Планируя первый прыжок с парашютом, вы, вероятно, не совсем уверены, чего ожидать. Ряд стандартных вопросов по прыжкам уже подробно разжеваны везде, но хватает и не очевидных моментов, с которых начну ниже. Абсолютно все, что нужно знать новичку перед первым прыжком — в этой статье.

К каким физическим ощущениям нужно готовиться во время прыжка с парашютом?

Решил начать именно с этого, и речь пойдет вовсе не про адреналин, восторг и удовольствие. Есть несколько важных вещей, о которых «стыдно» спрашивать у инструктора. Возможно, у вас возникали те же вопросы.

1. Могу ли я нормально дышать во время свободного падения?

Безусловно. Давление воздуха не мешает вдоху, но большая часть новичков задерживает дыхание из-за нервов и адреналина. Дыхание восстанавливается в первые секунды после отделения от самолета. Изредка случается нервный спазм, который действительно перекрывает дыхание. В этом случае студентам рекомендуют кричать во все горло — легкие рефлекторно набирают воздух и быстро его высвобождают, дальше все идет как по маслу.

2. Это больно, когда парашют раскрывается?

В кино часто показывают, как парашютиста «дергает» во время раскрытия, но нет, это не больно. Снаряжение максимально подгоняется под ваши габариты, поэтому ожидайте что-то подобное легкому потягиванию за пояс брюк.

3. Насколько «громко» свободное падение?

В свободном полете слышны только крики непосредственно в ваши уши. Как только парашют раскрыт, можно нормально беседовать с инструктором.

4. Что, если я боюсь высоты?

На высоте 4000 метров акрофобия не работает. Дело в том, что любые объекты удалены настолько, что найти соотношение высот невозможно. Открывающийся вид больше похож на художественную картину, чем на «место падения». Это совсем не те ощущения, знакомые каждому акрофобу во время подъема по крутой лестнице, когда ты видишь объекты рядом и знаешь примерное расстояние до них. Так вот, когда самолет в воздухе, акрофобия отступает почти у всех.

Еще один пример. Стоя на обочине скоростного шоссе вы видите пролетающие мимо машины и испытываете страх перед угрозой столкновения. Но если подняться на высокую гору над этим шоссе, крошечные машинки будут двигаться медленно и страха перед ударом уже не возникает. Это своего рода «теория относительности» для акрофобии. Так что вам может помешать любой другой страх, но не перед высотой.

5. Прыжок с парашютом ощущается как падение?

На самом деле, нет. Чувство падения будет не дольше считанных секунд, пока тело не достигнет конечной скорости. Похожее состояние можно ощутить, высунув руку из окна двигающейся машины — небольшое давление воздуха.

6. А если у меня морская болезнь и тошнит на американских горках?

В прыжках с парашютом не происходит ускорения движения с неподвижной точки, поэтому и нет чувства «падающих внутренностей». Конечная скорость тела достигается очень быстро и остается неизменной. Иногда прыжки в тандеме с инструктором могут сопровождаться резкими поворотами и спиралями для пущего экстрима, но вам стоит просто предупредить его о своих опасениях, и спуск будет максимально аккуратен.

Кстати, нормально поешьте перед выездом в дропзону и захватите перекус на случай ожидания. На голодный желудок прыгать плохо — сахар в крови снижен, голова кружится, все усугубляется стрессовыми гормонами. В каждом уважающем себя клубе есть кафетерий и возможность пополнить запасы воды, но и «сам не плошай», как говорится во всем известной поговорке.

7. Как долго длится прыжок?

Зависит от нескольких факторов: типа самолета, высоты отделения, площади поверхности тела.

По методичке одного из аэроклубов:

  • 10-15 минут в самолете (самолет с одним двигателем набирает высоту до 30 минут).
  • Отделение на высоте 2700 м для одиночного прыжка (30 секунд на свободное падение), 4000 м для тандема (60 секунд на свободное падение).
  • До 7-ми минут под крылом парашюта.

Совет: принимая решение, в каком месте совершить первый прыжок, спрашивайте о том, сколько времени займет полет и высоту прыжка. Вы можете заплатить одну и ту же сумму за 30-тиминутный полет и прыжок с 3000 м и за 15 минут в самолете с прыжком с 4000 м.

8. Кто складывает мой парашют?

Хотели бы вы упаковать свой собственный парашют? Скорее нет… Это непростая задача, требующая строгого выполнения инструкций и опыта. Хотя раньше, когда кроме круглых куполов ничего не было, их складывание не особо влияло на раскрытие. С продвинутыми парашютами типа крыло все гораздо сложнее.


Укладка парашюта

Контейнеры с парашютами упаковывают профессиональные пакеры (или риггеры, или упаковщики). Пакер не может нести 100% ответственность за раскрываемость, ведь вы падаете со скоростью 220 км в час, но упаковщик дает парашюту дополнительные шансы на правильное развертывание. Чтобы вам позволили паковаться самостоятельно, придется пройти спецкурс и получить сертификат.

