РЕКА СЕНА (SEINE) - самая известная река Франции

Общая длина - 776,6 км.
Площадь водосборного бассейна - 79 000 км2
Высота над уровнем моря у истока - 446 метров над уровнем моря
Средний уклон - 0,58 м / 1 км
Средний расход воды в устье – 563 м³/с

Река Cена (Seine) - пятая по длине река Франции . Она - крупнейшая река северной Франции, полностью протекает по территории Франции и является ее рекой-символом, благодаря тому, что с ней связано множество исторических событий, особенно из жизни столицы Франции - города Парижа, который располагается на берегах Сены.

Общая длина Сены - 776,6 км. , площадь бассейна реки - 79 тыс. кв.км. Сена берет свое начало в плато Лангр, недалеко от истоков рек Маас и Марна, на высоте 446 метров над уровнем моря, на северо-западе Сен-Сен-л’Аббея. Средний уровень уклона русла Сены составляет всего 0,57м на 1 км. протяженности русла.

Название "Сена" происходит от латинского слова Sequana, которое, по распространенной версии, означает "священная река". Существует версия, что название Sicauna родственная с названием реки Сона (Франция). Некоторые ученые выдвигают гипотезу о том, что Sequana - латинизированная версия от галльского Issicauna Lower-Icauna, галльского названия реки . По их предположению, древние галлы считали Сену притоком Йонна, т.к. при впадении Йонны в Сену, первая является значительно большей.

В нижнем течении, в Нормандии, Сена была известна под названием Rodo, или Roto. Это кельтское название реки, родственное с названием реки Рона. Оба названия связаны с названием Rouen, которым у галлов называлась Rotomagos, что означало равнина Roto.

Сена имеет условное деление на пять частей (от истока вниз по течению):

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с );
- Верхняя Сена
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Спускаясь с плато, Сена несет свои воды по территории Парижского бассейна преимущественно с юго-востока на северо-запад. Верхнее течение реки Сена пересекает плато Шатильон. Здесь спуск реки становится слабым. Затем река пересекает берег Тоннеруа, берег Барруа. Протекая в Шампани за Бар-сюр-Сен, близ Труа, Сена формирует многочисленные рукава.

Учитывая достаточно спокойный характер течения реки Сены (средний уклон составляет всего 0,58 м. на 1 км.) - это одна из наиболее удобных рек Европы для судоходства. Навигация на Сене осуществляется на протяжении последних более чем 500 км.

Сена впадает в воды пролива Ла-Манш , через крик де Руан, недалеко от г. Гавр, где имеет ширину русла около 800 метров, а расход воды Сены здесь составляет около 563 куб.м/с.

Сена является самой знаменитой рекой Франции , во многом благодаря тому, что на ее берегах располагается столица Франции - Париж, в пределах которого расположены 37 мостов через Сену. Большинство из них уходят далеко в историю Средневековой Европы. Наиболее яркими примерами таких мостов являются мост Луи-Филиппа и Пон Неф (построен в 1607 году). Кроме того, в настоящее время на территории водосборного бассейна Сены проживает около 30% населения Франции. Это самый густонаселенный район страны.

Интересные исторические факты о Сене:

Согласно легенде, после сожжения на огне Жанны д"Арк в 1431 году, ее пепел был развеян над Сеной;
- Наполеон I Бонапарт, который умер в 1821 году, желал, чтобы его похоронили на берегу Сены, но его завещание не было исполнено;
- В январе 1910 года уровень воды в Сене поднялся на 6 м выше нормы, затопив почти весь город. Согласно историческим данным, Большое Парижское наводнение 1910 года было наибольшим, которую видел город с 1658 года, когда уровень воды был на несколько сантиметров выше. Кстати до сих пор больше таких грандиозных наводнений в Париже не наблюдалось;
- Река Сена была одной из главных целей, которые ставились при достижении Операции "Оверлорд" в 1944 году;
- В 1991 году берега реки Сены в Париже - Rive Gauche и Rive Droite были добавлены ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия в Европе;
- Сена была популярным местом для самоубийц и преступников, которые сбрасывали сюда тела своих жертв. В 2007 году из вод реки было извлечено 55 трупов; в феврале 2008 года оттуда же выловили тело супермодели Катоуча Ниан.

Подробнее о реках Франции:




Несмотря на то, что в бассейне Сены наблюдается относительно устойчивый уровень выпадения осадков в течение года - паводки здесь тоже случаются. Выход воды из берегов Сены бывает двух типов : скоротечные паводки, которые случаются после сильных ливней в "верхней части" бассейне Сены, и затяжные наводнения в долинах Сены далее вниз по течению, которые случаются после продолжительных периодов дождей.

Период паводков в бассейне Сены случается преимущественно в конце зимы, когда быстрыми темпами начинает таять выпавший снег и идут проливные дожди. В этом случае уровень Сены и ее притоков заметно повышается, а общий объем воды в ее русле увеличивается в несколько раз. Например, средний расход воды в русле Сены в районе Парижа составляет 328 м3/с, однако в период больших паводков этот показатель вырастает в несколько раз - до 1 600м3/с.


Бурные пороги в верховьях Сены

Учитывая относительно небольшой уклон реки - повышение ее уровня на несколько метров сразу же отражается на состоянии уровней воды в притоках Сены. В первую очередь это отображается на крупных притоках Сены , которые впадают в нее в нижнем и среднем течении: Уаза, Эр, Марна. В верхних притоках Сены такой закономерности не случается. Здесь наблюдается обратная зависимость, когда резкое повышение воды в притоках ( , Об и др.) влечет увеличение уровня воды в Сене.

