Александр Солженицын обличал сталинский террор, однако при описании чеченцев он подчеркивал, что их жизнестойкость-пассионарность основана именно на терроре кровной мести и готовности к насилию-кровопролитию. Историк должен без эмоций относиться ко всем народам и ко всем кровопусканиям прошлого и ни в коем случае не судить историю, а только стремиться понимать её. Сейчас многие русские люди проклинают чеченцев и называют их «зверьками», видят в них чуть ли не самых страшных врагов. Указывают на изгнание русских из Чечни, на разгул чеченской агрессивности по всей Руси. Моя позиция бесстрастна - русская овца может сколько угодно ругать вайнахского волка, но таков закон природы, волк должен задирать овцу, кушать её. Сила должна насиловать. Если слаб - скули, терпи, жди своей очереди. Если хочешь противостоять - становись волкодавом. Но чтобы овце превратиться в волкодава, надо ей свершить подлинное чудо - стряхнуть с себя шкурность, обрести способность к саможертвенности боя. Разве не факт, что русский народ в 1970-1980-ые годы впал в поклонение Золотому Тельцу потребительства и в результате ошкурился и рассыпался и предал самого себя и позволил как бы на ровном месте рухнуть своей тысячелетней державе и своей славе. И удостоился всеобщего презрения. И занял место у параши. А чеченцы и некоторые другие народы, находившиеся в лоне великой российской государственности, не ошкурились и сохранили конкурентоспособность и играют ныне роль «санитаров леса» и вытесняют русских и вытирают ноги о них. Не «чужих» жизнеспособных надо ругать, а «своих» ошкурившихся самопредателей надо ненавидеть - только самоненависть зажигает саможертвенность и готовность стоять насмерть.

В годы юности ходил по Чечне и Дагестану, встречал уважение к русскому человеку, ибо в 1950-1960-ые годы ещё не было русского самопредательства, в 1988 году партнерствовал с Русланом Хасбулатовым, в 1991 году участвовал в съезде чеченского народа, у меня в аппарате Российского Народного Фронта работали замечательные чеченские женщины, крепко дружил с Сажи Умалатовой, в 1992 году ездил на Сунжу защищать выгоняемых вайнахами сунженских казаков, общаюсь с некоторыми видными чеченцами по сей день. И потому могу судить о чеченцах спокойно, пытаясь их понять и соответственно объяснить их современные взаимоотношения с русскими.

Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» так рассказывает о чеченских особенностях в Томе 3 Части 6 Главе 4 «Ссылка народов» :

«Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности – не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это – чечены.

Мы уже видели, как они относились к лагерным беглецам. Как одни они изо всей джезказганской ссылки пытались поддержать кенгирское восстание.

Я бы сказал, что изо всех спецпереселенцев единственные чечены проявили себя зэками по духу. После того как их однажды предательски сдёрнули с места, они уже больше ни во что не верили. Они построили себе сакли – низкие, тёмные, жалкие, такие, что хоть пинком ноги их, кажется, разваливай. И такое же было всё их ссыльное хозяйство – на один этот день, этот месяц, этот год, безо всякого скопа, запаса, дальнего умысла. Они ели, пили, молодые еще и одевались. Проходили годы – и так же ничего у них не было, как и в начале. Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться начальству – но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. Презирая законы всеобуча и те школьные государственные науки, они не пускали в школу своих девочек, чтобы не испортить там, да и мальчиков не всех. Женщин своих они не посылали в колхоз. И сами на колхозных полях не горбили. Больше всего они старались устроиться шофёрами: ухаживать за мотором – не унизительно, в постоянном движении автомобиля они находили насыщение своей джигитской страсти, в шофёрских возможностях – своей страсти воровской. Впрочем, эту последнюю страсть они удовлетворяли и непосредственно. Они принесли в мирный честный дремавший Казахстан понятие: «украли», «обчистили». Они могли угнать скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою. Местных жителей и тех ссыльных, что так легко подчинились начальству, они расценивали почти как ту же породу. Они уважали только бунтарей.

И вот диво – все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить уважать свои законы.

Как же это получилось? Вот случай, в котором, может быть, собралось объяснение. В Кок-Терекской школе учился при мне в 9 – м классе юноша-чечен Абдул Худаев. Он не вызывал тёплых чувств да и не старался их вызвать, как бы опасался унизиться до того, чтобы быть приятным, а всегда подчёркнуто сух, очень горд да и жесток. Но нельзя было не оценить его ясный отчётливый ум. В математике, в физике он никогда не останавливался на том уровне, что его товарищи, а всегда шёл вглубь и задавал вопросы, идущие от неутомимого поиска сути. Как и все дети поселенцев, он неизбежно охвачен был в школе так называемой общественностью, то есть сперва пионерской организацией, потом комсомольской, учкомами, стенгазетами, воспитанием, беседами – той духовной платой за обучение, которую так нехотя платили чечены.