В видео ниже упаковывает парашют Александра Мао Ианку (Финляндия). Профессиональный пакер делится несколькими трюками упаковки:

Вопросы безопасности

Не существует 100% безопасных прыжков с парашютом. Этот факт нужно принять.

Прыжок в тандеме — наиболее безопасный и спокойный для новичка (статистика за 10 лет по США 3 несчастных случая на 1000 прыжков). По другим данным вероятность смерти 1 к 500 000. Риск есть всегда, но он стремится к нулю при использовании качественной современной экипировки, ответственном пакере и точном выполнении должностных инструкций персоналом дропзоны.

В разных аэроклубах процедура прыжка может немного отличаться. Например, есть способ «статик лайн» — парашют раскрывается без вашего участия с помощью стального тросика, закрепленного в самолете. В тандемном прыжке этот способ не используется, но в хорошей экипировке есть специальные датчики AAD, которые откроют парашют в критической ситуации за вас.


Статик лайн

Совет: не стоит прыгать в самой дешевой дропзоне. Вернее, если вы видите, что цена существенно отличается от конкурентов, то либо с высотой не дотягивают, либо оборудование давно не обновляли. Это очень дорогой по себестоимости бизнес, в котором мало места для ценовой волатильности.

Что будет, если парашют не раскроется?

Есть еще один резервный. Случаи, когда оба парашюта не раскрываются — единичны за всю историю этого спорта. О таком исходе не стоит даже гипотетически задумываться. Свой первый прыжок вы совершите в тандеме с опытным инструктором, который прыгал минимум 1000 раз — он знает все нестандартные ситуации и разберется.

Требования для допуска к прыжку

Возраст нужно узнать непосредственно в дропзоне. В части аэроклубов разрешают прыгать в тандеме с 8-ми лет с подписью родителей, в других строгое ограничение с 16-ти. Без документа, удостоверяющего личность с датой рождения вас не пустят в дропзону в любом случае. Максимальный возраст у нас не регламентирован (в США это 55 лет для одиночного прыжка).

Имеет значение вес и рост: до 108 кг и до 211 см для тандемного прыжка. Но эти показатели могут меняться в зависимости от используемого оборудования. Подробное разъяснение ограничений рекомендую прочитать в блоге Чикагского скайдайвинг клуба.

Медицинские показания — тема скользкая. На месте измеряется давление и вес, но остальное — на усмотрение и совесть допускающего. Не стоит прыгать, если у вас диабет, астма, проблемы с почками, были инфаркты. Это серьезный стресс, и нет на свете никаких таких сверхощущений, ради которых стоит подвергнуть жизнь реальному риску.

Правила свободного падения и посадки

Правильная анатомическая форма тела на время свободного падения — «банан». Пупок должен быть ближе всего к земле — точнее не скажешь. Во время приземления вам нужно будет приподнять ноги, чтобы инструктор смог правильно приземлиться. Смотрите на горизонт, а не на ноги (сложно выполнимая задача для новичка).

При посадке лучше пробежаться или приземлиться на пятую точку?

В одиночном прыжке, как только вы достигнете около 6 метров над землей, примите L-образное положение с поднятыми ногами. Опустите ноги, как только достаточно снизитесь и, коснувшись земли, слегка отклонитесь назад и бегите. В прыжке с инструктором — просто делайте то, что он говорит.


Правильное приземление в тандеме (L-образное положение ног)

В точности выполняйте все, что говорит инструктор. Он прыгал не менее 1000 раз и все еще жив — есть смысл полностью довериться ему. Посадка будет бесконечно мягче и плавнее, чем вы себе представляете, поэтому не стоит беспокоиться об этом.

Одежда и обувь

Некоторые скайдайвинг клубы предлагают свои комбинезоны из прочного полиэстера, которые надеваются поверх вашей одежды, чтобы не испачкать и не порвать ее во время приземления. Но чаще всего прыгать будете в том, в чем приехали.

Основное требование: одежда для прыжка с парашютом должна быть максимально комфортной и не сковывать движения. Вы должны свободно приседать, выгнуться «бананом», поднять руки не оголяя живот. Спортивный костюм может быть хорошим решением, если не слишком мешковат и не держится на бедрах.

Обувь может слететь в полете, поэтому нужна надежная фиксация. Не желательны берцы с крючками. Высокие кеды, теннисная обувь, кроссовки, мартинсы и тактическая обувь с эластичной подошвой подходят.

Открытых частей тела быть не должно — только длинный рукав и брюки, хотя не везде с этим строго. Некоторые инструкторы просят закрепить манжеты и голени скотчем либо эластичным бинтом — об этом желательно распросить до приезда в дропзону. Конечно, стоит ориентироваться и по погоде, но в небе всегда холоднее.