Для регулирования уровня воды в бассейне Сены , а также для минимизации возможных неблагоприятных последствий от паводков, в период времени с 1960 по 1990 года на Сене и ее притоках были сооружены четыре больших водохранилища на Сене (озеро Орьен), на Марне (озеро Дер-Шантекок), на Обе (озеро Amance и резервуар дю Темпль), на Йонне (озеро Панасьер). Эти озера, которые в сумме имеют запасы воды в объеме более 800 миллионов кубических метров позволяют не только предотвратить резкие наводнения и паводки в бассейне Сены, но и обеспечить в этом случае минимальный низкий расход воды, что способствует управлению паводком.

Гидрологические данные расхода воды в Сене (гидрологическая станция H7900010 в Пуасси на высоте 17 м над у.м.) за период 1975-2010 г.г.


Бассейн реки Сена , площадью 79 000 км2, почти полностью находится в пределах Парижского бассейна, который геологически представляет собой накопление осадочных пород древнего моря. Рельеф на территории бассейна Сены обычно не однимается выше 300 метров над уровнем моря, за исключением его юго-восточной окраины, где вырастает массив Морван (до 900 метров). Небольшая средняя высота на всей площади водосбора Сены объясняет небольшой уклон рек (от 0,01 до 0,03 м на 100 м), которые протекают на запад через восточную часть Парижского бассейна.

Гидрографические точки, разеляющие границу водосбора Сены :

Точка на плато Лангр в коммуне Val-de-Meuse (47 ° 56 "29 северной широты, 5 ° 30 "20 восточной долготы, высота над уровнем моря: 453 м) к югу от остатков римской дороги Bourbonne-les-Bains, - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны (река Сона) и Мааса;

Точка в Кот-д"Ор в городе Мейи-сюр-Рувр (водонапорная башня у городской дороги Vachère (47 ° 12 "16 с.ш., 4 ° 33" 07" в.д., высота: 440 м. над уровнем моря) - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны и Луары.

При приближении к территории региона Иль-де-Франс, Сена сливается с притоком Об на севере Ромилли-сюр-Сена. После слияния с Сена становится большой судоходной артерией . Ниже она принимает воды таких крупных притоков как Эна (355,9 км), Марна (514 км), Уаза (341,1 км), а также нескольких десятков более мелких рек и речушек. В Париже Сена сливается с притоками Эссон, Орж, Йеррес, Марна (около Парижа).

ОСНОВНЫЕ ПРИТОКИ СЕНЫ


Верхнее течение Сены представляет собой участок реки от истока до впадения в нее реки в коммуне Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne).

Расположен на территории коммуны Source-Seine, на плато Лангр, на высоте 446 метров над уровнем моря. Ранее, с 1864 года, территория источника Сены была в собственности города Парижа. В 1865 году здесь была построена искусственная пещера, через которую был направлен исток реки, а возле пещеры возведена статуя нимфы, символизирующей реку. Однако, со временем, столица потеряла интерес к данной местности, и участок был возвращен в ведение региона Бургундия.


Уже спустя 2 км от истока, на Сене, которая в этом месте преставляет собой небольшой ручеек, обустроено небольшое водохранилище - пруд Грийанд (Étang de Grillande). Такой же пруд (пруд Шато (Étang du Chateau)) с помощью дамбы оборудован еще через 7,5 км пути Сены. Здесь, в верхнем течении, Сена направляется практически строго в северном направлении. По пути до городка Шатийон-сюр-Сен (Châtillon-sur-Seine) она принимает воды нескольких небольших речушек и ручейков. Наиболее крупные из них - правые притоки Веррери, Ревенсон, Бревон. В Шатийон-сюр-Сен Сена уже приобретает черты реки. Здесь через нее перекинуты полноценные мосты, а русло в некоторых местах усилено бетонными конструкциями.

Ниже Шатийон-сюр-Сен, уклон Сены значительно падает, и река, вступив в пределы равнины Парижского бассейна, начинает периодически разделяться на несколько рукавов. Из-за равнинного рельефа с однородным основанием из осадочных пород, Сена практически не меняет направление, лишь слегка приняв на северо-запад. Возле коммуны Мерре-Сюр-Арс (Merrey-sur-Arce) Сена принимает воды первого достаточно крупного притока - реки Урс, длина которой практически достигает 100 км (99,9).

От коммуны Бургиньон (Bourguignons) Сена окончательно принимает северо-западное направление и на протяжении следующих 100 км., вплоть до города Марсийи-Сюр-Сен (Marcilly-sur-Seine) его не меняет. Здесь Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Об (длина 248 км., площадь бассейна 3 600 км2), который практически вдвое увеличивает размер Сены и ее расход воды.


После Марсийи-Сюр-Сен Сена резко изменяет направление на западное, а потом на юго-западное. Через 70 км. своего пути в этом направлении, у городка Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne), Сена встречает основной левый приток - реку (292,3 км., площадь бассейна - 10 836 км2). Слияние Сены с Йонной удваивает ее размер. иногда даже можно считать основной рекой, а Сену - ее притоком, учитывая сезонные колебания их полноводности.

Согласно общепринятой практике, при слиянии рек, поток, имеющий при слиянии наибольший годовой расход воды - дает свое название второму потоку. Согласно этому определению Сена стала бы притоком , а не наоборот, т.к. при их слиянии в Монтро-Фот-Йон у Йонны расход воды составляет 93 м3 / с с бассейном водосбора свыше 10 800 км2, в то время как Сена имеет расход воды в районе 80 м3 / с и бассейн водосбора, площадью 10 300 км2. Такая же ситуация встречается вверх по течению Сены, в месте ее слияния с рекой Об. Площадь бассейна реки Об при этом составляет 4700 км2, а расход воды в месте его впадения в Сену - 41 м3 / с, в то время как площадь бассейна Сены к этому месту не превышает 4 000 км2, при расходе воды всего в 33 м3 / с. После слияния с Сена принимает черты крупной полноводной реки с шириной русла свыше 100 метров и переходит в "среднее течение".

