Это историческое сооружение является свидетелем многих событий в древнейшем Константинополе (нынешнем Стамбуле) и имеет многовековую историю, насыщенную событиями: войнами, пожарами, землетрясениями, разрушениями.

Достопримечательность указывается почти во всех туристических буклетах, так что можно представить какой популярностью это место пользуется у туристов.

Вконтакте

Собор Софии Константинопольской открылся для прихожан в 537 году, спустя почти 6 лет с момента, когда был заложен первый камень при закладке святыни. Какие знания потребовались строителям собора святой Софии? При строительстве были использованы фрагменты других разрушенных храмов, колонны из храма Артемиды, золото, серебро и драгоценные камни.

Даже иностранные послы, приезжавшие в Константинополь, замирали от восхищения перед храмом святой Софии Константинопольской. Собор этот впоследствии не единожды горел, но каждый правящий император того времени повелевали отстраивать святыню заново.

После завоевания Константинополя (1453 год) собор Св Софии в Константинополе стал мечетью Айя-София. В начале 20 века турецким правительством было принято решение превратить Айя-Софию в музей.

У этой стамбульской достопримечательности несколько названий: Айя-Софья, Софийский собор, собор святой Софии Константинопольской. В переводе с греческого «айя-софья» означает «священная премудрость».

На первый взгляд собор Айя-София ничем не примечателен и не имеет особых украшений – обычное здание в традиционном стиле, коих в Турции очень много. Но если попасть сначала во внутренний дворик, а затем пройти внутрь здания, то понимаешь, что вся красота – внутри.

Даже по меркам современности здание поражает своими размерами: 75 на 68 метров, диаметр огромного купола – 31 метр, высота от пола 51 метр. На строительстве использовался труд более 10 тысяч рабочих, а строительные технологии и удачные дизайнерские решения стали впоследствии с успехом применяться в мировой архитектуре.

Первоначально собор выглядел совсем не так, каким его привыкли видеть сегодня. Ранее собор выглядел как здание с большим куполом и целым рядом пристроек по бокам. В 15 веке (после завоевания Константинополя) крест на куполе сменился на золотой полумесяц, и Собор стал Мечетью Айя-София.

К основному зданию пристроили 4 минарета по углам (кстати, минареты строились в разное время разными султанами, поэтому три минарета из белого камня, а четвертый – из красного кирпича). После многочисленных пожаров и разрушений в 16 веке мечеть было решено отреставрировать и укрепить, дополнительно были пристроены каменные контрфорсы, которые служили некими опорами во избежание «сползания» здания. А после 16 века к зданию начали пристраивать еще и усыпальницы великих султанов.

дают возможность получить высококвалифицированную помощь и консультацию в интересующем вас вопросе.

Аспендос исторический город, от которого остались лишь незаметные крупицы. Более детальную информацию ищите на этом .

Внутренняя отделка поражает своим великолепием. Сводчатые потолки украшены фресками и лепниной. После того, как Константинополь был завоевал турками, все фрески в соборе были замазаны штукатуркой, поэтому они так хорошо сохранились до наших дней, когда в ходе реставрационных работ слой штукатурки был снят и фрески снова были явлены миру.

Из-за цвета мрамора первые два этажа собора святой Софии в Константинополе кажутся темно-серыми, почти черными. А ближе к куполу, особенно верхние ярусы, отливают золотом – из-за тепло-золотого цвета фресок и росписей на куполе.

Пол выложен черно-серой плиткой, которая местами потрескалась и провалилась – эти места огорожены специальными лентами. Стены щедро украшены мозаикой византийского периода. В основном это орнаментальная мозаика, но в более позднее время стали появляться изображения святых и сцены христианской жизни.

Особенно ценится историками мозаичное изображение Божьей матери , которое можно увидеть на апсиде (полукруглая ниша со сводом у алтаря). Мозаика выполнена, как и все другие, на золотом фоне, одежда богоматери имеет темно-синий цвет, и это сочетание темно-синего с золотым отражает дух византийского величия.

Очень хорошо сохранился алтарь и апсид, рядом можно увидеть султанскую ложу (там во время богослужений находился султан с сыновьями и приближенными), а напротив находилась ложа для женской половины семьи султана. Важным элементом оформления внутреннего убранства являются огромные панно на стенах, выполненные в классических традициях османской каллиграфии.