Очки для зрения надевать можно, вам выдадут защитные поверх ваших. По крайней мере, большинство клубов предоставляют такую деталь экипировки, но спросить заранее не помешает.

На некоторые вопросы можно получить исчерпывающий ответ только в скайдайвинг клубе, так как всегда есть место корпоративным правилам. Поэтому не стесняйтесь уточнять любую мелочь. Удачи!

03.07.18 26 769 18

Сколько стоят занятия парашютным спортом

В детстве я решила, что стану парашютисткой.

Мария Осокина

прыгает с парашютом

Меня покорили улыбчивые спортсмены на городском празднике - я видела, как они приземляются на разноцветных парашютах. Сейчас я тоже так умею: уже два года я занимаюсь парашютным спортом.

Расскажу, с чего начать и сколько стоит обучение.


Теория

На первый прыжок зачастую идут ради новых ощущений или борьбы со своими страхами. Те, кого небо затягивает, проходят обучение и становятся профессиональными спортсменами или любителями - их еще называют парашютистами выходного дня.

Спортсмены участвуют в соревнованиях, ездят на сборы, устанавливают национальные и мировые рекорды. Например, прошлым летом на аэродроме в Коломне парашютисты установили рекорд России и мира : 114 человек собрали три фигуры в свободном падении. В октябре их достижение побили парашютисты из США , поэтому сейчас наши спортсмены готовятся к новому рекорду.

Каждый сезон по всей стране проходят областные и межрегиональные соревнования. Спортсмены соревнуются в точности приземления, строят на время фигуры в свободном падении и под куполами парашютов, выполняют акробатические упражнения. В 2020 году на аэродроме Танай в Сибири пройдет чемпионат мира по всем дисциплинам парашютного спорта.

Парашютисты выходного дня приезжают на аэродром отдохнуть и прыгают для удовольствия. Например, как я. Для меня парашютный спорт - интересное хобби и возможность провести время с друзьями, я не гонюсь за рекордами и наградами. Прыгаю только летом и трачу на это увлечение около 100 тысяч рублей в год. Профессиональные спортсмены прыгают круглый год и тратят в несколько раз больше.

100 000 Р

в год я трачу на прыжки с парашютом

Первый прыжок

Тандем. Прыгают с высоты 2-4 км. На парашютиста надевают специальную подвесную систему и прицепляют к подвесной системе тандем-мастера. Мастер контролирует весь процесс прыжка, пассажиру нужно лишь получать удовольствие и не мешать инструктору.



Свободное падение длится 20-60 секунд , а полет под куполом - 2-3 минуты . Если пассажир хорошо себя чувствует и ведет себя адекватно, тандем-мастер может разрешить поуправлять парашютом на безопасной высоте - передаст в руки стропы управления. Если натянуть одну из них, парашют повернется, если натянуть обе - почти остановится, а если обе отпустить - полетит с максимальной скоростью.

Прыжок в тандеме стоит 8-10 тысяч рублей. В эту сумму входит медицинская страховка и аренда снаряжения: комбинезона, шлема и очков. Можно договориться о видеосъемке прыжка - это еще 2-3 тысячи .

10 000 Р

стоит прыжок в тандеме с инструктором

Требования к пассажирам: возраст от 8 лет и вес до 100 кг. На некоторых аэродромах, например в Пущино , разрешают прыгать пассажирам с весом до 130 кг, но прыжок будет стоить дороже - 11 500 Р .

В самолете и при полете под куполом может укачивать. Если у вас слабый вестибулярный аппарат, возьмите на аэродром таблетки.

Самостоятельный прыжок. Обычно прыгают с высоты 800 метров на круглом десантном парашюте. Полет под куполом длится 2-3 минуты . В таком прыжке вы не почувствуете свободного падения - не хватит высоты, но вместо этого сможете испытать себя и побороть свои страхи.

Перед самостоятельным прыжком проводится инструктаж, он занимает около четырех часов. Нужно научиться правильно выпрыгивать из самолета - «отделяться», оценивать состояние купола парашюта, определять направление ветра и безопасно приземляться.

На парашютах стоят страхующие приборы, которые раскроют основной парашют, даже если вы не сможете или не успеете выдернуть кольцо.



Самостоятельный прыжок стоит 3,5-4 тысячи рублей. Дополнительно оплачивают медицинскую страховку - 200-300 рублей , и аренду снаряжения - 600 рублей. Если у вас есть берцы или спортивный костюм, который не жалко испачкать или порвать, - берите с собой, тогда арендовать придется только шлем.

Если откажетесь от прыжка до того, как сели в самолет, деньги вернут, если после, то нет.

Снять на видео прыжок полностью не получится: брать с собой фото- и видеокамеры запрещено, а высота слишком маленькая, чтобы оператор мог лететь рядом. Инструктор может поснимать отделение, а друзья на поле - ваше приземление. Обычно это бесплатно.

