Согласнно архивным данным, церковь открылась в 1849 году в небольшом тогда еще хуторе и была сначала деревянная. Житель хутора Становой Колодезь Тихон Лаврентьевич Тиняков убедил своих односельчан приступить к покупке и построению храма. Ему в помощь были избраны два строителя из государственных крестьян - Василий Костминович Верижников и Александр Васильевич Невров. Невров вскоре заболел и умер, а Верижников вместе с Тиняковым своими руками без мастеров выложили каменный фундамент под стены и подготовили его к постройке деревянной церкви.

Деревянное строение церкви было перевезено в Становой Колодезь из села Дурневка Мценского уезда. Оно было куплено у помещика Карпова, предками которого когда-то была построена эта церковь, за 1000 рублей ассигнациями. Из архивных материалов известно, что в Дурневке эта церковь была освящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Затем помещиком Карповым был выстроен каменный храм, а деревянный сруб продан. Его-то и купили жители хутора Становой Колодезь с разрешения Высокопреосвященства Смарагда, архиепископа Орловского , вместе со всей принадлежавшей к нему утварью, кроме круга богослужебных книг. Жители Станового Колодезя выстроили свой храм без посторонней помощи. За особое усердие при возведении храма Верижников был избран церковным старостой. Свои обязанности он выполнял с великим старанием.

Так хутор Становой Колодезь превратился в село. Деревянные стены векового храма были возведены на новом месте и освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь раньше принадлежал приходом к Покрову, церкви села Большая Куликовка, и его жители пожелали сохранить праздник, справлявшийся их предками.

До 1859 года приход церкви состоял из одного села Становой Колодезь, а затем к нему были причислены прихожане из Сретенского прихода хуторов Лупленых и Герасимовских Пятницкого общества Лавровской волости. Все прихожане были государственными крестьянами.

В 1861 году священником Евсеем Косминским при церкви было открыто училище.

Постепенно шло и благоустройство церкви. Церковная летопись, которая была заведена в 1870 году при благочинном священнике Петре Горохове, сообщает, что в 1863 году в связи с увеличением числа прихожан храм был расширен в боковые стороны на 10 аршин, а в следующем году был поставлен новый иконостас. Далее в летописи следует: «В 1865 году настоящая церковь вся расписана иконами и священными картинами. В 1866 году куплена плащаница. В 1867 году для плащаницы сделана гробница из нового киота с иконами - в алтаре и за клиросами. Два подсвешника, стоящие перед иконами Воскресения Господня и Балыкинской Божией Матери, пожертвованы строителем церкви Максимом Александровичем Тиняковым. В 1870 г. для сей церкви куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов...»

В записи за 1889 год в церковной летописи сообщается о том, что было получено разрешение от Преосвященного Мисаила на постройку каменного храма и начата заготовка материала. А 20 августа того же года состоялось торжественное богослужение с участием священников сел Сретенское, Хотетово, Телегино и диакона села Богородицкое. После литургии, совершенной в старом храме, был отслужен молебен с водоосвящением и все пространство земли, предназначенное для постройки нового храма окроплено святой водой. На богослужение собралось много народу. Крестьяне приходили с хлебом-солью, и все щедро жертвовали на постройку новой церкви.

После этого началась деятельная работа по возведению нового храма, которая прекратилась только с наступлением холодов, а весной следующего года была возобновлена. Церковь строилась ктитором совместно с крестьянами. Строительством храма руководил церковный староста села Становой Колодезь, купец (выходец из крестьян), Максим Александрович Тиняков, который пожертвовал на строительство значительную сумму денег.
К 1892 году была закончена постройка церкви, она была отштукатурена изнутри и снаружи, начали обводить деревянной оградой на каменном фундаменте. В следующем году началась отделка церкви изнутри, стены трапезной и алтарей были расписаны масляными красками. В записи за 1895 год сообщается, что была достроена церковная ограда и построена церковная караулка. К тому же времени был поставлен и отделан средний иконостас, расписаны купол и стены храма.

К концу 1895 года новое здание каменной трехпрестольной церкви в селе Становой Колодезь было достроено. Ее освящение состоялось 21 декабря 1895 года. Для этого в Становой Колодезь прибыл Преосвященный Мисаил, Епископ Орловский и Севский, и большое количество священнослужителей из разных приходов Орловской губернии. В этот день было совершено освящение среднего престола, иконостаса и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс для вновь освященного храма с крестным ходом был перенесен из старой церкви.

В записи за 1897 год в церковной летописи говорится, что священник данной церкви Андрей Оболенский и церковный староста Максим Александрович Тиняков получили у Преосвященного Митрофана, епископа Орловского и Севского , разрешение на построение придельных иконостасов, которые были заказаны мастеру Абашееву за 2400 рублей. А 16 июня 1898 года в Становой Колодезь прибыли епископ Митрофан и множество гостей-священников для освящения придельных иконостасов местного храма. Левый придел был освящен во имя Святых Жен Мироносиц, а правый - во имя преподобного Максима Исповедника. Освящение состоялось при большом стечении народа, так что просторный наш храм не мог вместить всех молящихся.

Так в Становом Колодезе возникла трехпрестольная церковь. А в марте 1898 года было получено разрешение на продажу старого приходского деревянного храма, со всей утварью. 18 марта 1898 года в нем в последний раз было совершено богослужение. Храм был продан с иконостасом и утварью за 1000 рублей для постановки храмом при станции Поныри Московско-Курской железной дороги.

После прихода к власти большевиков храм еще некоторое время продолжал действовать. Но уже в 30-е годы службы проводились тайно по вечерам или на дому.

В конце 30-х годов прошлого века после почти вековой службы людям храм в селе был закрыт. Сняли крест, разобрали купол, уничтожили большое количество церковной утвари. Много народу собралось около храма, когда местные комсомольцы сбрасывали с него крест. Люди осуждали их действия, потихоньку высказывали недовольство, пытались устрашить их Божьим гневом, но никто так и не решился в открытую выступить в защиту старинной церкви. Боязнь гнева властей была в то время сильнее боязни гнева Божьего.

Некоторое время здание храма, а точнее то, что от него осталось, использовалось как зерносклад, куда свозили колхозный хлеб. Старожилы рассказывают о том, как женщины, работавшие там, выносили иконы, прятали их в зарослях, чтобы потом унести домой и уберечь от уничтожения. Но власти заметили это и приказали вернуть иконы на место. Кстати, позже, когда храм стал восстанавливаться, в него было принесено из деревни Луплено несколько древних икон. А именно из той деревни были женщины, работавшие в зерноскладе в 30-е годы.

В 1938 году здание было перестроено под школу. В основании школы были старинные стены храма, надстроили второй этаж, пристроили спортивный (он же и актовый) зал, а со стороны алтаря сделали вход. Так храм Божий превратился в храм знаний. В качестве подсобного строительного материала использовались могильные плиты с церковного кладбища, которые служили основанием для ступенек в школу.

Как ни странно, но все это сотворили не какие-нибудь пришлые люди, а местные жители, крещенные в этой же церкви и посещавшие здесь богослужения. Но удивляться тут нечему, время было такое.

