До революции 1917 года эта усадьба принадлежала семье известных и богатых промышленников фон Вогау, с 1920-х годов и по настоящее время здесь размещается Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова.

В 1878 году владение на углу улицы Воронцово поле и Кривогрузинского переулка (сейчас это переулок Обуха) было куплено Гуго фон Вогау, главой Торговой фирмы «Вогау и К»; чуть позже он присоединил и соседнее владение по переулку. Старые усадебные постройки были снесены, и в 1882 году для семьи фон Вогау выстроен новый двухэтажный дом по проекту архитектора Виктора Александровича Коссова. Первоначальный проект усадебного дома был выполнен в формах эклектики с элементами немецкого барокко – у дома планировались высокая вальмовая крыша и богато декорированный фасад. Однако в итоге был реализован другой проект, гораздо более лаконичный, в неоклассическом стиле. Фасад особняка, поставленного с некоторым отступом от красной линии улицы Воронцово поле, был гладко оштукатурен и декорирован пилястрами и лопатками, завершался он венчающим карнизом с каменным парапетом. В противоположность скромному декору фасадов интерьеры были оформлены роскошно и изысканно, автором проекта внутреннего убранства особняка также стал архитектор Коссов.

Большую часть усадебного владения фон Вогау, которое расположено на склоне высокого берега реки Яузы, занимал пейзажный парк. Главная аллея парка, обсаженная липами, шла от въездных ворот со стороны улицы Воронцово поле прямо вниз, боковая аллея была проложена от ворот со стороны переулка. В центральной части парка были высажены дубы, внизу располагалась оранжерея.

Владелец усадьбы Гуго фон Вогау происходил из старинного, но обедневшего немецкого дворянского рода. Его отец Максимилиан фон Вогау приехал в Россию в 1827 году и за десятилетие с небольшим прошел путь от рядового сотрудника торговой конторы до владельца собственной фирмы, которую он основал вместе со своими братьями в 1840 году. Вогау поначалу занимались торговлей колониальными товарами (в первую очередь чаем), затем, разбогатев, они начали вкладывать капиталы в другие отрасли промышленности - бумагопрядильную, металлургическую, цементную; занимались они также и банковским делом. К концу XIX века семейное предприятие фон Вогау представляло собой целый многопрофильный концерн с огромным капиталом, а унаследовавший фирму Гуго фон Вогау и его родственники были в числе самых богатых купцов и промышленников Российской Империи. Потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Гуго фон Вогау был пожалован званием коммерции советника и орденами Св. Станислава и Св. Анны. Он состоял членом-любителем Московского архитектурного общества и был одним из учредителей Комитета по устройству Музея изящных искусств в Москве; активно занимался благотворительностью.

Поворотным моментом в истории семьи фон Вогау стало вступление России в войну с Германией в 1914 году. Начало войны сопровождалось ростом антинемецких настроений, что вылилось в итоге в антинемецкие погромы – в конце мая 1915 года один из самых крупных погромов произошел в Москве, когда в течении 3 дней были разграблены многие принадлежавшие немцам магазины, склады и жилые дома. Особняк Гуго фон Вогау на Воронцовом поле был сожжен погромщиками дотла – так что от дома остались только стены. После этого члены семьи Вогау приняли решение продать свои предприятия и покинули Россию навсегда.

Особняк на Воронцовом поле простоял полуразрушенным до начала 1920-х годов, когда бывшая усадьба фон Вогау, национализированная к тому времени большевиками, была передана недавно созданному Физико-химическому институту. В 1922 году дом был восстановлен (достроен до 3 этажей) по проекту архитектора С.Е. Чернышова с использованием фундамента и сохранившихся стен старого особняка. Здесь разместился главный лабораторный корпус института, на верхнем этаже были устроены квартиры для сотрудников. В 1927 году в глубине владения был построен корпус полузаводской опытной станции, спроектированный архитектором Борисом Иофаном в стиле конструктивизм. Постепенно владение застраивалось новыми жилыми домами, мастерскими, складами. В конце 1940-х годов в нижней части владения был выстроен новый лабораторный корпус с башней. Несмотря на строительство новых зданий, центральная часть пейзажного парка сохранилась неизменной до наших дней, хотя приобрела за прошедшие годы несколько запущенный вид.