4000 Р

стоит самостоятельный прыжок, включая инструктаж

Требования к самостоятельным парашютистам выше, чем к тандем-пассажирам : возраст от 14 лет, вес от 45 до 90 кг и отсутствие переломов в течение 18 месяцев до прыжка.


Первый раз я прыгала самостоятельно: мне хотелось быть активным участником процесса, а не просто пассажиром. Мне понравилось лететь одной под куполом - казалось, что все огромное синее небо в моем распоряжении. Было интересно применить полученные на инструктаже навыки: определить направление ветра и рассчитать точку приземления. На поле уже ждал довольный инструктор: «Ну как, понравилось? Пойдешь еще?» И я пошла учиться парашютному спорту.

Обучение

Чтобы самостоятельно прыгать на парашюте типа «крыло», нужно пройти обучение: научиться контролировать свое тело в свободном падении и управлять парашютом.

В свободном падении парашютист летит со скоростью 170-190 км/ч и лежит на потоке воздуха. Почувствовать такой поток можно, высунув руку из окна автомобиля на большой скорости. Неподготовленный человек не сможет стабильно опираться на поток и почти сразу свалится в беспорядочное падение - неконтролируемое вращение на большой скорости. В таком состоянии парашютист не сможет следить за высотой и безопасно раскрыть парашют.

Пилотировать «крыло» тоже сложно: нужно правильно рассчитать траекторию приземления, учитывая скорость ветра и скорость купола, мягко приземлиться и не помешать при этом другим парашютистам.

Для обучения парашютистов разработаны специальные программы. Популярных две: классическая и АФФ (от английского accelerated freefall - «ускоренное свободное падение»). Потратить на обучение, независимо от программы, придется не меньше 110 тысяч рублей.

Требования к парашютистам на обеих программах одинаковые:

  1. Возраст от 14 лет (если меньше 18 лет, попросят разрешение от родителей).
  2. Вес от 45 до 90 кг.
  3. Справка о состоянии здоровья из врачебно-физкультурного диспансера.
  4. Медицинская страховка от несчастных случаев при выполнении прыжков с парашютом.

Как грамотно потратить и сэкономить

Справка из врачебно-физкультурного диспансера стоит 2000-4000 рублей . Нужно будет пройти терапевта, сделать ЭКГ и флюорографию. Возможно, врач попросит сдать анализы и пройти дополнительное обследование, если у вас есть какие-то хронические заболевания. Но обычно осмотр - это формальность.

Когда инструктор принимает студента в группу на обучение, помимо справки, он обращает внимание на физическую подготовку ученика. Учебные парашютные системы весят 15-30 кг . Надевать их, прыгать и тащить с поля тяжело, а сил должно хватать на 2-3 прыжка в день.

После обучения студент получает допуск к выполнению самостоятельных прыжков и может прыгать на аэродромах по всему миру. А когда и этого станет мало, может выбрать понравившееся направление парашютного спорта и пойти учиться дальше.

3000 Р

стоит оформление международного удостоверения парашютиста

Чтобы прыгать в свое удовольствие на аэродромах в России, корочки получать необязательно. Достаточно печатей в парашютной книжке - это основной документ парашютиста. В нее записывают каждый прыжок, ставят отметки о пройденном обучении, сданных зачетах и полученных допусках.


Для участия в соревнованиях, рекордах и прыжках в других странах получают международное удостоверение парашютиста. Для этого нужно заполнить заявку на сайте Федерации парашютного спорта и оплатить взнос - 3 тысячи рублей. Процесс проверки заявки и оформления удостоверения занимает примерно неделю.


В удостоверении ставится отметка о категории парашютиста - A, B, C или D. Они нужны для оценки опыта спортсмена. Например, для получения самой младшей категории A нужно совершить 25 прыжков с парашютом типа «крыло», а для D - 500 прыжков

Программа АФФ

Пройти программу АФФ - ускоренного свободного падения - можно за 3-4 дня, если повезет с погодой.

В небе студента страхуют инструкторы: они летят рядом, контролируют позу, не дают свалиться в беспорядочное падение и раскроют парашют, если студент не сможет сделать этого самостоятельно.


Приземлением руководят с земли по рации. Инструктор подскажет, как строить заход и когда начинать делать «подушку» - так называется плавное снижение скорости парашюта до безопасной для приземления .

Обучение по программе АФФ разделено на 8 уровней по увеличению сложности, один уровень - один прыжок.

На сайтах аэродромов обычно пишут, что обучение по программе АФФ стоит 65 000 Р . На самом деле это заниженная сумма. В нее входят 8 прыжков - по одному на каждый уровень - и аренда снаряжения для прыжков : комбинезона, очков и шлема со встроенной рацией.

Дополнительно оплачивают медицинскую страховку - полис на год стоит примерно 4000 Р . Уровни пост-АФФ тоже оплачивают отдельно.