Еще о Сене:


Среднее течение Сены проходит на участке от города Монтро-Фот-Йон до Парижа. В этом районе Сена является судоходной рекой, способной обеспечивать навигацию небольших пассажирских и грузовых судов.

Практически сразу за городом Монтро-Фот-Йон Сена принимает северо-западное направление и через 35 км. приходит к городу Мелён (Melun). Здесь на Сене сооружены три моста, а на берегу острова оборудована пристань для обслуживания транспортных судов. Для обеспечения навигации на Сене в среднем течении оборудованы несколько шлюзов. Первый из них встречается в коммуне Мэзон Руж (Maison Rouge). Потом, ниже по течению такие же шлюзы оборудованые еще в нескольки местах (Шампань-Сюр-Сен (Champagne-sur-Seine), Ла Каве (La Cavé), Буассиз-ле-Руа (Boissise-le-Roi), Ла Деми-Люн (La Demi-Lune), Эври (Évry) и пр.).


Сена (Seine) в пригороде Парижа

В пригороде Парижа Иври-сюр-Сен (Ivry-sur-Seine) Сена принимает воды крупного правого притока - реки Марны (514 км, площадь бассейна - 12 920 км2). Здесь ширина русла Сены достигает 150-160 метров, а берега усеяны причалами для граждански судов и бетонными укреплениями, с целью предотвращения некотролируемого разлива Сены и выхода из берегов.

В районе Парижа Сена начинает петлять. Имея общий курс на северо-запад - река пробила свое русло по очень замысловатой траектории, описывая окружности диаметром до 5 км.

Участок Сены в пределах Парижа - самый судоходный из расчета количества судов, прошедших по реке за единицу времени. Кроме транспортных судов и барж здесь курсируют регулярные пассажирские суда и прогулочные корабли. Вся набережная Сены здесь - бетонный причал.

Ниже Парижа, спустя несколько километров вниз по течению, Сена принимает воды правого притока - реки Уазы (длина - 341 км., площадь бассейна 16 667 км2). После впадения Уазы в Сену, русло последней достигает ширины около 215 м., а Сена переходит в стадию "нижнего течения".

После впадения в Сену правого притока - реки Уазы, Сена входит в последний суб-водораздел и становится нижней Сеной .

Здесь Сена продолжает свое направление на северо-запад по извилистому руслу с небольшим уклоном. В этом районе Сена выступает крупной транспортной артерией с соответствующей инфраструктурой. Во многих местах на берегах нижней Сены размещаются транспортные и грузовые терминалы для приема достаточно крупных судов. Здесь же русло Сены постоянно контролируется и обеспечивается его надлежащая глубина для прохода судов с повышенным водоизмещением.

На пути к Руану Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Эпт (длина 113 км), в результате чего у города Вернон (Vernon) ширина ее русла достигает 220 метров. Чуть ниже по течению, в Сену впадает левый приток - река Эр (длина - 228,7 км, площадь бассейна - 6 017 км).


В Руане Сена становится доступной для навигации крупных морских судов, поскольку здесь предпринимаются меры по углублению ее русла до 10 метров. Из-за этого, несмотря на постоянное прибытие новых объемов воды с притоками, ширина русла Сены здесь практически не меняется. В Руане на Сене размещается терминалы Большого морского порта, куда заходят морские суда длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн.

Последние 120 км. до устья - Сена проходит с очень малым уклоном. Здесь особенно ощущается влияние морских приливов и отливов. Этот участок Сены еще называется "Морской Сеной" . Морские приливы могут поднимать уровень воды в Сене вплоть до места впадения в нее реки Эр. До 1960-х годов на этом участке Сены можно было наблюдать резкое приливное повышение уровня воды, которое достигало 4 м. Однако, это явление практически исчезло в результате внесенных изменений в реку (дноуглубительные работы, сдерживание и модификация устья).

В устье Сена разливается, превращаясь в подобие узкого залива - Руанский крик (Crique de Rouen). Ширина Сены в районе Нормандского моста составляет около 1,4 км., а на выходе в море, в районе города Гавр - 6,5 км.





В службе речного судоходства Сена разбита на несколько участков :

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с Йонной);
- Верхняя Сена , от Монтеро-Фол-Йонне до Парижа;
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Сена судоходна на значительной части своей протяженности . Ответственность за обеспечение навигации на Сене принадлежит судоходствам Voies de France до моста Boieldieu в Руане, также, навигационной службе на Сене вверх по течению от коммуны d"Amfreville-sous-les-Monts. Деятельность этой навигационной службы Сены также распространяется на основные ее притоки (Уаза, Марна, ), а иногда и на связанные каналы (канал Верхней Сены в Мери-сюр-Сен, например). С другой стороны, сюда не входят парижские каналы (Канал de l"Ourcq, Канал Saint-Denis и Канал Saint-Martin), которыми управляет город Париж.


