История сооружения фортификационных сооружений вокруг Таганрога уходит на три столетия вглубь. После взятия Азова в 1696 году по приказу царя Петра I сразу начались инженерные изыскания и работы по укреплению береговой зоны Азовского моря в районе мыса Таганьего Рога. Для России петровского времени выход к морю имел стратегическое значение, а мыс Таганий Рог как нельзя лучше подходил для первой крепости.

Для безопасности гавани создавался укрепленный район, с севера был оборудован непрерывный трехметровый земляной вал протяженностью почти восемь километров, на его концах решено было поставить две крепости – Павловскую на берегу реки Миусс и Чепахинскую на берегу Азовского моря, а у Беглицкой косы строилась Семеновская крепость.

Строительство началось в 1697 году, когда под руководством австрийского инженера де Лаваля был заложен шанец на Петрушиной косе Азовского моря. В марте 1698 года строительство было прекращено, де Лаваль был отстранен от проекта и строительство продолжилось уже в устье Миусского лимана (Семеновская крепость) под руководством барона Эрнеста фон Боргдорфа, Юрия Франка и Рейнгольда Трузина. Но позже и это решение признано тоже неправильным и строительство укреплений перенесено на место нынешнего Таганрога.

Структура укреплений состояла из природных преград, искусственных валов и рвов, и включала в себя несколько крепостей (Семеновскую, Троицкую, Павловскую и Черепахинскую). В крепостях размещались гарнизоны, а между Павловской и Семеновской крепостью расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк. Крепости строили земляными, так как они выдерживали артиллерийский огонь лучше каменных и их легче было восстановить. А вот за земляными валами строили каменные так называемые «загрудные стены» для защиты стрелков.

С 1701 года на строительстве укреплений и оборонительных сооружений порта постоянно трудилось несколько тысяч человек: крестьяне, заключенные, солдаты гарнизона, пленные шведы.

Павловская крепость была спроектирована в форме четырехугольника 80 на 237 метров с выступающими по углам бастионами для свободного обстрела как минимум двух сторон. Обороноспособность крепости усиливала крутизна берегов лимана. Крепость была рассчитана на гарнизон в 500 человек, замыкала западный конец укрепления и входила во вторую линию обороны Троицка со стороны степи. Основная задача крепости – защита Таганрога с севера от набегов крымских татар. К 1705 году здесь появился целый городок Павловск.

Крепость известна в истории фортификации России как первая земляная крепость, спроектированная по точным инженерно-математическим расчетам. Сама крепость принимала участие в военных действиях трижды. Первый раз с момента начала строительства в 1700 году до 1712 года, когда ее пришлось отдать туркам по Прутскому договору. Во второй раз - с 1736 года, после взятия Азова с Таганрогом Минихом и Ласси, до 1739 года – опять передали туркам. В третий раз Азов взяли в 1769 году и крепость просуществовала как оборонительное сооружение по 1783 год, но после взятия Крыма, она потеряла свое стратегическое значение, оказавшись в глубине территории России. Как свидетельствуют историки, непосредственные боевые действия рядом с Павловской крепостью никогда не велись, но она была важным звеном в цепи оборонительных сооружений Таганрога.

За три столетия оборонительные сооружения практически уничтожены: Троицкая (Таганрогская) крепость покрыта сетью городской застройки, Семеновская крепость – находится под дачными застройками, Черепахинская оказалось на территории металлургического завода. Взору туриста открываются только валы Павловской крепости.

Найти место остатков Павловской крепости можно в двух километрах от Таганрога, на околице села Гаевка.

Троицкая крепость

  • - Троицкая площадь расположена между Петровской набережной, Каменноостровским проспектом и улицей Куйбышева...
  • - , памятник архитектуры. Построена в 1785-87 в загородной усадьбе А. А. Вяземского...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - станица в Сунженском районе Чечни; расположена в 3-х км к западу от районного центра...

    Топонимический словарь Кавказа

  • - См.: СПАСО-СУМОРИН МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ...

    Русская энциклопедия

  • - Новгородская еп., в окрестностях Тихвина при р. Рекони. Основана в 1676; в 1764 упразднена; возобновлена в 1860...

    Русская энциклопедия

  • - свод начала 15 в. Написана на пергаменте. Первоначально хранилась в библиотеке Троице-Сергиева монастыря. Начиналась с "Повести временных лет". Сгорела во время московского пожара 1812...

    Русская энциклопедия

  • - русский летописный свод нач. 15 в. Т. л. сгорела во время моск. пожара 1812. Была написана на пергамене. Начиналась с "Повести временных лет" и доводила рассказ до событий 1408...
  • - осада польск.-литов. войсками Лжедмитрия II Троице-Сергиева монастыря с 23 сент. 1608 до 12 янв. 1610. После провала попытки Лжедмитрия II с ходу захватить Москву его войска попытались полностью ее блокировать...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Варнавин...
  • - мужская, с 1832 г. приписанная к Спасо-Сумарину м-рю, Вологодской губ., Тотемского у., в 7 в. от у. г. на о-ве р. Сухоны...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - женская - Саратовской губ., Царицынского у., при слободе Каменный Брод. Учреждена в 1873...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - на сев. берегу Анзерского о-ва, принадлежащего к группе Соловецких о-вов Архангельской губ., Кемского у. Т. губа вдается в берег о-ва двумя коленами. Дл. губы до 1 3/4 в., шир. от 1/4 до 3/4 вер., глуб. до 9 фт....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - станица Кубанской обл., Лабинского отд., при р. Егорлыке. Жит. 5600...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - конденсационная электростанция вблизи г. Троицка Челябинской области РСФСР. Проектная мощность 2500 Мвт. Топливом служит каменный уголь Экибастуза...
  • - летописный свод начала 15 в. Была написана на пергаменте полууставом 15 в. Открыта в 60-х гг. 18 в. Г. Ф. Миллером. Сгорела во время московского пожара 1812...

