Венеция - город на воде, принимающий около 16 миллионов туристов ежегодно. Судьбу этой уникальной местности определило географическое расположение. Гранд-канал - главная «улица» города, вдоль которой возвышаются дворцы, соборы, гостиницы. Здания, построенные в разное время, отражают изменения архитектурных стилей на протяжении столетий. Всё это олицетворяет неповторимое культурное достояние и представляет уникальную историческую ценность Венеции.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Большой канал является свидетелем исторического зарождения и развития Венеции. Все основные события и преобразования города происходили в пределах этого водного коридора. В середине IV века нашей эры Римская империя подверглась нападению древнегерманских племён. От разбойников пострадали многие народы, в том числе трудолюбивые и высокорослые венеты, проживавшие на северном побережье Адриатического моря. В поисках спасения от нашествия врагов они были вынуждены покинуть свои дома и обосноваться в маленьком поселении на болотистых островах, которые омывались мелководной лагуной. Водная гладь служила надёжной преградой на пути германских пришельцев.

Венеты строили свои жилища на деревянных сваях, вбивая острые брёвна в твёрдое основание дна лагуны. Болотный ил покрывал опоры и тем самым защищал их от гниения. Это давало возможность сохранять дома долгие годы. С тех пор началось переселение зажиточных людей на эти острова. По своей сути они были тоже беженцами, ищущими спасение от набегов готов. Посёлок постепенно разрастался и превращался в город, Большой канал стал его основной артерией. Со временем в Венеции стало бурно развиваться судостроение, что привело к возникновению множества коммерческих предприятий. Экономический рост и политическая конъюнктура способствовали возникновению такого государства, как Венецианская республика.

В X веке Гранд-канал уже являлся крупным рынком и основным логистическим центром. Заморские корабли причаливали прямо к домам, которые являлись складскими помещениями для товаров с разных концов света. Купцы быстро обогащались, что свидетельствовало о резком увеличении строительства зданий и сооружений вдоль канала. Период XII-XIII столетий ознаменовался преобразованием внешнего облика Венеции. На канале стали возводить дома из мрамора, украшенные вытянутыми высокими арками и широкими балконами. Появились первые роскошные здания. В последующие века строились дворцы разных архитектурных стилей, таких как византийский, готический, барокко и ренессанс.

Венеция выгодно использовала своё уникальное географическое положение между Византийской империей и Западным миром той эпохи. Территория республики стала узловым портом, связывающей экономики западной и восточной цивилизации. Благосостояние венецианцев во многом зависело от морских торговых отношений с Китаем, Египтом и Индией. Будучи превосходными мореплавателями и умелыми коммерсантами, жители Венеции превратили болотистую лагуну в архитектурную жемчужину Европы. Большой канал был непосредственным свидетелем исторических перипетий разных столетий. Вода хранит память об отважных мореплавателях и негоциантах средневековья, а также о пришествии наполеоновских, австро-венгерских и немецких резидентов.

Гранд-канал историческая артерия Венеции

Прибывающие из материковой части Италии, туристы сразу попадают на Гранд-канал. Это основная водная артерия, пронизывающая Венецию своим изогнутым руслом. Исторически сложилось, что канал является единственной и главной «дорогой» города. Его протяжённость составляет 4 км, а ширина достигает от 30 до 70 метров. Венецианцы проживают, словно в другом мире. На улицах не найдёшь светофоров и автодорог с многочисленными перекрёстками.

Венеция состоит из шести районов, прилегающих к большому каналу, один конец которого ведёт в лагуну к железнодорожному вокзалу, а другой стороной вливается в акваторию Адриатического моря. Кварталы города связывают четыре моста, перекинутые через Гранд-канал. Каждый мост имеет своё название: Риальто, Скальций, Академики и Конституции. Туристы непременно проплывают под каждым из них. Самым знаменитым мостом города считается Риальто, Это однопролётное арочное сооружение было построено в XVI веке и являлось единственным пешеходным переходом на протяжении нескольких столетий.

Украшенный мраморными барельефами и резными колоннами, мост гармонично выделяется на фоне исторических архитектурных строений. Под восьмиметровой высотой Риальто проходили первые судна, доставлявшие товары из стран Востока. На самом мостовом переходе шириной 22 метра располагались торговые ряды. Риальто является стратегически важным объектом современной Венеции. Внутри конструкции моста проведены питьевой и газовый трубопровод.

Достопримечательности канала в Венеции

На Большом канале Венеции находятся главные достопримечательности города. Чудеса архитектуры в основном были возведены в XIII-XVIII веках. Поразительно, что современный город смог сохранить облик великолепных дворцов в своём первоначальном состоянии. На сегодняшний день большие залы и апартаменты изысканных палаццо являются музеями, художественными галереями, библиотеками, гостиницами и казино.