Жил Абдул со старухой-матерью. Никого из близких родственников у них не уцелело, еще существовал только старший брат Абдула, давно изблатнённый, не первый раз уже в лагере за воровство и убийство, но всякий раз ускоренно выходя оттуда то по амнистии, то по зачётам. Как-то однажды явился он в Кок-Терек, два дня пил без просыпу, повздорил с каким-то местным чеченом, схватил нож и бросился за ним. Дорогу ему загородила посторонняя старая чеченка: она разбросила руки, чтоб он остановился. Если бы он следовал чеченскому закону, он должен был бросить нож и прекратить преследование. Но он был уже не столько чечен, сколько вор – взмахнул ножом и зарезал неповинную старуху. Тут вступило ему в пьяную голову, что ждёт его по чеченскому закону. Он бросился в МВД, открылся в убийстве, и его охотно посадили в тюрьму.

Он-то спрятался, но остался его младший брат Абдул, его мать и еще один старый чечен из их рода, дядька Абдулу. Весть об убийстве облетела мгновенно чеченский край Кок-Терека – и все трое оставшихся из рода Худаевых собрались в свой дом, запаслись едой, водой, заложили окно, забили дверь, спрятались как в крепости. Чечены из рода убитой женщины теперь должны были кому-то из рода Худаевых отомстить. Пока не прольётся кровь Худаевых за их кровь – они не были достойны звания людей.

И началась осада дома Худаевых. Абдул не ходил в школу – весь Кок-Терек и вся школа знала, почему. Старшекласснику нашей школы, комсомольцу, отличнику, каждую минуту грозила смерть от ножа – вот, может быть, сейчас, когда по звонку рассаживаются за парты, или сейчас, когда преподаватель литературы толкует о социалистическом гуманизме. Все знали, все помнили об этом, на переменах только об этом разговаривали – и все потупили глаза. Ни партийная, ни комсомольская организация школы, ни завучи, ни директор, ни РайОНО – никто не пошёл спасать Худаева, никто даже не приблизился к его осажденному дому в гудевшем, как улей, чеченском краю. Да если б только они! – но перед дыханием кровной мести также трусливо замерли до сих пор такие грозные для нас и райком партии, и райи сполком, и МВД с комендатурой и милицией за своими глинобитными стенами. Дохнул варварский дикий старинный закон – и сразу оказалось, что никакой советской власти в Кок-Тереке нет. Не очень-то простиралась её длань и из областного центра Джамбула, ибо за три дня и оттуда не прилетел самолёт с войсками и не поступило ни одной решительной инструкции, кроме приказа оборонять тюрьму наличными силами.

Так выяснилось для чечен и для всех нас – что" есть сила на земле и что" мираж.

И только чеченские старики проявили разум! Они пошли в МВД раз – и просили отдать им старшего Худаева для расправы. МВД с опаской отказало. Они пришли в МВД второй раз – и просили устроить гласный суд и при них расстрелять Худаева. Тогда, обещали они, кровная месть с Худаевых снимается. Нельзя было придумать более рассудительного компромисса. Но как это – гласный суд? но как это – заведомо обещанная и публичная казнь? Ведь он же – не политические он – вор, он – социально-близкий. Можно попирать права Пятьдесят Восьмой, но – не многократного убийцы. Запросили область – пришёл отказ. «Тогда через час убьют младшего Худаева!» – объясняли старики. Чины МВД пожимали плечами: это не могло их касаться. Преступление, еще не совершенное, не могло ими рассматриваться.

И всё-таки какое-то веяние XX века коснулось… не МВД, нет, – зачерствелых старых чеченских сердец! Они всё-таки не велели мстителям – мстить! Они послали телеграмму в Алма-Ату. Оттуда спешно приехали еще какие-то старики, самые уважаемые во всём народе. Собрали совет старейших. Старшего Худаева прокляли и приговорили к смерти, где б на земле он ни встретился чеченскому ножу. Остальных Худаевых вызвали и сказали: «Ходите. Вас не тронут».

И Абдул взял книжки и пошёл в школу. И с лицемерными улыбками встретили его там парторг и комсорг. И на ближайших беседах и уроках ему опять напевали о коммунистическом сознании, не вспоминая досадного инцидента. Ни мускул не вздрагивал на истемневшем лице Абдула. Еще раз он понял, что" есть главная сила на земле: кровная месть.

