Храм Спас на Крови в городе Санкт-Петербург – это уникальный исторический архитектурный памятник и одна из главных достопримечательностей России. Он является отделом государственного памятника-музея «Исаакиевский собор». Воздвигнут храм был по указу Александра III и Синода на месте гибели Царя-Освободителя Александра II.

Общие сведения

Храм Спас на Крови регулярно посещают жители города и туристы со всех уголков нашей страны и мира.

Расположение. Спас на Крови находится по адресу: канал Грибоедова, 2Б, корпус А. Храм располагается недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади. Это место именуется историческим центром Санкт-Петербурга.

Как добраться? Любой желающий может добраться до храма на метро. Необходимо выйти на станции «Невский проспект». Далее идти по набережной Грибоедова до здания храма. Время прогулки займет около десяти минут.

Время работы. Храм Спас на Крови работает с 10:30 до 18:00. С 1 мая по 30 сентября режим работы – с 10:30 до 22:30. Выходной день – среда.

В дни государственных праздников и школьных каникул, кроме летних, храм работает ежедневно.

Контактные данные. В храм можно дозвониться по телефонному номеру + 7 964 339 55 93. Возможно также связаться по электронной почте, отправив письмо на e-mail [email protected] или [email protected]

Храм имеет и официальный сайт, где указаны все предстоящие мероприятия http://spas.spb.ru

Стоимость посещения. Цена билета для взрослых равна 250 руб. Стоимость посещения для детей старше семи лет, студентов и пенсионеров – 50 руб.

Можно заказывать различные экскурсии, например, тематические или в вечернее время. В таком случае стоимость билета будет 400 руб.

Богослужения. Храм Спас на Крови проводит богослужения по воскресным и праздничным дням. Служба начинается в 7:00. Всенощная литургия проводится по субботам. Начало в 18:00.

Здание храма

Исторический центр Санкт-Петербурга является смесью различных архитектурных стилей, таких как модерн, классицизм и ампир. И в центре великолепия классических форм и стилей располагается удивительный храм Спас на Крови. Здание, построенное лучшими зодчими, украшено яркими куполами, кокошниками, интересными кирпичными кладками и пилястрами.

Архитектура

Храм является ярким примером последнего этапа так называемого русского стиля. Строение соединило в себе несколько образов русских православных соборов. При проектировании здания архитектор Альфред Парланд ориентировался и вдохновлялся храмами Москвы и Ярославля, которые были построены еще в XVI-XVII веках.

Каждый приезжий и житель города при первом взгляде на храм замечает поразительное сходство с собором Василия Блаженного, что расположился на Красной Площади в Москве.

Внешний вид храма – это живопись во всем понятии этого слова. Спас на Крови искусно декорирован и насыщен всевозможными деталями ярких цветов. Храм богато украшен изразцами, орнаментами и иконами. Для декорирования храма использовались различные отделочные материалы:

  • кирпич и мозаика;
  • мрамор и позолоченная медь;
  • гранит и эмаль.

Внешняя сторона Спаса на Крови украшена надписями, которые повествуют о грандиозных победах страны при правлении Александра II Освободителя.


Искусный и богатый декор храма

Здание храма асимметрично и вытянуто в направлении восток-запад. В восточной части имеются три алтарные апсиды:

  1. Одна – в центре.
  2. Две маленькие – по бокам. Они имеют красивые позолоченные купола.

Три алтарные апсиды с позолоченными куполами

В западной области здания расположилась двухъярусная колокольня, которую украшают крупные и богатые купола. Двери храма находятся с двух сторон храма. Одна располагается в северо-западном углу здания, а вторая дверь – в юго-западном крыле.


Ниши на внешней стороне собора с памятными досками из гранита

В храме имеется множество ниш, которые украшены двадцатью памятными досками, выпиленными из гранита темно-красного цвета. На данных досках позолоченными буквами выгравированы все дела и реформы царя Александра II, начиная с 1855-го и заканчивая 1881 годом. Три стороны колокольни украшены гербами русских городов, уездов и губерний. Все они выложены изумительной мозаикой и являются главным историческим и культурным символом храма.


