Какие-то из этих проектов названы самыми крупными проектами со времен строительства пирамид, какие-то вообще относят к чудесам света. По версии Discovery Channel в мире в настоящее время существует девять самых масштабных научных проектов. Познакомимся лишь с некоторыми из них.

Большой адронный коллайдер (БАК) – это огромный ускоритель элементарных частиц, разработка которого ведется Европейской лабораторией физики элементарных частиц (CERN). Это мощнейший ускоритель со встречными пучками субатомных частиц (так называемых «адронов») размещается в тоннеле длиной около 28 километров. Тоннель расположен примерно на глубине 100 метров под землей на окраине Женевы. Ранее высказывались предположения, что этот коллайдер настолько мощный, что в нем возможно возникновение черной дыры, очень маленькой, но от того не менее опасной. Однако, ученые спешат успокоить всех и утверждают, что возникновение устойчивой черной дыры невозможно. Даже если дыра образуется, она не сможет поглощать материю и испарится прежде, чем начнет представлять угрозу. Такой мощности ученые смогли добиться, объединив в нем нескольких ускорителей.

С помощью БАК физики всего мира надеются воссоздать условия, существовавшие непосредственно после "Большого взрыва", и лучше понять, как происходило образование вселенной.

Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER)

Это первый экспериментальный образец термоядерного реактора, который будет построен на юге Франции. По предварительным оценкам, строительство обойдется в 14 млрд. долларов и продлится около восьми лет (планируется завершить к 2015г.). Европейский союз, Республика Корея, Индия, Китай, Япония, Россия и США создали Организацию ITER для освоения этого средства выработки электроэнергии. С помощью ITER ученые смогут оценить, насколько рациональным является использование термоядерного синтеза для промышленного получения энергии.

Мощность реактора будет значительно больше, чем у современных атомных электростанций. ITER станет первым термоядерным реактором, который будет вырабатывать больше энергии, чем потреблять. Идея заключается в том, чтобы при объеме потребления энергии около 50 МВт вырабатывать 500 МВт.

Другая научная цель заключается в том, что ITER - экспериментальный реактор, который не может производить энергию постоянно, будет иметь весьма продолжительное время "горения" - до одного часа. Это важно потому, что до сих пор создаваемые устройства были способны иметь время горения длиной в несколько секунд или даже десятых долей секунд.

Термоядерный синтез давно рассматривалась учеными в качестве вероятной замены не очень эффективных, неэкологичных или потенциально опасных ТЭЦ, ГЭС и АЭС. После завершения строительства ITER проработает в течение 25 или 30 лет.

Международная космическая станция

Международная Космическая Станция (МКС) уже сейчас является крупнейшей инженерной конструкцией на орбите, а после завершения работ по её строительству к 2011 году МКС сможет еще раз подтвердить это звание. В конечном варианте вместе с панелями солнечных батарей размер станции будет сравним с размером футбольного поля. Оценочная стоимость проекта МКС, по подсчетам специалистов, составит 10 триллионов долларов.

МКС – это, прежде всего, орбитальная лаборатория. На борту станции проводятся различные биологические и биомедицинские исследования. Хотя некоторые ученые сомневаются, что в ближайшие несколько лет на МКС будет возможно проводить действительно научно значимые эксперименты. Однако, после завершения установки японской лаборатории "Kibo", в ней и в уже установленном американском лабораторном модуле Destiny команда из 3-6 человек сможет проводить уникальные эксперименты, осуществимые только на орбите. Возможно со временем МКС сможет стать стартовой площадкой для полетов на Луну и даже на Марс.

«Солнечная башня» в Австралии

Башня высотой в один километр и диаметром 130 метров будет построена на границе штатов Новый Южный Уэльс и Виктория, Австралия. По сути "Солнечная башня" – это электростанция, работающая на солнце и воздухе. Мощность станции составит 200 МВт, она сможет снабжать экологически чистой энергией до 200 тыс. жилых домов.

Эта гигантская башня будет производить электричество, используя для этого восходящие потоки воздуха, нагреваемого лучами солнца. Расположенная у подножия башни система, улавливающая солнечные лучи, будет нагревать окружающий воздух. Из-за разницы давлений, нагретый воздух устремиться вверх и начнет крутить расположенные в башне турбины электрогенераторов.