Не всем студентам удается пройти программу всего за 8 прыжков. Если задание текущего уровня не выполнено или выполнено неуверенно, инструктор отправит на «перепрыжку». Каждая перепрыжка - это еще 6-8 тысяч .

Чтобы уменьшить количество перепрыжек, можно отработать навыки свободного падения в аэродинамической трубе. Обычно для парашютистов в трубах действуют специальные тарифы: час полета вместе с инструктором обойдется примерно в 20 тысяч. Это выгоднее, чем прыжки: например, свободное падение с высоты 4 км длится всего минуту.


Чтобы сэкономить, объединяйтесь с другими студентами. В первый раз мы ездили компанией из трех человек - заплатили за час и летали каждый по 20 минут. Для первого раза этого было достаточно, мышцы потом болели несколько дней. Еще можно сэкономить, если летать в трубе ночью - обычно так дешевле.

Так как студент прыгает один, у инструктора нет возможности контролировать весь процесс и оперативно исправлять ошибки. Все тренировки и разборы прыжков происходят на земле. В небе студент предоставлен самому себе и рискует повторять одни и те же неправильные действия из раза в раз.

Поэтому за время обучения по классической программе придется совершить на порядок больше прыжков, чем по АФФ : примерно 40-50 прыжков с круглым куполом и 10-15 прыжков с парашютом типа «крыло».


Большую часть прыжков «по классике» придется совершить с парашютами Д-1-5У или П1-У - они стабильно раскрываются в любом положении и позволяют безопасно освоить позу свободного падения

Аренда снаряжения не входит в стоимость программы, поэтому дополнительно придется оплачивать берцы, высотомер, шлем и очки - примерно 600 Р в день. Берцы и высотомер лучше сразу приобрести свои: берцы окупятся за первые десять прыжков, а высотомер понадобится и в будущем, когда станете самостоятельным парашютистом. Полеты в аэротрубе для студентов классической программы тоже полезны: инструктор в спокойной обстановке поставит правильную позу и укажет на ошибки.

Обучение по классической программе - 125 500 Р

Зато потом все пошло как по маслу, даже ошибки не огорчали, а веселили и раззадоривали. До сих пор с восторгом вспоминаю свое первое беспорядочное падение, даже в аэродинамической трубе нельзя испытать такие эмоции. В этом для меня самый большой плюс классики - на АФФ студента тут же остановят инструкторы.



СнаряжениеР

Вот какая экипировка и техника понадобятся.

Высотомер

Бывают цифровые и аналоговые. Начинающим парашютистам обычно советуют покупать аналоговые высотомеры с большим циферблатом: они дешевле цифровых, не требуют замены батарейки и при аккуратной эксплуатации прослужат многие годы. Перед использованием высотомера проверьте правильность его показаний. Для этого можно прыгнуть с двумя высотниками и сравнить их значения.

Шлем

Должен быть прочным и подходить по размеру, не болтаться на голове. Шлемы бывают открытые и закрытые. В закрытом шлеме прыгать комфортнее, особенно в плохую погоду, когда мороз или облачность. Но кому-то нравятся открытые шлемы - так лучше чувствуешь поток воздуха. Я прыгаю в закрытом шлеме, он несколько раз спасал мне лицо от царапин при приземлении в лес.

При покупке подержанного шлема обратите внимание, чтобы на нем не было трещин. А вот царапины на линзе - не страшно, ее можно купить отдельно от шлема. Цена новой линзы - около 2 тысяч рублей.

Комбинезон и перчатки

Парашютные комбинезоны шьются индивидуально. Материалы и модель комбинезона подбираются в зависимости от физических данных парашютиста и направления, которым он занимается.

Например, для больших и тяжелых парашютистов комбинезоны шьются из кордуры - прочного шершавого материала, чтобы замедлить скорость свободного падения. Для легких парашютистов комбинезоны шьют из гладкой курточной ткани. Спина обычно полностью выполнена из эластичной ткани. Вставки из эластика есть также на ногах, руках и ключицах, чтобы не сковывать движения в свободном падении и на земле.

Кроме этого, особых рекомендаций по выбору перчаток и комбинезонов нет. Если у вас средний рост и телосложение, можно подобрать подержаный комбинезон на барахолках. Парашютистам с небольшим ростом и весом или, наоборот, слишком высоким, найти подержанный костюм будет сложно.


Парашютная система

Состоит из основного и запасного парашютов, ранца и страхующего прибора.

С покупкой собственного парашюта обычно не спешат. Начинающие парашютисты прыгают с учебными парашютами с большими куполами. Их лучше брать в аренду, цена - 500-700 Р за один прыжок.

Цены на новые парашютные системы начинаются от 300 тысяч рублей. Срок эксплуатации - 15 лет. Каждые полгода запасной парашют нужно сдавать на переукладку, за нее придется заплатить 2 тысячи. Получается, цена владения парашютной системой в год - 24 тысячи рублей. Поэтому собственную систему имеет смысл приобретать, если в год вы совершаете больше 50 прыжков.