Одна из сторон колокольни, украшенная гербами русских городов и губерний

Пространство между крыльцами украшает распятие, которое исполнено также в технике «мозаика». Вверху изображен двуглавый орел – герб русского государства.


Вся площадь, которую занимают композиции из мозаики, равна около 400 кв. м.

Купола

Венчает Спас на Крови девять куполов, в совокупности которые представляют собой асимметричный живописный ансамбль. Некоторые купола, к примеру, главный и центральный купола шатра, покрыты ювелирной эмалью. Другие покрывает позолота.


Вид храма сверху, здесь хорошо просматриваются все девять куполов

Композиционный центр храма – четверник, увенчанный пятиглавием. Он имеет уникальную особенность – вместо главы в центре располагается шатер, высота которого достигает 81 м. Шатер – восьмигранный и в своем пьедестале имеет восемь окон вытянутой конфигурации. Конструкции украшены наличниками, выполненными в виде кокошников. Это не только вносит «изюминку», но и придает особую атмосферу.


Самый высокий купол — это шатер, покрытый эмалью желтого, зеленого и белого оттенков

Кверху шатер плавно зауживается. Здесь наблюдается восемь небольших карнизов с маленькими окнами. Завершает убранство шатра фонарь, на котором размещена луковичная главка, покрыта эмалью желтого, зеленого и белого оттенков. Цвета нанесены поочередно в виде полос. Также здесь установлен крест.

Шатер окружают четыре купола луковичной формы, украшенные эмалью. Каждый из них имеет собственный уникальный узор и рисунок. Купола находятся на так называемых барабанах и создают в совокупности друг с другом симметричную композицию.


Колокольня храма возвышается на 63 метра

Западная часть храма отведена для колокольни, стиль которой также завершен куполами.

Такой дизайн колокольни делает Спас на Крови похожим на собор Ивана Великого, расположенный в Московском Кремле.

Звонница имеет восемь арок, которые разделены колоннами. Три оставшиеся купола гораздо меньше и находятся в других строениях, расположенных с востока здания.

Интерьер

Внутреннее убранство храма – это поистине уникальное и роскошное творение рук лучших мастеров. Первое, на что стоит обратить внимание каждому человеку, – это окна. Конструкции уникальны своей формой и дизайном. Раньше в окнах были установлены стекла разных цветов. Внизу – прозрачные, бесцветные. Вверху оконной конструкции были небесно-голубые стекла, а посередине – изящная градация двух оттенков. Такой художественный прием позволял при любой погоде создать иллюзию лазурного потолка храма.


Над стилем интерьера Спаса на Крови трудились разные мастера. Но несмотря на это, убранство смотрится как единая грациозная композиция. В интерьере здания смешались не только стили и цвета, которые играют и переливаются в солнечных лучах, но и материалы:

Мозаика. В интерьере храма представлены великолепные работы, выполненные мозаикой. Большая часть всех произведений и украшений внутри здания выполнена именно в стиле мозаичного искусства, в то время как снаружи мозаика – лишь легкий штрих внешнего убранства.


Мозаичное убранство Спаса на Крови украшает приблизительно 7 065 кв. м. Такое не встречается ни в одном крупном православном храме. Роскошная мозаика покрывает практически все потолки, полы и стены. Также мозаикой выложены иконостас и киоты.

Все изображения в интерьере поделены на группы в соответствии с тематикой. Рисунки и орнаменты с использованием растительных мотивов, сине-зеленого оттенка, напоминающего ночь, размещены в папертях храма. Сюжеты Ветхого завета, скомпонованные на нежно-голубом фоне, находятся в арках, которые ведут из папертей. Если посмотреть на пилоны и пилястры, то можно увидеть изображения апостолов, святых, пророков и мучеников.


