Спасский монастырь г. Кобрина — одна из древнейших обителей Беларуси. Основана Кобринским князем Иоанном Семеновичем и его матерью княгиней Иулианией при одноименной городской церкви. Первое письменное упоминание о монастыре датируется октябрем 1465 года. До наших дней сохранился келейный двухэтажный монастырский корпус. В настоящее время двухэтажное кирпичное прямоугольное здание покрыто крышей с изломами. Главный и дворовый фасады раскрепованы двумя ризалитами – в центре главного восточного фасада и в северо-западной части дворового фасада. Центральный ризалит выделен аттиковымфронтоном с лучковым завершением и насыщен лепными декоративными элементами. Стены украшены пилястрами, фигурными филенками вокруг прямоугольных оконных проемов, завершены развитым карнизом. Перекрытия над этажами балочные, над подвалом и южной частью первого этажа – цилиндрический свод. С северной стороны дворового фасада существовала пристройка. Главный корпус монастыря – памятник архитектуры в стиле барокко, XVII век. Современный вид исторического корпуса Спасского монастыря В июне 2010 года монастырский корпус с прилегающей территорией был передан Брестской епархии Белорусской Православной Церкви. На заседании Синода БПЦ 20 ноября 2010 г. было принято решение о возрождении обители как женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса. Настоятельницей была назначена игумения Евфросиния (Куракевич). Начались работы по обустройству одного из корпусов. На территорию обители был подведен газ, оборудована котельная, проложены внешние и внутренние коммуникации отопления, водоснабжения, канализации. Приспособление бывшего административного здания под жилье сопровождалось внутренней перепланировкой и ремонтом. После завершения в нем разместились сестринские келлии, кухня, трапезная, просфорная, библиотека, рукодельная, и сердце монастыря — домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

6 июня 2011 года в обитель прибыли первые насельницы — 3 сестры во главе с игуменией. 10 июня того же года состоялась первая после многолетнего перерыва Божественная Литургия, которую возглавил Преосвященнейший Иоанн, епископ Брестский и Кобринский. На следующий день, 11 июня 2011 г., была отслужена первая монастырская Литургия и панихида. С тех пор за каждым богослужением поминаются князья-основатели монастыря и те наместники, имена которых сохранила история, с почившей православной братией монастыря. Потому видится весьма символичным, что первое монастырское богослужение состоялось в Троицкую родительскую субботу.

В настоящее время в монастыре подвизаются 13 насельниц. В обители регулярно совершаются богослужения, читается Псалтирь. Налажено подсобное хозяйство: заложены монастырский сад, огород, обустроены птичник, пасека, зарыблен пруд. Выпекается хлеб, работает рукодельная. Начаты работы по капитальному ремонту главного исторического корпуса монастыря, памятника архитектуры середины XVII века. В монастыре действуют Воскресные школы для детей и для взрослых.
Воспитанники детской воскресной школы при монастыре. 2013 г.

Организовано и действует сестричество в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».


В 2015 году монастырь отметил 550-летие со времени первого письменного упоминания.


Праздничное богослужение 22 ноября 2015 г. Расписание богослужений Регулярные богослужения совершаются в монастырском храме по средам, четвергам, пятницам, субботам, воскресным и праздничным дням. Подробное расписание публикуется на нашем сайте в
Наши престольные праздники Главный престольный праздник обители — 1/14 августа, когда Церковь совершает празднование Всемилостивому Спасу. Второй престольный праздник — 22 ноября, иконы Божией Матери «Скоропослушница». Святыни Главной святыней обители является список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница», специально написанный для монастыря на св. горе Афон. Каждую пятницу перед сим образом совершается вечерня с акафистом нараспев. Кобринская икона Божией Матери «Скоропослушница» Кроме того, в монастыре находятся почитаемые иконы преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, святителя Луки, архиепископа Симферопольского, святителя Феофана, затворника Вышенского, и преподобного Кукши Одесского, праведного Иоанна Кормянского с частицами их святых мощей. Знаковой вехой в истории монастыря было принесение из Греции 15-16 мая 2012 года честной десницы святителя Спиридона Тримифунтского. На память об этом событии главой греческой делегации обители была подарена икона святителя с частью облачения с его честных мощей, покоящихся на острове Корфу в одноименном храме. 14 августа 2014 года Епископом Брестским и Кобринским Иоанном в дар Спасской обители был передан точный список иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», который он привез из паломнической поездки на Афон, совершенной им 6-11.08.2014 г. Сия икона была освящена и восприняла благодатную силу у одноименного первообраза, который находится на Святой горе в монастыре Ватопед.
8 января 2018 года Спасская обитель обрела еще одного Небесного Покровителя: в дар монастырю была передана икона с частицей святых мощей святителя Нектария Эгинского.

