Саввино-Сторожевский монастырь был основан преподобным Саввой в конце XIV века. Бывший ученик и духовник Сергия Радонежского, Савва большую часть своей жизни прожил в Троицком монастыре, в Загорске. В 1398 году преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия переселяется в Звенигород, где с 1390 года строится каменный храм на Городке. Вскоре после прибытия преподобный Савва построил с княжеской помощью небольшую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была сооружена на вершине холма Сторожа.

01

По преданию, преподобный Савва, впервые поднявшись на холм, остановился, пораженный красотой места и открывшимся видом и со слезами пал на землю перед принесенной им иконой Пресвятой Богородицы, прося у Небесной Владычицы благословления и заступничества.

02

На границе XIV и XV веков, князь Юрий Дмитриевич уходит войной на среднее Поволжье против волжских булгар. Преподобный Савва дал свое благословление на битву князю и предрек победу в походе. Вернувшись с победой, князь поспешил в обитель преподобного Саввы, чтобы вознести благодарственные молитвы. В благодарность за молитвы об удачном походе, за пророчество победы, князь пожаловал несколько сел и деревень в Рузском и Звенигородском уездах на устроение Саввино-Сторожевского монастыря, дал средства на устройство келий, роспись церкви. От податей и пошлин были освобождены все, кто жил на монастырских землях. В 1405 году на месте деревянной церкви князь Юрий возводит большой белокаменный собор. Каменное здание собора Рождества Пресвятой Богородицы одно из немногих, сохранившихся до наших дней со времени монгольского нашествия. Собор был расписан учениками Андрея Рублева и освящен преподобным Саввой в 1407 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году, в декабре, преподобный Савва умирает. Похоронен он был в соборе Рождества Пресвятой Богородицы с правой стороны, под западным окном. Спустя почти полтора века, в 1547 году преподобный Савва Сторожевский был канонизирован на Первом Макариевском Соборе, 3 декабря (дата кончины старца) вносится в церковный календарь.

03

04

05

06

07

08

Кормушки для птиц.

10

В 1430 году преподобный Савва явился во сне игумену обители Дионисию и повелел написать свой образ. Старец Аввакум, один из учеников преподобного Саввы, описывал основателя монастыря именно таким, каким он явился игумену. Игуменом Дионисием была написана самая старая икона с изображением Святого.
В конце XV века, в 1492 году, монастырь переходит к Московскому княжеству, в непосредственное управление Великого князя Московского Ивана III. Этот переход лишил монастырь некоторых льгот, полученных ранее – вернулись пошлины и подати в казну. Вместе с тем, после этого перехода, Саввино-Сторожевская обитель становится местом богомолья правителея и членов царской семьи.
В первой половине XVI века с южной стороны Рождественского собора был пристроен придел в виде небольшой одноглавой церкви во имя преподобного Саввы Сторожевского. Тогда же в монастыре была сооружена каменная надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезная палата. Хозяйство монастыря пополняется плотиной с мельницей и прудом.

12

Обратите внимание на часы, выглядят соввершенно инородным предметом.

13

14

15

16

17

С началом Смутного Времени для монастыря начались тяжелые времена. В 1606 году польский отряд Лжедмитрия I разорил монастырь и окрестные деревни. Захватчики забрали деньги, продовольствие и лошадей. Тогдашнего игумена Исаию и монахов монастыря убили. Слух о бедственном положении монастыря доходит до царя Василия Шуйского и чтобы помочь с восстановлением обители, в 1607 году царь освобождает деревни и села монастыря в Звенигородском уезде от ямского налога сроком на один год. В 1608 году в монастырь на поклонение к преподобному приезжает Марина Мнишек. Окончание смутного времени монастырь встретил разоренным.. Восстановление хозяйства было тяжелым и долгим. Чтобы помочь обители, в 1613 году, царь Михаил Федорович освобождает монастырь от пошлин на прогон леса по Москве-реке.