В центральной области здания располагаются изображения, повествующие о земной жизни Христа. На западной стороне внутреннего убранства находятся сцены на золотом фоне, изображающие мучения Спасителя, Его распятие и Воскресение. С востока можно увидеть мотивы, которые показывают окончание евангельского периода.

Камень. Данный материал является особым украшением интерьера храма. Его великолепие, богатство, изящество и цветовая гамма превратили внутреннее убранство в уникальный образец камнерезного искусства. Для работы над дизайном применялись только лучшие камни из разных уголков мира: мрамор из Италии, яшма из Урала и Алтая.

Весь материал послужил основой для интересных орнаментов и рисунков. Стены снизу, а также солея иконостаса и скамьи выполнены из зеленого калабрийского мрамора. Цоколь пилонов, расположенных в центре, облицован лабрадоритом, привезенным из Житомира. Данный камень имеет удивительное свойство – иризацию. Из-за него на территории помещения образовывается свечение, как будто в окна заглянула радуга. Темно-синие цвета плавно перетекают в ярко-синие, а далее – в серебристые и золотые блики.


Пол Спаса на Крови выполнен при помощи итальянского мрамора. Изображение на поверхности представляет собой геометрическую композицию в плотных темных цветах.

Внутри храма посетители могут насладиться не только благородным и живописным видом иконостаса, киотов, икон, выполненных мозаикой, а также балдахином и его оформлением из камня, имеющим историческую ценность. Он находится над местом, где был убит Александр II.

Чем еще примечателен Спас на Крови?

Решетка. Посетителям храма следует обратить внимание на решетку, которая окружает Спас на Крови со стороны Михайловского сада. Она имеет изящную витиеватую форму. Решетка выполнена в стиле модерн, превосходно сочетается с общим видом храма и считается самой красивой архитектурной работой города.


Ограда Спаса на Крови имеет закругленную конфигурацию. Установлена между колоннами на высоком фундаменте. Сама конструкция выполнена из чугуна и напоминает легкое кружево русских красавиц. В ней сплелись невероятные и поистине прекрасные растительные мотивы, подчеркивающие стиль храма. Фундамент и ворота также окутаны фрагментами орнамента. На столбах прикреплены фонари и майолики – керамические плиты, расписанные под стиль решетки.

В ансамбле храма есть также часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, которую стоит посетить каждому прихожанину. Она была спроектирована, как и само здание храма, архитектором А. А. Парландом.


На территории часовни раньше хранились утварь церкви, иконы и различные предметы, которые были подарены храму в память о погибшем царе. Помимо этого, ризница была местом хранения креста с частицами, привезенного из Житомира, а также фрагментов камня с Голгофы. Еще часовня служила выставочным залом для чертежей, эскизов и отделочного материала, примененного при возведении Спаса на Крови.

Строение часовни-ризницы выполнено, как и храм, в русском стиле с применением орнаментальных фрагментов Древней Византии. Здание имеет прямоугольную форму и облицовано кирпичом.

Фасад ризницы выходит на канал Грибоедова. С этой стороны строение оформлено мраморными колоннами. С обеих сторон фасада разместились крупные столбы с небольшими углублениями, декорированными изразцами из керамических плиток.


Белые колонны у входа в ризницу

Главный вход в часовню оформлен удивительными колоннами. Над входом – кокошник, в середине которого помещена икона «Спас Нерукотворный», выполненная в технике «мозаика». Завершает композицию здания высокая хризма.

С 2013 года часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери приглашает всех желающих посетить уникальный музей камня. На территории выставочного павильона имеются несколько отделов.

В первом зале демонстрируются камни и материалы, использованные для строительства и декорирования интерьера Спаса на Крови. Здесь возможно насладиться видами живописных драгоценных камней, а также прочих декоративных материалов.


Экспонаты в музее камня

Второй выставочный павильон поражает воображение живостью и красотой. В данном месте представлены в широком ассортименте уникальные произведения искусства из янтаря. Главная достопримечательность и гордость зала – миниатюра Исаакиевского собора, полностью выполненная из данного камня. А также шесть икон, изготовленных из мозаики.