Это его 550-е Рождество. В домовой церкви Спасского монастыря, тихо мерцая, горят у образов свечи, пахнет хвоей и ладаном. Так же величественно и кротко смотрели из алтаря на прихожан иконы Божией Матери и Спасителя полтысячи лет назад, и так же, как в глубоком Средневековье, звучат на том же месте сегодня слова вечной молитвы - «Отче наш...».

Здесь шума нет и сердце бьется глуше

И не болит.

Здесь много горя выплакали души

У древних плит.

Здесь люди Богу души поручали,

Здесь вечный след

Безвестных слез, несказанной печали

Забытых лет.

Старинный храм, - защита от бессилья,

Приют для битв,

Где ангел Божий смертным дарит крылья

Для их молитв.

У древних плит

ХV век, эпоха князей и магнатов Великого княжества Литовского. Кобринским княжеством правит потомок великого литовского князя Ольгерда из династии Гедиминовичей князь Иоанн Семенович Кобринский с матерью Иулианией и женой Феодорой. В центре княжества, городе Кобрине, в неспешные воды Мухавца смотрит башнями княжеский замок, а невдалеке, через речку Кобринку, ведет молитвенное служение Спасский мужской монастырь. Летописи повествуют, что Иоанн Семенович был последним представителем мужской линии князей Кобринских, позже местечком будут владеть иные «варяги» с Запада и с Востока, но именно во времена «своих», исконных правителей была основана обитель Всемилостивого Спаса.

Первое упоминание о монастыре датируется 1465 годом, но по всем приметам он намного старше, ведь княгиня Кобринская не случайно дала вошедший в историю наказ об имуществе его настоятелю игумену Варлааму, и усыпальница княжеского рода была здесь - в середине столетия уже известен был монастырь как намоленное место. И богата была обитель не только годами и насельниками, но и жертвователями. Оправленные в золото и серебро иконы, Евангелие, церковная утварь, множество книг значатся в ризнице согласно ревизии времен короля Сигизмунда I. А еще земельные имения в нескольких деревнях, пруды, пасеки, мельницы.

Но разве имущество определяет ценность? Словно облака, гонимые ветром над волнами Мухавца, плыли века над кобринским монастырем. Времена изобилия сменялись годами упадка, разорения, а то и полного уничтожения, как после пожара ХVII века. Однако Господь хранил Свою обитель, и она вновь возрождалась. В 1812 году генерал русской армии Александр Тормасов принимал капитуляцию генерал-майора наполеоновского войска Клингеля на крыльце каменного здания Спасского монастыря, чудом уцелевшего после многочасового боя у его стен. В 1828 году указом императора Николая I обитель была закрыта, позже вместо монахов здесь поселились ученики духовного училища. За 42 года работы в нем обучались будущие ученые и краеведы Иоанн Котович, Владимир Качановский, Платон Жукович, Александр Будзиллович, Лев Паевский, Ярослав Маркевич, Викентий Новицкий, Ипполит Кадлубовский. Пожар в конце ХIХ и война в начале ХХ веков сделали свое дело - от монастырских строений остались только каменные стены. Словно остов разрушенного, но не затопленного корабля стояли они на берегу реки, и казалось, дни обители сочтены, но духовные маяки на берегу жизни освещают путь не только человеку, но обществу. В середине 1920-х польские власти отреставрировали вековые своды. До 1939 г. здесь размещался суд, затем - горкомхоз и почти полвека - райотдел милиции. В 2010-м здание было вновь передано Церкви.