К сожалению, территория института с советских времен и по настоящее время считается закрытой и недоступна для посещения.

УСАДЬБА С. П. ФОН ДЕРВИЗА В КИРИЦАХ moscowhite wrote in April 22nd, 2009

Друзья! Я принял решение в случае с усадьбами расширить, если можно так выразиться, географические рамки Москвы. Во-первых, псевдоготические памятники почти никогда не несли характерных черт архитектуры той местности, где они строились. Во-вторых, многие архитекторы, строившие эти усадьбы, внесли огромный вклад в московскую архитектуру. Ф. О. Шехтель - безусловно, из их числа. С него-то я и начну наше путешествие по "Готической России".

Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. В Германии они носили фамилию Визе – так, например, Генрих-Дитрих Визе когда-то был старшим бургомистром Гамбурга. Приставка «Фон Дер» появилась позднее, уже в России, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Известный российский предприниматель Павел Григорьевич Фон Дервиз родился, как и его предки, на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. Сначала он пошел по привычной стезе государственной службы, как и его родитель, но в 1857 году Павел Григорьевич оставляет интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. В 1859 году он получил от правительства лицензию на строительство железной дороги от Москвы до Рязани, став председателем правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Позднее, в 1866 году Фон Дервизом была построена Рязанско-Козловская ветка, которая за счет большого грузооборота начала приносить хорошую прибыль. Павел Григорьевич стал одним из богатейших людей России – он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имениями в Рязанской губернии, пароходами на Волге.

Павел Григорьевич Фон Дервиз.

Но в личной жизни удача его оставила – его детей поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их, бросил все, увез детей во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя. Когда его сын Владимир скончался, Павел Григорьевич пожертвовал 400 тысяч рублей на строительство детской больницы в Москве. Сооруженная по проекту архитектора Р. А. Гедике при участии петербургского педиатра К. А. Раухфуса, она была открыта в Сокольниках в 1879 году. Великолепно оснащенная и спланированная, больница эта стала новым словом в медицине (сейчас она известна как Русаковская). Но в 1881 году, не в силах вынести кончину любимой дочери Вари, Павел Григорьевич Фон Дервиз умер от сердечного приступа.

Его старший сын, Сергей Павлович, выпускник Московской консерватории, продолжил дело отца: строил железную дорогу от Москвы до Рязани, вместе с бароном Фон Мекк сооружал пути от Петербурга до Москвы. Часть огромного наследства он потратил на строительство усадьбы в селе Кирицы в Ярославской губернии. Новый хозяин имения замостил кирпичом дорогу, ведущую к станции Проня, и в 1887 году поручил молодому, тогда еще мало известному архитектору Шехтелю перестроить барский дом. К тому моменту Федор Осипович еще не построил ни знаменитого дома Рябушинского, ни Ярославского вокзала, ни особняка Морозова. По сути дела, и стиля модерн как такового еще не существовало, но Шехтель, как человек невероятно талантливый, в своей без сомнения выдающейся работе переосмыслил каноны европейской средневековой архитектуры, и на основе псевдоготики создал удивительный, легкий и воздушный романтический стиль, который позднее стали называть «стилем Шехтеля».

Центральную часть двухэтажного здания украсил портик, увенчанный декоративными башенками со шпилями. Изящно выглядел угловой особняк, его балкончик поддерживали крылья могучего орла. С центральной частью особняк соединила стеклянная галерея, соседствующая с крепостной башней с зубцами. Дом поставлен фасадом к оврагу, к которому сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Расходясь в стороны, лестницы снова сходятся и вливаются в широкую террасу с верхним гротом. Отсюда уже общая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Ниже грота шли пруды, а за прудами раскинулся фруктовый сад. Перед гротом, у начала сбегающих вниз лестниц, когда-то на высоких пьедесталах находились мощные бронзовые кентавры. Через глубокий овраг пролег каменный «мост любви», украшенный светильниками. Пройдя тенистые аллеи, гости Спасского уездного предводителя дворянства Сергея Павловича Фон Дервиза попадали к «Красным воротам» - двум стрельчатым башням, связанным арочным мостиком.