Достопримечательности. Привлекателен для посетителей не только сам храм, но и достопримечательности, которые расположились в его округе:

  • Всероссийский музей имени А.С. Пушкина.
  • Эрмитаж.
  • Этнографический музей.
  • Русский музей.
  • Летний сад.

Краткая история храма

История создания храма Спас на Крови начинается 2 марта 1881 года, сразу на следующий день после смерти царя Александра II. Решение о закладке памятного строения было принято императором Александром III.

Изначально было решено возводить на месте гибели царя часовню. В качестве архитектора выступал Л. Бенуа. Возводилось здание на средства купца Громова. И уже в середине апреля 1881 г. часовня была освящена. Однако в 1883 г. она была помещена на Конюшенную площадь и через 9 лет разрушена.

Для разработки эскиза будущего храма был объявлен конкурс. В конце декабря 1881 года на суд комиссии были представлены двадцать шесть проектов. Победитель конкурса и конкурсанты, занявшие второе и третье место, представили работы, выполненные в русско-византийском стиле. Они были продемонстрированы Александру III, но он отверг все варианты, так как хотел, чтобы храм был в русском стиле и походил на храмы Ярославля и Москвы.

Таким образом, был создан второй конкурс, где из 31 претендента император также не выбрал лучший замысел. Эскизы были доработаны в соответствии с пожеланиями Александра III, и в итоге проект архитектора А. Парланда стал лучшим.


Внешний вид храма Спас на Крови в 1907-1910 годах

В 1883 г., в конце октября, был заложен первый камень храма. При строительстве здания применялись все современные на тот момент технологии. Храм был полностью электрифицирован. Помещение внутри освещали 1 689 лампочек. Так как место для будущего строения располагалось вблизи канала, было решено не усиливать грунт сваями, а соорудить фундаментное основание. Такой ход уберегал храм от попадания воды из канала.

Освящен Спас на Крови был в 1907 г. Это произошло из-за сильной задержки в оформлении здания мозаикой. На освящении присутствовал сам император Николай II и все члены придворного Дома. А в 1908-м была освящена часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.


Царская чета на освящении собора. Начало крестного хода вокруг храма

Спас на Крови изначально не был приходским храмом. Службы и проповеди проводились только лишь в память об Александре II. Далее в 1917 г. было принято решение о прекращении финансирования Спаса на Крови. А в октябре 1930 году ВЦИК постановил закрыть храм.

В 1938 г. Спас на Крови планировали разобрать. Но во время Великой Отечественной войны это решение было отложено.

Начиная с 1968 г. Спас на Крови оберегает Государственная инспекция, занимающаяся охраной памятников. Двери для посетителей храм вновь открыл после череды реконструкций в 1997 году, когда он уже носил статус музея. С 2010 года в храме стали проводить богослужения.

Видеофильм о храме Спас на Крови

Из данного видео вы сможете подробно узнать о храме, его истории, внешнем виде, интерьере и пр.:

Спас на Крови или Собор Воскресения Христова на Крови – действующий храм и одновременно мемориальный памятник. Его сразу же видно среди классических зданий, ведь он выполнен в непривычном для города «русском стиле» позднего времени. Более того, считается противоположностью петербургской архитектуры 18-19 веков. Что ещё больше привлекает туристов и делает достопримечательность уникальной.

Исторические моменты

  • Возведён в память императора Александра Второго. На этом месте, в 1881 году, на него было совершено покушение, после которого он скончался.
  • Храм построен на пожертвования, которые собирала вся страна.
  • Строительство проходило 24 года с 1883 по 1907 гг. Само здание возведено за 14 лет, а остальное время шли мозаичные работы внутри и снаружи.
  • Архитектора для проекта выбирали с помощью конкурса. В нём участвовало много известных людей того времени. Победитель выбран Александром Третьим только после третьего отбора, им стал Альфред Парланд.
  • В работе использовались современные технологии, поэтому здание полностью электрифицировано.