Участок Сены морской , то есть от устья реки до моста Гийом-ле-Конкентер в Руане, доступен для навигации океанских судов (длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн). На этой части реки, протяженностью около 120 км, расположены только три моста (Нормандский мост, мост Танкарвилл и мост Бротонн), которые обеспечивают высоту пролетов от уровня воды в Сене свыше 50 метров. Русло реки здесь постоянно вычищается, чтобы обеспечить проход судов с осадкой до 10 метров. Портовые сооружения на этом участке Сены находятся в ведении Большого морского порта в г. Руан, который специализируется на транспортировке зерновых культур, удобрений и нефтепродуктов. Объекты инфраструктуры порта расположены вдоль реки по берегам на протяжении 120 км от агломерации Руана до Онфлёра.

Навигационный участок "Нижней Сены" от Руана до Парижа эксплуатировался уже в XIX веке . В этот период он активно обустраивался для обеспечения надлежащего уровня воды и обеспечения возможности широкой торговой навигации вплоть до г. Парижа. Семь шлюзовых дамб, расположенные в Поз-Амфревиль-су-ле-Монтс (Poses-Amfreville-sous-les-Monts), Нотр-Дам-де-ла-Гаренн (Notre-Dame-de-la-Garenne, департамент Эр), Мерикур (Méricourt), Андреси (Andrésy), Бугиваль (Bougival), Шату (департамент Ивелин) и Сюрен (Suresnes, департамент О-де-Сен) позволяют осуществлять навигацию самоходным баржам (грузоподьемностью до 350 т), "самоходным лодкам Freycinet", длиной до 38,5 метров, самоходным речным баржам грузоподьемностью от 800 до 1350 тонн грузов, длиной от 48 до 70 метров, колоннам барж (общей грузоподьемностью от 3 000 до 10 000 тонн грузов) и речных судов (грузоподьемностью до 4 000 тонн). Эти суда и баржи транспортируют, помимо всего прочего, контейнеры, автомобили, нефтепродукты, цемент и т. д.

Портовые сооружения, расположенные на Сене в регионе Иль-де-Франс, принадлежат Парижскому автономному порту , первому французскому речному порту. Основные портовые сооружения для грузовых перевозок находятся в Лимае (Limay, Ивелин) и Женневиль (Gennevilliers, О-де-Сен). В рамках проекта в городе Ашер (Achères, Ивелин) рассматривается возможность возведения мультимодального логистического комплекса с объединением водного пути, шоссе и железной дороги.


"Парижская Сена" также характеризуется широкой речной навигацией . Здесь развиты пассажирские речные перевозки, в основном туристические (лодочные). Предпринимаются попытки организации регулярных ежедневных пассажирских перевозок (Batobus). Речные автобусы курсируют регулярно между Эйфелевой башней и Садом "Jardin des Plantes"; однако эта услуга, похоже, заинтересовала больше туристов, чем парижан, создавая неудобную конкуренцию для лодок. Пассажирское сообщение также организовано между станцией Аустерлиц и коммуной Мэзон-Альфорт (Maisons-Alfort) на Марне.

На участке Верхней Сены реализован крупномасштабный проект организации речных перевозок между бассейнами Сены и Шельды. Путем расширения канала Сен-Квентин (de Saint-Quentin), построенного в 1810 г., а также канала дю Нор (Canal du Nord, 1960г), были соединены речные порты Нормандии и Иль-де-Франс с судоходной речной сетью северной Франции и стран Бенилюкса, обеспечив проход судов грузоподьемностью класса Vb (водоизмещением 3 200 - 6 000 тонн).

"Малая Сена" для навигации не пригодна.

Подробнее:

Реки - это водные артерии, несущие жизнь во все уголки нашей планеты. Их красота и величие поражают. Рекам посвящают стихи и песни. Фотографы пытаются передать величественность рек с помощью снимков, а художники - в своих картинах. Сегодня мы отправляемся в виртуальный круиз и исследуем реки в Париже!

Сена: «священный источник»

Какую парижскую реку можно считать сердцем города и его жемчужиной? Конечно же, Сену! Если обратить внимание на этимологию названия, можно узнать, что произошло это слово от кельтского Sequana - «священный». Даже когда Парижа не было и в помине, на берегах этой реки уже жили племена паризеев. От названия этого древнего племени и произошло название города Парижа.

Географические факты

Река Сена - вторая по длине французская река. Она уступает лишь Луаре. Длина Сены 776 километров!

Начало Сена берёт в южной части плато Лангр, расположенного в Бургундии. Именно отсюда река начинает свой путь к Парижскому бассейну.

За пределами Парижа река Сена начинает петлять, становится извилистой. У города Гавр она впадает в одноимённую бухту, оттуда же - в пролив Ла-Манш.

Один из самых длинных в мире подвесных мостов возвышается именно над Сеной. Это открытый в 1995 году Мост Нормандии.

Сена - судоходная река, основные её притоки - это Йонна, Об, Марна, Уаза.

Исторические факты

Широкую известность река Сена получила ещё в дни Римской империи. В это время Париж стал важным торговым центром. А Сена - торговой артерией.

Путешественники встречают на Сене множество восхитительных мостов. Только на территории Парижа их 37! Почти все имеют многовековую историю, например Новый Мост. Его первый камень заложил ещё Генрих III в 1578 году. Самый «молодой» мост на реке Сене назван в честь первого президента республики - Шарля де Голля.

Кроме того, на берегах этой реки в Париже с середины июля до середины августа проходит традиционный фестиваль пляжей. Все пляжи работают ежедневно. Здесь можно найти развлечения на любой вкус: аттракционы и дискотеки, прогулки на каяках, бальные танцы и волейбол.

Сами парижане говорят: несмотря на то что Париж разделён на 20 округов, Сена может полноправно считаться двадцать первым.

Река, на которой стоит Париж, делит город на две части, каждая из которых - особенный мир. Правый берег - это деловой центр столицы Франции. Левый, в свою очередь, средоточие культуры города.

