На сегодня известно более 20 версий происхождения названия города Коломна . Многие исследователи говорят, что вначале возникло название реки Коломенна (Коломенка). На берегу её было место, где находился рынок, по-старинному - менок.

То есть - место около рынка или река около мена - Коломенна (Коломенка).

Согласно словарю В.И. Даля, название города произошло от рязанских слов «коломень», «коломенье» - околица, околоток, соседство. То есть Коломна - приграничный город.

С Далем перекликается и версия Д.И. Иловайского. Он выводит слово «Коломна » от «коломень» - ближайший округ или «околомень» - подле. Но, скорее всего, сами слова «коломень», «коломенье» возникли от слова «Коломна ». Близок к этому Н.П. Гиляров-Платонов, выводивший название Коломны от «коло» в значении окольный, пограничный. «Это была, действительно, граница, - писал Гиляров-Платонов, - далее за Окой начинались инородческие земли».

Но здесь не разъясняется значение трёх последних букв в слове «Коломна ».

В.А. Никонов высказывал мнение, что название города произошло от финно-угорского слова «колм», означающего могилу, кладбище.

И.Г. Добродомов показал процесс образования из этого финского слова русского Коломна («могильная речка»).

Краевед М.Г. Савицкий пришёл к выводу, что слово «Коломна » происходит от древних финно-угорских слов «кои» - рыба и «колва» - река, т.е. рыбная река.

В.Н. Топоров переводит с балтийского: река Коломенка (Коломна) - «возвышающаяся». Он приводит также ряд балтийских гидронимических параллелей, позволяющих основу этого названия сопоставить с литовским kalmas - «аир», kalmyne - «заросли аира».

Историк Симеон Писемский связывает название города с его местоположением - окружением реками Окой, Коломенкой и Москвой. Коломна окаймлена, т.е. окружена этими реками.

В.Г. Фоменко выдвинул версию, что название города произошло от тюркского «колома» - «охрана», «обеспечение».

О.М. Трубачов предполагал, что название сродни украинскому Коломыя - колеи, наполненные водой, или глубокий ухаб, наполненный водой. В прошлом это могло обозначать и «небольшую речку», но смысл понятий одинаков - выбоина или речка, где омывается колесо.

И волости . Волости оставались средоточием великокняжеских владений, в станах группировались поместья и вотчины служилых людей. Преобладающим типом светского землевладения в XV веке стало поместье . Вотчины доминируют в центральной части уезда, поместья же рассеяны по всей его территории.

Коломенский уезд по своему происхождению разнился с другими уездами Подмосковья, выросшими из бывших удельных княжеств . Он сложился в ходе обособления части великокняжеских волостей при образовании Московского уезда. Поскольку земли обоих уездов принадлежали одному хозяину - великому князю, граница между ними пролегала произвольно.

На протяжении нескольких столетий Коломенский уезд занимал обширную территорию. В него полностью или частично входили 9 современных районов и 2 городских округа Московской области: Егорьевский , Зарайский , Каширский , Луховицкий , Ногинский , Раменский , Серпуховский и Ступинский , городские округа Озёры , Подольск .

История

Точное время заселения территорий Коломенского уезда неизвестно, тем не менее достоверно известно, что во II-VIII веках пришли сюда с юга славяне-вятичи . До прихода славян на территории Коломенского уезда существовали стоянки финно-угорских племён .

Первые сведения о «волостях коломенских», составивших территорию Коломенского уезда (позднее - района), восходят к 1339 году и встречаются в духовной грамоте (завещании) великого князя Московского Ивана Калиты .

Демографическая справка

Дореволюционная статистика

Кроме того, по землям уезда проходило несколько оживлённых торговых путей, имевших общегосударственное значение. И крестьяне многих селений вовлекались в торговлю .

Коломенский уезд был одним из самых богатых уездов Российской империи. Так, в 1892 году государственная казна получила платежей на сумму 243 625 рублей, в том числе:

  • выкупных 167 261 руб.;
  • государственного земельного налога 5613 руб.;
  • земского сбора 24 870 руб.;
  • волостного 28 440 руб.