Внешний вид

Собор – эталонный образец «русского стиля». Это направление основано на зодчестве 16-17 веков. Представляет собирательный образ архитектуры православных храмов того времени. Имеет 9 глав, часть из которых позолоченная, а вторая – эмалированная. В основе построен четверик, так называли четырёхгранное помещение для храма в допетровское время. В западной части находится колокольня. Одно из главных достоинств Спаса на Крови – внешняя отделка. В ней использовался: красный кирпич, позолоченная медь, эмаль разных цветов, разнообразная мозаика, гранит, мрамор и другие материалы. Над входами расположены мозаичные панно с евангельскими сюжетами.

Вы сразу заметите сходство Спаса на Крови с собором Василия Блаженного в Москве. Этот памятник архитектуры стал главным вдохновением для строительства петербургской достопримечательности .

Что посмотреть внутри

  • Главная святыня храма – участок дороги, на которой погиб Александр Второй. Это булыжная мостовая с решёткой и тротуарной плиткой с Екатерининского канала. Место никуда не переносили, а просто вокруг него и начали строительство. Над святыней установлен, украшенный объёмными узорами шатёр из яшмы с крестом.
  • Внутри расположено 7065 квадратных метров мозаики, что делает её одной из крупнейших коллекций в Европе. Она создавалась по эскизам более 30 выдающихся художников. Работы выполняла мастерская В.А. Фролова. Собор также называют «музеем мозаики».
  • Одни из ярких сюжетов на стенах: «Спаситель и «Богоматерь с младенцем» В.М. Васнецова. Интересно, что они написаны не по церковным канонам, но считаются шедеврами изобразительного искусства.
  • В оформлении храма было использовано более 20 материалов. В залах вы увидите: разноцветный мрамор, уральские самоцветы, порфир, яшму и т.д.
  • Так как собор воздвигнут в честь царя-мученика, Александра Второго, то под сводами вы найдёте икону его покровителя – святого Александра Невского. А также изображения покровителей всех членов императорской семьи.

В первые годы правления большевики не выделяли деньги на содержание храма. Служители долго отстаивали свою позицию, но в 1930 году Спас был закрыт. Затем вынесен приговор: разобрать здание до основания. Но война помешала осуществлению задуманного. В непростое время для страны в помещениях собора был морг для военных жертв. После 1945 года Собор Воскресения Христова на Крови принадлежал Малому театру, который хранил в нём декорации для спектаклей. И только в 60-хх государство забрало его назад. Позже сделало филиалом музея «Исаакиевский собор». Аварийное состояние помещений требовало реставрации, начавшейся в 80-хх гг. В 1997 г. он открылся для посещения, а в 2004 г. возобновились богослужения.

@dr_ankit_chakrawarti

  • Во время революции верующие жители города сняли кресты с куполов Спаса на Крови, и положили на дно канала Грибоедова. Так они спасли их от большевиков. Золотые ценности были найдены строителями только в годы реставрации по наводке случайного прохожего.
  • В 1970-хх гг установлены строительные леса. Они там находились долгие годы, поэтому петербуржцы шутили, что пока леса будут окружать храм, советская власть будет править. Строительные работы были закончены на кануне 1991 года, перед сменой государственного режима.
  • В сооружении находят и мистическую сторону. Можно заметить нехристианские символы, которые ещё раз указывают на почести Александра Второго. Высота центрального сооружения 81 м, смерть царя была в 1881 г. Высота главного купола 63 м такая же, как и возраст, в котором умер император. Над крестом в колокольне возвышается корона, а по всему храму расположились гербы русских городов и двуглавый орёл.
  • Существует поверье, что в соборе есть икона, на которой со временем проступают даты. Они являются переломными в истории России. Например, виднеется 1917 г – революция и свержение власти, 1941 г – начало войны и 1953 г – убийство Сталина и государственный переворот. Остальные числа, пока видно нечётко.
  • Петербуржцы называют Собор Воскресения Христова на Крови «нерушимой церковью». Правительство пыталось её взорвать в 1941 и в 70-хх гг, но что-то всё время мешало. В начале 20 века её было велено разобрать. А во время реставрации в стене найден невзорвавшийся немецкий снаряд. В городе были уничтожены десятки церквей, но эта осталась невредимой.

