общества «Батиньоль» и проект Общества Коломенских заводов, составленный видным петербургским инженером А. П. Пшеницким. Член комиссии экспертов профессор Академии художеств архитектор А. Н. Померанцев писал о проекте Пшеницкого: «Общее впечатление всей линии моста спокойное. Архитектурная обработка устоев моста проста, серьезна и хороша»

К сооружению был принят вариант Общества Коломенских заводов. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру. Он разработал очень пышное и помпезное оформление: перила сложного рисунка с «чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа», декоративные карнизы с «картушами, выполненными из толстого железа», восемь фонарей с выкованным из железа декором и т.д. На широких опорах разводного пролета предполагалось поставить четыре больших фонаря-маяка высотой 14 саженей, включавших в себя подъемные машины для людей и балконы вокруг фонарей. Основание фонарей украшалось сложной скульптурой, орнаментами, картушами, императорскими орлами.

5 февраля 1911 года был подписан договор с Обществом Коломенских заводов, согласно которому сооружение моста и его испытания должны были быть закончены к 15 ноября 1913 г. При этом было обусловлено, что все работы должны выполняться из отечественного материала русскими рабочими и русскими инженерами.

Несмотря на «высочайшее утверждение» проекта дискуссии по поводу архитектурного оформления моста продолжались. Экспертная комиссия отвергала большие фонари-башни, предлагаемые для быков разводного пролета. Архитектор А. Э. Жибер высказал опасения, что задуманные башни, «образуя новую архитектурную массу среди свободного до сего времени пространства над рекою, обуславливающего спокойно-величественный вид гранитных набережных в связи с окружающею архитектурною обстановкою», могут тем самым оказать на неё неблагоприятное воздействие. По мнению А. И. фон Гогена, такие башни «ввиду их необычайной колоссальности, значительно выше всех окружающих зданий, не исключая и Зимнего дворца», они окажутся «несообразно большими и выходящими из масштаба всех прочих частей и окружающих сооружений». Также было отмечено, что фонари (восемь невысоких и четыре «колоссальных») создавали крайне неравномерную освещенность моста. После неоднократного обсуждения, был согласован вариант установки на быках разводного пролета фонарей увеличенного размера без скульптурного убранства. Этот вариант был одобрен Экспертной комиссией, а затем 29 декабря 1915 г. получил «высочайшее утверждение».

Строительство моста началось в конце 1911 года. Литые чугунные арки, изготовленные Коломенским заводом, прибывали водным путём и устанавливались на месте.

Установленный срок окончания строительства моста (ноябрь 1913 года) выдержать было невозможно по многим причинам (более позднее начало работ, задержка в поставке металла для арок и затруднения с доставкой готовых арок, затянувшееся решение архитектурных вопросов). В 1914-1916 годах пристань со львами была перемещена с трассировки моста на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства. 17 апреля 1914 г. во время наводнения была повреждена одна из строившихся опор. Начавшаяся Первая мировая война вовсе затормозила строительство. Лишь к концу 1916 года была готова вся инженерная конструкция моста.

В октябре 1916 года на заседании Городской думы решено было открыть Дворцовый мост для прохода и проезда в недостроенном виде, соорудив «временные» деревянные перила и поставив стандартные чугунные столбы для навешивания фонарей и проводов для трамвая. Покрытие на постоянных пролетах — торцовая мостовая, а на разводном пролете был уложен деревянный настил. На мосту было установлено деревянное перильное ограждение, верхние части опор были обшиты деревом, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях были установлены фанерные. 17 декабря 1916 года было произведено испытание моста на прочность: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых с грузом имел массу более 600 пудов, одновременно въехали на мост, заняв все его пролеты. Мост был открыт для движения 23 декабря 1916 года. На торжественное открытие (в отличие от прочих построенных через Неву мостов) прибыло лишь десять процентов приглашенных. Не пришел даже городской голова Делянов, предоставив разрезать ленточку своему заместителю Демкину.

Чугунные перильные решетки появились только в 1939 году. Эти решетки отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова. Предполагавшиеся проектом большие украшенные орлами фонарные столбы на опорах моста так и не были установлены.

Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году. В 1977 году реконструирован по проекту архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова. В 1994 году сняты трамвайные пути.

К 2008 году, по сведениям Мостотреста, Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Однако, капитальный ремонт его отложен до постройки нового моста на Васильевский остров через Серный остров, постройку которого заморозили по воле нового губернатора.

В ночь на 27 сентября 2009 года развод моста в 1.25 задержался на 50 минут из-за поломки разводного механизма. Происшествие стало следствием “усталости металла”, ведь последний раз мост ремонтировали ещё в 70х годах…

Таким образом ремонт Дворцового моста был начат 21 октября 2012 года, без возведения временных переправ, что значительно осложнило и без того напряжённую транспортную обстановку на Васильевском острове. 19 октября 2013 года был торжественно открыт после реконструкции.

