• Городская ратуша
  • Мемориал «Буйничское поле»


Контакты

Могилев: городской театр, католический собор Успения Девы Марии и еще 9 объектов


Свято-Никольский монастырь

375 222 22 83 30

Могилевская обл., г. Могилев, ул. Сурты, 19
Свято-Никольский монастырь

Координаты для навигации

53.899994, 30.333355

375 222 22 83 30

Факты

  1. Герб города представляет собой изображение трех серебряных башен на голубом фоне барочного щита, в средней башне расположился рыцарь в доспехах с поднятым над головой мечом. За всю историю Могилев имел три герба. Существующий в настоящее время – исторический, он был утвержден королем польским и великим князем литовским Стефаном Баторием в 1577 году.
  2. Могилев не раз принимал известных гостей. Здесь проходила встреча императрицы Екатерины II с австрийским императором Иосифом. Во время Первой мировой войны вместе со своей семьей в городе жил Николай II. Известно, что также бывал в Могилеве именитый военный и политический деятель Александр Колчак.
  3. Необычные достопримечательности скрываются во дворах Могилева. Уникальное местечко открывается перед глазами туристов, заглянувших между домами 59 и 61 по улице Ленинской, – настоящий «Московский дворик». Здесь можно увидеть детскую площадку, которая представляет собой мини-версию Кремля. А любителям русского колорита и пряников придется по нраву «Тульский дворик», расположенный у дома номер 45.
  4. Мало кому известна кровавая, но героическая история, произошедшая в Могилеве во время войны России и Речи Посполитой в 1661 году. На тот момент город на протяжении 6 лет был оккупирован армией царя Алексея Михайловича, которая постоянно творила бесчинства по отношению к горожанам. В итоге терпение лопнуло, 1 февраля 1661 года горожане в результате всеобщего заговора в одночасье вырезали весь русский гарнизон – около 7 тысяч, и захоронили на месте сегодняшней площади Орджоникидзе. Православная церковь предала Могилев анафеме, не снятой до сих пор.

Что посмотреть

  • Городская ратуша
  • Здание Могилевского драматического театра
  • Памятник звездочету с солнечными часами
  • Старинная застройка исторического центра города
  • Сохранившееся в первозданном виде здание вокзала
  • Никольский монастырь и церковь святого Николая
  • Бывший окружной суд, сейчас – краеведческий музей
  • Этнографический комплекс «Белорусская деревня XIX века»
  • Мемориал «Буйничское поле»

Старинный город Могилев вырос у берегов реки Днепр. На протяжении всей истории он боролся за свою индивидуальность, развивался стремительными темпами и даже претендовал на звание статуса столицы. Здесь разворачивались судьбоносные военные действия, не раз город был разрушен и горел. Но благодаря стараниям горожан Могилев, словно Феникс, возрождался снова и снова.

Сегодня это город, который без сомнений может похвастаться своей уникальностью. Здесь находится единственный в мире памятник звездочету, оригинальные дворики, красивейший драматический театр и другие запоминающиеся места. Стены городской застройки XVIII-XX веков пропитаны духом истории, а разнообразие представленных здесь архитектурных стилей ― находка для каждого. Ну а отдохнуть от городской суеты можно всего в нескольких километрах от Могилева, посетив этнографический комплекс «Белорусская деревня XIX века».

Улица Ленинская – одна из старейших улиц города, сегодня является пешеходной. Ее смело можно назвать настоящим музеем под открытым небом, именно здесь сохранилась историческая застройка XVIII-XX веков. В начале улицы стоит здание XIX века – бывшая городская управа. Рядом – городская ратуша, распахнувшая свои двери для посетителей в 1698 году. Ну а дом № 7 – это памятник архитектуры в стиле классицизм, построенный в 1790 году. Здесь же находится ансамбль XVI-XVII веков – комплекс построек Спасского монастыря.