18

19

20

В 1649 году (по некоторым данным в 1650 году) во время охоты, царю Алексею Михайловичу было явление преподобного Саввы. Столкнувшись во время охоты с медведем, царь взмолился ему было явление благообразного старца. Согласно летописям, с появлением старца медведь бежал прочь. После этого чуда царь издал указ о перестройке Саввиной обители, в том числе – о росписи собора Рождества Богородицы, создании для него грандиозного пятиярусного иконостаса. К созданию иконостаса привлекли иконописцев Оружейной палаты. В 1651 году в монастыре появляется первый колокол. В память о чуде, спасшем ему жизнь, царь Алексей Михайлович в 1652-1656 годах вкладывает много усилий в обустройство и развитие Саввино-Сторожевского монастыря. По окончании строительства территория монастыря увеличилась почти в два раза, происходит разделение на парадный и хозяйственный дворы. В центре парадного двора располагается древняя святыня монастыря – Рождественский собор, на который смотрят фасады построенных в то время Дворца царя и Царицыных палат, Звонницы, Братских корпусов. Во всей композиции доминирует четырехъярусная звонница. Особой чертой всего ансамбля является парадный вход, устроенный оригинально, «по-византийски». Территорию монастыря окружила высокая стена с семью башнями. В тот же период – правление Алексея Михайловича -- обитель становится Лаврой, а его настоятели - архимандритами. Монастырь становится личным царским богомольем, а его управлением занимается непосредственно Тайный приказ - личная царская канцелярия. В 1668 году в обители появляется Большой Благовестный колокол – самый большой монастырский колокол весом 2125 пудов. Колокол был отлит государевым колокольным мастером непосредственно на территории монастыря, около Звонницы. По преданию, мелодичный звон колокола был слышан даже в Москве. Позднее на Звоннице появляется еще одна башенка. На ней размещается часовой колокол, привезенный из Смоленска царем и подаренный обители.

21

22

23

24

25

От стен монастыря начинается дорога которая ведёт к подножию холма на котором стоит монастырь. там внизу находится святой источник.

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Во время наступления французской армии Звенигород и окрестности оказались на пути движения войск Наполеона. Полки французов останавливались, например, в усадьбе Большие Вяземы. Легенда гласит, что когда в 1812 году во дворце царя Алексея Михайловича, в Саввино-Сторожевском монастыре остановился пасынок Наполеона Евгений Богарне, ему в первую же ночь явился во сне преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, при условии, что Богарне сохранит от разрушения и поругания обитель. Кроме того, принцу было предсказано, что дети его будут жить в России. Богарне выполнил просьбу преподобного, и в последствии, единственным из военачальников Наполеона остался жив и даже не был ранен. Спустя четверть века, в 1839 году, в обитель приехал сын принца герцог Максимилиан Лейхтенбергский, посетивший обитель вместе с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принял православие и женился Марии Николаевне, связав свою жизнь и жизнь потомков с Россией. Так исполнилось и второе предсказание преподобного Саввы Сторожевского.

37

38

С началом «нового мира» в Саввино-Сторожевский монастырь, как и во многие святые обители России, пришли тяжелые времена. В 1918 году новая власть вскрыла раку с мощами преподобного Саввы. Мощи преподобного Саввы Сторожевского были первыми, которые осквернила новая власть. Событие это всколыхнуло местных жителей и привело к «звенигородскому» бунту, в ходе которого были убит начальник продразверстки и комендант монастыря Константин Макаров. Бунт был жестоко подавлен, а монастырское хозяйство было полностью реквизировано. Оставшиеся без земли, без подворья монахи были вынуждены жить на подаяния прихожан. За полгода численность братии сократилась в четыре раза – с 50 до 12 человек.
Весной 1919 года рака со святыми мощами Саввы Сторожевского вскрывается повторно и мощи преподобного были перевезены в Москву.В 1922 году монастырь получает статус памятника архитектуры XV-XVII веков и переходит под охрану Народного комиссариата просвещения. Музей церковной старины становится «Музеем церковной старины и помещичьего быта» и в его коллекцию поступают экспонаты из экспозиций музеев из усадеб Введенское и Ершово. Музей занимает почти все монастырские здания. Музей церковной старины и помещичьего быта действует до 1927 года. После его закрытия на территории Саввино-Сторожевского монастыря организуется колония для беспризорников. Монастырь лишается многих икон – они вывозятся в Москву на реставрацию, но после реставрации иконы в монастырь не возвращаются и судьба их неизвестна.
Колония для беспризорников была закрыта в 1928 году. В освобожденных зданиях, и в зданиях за стенами монастыря организуются дома отдыха. В Рождественском соборе, Троицкой церкви и нескольких других зданиях обители вновь открывается музей. Филиал музея открывается в Успенском соборе на Городке.