Музей знаменит также огромной коллекцией старинных икон , относящиеся к разным периодам развития христианства, а также предметов христианского культа. У Айя-Софии есть и свои особенности:

На фото собора Святой Софии в Стамбуле (Константинополе), которые можно найти в огромном количестве, четко видны уникальные фрески, мозаики и прочая отделка строения.















Создавая новую столицу, распространяя новую религию, император Константин Великий первым делом начинает строительство главного храма христианской империи. Для этого он в 325 - 328 гг. перестраивает старый языческий храм в пятинефную базилику. Большая базилика посвящается Святой Софии - Премудрости Божьей.

Но языческие боги очень сильно сопротивлялись новой религии.

Храм Константина Великого сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь на этом месте церковь была уничтожена пожаром 415 года.

В том же 415 году император Феодосий ll велел выстроить на этом месте новую большую пятинефную базилику, богато украшенную мрамором, с двухъярусными галереями. Но до величия сегодняшней Святой Софии этому храму было еще очень далеко.

Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания "Ника".

Через месяц после разрушения базилики император Юстиниан начинает строительство нового храма Святой Софии. По его замыслу, этот храм должен был стать величайшим христианским храмом Византии .

Этот храм пережил разрушения, землетрясения и войны.

Святая София простояла почти 1500 лет, более тысячи лет оставаясь самым большим храмом в христианском мире.




Остатки базилики 415 года во дворе Святой Софии

Император Юстиниан для постройки храма приглашает двух прогрессивных механиков того времени - Исидора Милетского и Анфимия Тралльского (ранее они построили ). На строительстве храма ежедневно трудилось 10 000 рабочих под руководством 100 мастеров.

Построить такое высокое здание невиданых в то время размеров и перекрыть его огромным куполом в сейсмически опасном районе - задача не из легких.

Печальный опыт предыдущих построек заставил Исидора и Амфимия искать новые пути решения проблем.

Решено было установить главный купол на 4 арки, каждая шириной 31 м. Но широкие и высокие арки могут разрушиться под собственным весом еще до установки на них тяжеленного купола. Необходимо было найти легкий и прочный материал для строительства.

В более ранних римских постройках для этого добавляли в раствор вулканический пепел и пемзу - пуццолан. Но вблизи Константинополя таких материалов не было, а сроки строительства не позволяли возить их издалека.

Наиболее подходящим и доступным строительным материалом оказалась глина с острова Родос, обладающая какими-то особыми свойствами. Кирпичи-плинфы из этой глины обжигались при низких температурах. При таком обжиге в кирпичах образовывалось много пор, плинфа была такой легкой, что не тонула в воде.


Византийская кладка.

Известковый раствор между кирпичами Святой Софии намного толще, чем в современных кладках, в нем много битого кирпича. Купол и его арки в большей степени состоят из усиленного раствора, чем из плинфы.

При изготовлении строительного раствора смешивали не морской, а речной песок с известью. А особую прочность строительному раствору придавал, по легенде, секретный ингредиент - экстракт листьев ясеня.

Раствор и кирпич сделаны из одного материала и после затвердевания кирпич крепко схватывается с раствором, а если в здании образуются мелкие трещины, со временем они самостоятельно затягиваются.

Касаясь главных арок только в 4 точках, громадный купол мог расколоться под собственной тяжестью. Чтобы это не произошло, архитекторы между арками разместили треугольные вогнутые паруса, чтобы вес купола распределился равномерно. Это было прогрессивное решение для того времени.


Шестикрылые серафимы на парусах.

Для укрепления главных арок используются полукруглые арки боковых проходов вокруг главного нефа:

Однако вес этой конструкции был такой, что все арки потеряли свою полукруглую форму еще до установки купола, гигантские колонны изгибались, их верхушки растрескивались, а квадратное основание купола перестало быть квадратным. На него уже невозможно было установить круглый купол, который бы равномерно распределял вес по всем опорам.

Император торопит строителей и архитекторы решают построить менее прочный эллиптический, уплощенный купол на цилиндрическом основании с 40 окнами.

