8 января 2019 года народ России отмечает Бабьи каши или День повитух. Известны и другие названия праздника. В это время наши предки ходили в гости к бабкам, которые принимали роды, и благодарили их за тяжелую и нужную работу.

На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы. В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя.

Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.

Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.

Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.

Традиции на праздник Бабьи каши или День повитух 8 января

Главные традиции 8 января - посещение повивальных бабок, вручение им подарков; угощение гостей кашей.

Традиционно на Бабьи каши ходили в гости к повитухам. Им приносили различные угощения: пироги, блины; вручали подарки. Согласно поверью, если беременная женщина преподнесет дары повивальной бабке, то роды ее пройдут легко. Пришедших гостей встречали особой кашей: сытной и вкусной, на которую не жалели ни молока, ни масла, ни сливок.

Отсюда и пошло название праздника. - Ни одни роды не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами.

Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертника, бабка радела о легких родинах.

Еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду.

Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей: «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!».

И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!». И так ребячий короб тяжелел.

И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время. - В этот день проходят богослужения в храмах. Верующие люди прославляют Богородицу, благодарят ее за рождение Иисуса Христа и обращаются к ней с молитвами.

Приметы на праздник Бабьи каши или День повитух 8 января

На Бабьи каши кружит вьюга и стоит морозная погода – жди холодного и ненастного лета.

Стоит ясная и солнечная погода – к хорошему урожаю проса.

Если после захода солнца небо станет багряно-красным, то грядут суровые морозы.

Вороны не находят себе места – будет вьюга.

Зяблик запел – оттепель не за горами.

Защебетали синицы – ночью будут заморозки.

Если во время приготовления каши она пригорела, то жди частых снегопадов.

Пламя в печи озаряется белым, а не красным цветом – жди потепления.

В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит.

Если этот день ясный будет, то будет хороший урожай проса, а если пасмурный, то недород его.

Если в этот праздник на пороге дома появились колядовщики, то их необходимо провести вовнутрь и угостить вкусной едой. Это принесет семье счастье, мир, покой и благополучие.

8 января запрещается приобретать веревки и изделия, изготовленные из них. Согласно поверью, это способно привести к самоубийству в семье – кто-либо из родных и близких может повеситься.

Молитвы на праздник Бабьи каши или День повитух 8 января

Пречистая Богоматерь, Богородица! Собрание Твое священное украшено многообразными красотами; дары Тебе приносят, Госпожа, многие мирские люди. Узы наша греховные расторгни Своею милостию и спаси души наши.

Прежде утренней звезды от Отца без матери Рожденный, на земле без отца в сей день явился во плоти от Тебя. Потому звезда благовествует волхвам, Ангелы же с пастухами воспевают непорочные роды Твои, Благодатная.

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.

На момент введения Юлианского календаря: 26 декабря
Дата по старому стилю: 26 декабря
Дата по новому стилю: 8 января
Астрономическая дата: день, следующий после Рождества нового Солнца, Зимнего солнцестояния

Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно - всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду - музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов. Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев - Добрыню и Садко.

Поговорки и приметы
Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки - быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

21 (20) марта - весеннее равноденствие;
21 (20) июня - летнее солнцестояние;
23 (22) сентября - осеннее равноденствие;
22 (21) декабря - зимнее солнцестояние.

Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М., «Правда», 1991;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия, собр. М.Забелиным» - М.: 1880. Репринт 1990;

Народный праздник Бабьи каши в 2020 году отмечается 8 января (дата по старому стилю - 26 декабря). Верующие православной церкви в этот день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

Содержание статьи

История праздника

Церковный праздник Собор Пресвятой Богородицы посвящен матери Иисуса Христа, Пресвятой Деве Марии. Первое официальное празднование прошло в 681 году. Собором его назвали потому, что в этот день почитаются и другие святые, близкие Богородице и Иисусу Христу: Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков.

Происхождение народного праздника Бабьи каши связано с почитанием богинь-матерей. В этот день на Руси чествовали повивальных бабок и рожениц.

Эти два праздника объединены в один.

Традиции и обряды праздника

В этот день проходят богослужения в храмах. Верующие люди прославляют Богородицу, благодарят ее за рождение Иисуса Христа и обращаются к ней с молитвами.

На Бабьи каши на Руси было принято чествовать повитух. Молодые девушки, беременные женщины ходили к ним в гости с угощениями (пирогами, блинами) и подарками. Считалось, если беременная преподнесет дары повивальной бабке, то роды ее пройдут легко.

Повитухи встречали гостей сытной и вкусной кашей, на которую не жалели молока, масла, сливок. Благодаря этой традиции возникло название праздника.

Приметы и поверья

  • Кружит вьюга и стоит морозная погода - примета холодного и ненастного лета.
  • Каша пригорела во время приготовления - к частым снегопадам.
  • Если в этот день взять в руки снег, и он прилипнет к ним, то скоро наступит тепло.
  • Если в этот праздник на пороге дома появились колядовщики, то их необходимо провести вовнутрь и угостить вкусной едой. Это принесет семье счастье, мир, покой и благополучие.
  • 8 января запрещается приобретать веревки и изделия, изготовленные из них. Согласно поверью, это способно привести к самоубийству в семье - кто-либо из родных и близких может повеситься.