Уникальные солнечные часы расположились на площади Звёзд в Могилеве – единственный в мире памятник звездочету. Вокруг памятника расположены 12 кресел, каждое из которых соответствует определенному знаку зодиака. Существует легенда, что если сесть в одно из кресел и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Всех гостей, прибывших в Могилев на поезде, встречает здание железнодорожного вокзала. Его торжественное открытие состоялось в 1902 году, тогда же отсюда отправился первый поезд. Первоначально станция задумывалась как пассажирская, что предусматривало строительство большого вокзала. Простая планировка с чертами позднего классицизма гармонично вписалась в городской ландшафт. Во время Великой Отечественной войны здание было частично разрушено, но уже в 1945 году его восстановили. Сегодня вокзал можно наблюдать практически таким же, каким его видел, например, поэт Сергей Есенин, который в течение года проходил здесь воинскую службу в должности военного санитара.

В конце XVII века в Могилеве начал формироваться театр. Собирая толпу зевак на рыночной площади, местные жители разыгрывали небольшие диалоги на злободневные темы. С течением времени возникла необходимость строительства собственного городского театра. На добровольные пожертвования горожан было возведено одно из самых красивых зданий в городе. По сей день Могилевский драматический театр функционирует, а на его подмостках выступило не одно поколение талантливых актеров.

В самом центре города величественно возвышается католический собор Успения Девы Марии, известный также как костел Святого Станислава. Массивное каменное здание построено на месте деревянной церкви 1636 года, сгоревшей во время большого пожара. Новый храм строили с 1738 по 1752 год. После пожара 1810 года была проведена реконструкция, в результате которой костел унаследовал черты классицизма: первоначальный фасад приобрел портик ионического ордера с четырьмя колоннами. Богатое художественное оформление интерьера выполнено в стиле позднего барокко, а стены декорированы фресковой росписью.

Строительство Никольского монастыря в Могилеве началось в XVII веке. На территории монастыря находится один из наиболее значимых памятников архитектуры барокко в Европе – церковь Святого Николая. Главный фасад покрывает лепной орнамент, а ниши и декоративные ложные арки гармонично вписываются в архитектурный ансамбль. Внутреннее оформление включает сюжеты на библейские и евангельские темы, орнаментальную живопись и фресковые композиции XVII века. Но в первую очередь внимание завоевывает четырехъярусный резной иконостас с позолотой, выполненный местными мастерами. Никольская церковь включена в реестр ЮНЕСКО. Кроме того, на территории женского православного Свято-Никольского монастыря находится церковь Святого Онуфрия, колокольня, жилой дом и другие постройки.

Здание бывшего окружного суда сегодня принадлежит Могилевскому областному краеведческому музею. Возведенная в 1778 году двухэтажная постройка в стиле классицизм первоначально предназначалась для размещения в нем врачебной управы, нижнего суда и архива. В результате боевых действий во время Великой Отечественной войны здание было частично разрушено, однако уже в 1950-е годы его восстановили и передали музею. На фасаде есть барельеф с изображением этнографа и археолога Евдокима Романова.

Всего в паре километров от города располагается этнографический комплекс «Белорусская деревня XIX века». Экспозиция под открытым небом предлагает гостям окунуться в атмосферу деревенской жизни. Здесь тщательно воссозданы домики ремесленников, где работают настоящие плотники и кузнецы, ткачи и вышивальщицы, гончары и пекари. Своими глазами вы увидите, как изготавливается мебель, посуда и поделки из лозы и соломки. Кроме того, понравившиеся изделия можно приобрести в магазине. Работает и ресторан, где под звуки народных мелодий можно отведать настоящий самогон и блюда национальной белорусской кухни .

Неподалеку, в деревне Буйничи, расположился зоосад. Кроме привычных прогулок вдоль вольеров с животными, здесь можно прокатиться на поезде со скоростью 10 км/ч и полюбоваться представителями фауны в их естественной среде обитания.

В честь обороны деревни Буйничи, где в 1941 году Красная армия на протяжении 23 дней противостояла немецким войскам, создан мемориал «Буйничское поле». Центральное место здесь занимает 27-метровая часовня, на стенах которой размещены таблички с именами погибших при обороне солдат, офицеров и ополченцев.