Храм представляет собой базилику длиной 77 м и шириной 72 м. Чтобы перекрыть куполом такое пространство, архитекторы прибегли к обману зрения. Они добавили постройки с каждой стороны и накрыли их полу-куполами, выходящими из главных арок. Эти полу-купола поддерживают главные арки, а значит и главный купол. А у этих полу-куполов есть еще свои дополнительные полу-купола меньшего диаметра.

Такая сложная система куполов позволила перекрыть огромный неф, не увеличивая диаметр главного купола.
Многочисленные окна у основания куполов освещают храм, создавая причудливые пересечения потоков света. Главный купол словно парит в воздухе.

После установки купола началась внутренняя отделка собора. Стены и полы покрывались мрамором, капители колонн - тонкой резьбой.


Амфилион - место, где венчали на трон императоров Византии .


Капители колонн.

Для украшения храма в процессе строительства широко использовались мраморные колонны - как новые, так и привезенные из разных старых храмов. Из Рима из храма Солнца привезли 8 порфировых колонн, а из Эфеса 8 колонн из зеленого мрамора.

Колонны устанавливались на свинцовые пластины, игравшие роль амортизаторов при землетрясении. Такие же пластины были на вершине колонн.
Прошло почти 1500 лет, а колонны стоят.

В храме были установлены 427 статуй, створки главного входа были выполнены из окаменевшей древесины Ноева ковчега .

Все императоры Византии считали своим долгом разыскивать по всему свету христианские и библейские реликвии и святыни и доставлять их в Константинополь всеми правдами и неправдами. Ну а если реликвию разыскать не удавалось, то... все равно ее надо было доставить в Константинополь. Легенды должны были иметь материальное подтверждение.

Для украшения храма использовались золото, серебро и слоновая кость. Выкладывались мозаичные панно.
Мозаики вначале были не такие красочные, как сегодня - просто изображали крест на золотом фоне, или орнамент. Панно с семейными портретами императоров были созданы века спустя.

Строительство храма поглотило три годовых дохода Византийской империи.

27 декабря 537 года Юстиниан вошел в свой новый храм во главе большой процессии. "Соломон, я превзошел тебя!" - хвастливо воскликнул император, имея в виду легендарный Иерусалимский храм.

Храм Юстиниана простоял 20 лет.

В 557- 558 гг. произошли сильные землетрясения и цилиндрическое основание купола разрушилось, что привело к обрушению купола.
Восстанавливал храм племянник Исидора - Исидор младший. Он решает избавиться от цилиндрического основания и несколько изменяет форму купола, делая его более круглым, менее плоским, а значит, более прочным. А главное - он не спешит. На ремонт купола у него ушло 4 года. Опалубка, поддерживающая центр купола, простояла целый год, пока раствор полностью не схватился.

Купол Исидора младшего простоял уже более четырех столетий.
Но огромный купол Святой Софии всегда был самым слабым звеном строения.

В 989 году мощное землетрясение опять разрушило главный купол собора. Здание подперли контрфорсами, обвалившийся купол восстанавливал армянский архитектор Трдат. Его купол получился еще более выпуклым и простоял уже более 1000 лет - до сегодняшнего дня.

Прекрасные мозаики Святой Софии создавались с середины lX века до конца Xlll века, после победы иконопочитателей над иконоборцами. Рядом с ликами Спасителя, Богородицы и святых императоры не забывали оставить на память потомкам и свои портреты.


Тронное изображение Богородицы в апсиде.

От мозаики Vl века на этой картине остался только золотой фон, изображение Богородицы и Младенца были уничтожены в период иконоборчества и восстановлены во второй половине lX века.

(А передеру-ка я картинки из Википедии , ввиду плохого качества своих фотографий)


Архангел Гавриил сбоку от Богородицы Император Александр


Император Лев Vl преклоняет колени перед Спасителем (X - Xl вв)


Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей (середина Х в.)

На мозаичном панно император Константин Великий приносит в дар Богородице Константинополь , а Юстиниан - храм Святой Софии.
Константинополь всегда считался городом Божьей Матери и находился под Ее защитой, а выражение "Град Твой, Богородице" служило синонимом слова Константинополь.