Путешествуя по Гранд-каналу, туристы поражаются обилием уникальных строений. Здесь можно увидеть образцы классического готического стиля. Для них характерны высокие заострённые арки и тонкие многочисленные колонны. Особенно прекрасен фасад дома Кадоро. Его стены украшены резными балконами и мозаичными панно. Неподалёку расположен дворец Сагредо. Он воссоздаёт атмосферу средневековой Венеции, сочетая очарование и гармоничность архитектурного стиля того времени. Грандиозный замок Дожей удивляет своей облицовкой из разноцветного мрамора и необычными арками, опирающимися на колонны. По центру здания расположен большой балкон, окружённый скульптурами. Фасад увенчан белыми каменными зубцами. Этот дворец являлся резиденцией венецианских правителей - дожей.

Одним из самых старинных объектов считается замок Фондако дей Турчи. Это трёхэтажное здание византийского стиля построено в первой половине XIII века. Принадлежало оно турецким купцам, которые использовали огромные лоджии в качестве склада своих товаров. Корабли с грузом пришвартовывались непосредственно к цокольному этажу. Фасад палаццо состоит из двух боковых башен, соединённых двумя рядами арок с колоннами. Аттик зияет проёмами бойниц.

Дворцы Дарио и Гримани являются яркими шедеврами эпохи Возрождения. Оба здания облицованы цветным мрамором и украшены широкими арками. Классическим зданием ренессанса, олицетворяющего пропорциональность и красоту архитектурных элементов фасада, считается Палаццио Калегри. Большие арки оконных проёмов и декоративная отделка придают элегантность архитектурному шедевру. В этом доме некогда проживал немецкий композитор Рихард Вагнер.

Над Гранд-каналом возвышается Собор Санта-Мария. Сооружение венчает два купола, вознесённых в центре восьмигранного строения, которое опоясано высокими арками. Церковь построена в XVII веке в благодарность святым за спасение людей от чумы. Достойна особого внимания часовня Сан Симеоне Пиколо. Религиозная достопримечательность имеет вид медного купола, лежащего на массивных колоннах. Широкая парадная лестница ведёт к входу в святилище прямо от воды канала. Любителям современной живописи, а также ценителям предметов искусства Азии будет интересно посетить мраморный дворец Капезаро. Это здание построено в XVIII веке в стиле венецианского барокко и является сегодня международной галереей и музеем.

Как передвигаться по каналу

Водный транспорт является основным и единственным средством передвижения по большому каналу Венеции. Среди туристов очень популярны прогулочные дизельные суда разных размеров. Их называют вапоретто. Венецианский общественный «автобус» курсирует по маршрутам, связывающими аэропорт и железнодорожный вокзал с центральной частью Гранд-канала.

Интересно, что главная «улица» и транспортная артерия Венеции – Гранд-канал, не является каналом в полном смысле этого слова, так как не относится к искусственно созданным сооружениям.

Гранд-канал – это естественная, изначально более мелкая протока между островами лагуны, среди которых и остров Риальто.

Если описать главный канал Венеции в цифрах, то его длина – 3,8 тысяч метров, ширина варьируется от 30 до 70 метров, а глубина – около 5 метров. Гранд-канал проходит через весь знаменитый итальянский город. Начинается с лагуны у вокзала, тянется через всю Венецию, соединяется с каналами Ла-Джудекка и Сан-Марко у здания таможни. Сверху Гранд-канал больше всего похож на перевернутую латинскую букву S, разделяющую город точно пополам.

Гранд-канал прославили здания, фасады которых заменяют этой водной артерии набережные – здесь сосредоточены самые известные и красивые дворцы Венеции, благодаря чему «улица» получил второе название – Канал-дворец (Canalazzo ). В целом по берегам Гранд-канала стоят более 100 величественных дворцов, среди которой особой популярностью у туристов пользуются Ка’ Реццонико, Ка’ Фоскари, Ка’ д’Оро и Палаццо Барбариго. Обычно такие дворцы строились на сваях, имеют два выхода – на водную гладь канала и на сушу.

Несмотря на выдающуюся длину, канал пересекают только 4 моста - мост Риальто, мост Скальци, мост Академии и мост Конституции, который находится между пьяцалле Рома и вокзалом.

Увидеть все красоты Гранд-канала можно во время прогулки на речном трамвайчике (вапоретто), которая стоит совсем не дорого, однако на таком транспорте всегда масса туристов и «отвоевать» место у борта довольно сложно. Более дорогостоящий и удобный способ прокатиться по главной венецианской улице – гондола или речное такси.