История

Найденное при раскопках Пелагеевское городище, которое располагалось на месте нынешнего проспекта Мира, по некоторым данным появилось еще до нашей эры. Тем не менее, датой основания Могилева принято считать 1267 год. Есть несколько версий возникновения названия города: например, по имени князя Льва Даниловича Могия, созвучного с «могучий лев», или по имени полоцкого князя Льва Владимировича, известного по прозвищу Лев Могучий.

Начиная с XIV века, Могилев был частью ВКЛ, а в 1569 году вошел в состав Речи Посполитой. Значимым событием стало получение городом малого магдебургского права от короля Сигизмунда Августа в 1561 году и полного от короля Стефана Батория – в 1577 году. XVI век стал для Могилева веком процветания и налаживания торговых связей, в это время на территории города насчитывалось более 150 торговых лавок, спустя столетие это количество выросло до 400.

Нелегко пришлось Могилеву во время восстания горожан в 1618 году и в период войны между Московским государством и Речью Посполитой в 1654-1667 годах. Ну а во время Северной войны город частично сгорел. После первого раздела Речи Посполитой он перешел во владения Российской империи и стал центром Могилевской провинции, а в 1777 году – Могилевской губернии.

В 1812 году в десятке километров от города у деревни Солтановки разразился бой между русскими и французскими войсками. В память об этом сражении здесь установлен памятник. В период Первой мировой войны в здании бывшего окружного суда находилась Ставка Верховного главнокомандующего русской армии.
В 1930-е годы не раз на обсуждение выдвигался вопрос о переносе столицы из Минска в Могилев, шла соответствующая реконструкция и перестройка города. В 2013 году город стал культурной столицей СНГ.

Спустя 70 лет в 265-летнем соборе Успения Девы Марии и Святого Станислава в Могилеве вновь зазвучали колокола. Их звон верующие услышали впервые в Вербное воскресенье. Причем колокола эти — электронные, а не литые.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Вернуть костелу и верующим звон колоколов епископ Александр мечтал с самого начала своего служения в качестве епископского викария Могилева и области. Однако установить литые колокола в храме было невозможно.

Епископ Александр объясняет: костел несколько раз перестраивали. Башни, в которых раньше размещались колокола, были более высокими и находились ближе к центральному входу. Сейчас остались две башенки поменьше, для установки литых колоколов они не подходят. К тому же колебания колоколов могут нанести вред всему зданию.

Поэтому духовенство решило воспользоваться современными технологиями, и в Польше купили электронные костельные колокола на пожертвования верующих. По сути, это большие колонки, подключенные к специально запрограммированному компьютеру. Он настроен на весь литургический год таким образом, что учитывает и подвижные праздники, такие, как Пасха, например. Вмешательство человека для их включения каждый день не нужно.

— Званы не толькі даюць знак аб нашай прысутнацсці, але з’яўляюцца і неад’емным атрыбутам літургічнага і духоўнага жыцця вернікаў каталіцкай канфесіі, — отметил епископ Александр и добавил, что теперь свой «голос» есть не только у храма Трех Святителей и Свято-Никольского монастыря, но и у собора Успения Девы Марии и Святого Станислава.

По традиции колокола храма должны созывать верующих к молитве. Костел теперь также предупреждает о начале службы за полчаса до нее. Это происходит трижды в день по будням. В воскресенье колокола будут звонить в 10.30, 12.30, 16.30 и 18.00, приглашая на молитву.

Духовенство решило, что звонить за полчаса до утренней молитвы колокола не будут, так как собор окружен жилыми домами.

— Улічваючы, што тут жывуць, напэўна, і людзі старэйшыя, і маладыя сем"і з дзецьмі, мы вырашылі з павагі да жыхароў не званіць ніколі на ранішнюю святую імшу, нават у нядзелю. Хтосьці, можа, вяртаецца з другой змены і кладзецца адпачываць. Гэта не іх віна, і не наша, што калісьці вырашылі такім спосабам закрыць катэдральную святыню з усіх бакоў. Але мы шануем жыхароў нашага раёна, таму адносімся да іх спакою з павагай, — подчеркнул епископ Александр.

Однако на Пасху колокола начнут звонить рано. Епископ Александр просит отнестись к этому с пониманием, так как Пасха — самый большой праздник для верующих.