    Большая Советская энциклопедия

  • - попытка захвата польско-литовскими войсками Лжедмитрия II Троице-Сергиева монастыря, сорванная героическим сопротивлением русского гарнизона...

    Большая Советская энциклопедия

"Троицкая крепость" в книгах

НОВО-ТРОИЦКАЯ

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

НОВО-ТРОИЦКАЯ Офицеры нашей батареи и многие солдаты ушли в деревню, шагах в трехстах, искать съестного. Я же почему-то остался на батарее. Вдруг я услышал частую и близкую стрельбу. Судя по звуку, стреляли в нашу сторону, то есть красные. Но видеть я ничего не мог - высокая

2 ИЮНЯ Троицкая родительская суббота

Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

2 ИЮНЯ Троицкая родительская суббота С началом лета открывается купальный сезон, поэтому, прежде чем вы отправитесь на реку, прочитайте специальный заговор-оберег от гибели на воде: Вода в Иордане широка и глубока, Не видно в реке Иордане дна. И как простой смертный рукой

ТРОИЦКАЯ ОСАДА И СКОПИН-ШУЙСКИЙ

Из книги Великие российские историки о Смутном времени автора Ключевский Василий Осипович

ТРОИЦКАЯ ОСАДА И СКОПИН-ШУЙСКИЙ Сапега подошел к Троицкой Лавре 23 сентября 1609 года. Все его сбродное войско, состоявшее из поляков, казаков и русских изменников, простиралось до 30 000 человек. С Сапегою пришли князь Константин Вишневецкий, братья Тышкевичи, пан Казановский

Троицкая площадь

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Троицкая площадь 1703. Первая площадь Санкт-Петербурга, названная по Троицкому собору Троицкой, возникла под стенами Петропавловской крепости на Березовом острове в первые годы строительства города. До этого в народе эта территория называлась «Козьим болотом». Таких

Троицкая площадь

Из книги Улицы Петроградской стороны. Дома и люди автора Привалов Валентин Дмитриевич

Троицкая площадь Троицкая площадь находится на Петроградской стороне у Троицкого моста. Деревянная церковь на Петербургской стороне была возведена в 1746 г. по проекту С. Волкова. Тогда же появилось и название площади. Ранее, на плане 1717 г. она обозначалась Большой. В ХК в.

Троицкая дорога

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Троицкая дорога Троицкая дорога исстари была самая многолюдная по числу богомольцев, отправлявшихся в Троицкую Лавру. Эта дорога была очень грязна и глиниста, но, несмотря на это, усердные поклонники св. Сергия из самых дальних краев России проезжали и проходили по ней.

Троицкая

Из книги По землям московских сел и слобод автора Романюк Сергей Константинович

Троицкая ТРОИЦКАЯ СЛОБОДАДо недавнего времени было даже удивительно, что в центре Москвы, рядом с грохочущей магистралью Садового кольца, обстроенной громадами домов, сохранялся такой идиллически тихий уголок. Троицкие переулки, более похожие на провинциальный

Троицкая суббота

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Троицкая суббота Троицкая, или родительская, суббота (укр. «дидивна») – один из четырех древнерусских дней поминания покойников, который входит в комплекс троицко-семицких праздников. В этот день в церкви служили вселенскую панихиду по всем умершим. Свою значимость как

Крепостное строительство: Ямбург, Петербургская крепость, Кронштадт, Рогервик, Печерская крепость.

Из книги автора

Крепостное строительство: Ямбург, Петербургская крепость, Кронштадт, Рогервик, Печерская крепость. Первоначально проекты русских крепостей составлялись в рассматриваемую эпоху большей частью иностранными инженерами, поступившими на русскую службу со всех концов

Троицкая надвратная церковь

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

Троицкая надвратная церковь Современные посетители лавры обычно начинают осмотр с Троицкой надвратной церкви. Возведенная в 1106 году, она представляет собой скромный образец древнерусского четырехстолпного однокупольного храма. Его основателем считается черниговский

Троицкая ГРЭС

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Суббота Троицкая Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницею ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь,