Левый берег Сены

Колыбель культуры, центр богемной жизни столицы - вот что такое Левый берег Сены. В его составе - шесть округов. Предпочтение им в своё время отдали Хемингуэй, Пикассо, Матисс, Фолкнер, Камю и многие другие. Но Левый берег - это не только географическое понятие. Это, скорее, особый стиль жизни и моды.

Именно на Левом берегу расположены такие достопримечательности Парижа, как Эйфелева башня, Катакомбы, Люксембургский сад, музей Орсе, Пантеон и большое количество церквей и парков.

Правый берег Сены

На правом берегу этой реки в Париже живут сливки общества. Во все времена именно Правый берег блистал своей роскошью и богатством. Если на Левом берегу царит хаос, то на Правом властвует порядок. К тому же эта часть города достаточно тесная (в её составе 14 округов), а потому всё здесь устроено рационально. На Правом берегу можно увидеть Лувр и Монмартр, Парижскую оперу и сад Тюильри, Триумфальную арку и Мулен Руж.

Остров Сите: между двух берегов

Опытные экскурсоводы советуют туристам начинать знакомство со столицей Франции с острова Сите. Именно его можно называть колыбелью Парижа - ещё в 300 году до нашей эры здесь поселились паризеи. Спустя 250 лет к городу приблизилось римское войско. Жители решили перебраться на новое место, а все свои дома и постройки сожгли. Римляне захватили территорию и решили возвести здесь город, однако выбрали для этой цели Правый берег. Выстроенный город просуществовал целых три столетия! Город разрушили варвары, жить в городе стало невозможно. Население приняло решение перебраться на остров Сите, который был защищён от непрерывных набегов. За внушительными крепостными стенами началось строительство. В шестом веке на острове появилась первая парижская христианская церковь. На её месте, кстати, позднее возвели собор Парижской Богоматери.

Остров Сите в десятом веке стал резиденцией правящих династий на триста лет. Жили монархи в роскошном дворце. В то время здесь было 40 улиц, рынок, госпиталь и кафедральный собор. В XVI веке площадь острова увеличилась на 17 гектаров. По приказу Генриха Третьего к Сите были присоединены три островка.

На этом острове немало достопримечательностей. Например, верующим стоит посетить капеллу Сент-Шапель и Нотр-Дам де Пари. Тем, кому по душе искусство, стоит обратить внимание на музей Консьерджери. Нельзя не обратить внимания на площадь Дофина, бульвар Дю-Пале, Мемориал жертвам депортации.

Бьевра: исчезнувшая река Парижа

Самый знаменитый приток Сены носит название Бьевра. Он впадает в реку прямо в Париже. Именно с этим притоком связаны невероятные легенды, касающиеся истории города и жизни его населения.

Гийом Аполлинер говорил о самой известной реке Франции: «Сена течёт под мостом Мирабо». А вот Виктор Гюго посвятил стихотворение самой загадочной реке Парижа.

Существует несколько основных версий появления названия этой реки в Париже. Название Бьевра, по утверждению некоторых исследователей, произошло от латинского наименовании бобров. Другие учёные утверждают, что происхождение названия связано с кельтским словом, означающим тёмно-коричневый цвет. Ещё один вариант гласит - корни у этого слова латинские, произошло оно от глагола, который можно перевести как «пить».

Однако в XVI веке Бьевру называли Рекой гобеленов. Связано это было с тем, что на берегах притока располагались мануфактуры, использовавшие его воды в процессе окрашивания гобеленов. Именно тогда Бьевра стала синонимом слова «нечистоты».

Такую репутацию река сохраняла вплоть до XIX века. Тогда русло Бьевры постепенно начали скрывать под городом - были возведены кирпичные своды, позднее здесь проложили трубы.

Сегодня желающие увидеть Бьевру могут сделать это в сквере Рене Ле Галь. Именно здесь на поверхности находится небольшой ручеёк. Поговаривали даже, что в этом месте русло Бьевры может быть полностью открыто.

Романтическая и загадочная, стильная и элегантная – именно такой выглядит самая знаменитая европейская столица. Грандиозность сооружений, монументов и памятников, впечатляет даже самого искушённого туриста, а легенды об их красоте известны далеко за пределами Франции. Париж располагает к себе уникальностью старинных улочек, набережных и зданий, из каждого уголка которых, говорит история.

Главная река Сена в Париже дарит городу особую атмосферу, почувствовать которую можно при неторопливой прогулке наедине с рекой и её рассказом, о многовековой истории города.

Река Сена в Париже, ее порты и набережные

Своё имя «Сена» получила от латинского — «Sequana», что в дословном переводе обозначает «священная река или источник» . Река Сена в Париже главная достопримечательность, которую природа подарила французам. Своё начало река берёт на востоке Франции. Её длина составляет 776 км , здесь также расположены города Руан, Гавр, Труа и др. Исток Сены расположился на плато Лангр.

Около Парижа река извивистая и делает большое количество поворотов, создавая неповторимый рельеф местности на своём пути, многочисленные островки и острова, самый известный из которых – Сите. Воды реки пополняются дождевыми и талыми водами, а также притоками.

С древних веков Сена считается сердцем парижан, ещё племена, поселившиеся здесь в III веке до н.э., занимались рыбным промыслом в её водах. От этих племён, именуемых паризеема, и происходит название современной французской столицы.

Почти на всей своей протяжённости Сена является судоходной магистралью, ежедневно огромное количество грузовых и пассажирских кораблей, доставляют по её водам товары и продукцию. По всему периметру реки расположились порты , основные из которых:

  • Париж,
  • и Гавр.