Подержанную систему можно купить за 150-200 тысяч . Подбирать ее лучше всего в межсезонье: ноябре-декабре или марте-апреле. В это время прыжков мало, парашютисты копят деньги на новый сезон, обновляют снаряжение и выставляют старое на продажу.



Страховка

С 2018 года парашютисты начального уровня подготовки с парашютом типа «крыло» и парашютисты-спортсмены должны покупать медицинскую страховку от несчастных случаев при прыжке с парашютом. Сумма покрытия - не меньше 300 тысяч рублей. Сложностей с ее оформлением обычно не возникает - всё можно сделать прямо на аэродроме. Страховка на год стоит примерно 4 тысячи.

Даже когда страховка не была обязательной, многие парашютисты ее покупали: травмы в парашютном спорте случаются. Чаще всего страдают ноги на приземлениях, реже - руки и позвоночник.

Прошлым летом я не справилась с ветром на приземлении и сломала руку. На лечение в частной клинике потратила 10 тысяч рублей. По страховке получила 15 тысяч - окупились и лечение, и страховка на следующий год.

Запомнить

  1. Первый раз можно прыгнуть в тандеме с инструктором или самостоятельно.
  2. Программу АФФ можно пройти за неделю, но придется заплатить 110 тысяч рублей за 16 прыжков.
  3. Обучение по классической программе растянется на полгода и будет стоить примерно 120 тысяч. Этой суммы хватит на 50 прыжков.
  4. Летать в аэродинамической трубе выгоднее по ночам и в компании друзей-парашютистов .
  5. Подержанное снаряжение лучше покупать в межсезонье: в ноябре-декабре или марте-апреле .
  6. Собственная парашютная система окупится, если совершать больше 50 прыжков в год.
  7. Парашютный спорт - это только поначалу дорого. Потом цена уже не имеет значения.
Трата Стоимость
Страховка 4000 Р
Теория

Главный фактор, который ограничивает высоту прыжка, - транспортное средство. Самолеты, используемые для транспортировки людей, не способны подняться выше 26 км. И даже на такой высоте самолету приходится лететь очень быстро, чтобы люди смогли выпрыгнуть из него. Конечно, космические корабли поднимаются выше, но скорость их движения еще выше, так что чтобы парашютист мог выжить, покидая корабль, ему понадобится жаропрочный костюм.

Кроме космического корабля и самолета, единственным транспортным средством, которое способно перевозить пассажиров, является воздушный шар. 34 668 м - рекорд высоты подъема воздушного шара, установленный офицерами ВМФ США Малкольмом Россом и Виктором Пратером 4 мая 1961 года. Но они не прыгали.

Максимальная высота прыжка с парашютом с воздушного шара – 31 333 м. Этот рекорд был установлен 16 августа 1960 г Джозефом Киттингером, офицером ВВС США. Он находился в свободном падении в течение 4 минут 36 секунд. Средняя скорость составляла 1150 км/час, а парашют раскрылся на высоте 5 500 м.

14 октября 2012 г Феликс Баумгартнер смог совершить самый высокий прыжок с парашютом из стратосферы в истории, его высота составляла 39 450 м.

В свободном падении австриец разогнался до 1 342,8 км/ч, превысив скорость звука. Так, Баумгартнер стал первым, кто сумел развить гиперзвуковую скорость.

Обычная высота прыжков с парашютом

Все прыжки с парашютом разделяются на 2 категории:

  • самостоятельные;
  • с инструктором.

Прыжок-тандем или прыжок с инструктором - безопаснее, он практикуется на начальных этапах подготовки парашютистов либо как развлечение для людей, которые хотели бы прыгнуть с парашютом.

Такой прыжок совершается на высоте 3500–4000 метров, а время свободного падения – 40–50 секунд.

Высота самостоятельного прыжка зависит от вида парашюта:

  1. Если используется обычный десантный парашют, высота прыжка составляет примерно 800 метров.
  2. Если используется управляемый парашют, то высота прыжка может достигать 5 000 метров. Выше – повышается риск кислородного голодания, а также возможно возникновение некоторых проблем, связанных с большой плотностью потоков встречного воздуха.

При затяжном прыжке в нижних слоях атмосферы скорость падения растет только на протяжении нескольких сотен метров, в первые десять секунд. Сопротивление воздуха настолько значительно повышается с увеличением скорости, что довольно скоро приходит момент, когда скорость перестает изменяться. Из ускоренного движение становится равномерным.

Чтобы защититься от низкого давления в стратосфере, Киттингер надевал специальный костюм. Но самое сложное в подобных прыжках - это поддержание устойчивого положения в свободном падении.

У Киттингера был небольшой стабилизирующий парашют, однако он оказался бесполезным. Неполадки парашюта не позволили ему раскрыться, и Джозеф угодил в штопор.