Преобразование в Коломенский район

Как административно-территориальная единица Коломенский уезд просуществовал до 1929 года . Тогда в Московской и других областях были созданы районы, в том числе и Коломенский . От бывшего Коломенского уезда отошли сотни гектаров земель со многими населёнными пунктами к вновь созданным районам: Воскресенскому, Малинскому, Озерскому, Ступинскому. А земли вдоль Оки из ведения Рязанской области перешли в состав Коломенского района. В Коломенский район влилось более 30 деревень и сёл из Зарайского и Егорьевского уездов.

Персоналии

  • Пётр Ионович Губонин - купец первой гильдии, промышленник и меценат .

Примечания

Карты

Древняя Коломна – предмет жестокого спора могущественных княжеств, земля, отмеченная благотворной деятельностью преподобного Сергия Радонежского. В наши дни город стал меккой подмосковного культурного туризма. На выходные или в период праздников городские улицы, музеи, рестораны и исторические усадьбы заполняются туристами, которые приезжают сюда целыми семьями.

Коломна предлагает гостям не только походы в древние монастыри или традиционную прогулку по Кремлю. Феномен местной туристической инфраструктуры – большое количество небольших частных музеев, посвященных отдельным аспектам русского быта, ремесла или даже конкретному предмету домашнего обихода. Как правило, их владельцы сами с удовольствием встречают посетителей и проводят интересные экскурсии.

Главный историко-археологический комплекс Коломны, построенный итальянскими зодчими в XVI столетии. До наших дней сохранилась небольшая часть крепостной стены и 7 башен из 17. На территории Кремля располагается большинство исторических памятников города. Среди них – храмы, усадьбы, палаты, школы, площади. Архитектурный ансамбль Коломенского кремля формировался в период с XIV по XIX вв.

Центральная площадь Коломенского кремля, на которой в XIV столетии стояли палаты Великого князя. Современный облик местности сложился ближе к XVIII веку после генеральной перепланировки Коломны. Место находится в окружении Успенского собора, Тихвинской церкви и монастырской колокольни Ново-Голутвинской обители. Испокон веков площадь становилась свидетельницей важных событий в истории Московского княжества.

Пятницкие ворота – одна из башен Коломенского кремля, парадный вход в историческую часть города. В высоту сооружение достигает 29 метров, но несколько столетий назад ее высота была 35 метров за счет верхней башни - стрельницы, которая не дошла до наших дней. Существует предание, что в период Смутного времени массивные створчатые двери ворот были сняты по приказу Марины Мнишек. Благодаря этому польские войска смогли спокойно войти в Коломну.

4. Музей «Коломенская пастила»

Музей был открыт в 2009 году неподалеку от храма Николы на Посадях на территории усадьбы Сурановых. Создатели тщательно изучили архивные документы и попытались восстановить технологию изготовления коломенской пастилы, которая применялась в XVIII-XIX вв. Когда-то в городе работала целая фабрика по производству этого лакомства, но после 1917 года она была закрыта, а рецепты были забыты или утеряны.

Новый музей, открывшийся в квартале «Кузнечная слобода». Основу экспозиции составила частная коллекция горожанки Натальи Рябцевой, состоящая из народных костюмов, предметов домашнего текстиля, веретен, прялок и другого домашнего ткацкого оборудования. Сначала женщина открыла в Коломне магазин «Льняная благодать», а затем стала хозяйкой музея. Экспонаты размещены на двух этажах.

6. Музей-усадьба «Дом самовара»

В Коломне в последние годы открылось множество небольших музеев, которые расположились в живописных старинных усадьбах. Один из них – «Дом самовара», где собрана внушительная коллекция этих традиционных предметов домашней утвари. В коллекции хранится более 600 самоваров разных размеров и расцветок. В отдельной комнате музея, декорированной под русскую избу, есть настоящая традиционная русская печь.

Изначально музейная коллекция располагалась на территории Маринкиной башни Коломенского кремля. С 1936 года – в здании храма Архангела Михаила, а с 2006 года экспозиция переехала в живописную купеческую усадьбу XIX века. В данный момент у Коломенского краеведческого музея три отделения: «Дом воеводы», усадьба Лажечниковых, Музей боевой славы. Коллекция состоит из более чем 27 тысяч экземпляров, включая археологические находки, картины, иконы и книги.

Оригинальная галерея современного искусства, посвященная направлению русского авангарда XX-XXI вв. Здесь выставляются работы современных мастеров, поддерживающих и развивающих постулаты «органической культуры». К ним относятся М. Матюшин, Т. Глебова, А. Кожин, В. Стерлигов, П. Кондратьев, Е. Гуро и многие другие. Экспозиция размещается в деревянной усадьбе – памятнике архитектуры XIX столетия.