Во время фашистской оккупации здание, теперь уже школы, стало немецким госпиталем. Очевидцы тех событий рассказывали о том, что на территории храма-школы находилось немецкое кладбище. Эта информация сейчас не подтверждена и не опровергнута. Но такое вполне могло быть, поскольку в госпитале многие солдаты умирали, и вряд ли немцы стали бы хоронить своих солдат на русском кладбище, которое находилось недалеко от бывшей церкви.

Во время боев за Становой Колодезь в июле 1943 года здание сильно пострадало. Так что сразу после освобождения села пришлось восстанавливать школу. И еще несколько десятилетий здание храма использовалось в качестве школы. Ученики тех лет, теперь уже взрослые люди, рассказывают, что со стен со стороны входа (здесь в храме был алтарь) постоянно осыпалась побелка, и из-под нее проглядывали лики святых.

В 1987 году рядом построили новую школу, а здание старой школы оставили сиротствовать. Хозяйственные деревенские мужики унесли из бывшей школы все, что можно было унести, и вскоре от нее остался один скелет, то есть в метр толщиной стены бывшего храма.

Возрождение храма

Из воспоминаний жительницы села Становой Колодезь Галины Михайловны Фисенко: «Все началось с того, что жители села стали собирать средства на восстановление храма. В августе 1992 года жительницы села М. Студенникова и Н. Бухвостова ездили к епископу Орловскому и Брянскому Паисию с просьбой помочь в восстановлении церкви, но он отказал, так как епархия на тот момент не располагала средствами, необходимыми для этого. Тогда жители села обратились с этой же просьбой к оптинскому старцу схиигумену Илию. Схиигумен Илий обещал помочь найти людей и средства для восстановления храма».

Особая забота оптинского старца Илия о судьбе Покровской церкви в Становом Колодезе не случайна, ведь он родом из этих мест. К тому же, как пишет орловский краевед, уроженец села Становой Колодезь Василий Агошков, дед оптинского старца Илия, Иван Ноздрин, был церковным старостой в этой церкви.

В 1992 году в Становой Колодезь приехали Владимир и Татьяна Гусевы. В то время это были не «батюшка с матушкой», а просто верующие православные христиане. Они сменили столицу и престижную работу в Московской областной филармонии на орловское село и почти полностью разрушенную церковь. Здесь у них не было ничего, кроме веры в Бога и наказа оптинского старца схиигумена Илия восстановить церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Схиигумен Илий активно поддерживал восстановление храма. Благодаря его святому слову на восстановление храма жертвовали и новые русские, и смиренные прихожане. Эти пожертвования были не только от жителей села Становой Колодезь, но и от жителей разных городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга). В качестве жертвователей выступали и крупные фирмы. Они давали кирпич, арматуру, древесину и многое другое, необходимое для строительства, часто даже не прося упоминания их фирмы.

Владимир и Татьяна Гусевы своим личным примером смогли вовлечь людей в дело восстановления храма. Кроме жителей села на восстановлении храма работали люди из разных городов России. Они работали и часто даже свое имя не называли. Среди них было немало бездомных бродяг. За работу денег никто не просил, единственное вознаграждение, которое мог предложить отец Владимир людям - это обед. Восстановлением храма занимались несколько сотен человек.

Сначала был восстановлен маленький храм (это помещение раньше использовалось как школьная столовая), чтобы проводить богослужения. Его освятили в конце июня 1993 года. Очевидцы вспоминают, что на освещении присутствовал батюшка Илий. А первая служба состоялась там на Крещение в 1994 году. Ее проводил уже рукоположенный отец Владимир.

Стараниями священнослужителя отца Владимира, местных жителей, добровольцев из разных регионов России, а также представителей малого и среднего бизнеса в селе Становой Колодезь была восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она реставрировалась около десяти лет.

В 2000 году на праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) храм был освящен, начались регулярные богослужения. Жители села вспоминают, что это было очень торжественное событие. В храме собралось много прихожан - жителей села и гостей.

В 2000 году по благословению старца Илия для храма была написана икона Покрова Пресвятой Богородицы Становоколодезьская.


Фото из архива Покровского храма, 2006 г.

При храме работает воскресная школа, которую посещают дети нашего села. Прихожан в церкви с каждым годом становится все больше, сюда приезжают и люди из соседних деревень и из г. Орла. Немало здесь бывает и молодежи, особенно по большим праздникам.

подготовила Ноздрина Кристина, ученица МОУ «Становоколодезьская средняя общеобразовательная школа»

Согласнно архивным данным, церковь открылась в 1849 году в небольшом тогда еще хуторе и была сначала деревянная. Житель хутора Становой Колодезь Тихон Лаврентьевич Тиняков убедил своих односельчан приступить к покупке и построению храма. Ему в помощь были избраны два строителя из государственных крестьян - Василий Костминович Верижников и Александр Васильевич Невров. Невров вскоре заболел и умер, а Верижников вместе с Тиняковым своими руками без мастеров выложили каменный фундамент под стены и подготовили его к постройке деревянной церкви.

Деревянное строение церкви было перевезено в Становой Колодезь из села Дурневка Мценского уезда. Оно было куплено у помещика Карпова, предками которого когда-то была построена эта церковь, за 1000 рублей ассигнациями. Из архивных материалов известно, что в Дурневке эта церковь была освящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Затем помещиком Карповым был выстроен каменный храм, а деревянный сруб продан. Его-то и купили жители хутора Становой Колодезь с разрешения Высокопреосвященства Смарагда, архиепископа Орловского , вместе со всей принадлежавшей к нему утварью, кроме круга богослужебных книг. Жители Станового Колодезя выстроили свой храм без посторонней помощи. За особое усердие при возведении храма Верижников был избран церковным старостой. Свои обязанности он выполнял с великим старанием.

Так хутор Становой Колодезь превратился в село. Деревянные стены векового храма были возведены на новом месте и освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь раньше принадлежал приходом к Покрову, церкви села Большая Куликовка, и его жители пожелали сохранить праздник, справлявшийся их предками.

До 1859 года приход церкви состоял из одного села Становой Колодезь, а затем к нему были причислены прихожане из Сретенского прихода хуторов Лупленых и Герасимовских Пятницкого общества Лавровской волости. Все прихожане были государственными крестьянами.

В 1861 году священником Евсеем Косминским при церкви было открыто училище.

Постепенно шло и благоустройство церкви. Церковная летопись, которая была заведена в 1870 году при благочинном священнике Петре Горохове, сообщает, что в 1863 году в связи с увеличением числа прихожан храм был расширен в боковые стороны на 10 аршин, а в следующем году был поставлен новый иконостас. Далее в летописи следует: «В 1865 году настоящая церковь вся расписана иконами и священными картинами. В 1866 году куплена плащаница. В 1867 году для плащаницы сделана гробница из нового киота с иконами - в алтаре и за клиросами. Два подсвешника, стоящие перед иконами Воскресения Господня и Балыкинской Божией Матери, пожертвованы строителем церкви Максимом Александровичем Тиняковым. В 1870 г. для сей церкви куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов...»