Построенные инженерами дополнительные каналы, решают проблемы транспортировки грузов и соединяют другие реки с главной водной магистралью страны.

На сегодняшний день главная река в Париже - Сена, является ключевым аспектом в развитии города, сами парижане неофициально называют её 21 округом. Условно французская столица делится рекой на две стороны:

  • правый берег , где протекает деловая и торговая жизнь города
  • и левый берег – неторопливая и размеренная жизнь парижской богемы, культурные памятники, архитектура и многое другое находится именно в этой части города.

Река Сена — левый берег

Французы называют левый берег Сены La Rive Gauche . Территориально Левый берег насчитывает шесть округов , а для парижан он ещё является и центром культурной жизни .

Множество великих гениев, художников, писателей и поэтов, проживавших в своё время, в Париже выбирали именно эту часть города, среди них Хемингуэй, Пикассо, Матисс и этот список можно продолжать д

О бесконечности.

Исторические достопримечательности «левобережья»:

  • Сорбонна;
  • Бульвары Сен-Мишель и Сен–Жермен;
  • и мн др.

Интересный факт состоит в том, что левый берег в Париже уже давно перестал быть только географической составляющей, теперь это ещё и стиль жизни, манера одеваться и уникальный неповторимый внешний вид жителей, проживающих в его округах.

Река Сена — правый берег

Именно эта часть города издавна была излюбленным местом жительства парижских толстосумов. На сегодняшний день ситуация значительно изменилась и правый берег занял активную позицию делового и финансового центра города.

Правый берег французы называют La Rive Droite . Территориально Правый берег разбит на 14 округов .

Интересный факт: большинство популярных парижских достопримечательностей расположены на Правом берегу, и туристы, зная это, пытаются найти жильё именно в этой части города, но благодаря метрополитену города, оба берега Сены сообщены между собою, а жильё на Левом берегу порой значительно дешевле. Таким способом можно прилично сэкономить.

Исторические достопримечательности «правобережья»:

  • Триумфальная арка;
  • и пр.

Водные экскурсии и прогулки по Сене в Париже

Нынешняя река ничуть не изменилась, в её русле всё так же течёт быстрая вода, которая помнит множество исторических событий, а вот жизнь вокруг неё стала чуточку другой. Ежегодно на берегах реки проводятся современные музыкальные и художественные фестивали, шоу и представления , рассчитанные как на взрослую аудиторию, так и на малышей. В её водах швартуются более 150 маленьких судов с постоянно проживающими людьми на борту.

Извилистая река, в центре Парижа создала рельефный остров в виде корабля, который называется L’îlede la Cité (остров Сите). Остров Сите в Париже считается сердцем французской столицы.

В Париже прогулка на кораблике по Сене осуществляется речными кораблями и пароходами , на которых помимо традиционной экскурсии, можно заказать обед или ужин. Совершать речное путешествие можно в любое время года — Париж чудесен в любой сезон!

Во время прогулки в Париже по Сене, становится заметным множество мостов разнообразного стиля и дизайна. Осуществляя в Париже круиз по Сене, открытыми для взора становятся все нюансы знаменитого собора Парижской Богоматери, Святой капеллы и других архитектурных сооружений. Экскурсия по Сене в Париже - это уникальное незабываемое приключение.

  • Париж, на волнах Сены . Цена тура от 65 евро .
  • Достопримечательности Парижа, круиз с Эйфелевой башней . Цена прогулки от 14 евро .
  • Круиз «Секреты Сены. Париж» . Цена увлекательного и познавательного круиза с прогулкой по набережной Сены в Париже от 14 евро .
  • Речная экскурсия «Круиз из Нотр-Дама» и «Магия Парижа» . Прогулки для самых маленьких путешественников и туристов поможет узнать детям какая река протекает в Париже и её название. Цена экскурсии от 13 евро

Незабываемые воспоминания дарит река в Париже название, которой Сена. На прогулку в прохладную погоду рекомендуется взять с собою:

  • плед для комфортного и уютного уединения,
  • в жаркие летние дни - головной убор для укрытия от палящего солнца.

Фото Сены

В водах этой реки отражается жизнь Парижа и его обитателей. Убедится в этом, можно пересмотрев следующие фото.

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь - из Парижа - в Париж - в Ла-Манш, в океан…

За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres) находится её крохотная часть - тот самый ельник, колыбель Сены, который в 1864 году указом Наполеона III стал частью Парижа. А могло ли быть иначе? Не будь Парижа - кто бы особенно интересовался за пределами Франции Сеной? Однако парижане считают иначе: не будь Сены, не появился бы и Париж.

Паризане и Сена

Париж начинался на островке Сите Сены. Здесь был кельтский городок Лютеция («болото»), населяли его паризии. Кто-то ведёт названии столицы от названия этого племени, другие - с троянцами, бежавшими из Трои и основавшими в одном из самых благодатных мест Европы город Parisia - «дерзость». Есть и ещё версии, но вывод из них один - местность привлекала людей с древнейших времён плодородными землями, спокойной и полноводной рекой, ставшей торговой артерией Европы с самого её расцвета.

Парижане и сегодня ведут отсчёт пространства из сердца Парижа и Сены - Сите. У каменной громады Нотр-Дам-де-Пари, собора Парижской Богоматери, построенного на острове с 1163 по 1345 годы, в мостовую положена бронзовая плита, изображающая компас. Это «нулевая точка» - point zero, от неё отсчитывают все расстояния от Парижа, здесь для парижан - центр мира, вселенной.