Хотя "Солнечная башня" является экологичным и безопасным источником энергии, при её низкой производительности, стоимость электричества получается слишком высокой.

Телескоп "Джеймс Уэбб" (James Webb)

В 2013 году планируется вывести на орбиту телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope-JWST), оснащенный 6,5-метровым складным зеркалом и ультралегкой оптикой. «Хаббл» по сравнению с ним –просто карлик: диаметр его главного зеркала всего лишь 2,4 м. Однако основное различие между «Хабблом» и JWST – вовсе не размер. Приборы «Хаббла» собирают информацию в инфракрасных лучах, в видимом свете и в ультрафиолете, а «Уэбб» будет работать лишь в инфракрасном диапазоне. Инфракрасные лучи лучше проходят сквозь облака космической пыли и позволяют наблюдать объекты, недоступные для наблюдения в видимых участках спектра.

Телескоп "Джеймс Уэбб" будет запущен на беспрецедентно высокую орбиту – около 1,5 миллиона километров (для сравнения: высота орбиты телескопа "Хаббл" составляет 500 км). Оттуда, защищенный от солнца огромным экраном, размером с теннисный корт, JWST будет изучать историю Вселенной, от момента Большого взрыва до рождения звезд и формирования галактик, в том числе, и нашей Солнечной системы.

Хранилище семян «Судного дня» на архипелаге Шпицберген

Известное как «Хранилище Ссудного дня» или «Ноев ковчег для семян», это огромное зернохранилище было создано для того, чтобы сохранить семена всех наиболее значимых растений Земли на случай будущих катастроф. На данный момент в хранилище находятся семена около 250 тысяч видов растений, однако рассчитано оно на четыре с половиной миллионов видов.

Инициатором проекта стала Норвегия, которой он обошёлся в 9,6 миллионов долларов. Хранилище расположено на архипелаге Шпицберген, в тысяче километров от Северного полюса на глубине 130 метров над уровнем моря, что исключает возможность его затопления при таянии арктических льдов и льдов Гренландии.

Образцы семян хранятся в трех больших комнатах размером 27 на 10 метров. Температура в зернохранилище поддерживается постоянная - минус 18 градусов по Цельсию. И даже в случае поломки холодильных установок, благодаря холодному северному климату, низкая температура будет поддерживаться естественным путем и не поднимется выше 3,5 градусов ниже нуля.

Лифт в космос

При помощи этой уникальной конструкции космонавты смогут добираться до орбиты Земли и доставлять туда грузы без помощи шаттлов. На сегодняшний день наиболее перспективной считается конструкция, состоящая из кабеля, по которому вверх-вниз движется грузовая платформа.

Пока инженеры пытаются разработать схему космического лифта, которую возможно было бы воплотить на практике, особо рьяные изобретатели уже пытаются реализовать свои «экспериментальные» проекты. К сожалению в конкурсе, организованном фондом X-Prize, поддерживающим «невероятные» научные проекты, ни один из предложенных проектов не смог удовлетворить всем требованиям: подъемник должен был поднять платформу по кабелю на высоту 50 метров за счет внешнего источника энергии (инфракрасное излучение, энергия Солнца, лазер и т д.), причем скорость движения платформы должна быть не менее одного метра в секунду.

Обширные транспортные системы, дороги, гигантские мосты, крупнейшие здания – все это мега-проекты, стоимость которых превышает миллиарды, но все они необходимы для развития своей страны или города. Представляем вам список самых грандиозных мега-проектов 21 века.

10 ФОТО

Работы по расширению Панамского канала должны быть завершены в этом году, что увеличит его пропускную способность. Панамский канал соединяет Атлантический океан с Тихим.


Плотина Три ущелья находится в Китае и является крупнейшей в мире электростанцией. Ее высота – 181 метр, ширина 40 метров, а длина более 2.3 км. Этот мега-проект был завершен в 2003 году.


Мост Айчжай является подвесным мостом в Китае. Общая протяженность этого моста составляет 1534 метров. Айчжай — самый высокий мост в мире. Его высота составляет 350 метров. На строительство ушло 5 лет.