Возрождение святыни сродни святому Рождеству - в мир приходит свет веры. Одна из древнейших в Беларуси Кобринская обитель, пережив многие испытания, вернулась к своему исконному предназначению обновленной - как женский монастырь. А название у него осталось прежним - Спаса Всемилостивого.

Защита от бессилья

Почему женский? На этот вопрос настоятельница Евфросиния отвечает просто: «В 2010 году, когда здания передали Церкви, Брестская епархия уже имела 2 мужских монастыря и 1 женский. Правильнее было открыть женскую обитель».

Первые насельницы - игуменья и 4 монахини - прибыли сюда в июне 2011 года. Ни одно из зданий на территории бывшего РОВД не было пригодно для проживания. Поскольку главный корпус является памятником архитектуры и к тому же требует капитального ремонта, решили первоначально обустроить соседнее, сравнительно новое одноэтажное кирпичное здание. «В стиле баракко», шутили сестры.

Как небольшой родник способен напоить живительной влагой пересохшее русло, так и старинный монастырь стал наполняться жизнью благодаря трудам и молитвам хрупких, но стойких - верующих! - женщин, помощи епархии и прихожан.

За неполные 5 лет на территорию обители подведен газ, оборудована котельная, проложены коммуникации для отопления, водоснабжения, канализации. Жилой корпус отремонтирован, в нем находятся кельи, кухня, трапезная, библиотека, просфорная и рукодельная.

Но главная в этом здании - домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Эта икона - особая радость и надежда монахинь и прихожан, поскольку была написана специально для Спасского монастыря с чудотворного образа, находящегося на Святой горе Афон, и доставлена в Кобрин 22 ноября 2011 года - в день празднования иконы. Сестры воспринимают это как знак, что Небесная Заступница приняла эту обитель под Свое покровительство.

Кажется, что Святая Мария смотрит на тебя как мама - любящими, понимающими глазами, словно утешает: «Потерпи, чадо, Я помогу тебе». И помогает. К Ней приходят с бедами, с просьбами, с мольбой - об исцелении, о рождении ребенка, о семейном благополучии... И чудо происходит - исчезают тяжкие недуги, женщины становятся матерями, выздоравливают дети и взрослые.

В благодарность за обретенную жизнь люди приносят Богородице дары - все они собраны рядом с образом как реальные свидетельства того, что икона Божией Матери «Скоропослушница» в кобринском монастыре действительно чудотворная. И не только для прихожан.

Казалось бы, возродить из небытия монастырь из нескольких зданий - задача для горстки монахинь непосильная, но дело движется! В 2014 году начался капитальный ремонт главного корпуса - исторического здания ХVII века, воссозданного около 100 лет назад по аутентичным рисункам. Только с чердака при замене крыши было вывезено 160 тонн строительного мусора! Впереди - колоссальный труд по внутреннему ремонту и реставрации фасада, но главное - строительство храма во имя Всемилостивого Спаса. Справятся ли? Сестры верят, что да, потому что для Бога нет ничего невозможного, а их укрепляет духом Матерь Божия.

Приют молитв

Почему становятся монахинями? Уходят из привычного окружения, современной жизни с ее радостями, например, замужества, материнства, карьеры, и - будем честными! - удовольствиями в аскетичный мир, наполненный трудом и ограничениями? Боль, отчаяние, душевная смута? На все эти вопросы ответ игуменьи Евфросинии один, и он прост, как вода: «В монастырь не уходят - в него приходят». Приходят те, кого позвала душа. Не страдания, не искания - Небо. Как? Почему? Тайна сия велика есть, как откровение, доступное для понимания только избранным. «Но уже то, что в наше время, среди всего этого «терния» - телевидения, более чем свободного Интернета, слоганов «Бери от жизни все», жизни, в которой о самопожертвовании мало кто вспоминает, - чья-то душа расслышала зов Господа и пошла за Ним, это само по себе уже чудо», - говорит настоятельница.

От прихода в монастырь до пострига в монахини проходит несколько лет - намерение должно быть проверено опытом жизни среди сестер, испытанием полного отречения от своей воли, послушания требованиям игуменьи. В кобринской обители уже состоялся первый иноческий постриг.

