С севера мыс соединён узким, но высоким обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке - заливом Анива Охотского моря, с юга - проливом Лаперуза, разделяющим острова Сахалин и Хоккайдо.

Долгое время территория полуострова представляла собой перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. Крильон в прошлом являлся частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате потеплений и похолоданий, вызванных ледниковыми эпохами, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет тому назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время приходится обрыв «обсидиановых троп» - путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом, сырьем для изготовления орудий труда и охоты.

Экспедицией голландца М.Г.Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман, частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 году французский мореплаватель Ж.Ф. Лаперуз во время своей экспедиции не открыл пролив, названный в честь его самого и не описал западный берег Сахалина. Столкнувшись на севере с мелководьем и посчитав остров полуостровом, он прошел на юг и встал на якорную стоянку близ мыса Майделя. Во время этой стоянки он принимал у себя на борту жителей Крильонского полуострова, пополнял запасы пресной воды, направил на берег немногочисленную группу исследователей, которые забрались на г. Крильон и осмотрели окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоя­щего времени - Монерон, Крильон, Жонкъер.

Крильон ввиду своей географической близости долгое время находился под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России, однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова, как по западному, так и по восточному берегу, он был необитаем в холодное время года, при потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских браконьеров. Так продолжалось вплоть до русско-японской войны 1904-1905 гг.

С конца 1980-х гг. поездки на мыс Крильон стали регулярными. Эти места всегда манили любителей путешествий, внедорожья и истории Сахалина. Именно в мае на Крильоне собирается больше всего экипажей джип-клубов Сахалина на ставший уже традиционным марш-бросок, главная цель которого - возложение венков к памятнику воинам, павшим при освобождении Сахалина и Курильских островов.

МАРШРУТ: г. Южно-Сахалинск – г. Невельск - с. Шебунино - мыс Виндис - мыс Кузнецова - мыс Крильон – г. Невельск - г. Южно-Сахалинск.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ МАРШРУТА: г. Южно-Сахалинск - мыс Кузнецова – мыс Крильон – 200 км

СЕЗОН: с июля по октябрь, так как в эти месяцы преобладают наиболее высокие температуры, Возможна организация тура в другое время года по запросу туристов (при этом движение по маршруту осуществляется специально подготовленными внедорожными средствами в составе не менее 3 автомобилей).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ. Для автотуров от 3-х дней. По желанию туристов возможно длительное пребывание на одном из пунктов маршрута.

Участникам тура при себе желательно иметь не продуваемую ветровку с капюшоном, сменные обувь, носки, нижнее белье, средство от насекомых, полотенце - для желающих искупаться.

ФЛОРА И ФАУНА. По маршруту преобладает природа прибрежной полосы, типичная для Сахалина. По пути к мысу Крильону можно встретить немало представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу (например, сахалинскую кабаргу, белоспинного альбатроса, египетскую цаплю, дальневосточного аиста, аралию, гортензию черешчатую, кардиокринум Глена и др.).

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И УНИКАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ:

Мыс Крильон по праву может быть назван музеем под открытым небом. Студенты профессора СахГУ А.А. Василевского в трёхстах метрах от мыса Крильон обнаружили стоянку людей, живших здесь семь тысяч лет назад. Найдены черепки посуды Чжурчжэни (Чжурчжэни - племена, населявшие в X-XV вв. территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. Говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы. Крупнейшее государство чжурчжэней существовало с 1115 - 1234 год.), дальневосточной империи погибшей от воинов Чингисхана, примерно в трёх километрах от мыса, на террасе у речки Пекарни, найдены остатки крепости, известной у археологов как Крильонское городище, или Сирануси.

Возведение маяка на мысе Крильон было поручено начальнику Гидрографической части портов Восточного океана капитану В.З.Казаринову. Строительство началось 13 мая 1883 года. Работы, в которых принимали участие 30 ссыльнокаторжных, продолжались 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 метра, дом для смотрителя, казарма, баня. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями был оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке были установлены двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол. 24 июня было проведено пробное освещение маяка: при хорошей погоде огонь был виден за 15 миль.
В начале 90-х годов XIX века назрела необходимость строительства новых маяков и створных знаков на Сахалине. С одной стороны, это было вызвано появлением новых усовершенствованных маячных систем, а с другой - плачевным состоянием сахалинских маяков. В Главном Гидрографическом Управлении в Санкт-Петербурге был разработан "План производства маячных работ в Восточном океане", рассчитанный на 1892-1897 годы.

Был заключен контракт с французской фирмой "Барбье ет Бенард", зарекомендовавшей себя настолько блестяще, что даже известная своими морскими приоритетами Англия закупала ее осветительные аппараты для маяков. Они состояли из одной керосинокалильной горелки (вместо 15-ти масляных на старых системах) и давала пучок света силой в 150000 свечей вместо нескольких сотен на старых. Свет горелки фокусировался в линзе диаметром до 1,5 метра, состоящей из нескольких рядов стеклянных колец, оправленных в бронзовый каркас.
Работы по строительству новых маяков начались в 1894 году. 7 августа из привезенного из Японии кирпича началось возведения нового Крильонского маяка. Решение строить маяк из красного кирпича инженер-полковник К.И.Леопольд, руководивший работами, объяснял особенностями местности: если смотреть на маяк с моря, то он сливается с небом, поэтому необходимо было сделать его более выделяющимся.

