В статье изложена история Свято-Успенской Святогорской лавры.

Основание

Первые монахи на территории современного Святогорского монастыря в Донецкой области появились ещё в шестнадцатом столетии. В одном из исторических документов 1526 года эти места именуются " Святыми горами" . Вкратце рассказано о них и в записках Сигизмунда Герберштейна . Точная дата основания Святогорского монастыря в Донецкой области неизвестна. Скорее всего, приходится она на середину XVI века . Точно известно, что в 1624 году духовенство получило право на пользование этой землей . А спустя пятьдесят лет монастырь был разграблен иноверцами, а именно крымскими татарами.

Упразднение монастыря

После нашествия крымских татар обитель была частично восстановлена. Возобновилась, конечно, и работа храма, расположенного на ее территории. Однако в конце XVIII века монастырь был упразднён по указу Екатерины II. Земля и угодья, принадлежавшие ему, отошли в казну. Близлежащими деревнями долгое время владели представители рода Потемкиных . В упраздненном состоянии обитель прибывала более полувека.

Возрождение

В 1844 году Татьяна Потемкина подала ходатайство императору, в котором просила восстановить работу монастыря. Николай I ее просьбу выполнил. Обитель была восстановлена, а за последующие семьдесят лет достигла небывалого расцвета. Монастырь стал одним из крупнейших в империи. Когда он поменял статус и превратился в Святогорскую лавру, известную на всю страну? Во второй половине XIX века вопрос об этом поднимался несколько раз. На территории монастыря действовали кирпичные мастерские, торговые лавки, мельница, сюда съезжались верующие из близлежащих губерний. Но статус был присвоен значительно позже — в начале XXI века.

К началу Первой мировой войны в стенах монастыря обитало более 600 послушников. История Святогорского монастыря включает страницы как радостные, так и трагические. Печальные повествуют о 20-х годах прошлого века, когда в стране была установлена новая власть, а и монастыри нещадно уничтожались. В судьбе обители немалую роль сыграл Фёдор Сергеев, имевший обыкновение подписываться именем Артём . В честь этого политического деятеля названы многие объекты Луганской и Донецкой области. Одна из центральных улиц Донецка носит его имя. По предложению Сергеева некоторые монастыри не были полностью разрушены, но использованы, конечно, уже в совершенно других целях.

Реликвии и святыни Святогорского монастыря в начале двадцатых годов были уничтожены. К счастью, большевики не взорвали исторические постройки. В 1922 году на территории Святогорского монастыря в Донецкой области был образован дом отдыха, предназначенный для трудящихся Донбасса.

Девяностые годы

После распада Советского Союза монастырь был возвращен верующим. Сперва на его территории поселилось несколько послушников из Донецка. В 1992 году монастырю отдали Свято-Успенский собор, который за прошедшие десятилетия был разграблен, осквернен , превращен в кинотеатр. Часть храма была переоборудована в общественные туалеты. Сама старинная постройка разделена на два этажа.

Количество братьев существенно увеличилось в середине девяностых. Началась реставрация, восстановление храма. В 2003 году монастырю были переданы все исторические постройки, которые некогда ему принадлежали. На протяжении нескольких десятилетий они относились к санаторию.

Обитель возрождалась весьма активно, что оказывало благотворное влияние на духовную жизнь всего региона. И наконец в 2004 году монастырь получил статус лавры. Для верующих на Украине это событие имело огромное значение. Свято-Успенская Святогорская лавра стала третьей лаврой в стране. Стоит сказать, что из числа монахов этого монастыря 17 причислены к лику святых. Сегодня лавра является духовным центром восточной части Украины и юга России.

Обо всех настоятелях Святогорского монастыря рассказать, конечно, невозможно. За долгую историю существования Святогорской лавры их было немало. Кроме того, информация о многих из них утеряна. Но стоит сказать несколько слов о тех, о ком что-либо известно.

Иоиль Озерянский

Происходил из казачьего рода. Подвизался в обители Святогорска. В 1663 году принял участие в основании Куряжского монастыря. Но вскоре снова вернулся в Светогорск. В 1679 году Озерянский уже стал настоятелем. Послушников тогда было немного, около тридцати. Озерянский очень много сил отдавал обустройству монастыря. В эти годы татарские набеги были не редкостью. От них пострадал не только сам монастырь. Настоятель и несколько послушников были однажды захваченны в плен, где провели более двух лет. Точная дата смерти Озерянского неизвестна. В XIX веке в одном из склепов случился провал. Мощи Иоиля были обнаружены нетленными. В 2008 году Озерянский был канонизирован.