Но вскоре выяснилось, что Сергей Павлович не унаследовал от отца главное – его коммерческий талант. Дела у него шли все хуже и хуже, вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того чтобы смыть это постыдное пятно с репутации фамилии Фон Дервиз, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но Сергей Павлович все равно оставил фамильное дело. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. В 1908 году владельцем усадьбы Кирицы становится князь Горчаков, который, однако, ни разу там не появился, доверив хозяйство своим управляющим. После революции в дворянском поместье размещались сельскохозяйственное училище им. Карла Либкнехта, затем техникум, позднее - дом отдыха. С 1938 года в бывшем дворце барона Фон Дервиза открыли санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулезом. Это весьма нетипично для беспамятного советского времени, но таким образом свершилась подлинная историческая преемственность. Не так давно в усадьбе началась реставрация, и обветшавшему за десятилетия советской власти дворцу постепенно возвращается первозданный величественный вид.

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Фото: Усадьба фон Мекка в селе Хрусловка

Фото и описание

Неподалеку от селения Хрусловка до нашего времени сохранилась усадьба известного человека – Максимилиана Карловича фон Мекка. Фон Мекки были известными баронами и происходили от канцлера по имени Фридрих фон-Мекка, который родился в 1493 году. Потомки этого человека до начала 18 столетия проходили службу в Швеции. Сам Максимилиан Карлович является потомком внука Фридриха в двенадцатом колене. В свое время он являлся предпоследним сыном Оттона Карла фон Мекка, который на территории России носил имя Карла Федоровича – именно этот человек был одним из самых известных инженеров путей сообщения на территории России, а также действительным статским советником.

В начале 1860-х годов Карл Федорович был подрядчиком при строительстве Рязано-Козловской и Московско-Рязанской железных дорог, а после этого продолжал свою деятельность в должности концессионера Любаво-Роменской и Курско-Козловской железных дорог, ведь именно здесь он смог разбогатеть.

Здание особняка возведено в романском стиле Борисом Жулдыбиным. Домовой проект был разработан Экаревым Сергеем Александровичем – этот человек окончил училище живописи в Москве, где он также изучил направления зодчества и ваяния, а в 1882 году был удостоен звания неклассного архитектора-художника.

Дворец поражал своими масштабами, ведь в нем насчитывалось 24 комнаты, среди которых ни одна не похожа на другую. Есть сведения, что во дворце были ореховый и дубовый залы, а также так называемый «китайский» зал, в котором стеновые поверхности были декорированы китайскими тканями. Имел место быть и зал, сделанный под ясень, в пространстве которого все выкрашено под серебряный и золотой цвета, а мебель выполнена из дорогого орехового дерева, а также редкой карельской березы. Одной из самых запоминающихся и оригинальных комнат была так называемая «зеркальная» комната, которая полностью состояла из зеркал, расположенных на стенах, полу и потолке.

В годы правления советской власти дворец фон Мекка все же удалось спасти от разграбления, но в 1918 году находящееся при дворце имущество было национализировано и передано в музей дворянского быта, расположенный в Москве, при этом некоторая его часть была распродана с аукциона. В здании усадьбы было обустроено «Государственное хозяйство», на территории которого выращивалась сахарная свекла, разводился скот. В должности руководительницы хозяйства выступала Чепносвитова Прасковья Николаевна.

Начиная с 1923 года, в ранее существующей усадьбе состоялось открытие Хрусловского детского дома имени Фомина. В 1984 году его закрыли, а данное здание передали Новомосковскому предприятию для организации пансионата, в то время так и не открывшегося.