К 1 августа 1896 года на Крильонском маяке были закончены установка и регулировка осветительного аппарата. В помещении, расположенном на самой южной точке мыса Крильон была смонтирована новая пневматическая сирена с керосиновым двигателем производства английской фирмы "Кантер, Харл и К". Она предназначалась для подачи "туманных сигналов" продолжительностью 5 секунд с интервалами в 100 секунд. Рядом со зданием сирены размещались специальная сигнальная пушка образца 1867 года.
В истории Крильонского маяка было немало замечательных событий, одним из которых было посещение маяка знаменитым русским исследователем и мореплавателем адмиралом С.О.Макаровым.
22 сентября 1895 г. в вахтенном журнале Крильонского маяка смотрителем Р.Шульгановичем была сделана запись: "К маяку прибыл крейсер "Корнилов". Посетивший маяк контр-адмирал Макаров распорядился установить футшток. На W стороне выбита вековая марка". Сохранившиеся остатки вековой марки сегодня являются единственным свидетельством посещения острова Сахалин С.О.Макаровы

Мыс Крильон наблюдал А.П. Чехов с борта парохода «Байкал» во время сахалинского путешествия в 1890 году.

На территории мыса мы можем встретить остатки японского и советского укрепрайона (доты, сеть подземных ходов, предназначенных для обороны южных рубежей острова), здания из красного японского кирпича еще царской постройки, здесь также расположена действующая войсковая и пограничная части, метеостанция весьма оригинальной постройки (здание с водозабором дождевой воды). Данная метеостанция начала свою работу в июле 1909 года, осуществляя метеорологические и морские прибрежные наблюдения.


Мыс Виндис (г. Коврижка) своей формой напоминает торт с отвесно обрывающимися во все стороны стенками. Узкий перешеек соединяет его с берегом. Название переводится с айнского языка как «скверное жилище». Скверными, нехорошими айны называли мысы, которые опасно было объезжать на лодке и приходилось обходить по берегу. За трапециевидную форму мыс также называют Коврижкой. На его плоской вершине (высота 78 м) было найдено несколько археологических стоянок древнего человека. Забраться на вершину горы можно только по ее восточному, заросшему разнотравьем склону, используя канат, расположенный там же.


Мыс Кузнецова - государственный зоологический памятник природы регионального значения, основанный в 1986 году. Название мыс получил в честь капитана 1-го ранга Д.И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 году для охраны российских границ.

Мыс расположен на юго-западном побережье полуострова Крильон. Рельеф памятника представлен выровненной платообразной поверхностью и морскими обрывистыми берега ми. С 1857 года для охраны окраин России на Дальний Восток посылались отряды судов Тихого океана. Первым отрядом командовал капитан Д.И. Кузнецов, в честь которого и был назван мыс. На юге он оканчивается скалой, напоминающей лицо человека в профиль. В центральной части мыса на самой его оконечности стоит маяк «Кузнецова», построенный японцами в 1914 году. Раньше мыс и бухта назывались Сони, что в переводе с айнского означает столбчатые камни или рифы и отражает особенности данного места. На мысе находится лежбище нерп, а также большая колония морских птиц - бакланов, чаек, чистиковых.

Подводный мир мыса очень красив и интересен, во многом схож с островом Монероном. Мыс представляет наибольшую ценность в орнитологическом отношении: по восточному и западному побережью проходят главные миграционные пути птиц. На почти безлесных склонах морских террас гнездятся бакланы, сокол, чайки, кайры, ястреб. Здесь отмечены редчайшие виды птиц, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области: японский журавль, рогатая камышница, зеленый голубь, японский скворец, мандаринка, средняя белая цапля, японская белоглазка, красноногий погоныш, сокол сапсан, перепел японский и др.

Если подняться на Кузнецовское плато в хорошую погоду можно увидеть Японию: высокий конус острова-вулкана Рисири, остров Ребун, остров Хоккайдо.


Водопады мыса Замирайлова Голова. Мыс Замирайлова Голова - длинный и узкий, соединенный с сушей вытянутой песчаной перемычкой высотой 25-29 м. В самой нижней отметке этого района находятся два водопада высотой 25 и 28 м (в 1,5 км к северу от устья реки Замирайловки).


Старый корабль. К осени 1947 г. пароход серии "Либерти" по названием "Луга" подготовили для буксировки во Владивосток, а потом далее на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать "Лугу" поручили пароходу "Петр Чайковский". Но упустили время. Буксировку начали в конце октября. И опять же по роковому стечению обстоятельств "Петр Чайковский" и "Луга" были подхвачены свирепым тайфуном у пролива Лаперуза. Буксир порвался, и беспомощную "Лугу" выбросило на мыс Крильон. Повреждения были настолько большие, что снимать ее больше не пытались.

Пароход серии «Либерти» - тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок.
Новый проект, вначале известный как EC2 (Emergency Cargo, type 2), или «проект по закону о гражданских судах на военной службе» (Merchant Marine Act design), стал называться «Либерти» (Свобода) после того, как президент Рузвельт объявил 27 сентября 1941 года - день спуска на воду первых 14 судов - «днём флота свободы» (Liberty Fleet Day). Первый «Либерти», SS Patrick Henry, был назван в память американского революционера Патрика Генри (1736-1799), вошедшего в историю с фразой «Дайте свободу или дайте смерть!»
В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий, при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем.
Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941-1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.
Вместимость «Либерти» могла достигать:
2840 джипов
525 бронеавтомобили М8 или 525 санитарных фургонов
440 легких или 260 средних танков.


В музее Сан-Франциско есть единственный в мире целиком сохранившийся транспортник серии.


«Вековая марка» (выбита на прибрежной скале близ мыса Крильона) - культурный объект, связанный с именем знаменитого адмирала С.О. Макарова (22 сентября 1895 года он посетил Крильонский маяк, где была установлена рейка с делениями - футшток для измерения колебаний водных масс в проливе Лаперуза). Под надписью «Вековая марка» было выбито семь горизонтальных насечек, пронумерованных римскими цифрами снизу вверх. Данные обрабатывались маячником и отправлялись в Петербург. Макаровская метка расположена на скалах основания мыса Крильона, приблизительно в 250 метрах от маяка. В настоящее время из надписи «Вековая марка» сохранилось только слово марка. Сегодня сооружена новая современная рейка из железа.