Арсений Митрофанов

Этот священнослужитель был настоятелем монастыря в первой половине XIX века. Он родился в 1805 году в В возрасте 27 лет отправился в Соловецкий монастырь, где прожил всего год. В 1835 году поступил в Глинскую пустынь. Настоятелем Святогорского монастыря Арсений Митрофанов стал 1844 году. Скончался спустя пятнадцать лет.

Трифон Скрипченко

Это последний настоятель Святогорского монастыря в эпоху Российской империи. В 1922 году он был арестован за укрытие церковных ценностей и приговорён к двум годам лишения свободы.

Сегодня настоятелем монастыря является Арсений Яковенко.

Монастырь в наши дни

Святогорский монастырь Украинской Православной церкви ежегодно посещают тысячи паломников. На сегодняшний момент полностью отреставрированы Успенский собор, Покровский храм и колокольня. Всехсвятский скит можно назвать настоящим памятникам деревянного зодчества.

Послушников в монастыре более сотни. Летом 2014 года здесь нашли приют более 800 беженцев.

Лавра находится в живописном месте. Она уже издали притягивает взор каждого, кто приезжает в Святогорск. Приезжают сюда ежегодно жители различных городов Украины и России. На Пасху в монастыре особенно много народу. Пещеры к посещению в праздничные дни закрыты. Цены на жилье в этот период в Святогорске резко поднимаются.

Экскурсии

Монахи, которые появились здесь еще в XVI веке , селились на Сегодня эта гора пронизана ходами и кельями. Попасть сюда можно исключительно в сопровождении экскурсовода. Фотосъемка запрещена. Прежде чем отправиться в Святогорский монастырь, следует узнать о том, открыт ли в эти дни вход в пещеру. Если, конечно, ее посещение входит в программу. Гиды-экскурсоводы рассказывают удивительные истории. Например, о том, что один из входов прорыт буквально под рекой Северский Донец. Но этот тоннель, безусловно, закрыт для туристов. Прежде всего по причине его опасности.

Святогорский монастырь расположен на самой возвышенности. Есть два варианта пути наверх. Первый - довольно короткий, на него уйдет не более тридцати минут. Но иногда он открыт исключительно для священнослужителей. Длинной дорогой, по серпантину, подниматься к монастырю придется не менее часа. Но этот долгий путь стоит преодолеть. Ведь с высоты открывается удивительный вид на город и лавру.

На территории монастыря порядки, конечно, довольно строгие. Повсюду таблички, напоминающие о запрете фотосъемки . Согласно мнению туристов, строгие правила, прежде всего, касаются внешнего облика женщин. Но скорее всего, авторы подобных отзывов не очень часто бывают в монастырях, а потому многочисленные запреты им кажутся чересчур жесткими . Всё же, прежде чем посетить Святогорскую лавру, стоит ознакомиться с правилами. Территория монастыря находится под охраной донских казаков, которые следят за соблюдением порядка.

Здесь также находится довольно интересный музей, посвящённый истории монастыря. Стоимость входа составляет не более 50 рублей. В музее фотографировать можно, но за отдельную плату, которая, впрочем, согласно отзывам, является символической. В музее туристы также приобретают всевозможные сувениры.

Святогорский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Святогорский монастырь в Пушкинских Горах был основан в 1569 г. царём Иваном IV. В то время он стоял на самой государственной границе. Это сказалось на истории монастыря: в конце 16 века его частично разрушили поляки. В последующие века вокруг монастыря наросла слобода, которая впоследствии превратилась в село. Оно и стало нынешними Пушкинскими Горами (современное название заменило историческое «Святые Горы» в 1925 г.).

С 18 века значение монастыря как укреплённой цитадели и форпоста пошло на спад, но культурное и религиозное - сохранились. Он стал центром общественной жизни и оставался таким фактически вплоть до закрытия в 1924 г. В военные годы монастырским постройкам был нанесён значительный ущерб, но их довольно быстро восстановили. Начиная с послевоенных лет в монастыре располагался Государственный мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г. в родовом склепе.