Важно отметить, что время становления детского дома совпало с закрытием народного музея, расположенного в одном из дворцов селения Урусово, что в Веневском уезде. В свое время в хрусловский дворец передали некоторые картины, к которым можно отнести художника Каневари Г. – «Портрет княгини Урусовой», малоизвестного художника Григорьева А.К. – «Портрет неизвестной», работа неизвестного художника 1840-х годов – «Портрет неизвестной», а также знаменитый «Портрет Урусовой с дочкой» и многие другие работы.

На протяжении 1930-х годов все эти картины были отправлены в Тулу, где вошли в знаменитое собрание общепризнанного Тульского музея, посвященного изобразительному искусству и торжественного открытого в конце 1939 года.

В современное время усадьба фон Мекка в Хрусловке постепенно разрушается, что с каждым годом становится все заметнее и заметнее. Еще можно увидеть остатки ранее существующих хозяйственных построек, в свое время расположенных на самом берегу Осетра.

В Рязанской области сохранились красивые усадьбы. После посещения усадеб в Столпцах и Коленцах мы отправились в деревню Соха и районный центр Старожилово, которые были имениями известного и очень богатого рода фон Дервизов.

В этих населенных пунктах частично сохранились псевдоготические усадебные постройки предположительно авторства знаменитого архитектора Ф.О. Шехтеля, в Старожилово поработал и другой столичный зодчий А.Ф. Красовкий. Столько громких имен в отдаленной Рязанской глубинке не могли оставить нас равнодушными. Несмотря на то, что организованные экскурсионные группы привозят сюда очень редко, любители живописных исторических развалин наведываются в эти места постоянно. Мы не стали исключением, за годы наших самостоятельных путешествий научились читать буквально каждый камень, и то, что для других всего лишь руины, для интересующегося человека превращается в уникальный туристический объект с богатой историей.

Усадьбы фон Дервизов Соха и Старожилово в Рязанской области

По дороге в Соху мы проезжаем местечко с забавным названием Суйск. Здесь еще можно увидеть храм Бориса и Глеба, построенный в 1850 г.


храм Бориса и Глеба

Он находится в крайне печальном состоянии, колокольня церкви давно разобрана. Внутри, говорят, сохранилось несколько фресок, но так как дверь была закрыта, мы не смогли в этом убедиться.

Наконец мы проезжаем между искусственными прудами и оказываемся в бывшей усадьбе фон Дервизов Соха.


фон Дервизов Соха

Здесь сохранилось достаточно много каменных зданий бывшего дворянского имения, но в основном они в заброшенном состоянии.


Каменные постройки

Особенно печально смотреть на когда-то шикарный дворец, который стоит без крыши и едва виден за зарослями.


когда-то шикарный дворец

Хорошо, что мы приехали зимой и к стволам и веткам не добавляется еще и листва.


Развалины

Местные старожилы рассказывают, что это был вовсе не жилой дом, а железнодорожный вокзал, очень похожий на старое здание Павелецкого в Москве.


железнодорожный вокзал

Такое совпадение при изучении оказывается вовсе не случайным, да и предположение о назначении этой постройки тоже имеет все основания. Дело в том, что в XIX веке владения в Старожилово и Сохе приобретает миллионер Павел Григорьевич фон Дервиз, который был известен и разбогател благодаря строительству железных дорог. Сначала он хотел устроить здесь обширные усадьбы с конным двором, парком, картинной галереей и многими другими нужными и не очень развлечениями и хозяйственными постройками. Однако в конце жизни в 1874 г. он разъехался с женой и она с детьми, во время своего пребывания в Рязанской губернии, жила в Старожилово. Там был усадебный дом, конный завод и еще много всяких построек. Из Старожилово до Сохи сейчас на машине ехать минут двадцать, на лошадях допустим было побольше, но все равно не много. Зачем же было строить два жилых дома так близко друг от друга? Зато в Сохе работал завод по производству вина, и можно предположить, что для его нужд вполне могли задумать проложить железную дорогу. К тому же архитектором Павелецкого вокзала в Москве по некоторым данным был А.Ф. Красовский, который строил для фон Дервизов дома в Петербурге, а также является автором храма Петра и Павла в Старожилово. Говорят, что у этой церкви он и был похоронен. Может именно он и возвел этот удивительный дворец в Сохе, похожий на другое свое творение. Однако некоторые признаки больше склоняют нас к версии, что все-таки это был жилой дом. Во-первых, рядом с ним мы до сих пор видим ледник - прототип современного холодильника.