Сегодня в женском монастыре 10 сестер. Каждый их день начинается в 6 часов утра, через полчаса все собираются в домовом храме на утренние молитвы, в 8 - завтрак, затем сестры идут выполнять свои послушания. Послушание в монастыре - это работа. А работы здесь много, подсобное хозяйство немаленькое. Монахини заложили сад и огород, обустроили птичник и пасеку, зарыбили пруд - повсюду требуются заботливые руки. Сестры также пекут просфоры и хлеб, шьют и вышивают в рукодельной мастерской предметы для священнического облачения.

Заканчивается день в обители также общей молитвой в домовой церкви. На взгляд постороннего, жизнь монахинь тяжела и однообразна. Конечно, здесь бывают праздники, визиты гостей, значимые события. Но в основном бытие заполнено трудом и - молитвой. Именно молитва - фундамент монастыря и главное дело его насельниц. Ее читают на рассвете и на закате, во время Богослужений, до и после трапезы, перед началом и после окончания любого послушания, даже входя в келью.

О ком молятся сестры Спасской обители? Обо всех людях, о городе и стране, о Церкви и мире на всей земле. А еще - об основателях монастыря, об умерших и живущих его благодетелях. И Бог слышит эти молитвы. Монастырь возрастает материально, стенами, деревьями, цветами, и духовно - сестры организовали работу воскресных школ для детей и взрослых, создано сестричество, совместно проводятся благотворительные акции к Пасхе, началу учебного года, Рождеству. В 2014 году на престольный праздник - 14 августа - епископ Брестский и Кобринский Иоанн передал настоятельнице образ Божией Матери «Отрада и Утешение», также освященный в монастыре на Святой горе Афон.

Принимала Спасская обитель в своих стенах и одну из святынь христианского мира - частицу мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Тогда за 23 часа поклониться честной деснице Божьего угодника пришло около 50 тысяч человек, причем среди них были паломники из Украины, Литвы, Польши, России. Это ли не явное воплощение заповеди «По вере вашей да будет вам» в наши дни?

Крылья ангела

Для чего нужны монастыри? Почему Господь бережет их сквозь столетия, и они стоят в городах, в лесах, в горах, под ветрами и дождями, наперекор пожарам и разрушениям, и возрождаются вновь и вновь? Потому что они - центры благодатной энергии, способной рассеивать тьму, которая поглощает землю, мощные ретрансляторы волн добра, очищающих души от проказы современного мира, гейзеры, способные генерировать и выплескивать импульсы космической силы, соединяя Небо и Землю. И потому что именно они, большие и малые светлячки в пространстве, хранят всех нас во времени.

– Матушка Евфросиния, Вам видимо не раз приходилось отвечать на вопрос: а почему монастырь женский, если изначально был мужским?

– На момент возобновления монашеской жизни в Спасском кобринском монастыре в Брестской епархии уже существовало 2 мужских монастыря и 1 женский. Согласитесь, что третий мужской монастырь в одной епархии был бы уже лишним.

– Сколько у Вас инокинь, и каков распорядок дня?

– Сейчас в монастыре проживают 10 насельниц. День в монастыре начинается в 6 утра, через полчаса все сестры собираются в домовом храме для чтения утренних молитв, полуношницы и акафиста (по понедельникам – Божией Матери пред иконой Ея «Отрада» («Утешение»), по средам и пятницам – Иисусу Сладчайшему, по вторникам и четвергам – Божией Матери «Скоропослушница»). Если в этот день не совершается Божественная Литургия, то в 8 часов начинается завтрак, после которого сестры расходятся по послушаниям.

Все выполняемые в монастыре работы называются послушанием. В обители налажено подсобное хозяйство: заложены монастырский сад, огород, обустроены птичник, пасека, зарыблен пруд. Выпекается хлеб, работает рукодельная.

Заканчивается день в обители также общей молитвой. После ужина насельницы собираются на вечернее правило, которое состоит из малого повечерия с тремя канонами и вечерних молитв. По их окончании совершается общий чин прощения, на котором сестры просят друг у друга прощения за совершенные в истекшем дне прегрешения, по слову апостола Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 26). После 20.30, когда заканчивается вечернее правило, сестры имеют свободное время, которое используют по своему усмотрению – для келейной молитвы, отдыха, чтения и т.п.