Современный облик монастыря представляет собой комплекс построек, обнесенный старой оградой из камня. Попасть внутрь можно через одни из двух ворот: Пятницкие, близ которых стояла ныне разрушенная одноименная церковь, и Анастасьевские, у которых находилась одноимённая часовня (тоже уже не существующая). Сейчас у них можно увидеть небольшую каменную привратницкую. Близ Пятницких (или Святых) ворот расположен дом наместника начала 20 века. Ещё одни названные в честь утраченной сегодня церкви ворота, Никольские, соединяют святой и торговый дворы монастыря.

Главные достопримечательности монастыря - это Успенский собор и фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. В приделе первого был установлен гроб с телом Пушкина накануне отпевания.

Имя А. С. Пушкина, жившего в Михайловском, тесно связано и с монастырем, который он часто посещал. В период работы над «Борисом Годуновым» поэт проводил много времени в монастырских архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Кроме того, при монастыре проходили знаменитые на всю округу ярмарки, на которых поэт тоже часто бывал в поисках типажей.

Главная историческая ценность Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря - икона Богородицы Одигитрия - в настоящее время перевезена в городище Воронич.

Святогорский Успенский мужской монастырь был возвращён РПЦ в 1992 г., и в этом же году возобновились службы в Успенском соборе. Собор действует и сегодня, как и монастырь, где постоянно живут около 25 человек. В настоящее время монастырь причислен к государственным памятникам как часть музея-заповедника Пушкина.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Практическая информация

Адрес: Псковская область, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских горах — один из почитаемых не только на Псковщине, но и во всей России. Он был основан в 1569 году. Александр Сергеевич Пушкин во время своей часто бывал здесь, работал в монастырской библиотеке, собирая материал для трагедии «Борис Годунов». Здесь же, у стен Успенского собора, находится могила поэта.

История Святогорского монастыря

Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 году в деревне Луговка, что по дороге в , блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление»; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия», отмеченное многими чудесами исцеления.

По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».

Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор . Он построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казажется приземистым. Толщина стен составляет 1,5-2 метра. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 года возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы. Деревянными были настоятельские и братские келии, служебные постройки.

В XVIII веке монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 году. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 метров — столько же, сколько прожил Пушкин.

На месте Никольской церкви , сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.

Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков; обыкновенно ходит он в сюртуке, но на ярморках монастырских иногда показывается в русской рубашке и в соломенной шляпе. Но вопрос мой «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» Игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка».

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет» .

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна .

Могила Пушкина

Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, через день после дуэли с Дантесом. Император Николай I распорядился: «Хоронить подалее от обеих столиц» . В ночь с 3 на 4 февраля из Санкт-Петербурга вывезли гроб с телом Пушкина, который сопровождали друг поэта А.И.Тургенев и дядька Никита Козлов. 5 февраля гроб доставили в Святые горы и поместили в южный придел собора. Утром 6 февраля настоятель монастыря архимандрит Геннадий, столетний старик, отслужил заупокойную службу. И в этот же день тело Александра Сергеевича Пушкина было погребено у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилами своих родных. На его могиле был установлен простой деревянный крест.

Умер он. Песня его умолкла. Погребальный звон колокола над его гробом отозвался в Русской земле печальною вестью: Пушкина нет! Светлая весна скоро зазеленеет и в тающем снеге псковских лесов впервые обнажит холодную безмолвную могилу великого русского поэта…

— Н.Полевой, известный журналист XIX века.

Весной 1837 года по распоряжению П.А.Осиповой гроб с телом Пушкина был помещен в подземный кирпичный склеп. В августе 1841 года бывший управляющий Михайловского М.Н.Калашников над склепом установил памятник, выполненный по заказу вдовы Н.Н.Пушкиной петербургским «каменных дел» мастером А.Пермагоровым из лучшего итальянского мрамора.

У могилы Пушкина всегда много цветов. Местные старушки даже на этом немного зарабатывают: продают приезжим туристам букеты по 50 рублей. А в Святогорском Свято-Успенском монастыре ежедневно молятся об упокоении души раба Божьего Александра «со сродники».

Пушкин родился в Москве, умер в Петербурге, похоронен на Псковщине, в Святогорском монастыре…

Могила Пушкина лишь по счастливому стечению обстоятельств не была взорвана в годы войны. Колокольня Успенского собора была взорвана, но сам собор устоял.

Могила А.С.Пушкина и площадка вокруг нее была заминирована и проведена подготовка к взрыву всего соборного холма, для чего в специально вырытый тоннель заложили авиабомбы большой мощности. Взрыв был предотвращен стремительным наступлением советских войск.