жилой дом

Не знаю, так ли необходим он был на вокзале. Кроме того, железной дороги здесь так и не появилось, а дом все-таки был построен. Если бы это был вокзал, наверное, работы бы велись параллельно. Ну а то, что касается целесообразности возведения двух жилых особняков в соседних имениях, то состоятельные фон Дервизы вполне могли себе это позволить.

Сейчас здание стоит без крыши, а это, скорее всего, ускорит его разрушение.


С одной стороны располагается местная администрация, к которой ведет еловая аллея.


С другой парадной стороны вдоль всего дворца идет липовая аллея.


липовая аллея

Сохранился оригинальный декор окон и лепнина в некоторых помещениях.


Детали усадьбы

Выходим за ограду и идем к бывшему конному двору, который сохранился лучше всего.


Конный двор

Судя по тому, что ворота закрыты, возможно, его используют как склад или гараж, за ним полуразрушенная каретная.


полуразрушенная каретная

Внутри мы увидели милое граффити с лошадками. Ведь именно разведение лошадей стало одним из главных дел жизни младшего сына Павла Григорьевича фон Дервиза - Павла Павловича.


граффити с лошадками

Бравый гусар и любитель женщин, во время военной службы проникся страстью к скакунам и математике. Именно этим он всю жизнь и занимался, так что можно сказать, что, несмотря на все удары судьбы, он был счастливым человеком. В Старожилово для строительства конного завода был приглашен знаменитый архитектор Ф.О. Шехтель, уже построивший этой семье дворец в Кирицах. Некоторые здания в Сохе, возможно, тоже были построены по его проекту, документальных подтверждений этому нет. Павел Павлович фон Дервиз занялся у себя в усадьбах разведением лошадей. В Старожилово рысистых и верховых, в Сохе в основном тяжеловозов. Конный двор в Сохе был рассчитан всего на тридцать голов, в Старожилово поголовье было довольно многочисленное, около трех тысяч скакунов. Занимались на заводе и племенной работой, улучшая качества пород. Другой страстью богатого дворянина была математика. Он получил в Москве соответствующее образование и стал преподавать этот предмет в Пронской гимназии. Во время Первой мировой войны Павел Павлович из патриотических чувств сменил фамилию фон Дервиз на Луговой, именно так она переводилась на русский с немецкого. Потом случилась революция. Несмотря на то, что Павел Павлович Луговой ее принял и добровольно отдал всю свою собственность, его происхождение не давало покоя новой власти. Жители Старожилово во время предупредили его об опасности, и он уехал в Петербург. Через какое-то время Павла Павловича поймали и отправили в Москву в Бутырскую тюрьму, где он перенес тиф. Ему грозил расстрел, но вмешательство бывших учеников спасло Лугового от этой участи. Он вернулся в Старожилово, получил надел земли, по прежнему преподавал математику. Одним из его учеников был будущий великий полководец Г. Жуков. Однако власть не оставляла Павла Павловича в покое, через какое-то время он решился переехать в Тверскую область, в село Максатиха на родину жены. Там они работали учителями и умерли во время войны с фашистами. Павел Павлович Луговой, человек со сложной судьбой, который оставил после себя добрую память и несколько архитектурных шедевров, благодаря которым мы немного лучше узнаем о том, какой была Россия.

В Сохе сохранилось еще одно готическое здание, предположительно это дом управляющего.


дом управляющего

В советское время в нем размещался детский сад, сейчас двери заколочены, а окна заложены кирпичом. На другой стороне пруда мы видим руины винного завода.


руины винного завода

Едем туда. Практически повсюду одни развалины.


Руины винного завода

Лучше всего сохранилась высоченная каменная труба.


руины винного завода

Парк вокруг сильно зарос.