Бабок прозвали повитухами, так как они должны были спеленать новорожденного, «свить» его таким образом, чтобы он не выбрался из пеленок и не был стесненным в движениях. К оказанию помощи при родах допускались не все, а только те, кто достиг уже немолодого возраста и тоже являлся матерью. Лишь при выполнении этих условий и наличии «умелых рук» женщина могла стать повитухой.

"Бит Жизни!", - Дмитрий Жеребцов.

На Руси в этот день отмечали бабий праздник, или праздник каш. В этот день славили повивальных бабок и рожениц. Женщины брали своих детей и с подарками и поздравлениями шли к повитухам, которые помогали им при родах. Те, в свою очередь, угощали гостей кашей. В это же время родился и обычай, связанный с христианством: женщины приходили в церковь с заранее испеченными пирогами, чтобы преподнести их Богородице.

Вообще, повивальная бабка в любой деревне пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно. Повитухи были знатоками по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит - всему делу пособит». Отмечали и их мастерство: «У всякой бабки свои ухватки».

По поводу праздника существует еще одна поговорка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит». Это означало, что обычаи этого дня были нацелены на укрепление семьи. Бабьи каши отмечены и своими приметами. Если поутру синички кричат - значит, к вечеру будет мороз; а вот если галдят вороны - быть снегопадам и метелям. Обильный снег предвещала и подрумянившаяся в печи каша.

Считалось, что ясная погода в этот день обещает хороший урожай проса. Именно с этого дня начинались девичьи гадания, которые продолжались до самого Крещения. Гадать было принято в сопровождении особенных песен либо в полной тишине. Главными предметами гадания были свадьба, смерть и урожай. Со временем обрядовая суть гадания практически утратилась, а на первое место вышла их развлекательная сторона. И в наши дни многие девушки с удовольствием гадают «на суженого».

«Бабьи каши» (8 января) ‒ праздник рожениц и повивальных бабок. По старому обычаю, в этот день женщины ходили к повитухам и родильницам с пирогами. Помимо этого, пироги несли в церковь – Богородице, что вызывало гнев и нарекания священнослужителей, которые осуждали и запрещали такой обычай, считая его недостойным и несовместимым со святостью Пречистой. Но, несмотря на запреты, праздник продолжали отмечать практически везде. Ежегодно в день, следующий за , женщины навещали повивальных бабок и рожениц, устраивали застолье, которое иной раз начиналось вечером и продолжалось до зари.

Икону «Блаженное чрево» в народе ещё называли «Чрево-Рождения»

Утром, 8 января, повивальные бабки и женщины, родившие в этом году, собирались в церкви и перед иконой «Блаженное чрево» служили молебен. После молебна повитухи шли в гости к роженицам, которые одаривали их деньгами и угощали специально приготовленной кашей. Это ритуальное угощение и дало название празднику «Бабьи каши».

В праздник «Бабьи каши» воду и крупу для каши набирали в два часа ночи. Каша могла быть рассыпчатой, вязкой и жидкой (размазня). Это зависело от количества жидкости в блюде. В народной кухне рассыпчатую кашу готовили из ядрицы, а размазню из мелкой или молотой крупы.

Испокон веков у наших пращуров каша была в почете. Она не только была любимым блюдом на каждый день, но и обрядовым кушаньем. В былинах и сказках каша – символ благополучия и богатства. В Древней Руси называли «кашей» свадебный пир. Наши прародители, заключая мирный договор, готовили кашу и в знак союза и дружбы ели её вместе с бывшими противниками. Отсюда и пошло выражение: «С ним каши не сваришь ».

К повитухам относились уважительно, ведь, по народному поверью, между повивальными бабушками и детьми, которых они приняли, устанавливались на всю жизнь духовно-родственные отношения. Повитуха несла ответственность за принятого ею ребенка, и среди родственников ребенка занимала почетное место в обрядах, относившихся к важным событиям его жизни: крестины, свадьба, проводы в армию.

По народным представлениям, между Богородицей и повитухой существует особая связь. Повивальную бабку нередко называли Соломонидой, Соломеей, Соломонией. В христианских легендах так звали женщину, которая помогла Богоматери во время родов. На некоторых иконах «Рождества Христова» изображена Соломонида в белых одеждах, собирающаяся омывать Младенца Христа.

Именно эту легендарную повитуху наши предки почитали покровительницей всех повивальных бабушек. За помощью к ней обращались роженицы и женщины, принимающие роды. Беременные же взывали к Богородице, прося Её помочь в поисках хорошей повитухи.

То, что праздник рожениц и повитух следует сразу за Рождеством, с особой силой подчеркивает связь Пречистой Девы с повивальными бабками, а также покровительство простым женщинам, а ещё указывает на равенство в родовых муках, в радости и боли материнства всех женщин, включая Деву Марию. Этот народный праздник как бы возвышал и обожествлял каждую роженицу и придавал факту появления на свет младенца высокий, богоугодный смысл.