По словам священнослужителя, электронные колокола есть во многих костелах Беларуси. Например, в архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии. Разницы в звучании литых и электронных колоколов, в сущности, нет. В этом убедились и верующие в Вербное воскресенье.

— Людзі нават плакалі, асабліва слёзы з’яўляліся на вачах у старэйшага пакалення, — вспоминает епископ Александр. — Адна жанчына сказала: «Я апошні раз чула званы 70 гадоў таму, як была маленькай дзяўчынкай. Тады святыню зачынялі, і яны гучалі апошні раз». Для людзей гэта вялікая радасць. Думаю, і для горада гэта пэўны момант прыгажосці. Я сам назіраў рэакцыю людзей на гучанне званоў - яна вельмі пазітыўная. Ніхто з навакольных жыхароў не падышоў паскардзіцца на гук званоў. І яшчэ больш мне спадабалася, што я убачыў: калі званы загучалі ўпершыню, навакольныя жыхары, а тут жывуць і тыя, хто належыць да праваслаўнай царквы, адчынілі вокны і ўчынілі знак святога крыжа. Мабыць, для іх гук званоў - гэта яшчэ і прызыў падумаць пра Бога.

Епископ Александр говорит, что четыре колонки направлены на 4 стороны. Звук электронных колоколов костела слышат и на улице Ленинской, и на улице Первомайской, если машин на ней не так много.

От истории к современности



Когда-то ансамбль Театральной площади дополнял костел Святого Станислава. Он был центральным храмом для католиков крупнейшей в мире Могилевской епархии, в то время протянувшейся от Бреста до Сахалина. Сегодня сохранившийся храм теряется за пятиэтажками.

Началу строительства каменного костела предшествовал любопытный, овеянный легендой случай. 22 декабря 1733 года шляхтич имения Любуж Зенкович со слугами совершил вооруженное нападение на город. Были ранены многие горожане, часть из них умерла. Спасаясь от разъяренной толпы, Зенкович спрятался в небольшой часовне, что находилась на этом месте. Но гнев народа был так велик, что люди ворвались в часовню, вытащили его оттуда, убили на площади и труп бросили в Днепр. Об этом событии узнал польский король (Ян III Собесский) и решил наказать жителей за то, что они посмели поднять руку на католика. Суд вынес решение: « жители города должны разобрать все каменные постройки и из этого камня построить костел в память об убиенном Зенковиче ». Мягкий приговор! Но если учесть, что вынесен он был в декабре, а из камня в доме были сложены тогда только печи, то вы поймете, как жестоко были наказаны за убийство жулика жители города. Это легенда, но установлено, что фундамент костела состоит из камней самого различного размера. Так это или нет, точно не известно, но в 1738 - 1740 гг. на месте деревянного началось строительство каменного костела Успения Богородицы (закончено в 1752 году) Костел Успения Девы Марии (св. Станислава) с 1773 года становится кафедральным. Построен он в стиле западно-европейского барокко.

Был в костеле и редкий орган (в мире их было всего четыре - в Риме, Варшаве, Мехико и в Могилеве). Орган проходил в реестре Ватикана под вторым номером.

При Советской власти, когда храм закрыли, уникальный орган разобрали, и он бесследно исчез, остались только клавиши. Сегодня в храме вновь установлен орган, который звучит во время служб и фестивалей духовной музыки "Магутны Божа".

Новейшая история была не очень милостива к этому зданию. После революции, когда в 1918 г. был расстрелян последний священник Евгений Святополк-Мирский, костел превратили в зернохранилище, потом открыли исторический архив. Во время обороны Могилева в 1941 г. здесь квартировал штаб народного ополчения. После войны в костеле некоторое время шли службы, но в 1947 г. он снова стал архивом. В здании варварски повредили многие фрески. Верующим костел был отдан только в 1990 году.




А теперь снова вернемся на улице Ленинскую, проходя мимо колледжа искусств, обратим внимание на это здание. Здесь находилась прекрасная гостиница « Бристоль » с рестораном. Во время пребывания в Могилеве Ставки Верховного Главнокомандования в ней жили представители союзных держав.