Мармарай является подводной железнодорожной линией соединяющей Европу и Азию. Общая стоимость проекта составила $4,5 млрд. Проект был завершен в 2013 году.


104-этажное здание, при строительстве которого использовались сталь, бетон, силикатный кирпич и тонны стекла. Стоимость проекта – $3,8 млрд.


Лондонский туннель Кроссрейл находится в стадии строительства. Общая стоимость проекта — $23 млрд. Постройка займет 11 лет, а начало строительства было положено в 2007 году.


Вантовый мост построенный во Владивостоке. Общая протяженность моста составляет 3100 метров. Мост открыли в 2012 году. Общая стоимость проекта составила $1 млрд.


Крупнейший в мире промышленный город, который правительство Саудовской Аравии все еще расширяет. Стоимость расширения составляет $10 млрд.Если отталкиваться от общей площади 1 700 000 м², Новый век является крупнейшим зданием в мире и включает в себя множество торговых центров, аквапарк, кинотеатры, университет и отель.


Шанхайская башня сегодня является вторым по высоте небоскребом мира. Она была построена за 8 лет и открыта в прошлом году. Общая стоимость проекта — $2.4 млрд.

В наши дни небоскребы тянутся к новым рекордам высоты. Огромные туннели соединяют новые транспортные узлы, а невероятные мосты растягиваются на огромные расстояния. Прогресс не стоит на месте. Все вокруг развивается в два раза быстрее, чем когда-либо. Во всем мире в настоящее время завершены многие , а где-то невероятные проекты только готовятся к сдаче. Мы проанализировали большинство самых известных и значимых мировых проектов, отобрав для вас лучшие. В нашем обзоре представлены, как законченные объекты, которые были сданы за последние 3 года, так и те проекты, которые еще не завершены. Вы увидите потрясающие плотины, невероятные здания, и многое другое.

Расширение Панамского канала, Панама


Срок строительства: 11 лет.
Стоимость: $ 5 млрд. 250 млн. долларов.

Панамский канал давно уже выполняет для всего мира важную роль. Напомним, что канал начал действовать в 1914 году, но на протяжении столетней истории вместе с техническим прогрессом менялись и размеры морских кораблей. В связи с этим ширина Панамского канала перестала удовлетворять современным требованиям безопасности и .

Именно поэтой причине 11 лет назад было принято решение расширить существующий Панамский канал. На протяжении этого времени для расширения канала понадобилось 4,4 миллиона кубических метров бетона. Примечательно, что помимо расширения канала строители также его и углубляют, чтобы по нему могли ходить огромные современные корабли. Проект планируется завершить в 2016 году. Длина нового расширенного участка канала будет составлять 3,8 мили (4,83 километров).

Мост Порт Манн, Ванкувер, Британская Колумбия


Срок строительства: 6 лет.
Стоимость: $ 1 млрд. 930 млн. долларов.

Это самый широкий в мире мост, который недавно был открыт к востоку от Ванкувера. Общая длина составляет 2,093 метра, ширина - 50 метров. Количество автомобильных полос - 10. В конструкции были использованны 288 металлических тросов.

Плотина «Три ущелья», Китай


Срок строительства: 17 лет.
Стоимость: $ 59 млрд. долларов.

Эта самая мощная электростанция-плотина в мире и вторая по размеру. Невозможно себе даже представить сколько понадобилось бетона, чтобы создать самую большую в мире плотину. Сооружение расположено на Китайской реке Янцзы. На строительство плотины понадобилось 17 лет и 59 млрд. долларов США. Высота электростанции составляет 181 метр, ширина - 39,9 метров, длина - 2,316 метров. плотина использует 32 основные турбины.

One World Trade Center, Нью - Йорк


Срок строительства: 7 лет.
Стоимость: $ 3 млрд. 800 млн. долларов.

Это самое высокое здание в Западном полушарии. Его высота составляет 541 метр. Строение расположено в Нью-Йорке. Внутри небоскрёба создан гигантский металлический каркас, который обеспечивает зданию устойчивость, прочность и безопасность.

Подвесной мост Айчжай, Китай


Срок строительства: 5 лет.
Стоимость: $ 600 млн. долларов.