Камень Опасности. Скала, расположенная в 14 км к юго- востоку от мыса Крильона - крайней южной точки острова Сахалина - в проливе Лаперуза. Представляет собой небольшую группу голых, лишенных растительности камней. Длина около 150 м, ширина около 50 м, высота 7,9 м. Для европейцев её открыла в августе 1787 года экспедиция Лаперуза, который и назвал скалу Опасная (фр. La Dangereuse ), так как она сильно затрудняла движение судов по проливу Лаперуза, что усугублялось частыми туманами в летнее время. Для избежания столкновения на кораблях выставлялись матросы, обязанностью которых было прислушиваться к рёву сивучей, находящихся на Камне Опасности. В 1913 году на скале была возведена бетонная башня с автономным маяком высотой 18 м, рядом с ней установлен туманный колокол.


Город Невельск. Ранее на месте Невельска располагались айнские поселения Понто-Кэси, что в переводе означает «на краю озера (света)», и Турумай. Японское название города - Хонто - происходит от айнского Понто-Кэси. Селение под именем Хонто (от айнского роп «маленький», to «озеро» - «маленькое озеро»), между заключением Симодского (1855) и Петербургского договоров об обмене Южного Сахалина на 18 Курильских островов (1875), было под двойным русско-японским управлением.

С 1905 по 1945 годы Хонто находился в составе японского губернаторства Карафуто.

В 1945 году, после освобождения от японских милитаристов, Хонто вошел в состав РСФСР. 5 июня 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории Сахалинской области было образовано 14 районов, в том числе и Невельский, с центром в городе Невельске. Хонто был переименован в Невельск в честь российского исследователя Дальнего Востока адмирала Г.И. Невельского.



На сайте использованы материалы туристского путеводителя: "Путешествуя по родному краю: экскурсионные маршруты и туры по острову Сахалину" под ред. С.С. Шарова.-Южно-Сахалинск:Изд-во ИРОСО 2014.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "> +79147401470 Анастасия

Мыс Крильон-самая южная часть острова. В моем понимании, край земли, хотя там дальше Хоккайдо, Курилы, но Сахалин заканчивается на Крильоне.
Мыс Крильон на карте.


12 тысяч лет назад острова Сахалин и Хоккайдо были одним целым и возможно, через Крильон были соединены друг с другом. Сейчас же их разделяют 40 км пролива Лаперуза, названного в честь бригадира французской армии, графа Жана Франсуа Гало де ла Лаперуза. Экспедиция Лаперуза стартовала из Франции, прошла Атлантический и Тихий океаны, дошла до Корейского полуострова и по Японскому проливу дошла до Сахалина, по Татарскому проливу поднялась на север, затем развернулась, прошла по проливу между Сахалином и Хоккайдо, через Курилы снова вышла в Тихий океан и погибла в юго-западной его части.

На мысе Крильон в 1883 году был построен маяк для безопасности судоходства. В 1896 году был построен новый маяк, оборудованный осветительным прибором французской фирмы "Барбье ет Бернад".

О самом главном. Откуда же взялось название "Крильон"? Лаперуз назвал мыс в честь генерал-полковника французской армии Луи де Бальбес де Бертон де Крийон (Крильон) знаменитого своей храбростью, вошедшей в поговорку (pends-toi, brave Crillon, on a vaincn sans toi).

Белые шары вдалеке это станция обнаружения самолетов и наведения авиации, а также радиолокационная станция 39-го радиотехнического полка воздушного наблюдения, оповещения и связи. Такие же можно видеть в .

Каждый год на Крильон устраивают пробег сахалинские джипперы.

Очень интересный рассказ из этих мест можно прочитать у lastdjedai .

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Водно-моторный маршрут «Мыс Крильон»

Нитка маршрута: село Шебунино – мыс Круглый – мыс Кузнецова – мыс Крильон – мыс Атласова – мыс Канабеевка – село Кириллово.

Район похода: маршрут проходит по территории муниципальных образований: «Невельский городской округ» и «Анивский городской округ».

Географические координаты маршрута:

С. Шебунино:

Широта: 46.428200°

Долгота: 141.846378°

Мыс Виндис:

Широта: 46.116469°

Долгота: 141.921144°

Мыс Кузнецова:

Широта: 46.046427°

Долгота: 141.913943°

Мыс Крильон:

Широта: 45.894702°

Долгота: 142.081546°

Мыс Анастасии:

Широта: 46.015245°

Долгота: 142.170990°

Устье р.Урюм:

Широта: 46.459264°

Долгота: 142.353203°

Вид туризма: водный (пешеходный).

Сезон проведения: июнь – сентябрь.

Продолжительность: 3-4 дня.

Протяженность: 170 км.

Возраст, численность и опыт участников. Рекомендуемый возраст участников от 16 лет. Для безопасного прохождения маршрута рекомендуемая численность группы до 15 человек. Для участия в водном походе необходим опыт прохождения маршрутов 1-2 к.с.

Описание местности

На карте остров Сахалин напоминает рыбу. Левую оконечность «хвостового плавника» занимает полуостров Крильон. Его длина 90 км, а ширина от 20 до 40 км. Из-за большой облачности продолжительность солнечной активности на острове на порядок ниже, чем на материке. Но полуостров Крильон является самым теплым местом в Сахалинской области. Периодически жители городских округов могут радоваться теплому и даже жаркому, солнечному и сухому лету. Прибрежная полоса изрезана широкими распадками с густой зеленью трав и небольшими речушками горного типа, впадающими в Татарский пролив. Наиболее крупные из них - Ловецкая, Невельская, Казачка. Встречаются небольшие горные озерца, водопады, минеральные источники.

Долгое время территория полуострова представляла собой перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. Крильон в прошлом являлся частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате потеплений и похолоданий, вызванных ледниковыми эпохами, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет тому назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время приходится обрыв «обсидиановых «троп» – путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом, сырьем для изготовления орудий труда и охоты.