— из актов комиссии, расследовавшей злодеяния фашистов на Псковщине

В статье использованы материалы книги «Весь Пушкинский заповедник. Путеводитель», 2012.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Красивая легенда Святых гор - Святогорская Лавра

Есть красивая легенда — первый надземный монастырь Святогорья однажды утром якобы сам «вырос» из земли и поразил своей красотой всех очевидцев этого небывалого явления. Красота божественная

Церковь святителя Николая Чудотворца

Из истории Свято-Успенской Святогорской обители Точной даты основания обители история не сохранила. А посему на этот счет сегодня бытуют десятки самых разных версий, и наиболее распространенные среди них две. Одна связывает появление храмов с бегством в русские края византийских иноков в XIII-IX веках, другая гласит, что после разорения Киево-Печерской Лавры часть ее братии ушла в Святые Горы.

Вид на Лавру от памятника Артёму


Вид на Лавру от Церкви святителя Николая Чудотворца


Церковь святителя Николая Чудотворца

Комплекс храмов, который появился здесь со временем, стал настоящим чудом, сотворенным природой и людьми, и вдохновлял мастеров пера и кисти разных эпох. Летописцы оставили описания тех дней, когда здесь происходило, казалось бы, просто невозможное: обитель перестояла масштабные набеги крымских татар, поляков и все ужасы времен Батыя и Тамерлана. В те непростые времена, как утверждают исследователи, местные монахи неплохо знали военное дело, умело стреляли из пушек, защищая родные стены. А при случае, по словам современников, святые отцы поражали даже бывалых вояк: то отбивали у атакующих крымцев и нагайцев коней, то пускались в погоню верхом по суше да на ладьях по реке, возвращая своих полонянников.


Успенский собор и Покровская церковь

Неожиданным поворотом в истории Святогорья стало решение Екатерины II подарить этот «рай на земле», как выражалась сама императрица, своему фавориту — князю Григорию Потемкину. Одним росчерком ее пера святое место, где веками рос и развивался уникальный духовный центр, стало обыкновенной светской дачей.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Гостиница для паломников

При этом любопытно, что даже к упраздненной здесь обители в праздничные престольные дни стекались многотысячные толпы народа. Второе дыхание монастырь обрел в 1844 году, а за следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской Империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса Лавры.

Трапезная церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1922 году монастырь был снова закрыт, а на его территории обустроен дом отдыха. И опять же 70 лет он ждал восстановления. «Обитель была вновь открыта в 1992 году, как и предсказывали многие Святогорские старцы, однако для полного восстановления требовались солидные капитальные вложения. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

Изображение Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Лавру

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году":

"Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная, на правом берегу реки Северного Донца, в местности «Святые Горы», в 5 верстах от железнодорожной станции Святогорской, в 20 верстах от города Славянска, в 30 верстах от города Изюма.

Основана в XIV веке; в 1679 году и в 1737 году была разоряема татарами; в 1787 году была упразднена; в 1844 году восстановлена. По своему местоположению обитель представляет очаровательный вид, возносясь от светлых вод Донца до вершины горы; величественны, под навесом вековых дубов, уступы горняго ее крыльца, которое ведет на освященный утес, избранный жилищем для отшельников, хотя, казалось, природа создала его только для орлиного гнезда.

С берега обитель представляет дивные ландшафты: среди зелени от горы, называемой «Фавор», спускается монастырь к берегу, и храмы его виднеются среди деревьев то на возвышенностях, то в пропастях. Горы, окружающие обитель Святогорскую, представляют разнообразие формаций: гипс, известь, мел и чернозем, покрытый сухим торфом, составляют верхний или наружный слой горы. На гору Фавор устроена довольно удобная лестница, именуемая «Кирилло-Мефодиевскою». Эта лестница начинается аркою и разделяется в своем протяжении башнями и крытыми площадками, висящими над непомерно-глубоким обрывом. К верхушке горы, увенчанной храмом, ведут 511 ступеней и имеются скамьи для отдыха. Близ монастырского соборного Успенского храма находятся пещеры.

Вход в пещерник

и над ним первая из семи, каскадом рссположенных, Кирилло-Мефодиевских часовен.Ход в пещеры начинается небольшим притвором с одним окном над дверью. Отсюда, за железною дверью, идет узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь зигзагами до самой скалистой вершины горы, где он и сообщается с наружной лестницей. Кроме этого хода есть четыре: два — через церкви: святого Иоанна Предтечи и святого Алексия человека Божия, один — под церковью святого Николая чудотворца и один — среди горы, обращенный к Северному Донцу.