Мы, европейцы, у себя в книгах и в школах читаем и произносим только высокомерные слова презрения к этому дикому закону, к этой бессмысленной жестокой резне. Но резня эта, кажется, не так бессмысленна: она не пресекает горских наций, а укрепляет их. Не так много жертв падает по закону кровной мести – но каким страхом веет на всё окружающее! Помня об этом законе, какой горец решится оскорбить другого просто так, как оскорбляем мы друг друга по пьянке, по распущенности, по капризу? И тем более какой не чечен решится связаться с чеченом – сказать, что он – вор? или что он груб? или что он лезет без очереди? Ведь в ответ может быть не слово, не ругательство, а удар ножа в бок! И даже если ты схватишь нож (но его нет при тебе, цивилизованный), ты не ответишь ударом на удар: ведь падёт под ножом вся твоя семья! Чечены идут по казахской земле с нагловатыми глазами, расталкивая плечами – и «хозяева страны» и нехозяева, все расступаются почтительно. Кровная месть излучает поле страха – и тем укрепляет свою маленькую горскую нацию.

«Бей своих, чтоб чужие боялись!» Предки горцев в древнем далеке не могли найти лучшего обруча».

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Люто обличаемый тем же Солженицыным "кремлевский горец" Сталин сплачивал советский народ этим же суровым обручем террора/

Современные чеченцы не утратили саможертвенности и потому могут, в отличие от современных русских поколений старше 20 лет (более молодые русские начали внушать некоторые надежды после вспышки на Манежной площади 11 декабря 2010 года), постоять за себя. Их уважают другие кавказские народы. О том, как это происходит на бытовом уровне, выразительно рассказывает ЖЖ-писатель storyofgrubas в зарисовке «Интеллигентные люди» :

«November 20th, 2010 Жили-были две москвички: мама пенсионерка и дочка, тоже пенсионерка, но по совместительству учительница в школе. Жили они в спальном районе на двадцатом этаже. Все в их жизни было размеренно и понятно: ни мужа, ни детей учительница так и не заслужила, поэтому тихо доживала с мамочкой свой век в однокомнатной квартире.
В одно не прекрасное утро жизнь москвичек поделилась на прошлую – цветную и настоящую грязно-черную. Они проснулись от диких криков и громкой музыки «Черные глаза». Выглянули в коридор и тут же получили дельный совет:
- Давай дверь закрой, танцевать мешаешь. Не видишь, у людей праздник...?
Оказалось – это очень большая группа азербайджанцев, прямо в коридоре устроила гулянье по поводу покупки двухкомнатной квартиры на их этаже. Но то был еще не ад, то была только тревожная музычка у дверей ада...
Через месяц такой жизни, дрогнули вторые соседи. Задешево продали свою трешку этим же славным ребятам и, не оглядываясь, съехали, куда глаза глядят. В двух квартирах стали жить около сорока человек. В тесноте, да в обиде. Каждый день у нашей учительницы по расписанию была запланирована пытка выхода из квартиры и вечернего возвращения домой. Круглосуточно в коридоре на корточках курили азербайджанцы, дергали женщину за юбку и вкрадчиво говорили: «Тетка, давай продавай чвартиру, пока даем деньги, потом сам отдашь, за чиляграмм картошки».
Весь коридор до потолка был заставлен ящиками с помидорами и черт знает еще с чем.
Когда женщины вызывали милицию, приходил «подмазанный» участковый и говорил:
- Гражданки, не будьте такими склочницами, с соседями нужно дружить. Они имеют такое же право тут жить, как и вы. Вы же не националистки какие-нибудь? А ящики они уберут из коридора. Да ребята?
- Чанешна Чамандир, все уберем.
Всякий раз после ухода участкового, дверь мамы с дочкой, наглухо баррикадировали ящиками. А уж без света сидели сутками.
Наконец, под напором саранчи, дрогнули и третьи соседи: с боями отступили.
Женщины остались совсем одни среди сотни славных «черных глаз». Нашим героиням за квартиру предложили ровно половину от ее реальной стоимости:
- Тетки, для чего вам столько денег? Берите сколько даем, купите чвартиру в области, там свежий воздух. Зачем вам Москва? Пожили, дайте другим.
Женщины погоревали, да и задумали продать свою квартирку, но не горячим азербайджанским парням за бесценок, а через агентство.
Кончилось это тем, что никто из потенциальных покупателей так и не смог даже шагу ступить из лифта. Им тут же объясняли, что это их этаж, и вы лезете себе на горе в чужой дом...
Так продолжалось из месяца в месяц, аж пока наши героини не наткнулись на мою сестру, которая работает в огромной риэлторской компании крупным специалистом. (не хочу делать рекламу - дело не в компании, а в людях) Сестрица моя очень близко к сердцу принимает такие жизненные драмы, ночи не спит, старается чтобы какого-нибудь старичка не облапошили дети и не оставили без жилья. Она добрая девочка, тут уж просто поверьте мне на слово.
Вот перед ней сидят две плачущие, сгорбленные старушки, по которым уже и не скажешь кто мама, а кто дочь...
Сестра моя грузилась этим делом месяц. Ситуация согласитесь патовая. Как можно продать квартиру по рыночной цене, если ее нельзя даже показать?
Но она у меня умничка, нашла подходящую интеллигентную семью потенциальных покупателей однокомнатной квартиры и давай нахваливать:
- Вариант просто шикарный: и то, и се, и паркет, и вид из окна, и этаж, и парк внизу, и метро рядышком. Золото, а не квартира. Только боюсь, что вам она не по зубам...
- В каком смысле не по зубам? Цена нам подходит.
- Дело не в цене. Там просто такие соседи на этаже, вы их только увидите, сразу убежите. Просто звери.
- Не бойтесь за нас сударыня, мы хоть и интеллигентные люди, но зверей не боимся.
Они поехали смотреть квартиру, и она им очень понравилась. Купили.
Старушки были на седьмом небе от счастья. На вырученные деньги смогли себе прикупить квартирку в соседнем доме на первом этаже.
Учительница позвонила моей сестре через месяц еще раз поблагодарить и рассказать, что ходили с мамой к подруге в старый дом и заглянули на свой этаж... Ни одного ящика и даже окурка. Мимо пробежал вежливый азербайджанец, поздоровался и скрылся за дверью. Благодать.
А секрет фокуса в том, что сестра целый месяц искала именно такую семью, которую и взяла на «слабо».
Это была обычная интеллигентная семья чеченцев».