Экспедицией голландца М.Г. Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман, частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 году французский мореплаватель Ж.Ф. Лаперуз во время своей экспедиции не открыл пролив, названный впоследствии в честь него самого, и не описал западный берег Сахалина. Столкнувшись на севере с мелководьем и, посчитав остров полуостровом, он прошел на юг и встал на якорную стоянку близ мыса Майделя. Во время этой стоянки он принимал у себя на борту жителей Крильонского полуострова, пополнял запасы пресной воды, направил на берег немногочисленную группу исследователей, которая забралась на гору Крильон и осмотрела окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоящего времени – Монерон, Крильон, Де Лангль.

Крильон ввиду своей географической близости долгое время находился под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России. Однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова, как по западному, так и по восточному берегу, он был необитаем в холодное время года, при потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских браконьеров. Так продолжалось вплоть до русско-японской войны 1904-1905 гг.

Полуостров Крильон является достаточно уникальным местом по своей красоте. Ландшафты полуострова богаты своей историей, а так же приятно удивляют многообразием фауны и флоры. Здесь можно встретить редкие растения и понаблюдать за различными животными и птицами. На полуострове Крильон до наших дней частично сохранились места поселения прежнего населения полуострова – японцев и айнов. Уникальны так же порт-ковш и являющийся историческим памятником мыс Канабеева.

Самой южной точкой полуострова является одноименный мыс Крильон. Название было дано великим французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом в честь французского военачальника Луи-Бальбес де Крильона. С севера мыс соединён узким, но высоким и обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, который на западе омывается Японским морем, на востоке - водами залива Анива. С юга находится пролив Лаперуза, разделяющий острова Сахалин и Хоккайдо. На мысе Крильон сохранилась старая русская сигнальная пушка, работает метеостанция, здесь расположены маяк Тихоокеанского флота и войсковая часть.

Первый временный маяк Крильон был построен 13 мая 1883 года. Здание маяка представляло собой бревенчатую деревянную башню высотой 8,5 метра. Тогда же была построена казарма для смотрителей маяка, баня и другие хозяйственные постройки. Осветительный прибор маяка состоял из 15 аргантовых ламп, заправляемых маслом, и был снабжён посеребрённым отражателем. Огонь маяка давал непрерывный белый свет. Для подачи сигналов в тумане на маяке имелась двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол.

7 августа 1894 года началось строительство нового здания маяка рядом со старым зданием из привезённого из Японии красного кирпича. К 1 августа 1896 года работы по строительству нового здания маяка были закончены и на маяке был установлен новый осветительный прибор французской фирмы. В послевоенные годы в 1980 году обитатели Крильонского маяка, жившие в маячно-техническом здании, перебрались во вновь построенный 8-квартирный дом. К нему был проведен 3-километровый водопровод, построена насосная. Переделке подвергся и маяк - двускатная крыша была демонтирована. Новую плоскую крышу залили варом, но сейчас это уже не спасает, и здание нещадно течет так, что иной раз замыкает контакты на аппаратуре.

В 1950-е годы на самой южной оконечности мыса Крильон стоял небольшой памятник, выполненный из природного камня и поставленный, по воспоминаниям старожилов, в 1945 году. Решением Сахалинского облисполкома от 9 марта 1971 года № 98 памятник был поставлен на государственную охрану.

Часть маршрута проходит вдоль территории зоологического памятника природы регионального значения «Мыс Кузнецова». Территория памятника природы является единственным на юге Сахалина круглогодичным лежбищем сивучей и тюленей. Долина реки Кузнецовка является местом произрастания многих редких видов растений и местом гнездования редких видов птиц. Основные объекты охраны: лежбища сивучей и тюленей; места гнездования редких видов птиц; места произрастания редких и эндемичных видов растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области

Режим охраны: водныймаршрут не проходит по особо охраняемой природной территории; в случае организации пешеходного похода, необходимо ознакомиться с режимом охраны памятника природы регионального значения «Мыс Кузнецова».

Описание маршрута

Маршрут имеет большую популярность. Среди сахалинских туристов он интересен пешеходникам, джиперам и туристам-водникам, путешествующим на моторно-парусных судах или морских каяках. Маршрут изобилует большим количеством мысов, труднопроходимыми прижимными участками, осложнен отсутствием населенных пунктов. Особенно интересен этот маршрут, если наблюдать за берегами Крильонского полуострова с моря, путешествуя на маломерных судах.

Маршрут можно начинать от села Шебунино, куда можно доехать на автотранспорте любой проходимости. Первое удивительное место, которое путешественник видит с моря – это мыс Виндис и гора "Коврижка", которая находится на мысу и представляет собой скалу с плоской вершиной и крутыми почти отвесными стенами. Издалека мыс похож на остров: при наблюдении с севера и юга - трапециевидный, а с запада – квадратный. Вокруг этой скалы можно заметить множество крупных камней разных форм и видов, здесь же водятся крабы и нерпы. На плоской вершине мыса (высота 78 метров) было найдено несколько археологических стоянок древнего человека.

Название Мыс Виндис переводится с айнского языка как «скверное жилище». Скверными, нехорошими мысами айны называли мысы, которые опасно было объезжать на лодке и приходилось обходить по берегу. За трапециевидную форму гору на мысу также называют "Коврижкой". Забраться на вершину горы можно только по ее восточному, заросшему разнотравьем склону, однако последние 7-8 метров преодолеть без специального снаряжения достаточно сложно.

Далее по маршруту еще одно достопримечательное место – зоологический памятник природы «Мыс Кузнецова». Это место примечательно также красотой берега. В направлении юго-запада на протяжении 2300 метров тянется полоса отвесных скал с высотами до 50-60 метров. Из геоморфологических объектов можно выделить гигантские «пальцы», «арки», «ворота» - все это в живописном беспорядке разбросано недалеко от берега. Сами же берега грозно нависают над поверхностью воды, образуя огромные волноприбойные ниши. Обширная зона бенча уходит в пролив примерно на 600-800 метров, поэтому в спокойную солнечную погоду волны не докатываются до берега. На юге мыс оканчивается скалой, напоминающей лицо человека в профиль.