Это не только самый высокий в мире подвесной мост, но и самый длинный. расположено в Китае, которое соединяет два туннеля распложенных по обе стороны горного каньона. Мост был открыт в 2012 году. Длина объекта составляет 1175 метров.

Туннель Мармарей, Турция


Срок строительства: 9 лет.
Стоимость: $ 4 млрд. 500 млн. долларов.

Чтобы построить этот подводный туннель под проливом Босфор, понадобилось 9 лет и 4,5 миллиарда долларов. Новая железнодорожная линия через туннель была открыта в 2013 году. Самый глубокий участок сооружения залегает на глубине 60 метров от поверхности залива.

Длина подводного участка составляет 1,4 километра.

FFR Grand Stade, Париж


Срок строительства: 4 года.
Стоимость: $ 552 млн. долларов.

В Париже будет построен гигантский регбийный стадион, который будет вмещать в себя 82 тыс. зрителей. После завершения строительства этот объект станет крупнейшим спортивным сооружением в Европе. Кроме того, здесь же, помимо самого стадиона в Париже, будет построен крупнейший развлекательный центр. По задумкам архитекторов крыша стадиона будет выдвижной.

Джубайль - промышленный город, Саудовская Аравия


Срок строительства: 10 лет.

Продолжается расширение и строительство промышленного города Джубайль, который расположен в в пустыне. Проект по расширению населенного пункта разбит на четыре фазы. Общая стоимость инвестиций составляет 11 млрд. долларов.

Так, на 12,874 квадратных километрах будет построено восемь блоков промышленных предприятий, где четыре блока нефтехимических заводов, три квартала для поддержки работы промышленности в городе, четыре блока заводов по производству алюминия, а остальное цеха с плавильными печами.

Данная стоимость в 11 млрд. долларов не включает в себя подготовку территории в пустыни, а также строительство туннелей, дорог, освещения и использования морской воды для ежедневного охлаждения.

Мост Liuchonghe, Китай


Срок строительства: Нет данных.
Стоимость: Нет данных.

Мост был открыт в 2013 году. Длина объекта составляет 437 метров. Это второй по величине вантовый мост в мире, который поднимается над рекой Liuchonghe на высоту в 335 метров.

Лондон Кроссрейл, Лондон


Срок строительства: 11 лет.
Стоимость: $ 23 млрд. долларов.

Лондон продолжает расти под землей. Восемь туннелепроходных машин недавно проложили 42 километра туннелей для новой линии метро, которая соединит 40 старых станций. Кроме того, на этой ветке Лондонского появится 10 новых станций.

Хайдарабад метро Железнодорожный, Индия


Срок строительства: 14 лет.

Крупнейший в мире мегапроект в наши дни. В городеХайдарабад в Индии ведется строительство метрополитена. Станции будут располагаться через каждый километр. Как ожидается, пассажиропоток составит 15 млн. человек в сутки. Интервал движения поездов будет составлять 3 - 5 минут. Средняя скорость поездов 32 км/час. В ближайшее время планируется открыть первых 74 километра путей.

Мост Гонконг-Чжухай-Макао, Китай


Срок строительства: 7 лет.
Стоимость: $ 10 млрд. 600 млн. долларов.

В Китае ведется строительство невероятного мегапроекта, который включает в себя систему мостовых и подводных туннельных сооружений между материком Китайского государства и несколькими искусственными островами. Общая длина мостов и туннелей составляет 26 километров. Длина подводных туннелей составит 6,5 километров.

Отель Songjiang, Китай


Срок строительства: 2 года.
Стоимость: $ 538 млн. долларов.

За пределами Шанхая в 328-метровом карьере построен 19-ти этажный отель, ключевой особенностью которого является водопад, расположенный посередине главного здания гостиницы. Примечательно, что первые два этажа отеля расположены полностью под водой.

Русский мост, Россия


Срок строительства: 4 года.
Стоимость: $ 1 млрд. долларов.

Мост был полностью сдан в 2012 году. На момент окончания стройки это был второй по высоте вантовый мост в мире. Его высота составила 324 метра. Общая длина моста - 3,1 километр. На строительство Русского моста было потрачено около 1 миллиарда долларов.

Средняя длина металлических струн составляет 350 метров.