26 июля 1696 года, уже через несколько дней после взятия Азова, царь Пётр I прихватив с собой воеводу Алексея Семеновича Шеина (1662–1700) и генерала Патрика Гордона (1635-1699), отправляется подбирать место для будущей крепости и гавани, дабы закрепиться на отвоеванных у Оттоманской орды приазовских землях. Царю приглянулся Миусский полуостров с его Таганьим мысом, и он 12 ноября 1696 года назначает думного дворянина, члена Боярской думы Ивана Елисеевича Цыклера руководить строительством новой крепости. Но вскоре тот был казнен, как участник заговора против царя. В марте 1697 в Таганрог направляется думный дьяк Иван Иванович Щепин. Общее руководство восстановлением Азова и строительством новых укреплений по всем правилам фортификационного искусства поручается инженеру Антонию де Лавалю, австрийцу на российской службе. Но де Лаваль заложил первый шанец (небольшое земляное фортификационное сооружение) во имя святого Павла, будущую крепость Павловскую, у Пётрушиной косы (в семи километрах западнее нынешнего Таганрога), а не на мысе, приглянувшимся царю Пётру. Воеводой новой крепости стал И.И. Щепин. Лишь год спустя, рассмотрев данные еще о нескольких местах в устье Миусса и лимана Пушкарский приказ за явным мелководьем означенных мест вернулся к строительству крепости и гавани на Таганьем мысу, согласно первоначального замысла царя. Подтвердил выбор и присланный морской капитан Матвей Симонт, лично промеривший море. А жестокий и надменный, измучивший войска работами и придирками, де Лаваль в следующем году был арестован и доставлен в Москву для следствия. 12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: «Пристань морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога..., а для бережения той пристани на берегу сделать шанец, чтоб в том шанце ратным людям зимовать было можно и сидеть 1000 человекам». С тех пор сентябрьскую дату и принято считать официальным днем основания города. Строительными работами руководил И.И. Шеин, фортификационными – австрийский барон военный инженер-строитель Эрнест фон Боргсдорф, швед Рейнгольд Трузин, «инженер городового дела», а также и датчанин Юрий Франк. 1-го сентября 1699 года Пётр Первый, возвратившись с эскадрой от Керчи, присутствует при освящении церкви во имя св. Живоначальной Троицы, что и дало крепости первоначальное название Троицк или Троицкая крепость. Как уже было сказано выше, строительство гавани велось под руководством Матвея Симонта, итальянского капитана на русской службе, а крепостное строительство возглавил – Рейнгольд Трузин, ставший преемником Боргсдорфа (автора первого плана крепости при личном участии царя), который разработал «Исправный чертеж и размер строений нового города, что на Таган-Роге на Азовском море строят..» Крепость имела форму пятиугольника с четырьмя полигонами и равелинами и была обнесена земляным валом с бастионами по углам общей протяженностью 3 километра. Высота вала – 8 м, глубина же рва – 5 м при ширине 40 метров. Боковые стороны вала упирались в обрывы мыса. В вал были встроены три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащенные пушками и гаубицами. Со стороны крепости в нем были вырыты пороховые погреба, устроены казематы и казармы. Территория крепости имела радиально–лучевую планировку, объединенную центральной площадью. На площади были построены: государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, дома для простых людей, склады, базар с лавками, кабаки, колодцы. Архитектором в городе одно время работал известный мастер Осип Старцев, представитель «московского барокко».

Таганрогский порт стал первым в мире, построенным не в естественной бухте, а в открытом море. Он много десятилетий восхищал своей дерзостью и изящной рациональностью зарубежных строителей. Акватория гавани заняла 774 тысячи квадратных метра, имела прямоугольную форму и была обнесена молом, набученным камнем. Единовременно она могла вмещать до 250 кораблей. Со стороны моря были устроены главные входные ворота, обороняемые молом с башней. Прикрывались бастионом и боковые ворота, а по углам гавани воздвигнуты башни. Вход в гавань оборонял форт «Черепашка» площадью 1200 квадратных метров со 127 пушками», устроенный в море в двух километрах от берега на рукотворном островке. Для его сооружения между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, укладывали деревянные ящики с камнями. И в этом Таганрог был в мировых лидерах – подобный способ возведения молов и искусственных островов был применен впервые в истории. В наши дни остатки форта Черепашки видны лишь при восточных отгонных ветрах. И вот Матвей Симонт, сообщил в Москву: «Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена». К 1709 году строительство основных сооружений в гавани было завершено. Общая протяженность всех молов достигла 1700 погонных метров, для их возведения было забито свыше 30 тысяч дубовых свай, изготовлено и уложено в подводную часть около двухсот деревянных ящиков, в которые было загружено свыше 50 тысяч кубометров камня Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн (1711-1757) в своих «Записках о России. 1727-1744» писал: «... Он (Пётр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы». Таганрог стал в истории России первым городом, построенным по заранее разработанному генеральному плану и чертежам, с использованием радиально–лучевой планировки, а также первым российским военным портом. Царь неустанно следил за развитием Таганрога и писал азовскому губернатору Ивану Андреевичу Толстому (прадеду поэта Ф.Тютчева): «Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог». Начиная с августа 1696 года, для освоения новых земель, рядом именных царских указов Приазовье превращается в одно из крупнейших в России мест ссылки «на вечное житье». Направлялись в Таганрог также пленные турки и татары, а с началом Северной войны – в большом количестве шведы и жители Прибалтики. Значительную группу составляли казаки Слободской Украины, которые были поселены на реке Миус для охраны подступов к Таганрогу со стороны Крыма. Зимой и весной 1709 года Пётр I находился в Воронеже, Азове и Таганроге, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где намечалась решающая баталия со шведами, Пётр 4 мая писал А. Д. Меншикову: «Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть». В это время в гавани Таганрога базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный «Спящий лев», 60-пушечные «Гото-Предестинация» и «Шпага», 50-пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ласка» и «Уния», и другие. В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчеркивая особые заслуги Матвея Симонта, Пётр 23 мая 1709 года приказал адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль: «Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой – гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана». В ответном донесении, посланном 2 июня 1709 г., Ф. М. Апраксин сообщает: «Монету Матвею Симонтову с персоною Вашего Величества, и на другой стороне с начертанием гавани и с подписанием по указу велю делать немедленно, и когда сделаю, немедленно до Вашего Величества пришлю». Медаль эта, известная в значительном количестве копий, была овальной формы, с ушком. На ее лицевой стороне действительно был изображен Пётр I, а на оборотной стороне - план крепости и гавани Таганрога, дата «1709» и надпись «ЗА ДЕЛО ГАВАНИ КАПИТАНУ МАТВЕЮ СИМОНТОВУ»…