Говорят, где-то в зарослях сохранилось подземное хранилище, где когда-то стояли бочки с вином. На другой стороне видим каретный сарай, в котором только что были.


каретный сарай

Едем дальше в сторону Старожилово. В прошлый раз мы въезжали в этот населенный пункт с другой стороны, было очень холодно и мы быстренько осмотрели конезавод и уехали. На этот раз удалось увидеть побольше. Сначала подъехали к уже упомянутому мной храму Петра и Павла.


Храм Петра и Павла

Он недавно восстановлен и выглядит очень нарядным, как праздничный торт.


Храм Петра и Павла

Внутрь не заходили. Проезжаем мимо площади с памятником Ленину и вот мы уже на территории конного завода.


Памятник Ленину

Оказывается кроме основного здания, где до сих пор содержатся лошади, есть еще много исторических построек.


Старожиловский конный завод

Надеюсь, что до этого не дойдет.

Старожиловский район богат достопримечательностями, за одну поездку можно осмотреть усадьбы в Истье, Старожилово и Сохе, храмы в Перевлесе и Коленцах. И находится это все примерно в пятидесяти километрах от Рязани. Я была очень рада, что наконец-то здесь побывала и увидела практически все знаменитые усадьбы фон Дервизов на Рязанщине.

Максимилиан фон Мекк (17.01.1869-1950) - потомок древнего дворянского рода фон Мекков, известный в своё время инженер-железнодорожник, действительный статский советник. Строительство усадьбы бало организовано его матерью- Надеждой Филаретовной фон Мекк, купившей в 1880х годах участок земли возле деревни Хрусловка Венёвскогоуезда современной Тульской области.

Здание дворца выстроено в романском стиле, венёвским подрядчиком Борисом Жулдыбином. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым. ... Отделка, обстановка и окраска ни одной из 24 комнат дворца не повторяла другую. Точно известно, что там были дубовый и ореховый зал, "китайский" зал, со стенами, обитыми китайскими тканями, зал, отделаный под ясень, комнаты, выкрашенные под золото и серебро, с мебелью из орехового дерева и карельской берёзы. Самой оригинальной была "зеркальная" комната-с зеркальными стенами, потолком и полом.

(Подло спёрто с сайта "Венёвский уезд" www.veneva.ru/xruslovka1.html)

В 1901-1902 гг. усадьба была продана местным помещикам Толмачёвым, в чьём владении и находилась до революции.

В 1918 году чудом уцелевшее имущество из усадьбы было передано в Музей дворянского быта в Москве. В здании расположилось "Государственное хозяйство". С 1923 г. в усадьбе обосновался Хрусловский детский дом им. Фомина, просуществовавший до 1984г. Позже здание было передано некой фирме, планировавшей устроить здесь пансионат, но этим планам не суждено было сбыться.

В наше время усадьба не охраняется (несмотря на множество выведенных баллончиком надписей "частная собственность") и стремительно разрушается, в основном из-за протекающей крыши.

Усадьба фон Мекк. Фото ориентировочно конца 19го-начала 20го веков.

За долгие годы нецелевого использования и забвения здание не утратило своего величия и красоты

Центральный фасад дворца. К сожалению, уже без высоких полукруглых крыльев парадной лестницы

Башенка со слуховым окном над парадным входом

Облицовочный камень фундамента, видимо, заинтересовал мародёров

Рядом обнаруживается дыра в земле, прикрытая ветками

Спустившись туда, обнаруживаем помещение примерно 2.5 Х 2.5 Х1.7 м, со стенами из крупных каменных блоков и кирпичным потолком.

В одной из стен имеется узкй тоннель. примерно 30Х30 см., далее плавно изгибающийся вправо и вверх, в сторону фундамента здания

Назначение этого помещения для меня так и осталось загадкой. Кстати, создаётся впечатление, что дара, через которую туда залезали, не являлась входом, а образовалась с результате обрушения части потолка, т.е, комната изначально была глухой.

Оригинальные башенки и арочные окна пристройки, по стилю достаточно сильно отличающейся от всего здания


Вид с тыльной части дома