Etihad Rail, Объединенные Арабские Эмираты


Срок строительства: Нет данных.
Стоимость: $ 11 млрд. долларов.

В скором времени будет открыта новая сеть железнодорожных линий, которые свяжут Саудовскую Аравию с Катаром, Оманом, Бахрейном и Кувейтом. Общая протяженность первых линий дорог составит 1198 километров.

Аль Мактум, Международный аэропорт Дубая


Срок строительства: По планам- 20 лет.
Стоимость: $ 31 млрд. долларов.

Когда в 2010 году в Дубае был открыт один из самых роскошных аэропортов в мире, большинство людей склонны были думать, что на этом все и закончится. Но в конечном итоге аэропорт получил еще 32 миллиарда долларов США инвестиций, на свое дальнейшее развитие. Первая очередь расширения будет длиться 8 лет, что позволит увеличить пассажиропоток до 220 миллионов человек в год. На более чем 33 квадратных километрах площади разместятся 100 самолетов Airbus A380.

Пекин Дасин, Международный аэропорт, Китай


Срок строительства: 5 лет.
Стоимость: $ 13 млрд. долларов.

Это будет крупнейший в мире терминал аэропорта, разработанный архитектором Заха Хадидом. После сдачи объекта аэропорт будет способен принять 100 млн. пассажиров в год. Аэропорт будет иметь семь взлетно-посадочных полос. Первый этап строительства аэропорта планируется завершить в 2018 году. Остальные этапы строительства будут продолжаться до 2025 года.

Гигантский проходческий щит «Берта», Сиэтл


Срок строительства: 2 года.
Стоимость: $ 80 млн. долларов.

Это самый глобальный проект по ремонту огромной землеройной машины, которая вышла из строя в 2013 году, во время прохода под землей очередного участка. По некоторым данным на ремонт машины понадобится около 80 млн. долларов США.

Это самая большая в мире землепроходческая щитовая установка, размером с пятиэтажный дом. Диаметр машины составляет 17,5 метров. Вес этого гиганта составит 7000 тонн, длина машины- 100 метров. По некоторым данным ремонт техники закончится уже этой осенью.

Глобальный центр "Новый Век", Китай

Срок строительства: 3 года.
Стоимость: Нет данных.

Это самое большое в мире цельное здание. Площадь центра составляет 1,76 миллиона квадратных метров. Глобальный центр включает в себя несколько торговых центров, гостиниц, офисов, театров, тематических парков, различные достопримечательности и даже аквапарк. Длина здания составляет 500 метров, ширина- 400 метров, высота - 100 метров.

Стадион команды "Атлантские Соколы", Атланта


Срок строительства: 3 года.
Стоимость: $ 1 млрд. 200 млн. долларов.

В наши дни любой новый стадион по мнению самих архитекторов и инженеров, должен обязательно иметь выдвигаемую крышу. Именно такую крышу имеет новый стадион спортивной команды "Атлантские Соколы". На строительство этого объекта будет затрачено 1,2 миллиарда долларов США.

Обратите ваше внимание на необычную конструкцию здания, которое напоминает 8 лепестков. Примечательно, что крыша стадиона будет сделана из полупрозрачных материалов, что позволит попадать на арену естественному дневному свету.

Так же стоит отметить, что благодаря новой технологии крыша может полностью сдвигаться всего за 8 минут. Открытие стадиона запланировано на 2017 год.

Шанхайская башня, Китай


Срок строительства: 8 лет.
Стоимость: $ 2 млрд. 400 млн. долларов.

Строительство здания уже завершено. В настоящий момент на объекте ведутся отделочные работы. В итоге это здание стало третьем по высоте из всех свободно стоящих сооружений в мире. Высота небоскреба составляет 632 метра (до шпиля).

Bay Bridge Eastern Span , Сан-Франциско Окленд


Срок строительства: 12 лет.
Стоимость: $ 6 млрд. 400 млн. долларов.

Общая длина висячего моста составляет 3,5 километров. Ширина- 78,4 метра.

Самый длинный наплавной мост в мире, Сиэтл


Срок строительства: 5 лет.
Стоимость: $ 2 млрд. долларов.