В настоящее время в низовьях реки Кузнецовка располагается «Ноев ковчег» - так в народе называют подсобное хозяйство предприятия «Мыс Кузнецова». Это закрытое место ограждено кордоном, за которым располагается экопоселение. На территории экопоселения находится небольшая церковь. И действительно, кого и чего здесь только нет – на берегу моря пасутся лошади, свиньи, козы, бараны, индюки, утки, гуси. Нашли приют и дикие животные – дикобраз, страусы, лисенок Яшка, медведица Машка.

В центральной части мыса Кузнецова (японцы называли его Сони), на самой оконечности стоит маяк «Кузнецово», построенный японцами в 1914 году. Его высота над уровнем моря 78,5 метров. Раньше мыс и бухта назывались Сони, что в переводе с айнского означает столбчатые камни или рифы и отражает особенности данного места.

Южная оконечность мыса Кузнецова переходит в двухкилометровый пляж, протягивающийся в западном направлении до длинного и узкого мыса Замирайлова Голова. Мыс имеет высоту 87,5 метров. На вершине имеется тригопункт. Вытянутый мыс окружен с севера бухтой Камои, на которой имеются песчаные пляжи, с юга находится мыс Замирайлова Голова.

Двигаясь на юг, маршрут подходит к долгожданному мысу Крильон – южной точке полуострова. Это один большой японский укрепрайон, по которому можно гулять неделями в поисках военных дотов, подземных ходов, пушек, окопов. В этих местах стоит посетить маяк Крильон высотой более 8 метров, который имеет уникальную и долгую историю, а также памятник, установленный на мысе в честь погибших воинов при освобождении южного Сахалина в 1945 году. Рекомендуется на мысе Крильон сделать дневку для изучения местных достопримечательностей. На мысе находится погранзастава, где нужно отметится о посещении. Также для движения маломерных судов требуется уведомление погранслужбы.

Далее маршрут пойдет по другому берегу Сахалина вдоль залива Анива уже в северном направлении через интересные и красивые мысы Анастасии, Канабеева и заканчивается в устье реки Урюм (старый поселок Кириллово). На протяжении этого участка часто встречаются рыболовные станы, а в море ставные невода (необходимо соблюдать осторожность на маломерных судах!). От реки Урюм можно выехать автотранспортом в Южно-Сахалинск.

В целом при выходе на маршрут на маломерном судне необходимо учитывать риски, связанные с погодой, она в этом районе меняет очень быстро. При прохождении мыса Крильон необходимо учитывать сулои и постоянные течения пролива Лаперуза.

Список достопримечательностей и объектов туристского показа: мыс Виндис, мыс Кузнецова, лежбище сивучей мыса Кузнецова, мыс Крильон, с. Атласова, мыс Канабеева; на протяжении всего маршрута открываются красивейшие пейзажи, живописное море и сопки.

Заезд и выезд с маршрута: к началу маршрута можно доехать автотранспортом любой проходимости до села Шебунино; выезд с маршрут проходит от устья реки Урюм (с. Кириллово).

Варианты аварийного подъезда, отъезда или выхода. На участке маршрута от села Шебунино до мыса Крильон можно выйти с маршрута на транспорте повышенной проходимости. Особую сложность на машине вызывает перевал мыса Кузнецова и прижим перед Крильоном. Также возможен выезд автотранспортом повышенной проходимости на восточном участке Крильона от реки Урюм до реки Могучи (особая сложность - прохождение машин через устья рек). На участке от мыса Крильон до реки Могучи выход с маршрута возможен только пешком (через мыс Канабеева непроход) или водным транспортом.

Места стоянок и их описание. Выбрать хорошую стоянку легко: большие поляны, достаточное количество дров, чистая вода мелких ручьев, впадающих в море, позволит максимально комфортно обустроить лагерь.

Наиболее интересные и удобные стоянки:

1.Мыс Виндис – северная сторона, есть небольшой ручей, хорошая поляна, мало дров.

2.Мыс Кузнецова (бухта Комои) - красивое уютное место, закрытое от ветра, много дров, вода из мелких ручьев.

3.Устье реки Пекарня (распадок перед мысом Крильон) - удобная стоянка, хорошая вода, дрова по пляжу.

4.Мыс Анастасии – удобный ковш для отстоя в непогоду, территория загрязнена техногенным мусором, часто располагается рыболовный стан.