Всего за одиннадцать лет на продуваемом ветрами Таганьем мысу вырос каменный город, первая военно-морская база, в которой было построено более 200 казенных зданий, а в 1357 жилых домах проживало около 10 тысяч человек. В крепости находился гарнизон в несколько тысяч человек, на вооружении которого было 238 пушек. В гавани и в крепости на острове Черепаха, находилось еще свыше ста пушек. Кроме того, в гавани стояло 10 военных кораблей, вооруженных 360 пушками, с командой в 1500 человек. В разные периоды создания Таганрога и Азовской флотилии, строительства гавани и крепости в Таганроге служили адмиралы Ф. Я. Лефорт, Ф. М. Апраксин, П. П. Бредаль, Ф.А.Головин, Ф. А. Клокачев, А. Н. Сенявин, К. И. Крюйс, В. Я. Чичагов, Я. Ф. Сухотин, Д. Н. Сенявин, Витус Беринг, Ф. Ф. Ушаков и многие тысячи офицеров и матросов. Надо добавить, что по некоторым сведеньям, Екатерина II, в письме Вольтеру обронила как-то: «Пётр Великий предполагал даже перенести сюда столицу державы». Но судьбу города вскоре решила неудачная для России война с Турцией в 1711 году, когда по условиям Прутского мира Россия обязалась срыть возведенную крепость, что и было сделано в феврале 1712 года. «Как не своею рукою пишу – пишет Пётр Апраксину, – нужно турок удовлетворить... пока не услышишь о выходе короля шведскаго и к нам не отпишешься, Азова не отдавай... Таганрог разорить как можно шире, однако же не портя фундамента, ибо может быть Бог иначе совершить». Все работы в Таганроге прекращаются. Свыше двадцати недостроенных кораблей разбираются. К сожалению, не увенчивается успехом попытки перевести исправные корабли из Азовского флота на Балтийское море. Поэтому некоторые из них были проданы Турции, другие сожжены. Среди проданных кораблей оказались краса и гордость Азовского флота «Гото-Предестинация» и «Ласка». Были срыты крепостные валы Таганрога, взорваны его укрепления и гавань, разобраны доки. Гарнизон Троицкой крепости с пушками и припасами был передислоцирован в крепость недалеко от Черкасска (ныне – станица Старочеркасская), в Хоперскую, Тавровскую и Ново-Павловскую крепости. 21 мая 1712 года уходит последний русский караул из Троицкой крепости на Таганроге. Лишь только турки вступают в покинутый город, как бросаются на остатки укреплений, чтобы не оставить камня на камне от ненавистной крепости. «Таганрогскую крепость и цитадель турки до основания разоряют» – доносил царю уже в сентябре 1712 года Ф.М. Апраксин. А затем 24 года Приазовье находится под властью турок. Если Азов они еще стараются укреплять, то Таганрог полностью ими заброшен. Лишь в ходе очередной русско-турецкой войны в 1736 году в царствование Анна Иоанновны после четырехмесячной осады Азов был вновь взят фельдмаршалом Минихом, отходит к России и Таганрог. Сразу же начинается его восстановление. Но после заключения союзником России Австрии предательского сепаратного мира с турками все восстановленные укрепления вновь приходится уничтожать, хотя эта территория и остается за Россией. И только после победоносной войны 1768-1774 годов, уже в эпоху Екатерины Великой Россия вернула себе эту землю уже окончательно. Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах, а гавань стала базой для воссоздания Азовской флотилии. В соответствующем указе (ноябрь 1769 года) Екатерина II писала: «Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов... и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла...». Восстановление Азова и Троицкой крепости было поручено генерал-поручику Фридриху Вернесу. Правда теперь ее больше величают Таганрогской крепостью или Таганрогом. Были восстановлен и крепостной Пётровский вал со рвом, да с двумя крепостями – Павловской на Петрушиной косе и что на лимане, а также с дополнительным редут посредине, а также расселены вдоль вала 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк по командование полковника Якова Ханженкова. Первым комендантом Таганрогской крепости становится бригадир Иван Петрович де Жедерас. В конце апреля 1771 года адмирал А. Н. Сенявин сообщал президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышеву: «При всей моей скуке и досаде, что флот еще не готов, Ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Пётра Великого... здесь не видали». А в конце мая 1771 года под командой Сенявина находился уже 21 корабль с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. В июне Азовская флотилия поддерживала взятие Перекопа, крепостей Керчь и Ени-Кале, отбивала попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивала другие действия армии генерала В. И. Долгорукова. В сентябре 1773 года, академик Санкт-Петербургской академии наук немецкий врач и естествоиспытатель Антон Иоганн Гюльденштедт (1745-1781), совершавший обширное путешествие по юго-востоку Европейской России и Кавказу, так описывал в своем дневнике увиденный Таганрог: «Крепость стоит на совершенно ровной возвышенности, поднимающейся на 30 саженей над уровнем моря, у которого она с южной стороны обрывается крутым берегом… Длина крепости с востока на запад пятьдесят саженей, а ширина с севера на юг четыреста. Она окружена сухим рвом с палисадом и правильным валом с батареями и бастионами... Противолежащую крепости часть моря занимает гавань, объединенная деревянным молом. Мол имеет в окружности шестьсот саженей, в ширину три саженей и в вышину 10 футов… Он возведен на старом фундаменте времен Петра Великого… Насупротив гавани в верстах трех на юг лежит остров, на котором устроен теперь карантин для судов, приходящих из Крыма». Указом от 5 февраля 1776 г. Темерницкая портовая таможня была перенесена в Таганрог уже как Таганрогская главная портовая таможня. Скоро в Таганроге была открыта для внешнеторговых операций контора торгового дома «Сидней, Джеймс и Ко», основанное тульским купцом Сидневым, английским моряком Джеймсом и купцом Этоном. Азовская флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь, а строительство военных кораблей перенесли в Херсон, Таганрог же со временем превратился в купеческий портовый город. Но это уже другая история…