Если пройти по Ленинской дальше, увидим один из интереснейших памятников архитектуры - дворец римско–католического архиепископа Станислава Богуша–Сестренцевича. После упразднения в Могилеве резиденции католического архиепископа здание перешло в городскую собственность. А в 50–х годах XIX века - дворец приобрел почетный гражданин Могилева Цукерман и приспособил его под синагогу. В этом качестве здание использовалось до 1929 года. Сейчас в нем расположилась детско-юношеская спортивная школа.

Я сделал выборку из 2500 походов от 20 туристических клубов. Выяснилось, что...

На лето приходится 66% походов за весь год . Нет ничего удивительного, что лето – лучшая пора для отдыха с рюкзаком. Во-первых, тепло и сухо; во-вторых, есть возможность взять отпуск под путешествие.

Осенью походов мало, потому что начинаются школа, учеба, работа, да и погода портится.

Зимой преобладают лыжные туры или проживания на базах отдыха, совмещенные с радиальными вылазками без тяжелых рюкзаков и снаряжения. На зиму приходится 6% всех походов.

Весной сидеть дома невтерпеж, поэтому достается снаряжение и планируются поездки. Погода в Крыму, на Кипре и Кавказе уже выше нуля, что позволяет совершать несложные переходы без боязни замерзнуть ночью в спальнике. Март – это 5% от общей статистики.

В апреле – внезапная пауза (3%), так как туристы копят время и деньги на майские праздники. Конец апреля – резкий старт сезона походов по Крыму, Кавказу, Саянам, Алтаю с захватом первомайских праздников. Кто хочет тепла, идут по турецеой Ликийской тропе или делают переход по кипрским горам Троодоса. Также в конце апреля много предложений, куда можно пойти с детьми. Конца апреля ждут все – и взрослые, и ребятня. Жизнь набирает обороты.

Май отличается ростом числа трекингов, походов в четыре раза – 13% от общей статистики. Открываются кемпинги, а туристические базы готовы к размещению туристов. К майским походам приплюсовываются походы, начинающиеся в последних числах опреля, чтобы захватить праздничные дни.

Пятерка самых посещаемых регионов выглядит так:

Первое место . Кавказ – 29%. Эльбрус и Казбек манят походников своей красотой.

Второе место . Крым – 15%. Приближенность моря и мягкий климат делают этот полуостров уникальным и словно созданным для недельных вылазок.

Третье место . Северо-Запад – 11%. Жителям Ленинградской области и Карелии повезло с природой: тут больше рек и озер, чем в Центральном округе. В Подмосковье особо и ходить некуда.

Четвертое и пятое места . Алтай, Байкал и Сибирь – по 7%. Туда дорого добираться из Москвы и Питера, но оно того стоит. Красивая природа, а туристов не так много, как в других местах.

Кармелитский монастырь был расположен за пределами Нагорского посада, напротив первого пояса укреплений, вблизи Королевской брамы, расположенной в створе Шкловской улицы. В 1636 году на территории монастыря построен деревянный костел, получивший имя "Успения Пресвятой Девы Марии". В 1708 году во время большого пожара костел сгорел, и на его месте в 1738 году началось строительство каменного костела, которое был закончено в 1752 году. Костел кармелитского монастыря был освящен в 1765 г. Виленским епископом Ф.Зенковичем.
После назначения в 1780 г. Екатериной II Богуша-Сестринцевича Могилевским архиепископом, костел кармелитского монастыря в 1783 г. становится архикафедральным и называется во имя Краковского епископа Станислава Станиславским. В 1860 году костел становится приходским и получает титул Успения Пресвятой Богородицы. В сведениях о Могилевском кафедральном костеле в 1911 году указано: "Покровитель костела Св. Станислав Римский; название костела Успение Пресвятой Богородицы..."
На наиболее раннем из известных в настоящее время планов города, выполненном в 1778 г., показан костел, расположенный внутри квартала, подход к нему был со стороны городского вала. Указана также территория, прилегающая к костелу. Однако этот план более фиксировал состояние планировочной структуры города, судить о размерах костельной территории достаточно затруднительно.