Когда бетон плавает в воде, это завораживает. Особенно когда речь идет о самом длинном в мире плавучем мостовом сооружении, длина которого составляет 2286 метров. В настоящий момент ведется реконструкция моста. Движение по мосту откроется весной 2016 года. Мост соединяет города Сиэтл и Медину через озеро Вашингтон.

Телевизионная башня Skytree, Токио


Срок строительства: 4 года.
Стоимость: $ 806 млн. долларов.

Это самая высокая в мире телебашня. Ее высота составляет 634 метра (до шпиля).

Серебряная линия, Вашингтон, округ Колумбия


Срок строительства: 8 лет.
Стоимость: $ 6 млрд. 800 млн. долларов.

В Вашингтоне появилась новая «Серебряная линия» метро. Новая линия добавила 18 километров новых путей и пять новых станций. С открытием новой линии в 2014 году завершился первый этап строительства новых линий метро. Начиная с 2014 года начался второй этап строительства, который добавит еще 17 километров пути новых линий и шесть новых станций.

Это один из самых сложных проектов строительства метро в мире за последние 10 лет, поскольку инженерам пришлось планировать и строить новую линию метро среди уже развитого района города.

2017 год обещает быть богатым на потрясающие воображение стройки и инженерные проекты. Некоторые из них уже подходят к завершению, а на других работы только начинаются. Перед вами - семь самых дорогих строек в мире на данный момент

Сложность и функциональность инженерных проектов сегодня все чаще ассоциируются с уровнем развития общества в целом. Именно поэтому подобные стройки чаще всего становятся делом национального, а иногда и всемирного масштаба. Для их воплощения необходимы усилия миллионов людей и баснословные инвестиции.

Международный аэропорт Аль-Мактум

Страна : ОАЭ

Стоимость проекта: 82 млрд долларов

Этот аэропорт в Дубае будет полностью сдан в эксплуатацию в 2018 году. Он станет самым большим в мире сразу по нескольким параметрам: по площади, сложности инфраструктуры и пропускной способности.

Первая очередь строительства крупнейшего авиационного хаба была сдана в 2010 году. Тогда же аэропорт принял первых пассажиров. За семь лет территория Аль-Мактум увеличилась в десятки раз.


Фото: Caren Firouz /Reuters

К моменту полной сдачи в эксплуатацию на ней разместятся пять взлетно-посадочных полос, четыре полноценных корпуса аэровокзалов с несколькими терминалами в каждом и отдельный карго-терминал, которой станет самым крупным в мире транспортным узлом по обороту грузов. Аэропорт сможет ежегодно обслуживать около 160 миллионов пассажиров, одновременно принимать около 200 воздушных судов, а также пропускать через свои терминалы более 400 тысяч тонн грузов.

Поворот китайских рек на север

Страна: Китай

Стоимость проекта: 78 млрд долларов


Идею поворота вод китайских рек с юга на север приписывают самому Мао Цзэдуну. В 1952 году он выступал с таким предложением, ориентируясь на своих товарищей по партии из СССР, где также вынашивали планы великого поворота сибирских рек для нужд Средней Азии.

Грандиозный проект позволит обводнить северные районы Китая за счет крупнейших рек страны. Согласно плану, будут построены три водных артерии, каждая длиной около 1300 километров. За счет этого излишки воды, которые вредят юго-востоку Китая, будут перенаправлены в засушливые районы севера.

Строительство каналов началось в 2002 году. План работ, рассчитанный почти на полвека, предполагает объединение бассейнов четырех самых крупных рек Китая — Янцзы, Хуанхэ, Хайхэ и Хуайхэ. Строго говоря, никакого поворота рек не будет: излишки воды из полноводных южных артерий будут подпитывать северные реки, заодно соединяя их в удобную транспортную сеть. Кроме того, каналы будут обеспечивать запасами воды крупнейшие водохранилища севера Китая.

В процессе строительства будет использована инфраструктура одного из самых масштабных инженерных проектов древности — Великого канала. Его создавали на протяжении двух тысяч лет многие поколения китайских императоров (VI век до н. э. — XIII век н. э.). Канал соединил реки Янцзы и Хуанхэ, которые были главными водными артериями Древнего Китая.