В записи за 1889 год в церковной летописи сообщается о том, что было получено разрешение от Преосвященного Мисаила на постройку каменного храма и начата заготовка материала. А 20 августа того же года состоялось торжественное богослужение с участием священников сел Сретенское, Хотетово, Телегино и диакона села Богородицкое. После литургии, совершенной в старом храме, был отслужен молебен с водоосвящением и все пространство земли, предназначенное для постройки нового храма окроплено святой водой. На богослужение собралось много народу. Крестьяне приходили с хлебом-солью, и все щедро жертвовали на постройку новой церкви.

После этого началась деятельная работа по возведению нового храма, которая прекратилась только с наступлением холодов, а весной следующего года была возобновлена. Церковь строилась ктитором совместно с крестьянами. Строительством храма руководил церковный староста села Становой Колодезь, купец (выходец из крестьян), Максим Александрович Тиняков, который пожертвовал на строительство значительную сумму денег.
К 1892 году была закончена постройка церкви, она была отштукатурена изнутри и снаружи, начали обводить деревянной оградой на каменном фундаменте. В следующем году началась отделка церкви изнутри, стены трапезной и алтарей были расписаны масляными красками. В записи за 1895 год сообщается, что была достроена церковная ограда и построена церковная караулка. К тому же времени был поставлен и отделан средний иконостас, расписаны купол и стены храма.

К концу 1895 года новое здание каменной трехпрестольной церкви в селе Становой Колодезь было достроено. Ее освящение состоялось 21 декабря 1895 года. Для этого в Становой Колодезь прибыл Преосвященный Мисаил, Епископ Орловский и Севский, и большое количество священнослужителей из разных приходов Орловской губернии. В этот день было совершено освящение среднего престола, иконостаса и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс для вновь освященного храма с крестным ходом был перенесен из старой церкви.

В записи за 1897 год в церковной летописи говорится, что священник данной церкви Андрей Оболенский и церковный староста Максим Александрович Тиняков получили у Преосвященного Митрофана, епископа Орловского и Севского , разрешение на построение придельных иконостасов, которые были заказаны мастеру Абашееву за 2400 рублей. А 16 июня 1898 года в Становой Колодезь прибыли епископ Митрофан и множество гостей-священников для освящения придельных иконостасов местного храма. Левый придел был освящен во имя Святых Жен Мироносиц, а правый - во имя преподобного Максима Исповедника. Освящение состоялось при большом стечении народа, так что просторный наш храм не мог вместить всех молящихся.

Так в Становом Колодезе возникла трехпрестольная церковь. А в марте 1898 года было получено разрешение на продажу старого приходского деревянного храма, со всей утварью. 18 марта 1898 года в нем в последний раз было совершено богослужение. Храм был продан с иконостасом и утварью за 1000 рублей для постановки храмом при станции Поныри Московско-Курской железной дороги.

После прихода к власти большевиков храм еще некоторое время продолжал действовать. Но уже в 30-е годы службы проводились тайно по вечерам или на дому.

В конце 30-х годов прошлого века после почти вековой службы людям храм в селе был закрыт. Сняли крест, разобрали купол, уничтожили большое количество церковной утвари. Много народу собралось около храма, когда местные комсомольцы сбрасывали с него крест. Люди осуждали их действия, потихоньку высказывали недовольство, пытались устрашить их Божьим гневом, но никто так и не решился в открытую выступить в защиту старинной церкви. Боязнь гнева властей была в то время сильнее боязни гнева Божьего.

Некоторое время здание храма, а точнее то, что от него осталось, использовалось как зерносклад, куда свозили колхозный хлеб. Старожилы рассказывают о том, как женщины, работавшие там, выносили иконы, прятали их в зарослях, чтобы потом унести домой и уберечь от уничтожения. Но власти заметили это и приказали вернуть иконы на место. Кстати, позже, когда храм стал восстанавливаться, в него было принесено из деревни Луплено несколько древних икон. А именно из той деревни были женщины, работавшие в зерноскладе в 30-е годы.

В 1938 году здание было перестроено под школу. В основании школы были старинные стены храма, надстроили второй этаж, пристроили спортивный (он же и актовый) зал, а со стороны алтаря сделали вход. Так храм Божий превратился в храм знаний. В качестве подсобного строительного материала использовались могильные плиты с церковного кладбища, которые служили основанием для ступенек в школу.

Как ни странно, но все это сотворили не какие-нибудь пришлые люди, а местные жители, крещенные в этой же церкви и посещавшие здесь богослужения. Но удивляться тут нечему, время было такое.

Во время фашистской оккупации здание, теперь уже школы, стало немецким госпиталем. Очевидцы тех событий рассказывали о том, что на территории храма-школы находилось немецкое кладбище. Эта информация сейчас не подтверждена и не опровергнута. Но такое вполне могло быть, поскольку в госпитале многие солдаты умирали, и вряд ли немцы стали бы хоронить своих солдат на русском кладбище, которое находилось недалеко от бывшей церкви.

Во время боев за Становой Колодезь в июле 1943 года здание сильно пострадало. Так что сразу после освобождения села пришлось восстанавливать школу. И еще несколько десятилетий здание храма использовалось в качестве школы. Ученики тех лет, теперь уже взрослые люди, рассказывают, что со стен со стороны входа (здесь в храме был алтарь) постоянно осыпалась побелка, и из-под нее проглядывали лики святых.

В 1987 году рядом построили новую школу, а здание старой школы оставили сиротствовать. Хозяйственные деревенские мужики унесли из бывшей школы все, что можно было унести, и вскоре от нее остался один скелет, то есть в метр толщиной стены бывшего храма.

Возрождение храма

Из воспоминаний жительницы села Становой Колодезь Галины Михайловны Фисенко: «Все началось с того, что жители села стали собирать средства на восстановление храма. В августе 1992 года жительницы села М. Студенникова и Н. Бухвостова ездили к епископу Орловскому и Брянскому Паисию с просьбой помочь в восстановлении церкви, но он отказал, так как епархия на тот момент не располагала средствами, необходимыми для этого. Тогда жители села обратились с этой же просьбой к оптинскому старцу схиигумену Илию. Схиигумен Илий обещал помочь найти людей и средства для восстановления храма».

Особая забота оптинского старца Илия о судьбе Покровской церкви в Становом Колодезе не случайна, ведь он родом из этих мест. К тому же, как пишет орловский краевед, уроженец села Становой Колодезь Василий Агошков, дед оптинского старца Илия, Иван Ноздрин, был церковным старостой в этой церкви.

В 1992 году в Становой Колодезь приехали Владимир и Татьяна Гусевы. В то время это были не «батюшка с матушкой», а просто верующие православные христиане. Они сменили столицу и престижную работу в Московской областной филармонии на орловское село и почти полностью разрушенную церковь. Здесь у них не было ничего, кроме веры в Бога и наказа оптинского старца схиигумена Илия восстановить церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Схиигумен Илий активно поддерживал восстановление храма. Благодаря его святому слову на восстановление храма жертвовали и новые русские, и смиренные прихожане. Эти пожертвования были не только от жителей села Становой Колодезь, но и от жителей разных городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга). В качестве жертвователей выступали и крупные фирмы. Они давали кирпич, арматуру, древесину и многое другое, необходимое для строительства, часто даже не прося упоминания их фирмы.