Сегодня в Таганроге в конференц-зале центральной городской публичной библиотеки им. А.П. Чехова состоялось крайне интересное событие.

Историк и краевед Альберт Владимирович Смирнов представил исторический экскурс «Троицкая крепость XVIII века на старинных картах, схемах, чертежах».

Альберту Смирнову со товарищи, в самых разных архивах, которые, казалось, известны вдоль и поперек, удалось найти уникальные документы, рассказывающие об истории города и его предтечи - Троицкой крепости.

И не только документы, а удивительные рисунки, сделанные известными людьми того времени. На этом рисунке - легенда освоения приазовья, первый российский линкор - Готто Предистинация. (Божье предначертание)

Все рисунки и схемы потрясающей детализации. (Мои снимки не ругайте, с экрана фотографировал, хотя Альберт Владимирович свою презинтацию с удовольствием всем раздавал. Но я не готов был долго ждать скачивания. Презинтация огромна. Кстати, эта черта - с удовольствием делиться всем найденным, отличительная черта хорошего историка и краеведа от плохого).
На этом фрагменте линкора можно рассмотреть мелкие детали такелажа и... Петра Алексеевича в широкополой шляпе в компании адмирала Крюйса и свиты.

А эта карта открывает тайну основания Таганрога. Как известно, после взятия Азова Петр объездил все побережье в поисках удобного места для будущей, первой российской военно-морской базы. Но почему выбрал Таганий Рог, до сих пор не было ясно. Эта карта все объясняет. Только в этом месте не было мелей, которые в других местах отмечены точками.

А это вид на Таганрогскую бухту с высоты птичьего полета в докоптерную эпоху. Можно не только дома посчитать, но и количество окон в них.

Некоторые карты позволяют сделать настоящие открытия. Например, можно считать доказанным, что Троицкая крепость не была полностью разрушена после заключения Белградского мирного договора, как это считалось ранее. Разрушена была только та часть, которая выходила на дорогу, идущую с турецкой территории. А на остальную часть ни у наших руки не дошли порушить, ни у турок проконтролировать.
И многое, многое, многое...

Вообще должен сказать, что в последнее время культурная столица юга России значительно выигрывает в качестве и количестве интересных краеведческих событий у миллионника-барыги. Стоит только вспомнить книги Марианны Григорян, Александра Миргородского и других авторов.

Ну коли у нас судьба такая, будем думать о своей главной цели - разбогатеть. Дарю ростовским кладоискателям идею. Обратим пристальное внимание на одну из многих карт, заново открытых Альбертом Смирновым.
Это ее фрагмент. Карта показывает массу интересных подробностей внутреннего строения крепости.