Прогресс требует жертв. Иногда таких, которые превышают бюджеты нескольких стран вместе взятых. В подборке представлено 6 самых дорогостоящих экспериментов в истории человечества.

6. Суперкомпьютер Watson

Цена: 900 млн - 1,8 млрд долларов

Компания IBM сконструировала этот компьютер с вполне определенной целью – снизить количество врачебных ошибок при определении диагноза и в целом автоматизировать процесс диагностики. Watson оснащен 4 терабайтами текстовых данных – как структурированных, включая весь текст англоязычной Википедии, так и неструктурированных. Обладая таким беспрецедентным «интеллектуальным багажом», суперкомпьютер также способен отвечать на вопросы, заданные на обычном человеческом языке (так называемом естественном языке, в данном случае – английском), анализируя всю базу своих данных и выдавая верный ответ.

В 2011 году Watson даже участвовал в интеллектуальной телевизионной игре Jeopardy, очень популярной в США, и смог победить своих оппонентов-людей, выиграв 1 миллион долларов.

«Железо» суперкомпьютера – 2880 процессоров POWER7 (3.5 Ггц каждый) и 16 терабайт оперативной памяти. Впоследствии IBM планирует продавать копии Watson’а больницам по 3 миллиона долларов за штуку.

5. Superconducting Super collider

Цена: 2 млрд долларов

Одобренный Конгрессом США в 1983 году, американский SSC должен был стать мощнейшим коллайдером в мире, превосходя по мощности даже современный Большой адронный коллайдер (40 ТэВ против 6.5 ТэВ соответственно), а также крупнейшим (кольцо коллайдера составляло бы 87 километров).

Поначалу проект получил широкую поддержку, однако через некоторое время начались проблемы. Оказалось, что заявленная цена сильно занижена, а реальная цена чересчур высока – 4,4 миллиарда долларов. В Конгрессе начались дебаты по поводу целесообразности дальнейшего финансирования, а в 1991 году как раз распался СССР, и США потеряли потребность постоянно доказывать, чья наука сильнее. Эти и некоторые другие факторы сыграли свою роль, и в 1993 году проект окончательно закрыли, успев потратить на него 2 миллиарда долларов из бюджета.

Помрачневшие за прошедшие десятилетия здания полузаброшенного комплекса, впрочем, стоят недалеко от города Ваксахачи (штат Техас) до сих пор.

Цена: 2,5 млрд долларов

Благодаря широчайшему освещению в СМИ, о миссии марсохода Curiosity знает практически каждый. Это самый дорогой и сложный аппарат, когда-либо достигавший поверхности Красной планеты. Его предназначение – изучение климата и геологии Марса, изучение почвы в поисках признаков жизни и возможности ее существования в прошлом, а также сбор различных данных для будущего пилотируемого полета на Марс. Для осуществления этих целей аппарат оснащен множеством высокотехнологичных приборов, на разработку и реализацию которых также ушла существенная часть денег.

Выполнение поставленных перед ним задач ровер начал в 2012 году, совершив успешную посадку в кратере Гейла и приступив к исследовательским работам. Совсем недавно – 24 июня 2014 года – Curiosity отпраздновал на Красной планете окончание первого марсианского года своего пребывания на ней (Марс обращается вокруг Солнца за 687 земных дней).

Изначально миссия ровера была рассчитана на два года, однако впоследствии была продлена на неопределенный срок. Аппарат и сейчас продолжает исследование Марса в штатном режиме.

3. Большой Адронный Коллайдер

Цена: 4,4 млрд долларов

Далекие от науки СМИ пророчили ему стать убийцей Земли, а он смог обнаружить бозон Хиггса. 27-километровый Большой Адронный Коллайдер (БАК), построенный Европейской организацией по ядерным исследованиям (CERN) в 2008 году, стал одним из самых дорогих экспериментов в истории человечества и вызвал большую шумиху, однако апокалиптических предсказаний пока так и не оправдал.