Данный раздел отчета написан по материалам архивных документов и литературным источникам. Тема эта велика, поэтому является краткой хронологией событий и фактов, данная тема требует серьезного научного подхода, поэтому может рассматриваться как конспект-план будущих исследований этого направления.
...Долгое время территория полуострова представляла из себя перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. являлся частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате потеплений и похолоданий, вызванных ледниковыми эпохами, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет тому назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время приходится обрыв "обсидиановых троп" - путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом, сырьем для изготовления орудий труда и охоты.
Период палеолита для Крильона практически не описан, не найдено также и поселений, относящихся к этому периоду.
Самой древней, известной археологам стоянкой, является стоянка возрастом 5 тыс. лет на м.Кузнецова. Данная стоянка относится к так называемой Южно-Сахалинской культуре. Обитатели этой культуры жили, как правило, в землянках четурехугольной формы, использовали для изготовления орудий труда и охоты местные породы камня-яшмоиды, кремнистые породы, о чем говорят находки на этих стоянках. Как правило, стоянки того времени располагаются на высоких террасах, так как уровень моря в то время был достаточно высок. Стоянки эти также располагались в устье рек таких как, например, Горбуша, Могучи, Найча и др.
Постепенно формировалось хозяйство древних племен. Наряду с собирательством и охотой племена по береговой линии занимались также морским собирательством и охотой на морского зверя. Естественно, развивались и традиции рыболовства. Полуостров несомненно необходимо считать зоной контакта между древними племенами Сахалина и Хоккайдо, при котором происходило смешивание традиций охоты и рыбной ловли. Культура охотников, рыболовов и морских охотников сформировалась окончательно к середине I тысячелетия до н.э. и достигла своего расцвета к V веку н.э. Именно к этому периоду относятся многочисленные стоянки по берегам и устьям рек полуострова. Жители этого времени широко использовали защитные свойства местности, примером этого может служить стоянка на м.Замирайлова Голова или естественная крепость на м.Виндис.
Расселение айнов происходило в несколько этапов с Хоккайдо в направлении юг-север. Древние племена нивхов и орочей напротив расселялись с севера на юг. Обмен и торговля естественно обогащали связи этих народов, но нередки были и вражда за территории охоты и рыбной ловли. В начале тысячелетия на Крильон начинают проникать изделия из металла. Находясь на переферии, тем не менее жители Сахалина ощущали на себе воздействие наиболее сильных соседей, имевших к тому времени государственный строй. Такие государства, как Бохай, Золотая империя, Империя Юань и Минь, расширяя свои границы на восток, естественно, натыкались на остров. Наиболее ощутимым было вторжение 1286-1368 годов манжурских племен, именно в то время были построены многочисленные поселения по Сахалину. Поселения крепостного типа, так называемые крепости - часи на Крильоне видимо относятся именно к этому периоду. На Крильонском полуостровеих известно на настоящий момент две. Это Сирануси на м.Крильон и Тисия на м.Анастасии. Товары из Китая транзитом проходили через эти пункты в древнюю Японию. В период XV-XVIII вв. последняя миграционная волна хоккайдских айнов, теснимая японцами, хлынула на южный Сахалин. Это вызвало вражду с сахалинскими родами айнов, нивхов, ороков. Именно на это время приходится плаванье европейцев к берегам Сахалина и Курильских островов.
Экспедицией голландца М.Г.Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 году французский мореплаватель Ж.Ф.Лаперуз во время своей экспедиции, не открыл пролив, названный в честь его самого и не описал западный берег Сахалина. Наткнувшись на севере на мели и посчитав остров полуостровом, он спустился на юг и встал на якорную стоянку близь м.Майделя. Во время этой стоянки он принимал у себя на борту жителей Крильонского полуострова, пополнял запасы пресной воды да отрядил на берег немногочисленную группу исследователей, которые забрались на г.Крильон и осмотрели окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоящего времени - Монерон, Крильон, Де Лангль. Последний этап истории можно рассматривать как этап противоборства между Японией и Россией. Двигаясь с юга на север и с севера на юг, расширяя границы своих государств, Япония и Россия столкнулись окончательно и бесповоротно в начале XIX века. Строительство военных постов и временных рыболовецких станов со стороны японцев породили естественную вражду, при которой местные жители оказались третьей стороной между молотом и наковальней. Крильон долгое время находился ввиду своей географической близости под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России, однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова, как по западному, так и по восточному берегу полуостров был необитаем в холодное время года, при потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских бранконьеров. Так продолжалось вплоть до руссок-японской войны 1904-1905гг.
Мыс Крильон являлся весьма опасным местом для судов, перевозивших различные грузы в Корсаковский пост. В частности, 17 мая 1887 года близь м.Сирануси потерпел кораблекрушение пароход Добровольного флота "Кострома", следующий из Корсаковского поста в Дуэ. Судно в связи с неточностями морских карт наскочило на камни и затонуло 23 мая. В связи с этим в 1888 году на Крильон была выслана топографическая партия под руководством С.А.Варягина в составе 22 человек. Были определены геодезические координаты мысов Сони (Кузнецова), Тиссия (Анастасии) и Крильона, уточнена береговая линия и промерены глубины в пролив Лаперуза. В память о гибели "Костромы" на берегу была построена небольшая часовня из обломков парохода, ликом Николая Угодника и надписью "Кострома 1887 мая 17". В 1893 году затонувшая "Кострома" была куплена за 2000 долларов одной из японских фирм и к 1895 г. была вывезена в Японию.
Естественно, возникла необходимость строительства на м.Крильон маяка для безопасности движения кораблей. Астрономический пункт на м.Крильон был определен еще в 1867 году лейтенантом Старицким, а в 1883 году 23 апреля было начато строительство маяка на м.Крильон. Работы по строительству маяка длились 35 дней тридцатью ссыльно-каторжными. За это время была построена деревянная башня высотой 8,5 м, дом для смотрителя, огород и все это было обнесено забором. Кроме этого был построен пороховой погреб и проложена дорога до берега. Строителем маяка был капитан В.З.Казаринов. Маяк был оснащен осветительным аппаратом с 15 аргоновыми лампами и отражателем, кроме того был поставлен 20-пудовый колокол и двухфунтовая пушка. Свет маяка был виден на расстоянии 15 миль. 30 июня 1883 года маяк был освящен епископом из Корсаковского поста Мартимианом, специально прибывшим из Благовещенска.
В 1885 году ссыльно-каторжными, специально завезенными на мыс, была построена 12-метровая вышка для того, чтобы установить ее на Камне Опасности.
Пароход "Тунгуз", прибывший для помощи в установке этой башни, не справился с этой работой, поэтому башню разобрали и увезли в Императорскую Гавань в Приморье, где и установили ее на входе в гавань.