Гранд-канал в Венеции фото.

«Канал-дворец»

В отличие от обычных рек, расположенных в черте города, у Гранд-канала Венеции практически нет набережной. С обеих сторон его вплотную обступили постройки, возведенные на сваях. Многие из них имеют историческую ценность, как, например, церковь Санта Мария ди Назарет (Chiesa di Santa Maria di Nazareth, 17 век), Палаццо Вендрамин-Калерджи (Palazzo Vendramin Calergi, 15 век), Фондако деи Турки (Fondaco dei Turchi, 14 век), Ка" д"Оро или «Золотой дом» (Ca" d"Oro, 15 век). В общей сложности на его берегах расположилось более ста дворцов, за что он получил еще одно название: Canalazzo или «Канал-дворец». Построенные в различное время и в разных стилях, они создают гармоничный ансамбль, формируя неповторимый облик Венеции .

Перебраться с одного берега Гранд-канала на другой можно по одному из четырех мостов или на трагетто – большой гондоле, вмещающей до двенадцати человек. Цена такой услуги – 2 €.

Передвижение по Гранд-каналу

Как и положено центральной улице, на Гранд-канале Венеции довольно оживленное движение. Чаще всего тут можно увидеть вапоретто или речные трамваи. Цена за 75 минут проезда составляет 7,5 €, так что для отдыхающих выгодней покупать туристические карты. Самая дешевая из них стоит 20 €, но с ее помощью можно кататься по городу сутки без ограничений. Проездной на 7 дней стоит 60 €. Также в любой кассе можно купить Rolling Venice Card, с которой проезд будет еще дешевле, однако скидки действуют только для тех, кому не исполнилось 30 лет.

Более изысканный вид транспорта, который в основном выбирают туристы, – гондолы. Грациозно скользя по темным водам Гранд-канала, подчиняясь четким движениям гондольеров, они словно переносят пассажиров на несколько столетий назад. Конечно, такое путешествие стоит немало, от 80 до 100 €, однако тут имеет смысл себя побаловать.

Лучше всего отправляться в речное путешествие на закате: лучи садящегося солнца заливают все мягким светом, благодаря чему город кажется еще более романтичным.

Гранд Канал - с итальянского переводится как «Большой канал». Венецианцы еще называют его Canalazzo. Это самый широкий из каналов Венеции, который изгибаясь проходит от въезда в город, у вокзала, мимо Риальто, выходит в Венецианскую Лагуну возле площади Сан Марко. Путешествия на вапоретто по Гранд Каналу - самый легкий и быстрый способ полюбоваться основными красотами этого романтического города.

Длина Гранд Канала - 3,8 км, его ширина варьируется от 30 до 90 метров. Глубина канала в основном около 5 метров.

Это древний водный путь, вдоль которого выстроились самые роскошные здания города - всего 170 построек - в основном с 13 по 18 века. Большинство этих принадлежало богатым венецианским фамилиям.

История Гранд Канала в Венеции

Считается, что Гранд Канал находится на месте древней реки. Одно из древних поселений выросло по берегам канала вокруг территории нынешнего .

В 10 веке канал служил центром торговли и безопасным портом для кораблей. Из-за этого, одни из самых ранних домов вдоль канала принадлежали торговцем, кто торговал по морям.

В 12 - 13 вв дома вдоль канала становятся все более и более пышно украшенными и часто включают декор в византийском стиле, как например удлиненные арки и большие лоджии. Этот венецианско-византийский стиль хорошо виден в старейших зданиях вдоль канала, как например палаццо 13-го века .

Мост Риальто через Гранд Канал в Венеции:

Палаццо вокруг Гранд Канала

Венецианско-готическая архитектура в зданиях вокруг канала стала появляться в 15 веке. Один из самых ярких представителей этого стиля - великолепный дворец . В этот период фасады зданий отделывались штукатуркой в ярких цветах, украшались стрельчатыми арками и более тонкими колоннами.

В 16-м веке стали появляться здания в классическом и ренессансном стиле. Большая часть имели не цветные, а белые фасады, круглые окна вместо стрельчатых арок. Как пример можно взять и Палаццо Гримани.

В конце 16 и в 17 веке к прежним постройкам добавились дома в барочном стиле. Это была сама плодовитая в плане строительства эпоха, когда была построена и - одна из самых элегантных церквей города. Главным архитектором той эпохи был Лонгена, он же разработал проекты многих зданий вдоль Гранд канала в те годы.