Адрес : Набережная канала Грибоедова, 2. Ближайшая станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета : для граждан РФ и Белоруссии – 250 рублей для взрослых; 50 рублей для пенсионеров, студентов и учащихся; до 7 лет вход бесплатный. Аудиогид на разных языках – 100 рублей.

Часы работы : каждый день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон с 27 апреля по 30 сентября в соборе проводятся экскурсии «Спас на Крови в белые ночи» с 18:00 до 22:30. Стоимость 400 рублей. Кассы закрываются в 22:00.

График богослужений : по субботам и воскресеньям в 7:30 – божественная литургия; по субботам в 18:00 – всенощное бдение.

Немного истории.

1 марта 1881на берегу Екатерининского канала, недалеко от Михайловского дворца, бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким, был смертельно ранен царь освободитель Александр II. На этом месте на средства собранные по всей России по проекту архитектора Альфреда Парланда был построен храм-памятник царю-мученику - собор Воскресения Христова или Спас на Крови. Храм строился долгих 24 года по указу сына погибшего монарха, начиная с 1883 года, и был освещен в 1907 году при его внуке.


Неорусский архитектурный стиль храма вобрал в себя композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля 17 века.
Вид со стороны Невского проспекта.

До 1917 года храм не был приходским и находился на государственном содержании. Вход в него осуществлялся по пропускам Здесь проходили отдельные службы памяти Александра II и ежедневные проповеди. В виду недостатка средств в 1919 году при храме для его поддержания был сформирован приход, затем в 1922 храм был передан Петроградской автокефалии, в 1923 году стал кафедральным собором староцерковной Петроградской епархии и с конца 1927 года до закрытия в 1930 году был центром иосифлянства в Ленинграде.

В 1938 году было принято решение о сносе храма, но война помешала этим планам. Во время блокады здесь был морг, в помещения храма свозили умерших ленинградцев. После войны в храме был устроен склад декораций Малого театра. В апреле 1971 года находившийся в аварийном состоянии храм был передан на баланс музея "Исаакиевский собор". В 70-е годы в нем начались подготовительные предреставрационные работы, а в 80-х годов - реставрация, первый этап которой закончился в 1997 году. Ровно через 90 лет после освещения храм открыли для посетителей.

Рядом с храмом находится часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, построенная по проекту архитектора А. Парланда. Она использовалась для хранения икон и прочих даров поднесенных в память о кончине Александра II.

Со стороны Михайловского сада храм окружает великолепная чугунная ограда отлитая на заводе Карла Винклера по проекту Альфреда Парланда.

Вид на восточные пределы храма со стороны Михайловского сада.

Уникален интерьер храма. Вся его внутренняя поверхность площадью около 7 тысяч квадратных метров, стены, столбы и своды, покрыта мозаикой. Мозаичный композиции создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригинальным эскизам 30 художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.Н. Харламова, Н.А. Бруни и других.

Билет на посещение храма стоит 130 руб. В эту стоимость входит обязательная экскурсия. Экскурсионные группы формируют на входе. Для этого приходится некоторое время ждать пока соберется нужное количество людей. Но это в ноябре, думаю летом ждать придется в очереди на вход. Фотографирование разрешено в том числе с использованием вспышки. Хотя от применения вспышки в таком огромном помещении толку мало. После экскурсии по храму можно походить самостоятельно.

Над местом, где был смертельно ранен Александр II установлена так называемая сень изготовленная из яшмы различных цветов.

Под сенью сохранены часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой на которые упал смертельно раненый царь.