Еще один «вкусный» музей в Коломне, посвященный традиционному местному промыслу – изготовлению калачей. Экспозиция размещается в историческом здании XIX столетия. Как и в Музее пастилы, создатели восстановили старые рецепты, построили калачную печь и воссоздали историческую обстановку. В «Калачной» посетителям расскажут об особенностях выпечки и секретах вкуса коломенского калача.

Коллекция кукол, игр, плюшевых медведей, которые были изготовлены в период 1890-1980 гг. Экспонаты собирала жительница Коломны Ирина Куликова. В 2014 году она открыла музей, чтобы показать свои находки людям. Во время посещения сама хозяйка может провести экскурсию, рассказать об экспонатах и об их истории. Идея создать музей пришла к И. Куликовой в 2012 году, когда она увлеклась шитьем мишек Тедди.

Выставка различных деревянных и кованых предметов, созданных местными мастерами. Также в музейных фондах есть оружие, доспехи и вышедшие из употребления предметы домашней утвари (старинные чайники, утюги, весы). Начало коллекции было положено кузнецом И.Г. Лебедевым. На протяжении многих лет он собирал железные экспонаты по всей России, потом отстроил особняк в историческом центре Коломны и организовал постоянную экспозицию.

Частный выставочный зал, где есть своя постоянная коллекция, а также регулярно устраиваются временные экспозиции. На территории работает настоящая кузница. Дом посадских ремесел – это частое жилье, сами хозяева проводят экскурсии и рассказывают о своих экспонатах. В определенные часы для всех желающих проводятся мастер-классы по гончарному делу, кузнечному ремеслу, декору и изготовлению игрушек.

13. Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Необычное творческое пространство, выставочный зал, сцена для перфомансов и музей в одном месте. Здесь регулярно устраиваются выставки современного искусства, театрализованные представления, проводятся интересные тематические экскурсии. Постоянная экспозиция рассказывает о быте советской Коломны 60-х гг., а также воссоздает специфическую атмосферу оттепели и диссидентского духа, характерную для той эпохи.

Центр был открыт в 1980 году к 600-летию Куликовской битвы. Его территория предназначена для проведения выставок различной тематики и концертов. За эти годы было организовано несколько сотен экспозиций, посвященных графике, скульптуре, живописи. Галерея размещается в здании живописного особняка XVIII-XIX столетий, который причислен к памятникам архитектуры эпохи классицизма.

В усадьбе размещается один из филиалов Коломенского краеведческого музея. Экспозиция посвящена жизни и творчеству писателя И. И. Лажечникова. Здесь хранятся книги, домашняя утварь, мебель, документы, фотографии членов семьи. В комнатах воссоздана обстановка купеческого дома XIX столетия. Музей удалось организовать благодаря тому, что многие предметы были сохранены прямыми потомками писателя.

Один из самых древних монастырей на территории Центральной России, основанный в XIV веке при участии князя Дмитрий Донского и преподобного Сергия Радонежского. Обитель располагается у места слияния Оки и Москвы-реки. Считается, что строительство монастырского комплекса началось после заключения мира между Рязанским и Московским княжествами. Первым настоятелем стал ученик Сергия Радонежского.

Обитель располагается под Коломной в селе Старое Бобренево. Она была основана в честь победы в Куликовской битве по настоянию Сергия Радонежского. Помимо религиозных функций, толстые монастырские стены играли важную роль в обороне города и границ Московского княжества. В начале XX века монастырь был закрыт, он сильно обветшал за 70 лет советской власти. В 1991 году начались восстановительные работы.

Действующий женский монастырь XIX века, возведенный на месте бывших палат местного архиерея. При обители открыт медицинский центр, где работает профессиональные врачи-монахини, а также детский приют. Для посетителей по территории регулярно проводятся экскурсии с посещением ремесленных мастерских и трапезной. Также в монастыре имеется гостиница, специально приспособленная для паломников.

Один из самых старых православных храмов в Коломне, существующий с XVI столетия. Сначала здание было возведено из дерева, затем, в XVIII веке его перестроили из камня в стиле «русского» барокко. Храм был назван в честь Николая Чудотворца. Историческое убранство интерьера было утрачено в ходе кампании разрушения религиозных объектов в 30-е гг. XX века. В данный момент здание принадлежит старообрядческой ветви РПЦ.