К 18-му веку строительство вдоль Гранд канала в значительной степени остановилось. Тем не менее, в последние 2 столетия многие из старых зданий были реконструированы, самые красивые палаццо были превращены в музеи или переданы частным фондам, которые ответственны за их содержание.

Regata Storica

Славное прошлое Венеции возвращается раз в год во время Regata Storica (Исторической регаты) в первое воскресенье сентября. Первая из этих регат - лодочные гонки - была проведена здесь в 14-м веке. Гонки сопровождаются впечатляющим парадом лодок, во главе с Серениссима - роскошно оформленным кораблем. Регата является одним из главных мероприятий Венеции, привлекающей в город множество туристов, жеждущих полюбоваться историческими кораблями и экипажами в традиционной одежде.

Путешествие по Гранд Каналу

Лучший способ увидеть все роскошные здания вдоль Гранд Канала - это совершить круиз по каналу на . Маршруты 1 и 2 проходят через весь канал. Путешествие обойдется в 7 евро в одну сторону.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ по ГРАНД КАНАЛУ
для самостоятельных туристов
от Сергея Воробьева

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВВЕДЕНИЕ

Всегда, когда я собираюсь посетить какой-то новый для меня город, я стараюсь как можно больше узнать о его истории и основных достопримечательностях, чтобы не зависеть от организованных экскурсий, которые терпеть не могу (ходишь, будто баран в стаде), и гидов, которых тоже, мягко говоря, недолюбливаю, поскольку частенько приходилось сталкиваться с их непрофессионализмом.

Также и в прошлом году, собираясь в Венецию, я тщательно исследовал все возможные источники информации, коих более чем достаточно. Но у них есть одна проблема: на мой взгляд, они не слишком систематизированы (я имею в виду, прежде всего, интернет). Так, информации о Гранд Канале очень много, об отдельных палаццо на берегах этой главной "улицы" островного города - тоже, а вот целостного впечатления все-таки не получается.

Поэтому я решил все это систематизировать и для себя (правда, уже после возвращения из Венеции), и для всех, кто подобно мне самостоятельно готовится к знакомству с этим прекрасным городом и его основной артерией - Гранд Каналом.

Получилось нечто вроде относительно краткого иллюстрированного путеводителя по Гранд Каналу.
Он состоит из двух частей , каждая из которых включает в себя 16 из 32 архитектурных памятников.

Сразу скажу, что ссылок на себя я не делаю принципиально, поэтому, если вам интересно почитать продолжение, смотрите по соответствующим тэгам.

ИНСТРУКЦИЯ

Сначала объясню, как им пользоваться (в том числе, дам несколько практических советов).

1. Представим себе, что мы садимся на вапорето номер 1 на одной из его остановок неподалеку от площади Сан-Марко (лучше всего на конечной остановке, тогда у вас будет больше шансов занять места на носу этого водного автобуса, откуда есть прекрасная возможность увидеть и сфотографировать все основные достопримечательности на обеих сторонах канала. Впрочем, сразу хочу предупредить, что одной поездки все-равно не хватит).

2. Если вам удалось удобно устроиться на носу вапорето, то сразу же приготовьте свою камеру: интересное начнется практически сразу же, и вам придется постоянно поворачиваться то к левому, то к правому берегу, поскольку и там, и там - сплошные шедевры архитектуры.

3. В этом путеводителе все объекты, которые могут заинтересовать любознательного туриста расположены последовательно, то есть по мере продвижения вапорето в сторону Пьяццале Рома (это конечная остановка).

4. Объекты, расположенные на левом берегу Гранд Канала имеют нумерацию: 1.1; 1.2; 1.3 и т. д., а те, что на правом берегу, соответственно, 2.1; 2.2; 2.3... То есть, первая цифра обозначает левую (1) или правую (2) сторону, а вторая - порядковый номер архитектурного памятника.

5. Здесь упоминаются многие исторические персонажи, архитекторы и художники, но справки по ним не будет. Достаточно того, что каждое имя привязано к конкретному памятнику. А дальше можно напрячься и найти информацию самостоятельно.

Надеюсь, я объяснил понятно.
Если так, то поехали, то есть, поплыли...

1.1. МОРСКАЯ ТАМОЖНЯ

Морская таможня была построена около 1667 года архитектором Джузеппе Бенони. Наверху расположенного на самом острие суши здания в форме башни виден позолоченный шар, увенчанный фигурой богини Фортуны. До XIV века здесь разгружались и проходили таможню товары, прибывавшие в Венецию со стороны моря.
(Практический совет: обязательно побывайте на этом острие. Отсюда получаются замечательные фотографии венецианской лагуны и самые лучшие снимки издали Пяццале Сан-Марко и Дворца дожей).