Константин Мономах и императрица Зоя перед Спасителем .

У императрицы Зои (а правила империей именно она) было три мужа. На мозаичном панно при смене мужа, она каждый раз велела менять его портрет. Для этого два раза сбивали изображение головы у императора.


Император Иоанн Комнин и императрица Ирина перед Богородицей


Деисус. Богородица и Иоанн Креститель в Судный день просят Иисуса Христа смилостивиться над человечеством (вторая половина Xlll в.) (Деисус с греческого переводится, как прошение, моление).

Несмотря на то, что от этой мозаики сохранилась только одна треть, перед ней всегда больше всего посетителей.

За долгую жизнь Святая София была свидетелем многих событий. Здесь венчались на трон императоры Византии . Здесь приняли крещение киевский князь Аскольд и княгиня Ольга. Византийская принцесса Анна стала женой киевского князя Владимира и условием этого брака было крещение Владимира и всей Руси.

16 июля 1054 года в соборе Святой Софии константинопольскому патриарху была вручена отлучительная грамота от папы римского. Так католицизм отделился от православия.

В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами и разграблен братьями по вере. Разграблению подвергся и собор Святой Софии. Среди множества сокровищ, вывезенных из собора была, хранившаяся здесь, Туринская Плащаница.

В 1453 году, после падения Константинополя , собор Святой Софии был превращен в мечеть Айя София. К зданию были пристроены 4 минарета и несколько изменен интерьер. Все мозаики были замазаны штукатуркой, развешены огромные круглые щиты из ослиной кожи, на которых написаны имена Аллаха и его пророков.


Построен михраб в апсиде, указывающий направление на Мекку .


Сооружен навес для муэдзина .


Построены минбар - место, где имам читает проповеди и...



...роскошная султанская ложа.


Привезены эллинические кувшины из Пергама.

На протяжении многих веков лучшие архитекторы османских султанов изо всех сил старались превзойти христианский храм по грандиозным размерам, высоте и диаметру купола, красоте и значимости. Но - тщетно.

Все мечети Стамбула копируют внешний вид Святой Софии, но остаются всего лишь копиями.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя София стала музеем, с мозаик счищены слои штукатурки, убраны круглые щиты с исламскими надписями (правда, после смерти Отца турок, щиты повесили вновь).

Тысячи туристов со всего мира выстаивают огромные очереди, чтобы прикоснуться к былому величию древней Империи.


Супер сооружение древности - Айя София в Стамбуле .

Продолжение следует...

Константинополь , Византия , Стамбул , Турция .

Когда входишь в Святую Софию, понимаешь, что чувствовали послы Владимира Красно Солнышко, которые, посетив православное богослужение в Константинополе, не могли понять "на небе они были или на земле". Даже сегодня, потеряв большую часть своих золотых мозаик, будучи превращенной в музей с толпой туристов и обязательными сувенирами на входе и выходе, София сохранила какую-то непередаваемую атмосферу "того самого храма", в который стремились попасть паломники со всего христианского мира. В этой заметке я попробую показать, какой Святую Софию видели люди до того, как Константинополь был завоеван турками, и она была обращена в мечеть.

Вход в Святую Софию через царские врата.

Заметка написана на основе книги С. Иванова "В поисках Константинополя".

Внешний вид храма Святой Софии.

Рассматривая внешний облик Святой Софии сложно абстрагироваться от минаретов. Они, конечно, искажают впечатление от храма, но София и в византийское время была со всех сторон обстроена помещениями, с которыми ее соединяли внутренние проходы.

Реконструкция части Константинополя, включающей Большой дворец, храм Святой Ирины, храм Святой Софии и ипподром (по Giroux-A. Vogt).


Источник: http://www.ec-patr.org/mones/fanarion/ENG/a-period-eng.htm

Реконструкция храма Святой Софии и окружающих его зданий (по A. Pasadaios)


Источник: http://www.ec-patr.org/mones/fanarion/ENG/a-period-eng.htm

На стене храма до сих пор можно увидеть следы от примыкавших к ней высоких сводчатых помещений патриаршего дворца.

Вид на южную стену Святой Софии.