P.S. storyofgrubas : Эта история случилась как случилась и лично у меня есть друзья как азербайджанцы так и чеченцы.

vallydol :
У нас в городской больнице есть заведующий отделением,чеченец.Специалист высококлассный,очень интеллигентный и интересный во всех отношениях.Но - жёсткий.Естественно,не с девиантным перебором,но строгость наличествует.

natal_tihom :
Думаю секрет успеха в том что менталитет чеченцев - война, а азербайджанцев - торговля.

pamela_7 :
Одним своим присутствием люди со стержнем внутри, знающие себе цену, могут приструнить тех, кто смелый только, когда кучка побольше соберётся. И тем более, если знать, что чеченец отомстит обязательно.
Ведь принято кровную месть считать пережитком прошлого и ратовать за "цивилизованные" методы (обратиться в суд и ждать у моря погоды). Но если убьют или искалечат Вашего ребёнка, то методы "Ворошиловского стрелка" восхищают всех без исключения. А это и есть чеченская кровная месть. И только она остановит беспредел, ИМХО.

elen123 :
Первое: я последние годы много общаюсь с чеченами, дагестанцами и осетинами. Никакого стержня внутри у них нет, один неумерный апломб, постоянное вранье и страх.
Второе: готовность к кровной мести - отсутствие интеллигентности. Да, человек в крайних обстоятельствах становится дикарем, но постоянная готовность к диким поступкам равно отсутствию внутренней интеллигентности вообще.

adoscom :
Если условно считать дуэль местью за нанесённое оскорбление, потом вспомнить какому классу в России было присуще это понятие, то придётся признать за Русским дворянством отсутствие интеллегентности. Видимо интеллегентность присуща другим слоям-холопам. Так-же неприятно признавать отсутствие интеллегентности и у итальянцев и у басков история которых.... Промолчу! Постоянная готовность к отстаиванию своей чести для кого-то это дико. Плюнули - утрись! За адекватность!

elen123 :
Не передергивайте, Ваши сравнения абсолютно некорректны. Кровная месть к отстаиванию чести не имеет никакого отношения.

pamela_7 :
Браво! Понимаете, elen123 просто не хочет подумать. В советское время самый низкий % преступлений был в ЧИАССР. Почему? П.ч. зная, что наказание НЕОТВРАТИМО, человек лишний раз сдерживался. Помните замечательный итальянский фильм "Вендетта по-корсикански"? Когда убийцы увидели, что их убивают одного за другим, последний счёл за благо отсидеться в тюрьме (тем более, что пожилые мстительницы явно не доживут до его освобождения). Но крупный план ненавидящих глаз маленькой внучки дал понять зрителям, что от возмездия ему не уйти!
1)."Первое: я последние годы много общаюсь с чеченами, дагестанцами и осетинами. Никакого стержня внутри у них нет, один неумерный апломб, постоянное вранье и страх." - А зачем тогда Вы с ними общаетесь?
2). Да, я не готова подставлять другую щеку, получив пощёчину. Дам сдачи. И клянусь, если убьют близкого мне человека - постараюсь найти убийцу и тоже убить. Око за око, зуб за зуб, смерть за смерть.
Почему поток преступлений возрастает? Не потому ли, что существующие законы не в силах ничего сделать и их пора менять? А если вернут смертную казнь, Вы тоже будете считать, что это сделали дикари? Это ведь тоже своего рода Кровная месть.

ecilop1 :
Как-то невесело оно в итоге.

timurka2010 :
Я не сказала,что именно этот факт меня развеселил. Просто у автора очень интересно всегда написано и хеппи-энд в данном случае. Но не надо драматизировать про кавказцев, достаточно подонков и среди русских. У меня, например, сосед сверху был - русский, врач, но каждую ночь устраивал оргии, танцы, музыка гремела, жену бил - и все соседи боялись к ним сунуться - там собака была бойцовская. Потом за долги пришлось ему продать эту квартиру, избили его свои же собутыльники, жена ушла, а мама возит его теперь в инвалидной коляске. Еще раз напомню - кавказцев я не защищаю, мне тоже не нравится их поведение в России (за очень редким исключением)

_nevr_ :
Не, ну я вообще не русский и не в России живу, так что мне, в общем, без разницы. Но, в сухом остатке, о чем история? Что в Спальном районе Москвы жили две пожилые женщины (вероятно, русские). Затем у них в соседях появились азербайджанцы, которые вели себя по-хамски и постепенно выселили всех остальных соседей. Сделать с ними женщины ничего не смогли и в итоге тоже вынуждены были продать квартиру (хорошо хоть - за реальную ее цену) чеченцам, которые азербайджанцев поставили на место. Т.е. мораль (гиперболизированная, конечно, но тем не менее) такова: русские в Москве - уже не хозяева и выбор, по сути, между дикими и некультурными кавказцами и более-менее интеллигентными кавказцами же. По-моему ничего веселого тут нет.

timurka2010 :
Уважаемый собеседник! Истории этого талантливого автора написаны не для сухого остатка; сухой остаток можно скучно резюмировать в двух-трех словах. А вывод можно сделать гораздо более оптимистичный: русские - миролюбивые (как эти бабульки) и мудрые (как сестра автора) люди. Можно разглагольствовать дальше - не будь наша милиция коррумпированной, их бы быстро приструнили. В этом вся проблема в данной истории. Вот и пришлось кавказцев сталкивать лбами друг с другом. О мудрости молодой девушки данный рассказ (в сухом остатке:) ИМХО

lebidel :
не могу с вами не согласиться, картина выглядит именно так, как вы описали
всё остальное - бессмысленная демагогия на тему "все люди разные"

vit_balance :
+1
не государство, которое по идее должно нас защищать, а бандит бандитов контролирует.
фигово:(

texas_74 :
Для танкистов еще раз.
Чеченцы купили хату по нормальной цене - тем самым помогли русской семье.
Чеченцы купили эту хату не испугавшись трудностей.
Когда другие - русские увидив что там творится, не покупали.
Те кто там жили - соседи и тд. во всем доме не смогли остановить распоясовшихся людей.
Чеченцы же навели порядок.Всем хорошо, всему дому хорошо.

sunrush :
А Сталин был грузин!!!:)
Он тоже навел порядок!)

Но те, кому пришлось столкнуться с представителями чеченского народа непосредственно, не всегда разделяют исторические восторги по поводу его древности и избранности. Взять хотя бы русского генерала Ермолова, командующего Кавказским корпусом и главнокомандующего в Грузии во время Кавказской войны. «Это они, чеченцы, возмущают весь Кавказ, - писал он в своих записках 1816– 1826 годов. - Проклятое племя… Сего народа, конечно, нет под солнцем ни гнуснее, ни коварнее». Нельзя не вспомнить и поэтические строки Пушкина: Бегите русские девицы Спешите, красные, домой Чеченец ходит за рекой. Или Лермонтова: Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал.4 Кстати, оба великих русских поэта немало времени провели на Кавказе, так что о чеченском народе наверняка знали не понаслышке. До революции чеченцы наносили немало урона своим соседям, например, терским казакам. Зафиксированы многочисленные факты грабежей и убийств, жертвами которых становились в том числе и представители русской национальности. Как видим, у представителей разных народов нет о чеченцах единообразного мнения. В глазах одних они предстают древнейшей нацией, заслуживающей уважения и поклонения. В глазах других – коварными разбойниками. Правда, мало кто не отмечает присущие чеченцам силу, ловкость, верность собственным законам. Отдал должное чеченцам и француз Александр Дюма в книге «Кавказ» (1859): «Если впереди лежит расщелина, которую не решается преодолеть с ходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до 20 футов». «Восток – дело тонкое». По-видимому, к чеченцам это высказывание относится к полной мере. Сложно понять чужую культуру, не находясь внутри нее.

Читая уникальные по своей шовинисткой направленности и глубокооскорбляющие национальные чувства чеченцев и ингушей труды ксенофобов Бабенышева и Пыхалова, с лестными отзывами о них видных академиков и ученых России, убеждаешься, что это заказной материал, написанный вопреки предостережениям Президента России В. В. Путина. Ведь он не раз критиковал и предупреждал лжедемократов и борзописцев умерить свой шовинистский пыл.

«…Традиционное отсутствие трудолюбия и привычки добывать пропитание разбоем и грабежами…» (Пыхалов); «…Потери рабочих навыков целыми слоями населения, возникновение привычки и существование на пособия и подачки международных организаций и другие нетрудовые доходы…» (Бабенышев) и т.д.
Чтобы глубокого разочаровать авторов этих и подобного рода высказываний, считаю необходимым привести выдержки из брошюры «Чечня и разбойник Зелимхан», выпущенной в Париже в 1932 году. Ее автором является царский офицер Сергей Бердяев, близкий родственник великого русского философа Николая Бердяева. Оставив в стороне «разбойника Зелимхана», обратимся к более ценному для нас материалу С. Бердяева:

« В представлении петербуржца и вообще россиянина, чеченец был синонимом грабежей, разбоев и бесшабашных убийств… Психологию чеченского народа, его глубокий нрав и бытовую сторону, как равно его историческое прошлое, признаться, до службы моей среди этого народа я знал поверхностно; почему и не мог дать точной характеристики об этом народе, но теперь скажем о нем здесь совершенно беспристрастно… Обозрев эту мощную, неописуемую красоту природы Веденского округа, и побывав на бывших стратегических базах имама Шамиля, находившихся на скальных высотах, доступных подоблачным орлам, я перестал удивляться, что Россия с горстью чеченцев и дагестанцев воевала в продолжении 50 лет.

Я никак, однако, не мог согласиться с тем, чтобы величественная красота природы сочеталась с варварством. Мне хотелось верить в то, что приписываемая чеченцам поголовная преступность - тенденциозного характера. Вступив в исполнение своих обязанностей, я стал интенсивно изучать характер и психологию этого народа, его историческое прошлое и причины возникновения абречества (разбойничества). И так, выделив из лингвистической классификации народов Кавказа чеченцев, оказалось, что чеченцы происходят из арабов из племени «Нохчи». У арабов это племя считалось воинственным, и они еще задолго до нашей эры образовали из Нохчи пограничную линию во время войны с персами и, главным образом, с колхидами (грузинами).

С течением времени текущие события отбросили Нохчи на Кавказский перешеек, а потом и на Северный Кавказ, т. е. на северные склоны Кавказского хребта, так что Кавказ является истинной колыбелью чеченского народа.

На описанные горные высоты чеченцы пришли, как к природной скалистой защите своих свобод от народов, стремившихся к их порабощению.
История кавказских народов свидетельствует, что еще в V веке нашей эры во времена владычества сасанидов (персы), нохчи дрались с персами, а потом, в XIII веке, они, в объединительном движении кавказских племен, мужественно отбивались от полчищ Чингис-Хана, нанося потрясающие поражения монголам. Вот почему чеченский народ является «аборигеном кавказского монолита» и народом с интересным историческим прошлым…

Чеченцы более свободолюбивое, более героически-рыцарское веками демократизированное племя, чем другие племена Кавказа.
Объясняется это тем, отчасти, что у всех народов Кавказа есть сословное деление, основанное издревле на принципе права сильного и подхалимства слабого. У чеченцев нет сословий…

Углубляясь в историю движения кавказских народов и происшедших войн, как до Рождества Христова, так и после, мы видим, что чеченцы никогда, в целях ли территориальных захватов, в целях ли порабощения той или иной народности, во имя своего милитаризма войн не вели; они лишь мужественно защищались, отстаивая свои суверенные права.

И, действительно, в течение трехлетнего моего управления частью чеченского народа, я нашел, что народ этот очень мирный, терпеливый и неприхотливый…
Как-то невольно, глядя на этот свыкшийся с нуждой народ, не предъявляющий ни к кому прав человека, приходилось думать, что народ этот забыт и Богом, и людьми…
Никто о его судьбе не думал – не хотел думать. Когда ж он выявлял свои желания к путям общеимперской чести, то, разумеется, получал, неблагоприятные ответы. Чеченцы, например, неоднократно возбуждали ходатайства о комплектовании из них кавалерийских частей на общем основании Устава о воинском повиновении, по примеру осетинского регулярного конного дивизиона или же иррегулярного полка Дагестанского народа, с сохранением, конечно, национального костюма, и каждый раз получали отказ. Правительство наивно истолковывало такое желание чеченского народа стремлением Чечни к изгнанию казаков из отнятых у них земель. Однако, до царя эти ходатайства не доходили.

Население Чечни достигало 700 тысяч душ обоего пола, и что же? О, ужас! Ни в одном ауле ни одной школы и ни одного медицинского фельдшера! Единственная звезда просвещения чеченского народа была начальная горская школа в городе Грозном на 30-40 интернатов, открытая хлопотами генерала Орцу Чермоева (чеченца), и такая же школа впоследствии была сооружена в укр. Ведено в 1908 году – стараниями начальника округа Галаева…

Не раз я задавал себе вопрос: «Так что же, в конце концов, дало правительство этому «покоренному» народу, хотя бы в возмещение отнятых у него пахотных, роскошных, сенокосных, пастбищных и нефтеносных земель?» Какие, наконец, права состояния сообщены этому народу? Чеченцы были, как будто, податного состояния, наравне с крестьянами России, но правами крестьянина не пользовались. В России даже губернатору не было предоставлено права наложения на крестьянина наказания в административном порядке, а в Терской области таковым правом над туземцами пользовался даже начальник участка.
Полнейшее отсутствие в участке школ и ярко выраженное желание чеченцев учить своих детей, заставили меня в течение двух лет просить начальство об открытии хотя бы одной начальной школы, но мне или не отвечали на мои «назойливые» рапорты, или называли меня слишком энергичным начальником, рекомендуя поумерить служебный пыл. Наконец, воспользовавшись имевшимся в моей ставке (аул Саясан) свободным помещением (бывшая казарма), наличием небольших экономических средств, а главное, долговременным пребыванием у меня в гостях моего друга, студента Петербургского университета Евленоева (в данное время в эмиграции, в Париже), решил открыть начальную школу в 1909 году. Евленоев любезно предложил безвозмездно свой труд. Быстро подремонтировал помещение, население откликнулось и оборудовало парты, были приобретены учебные пособия и в день, объявленный для приема учеников, на 40 мест явилось 120 желающих учиться; как раз вразрез высочайшим отчетам начальников Терской области о нежелании, якобы, чеченцев учить своих детей русской грамоте.

Во дворе моей ставки чуть было не до драки дошло между родителями, так как каждый хотел занять место в школе. По просьбе Евленоева пришлось вмешаться мне, успокоить родителей и плачущих детей, оставшихся за стенами школы, и принять детей по жребию, пообещав с будущего года открыть еще одну школу. Занятия начались. Дети-чеченцы проявляли удивительные способности в восприятии русской грамоты и языка…

Старики мне говорили, что если бы 50 лет тому назад правительством были открыты в Чечне школы, да гимназии, то они не были бы дикарями и у них не было бы Зелимханов. С этой истиной от истин я не мог не согласиться. Но вдруг, неожиданно для меня, я получил от начальника Веденского округа полковника Макарова «срочное» предписание о немедленном закрытии этой школы, как несанкционированной директором народных училищ.

Школу я не закрыл, а поехал к начальнику округа для надлежащих с ним объяснений. Все мои доводы, указывавшие на необходимость этой и вообще школ, а также те данные, что на нашу школу нет никаких затрат от казны и таковая является пробной, как бы зондирующей, оказались для Макарова не убедительными. Вооружившийся этой же аргументацией я поехал во Владикавказ к директору народных училищ. После продолжительной горячей беседы, я все же санкций не получил, «в виду затруднительности в поездках директора и районного инспектора в горную Чечню на ревизию одной школы», а когда я сказал: «тогда откройте 50», то получил ответ, что Министерством на Чечню средства не отпускаются. Несмотря на всякие угрозы Макарова, я, тем не менее, школу эту не закрыл и довел занятия до каникулярного времени, но, конечно, после моего перевода из этого участка в казачий участок, школа эта реставрирована не была…»
Когда те же Пыхаловы и Бабенышевы с пеной у рта твердят, что чеченцы генетически предрасположены к преступлениям и на созидательный труд они не способны, уместно выслушать С.Бердяева о преступности среди чеченцев.