Конструкция Дворцового моста

Мост пятипролётный металлический с разводным пролётом посередине. Постоянные пролеты перекрыты двухпролётными металлическими клепанными сквозными фермами балочно-неразрезной системы, с криволинейными поясами. Масса стальных конструкций 7770 т (в том числе 2800 т - противовесы разводной части моста).

Длина моста 250 м (255,05 м), ширина моста между перилами 27,73 м, из них ширина проезжей части - 22,0 м (3 полосы для движения транспорта в каждом направлении) и два тротуара по 2,85 м. Схема разбивки на пролеты: (38,63 + 47,12) + (9,20 + 58,60 + 9,20) + (47,12 + 38,63) м. Судоходный габарит 22,0 × 6,3 (30,00) м.

Стационарные пролётные строения - двухпролётные металлические клепанные сквозные фермы балочно-неразрезной системы - 38,63 + 47,12 м. В поперечном сечении пролёт состоит из восьми главных ферм раскосной системы с криволинейным нижним поясом. Сечение поясов коробчатое, раскосов и стоек двутавровое. Расстояние между главными фермами - 3,6 м. Все фермы попарно объединены поперечными балками и ветровыми связями. Проезжая часть и тротуары выполнена в виде металлического настила (лотковое железо), прикрепленного к верхним поясам ферм и поперечным балкам, поверх которого уложен слой бетона и покрытие проезжей части.

Разводной пролет двукрылый, раскрывающейся системы с шарнирно прикрепленным противовесом и с неподвижной осью вращения, с электромеханическим приводом и отверстием в свету 56.6 метра. В наведенном положении пролетное строение работает по схеме трёхшарнирной арки. Каждое крыло разводного пролета уравновешено системой противовесов, подвешенных к его нижней части на шарнирах по системе Штрауса. При разводке моста противовесы опускаются в колодцы опор, которые расположены на глубине до 6,0 метров ниже ординара воды в Неве. В поперечном сечении пролёт состоит из восьми главных ферм раскосной системы с нисходящими раскосами и криволинейным нижним поясом. Сечения элементов Н-образные и коробчатые. В пределах длины крыла главные балки связаны между собой продольными и поперечными связями. Масса крыла - 700 т, масса противовесов - 1400 т. Уникальный разводной механизм моста состоит из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов.

Фундаменты левобережного устоя и всех промежуточных опор сооружены на кессонах, опущенных на глубину 23,5-25,89 м от ординара и заполненных камер-бетоном. Тело опор выше обреза кессонов бетонная и железобетонная кладка с гранитной облицовкой чистой тески.

Правобережный устой на деревянном свайном основании. Тело опоры выше обреза ростверка - бутовая кладка с гранитной облицовкой чистой тески. На открылках правобережного устоя с верховой и низовой сторон расположены спуски к воде с площадками облицованные гранитом.

Ограждение на стационарных пролетах гранитное высотой 450 мм, на разводном пролете металлическое высотой 400 мм. Дорожное покрытие на пролетных строениях мелкозернистый асфальтобетон. Покрытие тротуаров на пролетных строениях мелкозернистый асфальтобетон. На пролетах моста установлено чугунное перильное ограждение индивидуального художественного литья. На опорах и устоях моста перильное ограждение завершается гранитными парапетами. Для освещения и контактной сети на мосту установлено 16 опор с архитектурным декором и 4 опоры контактной сети на разводном пролете.

Во время праздничных мероприятий крылья моста используются в качестве экрана.
Дворцовый мост признан памятником истории и культуры России и включен в соответствующий реестр (объектов культурного наследия РФ).

Хотите получать оповещения о новых статьях на почту?

Введите свой e-mail и нажмите на кнопку "Подписаться"

Одна из самый известных и любимых гостями Северной столицы переправ. Увидеть Дворцовый мост в Питере должен каждый. Чаще всего, эта волнующая встреча происходит ночью, во время разведения переправы для прохода судов. В последние годы эта техническая процедура превратилась в особое представление под названием .

Дворцовый мост в СПб: история

Переправа, соединяющая Васильевский остров и центральную часть города, получила свое название в честь расположенного рядом Зимнего дворца и Дворцовой набережной. Общая длина Дворцового моста в Санкт-Петербурге — 260 метров. Он состоит из 5 металлических пролетов, один из которых — двукрылый разводной. Ширина Невы у Дворцового моста — около 28 метров. Высота сводов — 6,3 м, а в разведенном положении — 30 метров. Глубина Невы в районе Дворцового моста — около 20 метров. Своей максимальной глубины (24 метра) река достигает там, где расположен Литейный мост — рядом с Дворцовым мостом.
Вечером особенно интересно полюбоваться сразу несколькими разведенными конструкциями, прогуливаясь от одной до другой. Время разведения Дворцового моста в 2017 году вы можете узнать из . Там же говорится о разводке других переправ в СПб.