Но нас интересуют тонкие черные линии, идущие от вершин бастионов и равелинов. Они в некоторых местах прямые, а в некоторых местах крестообразные. Это ничто иное, как контрминные галереи. Самая секретная часть любой крепости. Объясню. Неотъемлемой частью осады любой крепости была минная война. Осаждающие пытались сделать подкоп под крепостные стены и валы и, заложив туда взрывчатку, разрушить их. А обороняющиеся сидели в предварительно вырытых контрминных ходах и, приложив ухо к кирпичной стене, слушали, не стучали ли где о камни лопаты осаждающих, роющих подкоп. Тогда обороняющимся приходилось рыть ход навстречу и, заложив в него заряд, обрушить губительный для крепости подкоп. Примерами такой борьбы изобилует история средневековья.
У столицы Золотой Орды - Казани, контрминная борьба была поставлена плохо. И войска Ивана Грозного взяли крепость именно с помощью заряда в подкопе. Помните? "Под землей подкоп прорыли государевы полки, бочки с порохом вкатили высоки и широки..." Мне кажется, я читал о минной войне даже при обороне Порт-Артура уже в в 20-м веке.
Понятно, что карта контрминных галерей была секретом чрезвычайной важности. Попади она в руки неприятеля, его задача по взятию крепости значительно упрощалась. Альберту Смирнову удалось отыскать такую карту Троицкой крепости. А карты контрминных галерей Димитриевской крепости неизвестны. Что неудивительно, учитывая их секретность. Но эти галереи в Димитриевской крепости обязательно были! Их не могло не быть. Напомню, строилась Димитриевская на полвека позже Троицкой. Почему связываю контрминные ходы с кладами? А все просто. Эти ходы были секретными, были они самой низкой, подземной частью крепости и обкладывали их мощными кирпичными стенами, способными выдержать близкий взрыв, если осаждающие сделают свое дело быстрее. А теперь спросите себя: где бы вы спрятали свои сокровища в случае внезапной тревоги? Понятно.

Вопрос, как найти эти галереи в Димитриевской крепости, если нет карты. Надо учесть, что контуры оборонительных сооружений двух крепостей практически идентичны, поэтому остается только сделать точное наложение карты Димитриевской крепости на план современного города, далее, используя карту ходов Троицкой, определить, где они моглы быть в Димитриевской. И греби золото лопатой.
Главная трудность здесь, это самое точное наложение. В последнее время сделано их множество, но я лично на 100% не уверен ни в одном из них.
Сам делал наложения . Но еще раз оговорюсь, за 100% точность не ручаюсь. Поэтому, если ничего не найдете, мне не пиняйте. А лучше всего сделайте такое наложение сами, чтобы не повторять чужие ошибки. Уверен, что такие контрминные галереи обязательно сохранились под фундаментами современного города.

Искренне желаю удачи всем взявшимся за поиски. Спросите, чего сам не ищу? Складывать клады некуда. Домашние ругаются, то об камень из хазарской крепости споткнутся, то о гиганткий жернов лоб разобьют, то еще на какое сокровище наткнутся. Трудно.

© Игорь Пащенко, 2016


ISBN 978-5-4483-1387-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Книга «Сказки старого Таганрога» – это первая попытка собрать мифы и легенды Таганрога, история которого разменяла уже три столетия. В былях-небылях неразрывно сплелись рассказы о реальных людях, запечатленные в переломные моменты жизненного пути, исторические факты, сплавленные с художественным вымыслом, что создает ощущение близости с нашими далекими предками. Книга привлечет читателей занимательным изложением, стилевым многообразием, созвучным каждой эпохе.

Троицкая крепость

Пожалуй, нет других городов в России, кроме Таганрога, родившегося волею Петра Великого на Таганьем мысу в Азовском море, да его младшего балтийского брата Санкт-Петербурга, так накрепко связанных с бурной историей века XVIII-го, его завораживающими взлетами и безудержными падениями.

26 июля 1696 года, уже через несколько дней после взятия Азова, царь Петр I, прихватив с собой воеводу Алексея Семеновича Шеина и генерала Патрика Гордона, отправился подбирать место для будущей крепости и гавани, дабы закрепиться на отвоеванных у Оттоманской Порты приазовских землях. Царю сразу же глянулся Миусский полуостров с его Таганьим мысом-рогом, и он 12 ноября 1696 года назначил думного дворянина, члена Боярской думы Ивана Елисеевича Цыклера руководить строительством новой крепости. Но вскоре тот, как участник заговора против царя, был смещен и отправлен на казнь. Тогда в марте 1697 года в Таганрог направляется думный дьяк Иван Иванович Щепин с той же задачею. А общее техническое руководство восстановлением Азова и строительством новых укреплений по всем правилам фортификационного искусства поручается инженеру Антонию де Лавалю, австрийцу на российской службе. Но де Лаваль заложил первый шанец небольшое земляное фортификационное сооружение) во имя святого Павла, у Петрушиной косы (в семи километрах западнее нынешнего Таганрога), а не на самом мысе, как приглянулось царю Петру. Еще год спустя крепость Павловскую построят, но уже на новом месте, в устье Миуса (ее земляные валы и сейчас можно видеть у села Гаевка). Ее воеводой станет И. И. Щепин. Но Пушкарский приказ, рассмотрев несколько вариантов для строительства основной крепости, возвращается к первоначальному замыслу царя – строительству крепости и гавани на Таганьем мысу. Подтвердил правильность этого выбора и специально присланный морской капитан итальянец Матвей Симонт, лично промеривший море и Миусский лиман.

Что же касается де Лаваля, то жестокий и надменный, измучивший войска работами и придирками, он будет в следующем году арестован по подозрению в измене и доставлен в Москву для следствия. Следы его после этого теряются. 12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: «Пристань морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога…, а для бережения той пристани на берегу сделать шанец, чтоб в том шанце ратным людям зимовать было можно и сидеть 1000 человекам».