Главный предел храма с иконостасом. Над иконостасом мозаика по эскизу Харламова "Христос во славе" и еще выше "Преображение" Кошелева.

"Христос Пантократор" Н.Н. Харламова в главном плафоне храма. Под ним "Преображение" Н.А. Кошелева.

Северная стена. В верхней части сцены чудес Христовых "Исцеление сухорукого", "Хождение по водам", "Исцеление бесноватого отрока" выполненные по эскизам А.П. Рябушкина. Ниже "Исцеление слепых" А.А. Кисилева и "Призвание апостола Матфея" и "Беседа Христа с самарянкой" А.П. Рябушкина.

Нижняя часть поближе.

Северный киот. Изготовлен из розового родонита, коргонского порфира и различных яшм. В центре мозаика "Александр Невский" по по эскизу М.В. Нестерова.

Иконостас. В центре "Евхаристия" Н.Н. Харламова. Слева и справа от нее мозаики "Богоматерь" и "Спаситель" по эскизам В.М. Васнецова.

Южный киот выполнен из тех же камней, что и северный. В центре мозаика "Воскресение Христа" по эскизу М.В. Нестерова.

Южная стена. Сверху в центре "Крещение Христа" И.Ф. Порфирова. Слева и справа от нее мозаики по эскизам В.И. Отмара "Се агнец божий" и "Отрок Иисус в храме". На сводах и столбах парные мозаики апостолов, святых и мучеников.

Южная стена, нижняя часть. "Явление ангелов пастырям", "Рождество Христово" И.Ф. Порфирова и "Сретение" В.И. Отмара.

Плафон над южной стеной с мозаикой по эскизу В.В. Беляева "Нагорная проповедь".

Правая часть южной стены. В центре мозаика по эсикзу В.И. Отмара "Поклонение волхвов".

Плафон над западной стеной с мозаикой по эскизу В.В. Беляева "Въезд в Иерусалим".

Предел храма над северным киотом.

Пол под главным плафоном.

Своды алтарной части.

Левая часть западной стены.

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II. В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877-1878). Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи…

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным. Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое. Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется…

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас - самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спас итель). А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Сегодня «Храм Спаса на крови» — единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 кв.м. Внешние стены и все внутреннее убранство храма покрыто мозаичным ковром из икон и орнаментов.
Источник фото: skyscrapercity.com

Несокрушимый храм

Судьба храма была непростой. Петербуржцы и экскурсоводы при упоминании храма обожают употреблять слово «заговоренный» или несокрушимый, и этому есть свое объяснение.

Сразу после революции, как и все православные храмы, а также объекты символизирующие царскую эпоху правления, его предполагалось взорвать или разрушить. Но по непонятным причинам он был всего лишь разграблен — серебро и эмалевые росписи были украдены, а большая часть мозаики пострадала от рук вандалов.

В ноябре 1931 года. комиссией по вопросам культов было принято решение разобрать храм по частям, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», однако это решение по необъяснимым причинам было отложено, вплоть до 1938 года, когда этот вопрос был снова поднят этой же комиссией. Решение было принято — взрыв храма было запланировано на лето 1941 года. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже - как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

Следующая попытка советских властей избавиться от храма была предпринята в 1956 году. Причина — он мешает строительству новой магистрали. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход. Но и это попытка не увенчалась успехом, очевидно уникальный памятник архитектуры отстояли историки и архитекторы.

В 60-х годах, в главном куполе храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Авиабомба весом в полтонны как бы лежала на руках Спасителя, прямо в евангельском тексте «мир вам».

В 1970 году советскую власть удалось окончательно разубедить раз и навсегда сносить один из самых исторически важных и культурно значимых объектов Санкт-Петербурга. В 1971 году храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор». В это же время началась реставрация храма, растянувшаяся на десятилетия. Горожане и туристы привыкли к виду храма, окружённого лесами.