Главная улица Парижа

Так называют её жители, путеводители, такова Сена на самом деле. Улица-Сена начинается на юго-востоке города, торжественно течёт на север, затем плавно изгибается, нарисовав на карте не то кривую средневековую саблю, не то бровь красавицы длиною 14,5 километра - и одно, и другое Парижу к лицу.

Вместо обычных домов на этой улице - баржи и мосты. Не те грузовые баржи, что плывут в 3 часа мимо набережных, когда вода словно чернила, и только буй напротив острова Сите вспыхивает зелёным огнём азбуки Морзе, посылая сигналы кому-то в глухую ночь. По берегам Сены пришвартованы самые настоящие баржи-дома, баржи-рестораны, баржи - психиатрические лечебницы, мастерские, галереи, приюты для бездомных, как баржа «Флерон Сен-Жак», где бесприютных накормят и дадут ночлег на деньги Мальтийского ордена. Да, он ещё существует и имеет более серьёзное влияние, чем полагает обыватель.

Более счастливые идут в плавучий ресторан «Халиф» - восточную сказку Сены. А самые счастливые - в плавучий дом-баржу: относительно недавно такое жильё стоило копейки и не требовало каких-то обязательств. Но мода, мода - она рождается в Париже! Теперь жилые баржи дают настоящую прописку в столице и стоят бешено.

Мосты - вот главные свидетели истории реки и города. Их в Париже 37. Сите и берег соединяет Pont Notre-Dame - мост Нотр-Дам длиною 105 м. По нему начинается самая увлекательная пешая экскурсия по городу, но и сам он достоин особого внимания. На его месте, словно на месте церквей, побывало, разрушено и построено много мостов, сначала паризиями, потом римлянами. В 1413 году указом карла VI был возведён типичный средневековый мост, застроенный по обычаям того времени торговыми лавками и домами. Как нередко случалось, мост в итоге обвалился. Вместо него появились новые в 1660, 1786 и 1853 году. Последний был с пятью арками, с которыми постоянно сталкивались баржи, за что мост прозвали Чёртовым. В 1919 году мост обновляют, центральные 3 арки снесены ещё ранее - с той поры он и сохраняет свой вид. По нему спешат туристы, молодёжь встречается, катается на роликах, художники и шаржисты поджидают вас или славу, которая всегда где-то бродит в Париже.

По иронии судьбы, самый старый мост над Сеной называется Новым - Pont Neuf. Он тоже соединяет двумя своими крылами парижское сердце Сите с берегами. Строительство Нового началось в 1578 году, когда, как торжественно пишут, Генрих III - последний Валуа - заложил первый камень в основание. На самом деле он просто бросил его в воду. Такая небрежность на воде всегда чревата. Потому мост достраивали уже при Генрихе IV - первом Бурбоне. Новый мост был для своего времени невероятен: на нём не было заслоняющих горизонт построек, его ширина - 28 м - превосходила все европейские улицы, потому его сразу «заселили» шуты, жонглёры, певцы, книгоноши, лекари и проститутки. На площади Нового моста вы можете выразить почтение Генриху IV , чьими трудами самый романтичный мост Парижа украшает столицу и сейчас.

А вот водолазы считают Новый мостом печальным. Ежедневно в 9 утра они облачаются в свои костюмы, чтобы осматривать дно. Под Новым, от которого совсем недалеко Дворец правосудия, они находят десятки обручальных колец: по расторжении брака люди часто идут на мост и бросают в воду столь желанное, но обманувшее надежды украшение.

Другая картина под мостом Искусств - Pont des Arts - первым железным мостом французской столицы, соединившим Лувр и Французскую Академию. Pont des Arts увешан медными замками с именами влюблённых, а дно под ним усыпано ключиками от замков.

А самым красивым мостом Парижа имеем право гордиться и мы. Это - мост Александра III между Елисейскими полями и Домом инвалидов . Красоту, изящество постройки, открытой в 1900 году перед Всемирной выставкой, оценили сами парижане и признали выдающимися. Мост украшен нимфами, ангелами, пегасами, аллегорическими фигурами Науки, Искусства, Промышленности и Сражения. Арочный центр конструкции - нимфа Сены и нимфа Невы с гербами двух государств. Побратим Александрийского в Париже - Троицкий мост в Петербурге, строившийся одновременно по проекту французских инженеров.

Берега

Мосты - это берега. Долгое время левый берег Сены (La Rive Gauche), в составе которого 6 округов, был средоточием богемы, дешёвой и свободной жизни, с ним связаны имена Хемингуэя, Матисса, Пикассо.

Здесь, на левом берегу, Сена подплывает к Эйфелевой башне , музею Орсе , хранящему шедевры Гогена, Ван Гога, Дега, Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Мунка. Рядом с Орсе - Сорбонна, Латинский квартал, сад Тюильри , музей Родена. Трудно представить подобное средоточие в любом другом месте планеты, на берегу другой реки.

На левом берегу тянется вдоль Сены квартал Сен-Жармен - самый кичливый, люксовый, брендовый и прочий подобный парижский квартал. На него любопытно посмотреть как на комедию нравов, недаром его так любил один из самых мрачных сынов сияющей Франции - Сартр. Не хотите смотреть на людей - любуйтесь архитектурными шедеврами старых веков, которыми так щедро украшен Сен-Жармен.

Берег правый (La Rive Droite) всегда был богатым, респектабельным, консервативным. Здесь расположены 14 округов столицы. Здесь - Елисейские поля, Лувр, Триумфальная арка, сад Тюильри, музей Пикассо.