Владимир и Татьяна Гусевы своим личным примером смогли вовлечь людей в дело восстановления храма. Кроме жителей села на восстановлении храма работали люди из разных городов России. Они работали и часто даже свое имя не называли. Среди них было немало бездомных бродяг. За работу денег никто не просил, единственное вознаграждение, которое мог предложить отец Владимир людям - это обед. Восстановлением храма занимались несколько сотен человек.

Сначала был восстановлен маленький храм (это помещение раньше использовалось как школьная столовая), чтобы проводить богослужения. Его освятили в конце июня 1993 года. Очевидцы вспоминают, что на освещении присутствовал батюшка Илий. А первая служба состоялась там на Крещение в 1994 году. Ее проводил уже рукоположенный отец Владимир.

Стараниями священнослужителя отца Владимира, местных жителей, добровольцев из разных регионов России, а также представителей малого и среднего бизнеса в селе Становой Колодезь была восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она реставрировалась около десяти лет.

В 2000 году на праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) храм был освящен, начались регулярные богослужения. Жители села вспоминают, что это было очень торжественное событие. В храме собралось много прихожан - жителей села и гостей.

В 2000 году по благословению старца Илия для храма была написана икона Покрова Пресвятой Богородицы Становоколодезьская.


Фото из архива Покровского храма, 2006 г.

При храме работает воскресная школа, которую посещают дети нашего села. Прихожан в церкви с каждым годом становится все больше, сюда приезжают и люди из соседних деревень и из г. Орла. Немало здесь бывает и молодежи, особенно по большим праздникам.

подготовила Ноздрина Кристина, ученица МОУ «Становоколодезьская средняя общеобразовательная школа»

ИЗ ИСТОРИИ НАЗВАНИЯ СЕЛА СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Данный краеведческий очерк был написан мною тогда, когда я учился в 10 классе Станово-Колодезьской средней школы. После окончания 9 класса, летом, я отправился из Редькино пешком (местные автобусы тогда не ходили) в правление колхоза «Власть Советов» (кажется, так), отстоящее от дома родителей почти в 5 км. Но само правление мне было не нужно. В 150-200м от него, западнее, находится болотце, заросшее осокой и другой травой. Овраг являлся истоком небольшой речки. Всё указывало на то, что именно этот ключ и мог называться Становым Колодезем. Я взял с собою ручку, тетрадь и решительно повёл расследование, обращаясь с расспросами ко многим жителям села. Конечно, мне уже было 16 лет. Однако и сейчас я сталкиваюсь со взрослыми людьми, которые не в состоянии по различным причинам заняться исследованием, хотя бы своей родословной. Многим, кстати, написать письмо так же трудно, как слетать на Луну. К тому же среди орловцев, ратников и хлеборобов, не принято «якать», заниматься «писаниной», т.е. воспо-минаниями, дабы другие «не засмеяли»! Но я пошёл вести исследования.
Видимо, это было определено свыше: именно мне заняться в юном возрас-те выяснением происхождения названия с.Становой Колодезь. Написанный потом очерк, который я и предлагаю читателям без каких-либо правок, показал, что стою на правильном пути. Помню, что данное исследование преподнёс преподавательнице истории Орловского госпединститута, но она долго ничего мне не говорила о нём, как потом оказалось, забыв его на шкафу, в кабинете. В результате этого первый экземпляр очерка был утерян. К счастью, нашлась затем копия, и я воссоздал свой труд. Но, как это часто бывает, экзамены, сессии, книги, работа в другом селе, в газете и радио надолго, на десятилетия, отвлекли меня от дальнейших исследований по истории родного края.

Недавно нашёл на балконе, в папке, данный очерк и порадовался за себя, молодого исследователя: не поленился, а главное, не «постеснялся» в качестве журналиста побывать на месте событий, обратился за советом в энциклопедии, научные труды и создал неплохой труд, за который не стыдно и сегодня. Нужно иметь в виду, что тогда, в середине 60-х годов ХХв не было Интернета. Не существовало в Редькино, до 1 января 1966г, и …электрического света. Однако была неистребимая тяга познать свой край. Моё увлечение журналистской работой было тогда прервано Орловским райвоенкоматом, который уже в августе 1965 года присылал мне одна за другой повестки в армию... . Желаю и молодым становоколодезьцам начала XXIв новых очерков по истории села.
*
*ИСТОРИЯ любого города или села, уходящая своими корнями в далёкое прошлое, несомненно, представляет для нас сейчас большой интерес, ибо из неё мы узнаём о тех или иных исторических событиях. Имеет свою историю и село Становой Колодезь, расположенное в 16-20 километрах на юго-восток от г.Орла по шоссе Орёл-Ливны. Точных сведений о том, когда образовалось село и почему оно так названо, у нас нет. Существуют несколько точек зрения по данному вопросу и, наверное, не только потому, что история села уходит в глубь веков, но и оттого, что слово "стан" и производное от него "становое" имеют несколько значений. I. СТАН: а) (устар.), стоянка, почтовая станция; б) административное подразделение уезда в дореволюционной России; в) (военн.) – название стоянки русских войск до 18 века. (Большая Сов. Энциклопедия).
II. СТАН: а) место, где путники дорожные стали, остановились для отдыху, временного пребыванья, и всё устройство на месте, с повозками, скотом, шатрами или иными угодьями; место стоянки и всё устройство (военный ратный стан); б) выезжая пахать, косить, мужик выбирает стан свой близ воды, пристанище, где повозка со скарбом стоит (где ни стал, там и стан); в) стан и становище, ныне станция, селенье, где меняли лошадей, или хуторок на перепутье, нарочно поставленная избушка, для приюта; г) с т а н в уезде, жительство, пребыванье станового пристава; и д) самый округ ведомства его. Уезд делится на 2-3 стана, полицейских участков; е) становой, ко стану относящийся. Становое строение (стар.), лагерное, для военного стану. Становой пристав (запросто, становой) – полицейский чиновник, заведующий станом; ж) становая жила – спинный, позвоночный мозг; з) становой якорь – на котором судно становится; и) становой берег - настоящий, кряжевый берег русла реки; к) становая изба - зимовая изба на промыслах. (В.И.Даль "ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ, 1882г.).
III. Первоначально термином стан обозначали место стоянки князя или его представителя при сборе дани. В этом значении слово стан употребляется в летописях XI-ХII веков. (М.Н.Тимофеев "Россия в ХVI столетии).
Как мы видим, слово "стан" ("становой") употребляется во многих значениях, но все они связаны со словом "остановиться". В слове "становой", к тому же, чётко прослеживается значение: главный, основной. Слово "стан" пришло в русский язык очень давно. Стан (стать) – слово общеевропейское. Сравним: старославянское - СТАНОН, латинское – stet, statum, санскрит – sthanam, английское - state (отсюда: штат). Читатели могут спросить, если слово «стан» очень древнее, то почему же мало географических названий с этим словом (Становой Хребет, Становое Нагорье на Дальнем Востоке, с. Становое в Орловском районе). Видимо, как это ни парадоксально, потому, что оно слишком распространено и не несёт в себе какой-то определённый признак, присущий для данной местности.
Кроме названия, появляется и второй вопрос: когда же возникло село? Известно, что до 12 века Древнерусское государство было единым и управлялось великим князем Киевским. В это государство входили и вятичи, жившие по Оке, которые в Х веке покорились князю Святославу. О том, что в Х- ХII веках существовало какое-то поселение на месте сегодняшнего села, мы не знаем. Но любопытен один документ. В полном собрании русских летописей, том 25, стр. 237, говорится о том, что была попытка князей брянского, хотетовского (Михайло Хотетовского) и др. войти в Московское княжество. Эта летопись датирована 1408 годом, т.е. самым началом 15 века. Нынешний Становой Колодезь расположен чуть более 3-х километров севернее от села Хотетово, и почему бы, таким образом, не существовать первому с 10-14 веков?!
Прежде чем что-то сказать об образовании села в XVI-XVIII веках, мы рассмотрим вопросы, связанные с различными значениями слов "стан" и "становой". Сначала слово старожилам села. Один из них, Пётр Егорович ГРИБАКИН, рассказал нам, что когда-то, до построения железной дороги Москва-Курск (следовательно, до 1868), существовал гужевой транспорт, который перевозил людей с севера на юг и обратно, Для того чтобы эти люди могли отдохнуть в дороге или сменить лошадей, в село, тогда ещё малочисленное, приехал какой-то становой с каким-то учёным и приказал вырыть колодезь и построить постоялый двор. Вскоре вокруг колодца станового стали поселяться новые жители, и название Становой Колодезь закрепляется за селом.
Другой старожил, Еремей Львович СТЕБАКОВ присоединяется к вышесказанному с той лишь разницей, что становой жил в селе, имел посреди двора колодезь с ключевой водой и единственный на всю округу самовар. Третьи так или иначе подтверждают это, а вот четвёртые рассказывают даже легенду. Ехал зимой на дрогах становой (пристав), разогнали его кони, он не удержался и вывалился прямо в широкий и глубокий колодезь. Долго его искали, но так и не нашли. С тех пор и стали звать тот колодезь Становым. Таким образом, все говорят про колодезь и про станового, но когда я спрашивал, а на каком же месте находился (находится) этот колодезь, отвечали по-разному. Одни говорили: в начале села Ивановка, в 300-х метрах от правления "Власть Советов", другие называли места рядом с железнодорожным вокзалом.
Из Большой Советской энциклопедии берём данные про станового пристава. Читаем: "Становой пристав: в России с 1837 года, полицейский чиновник, в ведении которого находилось несколько волостей (стан). Становой пристав подчинялся уездному исправнику, являвшемуся начальником уездной полиции. В обязанности станового пристава входили: охрана общественной безопасности, надзор за благоустройством, взыскание пошлин, недоимок и выполнение других повинностей". Следовательно, село Становой Колодезь по этим данным могло возникнуть только в начале 19 века. Подобные рассуждения, думается, не совсем точны, история села имеет более глубокие корни.
В начале 16 века река Ока была основной оборонительной линией России. Вдоль неё располагались города-крепости, на ней стояли войска, выдвинутые для защиты русских окраин от врага. А обширные пространства лесостепи, лежавшие к югу от Оки, назывались Диким Полем. В течение нескольких веков в Диком Поле население располагалось, как бы своего рода, островками. И вот этим, видимо, и объясняется тот факт, что на карте Орловской области севернее Оки не встретишь ни одного села с названием во второй части "Колодезь». Южнее, в сторону г.Ливен, находим: Белый Колодезь, Гремячий Колодезь, Долгий Колодезь и др. Этот факт говорит о том, что село Становой Колодезь могло возникнуть именно в начале 16 века, и оно было "островом" среди Дикого Поля.
Если к тому же учесть, что в то время было много болот (об этом говорят все старожилы), а место, где находится село, выше над уровнем моря остальных территорий, то постройка домов на водоразделе вполне объяснима. В XVI веке медленно, но методически граница России постепенно продвигается на юг. В Диком Поле возникают новые города, заселяются, осваиваются новые районы, устраиваются сторожевые "засеки", организуется станичная служба. Но, прежде чем рассказать об этом, рассмотрим вопрос образования собственного имени "Становой" от "стан" в значении "стоянка, почтовая станция".
Снова обратимся к БСЭ. В отделе «почтовая связь» читаем: «Русская почта является одной из старейших в Европе, организации регулярных почтовых сообщений предшествовало создание в XIII веке так называемой ямской гоньбы, т.е. почтовых станций с лошадьми и ямщиками, для передвижения гонцов и посыльных с приказами и донесениями. Постепенно совершенствуясь, ямская гоньба превращалась в специальную службу для передвижения и передачи письменных сообщений с регламентированным распорядком работы».
В данном случае, мы можем говорить, что село возникло в XIII-XIV веках. В пользу этого явствует и тот факт, что Становой Колодезь находится от центра г. Орла в 20 км. Известно, что почтовые станции, постоялые дворы ставились друг от друга на расстоянии 20 км. Сравним: Змиёвка и Кромы от Орла – 40 км, Тросна, Глазуновка – по 60, Поныри – 80 км и т.д. Если есть отклонения, то небольшие: считалось, что расстояние в 20 км – самое оптимальное для лошади.
Попутно разберём и второе значение из БСЭ слова "стан": "администра-тивное подразделение уезда в дореволюционной России". М.Н. Тихомиров в упомянутой нами книге пишет, что "Россия в XVI веке в основном делилась на уезды, волости и станы. Уезды делились на более мелкие территориальные единицы: волости и станы. Станы не вытесняли волости, а существовали с ними. Орловский уезд в XVI веке делился на 4 стана".
И еще: «Волости и станы были относительно крупными территориальными единицами, более мелкой единицей являлось село, с тяготевшими к нему деревнями и починками». Итак, мы установили, что "колодезь" не мог называться "становым", так как он был не единственным в стане, если иметь в виду значение слова «стан» как территория.
Таким образом, мы подошли к 3-му значению слова «стан»: «военн.» – название стоянки русских войск до XVIII века. Вполне вероятно, что в пределах нынешнего села была организована станичная служба. Это диктовалось тем, что весь XVIв был временем непрерывной борьбы с крымскими и ногайскими татарами, которые совершали набеги на города и сёла, многих жителей захватывали в плен и уводили к себе в качестве рабов, а поселения – сжигали. Для безопасности южных границ силами крестьян и ремесленников строились крепости, устраивались лесные завалы («засеки»), надолбы, рылись рвы и насыпались земляные валы.
Известно, что одна из дорог татар с юга на Москву проходила по водоразделу, между речками Рыбницей и Оптухой, т.е. по той территории, где нынче находится село Становой Колодезь. Частые набеги татар требовали строительства новых укреплений. В 1566 году была основана крепость Орёл, а вдоль дорог и рек были поставлены «сторожи» (сторожевые посты), на которых дежурили понедельно дети боярские и казаки по 4-6 человек. Они были на конях и не должны были спать ни днём, ни ночью. При появлении неприятеля вестовщики во весь опор мчались в Орёл, где принимались меры для встречи врага. Вполне возможно, что на месте села Становой Колодезь был поставлен такой сторожевой пост и организована станичная служба.
Сопоставляя данные факты, можно сделать вывод: колодезь называется Становым потому, что около него останавливались, и потому, что он был главным, основным. Скорее всего, сначала появилось название колодца, а затем вокруг колодца стали останавливаться и поселяться люди. А если предположить обратное, что сначала появился чей-то дом, а потом колодезь, то колодезь не стал бы называться становым (за исключением, если бы в доме этом жил становой пристав), а имел бы название по имени или фамилии хозяина дома. Когда я пришёл к такому выводу, то решил обязательно поискать предполагаемое место колодца.
Около железнодорожной станции Становой Колодезь никаких намёков на колодезь нет. В другом месте, около правления колхоза, кроме заросшего осокой и тиной болотца, ничего тоже не нашел. Когда возвращался назад, то увидел двух разговаривающих женщин. Одна – молодая, другая – старше. Я спросил, где можно найти какого-нибудь дедушку, который объяснил бы мне о происхождении названия Станового Колодезя и о местонахождении колодца.
В результате разговора с женщинами выяснилось, что на месте болотца, которое я видел, была копань и рядом – колодезь. С большака (дороги) сворачивали обозы, заезжал для отдыха и попить родниковой воды даже царь. Прасковья Андреевна Канатникова и её дочь, Ольга Михайловна Шманёва, добавили, что у этого колодца были французы и что сейчас это место, на котором расположено болотце, называется Становое, а луг, начинающийся от болотца – Становым.
– «А село такое название получило позже, чем оно появилось», – заключила Прасковья Андреевна. – «А что же, оно было без названия?» – засомневался в правильности её суждений я. – «Нет, конечно. Село называлось Бутырки!».
Я вспомнил, что раньше от мамы неоднократно слышал это слово – Бутырки, – и для меня оно звучало как пренебрежительное название села и никак не связывалось со вторым, настоящим. В заключение мои собеседницы послали меня к Я.Т.Тинякову, который, на их взгляд, многое знает об этом. Действительно, Яков Трифонович обладал определённой информацией, но вначале пытался наш разговор перевести в общие «философские» рассуждения (не совсем, видимо, понятые мною в силу молодости!-В.А.), и только затем сообщил, что сначала Становой Колодезь был заселён по Большаку в непосредственной близости от т. н. колодца, а затем, в связи с построением в 1868 году железной дороги Москва-Курск и образованием станции Становой Колодезь (в 2-х км на юг от колодца), люди стали строить дома и рядом со станцией. Сначала всё село называлось Бутырки, затем, по мере разрастания его, этим именем продолжали называть только северную часть села, а среднюю именовали Становым Колодезем.
А когда застроилась южная часть села и появилась железнодорожная станция, то созвучие слов «становой» и «станция» создало предпосылки для названия и станции, и южной части села – Становым Колодезем. С течением времени название Бутырки совсем вытеснилось. В заключение Я.Т.Тиняков объяснил, почему Ивановка так называется: первым, кто поселился здесь, был Иван Тиняков. А Гремячий Колодезь именуется так потому, что ручеёк падает с обрыва и гремит. Отсюда село – Гремячье! Яков Трифонович добавил, что «становой пристав» в селе не жил, а в Орле и что Становой Колодезь назваться в «честь» станового пристава никак не мог. С этим можно согласиться. Однако о времени создания села ни Я.Т. Тиняков, ни другие мои собеседники ничего сообщить не могли, ограничивались только тем, что "Они здесь живут, деды здесь жили и деды дедов тоже жили!". Никто не мог объяснить и то, откуда появилось название Бутырки. Однажды с этим вопросом я обратился к завучу Станово-Колодезьской средней школы Антонине Егоровне Трофимовой. Она рассказала, что слышала от одного старожила о том, что название Бутырки относилось не ко всему селу, а лишь к той части, которая расположена от т.н. Станового колодезя в сторону Орла. Это, по словам старожила, объясняется следующим. До Октябрьской революции существовала в Москве Бутырская
(далее – из БСЭ) – «Центральная пересыльная тюрьма, через которую проходили осуждённые на каторгу и на поселение со всех городов Европы, России. Построена в 1879 году, близ Бутырской заставы на месте тюремного замка, воздвигнутого при Екатерине II архитектором М.Ф.Казаковым». Одна из дорог, ведшая в Бутырскую тюрьму, проходила и через Становой Колодезь. Заключённых останавливали на стане, посреди которого был колодезь, для отдыха. Когда их уводили дальше, в Бутырскую тюрьму, то местные жители спрашивали: – «Куда вас ведут?». – «В Бутырки!» – отвечали заключённые. Это название и закрепилось за северной частью села, как расположенной в сторону Бутырской тюрьмы.
Читая книгу Н.М.Чернова "Литературные места Орловского края», издание 2, на стр. 90, я обнаружил следующее: «Село Грунец расположено в Корсаковском районе, на полпути от Мценска до Корсакова. Маленькая речка того же назва-ния делит село на две части – Верхний Грунец и Нижний Грунец. Верхний Грунец, или, как его ещё называют – Бутырки, принадлежал Писаревым». В другое время я узнал, что писатель И.А.Бунин жил в один период в селе Бутырки Елецкого уезда бывшей Орловской губернии. Постепенно я стал приходить к выводу, что, как правило, название Бутырки имеет второе значение, не основное, хотя встречаются сёла и с единственным названием – Бутырки.
Смотрю в «Этимологический словарь» Преображенского, но там ничего о слове Бутырки и что оно обозначало раньше, не сказано. Наконец, в знаменитом словаре В.И.Даля читаем: «Бутырить (бутырки) – изба, жилище, селитьба, отдельная от общего поселения, дом на отшибе, особняком».
Так вот откуда второе название (а на самом деле, первое!) Бутырки у села Верхний Грунец, Становой Колодезь, вот откуда множество Бутырок. Почему же всё-таки, в одних случаях, первое название сёл – Бутырки уступает место другому, а в остальных случаях – первое (Бутырки) остается?! Проследим по названиям Верхний и Нижний Грунец. Сначала было одно поселение и звалось оно Грунец, но потом кто-то взял и поселился на противоположном берегу. Этот дом жители соседних сёл и деревень тоже относили к Грунцу, но сами жители Грунца называли его Бутырками, как дом на отшибе.
Затем, по мере увеличения Бутырок, Грунец разделился на два названия Верхний и Нижний. Если же отдельная изба не связывалась с названием какой-либо близлежащей деревней или селом, то название Бутырки становилось основным. Рассмотрим, почему появилось название Бутырки у Станового Колодезя? Если кто-то поселился на Большаке рядом с колодцем, то назвать такой дом Бутырками, наверное, нельзя, ибо, по определению В.И.Даля, бутырки – это изба на отшибе. На наш взгляд, все дома, находя-щиеся рядом с так называемым "колодцем", никогда не назывались Бутырками, а всегда – Становым Колодезем! Бутырками могли именоваться дома, появляющиеся на юге и севере от Станового Колодезя, как второе название для самих жителей села. В заключение хотелось бы сказать и о том, когда же возникло село Становой Колодезь. Преподаватель истории Орловского госпединститута Татьяна Гавриловна Свистунова говорит, что вполне возможно происхождение села ещё со времён татаро-монгольского нашествия, которые имели здесь свои стан и колодезь, так характерные для степной полосы и самим татаро-монголам. Все наши доводы – неокончательны. Точку в разрешении данного вопроса должны дать раскопки, которые необходимо провести на месте так называемого "колодца".
НАШ КОММЕНТАРИЙ. Смотрим с.255 нашей книги, на к-рой опубликована карта (спасибо А.В.Рубцову!) конца XVIII-начала XIX веков (село Хотетово было включено в состав Орловского уезда в 1796г). Прежде чем рассказать о НП, расположенных по Большой дороге Москва-Курск, посмотрим на левую часть схемы. По р.Рыбнице находились НП: село Богородское-Змиёво тожь, хутор без названия, село Путимец (несколько названий, на речке Путимец), село Быстрин (к)-Никулино тожь, дер. Рыбница-Чистая (Частая?) тожь, д.Рыбница, д.Дубовик, хут. Бабыльской, д.Полболотья-Дубовик тожь, д.Любанова-Плеса тожь (севернее в р.Рыбницу впадает ручей Лабанов=Лобанов: видимо, д.Любаново есть переде-ланное Лобаново; это сродни селу Луплено =Лоблено); с.Альшанец-Корсаково тожь, д.Рыбница, с.Стретинское (там, где встретились р. Рыбница и ручей Лабанов); д.Ставцова, д.Ветрова.
На юге карты: на р.Вишневец, находятся: с.Хатетово, с.Ивановское, д.Вишне-вец, д.Верховье Вишневец, д.Селища (д.б. и Городище; не есть ли это намёк на город князей Хотетовских); с.Архангельское, с.Вишневец, сельцо Вишневец (владел Н.И.Новиков, оппонент Екатерины II): сельцо Починки, речка Аганянка (то ли Погонялка, то ли Поганянка), ещё ручей Ганянка (м.б. от Ганна, т.е. Красивый?!); овраг Ржавец, Мельничный двор, д. Летовка, или Литовка?; реч. Малая Рыбница.
См. центр схемы: здесь течёт река Стижь (на карте – Стишь), по её берегам расположены – Постоялый Двор (там, где сейчас стоит д.Редькино), д.Верховье Стижного Колодезя; ещё д. Верховье Стижного Колодезя, хутор Верховье Стижного Колодезя (сейчас здесь деревни Герасимовка, Молчановка, Нижняя и Верхняя Стишь, Ивановка, Борзёнкова и Козиновка).
Справа карты: речка Травна (здесь же тракт на Ливны), д.Становой Колодезь=Бутырки тожь; д.Ильинская (отсюда моя крёстная, тётя Варя); овраг Зяблов (начинается у д.Пилатовка); д. Малая Куликовка, хутор Куликов, д.Бабина, с.Большая Куликовка. И на самом севере схемы, рядом с трассой на Орёл, видим д.Острожная=Сторожевая (читается плохо).
Наши читатели должны знать, что Большая, Главная дорога из Москвы на Курск и далее на юг шла тогда через д.Становой Колодезь, ныне – село. И поэтому царица Екатерина II была в наших краях, проезжая в Крым. Дорога же в Киев проходила через г.Кромы. Не исключаем того, что и Пётр I мог проезжать нашей трассой, двигаясь или в г.Воронеж, или Полтаву. В середине XIXв сделали шоссейную дорогу из Москвы на юг через Кромы. Однако нашу трассу не забыли: рядом с нею соорудили железную дорогу, в том же направлении.
Но вернёмся к карте на стр. 255. На Большой дороге в г.Курск 200 лет назад постоялые дворы находились: у истока реки Стижь и чуть южнее с.Хотетово. На Екатерининском тракте располагались НП: с.Хотетово, д.Верховье Стижного Колодезя, д.Становой Колодезь-Бутырки тожь, д.Малая Куликовка. Были в этих НП постоялые дворы, не указано. Но я знаю о том, что сводная сестра поэта В.А. Жуковского останавливалась на ночлег в начале XIXв в д.Куликовке. Кстати, и сам поэт Василий Андреевич Жуковский следовал за нею и, таким образом, находился в Куликовке=Становом Колодезе, тогда ещё деревне, почти два века назад.
Так что был постоялый двор и в д.Становой Колодезь. На месте же нынешней д.Редькино красовался только Постоялый Двор. Причём был он не у самого истока р.Стижь, там, где сейчас начинается дорога на Калинино-Лаврово и где мы в детстве искали клад на месте существовавшего когда-то, по нашим представлениям, постоялого двора, а в километре севернее, т.е. где-то в центре деревни Редькино. Неужели исток реки Стижь высох за 200 лет, или ошибку допустил чертёжник?! На схеме чётко видно, что дорога в Курск проходит по истоку речки Стижь, пересекая её. Могли, конечно, перенести и сам постоялый двор на перепутье дорог Орёл-Курск и Орёл-Калинино-Лаврово. На карте 200-летней давности такой дороги на Лаврово не обозначено.
А не мог ли чертёжник что-то упустить, не указать?! Видимо, да, так как на другой карте, 1789г (более древней) какие-то НП у истока р.Стижь имеются. Какие, попытаемся разобраться. Итак, смотрим теперь другую карту (она не напечатана в нашей книге из-за плохой читаемости). Между 21 и 22 верстами явно обозначена деревня (начертана буква «Д.»). Название её прочитать невозможно из-за смутного начертания букв и их видимости. То ли деревня Хлюсова, то ли Амосова (в середине ХХв в Редькино жил родственник отца по кличке Амосов=Амозов). Ранее мы предполагали, что Становой Колодезь, Малую Куликовку и другие НП юга Орловского района могли населять выходцы из села Большая Куликовка. Не носила ли моя д.Редькино когда-то имя Куликова?! Тем не менее, на колхозных картах ХХв я обнаружил у истока р.Стижь такое название: Агашковы=Агошкины копоня. Это даёт мне право предположить и такое прочтение неясного написания, как деревня Агошкова или Агашкова?! Мои предки, скорее всего, и были выходцами из Большой Куликовки.
В любом случае, нужны дополнительные поиски.
Далее, к Орлу, на месте села Становой Колодезь опять обозначена какая-то деревня: два последних слога дают «…ДОВА». Первые буквы напоминают «Д» и «Х»: деревня ХОДОВА?! Сейчас рядом с трассами много видим НП с такими названиями, как КОТОВКА. Котовка – это Ходовка! Ходова – от слова «ходить». Читатели могут сказать, что им не нужны подобные поиски. Нам же они интересны тем, что в 1789г не было названия Бутырки, как и Станового Колодезя. Или они были дополнительными и не известны составителю карты.
Что ещё нужно отметить. Реки Рыбница и Оптуха были заселены исстари и очень густо, в то время как Большая дорога на Курск, т.е. Большак, осваивался неохотно. Люди не желали селиться на водоразделе, продуваемом со всех сторон ветрами, к тому же кишащем разбойными людьми. И только самые смелые и мастеровые, свободные и целеустремлённые осваивали новые профессии, которые требовала Большая дорога из Москвы в Курск и обратно. Учительница географии Станово-Колодезьской СШ Антонина Сергеевна Белохвостова (ныне – на пенсии) летом 2008г рассказала мне о том, что, по сведениям старожилов, наше село было названо так потому, что здесь существовало здание-острог, в котором временно содержали арестантов, конвоируемых в Бутырскую тюрьму или далее в Сибирь. Поскольку пересыльные содержались в колодках, то и место, где арестованные останавливались на ночлег, назвали так: стан колодников. Потом словосочетание «стан колодников» превратилось в название деревни – Становой Колодезь!
Конечно, слова КОЛОДКА и КОЛОДЕЗЬ имеют общее происхождение – КОЛОДА. Правда, КОЛОДЕЗЬ мог связываться и со словом ХОЛОД=ХОЛОДЕЗЬ. Тогда как КОЛОДКА, натиравшая до крови ноги, наоборот, провоцировала у арестанта ЖАР. Как бы там ни было, но такая точка зрения имеет право на суще-ствование. Более подробно рассказ А.С.Белохвостовой мы приведём отдельно.
А сейчас предоставим слово В.СНОРБИШИНУ из с.Верхний Услон Татарской АССР. В газете «Неделя» (1977г, №13, с.15) он опубликовал своё сообщение под интригующим для нас заголовком «Становой Колодезь». В библиотеках Орловской области данное издание мы не обнаружили, и тогда попросили всё того же А.В. Рубцова побывать в «Ленинке» г.Москвы, что он и сделал. Ещё раз спасибо Андрею Викторовичу и главному книгохранилищу столицы за копию заметки.

См. Снорбишин отдельно

С помощью нашего сайта Вы можете проложить маршрут движения село Тербуны - село Становой Колодезь как на автомобиле, так и на общественном траспорте (автобус, поезд). Все маршруты формируются на основе карт сервисов Яндекс и Google. Мы рады, что наш сервис оказался Вам полезен и Вы смогли узнать как проехать на автомобиле из пункта село Тербуны (Россия) в пункт село Становой Колодезь (Россия).

Расстояние между село Тербунами и селом Становым Колодезем

Если ехать по дороге на автомобиле, то расстояние между село Тербуны, Тербунский район, Липецкая область и село Становой Колодезь, Орловский район, Орловская область составляет 199.2 км.

  • Время поездки

    3 часов, 35 минут


    без учета пробок и времени на отдых и питание

  • Расход топлива

    при расходе 10 литров на 100 километров

  • Затраты на поездку

    при стоимости топлива 35 рублей за литр

  • Расстояние по прямой

    расстояние между центрами городов, поселков, деревень

  • Расстояние по дороге

    по данным сервиса Яндекс Карты на 2015 год

  • Рассказать друзьям
Распечатать
Начало маршрута
Менее 1 минуты — 0 км
деревня Бородиловка, Менее 1 минуты 0 км
3 минут — 1.6 км
деревня Петрищево, Становлянский район, Липецкая область, Россия 3 минут 1.6 км
4 минут — 2.6 км
село Предтечево, 8 минут 4.2 км
2 минут — 1.9 км
село Измалково, Измалковский район, Липецкая область, Россия 10 минут 6.1 км
10 минут — 10.7 км
село Чермошное, Измалковский район, Липецкая область, Россия 21 минут 16.8 км
16 минут — 16.9 км
деревня Ивановка, Краснозоренский район, Орловская область, Россия 37 минут 33.7 км
16 минут — 17.3 км
деревня Пешково, 53 минут 51 км
21 минут — 21.2 км
село Лютое, Ливенский район, Орловская область, Россия 1 часов, 14 минут 72.2 км
3 минут — 4.1 км
село Парахино, Ливенский район, Орловская область, Россия 1 часов, 18 минут 76.3 км
4 минут — 2.9 км
деревня Здоровецкие Выселки, Ливенский район, Орловская область, Россия 1 часов, 23 минут 79.1 км
2 минут — 1.8 км
поселок Отрадный, Ливенский район, Орловская область, Россия 1 часов, 25 минут 81 км
3 минут — 1.8 км
село Ровнец, Верховский район, Орловская область, Россия 1 часов, 29 минут 82.8 км
2 минут — 1.7 км
село Ахтырка, 1 часов, 31 минут 84.5 км
2 минут — 1.4 км
поселок Новояковлевка, Колпнянский район, Орловская область, Россия 1 часов, 33 минут 85.8 км
1 минут — 1.3 км
деревня Агарково, Колпнянский район, Орловская область, Россия 1 часов, 35 минут 87.1 км
1 минут — 1.2 км
село Дровосечное, Колпнянский район, Орловская область, Россия 1 часов, 37 минут 88.3 км
1 часов, 36 минут — 98.7 км
деревня Чибисовка, Колпнянский район, Орловская область, Россия 3 часов, 14 минут 187 км
5 минут — 3 км
деревня Седмиховка, 3 часов, 19 минут 190 км
1 минут — 1.1 км
деревня Косогор, Золотухинский район, Курская область, Россия 3 часов, 21 минут 191.1 км
1 минут — 1.2 км
хутор Новокоронинские Выселки, Золотухинский район, Курская область, Россия 3 часов, 23 минут 192.2 км
5 минут — 3.1 км
село Боёво, Золотухинский район, Курская область, Россия 3 часов, 28 минут 195.3 км
6 минут — 3.9 км
деревня Дерлово, Золотухинский район, Курская область, Россия 3 часов, 35 минут 199.2 км
Распечатать

Калькулятор расхода топлива:

Авиабилеты

Мы подобрали несколько вариантов авиабилетов для данного маршрута. Поиск авиабилетов велся с учетом цены, времени вылета. Если Вы хотите купить недорого авиабилет село Тербуны - село Становой Колодезь или на другой маршрут, то перейдите по ссылке .

ЖД Билеты

Нужны недорогие железнодорожные билеты в селе Становом Колодезе или в село Тербунах? Мы поможем Вам в этом вопросе. Перейдите по ссылке. .

Билеты на автобус

Нужны недорогие билеты на междугородные или международные автобусы в селе Становом Колодезе или в село Тербунах? Мы поможем Вам в этом вопросе. Перейдите по ссылке. Билеты на междугородние автобусы .

Ближайшие аэропорты к пункту село Становой Колодезь

  • Брянск, городской округ Брянск, Брянская область, Россия.
  • поселок Зимнички, Кировский район, Калужская область, Россия.

Ближайшие аэропорты к пункту село Тербуны

  • Воронеж, городской округ Воронеж, Воронежская область, Россия.
  • Курск, городской округ Курск, Курская область, Россия.
  • Белгород, городской округ Белгород, Белгородская область, Россия.
  • Тамбов, городской округ Тамбов, Тамбовская область, Россия.

Отели

Нужно подобрать и забронировать недорогой отель в селе Становом Колодезе или в село Тербунах? На нашем сайте есть удобный ресурс онлайн бронирования отелей. Просто перейдите по ссылке .