В 1930 году Саввино-Сторожевская обитель лишается почти всех своих колоколов. Было снято и отправлено на переплавку 11 мелких колоколов, и 5 больших колоколов. Осталось всего 2 колокола на звоннице – Большой Благовестный и часовой. Большой Благовестный был вывезен из обители в 1941 году. По официальной версии, при попытке снять колокол со звонницы он упал на землю и разбился. Однако, есть и другая версия, согласно которой колокол был взорван непосредственно на звоннице. Как бы то ни было, осколки колокола были разбросаны по территории монастыря и так и остались на ней – было найдено несколько фрагментов и часть языка колокола.

Как во время Первой мировой войны, с 1941 по 1944 год на территории обители располагается госпиталь. Зимой 1941 , во время битвы за Москву, линия фронта проходила всего в трех километрах от стен монастыря. За всю войну на территории монастыря не взорвалось ни одной бомбы, не упало ни одного снаряда, не залетело ни одной шальной пули. Для подготовки к обороне в Скиту преподобного Саввы были отрыты окопы, следы которых частично сохранились до нашего времени.

В 1944 году Звенигородский краеведческий музей снова открывается – уже в Успенском соборе на Городке, где и действует до 1946 года. В 1946 году Успенский собор был возвращен верующим. Тем временем на территории Саввино-Сторожевского монастыря расположено сразу несколько объектов Министерства Вооруженных сил: дом отдыха, Высшая офицерская школа ВВС и научное подразделение, ведущее военные разработки. В том же 1946 весь ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря был внесен в «Список памятников архитектуры Московской области, подлежащих государственной охране». В течение следующих трех лет музею передаются все здания монастыря, и на здании Рождественского собора устанавливается охранная доска

В канун Пасхи, в 1998 году, обитель получает новые колокола, отлитые на благотворительные средства на заводах России. В том же году в Рождественский собор возвращается иконостас XVII века и восстанавливается рака для честных мощей Преподобного Саввы, которые возвращены обители в августе 1998 года. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 23 августа вносится в православный календарь как «день второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца и перенесения их в Саввино-Сторожевский монастырь».

Древний православный монастырь, основанный Саввой Сторожевским, сделал Звенигород городом паломников и туристов. Первые едут сюда, чтобы поклониться святым мощам, другие – прикоснуться к древнему историческому памятнику.

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде относится к числу редких и ценных культурно-исторических объектов. Ни один человек, приезжающий в этот город, не может обойти его своим вниманием.

А если обратиться к истории, то и многие русские цари очень любили эту обитель. Сюда приезжал Иван Грозный с первой женой Анастасией Романовой, их сын царь Федор Иоаннович. Очень часто здесь гостил царь Алексей Михайлович. Для него близ Москвы было построено несколько загородных резиденций.

Но поскольку этот монарх отличался особенной набожностью, то нередко предпочитал проводить свои «летние каникулы» в Сторожевском монастыре.

По его повелению к обители была проложена дорога – Звенигородский тракт, которую еще именовали «Царский путь». Сейчас он не утратил своего привилегированного статуса, поскольку именуется Рублево-Успенским шоссе.

Сейчас до Савво-Сторожевского монастыря можно добраться по Можайскому или Минскому шоссе до Звенигорода. Если выбор будет сделан в пользу общественного транспорта, то придется ехать с Белорусского вокзала на электричке или автобусом до Звенигорода.