Чтобы обойти всё просто названное, нужно жить в Париже долго. Но и пропустить что-то нельзя - подобного в мире нет. Потому лучше сесть у Эйфелевой башни в нечто, подобное водному автобусу, и отправиться по Сене - великая река покажет вам всё, что «вырастила» на берегах. Прогулочный теплоход остановится и у Нотр-Дама , и у Лувра , Елисейских полей и Сада растений (Jardin des Plantes), проследует под Королевским мостом (Pont Royal), на быках-опорах которого отмечены уровни всех наводнений. Последнее страшное наводнение случилось в 1910 году, Сена затопила метрополитен, площади, улицы, 20 тысяч домов, погибли десятки человек.

На катере вы проплывёте под мостом Согласия (Pont de la Concord), в конструкции которого - камень разрушенной Бастилии, увидите на берегу Луксорский обелиск из Египта, Большой дворец (Grand Palais) - великолепный образец модерна в архитектуре, Бурбонский дворец (Palais Bourbon), набережную Voltair, где жил и умер в особняке Отель-де-Вилет Вольтер.

На набережной Берси вы сможете сразиться в туре сальсы или танго - тёплыми вечерами там устраивают настоящие танцевальные марафоны. На Помпиду летом открывают пляж, уставленный настоящими пальмами и усыпанный песком.

Набережные Сены - это и есть Париж. Они неповторимы во всех смыслах - и духовном, и физическом - настолько, что включены ЮНЕСКО во Всемирное наследие, а парижане называют их 21 округом столицы - главным и прекрасным.

Люди здесь восторгаются, сходят с ума, влюбляются, кидаются с мостов, рисуют, что-то продают и покупают, и только Сена, как тысячи лет, течёт спокойно и величественно, как подобает реке, которая, словно рог изобилия, одарила мир.

Река Сена примечательна тем, что на ней стоит один из самых красивых городов мира - Париж . Длина этого водного потока составляет 776 км. Площадь бассейна равна 78,65 тыс. кв. км . Русло реки тянется в северо-западном направлении и впадает в бухту пролива Ла-Манш. Устье примечательно тем, что его пересекает один из самых длинных подвесных мостов в мире, который называют мостом Нормандии . Общая длина сооружения равна 2350 метров. Длина центрального пролёта составляет 935 метров. Ширина достигает 23 метров. Движение по мосту 4-х полосное. В эксплуатацию сооружение было запущено в 1995 году.

От истока до устья

Своё начало река берёт на плато Лангр . Оно входит в состав Парижского бассейна. Это покрытая холмами равнина, на которой и находится большая часть Франции. Максимальная высота плато равна 532 метрам над уровнем моря. Исток реки находится в Бургундии (историческая область в восточной части Франции) на высоте 471 метр над уровнем моря. Это коммуна Кот-д’Ор, расположенная в 30 км северо-западнее города Дижона.

Источник находится в лесистой местности рядом с дорогой №71. На обочине стоит знак, сообщающий всем проезжающим мимо, что совсем рядом в овраге из земли бьёт ручей, дающий начало тому водному потоку, на котором стоит Париж.

Русло пролегает по широкой долине и характерно тем, что сильно извилистое. Больше оно ничем не примечательно, так как носит равнинный характер. Поэтому не может похвастаться бурными водопадами, порогами и стремительными водоворотами. По водной глади снуют прогулочные яхты и экскурсионные катера. В пределах Парижа длина реки составляет 50 км. На этом водном отрезке насчитывается 37 мостов. Всего же на реке их десятки.

На северо-западной оконечности Франции находится город Гавр. Это правый берег устья Сены. Само устье представляет собой эстуарий . Его длина составляет 25 км, а ширина 2-12 км. В Гавре находится один из крупнейших морских портов страны. На левом берегу устья располагается город Онфлер. В нём также есть порт, причём старинный и очень живописный. В самом городе имеется много великолепных архитектурных сооружений.

Именно Гавр и Онфлер связывает мост Нормандии. Из притоков можно назвать основные: Марна, Йонна, Уаза, Об. Крупные города: Париж (население 2,3 млн. человек), Гавр (188 тыс. человек), Руан (106 тыс. человек) и Пуасси, расположенный рядом с Парижем и имеющий население 38 тыс. человек.

Река Сена на карте

Характеристики реки

Основное питание дождевое . Уровень воды поднимается осенью и зимой. Летом наблюдается межень. Расход воды в столице Франции составляет 250 куб. м/сек. В границах устья расход достигает 500 куб. м/сек. Во время морского прилива вода поднимается в эстуарии на 2 метра. В районе Гавра зафиксирована величина 7,5 метров. Во время паводков река разливается, но в городах наводнений не бывает за счёт гидротехнических средств безопасности.

Судоходство

Морские суда поднимаются вверх по течению вплоть до Руана . Это 120 км от Ла-Манша. Речные коммерческие суда плавают на расстояние 560 км до коммуны Бар-сюр-Сен. С учётом приливов, до Руана суда идут по обводному каналу. Река Сена также соединена целой сетью каналов с Рейном, Луарой, Маасом, Соммой и Шельдой. Основные порты находятся в Париже, Гавре и Руане.

Экология

В 2009 году в реке после долгих лет отсутствия появился лосось. Это указывает на то, что вода стала значительно чище, чем она была раньше. А ещё в конце XX века концентрация тяжёлых металлов в воде была очень высокой. Уровень pH превышал норму в 4 раза. Но люди построили очистные сооружения, ужесточили контроль за сбросом сточных вод, и ситуация значительно улучшилась. Это указывает на то, что при желании можно добиться положительных результатов и сделать воду пригодной для питья и купания.

Александр Арсентьев