Монумент 2007 года, посвященный великому русскому князю, благодаря которому произошел переломный момент в истории Русского государства. Статуя победителя Куликовской битвы выполнена из бронзы, в высоту достигает 5,5 метров. Скульптор изобразил князя верхом на коне при полном боевом вооружении, как будто, он только отправляется на историческое сражение и полон решимости освободить свою землю от ига.

Скульптурная композиция украсила город в 2012 году, она призвана увековечить тяжелый труд водовозов, который был востребован до начала XX столетия. Монумент создал местный кузнец А. Якушев. Статую установили на том месте, где водовозы набирали воду из Москвы-реки и потом развозили ее по улицам Коломны. Скульптурная группа состоит из фигуры самого водовоза, большой бочки и симпатичной собаки.

Первый водопровод в Коломне был построен к 1902 году на средства представительницы богатой купеческой фамилии М.Н. Шевлягиной. Система смогла обеспечить потребности жителей в чистой воде, которая доставалась из артезианских скважин, прорытых на берегах реки Коломенка. Одна из водоразборных башен – Шевлягинская бассейка была восстановлена и подключена к системе городского водопровода в 2013 году.

23. Конькобежный центр «Коломна»

Спортивный комплекс, возведенный в 2006 году и приспособленный для тренировок и соревнований конькобежцев. Центральная арена рассчитана на 6150 зрителей. При комплексе работает детская школа олимпийского резерва. Также на территории есть бассейн, восстановительный центр для спортсменов, музей коньков, тренажерные залы, стадион, зимний зал и кафе. В конькобежном центре «Коломна» прошли многие российские соревнования и первенства мирового уровня.

Городской парк в центральной части Коломны, разбитый в 70-е гг. XX столетия на месте массовых захоронений солдат в период Великой отечественной войны 1941-45 гг. Еще во времена Екатерины II здесь располагалось Петропавловское кладбище. В парке горит Вечный огонь, установлена мемориальная статуя «Скорбящая Юность», на территории работает Музей боевой славы, открытый к 65-му юбилею Победы.

Развлекательный парк аттракционов, популярное место для проведения выходных и праздников. Здесь работают многочисленные сувенирные лавки и кафе, организованы развлечения для детей и взрослых. Парк был заложен в 1948 году, сначала он принадлежал заводу им. Куйбышева, но потом стал доступен для всех горожан. Место часто называют «зелеными легкими Коломны» из-за обширной площади и большого числа насаждений.

Как и многие другие бывшие подмосковные поселения, Коломенское вошло в городскую черту Москвы в 1960 году. Сейчас Коломенское — это прежде всего знаменитый природно-ландшафтный и историко-архитектурный заповедник площадью почти в 260 га, а также жилые кварталы и промышленная зона неподалеку от одноименной станции метро.

Первое упоминание о Коломенском относится к первой половине XIV века: оно упоминается в известном завещании Ивана Калиты — духовной грамоте, написанной им перед поездкой в Орду и обычно датируемой историками 1339 годом. По этой грамоте, Иван Калита завещал Коломенское своему сыну Андрею Боровскому: «...А се дал есмь сыну своему Андрю: Лопастну, Сверьску... А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, ...село Ясиновьское, село Коломнинское, село Ногатиньское».

Многие памятные страницы истории Москвы и России непосредственно связаны с Коломенским. Здесь находится древнее Дьяково городище, давшее название целой археологической культуре раннежелезного века. В Коломенском собиралась русская рать, разбившая ордынцев в битве на Куликовом поле. Неоднократно Коломенское становилось ключевым пунктом обороны Москвы от крымских ханов. Здесь останавливались и жили Иван Грозный, Лжедмитрий I, Иван Болотников. Драматические события Медного бунта также развернулись в Коломенском. Царь Алексей Михайлович выстроил здесь деревянный чудо-дворец и очень любил свою вотчину Коломенское. Тут прошло большей частью детство и отрочество Петра, и, по одному из преданий, именно Коломенское стало местом его рождения...

Большинство историков Москвы считают, что село Коломенское было основано беженцами из города Коломны, спасавшимися от беспощадных войск хана Батыя в 1237 году. Как и многие другие переселенцы, они дали новому селению имя в честь родных мест. Топоним Коломна , легший в основу названия села Коломенского, заслуживает более подробного рассказа.