Основатель обители

Возле входа в монастырь нас встретила бронзовая фигура его основателя – Саввы Сторожевского. Его жизнь тесно связана с одной из самых почитаемых на Руси обителью: Троице-Сергиевой Лаврой.

Все началось в XIV веке с отшельнического скита инока Сергия Радонежского, который уже при жизни считался святым. Сначала это был небольшой скит, но со временем у отца Сергия собралась небольшая братия. Одним из его монахов и первых учеников был Савва.

Известно, что Сергий Радонежский был духовником великого князя московского Дмитрия Донского, а Савва – его жены Евдокии и третьего сына Юрия, который после смерти отца получил во владение Звенигород. Князь Юрий призвал к себе Савву и поручил ему основать новый мужской монастырь в Звенигороде.

Для этого было выбрано очень красивое место – гора Сторожа, которая в то время находилась за пределами городских стен. С нее открывался впечатляющий вид на Москву-реку и речку Сторожку. Он и сейчас поражает своей красотой, в чем мы смогли убедиться, гуляя по монастырским окрестностям.

С именем преподобного Саввы Сторожевского связывают множество различных чудес, что впоследствии позволило его канонизировать, то есть причислить к лику святых. Подробнее о жизни святого угодника и его чудесах можно прочитать в .

История монастыря

Строительство обители было начато в конце 1390-х годов с возведения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Она была деревянной и недолговечной. Сам Савва жил вне пределов обители в небольшой пещере, предаваясь молитве и посту. Но по мере того, как братия увеличивалась, росла и территория монастыря.

Сейчас – это большая каменная обитель, имеющая статус Лавры . Интересно, что это особое положение Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде приобрел даже раньше, чем Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Оно было дано Сторожевскому монастырю в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем.

История обители – это соединение военного и духовного подвига. Звенигород вплоть до XVII века – пограничный город, а Саввино-Сторожевский монастырь, представлявший собой мощную крепость – форпост на западной границе страны.

В 1812 году в обители стоял французский гарнизон. Однако оккупанты не тронули святыни, и монастырь не пострадал. Причиной этого невероятного факта считается, согласно преданию, что сам Савва Сторожевский явился Евгению Богарне – пасынку Наполеона и одному из командующих его армией, с просьбой не трогать обитель. И впечатлительный французский полководец послушался нашего святого.

ХХ век оказался менее милосердным для Сторожевской обители. В 1919 году монастырь упразднили, а осенью 1941 года он сильно пострадал, поскольку неподалеку проходила линия фронта и шли бои за Москву.

В годы советской власти в обители располагались разные учреждения: приют, военный санаторий, тюрьма, музей. Только в 1995 году Саввино-Сторожевский мужской монастырь был возвращен церкви, и сейчас здесь снова располагается православная обитель.

Прогулка по монастырю

Монастырь окружен крепостной стеной, построенной в 1650-х годах. Общая ее протяженность 760 м, высота до 8.5 м, а толщина до 2.7 м. Вдоль стены расположены 6 башен.

Войдя через северные ворота с надвратным храмом, мы оказались на Соборной площади.

Нас поразил контраст между толстыми крепостными стенами с мощными башнями и нарядными постройками во внутренней территории обители. Здесь нет ничего мрачного и давящего. На территории просторно, есть скамейки и беседка, располагающие к тому, чтобы неспешно провести время.

Церкви и корпуса, выполненные в стиле московского барокко – яркого, контрастного, декоративного создали у нас приподнятое настроение. В монастыре есть несколько древних храмов.

Собор Рождества Богородицы

Самый главный собор Саввино-Сторожевского монастыря – белокаменный храм Рождества Богородицы, поставленный на месте деревянной церкви в начале XV века еще при жизни преподобного. Именно здесь, при входе справа был погребен святой Савва.

Храм выполнен в торжественной лаконичной владимиро-суздальской архитектурной традиции. Фрески в соборе выполнены живописцами, входившими в круг Андрея Рублева.

К собору впоследствии был пристроен придел, куда перенесли святые мощи чудотворца Саввы.

Во времена революции и богоборчества коммунисты попытались вынести мощи Преподобного и надругаться над ними. Местные жители укрыли святыню. Часть мощей была тайно передана на хранение одному московскому музейщику, в семье которого она находилась до 1998 года, когда и была возвращены монастырю.

Теперь рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского (как и прежде) пребывает справа от Царских врат. А еще в храме находятся почитаемые чудотворные иконы св. целителя и великомученика Пантелеимона, написанная на Афоне в начале XX века, и икона Царственных мучеников, а также ковчег с частицей камня Гроба Господня и мощами святых угодников.

Дворец царя Алексея Михайловича

Напротив входа в Рождественский собор находится дворец царя Алексея Михайловича.

Нас очень удивил этот царский дворец, который внешне подставляет собой длинное белое двухэтажное здание, не имеющее яркого декоративного убранства.

Его строили при трех царях: начал Алексей Михайлович, продолжили его дети Федор и Софья. Поэтому получилась своего рода иллюстрация к развитию русской архитектурной традиции XVII века.

Общая длина фасада здания около 100 метров. Внутри сейчас расположены приемная наместника, монастырские лавки и паломническая служба, где можно приобрести экскурсии.

Царицыны палаты

Рядом с царскими покоями, как и положено, находятся царицыны палаты. Полный контраст одного с другим!

Лаконизм царского дворца и яркая праздничность царицыного так очевидны даже при беглом их сопоставлении. Вот оно нарышкинское барокко во всей своей красе!

Царицыны палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века.

Покои царицы располагались в центральной части здания. Это очень подчеркивают каменная резьба, затейливость архитектурных деталей и невероятной красоты парадное крыльцо.

Сейчас здесь располагаются выставки и экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.

А особой гордостью реставраторов считаются изразцовые печи разных типов, украшенные зелеными поливными - «муравлеными» и многоцветными изразцами, которые были воссозданы в Царицыных палатах.

Троицкая надвратная церковь

Очень нас заинтересовала Троицкая надвратная церковь.

Внешне компактная, нарядная, барочная, шатровая. Как впоследствии выяснилось, она является последним шатровым храмом в России. Пришедший на патриаршество Никон изменил церковный архитектурный канон и запретил подобные постройки.

Внутренний интерьер этой церкви Живоначальной Троицы традиционен. В середине XVII века в Звенигород был перенесен престол древней церкви преподобного Сергия Радонежского. Таким образом сохранилась духовная связь между этими двумя Обителями.

Монастырская Звонница

В отличие от многих ранее виденных подобных сооружений монастырская звонница в Звенигороде поразила наличием большого количества башенок, что придает ей какой-то сказочный вид.

Это самая высокая монастырская постройка имеет несколько ярусов и как бы поставлена на высокий постамент.

Со среднего яруса можно подняться по лестнице, которая ведет к колоколам.

На первом ярусе находится Большой колокол. Именно здесь ранее висел его знаменитый предшественник - Большой Благовестник. Но во время Великой Отечественной войны в 1941 году он был разрушен.

Продолжение лестницы в следующие ярусы звонницы идет из правой башни в толще задней стены. На верхнем ярусе звонницы сейчас размещаются все вновь отлитые колокола.

Мы оказались в Саввино-Сторожевской обители как раз после утренней службы, когда над всей округой разливался удивительный колокольный звон. Это было просто неповторимое ощущение: и от великолепия места, и красоты звука. А, скорее всего, от гармонии одного и другого.

Трапезная палата

Располагается возле входа в монастырь и примыкает к звоннице.

Трапезная, как и большинство монастырских построек, относится к XVII веку. Она была устроена, если можно так сказать, по последней моде того времени: в подвале (глубиной 6 метров) был сделан ледник, где хранили монастырские запасы, на втором этаже была кухня, на третьем – собственно трапезная. Мы поняли, что наши предки знали толк в правильной организации своей жизни. 🙂

Провиантская башня

В конце своего посещения обители мы специально пошли к его северо-западной башне. Не сделать этого было просто невозможно! Запах свежего хлеба сопровождал нас на протяжение всей прогулки по территории монастыря.