Самым тревожным временем конца XIX века для жителей Крильонского маяка был 1885 год, когда из Корсаковского поста сбежало 40 ссыльно-каторжных. Большая их часть восточным берегом добралась до Крильонского маяка, где разграбила продовольственный склад, захватила лодки и морем бежала в Японию, где представившись немецкими матросами, потерпевшими кораблекрушение, были изоблечены и отправлены назад на Сахалин. По сути дела, Крильонский маяк, являясь единственным населенным пунктом на крайнем юго-западе представлял для беглых каторжан довольно привлекательную мишень. В сентябре 1885 года другая группа каторжан сбежала с Корсаковского поста, убила близь м.Вентосу старшего надзирателя и его помощника (в память об этом злодейском поступке мыс и переименовали в Канабеева).
7 августа 1894 года началась строительство капитального здания на м.Крильон для маяка. Строительство велось десятниками Шипулиным и Яковлевым при помощи 25 корейских рабочих. Кирпич красного цвета завозили из Японии, орегонскую сосну из Америки. Маяк должен был быть оборудован осветительным прибором фирмы "Барбье ет Бернад". К 1 августа 1896 года все работы были закончены. Здание было построено и совмещено с жилыми помещениями, установлена новая сирена для подачи сигналов в туманную погоду, новый колокол весом 488 кг. Таким он и остался до настоящего времени за исключением того, что жилые помещения превращены в хозяйственные, колокол в 1980 году снят и находится в в/ч 13148 в г.Корсаков, вместо него на маяке находится резервный колокол японского производства с маяка на м.Весло, что на Кунашире.
22 сентября 1895 года Крильонский маяк посетил адмирал С.О.Макаров, где была установлена рейка с делениями - фугшток для измерения колебаний водных масс в проливе Лаперуза. Еще ранее этого в 1893 году рядом с маяком была построена метеостанция 2 разряда 1 класса. В конце 1896 года с маяка Крильон наблюдалось полное солнечное затмение специально присланной для этого экспедицией под руководством генерал-майора Э.В.Майделя.
Начало ХХ века ознаменовалось началом русско-японской войны в 1904 году. Команда Крильонского маяка была усилена до 15 человек вместо 8. Телеграфная линия от маяка Крильон до Корсаковского поста была построена 30 сентября 1904 года несмотря на то, что вопрос о ее строительстве поднимался еще в 1893 году. Но толку от этой линии было мало в связи с тем, что команда маяка имела быть обыкновение находиться в состоянии алкогольного опьянения вместе со смотрителем маяка, практически обязанности смотрителя выполняла его 12-летняя дочь, занимаясь складами и довольствием команды.
25 апреля на Крильон прибыл подпоручик Петр Мордвинов во главе отряда из 40 дружинников и 1 унтер-офицера. Этим отрядом был произведен ремонт телеграфной линии на участке м.Крильон - р.Урюм, а также уничтожение японских рыбных промыслов и кунгасов. Отрядом была уничтожена пиратская база на о.Монерон, потоплено и уничтожено большое количество кунгасов и шхун. Поиски отряда японцами не увенчались успехом, они постоянно ускользали от неприятеля, начало боевых действий на Сахалине совпало с возвращением на мыс отряда дружинников и за 2 дня ими была подготовлена оборона маяка.
Однако 26 июня к маяку подошел десантный отряд японцев, состоящий из крейсеров "Сума", "Чиода" и 4 миноносцев. Видя огромное преимущество японцев перед отрядом, Мордвиновым была была отдана команда отступить в полном составе, оставив маяк. На майке остался смотритель П.Демьянцевич и матрос Буров, последний пытался сжечь маяк но смотритель из-за своей трусости помешал ему сделать это из-за боязни быть наказанным за это японцами. Оба попали в плен к неприятелю. Отряд подпоручика же совершив 7-дневный переход, за время которого 8 человек отстали (из 54 человек), воссоединился с отрядом штабс-капитана Даирского в с.Петропавловское, продержавшись в лесах полтора месяца и 17 августа был полностью уничтожен японцами в верховьях р.Найбы. Таким был конец Крильонского отряда под командованием подпоручика Петра Мордвинова.
Период 1905-0945 гг. на полуострове Крильон ознаменован появлением первых постоянных поселений. Основной тип расселения на полуострове схож на японскую систему расселения на Хоккайдо. В устьях крупных рек, как правило, располагалось крупное по величине селение, вглубь полуострова по долине реки уходила дорога с цепочкой хуторов. Основным занятием местного населения, состоящего в основном из переселенцев из Японии, оставалось рыболовство, однако к нему уже примешивалась на севере лесозаготовка (восточный берег) и добыча угля (западный берег). Кроме того, население активно занималось огородничеством. За этот период на полуострове было создано не менее 50 населенных пунктов, большинство из которых являлось хуторами.
Крупные в масштабах полуострова поселения существовали по обеим побережьям, имели почтовые отделения, школы, магазины. Сразу после захвата Южного Сахалина японцы начали пробивать на юг по восточному берегу дорогу на Крильонский маяк. Сам же маяк был отремонтирован, рядом с ним была построена метеостанция весьма оригинальной постройки здание с водозабором дождевой воды. Данная метеостанция начала свою работу в июле 1909 года. В 1914 году был построен маячный комплекс на м.Сони (Кузнецова). На восточном побережье полуострова, видимо в то же время, были построены 2 башни в Кириллово и на м.Анастасии.
В августе 1945 года на м.Крильон дислоцировался 2 батальон 25 пехотного полка. Советские десантники, высадившиеся для освобождения юго-западной оконечности Сахалина, встретили яростное сопротивление со стороны батальона. К сожалению, имена воинов-десантников неизвестны, как и их количество, покоящееся в братской могиле на самой южной точке Сахалина.
По окончании войны маяк был отремонтирован и введен в эксплуатацию. С 1945 по 1947гг. была произведена репатриация населения с полуострова Крильон. В 1947 году японские географические названия были заменены на русские. Русские поселенцы заселили полуостров, поселившись в тех же самых селениях. Японские хутора были разграблены и превращены я охотничьи домики, часть из них сгорела, постепенно все это приходило в упадок, разрушаясь и разваливаясь. Центральные поселения сохранились дольше, но и они постановлениями были закрыты в 1962, 1964, 1965, 1978, 1982гг. Дольше всех "продержались" самые крупные поселения Атласово, Перепутье, Хвостово. На настоящий момент на полуострове существует та же картина, что и 100 лет назад, на мысе Крильон функционирует маяк и метеостанция, дислоцированы военная и пограничная части. По всему восточному и западному берегу во время путины разбросаны рыболовные станы, к осени свертывающие свою работу. По западному берегу на юг от Шебунино находятся 2 пограничных заставы "Перепутье" и "Крайняя", занятые не столько охраной границы, сколько выживанием, по восточному берегу к югу от Кириллово находится одна на м.Анастасии, положение которой самое тяжелое в связи с изолированностью.
Восточный берег и водораздел Южно-Камышового хребта являются границами заказника областного значения "Полуостров Крильон". Угодья долин рек Ульяновка, Кура, Найча, Урюм как и прежде 100 лет назад используются для выпаса скота только теперь не Корсаковского поста, а для Таранайского совхоза. Перспективы открываются мягко говоря грустные…