Скорость вращения его тела составляла 120 оборотов/мин, перегрузки – 22 g, и Киттингер потерял сознание. Раскрыться основному парашюту позволил прибор автоматического раскрытия.

Исследование Project Moose

В начале 60-х годов прошлого века стартовало американское исследование Project Moose, направленное на создание системы, которая сделала бы возможными прыжки астронавтов из космического корабля, расположенного на низкой орбите. Предполагалось, что космонавт надевает парашют на грудь, складчатую пластиковую сумку – на спину.

Баллон расправляет и наполняет сумку полиуритановой пеной, создает теплозащитный экран. Так, астронавт начинает падать, покидая орбиту. Защищенный экраном от жара, он ждет, когда упадет до нижних слоев атмосферы, после чего открывает парашют, сбрасывает экран.

Исследование показало, что идея не была неосуществимой, однако ни ВВС, ни НАСА не проявили интереса к данной затее.

Теоретически прыгать с парашютом можно с любой высоты, вопрос лишь в целесообразности и безопасности данного мероприятия. Исходя из этих соображений и установлены минимальные и максимальные ограничения. Обусловлены они в первую очередь конструкцией парашюта, а также подготовленностью парашютиста и видом прыжка, который он совершает.

Начинающие парашютисты обычно прыгают с десантным парашютом Д-5 или Д-6. Иногда также предлагается парашют Д-1-5У. Преимуществом последнего является его управляемость, о чем свидетельствует буква «У» в названии модели. Прыжки с таким парашютом осуществляются с высоты 700-900 метров. Раскрытие купола происходит практически сразу после отделения от самолета.

В качестве альтернативы десантным нередко используются парашюты типа «Крыло». В отличие от первых, они имеют не круглый, а прямоугольный купол. Для управления ими требуется более серьезная подготовка, однако они отличаются высокой маневренностью и хорошей подъемной силой. Прыжки с парашютом типа «Крыло» новички совершают с высоты примерно 1200 метров.

Профессиональные спортсмены, имеющие хорошую подготовку, обычно прыгают с высоты не менее 2000 метров. В этом случае у них есть возможность испытать все прелести свободного падения, которого обычно лишены новички. Если парашютист планирует выполнение каких-либо акробатических элементов, высота, с которой совершается , должна быть не менее 3000-4000 метров. Новички могут прыгать с такой высоты лишь в одной парашютной системе инструктором. В этом случае ответственность за раскрытие парашюта, управление и мягкое приземление полностью лежит на тандем-мастере.

Зачем нужны ограничения и каков критический минимум

Ограничения по минимальной высоте прыжка придуманы не случайно. Дело в том, что для наполнения воздухом парашюту требуется некоторое время. Если пренебречь указанными требованиями, высока вероятность того, что парашют попросту не успеет раскрыться до конца, а парашютист при получит серьезные травмы. Критический минимум для полного раскрытия десантного парашюта составляет 250-300 метров.

Существуют также небольшие парашюты, которые используются для прыжков с фиксированных объектов (мосты, скалы, высокие здания). Данный вид спорта называется бейсджампингом и из-за высокой травматичности относится к крайне экстремальным. Минимальная высота для прыжка с таким парашютом составляет 100-150 метров.

Однако в парашютном спорте есть немало рекордов, в том числе и по минимальной высоте прыжка. Рекорд, который пока никому не удалось побить, установлен Тереке Спенсером, который во время Второй мировой войны, в 1945 году, выпрыгнул с парашютом из подбитого истребителя с высоты, немногим превышающей 10 метров. Однако вряд ли стоит испытывать судьбу и повторять его подвиг в мирное время при отсутствии острой необходимости.

1. Главный фактор, ограничивающий высоту прыжка, - это транспортное средство. Ни один самолет, перевозящий людей, не может подняться выше 26 000 м. И даже на этой высоте он летит слишком быстро, чтобы люди могли выпрыгнуть из него. Космические корабли, конечно, поднимаются выше, но движутся еще быстрее, так что парашютисту, чтобы выжить, покидая корабль, понадобится жаропрочный костюм. Единственное транспортное средство, способное перевозить пассажиров, кроме самолета и космического корабля, - это воздушный шар, так что максимальной будет высота, на которую сможет подняться воздушный шар. 34,668 м - рекорд, установленный офицерами морского флота США Виктором Пратером и Малкольмом Россом, когда они летели с корабля Antietam в Мексику 4 мая 1961 года. Однако они не прыгали.
Самый высокий прыжок с парашютом совершил Джозеф Киттингер из ВВС США, прыгнувший с воздушного шара, находившегося на высоте 31 333 м 16 августа 1960 года. Он был в свободном падении 4 минуты и 36 секунд, развивая среднюю скорость 1150 км/час. Парашют он раскрыл на высоте 5500 м.