Здесь, в Провиантской башне располагается знаменитый монастырский магазин. Чего там только нет! Хлеб разных сортов, пирожные, сдобные булочки. Захотелось всего и сразу. Очень трудно было остановиться, чтобы не набрать целый мешок вкусностей!

На втором этаже располагается кафе и похожий магазин. Так что всем посетителям рекомендую не толпится внизу, создавая огромную очередь в кассу. Можно на первом этаже набрать разной продукции, а расплачиваться уже наверху.

На лестнице находится замечательная пара в традиционных русских нарядах, сидящая за рюмкой чая.

Мы даже сначала решили, что это настоящие мужчины, которые проводят здесь время на радость посетителям. 🙂

Источник Саввы Сторожевского

Следующая наша остановка – святой источник в Звенигороде, расположенный вблизи скита преподобного Саввы. Он находится вне крепостных стен. Чтобы попасть туда, нужно пройти пешком или проехать на автомобиле около 1 км по указателям.

Скит был возведен на месте той пещеры, которую этот святой выкопал для себя и где провел долгое время. Сейчас эта пещера восстановлена. В XIX веке рядом с ней был возведен храм Саввы Сторожевского. К сожалению, большинство скитских построек не сохранилось, в богоборческие времена они были разрушены. Сейчас в скиту, как и в старые времена, живут монахи.

Там же располагается источник и купель Саввы Сторожевского, к которому всегда направляется множество паломников и жителей города. Нам пришлось отстоять небольшую очередь, пока несколько приехавших наполнят многочисленные фляги святой водой.

Здесь есть прекрасные и просторные купальни: мужская и женская. Очень большой предбанник, где можно переодеться. Далее располагается сама купель, отделанная кафельной плиткой. По удобным ступеням можно легко спуститься в прозрачную и ледяную воду.

Окунуться в этот прохладный мартовский день мы не решились! Но водички с собой привезли. Ох и вкусная!!!

А еще рядом с этим местом работает церковная лавка и есть небольшая смотровая площадка. А еще кафе и детская площадка с горками.

Удивительное и благодатное это место! Жаль, что приходится так быстро его покинуть, ведь сегодня нас ждет еще одна экзотическая и современная постройка: . Да не какая-то там Египетская, а самая настоящая — Московская!

Наша поездка по окрестностям Звенигорода состоялась 28 марта 2015 года. Вот наш маршрут на карте.

Чтобы удобно путешествовать по Подмосковному Звенигороду и области, можно на несколько дней легко снять в городе или пригороде квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель в любом удобном месте.

На карте ниже представлены другие достопримечательности и , где мне удалось побывать.

Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404-1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа.

Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.

Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.

Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV-XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.

После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.

На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х гг.

Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого.

В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.

К 600-летию обители работы в храме велись под руководством музейного реставратора 1 категории С.П. Лосева.

Иконостас собора середины XVII в. представляет собой одну из вершин древнерусской иконописной традиции. Строгое каноническое письмо позволяет забыть житейскую суету, в молитвенном возвышении оставшись наедине с Господом.

Пятиярусный иконостас был создан по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы знаменитыми иконописцами (царскими изографами) Оружейной палаты Степаном Рязанцем (Резанцем), Карпом Тимофеевым, Яковом Казанцем и другими. Серебряные тисненые, так называемые басменные, оклады были выполнены одновременно с иконами в мастерских Оружейной палаты.

В XIX в. были исполнены сохранившиеся алтарные двери с изображениями архидиаконов Стефана и Лаврентия, а также новые оклады на тябла и колонки.
В годы революции были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали.

Чудом сохранившиеся иконы праотеческого, пророческого, праздничного и деисусного чинов, а также драгоценное убранство иконостаса были поставлены на государственный учет в Звенигородский музей в 1960 г.

В 1969-1975 гг. в мастерской реставратора Д.Е. Брягина, располагавшейся в московском Ново-Девичьем монастыре, проведено изучение и полная реставрация икон и окладов. Подвижнический труд бригады Д.Е. Брягина по сохранению, консервации икон продолжили реставраторы музея А.Л. Мельниченко и М.Б. Селезнев, которыми иконостас в 1998 г. был установлен в Рождественском соборе.