В 1986 году была очень популярна песня Александра Розенбаума «Налетела грусть», воспевающая Питер. В ней упоминается также и храм Спас на Крови, и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

В середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

18 октября 1883 года на месте убийства императора Александра II в Петербурге был заложен храм Спаса на Крови. Строительство продлилось 24 года. Сейчас этот памятник русской архитектуры - один из главных достопримечательностей Северной столицы и красивейших храмов страны. С ним связано множество загадочных историй и невероятных фактов..

Окровавленные камни

Изначально на том месте, где был смертельно ранен император Александр II, хотели построить небольшую часовню. Сын же убитого царя, Александр III, приказал возвести здесь просторный и величественный храм. Он распорядился, чтобы внутри храма сохранились камни мостовой, на которые пролилась кровь его отца. Эти камни остаются в стенах храма по сей день, а вместе с ними - плиты тротуара и фрагмент решетки Екатерининского канала (теперь - канал Грибоедова, прим.ред.), которые помнят день убийства царя.

Мистика чисел

Высота центрального сооружения храма - 81 метр. Это число соответствует году гибели Александра II - 1881. Еще один купол Спаса на Крови возвышается над мостовой на 63 метра. Эта цифра - возраст императора на момент смертельного ранения. Историки считают это простым совпадением, однако любители городских легенд убеждены, что никакой случайности здесь нет.

Коллекция мозаик

Храм Спаса на Крови известен также и своей коллекцией мозаик - одной из крупнейших в Европе. Площадь мозаичного покрытия на стенах храма поистине впечатляет - более 7 тысяч квадратных метров! Мозаика украшает даже иконостас. Над созданием такого роскошного убранства трудились лучшие художники - Нестеров, Васнецов, Рябушкин и другие - более 30 человек. Эта кропотливая работа заняла много времени даже у таких мастеров и задержала освящение храма на целых 10 лет.

Колеекция мозаик в храме - одна из крупнейших в Европе. Фото: Commons.wikimedia.org

Кресты под водой

После революции большевики сняли колокола с храма. Ходит легенда, что жители города решили спрятать кресты, чтобы их не отправили на переплавку. Кресты опустили на дно канала Грибоедова. Как впоследствии оказалось, горожане не напрасно переживали о судьбе храма: советская власть трижды собиралась разобрать Спас на Крови, но это намерение так и не было реализовано. Когда храму уже ничего не угрожало, кресты никак не могли найти. Об их местонахождении реставраторам рассказал случайный прохожий. Его слова подтвердились. Кресты подняли со дна канала, вернули на свое место и больше не снимали с куполов.

Блокадный морг

Во времена блокады в стенах Спаса на Крови открылся Дзержинский районный морг. Сюда из центра города свозили тела ленинградцев, погибших от голода и при артобстрелах. После прорыва блокады храм приспособили под овощехранилище, благодаря чему в народе его стали называть «Спасом на Картошке». В этом не было никакой иронии: картофель в буквальном смысле спас тысячи ленинградцев от голодной смерти.

Снаряд под куполом

В 1961 году реставраторы обнаружили в центральном куполе храма немецкий фугасный снаряд. Он пролежал здесь, не разорвавшись, со времен Великой Отечественной войны - целых 20 лет! 150-килограммовый снаряд пробил купол Спаса на Крови, но застрял в перекрытии свода. Отсюда его извлекала целая бригада бывших саперов и реставраторов. Снаряд благополучно достали из купола и взорвали в районе Пулковских высот.

Пророческие леса

В 1972 году началась масштабная реставрация Спаса на Крови. Она продлилась четверть века - 25 лет. На протяжении двух десятилетий храм был закрыт строительными лесами. Над затяжным ремонтом даже стали иронизировать. Так, Александр Розенбаум исполнил песню, в которой признался, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе же шутили: когда с храма, наконец, снимут строительные леса, Советский Союз развалится. Интересно, но именно так и произошло. Леса убрали в 1991 году.

Спас на Крови нередко сравнивают с храмом Василия Блаженного в Москве. Фото: