На Руси во все времена монастыри являлись надежным оплотом и защитой православной веры, культурными центрами, где на протяжении многих столетий усердием монахов собирались бесценные рукописи и произведения искусства, одним словом все то, что воспитывало и характеризовало саму душу русского народа. Подобно заблудившимся в ночи путникам, люди всех сословий и разного материального достатка, стремились посетить монастырь, в надежде найти там покой и утешение, хотя бы на некоторое время приобщиться к высокой подвижнической жизни, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием. В монастыре можно было получить жизненно важный совет и наставление, разрешить, казалось бы, самую неразрешимую задачу.

Российская земля богата святыми обителями, каждая из которых имеет свою неповторимую историю. Есть древние монастыри, с вековыми традициями и устоями, история таких монастырей запечатлела многие вехи жизни Святой Руси, а есть и молодые обители, недавно появившиеся и только еще начинающие свою духовную жизнь. К таким молодым монастырям относится и Сретенский женский монастырь, расположенный в селе Батурине Прибайкальского района республики Бурятия.

Обитель расположена в живописном месте, в 64 км от г. Улан-Удэ, близ трассы Усть – Баргузин. Это первый монастырь, открытый в Читинско-Забайкальской епархии после начала возрождения церковной жизни в России конца XX века.

На территории, где ныне расположен монастырь, была приходская церковь села Батурина. Деревянная церковь на этом месте известна еще с XVIII века. В 1811 году, на собрании прихожан волости, было принято решение: на месте старой деревянной церкви построить новую каменную. Строительство и благоустройство нового храма велось исключительно на средства прихожан и добровольных жертвователей. Закладка нового храма состоялась летом 1813 года, а через 16 лет, в сентябре 1829 года, была торжественно освящена нижняя теплая церковь в честь великого праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа. А еще через 7 лет, в августе 1836 года, была освящена верхняя церковь во имя великомученика и победоносца Георгия.

Новый храм получился очень красивым. На фоне суровой сибирской тайги с ее вековыми деревьями, уходящими своими могучими вершинами в небо, белоснежный храм с колокольней и изумрудными крышами выглядел, как сказочный корабль, приплывший из удивительной страны. Выбор места для постройки церкви также был не случаен: находящаяся в самом центре села, в долине, обрамляемой со всех сторон высокими горами, она хорошо была видна со всех точек.

В советские богоборческие времена этот чудесный храм, как и большинство других, был закрыт, а его помещение использовалось под сельский клуб. Без малого 70 лет некогда великолепные здание ветшало и постепенно разрушалось.

И вот 14 мая 1999 года, в жалком, разгромленном виде, без куполов, колоколов и крестов, храм наконец-то был возвращен Русской Православной Церкви. Для реставрации требовались колоссальные денежные затраты. Встал вопрос о том, где же взять эти средства. Вот тут-то Господь и послал на помощь добрых людей – братьев Пруидзе – Георгия, Геннадия и Евгения. Именно их стараниями всего через несколько месяцев разрушенный храм вновь обрел былое великолепие. 28 ноября 1999 года, состоялось освящение церкви благочинным Бурятского округа Читинско-Забайкальской епархии протоиереем Олегом Матвеевым.

В один из своих визитов в Бурятию епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, увидев вновь отреставрированный храм, решил основать в Батурине женскую обитель. Открытие первого монастыря в Читинско-Забайкальской епархии состоялось 8 марта 2000 года, и совпало с праздником первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи. Как нам известно из Священного Предания, все свое многострадальное земное житие Иоанн Предтеча проповедовал покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Между тем, именно для покаяния люди и выбирают подвиг монашеской жизни, оставляя мир.

Определением Священного Синода от 19 апреля 2000 года открытие монастыря было официально утверждено. С первых дней своего основания монастырь находится под постоянным попечительством и заботой правящего архиерея Читинско-Забайкальской епархии Евстафия. Каждый визит архипастыря в обитель – это большая радость для насельниц и приехавших потрудиться во славу Божию паломников. Владыка внимательно наблюдает за продвижением строительных работ, производящихся в монастыре, оказывает материальную помощь, вовремя дает нужный совет.

На сегодняшний день в обители 13 насельниц во главе с настоятельницей. Каждый монастырь живет своей особой жизнью, по особому уставу, эта жизнь очень не похожа на жизнь обыкновенных людей в миру. Каждое утро в монастыре начинается с общего молитвенного правила, по завершению которого все расходятся на свои послушания. Слово «послушание» звучит непривычно для слуха невоцерковленного человека. А как раз в этом слове скрыт один из основных принципов монастырской жизни – «будь послушный», ничего не делай по своей воле. Под послушанием подразумевается какая-либо работа, которую поручает исполнять настоятельница каждой сестре. Послушания в монастыре самые различные. Кто-то трудится на ферме, ухаживая за коровами и домашними птицами, кто-то работает в трапезной, постоянно заботясь о том, что бы все обитатели монастыря были сыты, кто-то печет хлеб и просфоры, кто-то шьет монашескую одежду в швейной мастерской, кто-то поет на клиросе. Здесь невозможно перечислить все те послушания, которые существуют в каждом монастыре. Любой монастырь можно сравнить с маленьким государством, которое полностью обеспечивает себя и еще помогает другим. В Сретенском женском монастыре существуют швейная мастерская, пекарня, сыроварня, огромный огород, большой скотный двор. И все это хозяйство процветает и приумножается, благодаря трудолюбию сестер. Все монастырские послушания одинаково важны, ведь что бы ни делала сестра, она, прежде всего, несет свое послушание Самому Богу и служит людям, исполняя заповедь о любви к ближнему. Многие люди, впервые побывавшие в монастыре, искренне недоумевают, почему монастырское молоко вкуснее, а монастырские помидоры слаще и душистее, чем те, которые продаются на базаре? Ответ очень прост: все, что делается в монастыре, делается с молитвой.

По завершении утренних послушаний все сестры монастыря собираются в трапезную, где, прочитав молитвы перед вкушением пищи, все вместе садятся за стол. В монастырях издревле существует благочестивый обычай во время общей трапезы читать вслух душеспасительную литературу. После обеда в библиотеке обители читается Священное Писание, обсуждаются текущие монастырские дела, а затем вновь все расходятся на свои послушания.

С момента основания Сретенского монастыря вошло в обычай совершение ежедневного крестного хода вокруг стен обители с иконой Казанской иконы Божией Матери –покровительницы и заступницы Забайкальской земли.

О том, как протекает внутренняя, сокровенная жизнь насельниц монастыря, мы можем судить со слов настоятельницы: «В обители мы познаем себя. Общежительный монастырь для этого самое благоприятное место. Здесь мы неизбежно сталкиваемся характерами, притираясь друг к другу, как камешки с острыми углами, постепенно делаясь гладкими и ровными. Научаемся “зрети своя прегрешения и не осуждати брата своего”, как говорится в великопостной молитве Ефрема Сирина. Так приобретается поистине бесценный духовный опыт. Не зря монастырь называют духовной академией».



16 / 02 / 2007

1. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ мужской общежительный, 3 класса.
В 1681 г., по повелению царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха ИОАКИМА (САВЕЛОВА), церковный собор решил «В дальние города, на Лену, в Дауры, посылать людей духовных, архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законам». В результате, 22 февраля того же года, послана была из Москвы в Тобольск полная миссия, под начальством игумена Темникова Сретенского монастыря ФЕОДОСИЯ, состоявшая из 12 человек братии, в числе коих были черный поп МАКАРИЙ, черный диакон МИСАИЛ, старцы: ИОНА, ТИХОН, ФЕОДОСИЙ, ФИЛАРЕТ и другие. Митрополиту Сибирскому и Тобольскому ПАВЛУ велено было отправить их с должными наставлениями в дальние Сибирские Дауры, и «где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев...». Игумен с братией получили деньги, церковную утварь и соответствующие инструкции о миссионерской деятельности. Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в недавно присоединенном к Российскому государству крае. 11 мая 1681 г. на левом берегу реки Селенги, между параллельно идущими лесистыми хребтами гор, на довольно ровном и возвышенном месте, на берегу мельничной речки Пьяной (названной так за ее извилистое течение), миссионеры нашли старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 г. Здесь и решили обосноваться они. На царское жалованье, вывезенное из Москвы и дополненное в Енисейске из сибирских доходов, они заново обустроили Селенгинский монастырь с главным храмом во имя Троицы. В том же, 1681 году была построена первая церковь - Троицкая, положившая начало монастырю. В описании 1732 г. об этой церкви говорилось, что она «с трапезою с западну и северну стороны, с папертью» имеет «верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной». Упоминание о трапезе с северной стороны, очевидно, свидетельствует о пристройке к зданию. Храм этот, по своему времени, был очень замечателен по богатству вкладов, сделанных для него царем Феодором Алексеевичем и тобольским воеводой и стольником Федором Головиным, который был в нем в августе 1687 г. во время проезда российского посольства Головина в Старо-Селенгинск. (Головин Федор Алексеевич, 1650 - 1706, граф, ближайший соратник Петра I, генерал-адмирал с 1699 г. и генерал-фельдмаршал с 1700 г. Подписал Нерчинский договор 1689 г., участник Великого посольства 1697-98, с 1699 г. главный руководитель русской внешней политики. Первый кавалер ордена Андрея Первозванного). Так одна из риз, шитых золотом, парчой и серебром была подарена основателю монастыря ФЕОДОСИЮ супругой царя Феодора Алексеевича, царицей Марфой, при отправлении ФЕОДОСИЯ в Сибирь. «Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на «холстах живописью», в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства, весьма тонкой работы ХVII - ХVIII вв. Например, на особой подставке лежало Евангелие праздничное на александрийской бумаге. Обложки и защипы были из кованого серебра с позолотой. Несколько листов в середине этой книги с парчой и цветными гравюрами тоже были серебряными. Вес серебра этого уникального издания составлял 537 граммов».

СВЯТЫНИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТРОИЦКОЙ ОБИТЕЛИ.
«1) Святый чудотворный образ Св. Николая Мир Ликийских (Можайский), явленный чудесно на острове озера Котокель во 2-й половине ХVIII в. Этот образ особенно чтут местные и окрестные жители и по Баргузинскому тракту и всему округу, где доселе живо сохраняются предания о явлении образа, - по чему усердно приглашают этот образ в селения и на поля для совершения пред ним молебного пения, при этом нередко бывали проявления благодати Божией и помощи молитвами и ходатайством Угодника Божия 2) Образ Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона, точный список с Чудотворнаго его образа на св. Афонской горе, откуда и прислан по просьбе бывшаго настоятеля сей обители - афонскаго постриженника Архимандрита Михаила в 1883 г. 3) Св. Животворящий Крест, сребропозлащенный, напрестольный эмалированный, высоко-художественной работы, дар обители от Благовернаго Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, Ныне благополучно Царствующий Государь Император Николай II в память посещения Его Высочеством Первенцем Белаго Царя Свято-Троицкой обители 21 Июня 1891 г. 4) Св.Животворящий Крест сребропозлащенный, старинный, со многими частицами Животворящаго древа и мощей святых, дар обители Благочестивейшаго Государя Феодора Алексеевича, со Св. Евангелием и сосудами и проч. вещами. 5) Еще два свв. креста (напрестольных) старинных серебрянных, с частицами св. мощей (ветхие), два сосуда и два Евангелия того-же времени, Дарохранительница серебрянная, весом 6 фунтов, одна митра, замечательная старинною простотою, - по всей вероятности, о.Архимандрита Мисаила. Из риз того перваго времени замечательна одна по вкладу, якобы самой Царицы Марфы Матвеевны, супруги Царя Федора Алексеевича; была Ею вручена Игумену Феодосию, при отправлении его в Сибирь. Еще можно упомянуть о священнических ризах данных тогда Игумену Феодосию, с прочею утварью» (Токмаков, 1895, с.13-15)
2. СЕЛЕНГИНСКИЙ СПАССКИЙ мужской монастырь.
В 1820 г. пустынник ВАРЛААМ (в миру Василий Федотов Надеждин) недалеко от монгольской границы и реки Чикоя (ныне территория Читинской области) основал скит, ставший в 1835 г. Чикойским Иоанно-Предтеченским мужским монастырем. В 1915 г. монастырь был преобразован вновь во скит, а монахи переведены к Селенгинскому Спасскому мужскому монастырю.
«Cтаро-Селенгинский Спасский собор до 12 августа 1915 года был приписан к Новоселенгинскому собору. С 12 августа этот собор отошел в ведение вновь открытого при нем монастыря, а прихожане в числе не более 30 бедных дворов, остались в приходе Новоселенгинского собора» («ЗЕВ», 1916, № 1, с. 24).
3. НИЛОВСКАЯ мужская ПУСТЫНЬ преподобного НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО (СТОЛБЕНСКОГО), заштатный (Тункинский район).
Основан в 1845 г. НИЛОМ (ИСАКОВИЧЕМ) - архиепископом Иркутским и Нерчинским В 1846 г. в одном из существовавших домов освящена церковь во имя преподобного Нила Столобенского, а в 1850 г. освящена отдельная церковь. В 1851 г. Пустынь эта Высочайше утверждена. До 1917 года была приписана к Иркутскому Архиерейскому дому.
«Нилова пустынь... находится в отдаленной части тункинскаго ведомства, - там, откуда начинаются казачьи пограничные караулы, по китайской границе. Эти караулы, в числе четырех, находятся от пустыни в разстоянии 9, 45, 120 и 230 верст. По протяжению этих караулов и далее расположены семь инородческих улусов, из которых последний отстоит от пустыни в 300 верстах. Во всех этих улусах считается до 670 д. обоего пола инородцев тункинскаго ведомства, а по караулам до 70 д. казачьего сословия (Эти караулы в настоящее время сняты.). Сама Нилова пустынь... устроена в необитаемом ущелье Саянских гор, при перпендикулярном слиянии двух рек - Ихэ-угуна и Холхондоя, из которых последний в обыкновенное время, неболее как горный ручей; Ихэ-угун же, хотя река незначительная, но по значительной покатости русла, необыкновенно быстрая... Конечный путь, при въезде в пустынь, пролегает, версты на две, по узкому ущелью, омываемому Ихэ-угуном и заросшему, по берегам его, лесом, посреди громадных отвесных гор, покрытых строевым хвойным лесом... Путник не замечает, и заметить трудно, как пред глазами его неожиданно открывается площадь треугольника, почти до самаго въезда в него, закрываемая с трех сторон превысокими горами, и на площади, разделяемой тем же Ихэ-угуном, но обрамленным здесь высокими обрубами, по ту и другую сторону его, Нилова пустынь, с ея строениями. Все строения - с одной стороны красивая, отделанная под кирпич, церковь, и жилыя помещения, с другой: службы и дом с ванною горячих минеральных вод, по тесноте продолговатаго треугольника, шириною вместе с Ихэ-угуном, не более 15 сажень, прижались близко к самой подошве громадных гор, и соединяются между собою высоким и красивым мостом, перекинутым чрез пенящуюся шумную реку, посредством двух свинок... Нилова пустынь, на месте которой прежде находилось лечебное заведение, для пользования супруги Генерал-губернатора Руперта минеральными водами, устроена с разнообразными видами и значением. В значении отшельнического жительства, Нилова пустынь есть прекрасное место жительства для иноков труженников. Тут есть строевой лес в огромном количестве, есть хорошие покосы. Можно иметь в достаточном количестве пахотную землю... тут не далеко может быть добываема рыба... это самое лучшее место исправления епитимийцев... К Ниловой пустыни было привлекаемо и значение экономическое, в роде фермы, с влиятельным образованием на окружающих инородцев. В видах экономии Нилова пустынь наделена 785-ю десятинами земли, которой самая значительная часть в горах, покрытых строевым лесом... В значении лечебницы, находящиеся в треугольнике Ниловой пустыни, минеральныя горячия воды, свыше 300 теплоты, имеют достоинство безспорное: потому что исцеления от ревматизма и от накожных сыпей бывали замечательныя... Оттого посетителями Ниловой лечебницы бывали, в продолжение лета, по три, по четыре и по два человека...» («ИЕВ’, 1869, № 37, с. 306-310).
4. ПОСОЛЬСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский общежительный, 2 класса.
После основания Селенгинского Троицкого монастыря (см. № 1) игумен ФЕОДОСИЙ, на Байкале в отведенных монастырю землях построил заимку и Пустынь для обитания монахов на Посольском мысу, на том месте, где был убит бурятами московский посол Ерофей Заболоцкий с сыном и спутниками в 1651 году. (Впоследствии над могилами была поставлена каменная часовня). «А во 159 году октябрь в 7 день сын боярский Ярофей Заблоцкой с сыном своим Кирилом, да подъячей Василей Чаплин, да казаки Васька Безносков, Тренька Соснин, Офонька Сергеев, Якунька Скороходов, да промышленой человек Сергушка Михайлов, всего 8 человек, вышед из дощаника, и отошли сажень со сто, росклали огонь, и у огня грелись. А толмач Панфилко Семенов и мугальский посол Седик да промышленых людей 12 человек от Ярофея с товарыщи остались у государевы казны в судне. И того ж дни наехали на Ярофея с товарыщи брацкие люди, а Тарукая-табуна ясачные люди, безвестно человек со сто, и Ярофея Заблоцкого, и сына ево Кирила, и подъячего Василья Чаплина, и казаков Ваську Безноскова с товарыщи, и промышленого человека побили досмерти и ограбили, и ружье, что с ними было, поимали, и к Панфилку с товарыщи к судну приступали, и из луков на дощаник по них стреляли. И толмач Панфилко от тех воров в дощанике отсиделись, и государево жалованье, что с ними послано к Цысану-кану и к зятю ево Турукаю-табуну, уберегли» (Материалы, 1974, с.347-348).
5. МЫСОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ женская община.
Подворье Посольского монастыря. «По указу Св. Синода от 1 июня 1911 г. учредили в г. Мысовске женскую общину, с наименованием «Успенская Мысовская женская община» и назначением настоятельницей сей общины монахиню Успенского монастыря Пензенской епархии, Викторину» («ЗЕВ», 1911, №№ 15-16, с.425).
«Имеет одно молитвенное здание, деревянное, одноэтажное. Во дворе имеется 4 деревянных здания. По сведениям в монастыре проживают монахини, число которых неизвестно, коими руководит игуменья Викторина. 7 августа 1928 г.»(НАРБ, ф.Р-248, оп.3, д.121, л.14; д.50, л.14).
После закрытия в 1930-х гг. использовали под клуб (НАРБ, ф.Р-248, д.207, л.29).

6. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ женская община.
В 1904 г. на средства бывшего казака, а затем золотопромышленника Титова Михаила Григорьевича за р. Удой начата постройка приписного к Верхнеудинской Спасской храма. Освящена 26 сентября 1906 г. «На освящение был приглашен Преосвященнейший Епископ Мефодий. Св. антиминс для новаго храма был привезен; св. же мощей под престол не было привезено. Тогда у Владыки было испрошено разрешение взять св. мощи из антиминса стараго Михаило-архангельскаго придела Вознесенскаго храма. Преосвященный понятно, дал на это свое благословение. Таким образом, из стараго антиминса св. мощи были переложены под престол новаго храма, а самый антиминс и по сие время с честью хранится в ризнице новаго храма» («ЗЕВ», 1907, № 22, с.489).
Общая площадь участка земли составляла 1662,5 квадратных метра. Само здание церкви было деревянное, одноэтажное, обшитое снаружи тесом, на каменном фундаменте, крыша железная, имело три выходных крыльца, 26 окон с железными решетками, внутри стены оштукатурены. Одна внутренняя лестница и хор. Печей голландских две шт. и одна утромаровская печь. Площадь церкви 284,9 кв.м. При церкви имелись три дома, амбар, колодец и небольшая мастерская по изготовлению восковых свеч.

Сретенский женский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Белокаменная Сретенская церковь, увенчанная изумрудными куполами, расположена в живописной долине неподалеку от озера Байкал . На сегодняшний день это единственная православная женская обитель в республике Бурятия. Здесь хранятся частицы гроба и мощей Луки Войно-Ясенецкого, которого почитают не только как святого, но и как талантливого хирурга, спасшего множество жизней в годы Великой Отечественной войны.

Сретенская церковь была построена в начале 19 века на средства, собранные приходом и добровольными жертвователями. В 1935 г. она была закрыта, и более полувека в ее помещениях был местный сельский клуб. Храм вновь передали Русской Православной церкви в 1999 г., но его состояние оставляло желать лучшего: стены обветшали, отсутствовали купола, кресты и колокола, внутреннее убранство не сохранилось. Благодаря пожертвованиям братьев Пруидзе удалось полностью отреставрировать церковь и вернуть ей былое великолепие. Также были пристроены несколько дополнительных зданий - просфорня, трапезная и келейные дома. В 2000 г. стараниями епископа Читинского и Забайкальского Евстафия на базе Сретенской обители был основан женский монастырь, в котором сегодня живут и трудятся 13 насельниц.

Что посмотреть

Храм, возведенный в соответствии с архитектурными традициями русского севера, органично смотрится на фоне густых лесов и быстротечных рек Забайкалья. Внутренние интерьеры обители лаконичны и просты, их главным украшением служат иконы и мощи. До 2009 г. в монастыре хранились лишь частицы мощей Георгия Победоносца и Целителя Пантелиймона, но за последние 7 лет он получил в дар более 20 икон и мощей со Святой Земли, из Европы и крупных российских городов. Сейчас церковь обладает прекрасной коллекцией святынь, доступных для любого желающего.

В Сретенском монастыре есть обычай, согласно которому сестры каждый день совершают крестный ход вдоль его стен, держа в руках икону Казанской Божьей Матери, покровительницы Забайкалья.

При монастыре действуют швейная мастерская, пекарня и сыроварня, полностью обслуживающиеся насельницами, содержится сад-огород и домашняя скотина. Работа в стенах монастыря - так называемые «послушания» - занимает добрую часть времени жительниц обители. Благодаря их труду монастырь обеспечивает себя всем необходимым и по возможности помогает обездоленным. Сестры организуют праздники для детей из окружных сел, проводят экскурсии и встречают паломников, приезжающих со всех концов страны. Во время Престольных праздников обитель принимает до 300 богомольцев.

Практическая информация

Адрес: Республика Бурятия, Прибайкальский район, село Батурино. Координаты: 52° 20′ 1″ N, 107° 51′ 27″ E

Как добраться: на личном авто - 70 км от Улан-Удэ по баргузинскому тракту до с. Батурино; на маршрутке или автобусе - с автовокзала Улан-Удэ до с. Батурино.

Часы работы: свободный вход в светлое время суток. Посещение - бесплатное.

Сретенский монастырь в Батурино сегодня продолжает оставаться первой и единственной женской обителью в республике Бурятия. Он находится примерно в 60 километрах от административного города Улан-Удэ и примерно в 100 километрах от озера Байкал, в живописной местности в долине реки Итанца.

Батуринский монастырь был открыт в 2000 году на базе старинного Сретенского храма, которому уже порядка двухсот лет.

Правда история первого храма началась еще столетием ранее – ее построили в 1713-1736 годах. В 1813-1836 годах из камня возвели новую Сретенскую церковь — в честь этого праздника был освящен престол нижней церкви, а верхней – во имя святого Георгия Победоносца. Уже вскоре храм стал играть немаловажную образовательную роль – в 1843 году при нем была основана одна из немногих школ в Прибайкальском регионе.

Храм был закрыт богоборческой властью в 1935 году. Его не стали разрушать, а использовали как помещение для клуба, причем с сооружения были сняты кресты и купола. Позже историческое здание было взяло под государственную опеку как памятник архитектуры, а в 1999 году святыню возвратили верующим – на тот момент она была в полуразрушенном состоянии. Через год, после открытия женской обители, Сретенскую церковь, ставшую соборным храмом монастыря, капитально отреставрировали. Тогда же рядом с церковью соорудили несколько корпусов, которые ныне служат просфорней, трапезной и сестринскими кельями. В конце 2000 года в монастыре состоялся первый монашеский постриг.

В Сретенском монастыре проживает 30 насельниц (2015 г.), которые помимо богослужебных послушаний возделывают огород и ведут небольшое хозяйство. Потрудится в обитель приезжает много паломников. На престольные праздники, 15 февраля (Сретение) и 6 мая (св. Георгия) в Батурино съезжаются порядка трехсот паломников. Для нужд приезжих есть небольшая гостиница. На 2017 год в обители ведется строительство гостиницы для семей и мужчин, деревообрабатывающая мастерская и др.

Святыни . В Батуринском монастыре находятся: части древа Креста Господня и пояса Богородицы, а также части мощей более семидесяти угодников Божиих, среди которых, Георгий Победоносец, Пантелеймон Целитель, Феодор Ушаков, Матрона Московская, Алексий Южинский, Дивеевские святые жены.

Епархия: Улан-Удэнская (Бурятская Митрополия).

Адрес: Россия, Респ. Бурятия, Прибайкальский р-н, с. Батурино.

Батуринский Сретенский женский монастырь обновлено: Сентябрь 25, 2017 автором: Alexander

Сретенский Батуринский женский монастырь основан весной 2000 года епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым). Обитель расположена в живописном уголке Прибайкальского района Бурятии. Она находится в республике, где основная масса населения считает своей религией шаманизм или буддизм.

Исторически в Батурине не было монастыря. Здесь действовал обычный приходской храм Сретения Господня. Церковь построена в 1836 году на пожертвования прихожан и «доброхотных пожалователей». Она имеет два придела. Нижний Сретенский – зимний. Верхний, летний, освящен в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1936 году храм был закрыт и вернулся Церкви лишь в конце 1990-х годов. Сейчас здесь женская обитель с шестнадцатью насельницами.


В 2011 году в монастыре началось и в 2015 году завершилось строительство нового двухэтажного келейного корпуса для сестер. В планах настоятельницы обители игумении Ники еще несколько важных монастырских построек. В обители есть небольшое хозяйство: огород, коровник, курятник.

Паломники и жители окрестных сел приезжают сюда помолиться, потрудиться на монастырских послушаниях. По престольным праздникам – на Сретение Господне (15 февраля) и в день памяти св. вмч. Георгия Победоносца (6 мая) – сестры принимают до пятисот богомольцев.


Источником духовной радости, утешения для насельниц Батуринской обители и паломников являются монастырские святыни: частица Животворящего Креста Господня, частицы мощей святителя Иннокентия Иркутского, св. вмч. Георгия Победоносца, св. вмч. Пантелеимона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Серафима Саровского, прп. Варлаама Чикойского и многих других святых (всего более семидесяти).

Иерархическая структура монастыря строится традиционно: игумения, благочинная, казначея, на каждом послушании – старшая сестра.

Сестринское правило совершается с 6 ч. 30 мин. до 8 часов, затем до 10ч. 30мин. – служба. В неделю бывает три литургии обязательно. Остальные дни вычитывается суточный круг богослужения каждый день по очереди. Участие в чтении и пении принимают практически все сестры, но не каждый день – это зависит от послушания. Все присутствуют обязательно на Полунощнице ежедневно. Великим постом тоже все сестры стараются участвовать в службах.


После утреннего богослужения у насельниц завтрак, а затем послушания. Чай в 12ч., снова послушания, обед в 14ч. После обеда –келейное время до 16ч. Снова послушания. В 17ч. – вечерняя служба. После ужина (в 19ч. 30мин.) – келейное время. В 21ч. вечернее правило, в 23ч. –отбой.

Послушницы живут в келье по два человека, монахини и инокини по одной. Келейное правило у всех примерно одинаковое. Оно состоит из чтения Евангелия, Апостола, одной-двух кафизм Псалтири, покаянного канона Ангелу Хранителю или трех канонов покаянных (у некоторых дополнительно акафисты или каноны святым).

Сретенский монастырь маленький, матушка игумения и сестры живут как одна семья. Связь постоянная: совместные правила, служба, трапеза, послушания. При необходимости, в любое время можно поговорить с матушкой, посоветоваться, открыть помыслы. При желании сестры обращаются и к священнику, который проживает при монастыре.

Насельницы Сретенской обители несут послушания в алтаре, храме, иконной лавке, на колокольне, в бухгалтерии, канцелярии. Они работают с монастырским сайтом, проводят экскурсии по монастырю. Сестры трудятся в швейной и вышивальной мастерских, а также в гостинице для паломниц, на скотном дворе, огороде, в курятнике, зимней теплице, медпункте, трапезной, пекарне, прачечной, заготавливают чай, делают свечи. Летом в монастыре очень много цветов, есть небольшой фруктовый сибирский сад. На послушания, правила и службы у сестры уходит десять-двенадцать часов в день. Постоянные послушания каждой насельницы меняются нечасто, но день складывается из совмещения разных послушаний.

На первом месте в обители богослужение и работа над собственной душой.


С мирянами насельницы монастыря общаются не часто, за исключением настоятельницы, благочинной, воспитателя и преподавателя православной школы, а также сестер, которые проводят экскурсии и заняты на послушаниях в храме.

С 2010 по 2016 год в монастырь пришли девять новых сестер. Не всех желающих принимают в монастырь.

Сретенский монастырь – единственный женский монастырь на территории Бурятии. Социальная и просветительская деятельность монастыря распространяется далеко за его пределы.

В монастыре есть трудники из местного населения. Они работают на скотном дворе, на огороде, в швейной мастерской, в столярной мастерской. Трудникам выплачивается зарплата и обеспечивается соцпакет.


Сретенский монастырь в Батурине постоянно сотрудничает с министерством Соцзащиты населения и, с Божией помощью, вносит свою лепту в служение народу и России. Сестры несколько раз в году проводят детские праздники, на которые собирается до трехсот человек из соседних деревень. Обязательно бывают чаепитие и подарки. Дети под руководством преподавателей Воскресной школы готовят концерты. Периодически после богослужений проводятся праздники и для взрослых.


Монастырь окормляет три деревенских школы, три детских сада (неимущим семьям помогает оплачивать пребывание детей в саду). Матушка игумения постоянно посещает женскую колонию и спецучилище закрытого типа для девочек, проводит там беседы. На Рождество Христово и Пасху сестры готовят для заключенных по двести пятьдесят подарков.

Сретенская Батуринская обитель проводит крестные ходы по деревням. Сестры устанавливают поклонные кресты, раздают местным жителям иконы, крещенскую воду и православную литературу. Насельницы монастыря также организуют конкурсы на духовные темы и встречи с жителями районного центра Турунтаево в библиотеке и доме культуры; участвуют в сельских праздниках, выезжают с молебнами в соседние деревни.

На каникулах в монастыре живут дети из детских домов. Летом для Воскресной школы сестры устраивают палаточный лагерь.


Монастырь обеспечивает рабочими местами жителей деревни, помогает местному населению транспортом, медикаментами, одеждой, продуктами. Крещение, отпевание и любые требы для местного населения совершаются без всяких пожертвований: большая часть населения относится к категории малоимущих граждан. Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для паломников бесплатное. На территории обители проживает семья с двумя детьми, попавшая в трудную жизненную ситуацию, а в гостинице – несколько женщин, которым сестры помогают вернуться к здоровому образу жизни. Реабилитацией алкоголе- и наркозависимых обитель занимается постоянно: сестры помогают тем, кто обращается за помощью.

Несмотря на свой юный возраст, Сретенский Батуринский монастырь является мощным оплотом православия на восточных рубежах России.