2. Обычно прыжки совершаются с высоты 4200 м. Выше этого уровня увеличивается риск кислородного голодания. К тому же при прыжках с большей высоты плотный поток встречного воздуха может вызвать у парашютиста некоторые проблемы.
В нижних слоях атмосферы скорость падения парашютиста во время затяжного прыжка растет только в течение первого десятка секунд, на протяжении первых сотен метров. Сопротивление воздуха возрастает с увеличением скорости так значительно, что довольно скоро наступает момент, когда скорость больше не изменяется. Движение из ускоренного становится равномерным.
Падая через верхние, более разреженные слои атмосферы, вы будете лететь быстрее, чем конечная скорость падения в нижних слоях, когда вы встретитесь с ними и сопротивление достигнет пика. По сути, вы столкнетесь с атмосферой. Во время своего прыжка в 1960 году Киттингер описал эту силу как шокирующую: на высоте 23 000 м она достигала 1,2 g (g - обозначение перегрузки).
Падение с 75 000 м дало бы удар в 3 g на высоте 31 000 м, который продолжался бы более 20 секунд, после чего прыжок стал бы ничем не примечательным. Прыгун, входящий в нижние слои атмосферы, не пострадает от перегрузки больше 3 g, если расположит тело поперек воздушного потока, чтобы продлить время взаимодействия с атмосферой, однако ему будет очень жарко.
Все, о чем я пишу, я знаю не понаслышке, у меня за плечами 2000 прыжков.

3. Киттингер надевал специальный костюм, чтобы защитить себя от низкого давления в стратосфере. Однако самое сложное в таких прыжках - это поддерживать устойчивое положение во время свободного падения. В снаряжении Киттингера был маленький стабилизирующий парашют, но он оказался бесполезным. Из-за неполадок парашют не раскрылся, и Киттингер попал в штопор. Его тело вращалось со скоростью 120 оборотов в минуту, перегрузки составляли 22 g, и Джозеф потерял сознание. Основной парашют раскрылся благодаря прибору автоматического раскрытия.
Самый высокий прыжок с парашютом должен был стать частью Project Moose. Это было американское исследование, стартовавшее в начале 1960-х годов, объектом которого стала система, которая позволила бы астронавтам прыгать с парашютом из космического корабля на низкой орбите Земли. Предполагалось, что экипированный космонавт надевает на грудь парашют, а на спину - складчатую пластиковую сумку. Баллон, находящийся под давлением, расправляет сумку и наполняет ее полиуритановой пеной, создавая теплозащитный экран. Астронавт покидает орбиту и начинает падать. Защищенный от жара экраном, он ждет, пока опустится до нижних слоев атмосферы, затем открывает парашют и сбрасывает экран.
Работа, проводившаяся компанией General Electric, показала, что идея, хотя и нелепая на первый взгляд, не была неосуществимой. Прототип жаропрочного щита был сконструирован, а образцы пены доставлены на космический корабль. Однако ни НАСА, ни ВВС не проявили большого интереса к этой затее.

4. Самая большая высота, с которой человек может падать на Землю, используя защитный костюм, составляет около 320 000 км. Это расстояние, на котором притяжение Земли приблизительно равно притяжению Луны. Падение с такой высоты на Землю займет у вас примерно 2400 лет.

5. Человек, падающий на Землю из космоса, входит в атмосферу со скоростью 11 100 м/с. Вот почему космические корабли имеют теплозащитные экраны и входят в атмосферу под небольшим углом, который позволяет им замедлиться.
Чтобы потерять кинетическую энергию, космическому парашютисту, падающему вертикально, понадобятся три парашюта. Первый - огромный, как парус. Космонавту придется разворачивать его тысячи километров и терять скорость, галсируя при солнечном ветре. Это может быть рискованно, если он идет от внутренней орбиты Земли и не хочет провести слишком много времени внутри радиационного пояса Ван Аллена. Второй - парашют для верхних слоев атмосферы, который донесет его от точки в несколько сот километров до отметки, с которой стартовал Киттингер, - 30 км. Затем пора раскрывать обычный парашют.
У нас пока нет технологии, чтобы сделать первые два парашюта. И если кто-нибудь, путешествуя таким образом, наделает ошибок, он, скорее всего, превратится в эффектный метеор...

6. Француз Мишель Фурнье многие годы мечтал прыгнуть с высоты 40 000 м. Его последняя попытка, предпринятая в мае 2008 года, была неудачной, потому что гелиевый баллон, который должен был доставить его в стратосферу, сломался и улетел без него. Но Мишель намерен попробовать еще раз.

P.S. 14 октября 2012 года австриец Феликс Баумгартнер совершил прыжок с парашютом из стратосферы с высоты 39,45 тысячи метров. В свободном падении он превысил скорость звука, разогнавшись до 1342,8 км в час. Таким образом, он стал первым человеком, развившим гиперзвуковую скорость.