– Матушка Евфросиния, каждый день у вас совершаются молитвы о благодетелях обители. Кто из бывших поминается? Хотя бы несколько имен, и кто были эти люди?

– За каждым монастырским богослужением и на Псалтири поминаются основатели монастыря – князь Кобринский Иоанн и его мать княгиня Иулиания, щедрые пожертвования которых позволили монастырю возникнуть и укрепиться материально. Молимся и о тех православных наместниках, имена которых сохранила история – игумен Варлаам, игумен Андрей, игумен Антоний и архимандрит Вассиан, а также о всей почившей православной братии, благочестиво пожившей во обители сей.

– В миру существуют представления о монашеской жизни, особенно среди верующих женщин, как-то о чем-то более высоком, чем христианство в миру. Скорее всего, поэтому кто-то ездит по монастырям, далеким и близким, в поисках ответа, желательно «правильного», совпадающего с представлениями о жизни самого ищущего человека, в поисках старца, желательно тоже «правильного», с той же целью. К Вам такие ищущие приходят?

– Люди, конечно, приходят. Но у нас есть старушки, а стариц нет. (Смеется). Ну а если серьезно, то, когда много лет назад у одного духовно опытного человека спросили, почему оскудела Церковь старцами, он ответил: потому что не стало послушников, т.е. людей, готовых жить в послушании. Зато умножились из разряда «благословите мне то, что я хочу». А если не получают требуемое, значит и священник «не такой», и монастырь «неправильный», и вообще «вы ничего не понимаете»…

Основные «представления о жизни» сконцентрированы в Нагорной проповеди Спасителя, и они равно относятся ко всем христианам. Монашество по своей сути – это совершенное христианство. Грехи, страсти, также как и методы борьбы с ними, одинаковы для всех людей. Но монахам, если можно так выразиться, проще вести эту брань. Потому что они живут среди единомышленников. Потому что они не обременены семейными обязанностями. Потому что весь распорядок жизни в монастыре построен так, что на первом месте значится духовная (в том числе богослужебная) жизнь. Святитель Иоанн Златоуст замечал по этому поводу, что и живя в миру можно быть не от мира сего. Но, − продолжал он, − среди забот и молвы житейской, среди постоянных искушений и столкновений со грехом, можно ли надеяться достигнуть такого нравственного совершенства, такой святости и добродетели, какие обещает и в обилии представляет тихая, уединенная жизнь монашества, вдали, в стороне от мира и суеты его?

Сказанное выше вовсе не означает, что в монастыре всё очень легко и просто, конечно нет. Но у монаха в отличие от мирянина больше возможности заниматься своим «внутренним человеком», и вполне естественно, что в такой борьбе со страстями он обретает некий духовный опыт. А кто сам был искушаем, тот и искушаемому сможет помочь (см. послание к Евреям, гл.2, ст. 18).

– Тем не менее, монашеская община не может развиваться без некоторого иммунитета от жизни приходской и епархиальной, хотя она уже не изолирована от мира, как это бывало раньше. В монастыре стоят свои цели, свои задачи. Какие именно? И в чем сложность жизни монастыря из-за близости мира?

– Цель у всех христиан одна – Царство Небесное, одна и задача – соединиться и быть со Христом.

Что касается изоляции от жизни епархиальной, то ее конечно нет и быть не может. Ну а по поводу мира… Даже раньше, до октябрьского переворота 1917 года, были разные монастыри – маленькие и крупные, миссионерские и с приютами для детей, уединенные пустыни и городские обители, являвшиеся духовными центрами. Например, Вы можете себе представить Троице-Сергиеву лавру или Оптину пустынь или Дивеевский монастырь без многочисленных паломников? Конечно, нет. Но были и скиты, на территорию которых миряне не допускались ни под каким предлогом. Т.е. градация существовала прежде, существует и теперь. И человек, имеющий намерение поступить в монастырь, должен для себя определить: что ему ближе? Если он желает максимально уединенной сосредоточенной жизни, то ему не стоит выбирать городскую или многолюдную обитель. Если же человек идет в городской монастырь, то ему нужно быть готовым к тому, что придется ежедневно сталкиваться с людьми, быть на виду, общаться, по мере сил стараться им помочь.