Минарет сейчас находится как раз на том месте, где была винтовая лестница, которая вела в покои патриарха.

Минарет на месте лестницы в покои патриарха.

Сегодня здание не производит впечатление особенно высокого. Однако храм 900 лет удерживал рекорд самого высокого здания в мире по высоте внутреннего пространства - побил его только флорентийский Дуомо в 1436 году.

Внешний вид храма Святой Софии.

Нынешнее впечатление от храма во многом определяют пристроенные к нему в разные периоды контрфорсы, то есть мощные поперечные стены-подпорки. Главной их целью было спасти гигантскую постройку от землетрясений, а также остановить «разъезжание» стен и колонн под колоссальным давлением купола.

Самыми ранними контрфорсами считаются те, что пристроены к нему с западной стороны. Они датируются 9-10 вв.

Контфорсы с западной стороны храма.

Теперь в собор заходят через западные двери, но в древности (не позднее, чем с 7 в.) они отпирались только по большим праздникам.

Нартекс. Слева - открытые западные двери, справа - двери в неф.

Источник: Википедия.

Обычно в храм заходили через юго-западный вестибюль, там где сейчас находится выход.

Над этим входом до сих пор можно видеть мозаику с изображением Богородицы с младенцем на троне, перед которой, склонив головы, стоят: справа - император Константин, посвящающий Приснодеве город Константинополь, а слева - император Юстиниан, подносящий ей же храм Св. Софии. Датируется эта мозаика 10 в.

Мозаика над входом.

Двери вестибюля отделаны бронзой лишь со стороны улицы. На дверях есть надпись «[Феофил] (уничтожена) и Михаил Победители». Император Феофил был иконоборцем и последующие иконопочитатели постарались вымарать все напоминания о нем.

Двери юго-западного вестибюля.

Источник: Википедия

Через бронзовые двери люди попадали в нартекс храма. (Нартекс - это нечто вроде "предбанника" (как бы приземленно это слово не звучало) - помещение, располагающееся с западной стороны и отделенное от основного объема храма. Туда могли входить не только оглашенные и кающиеся, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники).

Нартекс Святой Софии.


Источник: http://dibazolllll.livejournal.com/41582.html

Потолки здесь украшены золотыми мозаиками. Это изначальный, юстиниановский декор. Когда-то все поверхности храма были покрыты золотым ковром. Единственный вид орнамента, который позволили себе строители - это гирлянды цветов. Они и сейчас видны в арках оконных проемов.

Потолок нартекса.

Черные кресты с «каплями» на поперечных планках относятся уже к эпохе иконоборчества (8 -н ачало 9 вв.).

Потолок и окна нартекса.

Аляповатые пятна желтой краски - это следы реставрации 19 в.

Потолок нартекса.

Центральные двери, что вели из нартекса в основное помещение храма назывались Царскими и никто, кроме василевсов не имел права через них входить.

Царские врата

Источник: Википедия

Над царскими вратами расположена мозаика, изображающая Христа, восседающего на троне между двумя медальонами: в правом Богородица простирает к Нему руки в умоляющем жесте, в левом - архангел Михаил, глядящий прямо перед собой. Внизу же распростерся перед троном Христа император Лев VI Мудрый.

Мозаика над царскими вратами.

По обе стороны от Царских дверей на высоте человеческого роста сохранились ниши, в которых помещались две знаменитые (видимо, мозаичные) иконы. Той иконе, на которой изображался Христос, по преданию можно было исповедаться, если стыдно было идти к священнику. О популярности такой исповеди говорит ямка в мраморном полу слева от Царских дверей, протертая коленями грешников.

Пол под иконами

Купол Святой Софии словно парит над зданием.

Подкупольное пространство Святой Софии.

От центра купола расходятся сорок ребер, которые у основания разделены сорока окнами (четыре западных заложены во время ремонта 10 в.). Купол виден почти отовсюду в храме. На куполе заметны следы нескольких починок. По одной секции - с севера и с юга - относятся к самому первому ремонту, который пришлось делать после того как в 557 г. (вскоре после завершения строительства) землетрясение обрушило часть купола. Одна секция на западе была изготовлена во время второй реконструкции в 989 г., а одна на востоке - во время третьей реконструкции в 1346 г. Получившиеся в результате нестыковки особенно заметны на карнизе.