Высота пещерных ходов — 3 1/2 аршина, ширина 11/4 аршина. Между пещерными кельями есть немало затворов, а в стенах пещерных входов до 12 ниш, т.е. углублений, где по единому в мире Афонскому обычаю, складывались кости святогорских отшельников, через 3 года после их кончины.

К достопримечательностям монастыря относятся: полученная в Палестине послушником Глинской пустыни, впоследствии архимандритом монастыря Арсением, в благословение от иерусалимского патриарха Мисаила икона Успения Божией Матери, древней арабской живописи, украшенная бриллиантами, сапфирами, рубинами и бурмитскими зернами (крупный жемчуг); она висит в Успенском соборе над царскими вратами и каждую неделю, в среду, спускается и перед ней читается акафист; находящаяся в иконостасе монастырского Покровского храма чудотворная Святогорская икона Божией Матери, украшенная сребропозлащенной ризою и драгоценными камнями; Грузинская икона Божией Матери, украшенная позлащенным серебром с эмалью и драгоценными камнями; известная с 1540 года древняя чудотворная икона святого Николая чудотворца в сребропозлащенной ризе, украшенной бриллиантами, яхонтами и рубинами; перед нею по четвергам читается акафист; иногда, по просьбе богомольцев, подымают и несут эту икону на скалу, где в монастырской Николаевской церкви читается акафист святому Николаю чудотворцу; как туда, так и оттуда, шествие сопровождается молебным пением. Немало здесь находится и других икон, замечательных по живописи и украшению.

В соборной Успенской церкви также находится ковчег, сребропозлащенный, с частицами животворящего креста Господня и мощей: святого Иоанна Предтечи и преподобной мученицы Анастасии Римляныни; в монастыре хранятся также части мощей святых апостолов, евангелистов и других угодников Божиих.

Ежегодно 14 августа совершается из монастыря крестный ход на лодках, по реке Северному Донцу, в скит, а 15 августа, по окончании Божественной литургии, — на скалу. Близ монастырских святых ворот устроена книжная и образная лавка, где можно найти весьма многие духовные книги и священные предметы. Святогорская обитель безвозмездно ежедневно кормит сотни богомольцев, по праздничным же и воскресным дням — тысячи.

В двух верстах от обители, на правой стороне Северного Донца, находится принадлежащий пустыни скит преподобного Арсения Великого, называемый «Святым местом»

Всехсвятский скит

Этот скит окружен с трех сторон скалистыми горами, увенчанными густым лесом, и только со стороны реки Донца вход в него освобожден.

В церкви преподобного Арсения хранится мраморный белого цвета ковчег, в виде саркофага, найденный в развалинах одного храма в Анатолии, близ Тарса, где родился апостол Павел; эту редкость пожертвовал сюда путешественник А. Н. Муравьев. Доступ в скит разрешается мирянам только на третий день Рождества Христова, в пятницу Светлой седмицы, 8 мая и 14 августа. В остальные дни вход дозволяется по особому распоряжению настоятеля обители. На юг от Святогорской обители находится Больничный скит, называемый хутором. Здесь в церкви во имя Ахтырской иконы Божией Матери находится образ ее, источающий обильные милости прибегающим к нему, и образ великомученицы Варвары, с частицами ее мощей. На больничной паперти, у алтарной стены, погребен затворник этой пустыни Иоанн (+1867), над могилою которого ежедневно в 3 часа пополудни совершается панихида.

В больничном скиту врачуются не только монашествующие, но и миряне. Пустынь имеет три школы, мастерские — слесарную, столярную, бондарную, колесную, малярную, портняжную и сапожную, кузницу, свечной завод и пасеку."

P.S. Святогорск. Украина. Донецкая область. Город-курорт на реке Северский Донец. В XV-XVIIIBB. был пограничной крепостью и духовным центром края. Впоследствии владельцем этих земель стал кн. Потемкин. Он построил здесь дворец с купальнями и основал популярный курорт. Чехов назвал его "Донецкой Швейцарией". Главная достопримечательность - Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра). В XVI-XVII вв. монастырь служил укрепленным пограничным постом и дозорным пунктом Московского государства.

Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Антония и Феодосия печерских, Церковь Николая Чудотворца, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Часовня Кирилла и Мефодия, Часовня Андрея Первозванного, Часовня Всехсвятский скит, Церковь Всех Святых.