С тех пор дату 12 сентября принято считать официальным днем основания города Таганрога. Строительными работами по постройке крепости был назначен руководить А. С. Шеин, фортификационными – австрийский барон военный инженер-строитель Эрнест фон Боргсдорф и голландец Рейнгольд Трузин, «инженер городового дела». Строительством гавани заведует капитан Матвей Симонт. 1-го сентября 1699 года Петр Первый, прибывший на Таганий мыс с эскадрой от Керчи, присутствует при освящении первой построенной церкви во имя св. Живоначальной Троицы, что и дает крепости первоначальное название Троицк или Троицкая крепость. Она имела форму пятиугольника с четырьмя полигонами и равелинами и была обнесена земляным валом с бастионами по углам общей протяженностью 3 километра. Высота вала – 8 м, глубина же рва – 5 м при ширине 40 метров. Боковые стороны вала упирались в обрывы мыса. В вал были встроены три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащенные пушками и гаубицами. Со стороны крепости вырыты пороховые погреба, устроены казематы и казармы. Территория крепости имела радиально-лучевую планировку, объединенную центральной площадью. На ней же были построены: государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, дома для простых людей, склады, базар с лавками, кабаки, колодцы. Архитектором в городе одно время работает известный строитель Осип Старцев, представитель «московского барокко». Таганрогский порт становится первым в мире, построенным не в естественной бухте, а в открытом море с искусственным молом. Он много десятилетий восхищает своей дерзостью и изящной рациональностью зарубежных строителей. Акватория гавани занимала 774 тысячи квадратных метров, имела прямоугольную форму и была обнесена молом, набученным камнем. Единовременно она вмещала до 250 кораблей. Со стороны моря размещались главные входные ворота, обороняемые башней. Прикрывались бастионом и боковые ворота. Вход в гавань дополнительно оборонял и форт «Черепашка» площадью 1200 квадратных метров со 127 пушками, устроенный в море в двух километрах от берега на рукотворном островке. Для его сооружения между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, укладывали деревянные ящики с камнями. И в этом Таганрог в мировых лидерах – подобный способ возведения молов и искусственных островов применялся впервые в истории. В наши дни остатки форта Черепашки еще видны при восточных отгонных ветрах справа от порта. И вот Матвей Симонт сообщает в Москву: «Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена».

К 1709 году строительство основных сооружений в гавани было завершено. Общая протяженность молов достигала 1700 метров, для их возведения было забито 30 тысяч дубовых свай, изготовлено и уложено в подводную часть двести деревянных ящиков, в которые было загружено свыше 50 тысяч кубометров камня.

Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн в своих «Записках о России. 1727-1744» писал: «…Он (Петр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы».

Таганрог стал в истории России первым городом, построенным по заранее разработанному генеральному плану и чертежам, с использованием радиально-лучевой планировки, а также первым российским военным портом. Царь неустанно следит за развитием Таганрога.

Вот что пишет Петр азовскому губернатору Ивану Андреевичу Толстому: «Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог». Начиная с августа 1696 года, для освоения новых земель в Таганрог направлялись пленные турки и татары, а с началом Северной войны – в большом количестве шведы и жители Прибалтики. Значительную группу составляли казаки Слободской Украины, которых селят на реке Миус для охраны подступов к Таганрогу со стороны Крыма. Зимой и весной 1709 года Петр I находится в Воронеже, Азове и Таганроге, которые активно укрепляются на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где намечается решающая баталия со шведами, Петр 4 мая пишет А. Д. Меншикову: «Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть».

В это время в гавани Таганрога базируется сильный флот, основу которого составляют 70-пушечный «Спящий лев», 60-пушечные «Шпага» и «Гото-Предестинация», 50-пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ласка», «Уния» и другие. В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчеркивая особые заслуги Матвея Симонта, Петр 23 мая 1709 года приказывает адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль: «Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой – гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана».

В ответном донесении, посланном 2 июня 1709 г., Ф. М. Апраксин сообщает: «Монету Матвею Симонтову с персоною Вашего Величества, и на другой стороне с начертанием гавани и с подписанием по указу велю делать немедленно, и когда сделаю, немедленно до Вашего Величества пришлю».

Всего за одиннадцать лет на продуваемом ветрами Таганьем мысу вырос каменный город, первая военно-морская база, в которой было построено более 200 казенных зданий, а в 1357 жилых домах проживало около 10 тысяч человек. В крепости находился гарнизон в несколько тысяч человек, на вооружении которого было 238 пушек. В гавани и в крепости на острове Черепаха находилось еще свыше ста пушек. Кроме того, в гавани стояло 10 военных кораблей, вооруженных 360 пушками, с командой в 1500 человек. Внушительная сила. К созданию Троицкой крепости, гавани, а затем и города Таганрога в разное время были причастно много известных военачальников и инженеров, составивших славу Петровской эпохи. Вспомним их славные имена: Э. Ф. Боргсдорф, Е. Крафорт, Л. И. Руск, де Лаваль, М. Симонт, Ф. П. Деволан, А. Моллер, Р. Трузин, Дюпон де Ларю, А. И. Мельников О. Старцев. В разные периоды создания Таганрога и Азовской флотилии, строительства гавани и крепости в Таганроге служили практически все адмиралы той поры: Ф. М. Апраксин,

Ф. Я. Лефорт, П. П. Бредаль, Ф. А. Головин, Ф. А. Клокачев, А. Н. Сенявин, К. И. Крюйс, В. Я. Чичагов, Я. Ф. Сухотин, Д. Н. Сенявин, В. Беринг, Ф. Ф. Ушаков и другие.