Купол Святой Софии.

Гигантское пространство все залито светом, и это при том, что контрфорсы заслонили собой многие окна. Изначально их было 214, а сейчас всего 181. Храм ярко освещался и изнутри: некоторые светильники спускались с потолка, другие - крепились на стенах или на колоннах.

Естественное и искусствоенное освещение Святой Софии.

На многих колоннах и сейчас можно заметить следы крепления светильников на уровне чуть выше человеческого роста.

Колонна с креплением в виде кольца.

Колонны в Святой Софии увенчаны не классическими, а особенными ранневизантийскими «корзиночными» капителями. Бронзовые воротники сверху и снизу многих колонн, как и протянутые иногда между ними свинцовые прутья были установлены в средневизантийское время - это следы усилий по выравниванию давления купола.

Колонны с бронзовыми воротниками и свинцовыми прутьями.

На капителях многих колонн можно рассмотреть вензеля: вперемежку «Юстиниан Император» и «Феодора Августа».

По центру капителей видны круглые вензеля.

Все стены нефа декорированы мраморными плитами. Каждая мраморная плита расщеплялась на две и разворачивалась как «книга», поэтому две соседние створки всегда образуют симметричный рисунок.

Мраморная плита, раскрытая как "книга".

Источник: https://plus.google.com/photos/103590228738112936103/albums?banner=pwa&gpsrc=pwrd1#photos/103590228738112936103/albums/5336808837052258497

Над входом в центральный неф (основное подкупольное пространство) с внутренней стороны расположена большая плита зеленого мрамора. На ней когда-то висела икона, изображающая сцену из жития Святой Феодосии.

Вид из собора на вход в неф.

Чуть выше этой плиты - сделанное в технике мраморной аппликации изображение Голгофского креста под балдахином в окружении двух растворенных и подвязанных занавесок (9-10 вв.). Возможно, эта картинка воспроизводит конструкцию, украшавшую алтарь храма. Сама эта конструкция, целиком изготовленная из драгоценных металлов, была похищена крестоносцами после взятия Константинополя в 1204 г.

Изображение Голгофского креста под балдахином.

В византийское время в Софии хранилось множество величайших реликвий христианства: от колесницы Святых Константина и Елены до сосуда с кровью и молоком (!) Святого Пантелеймона. Реликвии были выставлены вдоль стен храма, в «простенке» между ними и колоннами, обрамляющими основное подкупольное пространство. Все паломники двигались строго в одном направлении - по часовой стрелке - чтобы не создавать давки.


Некоторые рекликвии закладывались в колонны - с западной стороны колонн, ограничивающих пространство южного нефа с северной стороны, хорошо видны прямоугольные проплешины со следами креплений.

Единственный сохранившийся до наших дней византийский объект паломничества - это колонна Св. Григория. Влажность, идущая из-под земли сделала камень хрупким, он уже в древности был забран металлическим коробом. Считалось, что потерев колонну, можно было получить исцеление от болезней. Десятки поколений паломников протерли дырку в металлическом футляре. Сегодня через нее руку к колонне просовываю туристы.

Очередь туристов к колонне Святого Григория.

В северо-восточном углу Софии, позади порфировых колонн, до сих пор сохранились кольца для портьер. За ними клирики готовились к Великому Входу (часть литургии, во время которой перенесение приготовленных Святых Даров с жертвенника на престол).

Кольца для портьер на потолке.

Алтарное возвышение, сейчас скошенное к югу, было таким образом перестроено турками для устройства мирхаба. В византийские времена оно было симметричным.

Апсида и алтарное возвышение.

Самые ранние из сохранившихся в Святой Софии фигуративных мозаик - это изображение Богоматери на полукруглом своде, перекрывающем алтарь, и архангела Гавриила на южном склоне свода (второй архангел на северном склоне практически утрачен). Они относятся ко 2-й половине 9 века.

Изображение Богоматери и архангела Гавриила.

Пространство под мозаику с фигурой Богоматери специально перестраивалось: во времена Юстиниана окна, прорезающие конху были еще больше.