http:/www.sakhalin.ru/rover


9 мая 1952 года на базе 41, 42, 43 радиотехнических постов сформирован 39 радиотехнический полк. Полк формировал бывший командир 116 отдельного радиотехнического батальона майор Варламов Дмитрий Федосеевич
В 1953 году в ноябре месяце 39 полк Воздушного Наблюдения, Оповещения и Связи был полностью сформирован согласно штату с дислокацией подразделений в различных населённых пунктах Сахалина, одним из которых был - мыс Крильон
Годовой праздник 39 РТП установлен в ознаменование дня формирования - 9 мая

В 1957 году на основании директивы штаба войск ПВО страны 39 радиотехнический полк ПВО с 1 августа 1957 года переведён на новые штаты, в том числе и 212 ОРЛР (мыс Крильон) в составе одной РЛС П-20, одной РЛС П-10, одной РЛС П-8с. 1960 год - 212 ОРЛР с местом дислокации мыс Крильон в составе одной РЛС П-30, одной РЛС п-12 и нештатной РЛС П-10.
1961 год - в 212 ОРЛР (мыс Крильон): РЛС П-30, П-12, П-10, П-14 и ПРВ-10.
С 1958 года 212 ОРЛР (мыс Крильон) стала отмечаться командованием 39 полка, как одно из лучших подразделений в полку, по результатам всесторонней проверки.
В 1959 году - лучшее подразделение полка: 212 ОРЛР (Крильон) - расчёт П-10, начальник РЛС - лейтенант Грисюк, расчёты РЛС П-20 сержантов Иванюта, Луценко.
В 1962 году - отличные отделения: РЛР Крильон - 4 отделение.
В 1964 году - по боевой и политической подготовке заняла I место РЛР Крильон - командир роты капитан Рудченко М.А., замполит лейтенант Коринский В.Ф. Роте вручено переходящее Красное Знамя.

С 1975 года рота Крильон стала называться рота Атласово.

В 2000 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла II место - командир роты капитан Алисов
В 2001 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Алисов
В 2002 году - по итогам первого периода, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Низяев
В 2003 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Низяев
В 2006 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла II место - командир роты майор Трибунский
В 2007 году - по итогам зимнего периода, РЛР Крильон заняла II место - командир роты майор Трибунский

Крайняя южная оконечность острова Сахалин – мыс Крильон, названный так в честь французского генерала . По сути, это почти настоящий край земли. По крайней мере, Сахалина. Дальше остров Хоккайдо и, что интересно, долгое время мыс Крильон считался продолжением этого острова, пока Лаперуз не открыл пролив, названный его именем. Тогда-то и стало ясно, что здесь совсем другая география. Место это было очень опасным для прохождения судов. В 1887 году здесь потерпел кораблекрушение пароход «Кострома». В память о нем на берегу выстроили небольшую часовенку из обломков корабля. Хотя к тому времени на Крильоне уже был построен маяк для безопасности проходящих судов.

Поэтому в 1896 году его заменили на более оборудованный и мощный. По суше добраться до Крильона весьма непросто . Однако устроить тут экстремальное ралли – самое излюбленное дело джипперов. Например, на День Победы они собираются командами, чтобы проехать по этим местам экстремальным марш-броском. По бездорожью, к самому памятнику воинам, погибшим за освобождение южного Сахалина. Такие забеги, вернее, заезды они устраивают с 2004 года. А вот морская прогулка до мыса Крильон куда как более безопасна. Места здесь необыкновенно красивые: живописные водопады, отдыхающие на камнях нерпы.

Можно насладиться шумом птичьего базара, а, если повезет, увидеть медведя-рыболова. Некоторых привлекает военная история мыса. Он представляет собой крупный укрепрайон с дотами, подземными ходами и прочими соответствующими укреплениями – любопытно. Туристы здесь бывают, хотя в этих местах нечасто случается хорошая погода. Дело в том, что возле мыса Крильон встречаются два течения : холодное Охотского моря и теплое Татарского пролива, что обеспечивает ветреность и дождливость. Но разве это может помешать тому, кто решил полюбоваться водопадами мыса Замирайлова голова (одно название чего стоит)?

А уж тот, кто приехал на Крильон поклониться братской могиле, находящейся на самой крайне точке мыса , где похоронены семь десантников, погибших в годы Великой Отечественной войны от рук японцев, и вовсе не остановится при любой погоде. Этот мыс, имевший огромное значение для обороны южных рубежей Сахалина, и сейчас демонстрирует свою мощь. Большая заслуга в этом принадлежит зданию, построенному для маяка, который хоть и возвели еще в 1894 году, до сих пор являющим крепость: кирпич сюда возили из Японии, орегонскую сосну – из Америки.

Правда, в 1980 году родной колокол заменили на японский, а помещения из жилых перевели в хозяйственные. Но в целом маяк на Крильоне также функционирует, как прежде . Также работает метеостанция, дислоцированы военные и пограничные части. Рядом вполне достойные обзору достопримечательности. Например, гора Коврижка, похожая на торт, скалистый остров Камень. Некоторые путешественники, обуреваемые эмоциями, слагают о мысе стихи. Об острых ветрах, о густом тумане, о грозном океане вокруг. Романтика. И, даже если никогда не ходил в походы, тянет посмотреть на Сахалин.


Адрес: Сахалинская область, остров Сахалин

Мыс Крильон (фото)