2.1 ПАЛАЦЦО КОНТАРИНИ-ФАЗАН

Это палаццо представляет собой здание в архитектурном стиле цветистой готики с пышными капителями и неглубоким балконом, сооруженное около 1475 года. Некоторые элементы архитектурного и декоративного убранства здания предвосхищают стиль эпохи Возрождения. По преданию этот дворец называют "домом Дездемоны".

1.2. ЦЕРКОВЬ САНТА МАРИЯ ДЕЛЛА САЛЮТЕ

Церковь была построена по проекту Бальдассаре Лонгены в 1631 - 1681 годах. Это восьмигранное в плане здание с огромным куполом покоится на высоком фундаменте со ступеньками, спускающимися к воде Гранд Канала. Фасады церкви богато украшенный пилястрами и тимпанами.

2.2. ПАЛАЦЦО КОРНЕР ДЕЛЛА КА" ГРАНДЕ

Дворец был построен по проекту и под руководством Якопо Сансовино в 1532 - 1565 годах. Квадратной формы фасад разделен на три горизонтальных яруса, подчеркнутых рустовкой цокольного этажа, на который выходят три портала атрия, а также выдающимися вперед карнизами и неглубокими лоджиями.

1.3 ПАЛАЦЦО ДАРИО

Это здание стиля Раннего Возрождения (1487 г.), выполненное архитекторами Ломбардо, богато декоративными мотивами. История этого дворца полна мистики, но об этом должен быть отдельный рассказ.

2.3. ПАЛАЦЦИ БАРБАРО

Первый (по пути нашего плавания) из дворцов семейства Барбаро был построен в XVII веке, а второй, тот, что в готическом стиле, относится к XV веку. Долгое время этот дворец являлся резиденцией французского посольства, а в 1499 году в нем проживала Изабелла д"Эсте.

1.4. ПАЛАЦЦО ВЕНЬЕР ДЕИ ЛЕОНИ

Это здание так и осталось незавершенным. Но в настоящее время здесь размещается Коллекция произведений современного искусства Пегги Гугенхайм (могу посоветовать любителям авангарда).

2.4. ПАЛАЦЦО ГРАССИ


Этот дворец был построен по проекту архитектора Джорджо Массари в классическом стиле XVIII века.

1.5. ПАЛАЦЦО КОНТАРИНИ ДАЛЬДЗАФФО (ФАЗАН)

Здание конца XV века, замечательное своим архитектурным и декоративным единством. Считается, что дворец выполнен по проекту Мауро Кодуччи при участии Джованни ди Антонио Буора.

2.5. ПАЛАЦЦО КОНТАРИНИ ДАЛЛЕ ФИГУРЕ


Дворец построен по проекту Антонио Аббонди (Скарпаньино) в XVI веке. Это здание знаменито тем, что здесь жил богатый купец и покровитель искусств Якопо Контарини, в гостях у которого часто бывал сам Палладио.

1.6. ПАЛАЦЦО ЛОРЕДАН ДЕЛЬ АМБАШАТОРЕ (ПОСЛА)

Готическое здание со стрельчатыми оконными проемами XV века в XVIII веке служило резиденцией послов; отсюда и название.

2.6. ПАЛАЦЦИ МОЧЕНИГО


Эти четыре примыкающие друг к другу дворца - "старые и новые" представляют собой элементы готического и ренессансного архитектурных стилей. Здесь жили Байрон и Джордано Бруно.

1.7. ПАЛАЦЦО РЕДЗОНИКО


Проект великого Лонгены (1667 г.) был закончен архитектором Джорджо Массари (1750 г.).

2.7. ПАЛАЦЦО КОРНЕР СПИНЕЛЛИ

Этот дворец был построен по проекту Мауро Кодуччи в XV - XVI веках. Благодаря гармоничному единству всех архитектурных элементов и изяществу оконных проемов здание считается одним из красивейших венецианских палаццо.

1.8. КА"ФОСКАРИ

Один из самых значительных дворцов Гранд Канала был построен около 1452 года Джованни и Бартоломео Бон для дожа Франческо Фоскари. В настоящее время в этом здании располагается Венецианский университет.

2.8. ПАЛАЦЦО ГРИМАНИ

Это здание, очень характерные для архитектора Микеле Санмикели, было построено им в XVI веке. Величественное сооружение свидетельствует о роскоши и блеске, окружавших влиятельную семью Гримани.

ПРОДОЛЖЕНИЕ (ЧАСТЬ 2) СЛЕДУЕТ...
(Постараюсь сделать ее как смогу быстро)

Сергей Воробьев.