Конха апсиды с окнами и мозаикой.

Изображение Богоматери сдвинуто влево, относительно центрального окна, Младенец на ее руках также развернут влево. Изгиб поверхности апсиды усиливает впечатление, что Божественная Семья смотрит на юг, туда, где во время богослужения находился император.

Вид на конху апсиды с юго-западного угла Храма, где во время Богослужения сидел император.

Где находился сам трон императора не вполне понятно. Справа от алтаря есть круг из порфира, но он чересчур мал, чтобы на нем мог поместиться престол. Здесь водружали крест Константина, когда его вносили в церковь перед шествующим туда императором.

Около юго-восточного опорного столба на полу выложен огромный круг из гранита в окружении кругов поменьше из красного порфира и зеленого мрамора. Иногда полагают, что императорский трон стоял здесь, но выложен этот круг был не ранее 14 в.

В литературе это место проходит как "омфал" - пуп земли.

У западной грани юго-восточного опорного столба на полу заметны следы квадрата 80х80 см - они также могут быть следом от трона.

Полы в Святой Софии беломраморные, значительная их часть сохранилась еще со времен Юстиниана. Из значительных утрат: исчезли три из четырех полос зеленого мрамора, которые уподобляли четырем райским рекам. Теперь в целости осталась только одна «река». Видимо, здесь находилась алтарная преграда, которая в те времена представляла собой невысокую ограду на колонках.

Рек (даже единственной сохранившейся) на фото не видно (и в живую мы тоже не нашли) - видимо, она спрятана под алтарным возвышением.

Над святым престолом висело много корон, в разные века пожертвованных императорами храму. В Византии не существовало специального и единственного царского головного убора. Корон было множество на разные случаи, причем носили их и даже заказывали не только сами императоры, но и их родственники.

Апсида, перед которой когда-то был расположен алтарь.

Все четыре арки, образовывающие маленькгий купол в юго-восточном углу храма снабжены крепящимися к потолку кольцами, по 9 штук с каждой стороны. С колец до полу свешивались драгоценные занавески, огораживая так называемый мираторий - особое пространство, где император мог находиться во время литургии, оставаясь невидимым для подданных.

Еще раз покажу план, чтобы сориентироваться на местности.

Западнее миратория в южном нефе стояли за литургией высшие должностные лица Империи.

Вид на подкупольное пространство и южный неф.

На галерее второго этажа изначально стояли еще не принявшие крещения «оглашенные». Но с тех пор как крестить византийцев стали в младенчестве, слово утратило смысл и на втором этаже обычно находились женщины.

Галерея второго этажа

Женщины поднимались наверх по пандусу, расположенному в северо-восточном углу храма.

Подъем на галереи второго этажа.



Визитной карточкой Стамбула, подобно Эйфелевой башне Парижа, является мечеть Айя-София, в настоящее время превращенная в музей. Долгое время, более 1000 лет, это был самый большой христианский храм, пока в 1926 году в Риме не появился собор Святого Петра.

1. Храм полностью сгорел... дважды


Этот православных храм был заложен в 330 году в Константинополе императором Константином Великим, но через 75 лет уничтожен в огне пожара. В 415 году церковь отстроили заново, а в 532 году, во время народного восстания “Ника”, она опять сгорела.

2. Император Юстиниан реконструировал храм


Начиная с 527 года, Константинополем в течение 38 лет управлял император Юстиниан, очень много сделавший для расцвета Византии. По его приказу спустя пять лет после восстания “Ника” церковь вновь отстроили.

3. Храм несколько раз менял название


Во времена Византии этот православный собор называли Великая София из-за её огромных размеров или Собор Святой Софии. Но после захвата столицы Византии в 1453 году турками собор превратили в османскую мечеть под названием Айя-София. Сегодня же это всемирно известный музей византийского зодчества Айя-София - самая посещаемая не только в Стамбуле, но и во всей Турции достопримечательность.

4. В 558 году пришлось заменить купол


Одним из украшений собора являлся центральный купол высотой 160 футов и диаметром 131 фута, но в результате землетрясения 558 года он был разрушен. В 562 году купол восстановили. Он стал еще выше, и для его укрепления установили несколько куполов меньшего размера, а также построили галерею и четыре большие арки.