Коломна в наши дни — город областного подчинения, центр Коломенского района Московской области. Расположен он в 115 километрах от столицы при слиянии рек Коломенки, Москвы и Оки. Город этот древний, первые летописные свидетельства о нем дошли до нас с 1177 года: «...И бывши им у Коломны приде весть..». (Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку).

О происхождении топонима Коломна существует целый «комплекс» преданий и легенд. По одной, название Коломна связывается со словом каменоломня , поскольку в Коломенском уезде издавна добывался строительный камень. По другой, наименование Коломна восходит к слову колодня — «место, где сидели колодники, преступники».

Одна из легенд появилась (правда, только как шутка) из-под пера известного историка и писателя Н. М. Карамзина, но — что странно! — закрепилась в качестве серьезной этимологии в некоторых книгах. Вот как это произошло.

Путешествуя вокруг Москвы, Карамзин написал 14 сентября 1803 года из Коломны: «Что касается до имени города, то его для забавы (выделено мной — М. Г. ) можно произвести от славной итальянской фамилии Colonna. Известно, что папа Вонифатий VIII гнал всех знаменитых людей сей фамилии и что многие из них искали убежища не только в других землях, но и в других частях света. Некоторые могли уйти в Россию, выпросить у наших великих князей землю, построить город и назвать его своим именем».

Обратите внимание: «для забавы», пишет историк, поскольку на самом-то деле ничего подобного не было. Однако вскоре шутка эта широко распространилась, автор ее был забыт. Она стала восприниматься как одна из возможных гипотез, и ее начали приводить в книгах, в журналах уже в качестве научной версии.

Дальше, как говорится, больше: шутка расходилась все шире и наконец вернулась в Коломну. Из исторических изданий о Коломне известно, что в самом городе в Новоголутвинском монастыре висел на почетном месте «Летописец архиереев богоспасаемого града Коломны». Он заканчивался следующими словами: «Коломна сей город, некоторых летописцев по уверению, построен вышедшим из Италии знатным человеком, нарицаемым Карлом Колонною, около 1147 г». Текст этой легенды, заключенный в рамку, можно было увидеть во многих домах состоятельный жителей Коломны. А в конце XVIII века, когда императрица Екатерина II проводила реформу административно-территориального деления России и утверждала гербы губерний и городов, изображение колонны (вертикальной опоры в архитектуре и строительстве) было включено в состав герба Коломны! Не правда ли, любопытно? Н. М. Карамзин, вероятно, не мог и предполагать о таких далеко пошедших последствиях своей шутки...

Другая легенда, казалось бы, более исторична: она основывается на приезде в Коломну Сергия Радонежского, который должен был благословить русские войска перед Куликовской битвой. Согласно этому преданию, Сергий попросил в одном доме воды, но какой-то человек прогнал его и ударил колом. После чего Сергий будто бы жаловался в Голутвине, в монастыре: «Я попросил у них попить, а они — колом мя!». Отсюда якобы пошло слово Коломна.

Но это — просто еще один пример легендарных преданий, пример стихийного переосмысления значения слова, переставшего быть понятным. Ученый же в своем поиске обязан использовать не легенды и исторические анекдоты, а реальный языковой материал. Примером такого взвешенного и аргументированного научного анализа может служить исследование речного названия — гидронима Коломна , выполненное московским топонимистом Г. П. Смолицкой. Она вслед за некоторыми учеными-лингвистами связала наименование Коломна с угро-финским словом колм — «могила, кладбище»; например, в финском языке есть слово kalmisto — «могила, могильник, кладбище». В русском языке вполне возможно изменение, точнее говоря, расширение значение слова: могила ® кладбище ® озеро (или река) у кладбища ® поселение у этого озера или реки ® сельский приход для нескольких деревень.

Вот как комментирует Г. П. Смолицкая эту гипотезу в одной из своих публикаций: «Попав в русский язык, финское колм развивает полногласие и присоединяет формант на , активный в топонимии (ср. Дубна, Ситна и др.), получается название Коломна. Первоначально так называлась река, у впадения которой в Москву возникло селение, а потом и сам город. В пользу финского происхождения топонима говорит тот факт, что до прихода славян здесь и южнее проживало финноязычное население. В русском языке было слово коломище в значении «могильник». Оно является полной калькой с финского калмисто и зафиксировано в документе 1534 г.: И мертвыхъ деи своихъ они кладутъ въ селъхъ по курганомъ и по коломищемь (Словарь русского языка XI—XII вв., вып.7). ...Аналогичное развитие от нарицательного слова до названия прошло существительное могила . Речки и овраги с названием Могилка, Могильной, Могильня и др. известны в Центральной России, так же как и селения с названием Погост».