Наш Спасский монастырь является городским. Конечно, Кобрин это не мегаполис, а небольшой районный центр, но тем не менее и здесь специфика городского монастыря присутствует. Хотя пошел только пятый год со времени возобновления в нем монашеской жизни, но параллельно с ее налаживанием мы стараемся осуществлять свое посильное служение ближним. В обители действуют воскресная школа для детей и воскресная школа для взрослых. Организовано сестричество, силами которого Спасский монастырь проводит благотворительные акции. Ежемесячно проводятся открытые лекции по Библейской истории, которые читает благочинный приходов Пружанского округа, кандидат богословия протоиерей Михаил Носко. В течение дня многие приходят к нашей иконе Божией Матери «Скоропослушница».

Но всё вышеперечисленное организуется таким образом, чтобы не нарушать главного – монашеского делания. Наш монастырь открыт для посещения с 8 утра до 8 вечера. Это позволяет сестрам монашеское молитвенное правило совершать в храме без посторонних. На данный момент прихожане допускаются на все монастырские службы, но, думаю, что со временем, с развитием монастыря и при строительстве приходского храма, если Господь сподобит, появится возможность существующую домовую церковь оставить только для молитвы монашествующих.

Организация молитвенной жизни в монастыре требует некоторого разграничения и пространства обители. Слава Богу, появилось разделение территории: на доступную всем, кто желает посетить святую обитель, участвовать в богослужении, получить духовное окормление, и – предназначенную сугубо для сестер. Монашеская келия, храм и эта территория – та малая «пустыня» посреди большого города, с помощью которой водворяется внутренняя пустыня в душе – «Бог да душа – вот монах».

Еще хочу отметить удивительную особенность месторасположения монастыря. С двух сторон к его ограде подступают городские постройки, с двух других сторон – река Мухавец. Поэтому, несмотря на то, что обитель теоретически находится в историческом центре города, фактически место достаточно уединенное. И невероятная тишина.

– Одна знакомая бабулька, которая прибирает в одном из храмов Бреста, не раз говорила мне, насколько спокойнее, увереннее работать в организации, где подавляющее большинство мужчин (а лучше 100%), чем там, где есть женщины. Матушка Евфросиния, а как Вы справляетесь со своими ангелочками? Не вынося особо сор из избы, какие провинности бывают? И какие возможны наказания.

– Напомню всем известный афоризм: хорошо там, где нас нет. И может быть только потому и хорошо, что мы пока туда не добрались. Первопричину всего происходящего с нами, в том числе в сфере человеческих взаимоотношений, нужно искать прежде всего в себе. Один из Оптинских старцев так отвечал монахине, которая в письме жаловалась ему на колкости от других сестер: «Благословляющие уста не имут досаждения». То есть если наши уста будут окружающих нас людей только благословлять, то и мы от них не услышим досаждения.

«Для того мы и вступаем в монастырь, чтобы открыть в себе скрыто живущие страсти», – писал свт. Игнатий Брянчанинов. И эти «открытия», порой такие неожиданные, позволяют человеку наконец-то увидеть, что он духовно болен. Не зря монастырь еще называют духовной лечебницей. Сам по себе общежительный образ жизни уже подразумевает «целебные свойства»: «друг об дружку тремся – так и спасемся», – шутил прп. Амвросий Оптинский.

Больного, в том числе духовно, человека не наказывают, ему предписывают врачевство. И если сестра осознает свои немощи и недостатки, старается с ними бороться, то ей можно только помогать, направлять, подсказывать. Конечно, молиться о ней. Другое дело, если человек, не осознавая своих страстей, не борясь с ними, вольно или невольно начинает заражать ими других, или его поведение становится соблазном, порочит монастырь и монашескую форму в целом. Для таких случаев монастырский устав предусматривает определенные дисциплинарные меры, вплоть до лишения права ношения монашеских одежд. «Но когда и после многократных увещеваний не исправляется, то, как поврежденный член тела, вовсе отсекается от общего тела сестричества» – говорится в одном из разделов устава. Однако это уже крайняя и достаточно редкая мера.

– Опыт приходит со временем. И чем больше времени, тем больше опыта.

В меру своих сил стараюсь избегать того, что в большинстве своем бывает присуще именно женским обителям – чрезмерной привязанности к игумении. Человек высокого духа веры и благочестия, видный архипастырь своего времени митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) (1779-1857) так высказывался на сей счет: «Те наставники похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу».

Приходя в монастырь, человек имеет намерение посвятить жизнь своему Создателю. А игумения – это духовная наставница, своеобразный компас, который указывает нужное направление, наставляет на верный путь, помогает не сбиться с него. Идти же человек должен сам и там, где Бог благословит. Везде Господня земля.

– А вот кто по-настоящему может понять монашескую жизнь, и кто, по-настоящему, может захотеть жить ею? Есть ли какой-то «тест» для того, кто к Вам приходит с желанием стать инокиней? Готовя вопросы, наткнулся на следующее очень сильное утверждение. Приведу полностью: «Если вся наша жизнь – борьба, а это именно так, жизнь христианина – битва против духов злобы поднебесной (Послание св. ап. Павла к Ефесянам, 6; 12), темных демонических сил. Монашество в этой войне – «спецназ», то есть, иноки – не много не мало, те воины, на долю которых выпадают самые тяжелые, опасные, ответственные «задания»; эти воины должны быть хорошо подготовлены к их исполнению, знать и уметь многое, что простым солдатам не обязательно.»

– Мне кажется, что по-настоящему понять монашескую жизнь может только тот, кто прожил ее до конца. Приведенное Вами выражение действительно сильное. Но оно во все времена было применимо к очень, очень немногим инокам. Свт. Игнатий Брянчанинов называл монашество своеобразным барометром общества: каков духовный уровень общества, таков и духовный уровень современного ему монашества. А от игумений предыдущего поколения мне приходилось слышать такое присловье: «Что мир породил, тем Бог и наградил», которое более чем актуально в наше время.

Ведь желающие поступить в монастырь сестры приходят сюда из общей для всех «среды обитания» со всеми ее пороками и соблазнами. Иными словами, будущие монахи не растут в какой-то «духовной оранжерее». Они живут среди вас. И тот факт, что между всего этого современного «терния» – свободной прессы, телевидения, более чем свободного интернета, слоганов «бери от жизни всё», жизни, в которой о самопожертвовании мало кто вспоминает, – чья-то душа расслышала зов Господа и пошла за Ним, это само по себе уже чудо.

Для того чтобы проверить себя, утвердиться в своем намерении, человеку до пострига дается многолетний испытательный срок (3-5 лет). В Русской Православной Церкви такие насельницы монастыря называются послушницами, а вот в Сербской Православной Церкви «искушеницами», т.е. проходящими искус, испытание, и мне кажется, что это более близко по смыслу.

Как пишет Иоанн Лествичник в Первом слове об отвержении мира, причины, по которым человек приходит в монастырь, бывают разными. Но ни одна из них еще ни о чем не говорит, потому что венец дается в конце подвига, а не в начале. Христос учит, что спасется тот, кто претерпел до конца (Мф. гл. 10, ст. 20). Вот тогда-то, в конце, и становится ясно, была ли «настоящей» монашеская жизнь.

– И последнее. Ваши пожелания, наставления тем, кто прочтет эти строки.

От себя что-либо говорить не берусь. Хочу лишь напомнить мудрейшие слова святителя Василия Великого: «Отложив скорбь о том, чего у вас нет, научитесь воздавать благодарность Богу за то, что у вас уже есть».

Беседовал Геннадий Левчук газета "Духовный вестник".

Спасский православный мужской монастырь в Кобрино был основан предположительно в XVI веке. Несмотря на то, что точная дата его основания не дошла до нас, известно, что монастырь был создан по инициативе последнего кобринского князя Ивана Семеновича. Впоследствии, его вдова, сын и невестка сделали много пожертвований в пользу Спасского монастыря.

В 1465 году княжной Ульяной Кобринской в дар монастырю была передана мельница и обширные угодья, а также другое имущество. Спасский монастырь был богатым и процветающим. В 1492 году княжна Федора Ивановна передала часть своих земель и недвижимое имущество в пользу монастыря. Когда в начале XVI века княжна перешла в католичество, она пыталась отнять часть подаренных земель у монастыря, однако, после иска архимандрита Кобринского Васиана, земли были возвращены монахам.

После подписания Брестской унии в 1596 году монастырь почти полным составом, сохранив все свое имущество, перешел в унию. Последний архимандрит Иона стал Турово-Пинским епископом.

В XVII веке монастырь был похож на государство в государстве. Ему принадлежало множество деревень и фольварков.

Монастырь сильно пострадал во время войны 1812 года. Строениям был нанесен существенный ущерб, а во время Кобринского боя 27 июня 1812 года сгорела древняя деревянная монастырская церковь.

В 1839 году уния была отменена, а монастырь закрыт. В его стенах было организовано духовное училище, а здание главного корпуса стояло в запустении. В 1920-х годах польские власти сделали в главном корпусе большой ремонт, в ходе которого он был полностью перестроен в гражданское строение, остатки монастырского декора были уничтожены. В годы польского правления здесь разместился суд. В годы советской власти в стенах бывшего главного монастырского корпуса находилось отделение милиции.

29 июня 2010 года здание было возвращено Православной Церкви. 20 ноября 2010 года здесь был организован женский Спасский монастырь. В 2011 году в монастырь был доставлен список с чтимой иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Возрождение православного монастыря спустя четыре века верующие считают чудом.

Спасский православный мужской монастырь в Кобрин был основан предположительно в XVI веке. Несмотря на то, что точная дата его основания не дошла до нас, известно, что монастырь был создан по инициативе последнего кобринского князя Ивана Семеновича. Впоследствии, его вдова, сын и невестка сделали много пожертвований в пользу Спасского монастыря.

В 1465 году княжной Ульяной Кобринской в дар монастырю была передана мельница и обширные угодья, а также другое имущество. Спасский монастырь был богатым и процветающим. В 1492 году княжна Федора Ивановна передала часть своих земель и недвижимое имущество в пользу монастыря. Когда в начале XVI века княжна перешла в католичество, она пыталась отнять часть подаренных земель у монастыря, однако, после иска архимандрита Кобринского Васиана, земли были возвращены монахам.

После подписания Брестской унии в 1596 году монастырь почти полным составом, сохранив все свое имущество, перешел в унию. Последний архимандрит Иона стал Турово-Пинским епископом. В XVII веке монастырь был похож на государство в государстве. Ему принадлежало множество деревень и фольварков. Монастырь сильно пострадал во время войны 1812 года. Строениям был нанесен существенный ущерб, а во время Кобринского боя 27 июня 1812 года сгорела древняя деревянная монастырская церковь.

В 1839 году уния была отменена, а монастырь закрыт. В его стенах было организовано духовное училище, а здание главного корпуса стояло в запустении. В 1920-х годах польские власти сделали в главном корпусе большой ремонт, в ходе которого он был полностью перестроен в гражданское строение, остатки монастырского декора были уничтожены. В годы польского правления здесь разместился суд. В годы советской власти в стенах бывшего главного монастырского корпуса находилось отделение милиции.

Жилой корпус - двухэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание, накрытое крышей с изломами. Главный и дворовый фасады раскрепованы 2 ризалитами - в центре главного восточного фасада и в северо-западной части дворового фасада.Центральный ризалит выделен аттиковым фронтоном с лучковым завершением и насыщен лепными декоративными элементами. Стены украшены пилястрами, фигурными филёнками вокруг прямоугольных оконных проёмов, завершены развитым карнизом. Перекрытия над этажами балочные, над подвалом цилиндрический свод. Внутренняя планировка здания значительно изменена.

Первоначально центральную часть занимала монастырская церковь. На первом этаже в северо-западном углу была трапезная. В остальной части здания находились служебные и жилые помещения. На здании установлены 2 мемориальные доски: в честь победы русских войск в 1812 г. «Мемориальная доска в честь победы русских войск в 1812 г.» и для увековечения памяти сотрудников милиции «Мемориальная доска сотрудникам милиции». Монастырь - памятник архитектуры барокко.

29 июня 2010 года здание было возвращено Православной Церкви. 20 ноября 2010 года здесь был организован женский Спасский монастырь. В 2011 году в монастырь был доставлен список с чтимой иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Возрождение православного монастыря спустя четыре века верующие считают чудом.