5. Святая София и Храм Артемиды в Эфесе


В Константинополь их разных уголков империи свозили дорогие строительные материалы, а также уцелевшие фрагменты античных строений. Так, для укрепления и украшения интерьера церкви использовались колонны, привезенные из разрушенного Храма Артемиды в Эфесе.

6. Канон византийского искусства


В Византии старались сохранять вековые римские и эллинистические традиции в искусстве, архитектуре, литературе. Византийский правитель Юстиниан, возглавив серию городских проектов реконструкции после восстания “Ника”, начал с Собора Святой Софии. Новый собор полностью отвечал канонам византийского стиля, он был роскошен и великолепен - огромный купол на прямоугольной базилике, богатая мозаика, инкрустации из камней, мраморные колонны, бронзовые двери. Собор полностью отвечал канонам византийского стиля.

7. Борьба с идолопоклонством и Святая София


В период борьбы с идолопоклонством (приблизительно 726-787 гг и 815-843 гг) было запрещено производство и использование икон и религиозных изображений, в качестве единственного приемлемого символа был разрешен только крест. В связи с этим многие мозаики и картины в Айя-Софии были разрушены иконоборцами, вывезены или замазаны штукатуркой.

8. Энрико Дэндоло разграбил Айя-Софию


Во время четвертого крестового похода, направленного против Византии, при осаде Константинополя, знаменитый и влиятельный 90-летний дож Венеции Энрико Дэндоло, будучи слепым, победил православных христиан. Город и церковь были разграблены, много золотых мозаик вывезено в Италию. Дэндоло, после его смерти в 1205 году, был похоронен в Айя-Софии.

9. Византийский храм 500 лет был мечетью


Века завоеваний, осад, набегов, крестовых походов привели в 1453 году к падению Константинополя под натиском Османской империи. Город был переименован в Стамбул, византийский собор подлежал уничтожению, но султан Мехмед II, восхищенный его красотой, приказал преобразовать собор в мечеть.

10. Исламские элементы в храме


Для того чтобы использовать церковь в качестве мечети, султан приказал достроить в ней молитвенный зал, кафедру-минбар для проповедника и каменную ванну-купель. Также к ней было пристроено несколько минаретов, школа, кухня, библиотека, мавзолеи и султанская ложа.

11. Византийские мозаики спас Мехмед II


Вместо того, чтобы разрушить многочисленные фрески и мозаики на стенах Айя-Софии, Мехмед II приказал замазать их штукатуркой, на которую сверху нанесли исламские рисунки и каллиграфию. Впоследствии многие первоначальные фрески и мозаики были восстановлены швейцарско-итальянскими архитекторами Гаспаром и Джузеппе Фоссати.

12. Целительная сила «Плачущей» колоны


“Плачущая” колонна находится в северо-западной части церкви, слева от входа, и является одной из 107 колонн здания. Ее также называют "колонной желаний", «потеющей», «влажной». Колонна покрыта медью, и в середине имеет отверстие, влажное на ощупь. Многие верующие стремятся прикоснуться к ней в поисках божественного исцеления.

БОНУС

Кемаль Ататюрк сделал из Айя-Софии музей


Бывший офицер Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент и основатель современного турецкого государства, довольно прохладно относящийся к религии, принял решение об организации в храме Айя-София музея, и в 1935 году это было сделано.

Сложно остаться равнодушным, глядя на . Это просто великолепно!

Название : Ἁγία Σοφία / Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (el), Ayasofya (tr), Hagia Sophia (en)

Другие названия : Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София

Местонахождение : Стамбул (Турция)

Создание : 532-537 гг. (основана в 324г.)

Архитектор(ы) : Исидор Милетский и Анфимий Тралльский








Создатели главного храма Византийской империи Святой Софии использовали опыт римских зодчих и приемы местных строителей. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Центральный неф площадью 68,6х32,6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня; пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света. Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Хотя многие древние росписи и мозаики были утрачены, благородная простота здания сохраняет в веках таинственную силу византийского искусства. В наше время собор превратился в музей.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский

Архитектура храма

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона .
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора - массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
  6. Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

    Источники:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.