Архитектурная реставрация уникального памятника раннемосковского зодчества велась под руководством архитекторов В.И. Федорова, Л.К. Россова (восстановлено позакомарное покрытие собора на рубеже 1960-70-х гг.) и В.М. Пустовалова.

К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен. Работы в интерьере храма по восстановлению иконостаса, устройству новой раки и сени велись архитекторами монастыря Т.Н. Кудрявцевой и послушницей Ириной Тимофеевой под руководством о. Гурия.

22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и Преподобный слышит мольбы каждого — случаи чудотворений не прекращаются и по сей день.

В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.

Литература:
Вереш С.В. Мастера иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. М.: Издательство Зебра Е; Звенигород: Саввино-Сторожевский монастырь, 2007.

Кондрашина В.А. Сокровища Звенигородского музея. Каталог. /М/, /1991/.

Кондрашина В.А. Иконостас Саввино-Сторожевского монастыря работы царских
изографов середины XVII в.// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 387-405.

Лосев С.П. О реставрации в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 88-89.

Мельниченко А.Л. Реставрация иконостаса середины XVII века Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 84-87.

Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.

Огнев Б.А. Московское зодчество конца XIV и первой четверти XV столетия.

Диссертация// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008 (Глава II. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). С. 277-311.

Палкина Д.Ю. Аргументы в пользу передатировки собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008. С. 13-26.

Пустовалов В.М. Основные этапы строительства Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 323-347.

Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.

Яснова Л.Ю. Об истории реставрации настенной живописи и икон 1650-х годов в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря: 1959-1979 годы// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 406-412.

Собор Саввино-Сторожевского монастыря является, видимо, третьей по древности постройкой Подмосковья. Этот собор размером с обычную церковь относят к 1405 году.

Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XVвв.

01.

02.

03. В отличие от Успенского собора на Городке и многих других сохранившихся церквей этой эпохи Рождественский собор был отреставрирован с восстановлением закомар и перекрытий по ним, хотя в XVIII-XIX веках крыша тоже была сделана четырехскатной. Практически такая же реконструкция существует и для собора на Городке, построенного буквально на десятилетие раньше; насколько мне известно, подобный внешний вид, в частности, закомар, оспаривается в научной среде.

04. Резьба по камню в виде поясов и характерные порталы также присутствуют, а порталы даже расписаны (предполагается, что так и было в средние века, а сплошь белить стали только после)

05. А подобные «вставные» элементы, думаю, относятся веку к XVII, не раньше - а больше похоже этак на середину XVIII.

06. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроены одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом.

07. Внутри южной паперти

08. Иконостас и часть икон сохранились с XVII века; стены, столбы и своды покрывают фрески 1656г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971гг. от поздних записей.

09.

Координаты : 55.728018°N 36.816262°E

Фотографии 2008-2009 гг.

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII в., второй — середина XVII-XIX вв.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный , у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955-1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.

Пострадавшие в Смуту церковь и трапезная были разобраны в период обновления обители в середине XVII в.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.

Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.

В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также и (1650-е гг.), и , и другие сооружения.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундаменты которой сохранились. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные посторойки.

Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.

В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.). При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 т.

Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была исполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.

В XIX в. тремя изданиями вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.

Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых.

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.

В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).

Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.

При монастыре устроен , действуют двухгодичные для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Основная литература:

  • Смирнов С.К. Историческое описание Савина Сторожевского монастыря. Составлено С. Смирновым. — М., 1860. М.: Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007.
  • Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории. Часть вторая XVIII-XXI век. Авт. текста Яшина О.Н. М.: Издание Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2003.
  • Кондрашина В.А . Саввино-Сторожевский монастырь. Фотоальбом. Автор-составитель В.А. Кондрашина. М.: Лето, 1998.
  • Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.
  • Седов Д.А. Настоятели и наместники Саввино-Сторожевского монастыря//Саввинские чтения. М.: Северный паломник, 2007. С. 134-202.
  • Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.