На карте распространения языков угро-финской группы можно достаточно легко найти ряд примеров, которые косвенно подтверждают гипотезу Г. П. Смолицкой: озеро Коломно — село Коломна в бывшей Тверской губернии, озеро Коломна — село Коломны в Новгородской области, небольшие речки, овраги и озера Колменка, Коломенка, Коломище, Коломна, Коломенской в Центральной России. Можно вспомнить и о том, что в различных местностях, населенных русскими, кладбища порой носили названия, образованные от иноязычного корня колм- . Так, в одном из эпизодов романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» описан Коломец — местность, где находится кладбище в городе Скотопригоньевске (прототипом ему послужил город Старая Русса в Новгородском крае), на котором хоронят Илюшеньку Снегирева.

Однако существует и чисто славянская версия, которая связывает название Коломна с общеславянским корнем коло- (в значении «круг, окружность), русским диалектным коломень - «соседство, окрестности». Так что несмотря на интересные аргументы в пользу угро-финской версии, вопрос о происхождении топонима Коломна нельзя считать закрытым.

Но вернемся из юго-восточного Подмосковья в столицу, в бывшее село Коломенское.

Для многих православных название Коломенское ассоциируется со словами держава, державный , поскольку именно в этой старинной московской местности в трагическом 1917 году была обретена знаменитая Державная икона Божией Матери. Вот какова ее история в кратком пересказе москвоведа В. Г. Глушковой: «Икона была обретена в исключительный для России день, когда Николая II вынудили отречься от престола. Произошло это так. Крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой были два сновидения о том, что в селе Коломенском находится икона Божией Матери. Крестьянка пошла в село Коломенское, нашла дом священника, рассказала ему о своих снах. В подвале храма среди икон Евдокия Андрианова узнала икону, которую видела во сне. На иконе величественный лик, скипетр, алая порфира и держава подчеркивают, что Богоматерь сама в тот день приняла на себя опеку над Россией и ее народом. Икона получила название "Державная". В советский период икона Державнаядо 1988 г. хранилась в запасниках Государственного исторического музея. ...А в 1990 г. знаменитую икону, покровительницу Москвы и России, вернули в Казанскую церковь в село Коломенское».

Коломенское — один из подлинных заповедников российской истории, археологии, культуры и архитектуры. Это географическое название пробуждает в памяти сотен тысяч людей воспоминания от встречи с экспозицией прекрасного музея, с Дьяковым городищем раннежелезного века, с церковью Усечения Главы Иоанна Предтечи, воздвигнутой в первой половине XVI и ставшей, вероятно, прообразом собора Василия Блаженного, с домиком Петра I, с чудом сохранившимися до наших дней пятисотлетними дубами...

Но все же главная жемчужина Коломенского, известная во всем мире, это — уникальный по своей композиции храм Вознесения Господня, заложенный, как полагают, по приказу князя Василия III в честь рождения сына — будущего первого русского царя Ивана Грозного, и освященный в 1532 году. Его высота достигает 40 метров! Расположенная на крутом и высоком правом берегу Москвы-реки, Вознесенская церковь с 28-метровым восьмигранным острым шатром вызывает потрясающие чувства устремленности ввысь — к небу, к вечности... Русский летописец, увидев ее, записал: «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, такова не бывала прежде сего на Руси». Несколько столетий спустя Коломенское посетил известный французский композитор Гектор Берлиоз. Храм Вознесения Господня его буквально потряс: «Ничто меня так не поразило в жизни, — писал Г. Берлиоз, — как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут предо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленным».

«Чудо из чудес» и «красота целого» — не это ли настоящее значение слова Коломенское? Вы можете проверить это сами...