Расположенный на границе Франции и Швейцарии, БАК потрясает сложностью своего оборудования, однако принцип его действия прост и может быть понятен каждому: ученые разгоняют адроны (тяжелые частицы, состоящие из кварков) в противоположные стороны гигантского кольца-трубы, те ускоряются в магнитном поле и сталкиваются в определенном месте, в котором находятся сверхчувствительные детекторы, которые и регистрируют все, что образуется в результате этого столкновения, а сотрудники БАКа изучают полученные данные. Если предельно упростить, то это метод «разбей и посмотри, что внутри».

Ученые начали со столкновения протонов с энергией в 450 ГэВ в 2009 году, а в 2012 году произошло триумфальное открытие, ради которого, по сути, БАК и создавали – в результате одного из столкновений детекторами был обнаружен бозон Хиггса, ответственный за массу всего сущего, а сам Питер Хиггс, предсказавший существование частицы в далеких 1970-х годах, получил за это Нобелевскую премию. Таким образом, Стандартная модель Вселенной пополнилась еще одним сильным аргументом в свою пользу, а мы углубились в понимание квантовых основ нашего мира.

К 2013 году коллайдер достиг мощности в 4 ТэВ и сейчас находится на модернизационном ремонте, который к началу 2015 года позволит БАКу достичь мощности в 6,5 ТэВ. В перспективе предполагается «разогнать» коллайдер до 14 ТэВ - кто знает, что еще тогда ему удастся обнаружить в кварковых осколках?

2. Международный экспериментальный термоядерный реактор

Цена: 21,6 млрд долларов

В 1985 году по инициативе Горбачева и Рейгана начались работы по проектированию крупнейшего международного проекта в освоении термоядерного синтеза – ITER, или ИТЭР. К проекту, помимо СССР и США, присоединились также Япония и Европейский союз (тогда еще – Европейское сообщество, через организацию ЕВРАТОМ).

Строить исследовательский реактор тороидального типа (токамак) решили на Юге Франции, в 60 км от Марселя. С распадом СССР свои обязательства на себя взяла Россия, а Европейский союз, как сторона, на территории которой решено было разместить реактор, согласился взять на себя около 50% стоимости ИТЭР. Вообще, за почти 30-летнюю историю проекта его стоимость выросла втрое: с 5 миллиардов евро до 16.

США в 1993 году из проекта вышли, однако через 10 лет вернулись. Также новыми участниками проекта стали еще несколько стран, и сейчас в ИТЭР их 7: ЕС как единое целое, США, Россия, Китай, Индия, Япония и Южная Корея. Каждая страна-участник помогает деньгами, квалифицированными кадрами, данными собственных исследований, а некоторые поставляют необходимые для строительства токамака технологии (Россия в их числе).

К 2020 году планируется закончить постройку реактора и начать первые операции по конфайнменту (удержанию) плазмы, а первые эксперименты по термоядерному синтезу трития и дейтерия с целью преобразования полученной энергии в электричество начать к 2027 году.

1. Международная космическая станция

Цена: 150 млрд долларов

На данный момент МКС – самый дорогой объект, созданный человечеством. Неудивительно, что для реализации этого проекта потребовались усилия целого ряда стран (однако ключевые модули станции остаются американскими и российскими). МКС и поныне является положительными символом не только международной кооперации в космосе, но и международного сотрудничества вообще: станция пережила рост военно-космических амбиций США середины 2000-х годов и желание Конгресса отказаться от финансирования МКС; переживет, вероятно, и украинские события.

Начиная с запуска первых модулей в 1998 году, на МКС было проведено огромное количество научных экспериментов; получено множество данных об особенностях влияния условий космоса на флору и фауну Земли, особенно на человека; эти данные окажут неоценимую помощь в реализации дальнейших проектов по колонизации космоса.

Официально предполагается закончить миссию МКС в 2020 году и впоследствии затопить станцию в Тихом Океане, однако есть и предложения по продлению срока ее службы космическим нуждам человечества. Некоторые даже предлагают пригласить к участию в проекте Китай, который из-за разногласий с США никогда ранее в нем не участвовал и в данный момент строит собственную орбитальную станцию «Тяньгун». Какой из сценариев будет реализован – зависит по большому счету от международной обстановки к концу 2010-х годов. Если России и США с одной стороны, а США и Китаю - с другой, не удастся уладить свои разногласия, будущее как МКС, так и всего международного сотрудничества в космосе окажется под вопросом.