Екатерина II в письме Вольтеру писала: «Петр Великий предполагал даже перенести сюда столицу державы». Но судьбу города вскоре решила неудачная для России война с Турцией в 1711 году, когда по условиям Прутского мира Россия обязалась срыть возведенную крепость и гавань, что и было сделано в феврале 1712 года.

«Как не своею рукою пишу, – сообщал царь Петр Апраксину – нужно турок удовлетворить… пока не услышишь о выходе короля шведскаго и к нам не отпишешься, Азова не отдавай… Таганрог разорить как можно шире, однако же не портя фундамента, ибо может быть Бог иначе совершить».

Все работы в Таганроге прекращаются. Свыше двадцати недостроенных кораблей разбираются. К сожалению, не увенчиваются успехом попытки перевести исправные корабли из Азовского флота на Балтийское море. Поэтому некоторые из них продаются Турции, другие сжигаются. Среди проданных кораблей оказались краса и гордость Азовского флота «Гото-Предестинация» и «Ласка». Были срыты крепостные валы Таганрога, взорваны его укрепления и гавань, разобраны доки. Гарнизон Троицкой крепости с пушками и припасами передислоцируется в крепость недалеко от Черкасска (ныне – станица Старочеркасская), в Хоперскую, Тавровскую и Ново-Павловскую крепости. 21 мая 1712 года ущел последний русский караул из Троицкой крепости на Таганроге. Лишь только турки вступили в покинутый город, как бросились на остатки укреплений, чтобы не оставить камня на камне от ненавистной крепости.

«Таганрогскую крепость и цитадель, – доносил царю в сентябре 1712 года Ф. М. Апраксин. – турки до основания разоряют». А затем 24 долгих года Приазовье находится под властью турок. Если Азов они еще по старой памяти старались укреплять, то чуждый им Таганрог полностью ими заброшен. Лишь в ходе очередной русско-турецкой войны в 1736-39 годы в царствование Анны Иоанновны после четырехмесячной осады Азов был вновь взят фельдмаршалом Минихом. Отходят к России и остатки Таганрога. И сразу же начинается его восстановление. Но только недолго длилась радость возвращения: после заключения союзником России – Австрией предательского сепаратного мира с турками все восстановленные укрепления вновь приходится уничтожать, хотя эта территория и остается за Россией. И только после победоносной войны 1768-1774 годов, уже в эпоху Екатерины Великой, Россия возвращает себе эту землю окончательно. Троицкую крепость быстро восстанавливают на старых фундаментах, а гавань становится базой для Азовской флотилии. В соответствующем указе (ноябрь 1769 года) Екатерина II пишет: «Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов… и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла…».

Восстановление Азова и Троицкой крепости поручается генерал-поручику Фридриху Вернесу. Правда, теперь Троицкую крепость больше величают Таганрогской крепостью или Таганрогом. Воссоздается и крепостной Петровский вал со рвом да с двумя крепостями – на Петрушиной косе и Павловской на лимане, а также с дополнительным редутом посредине. Вдоль вала расселяют 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк под командованием полковника Якова Ханженкова.

Первым комендантом Таганрогской крепости становится бригадир Иван Петрович де Жедерас. В конце апреля 1771 года адмирал А. Н. Сенявин сообщает президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышеву: «При всей моей скуке и досаде, что флот еще не готов, Ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Петра Великого… здесь не видали».

А в конце мая 1771 года под командой Сенявина уже находится 21 корабль с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. В июне Азовская флотилия поддерживает с моря взятие Перекопа, крепостей Керчь и Ени-Кале, отбивает попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивает другие действия армии генерала В. М. Долгорукова. В сентябре 1773 года академик Санкт-Петербургской академии наук, немецкий врач и естествоиспытатель Антон Иоганн Гюльденштедт, совершающий обширное путешествие по юго-востоку Европейской России и Кавказу, так описывает в своем дневнике Таганрог: «Крепость стоит на совершенно ровной возвышенности, поднимающейся на 30 саженей над уровнем моря, у которого она с южной стороны обрывается крутым берегом…

Длина крепости с востока на запад пятьдесят саженей, а ширина с севера на юг четыреста. Она окружена сухим рвом с палисадом и правильным валом с батареями и бастионами… Противолежащую крепости часть моря занимает гавань, объединенная деревянным молом. Мол имеет в окружности шестьсот саженей, в ширину три саженей и в вышину 10 футов… Он возведен на старом фундаменте времен Петра Великого… Насупротив гавани в верстах трех на юг лежит остров, на котором устроен теперь карантин для судов, приходящих из Крыма».

Указом от 5 февраля 1776 года Темерницкая портовая таможня переносится в Таганрог. Скоро в Таганроге откроется первая контора торгового дома «Сидней, Джеймс и Ко», основанная тульским купцом Сидневым, английским моряком Джеймсом и купцом Этоном. Азовская же флотилия перебазируется в Керчь, а строительство военных кораблей переносится в Херсон. Так Таганрог начинает превращаться в купеческий портовый город.