Заселение Подмосковья стало возможно 15-20 тысяч лет тому назад , после окончания ледникового периода. Отступивший на север ледник оставил после себя полноводные реки и озера. Окружавшие их холмы были покрыты обильной травянистой растительностью. В поисках пищи переходили на новые места стада мамонтов и другие привычные к холодному климату животные. А следом за ними продвигались первобытные охотники. Это было время палеолита - древнекаменного века, когда люди умели делать лишь примитивные орудия труда из камня, кости и дерева. К этому времени относятся исследованные археологами стоянки во Владимире и Зарайске , а также черепная крышка древнего человека, обнаруженная в 1939 г. при строительстве гидроэлектростанции на трассе канала, проходящего по территории Тушина.

Находки более близкого к нам времени встречаются довольно часто. Известны они и в нашей местности, и в ее ближайших окрестностях. Особенно приметны и внушительны городища раннежелезного века. Это были не города, а сравнительно небольшие поселки, в которых проживало обычно несколько десятков человек. Но вокруг поселка, располагавшегося на высоком речном мысу, были устроены земляные валы частоколом и окружающим их рвом. По остаткам этих укреплений они еще в давние времена получили в народе название городищ, которое и сейчас используют археологи для характериистики этих памятников.

Одно из таких городищ располагалось около села Красково , на высокой горе близ пересечения реки Пехорки большой Касимовской дорогой. Оно было обнаружено еще в прошлом столетии геологом Н.О. Криштафовичем. К сожалению, раскопки на нем не производились, а при внешнем осмотре памятника археологи высказывали разные мнения. Одни относили его к эпохе средневековья, другие считали его городищем раннежелезного века. Скорее всего, правы были и те и другие, поскольку древнейшие городища часто использовались и славянами, и русским населением в эпоху средневековья. На берегу реки жители неоднократно находили осколки глиняной посуды. Но образцы ее остались неизученными, а с образованием Кореневского силикатного завода песчаная гора была полностью срыта.

Гораздо больше повезло Лыткаринскому городищу, расположенному над рекой Москвой в урочище Соколова Гора. Оно исследовалось археологами в 1956 и 1958 гг. и дало ценный научный материал, подтверждающий заселение нашей местности еще в дославянское время.

Славяне-земледельцы, пришедшие в эти места в IX-Х вв. , селились обычно на открытой местности и не строили земляных укреплений, а от частокола, окружавшего такой поселок, не осталось следа. Остатки таких поселений археологи называют селищами, но обнаружить их на местности, которая позже многократно перепахивалась и зарастала лесами, гораздо труднее.

Зато очень приметны сохранившиеся во многих местах славянские курганы . В Х-XIII вв. среди славян был распространен обычай насыпать над захоронениями умерших округлые насыпи высотой от 1 до 3-5 метров. Там, где длительно существовали поселения, со временем остались курганные группы, насчитывавшие десятки насыпей. Большая курганная группа около селения Машково была отмечена еще в 1879 г. в списке подмосковных археологических памятников, составленном сотрудником Исторического музея М.А. Саблиным. Она располагалась к востоку от селения в лесном урочище Бушева. В составе группы было 34 кургана. В 1929 г. они были обследованы и некоторые из них раскопаны участниками археологического кружка МГУ под руководством археолога С.В. Романовской. Новые обследования и раскопки этих курганов, получивших название Марусинских из-за близости их к селению Марусино, проводились учеными в 1947, 1961 и 1962 гг. Материалы последних находок были переданы в Люберецкий народный музей.

Большая группа из 46 курганов около деревни Михнево (теперь поселок Октябрьский) еще в 1867 г. была описана профессором Московского университета А.П. Богдановым, в 1922 г. она раскалывалась В.А. Городцовым. Археологами также были открыты Русавкинская группа из 12 курганов на речке Вьюнке и 4 курганных группы у селения Милет, насчитывавшие в общей сложности более 50 насыпей.

Встречались и одиночные курганы около реки Пехорки близ Машкина и Зенина, а в ее верхнем течении были известны курганные группы на территории современного города Балашихи, а также в районе селений Троицкое-Кайнарджи, Акатово и Лобаново. И это лишь небольшая часть того, что существовало раньше и было уничтожено в результате многовековой хозяйственной деятельности. Сохранились курганы в основном в лесных угодьях или на неудобных для земледелия склонах.

Находки в курганах позволяют археологам проследить границы расселения в далеком прошлом разных славянских племен. Если на севере от Оки в древности жили славяне-вятичи, то Акатовские курганы уже принадлежали племени кривичей, расселявшихся на территории между верховьями Волги и рекой Клязьмой.