Следующий исторический план относится к концу XVIII века, на нем можем видеть весь квартал, внутри которого расположен костел и монастырская территория. Основной подход к костелу сохраняется со стороны вновь образованного бульвара, перед костелом организована небольшая площадь неправильной конфигурации. Предкостельная площадь и Ветреная улица соединяются Бискупским переулком. В перспективе переулка на другой стороне улицы Ветреной был виден дворец архиепископа. На восток от костела, одной стороной проходя вдоль Бискупского переулка, идет территория, принадлежащая костелу. Непосредственно к костелу примыкают деревянные постройки, образовывающие внутренний двор, с востока к внутреннему двору примыкал костельный сад. Со стороны площади, между домами находилась въездная брама, к этому времени состояние ворот следует считать неудовлетворительным, т.к. ворота были утрачены, отсутствовала и одна из калиток. Участок земли, принадлежащий костелу, с находящимися на нем постройками, подробно изображен на ситуационном плане, выполненном во второй четверти XIХ в. В 1784 г. при костеле была открыта семинария. В 1788 г. к костелу был пристроен двухэтажный корпус семинарии, перестроены и здания на территории участка. Все постройки были деревянные два флигеля, конюшня, каретная и небольшой дом у сада. Все постройки, кроме одного флигеля, одноэтажные, покрытые гонтом. Сад был огражден забором, и его территория была разделена на шесть квадратов. В саду росли фруктовые деревья, между которыми были разбиты грядки с овощами и росли кусты смородины. В саду был каменный ледник. Пожар, прошедший в мае 1847 года в этой части города, не затронул здания самого костела, но частично повредил его территорию.

В инвентаре 1848 года среди прочих построек, расположенных на территории, принадлежащей костелу, названы: "От Бульварной площади между домами Дворянского собрания и домом купца еврея Мейера Ремиза построены каменные ворота с калиткой, в них дверь створчатая, плотницкой работы, от низу из досок и сверху из штакета. Калитка такая же, как ворота, на железных крюках и завесах и окрашена черной масляной краской". Далее идет территория, на которой располагались семинарские здания "С переулка, так называемого Бискупского, выходят на семинарский двор ворота с калиткой плотницкой работы. По левой стороне старое деревянное здание в 1819 г. устроенное... По правой стороне ворот от входа от Бискупского переулка построен амбар... По правой стороне подворья на садовой стене находится домик... Фруктовый сад отгорожен штакетным забором, в середине которого устроены ворота с массивною калиткою, с противоположной же стороны от Ветренной улицы отчасти кольями огражден, отчасти строениями евреев братьев Каганов. По стороне Бискупского переулка устроен из крепких досок забор. Внутри этот сад разделен дорожками на шесть квадратов, в нем были деревья, но 26 мая 1847 года имеющимся пожаром истреблено 80 деревьев".

К концу XIX века количество построек увеличивается, в инвентаре 1888 г. перечислены следующие постройки: "От подъезда по правой стороне костела, рядом с оным, жилой дом весьма старый, на каменном фундаменте, покрыт гонтом... Подле этого дома ворота на железных крюках... К сакристии пристроен длинный деревянный флигель, крытый гонтом. Сзади костела деревянный жилой дом 2х этажный... За домом деревянный сарай... в конце двора против ворот деревянный сарай, рядом с ним три сарая: для складки дров, конюшни и экипажного сарая... На углу костельного сада малый старый деревянный дом... Фруктовый сад обведен забором... В нем кроме фруктовых деревьев яблок и груш находятся кусты вишен, и слив, а так же крыжовника и смородины. Ворота одни и две калитки". Постройки, принадлежащие к костелу, располагаются в это время уже и за пределами постоянной территории, так "Против сада, идя от костела к Ветреной улице, по правой руке деревянная богадельня на каменном фундаменте, покрытая гонтом". В 1912 году было сделано описание построек и земель, лугов и садов, принадлежащих Могилевской архикафедре и консистории. Из него видно,что территория при костеле не претерпела изменений, как в размерах, так и по построению.
№1


№2

№3


№4