«Теперь скажем о преступности и преступниках. Казалось бы, что в силу земельной стеснительности, в силу тяжелых географических условий, создавших для чеченцев невыносимые способы добывания скудного кукурузного чурека и сыворотки (повседневная его пища), из чеченца должен бы выработаться завзятый преступник разных формаций, и преступность должна была быть массовой и дойти до степени высшего напряжения, но, однако, этого не было. Я очень интересовался и этой стороной. Сопоставлял со статистическими данными российской криминальной преступности и нашел, что преступность в Терской области со стороны чеченцев равнялась 3,5%, конечно, пропорционально населению. Мне приходилось навещать тюрьмы Терской области, и я обнаружил, что чеченцев было всего 4% из общего числа арестантов разных национальностей.
По статистике 1911 года в Ставропольской губернской тюрьме разновременно уголовных арестантов было 2336 человек, из коих 2011 (96%) чисто русских людей, а остальные 325 разных национальностей. В том же году терская областная тюрьма содержала 2940 арестантов, из них чеченцев всего лишь 50 человек…

Чеченская преступность почти однообразная, исходя из чисто национальных мировоззрений, национальности, я бы сказал, быта. Именно – на почве кровной мести, на почве похищения девицы с целью брака, ревности, защиты женской чести, личного оскорбления словом или действием (последнее очень мало). Самовольная порубка казенного леса, скотокрадство и конокрадство…

Грабежами же занимались абреки. Что же значит абреки? Абрек есть преступник, совершивший преступление, противное законам России, скрывающийся от правосудия, совершающий дальнейшие злодеяния, как разбойник, и объявленный властью вне закона. Чеченские абреки были все одной категории. Убийцы на почве защиты оскорбленного самолюбия, защиты женской чести и в большинстве случаев в состоянии аффекта…
Следственными материалами установлено, что чеченские абреки не только по натуре, но и наследственно, преступниками не были; не было уклона в сторону преступности и по религиозно-гражданскому воспитанию, и первые шаги злодеяния происходили отнюдь не из корыстных целей, а, повторяю, на почве защиты своего человеческого права…»

Насколько парадоксальным кажется то, когда царский офицер, которому «свирепый генерал Колюбякин» сказал: «Езжайте, управляйте чеченцами и ликвидируйте Зелимхана», проявляет неприсущие той категории людей инициативу и благородство.

А как честно С. Бердяев рассказывает о внутренней нечистоплотности высшего военного руководства и их истинном отношении к «туземцам» в то время.
Я глубоко признателен С. Бердяеву за его неподдельную правду о Чечне и чеченцах. Светлая ему память!

В марте власти Норвегии начали насильственно выселять из страны чеченских эмигрантов. 50 семей, включая женщин и детей, уже выдворены в Россию. Год назад так же поступила Австрия. Одна из причин депортации — агрессивное поведение переселенцев по отношению к коренным жителям страны, давшей им пристанище. Те же самые претензии предъявляют к выходцам из южных регионов и в самой России. Почему горячие кавказские парни, которые кичатся строгими правилами морали у себя на родине, «в гостях» ведут себя как в хлеву?

«Детские» шалости

— Герман, чеченские парни в российских городах ведут себя, мягко говоря, вызывающе. Зачем?

— Беспредельничают чеченские мальчики—мажоры — дети высокопоставленных чиновников и богатых людей, золотая молодежь на джипах и «Ламборджини». Они всегда на виду и ведут себя по-хамски... В 20 лет откуда у него такая тачка? Кто он? Наверняка сынок какой-нибудь персоны. Он привык к вседозволенности у себя на родине и, приехав в Россию, точно так же живет по своим законам, точнее, без всяких законов. Потому что знает: если что, приедет папа, друг папы или родственник, помашет серьезными корочками, сделает звонки куда надо, проплатит, если надо, и любое дело сойдет с рук. Все видят: если что-то случилось с русским, ему не поможет никто. А на защиту юного выходца с Кавказа подтягиваются все резервы. Отсюда и исключительность, и неподсудность законам России.

Этих-то неприкосновенных в основном и видят в Москве. Парень из бедной чеченской семьи позволить себе Москву не может. А те, кто все-таки оказывается в столице, по-детски тянутся к мажорам: прокатиться по Тверской на заднем сиденье джипа, почувствовать себя крутым. Мажоры формируют из них свою свиту — бригады «шестерок». Они не могут сказать: «Мой отец богаче твоего в сто раз, поэтому ты должен мне прислуживать».

Они говорят: «Мы — с Кавказа, мы — братья, Кавказ всех победит, Россия под нами...». Они используют эти заклинания, чтобы создать вокруг себя ореол героя. Простоватые ребята из числа малоимущих соплеменников на это ведутся. И тут же: «Мы — ислам, Аллах акбар!». Какой «Аллах акбар», если ты пьешь водку?! Если ты дебоширишь и пристаешь к чужим женам? Какой ты в таком случае мусульманин и при чем тут вообще вероисповедание? Всего этого не было бы при жесткой политике властей — по отношению не к нациям, а к любым гражданам.

Совершил правонарушение — отвечай. А кто там у тебя папа, неважно. В реальности же дела заминаются по национальному признаку. Не так давно этим занимались вполне официальные лица вроде чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева, который неоднократно вместе со своей командой выезжал на разборки туда, где, по его мнению, задевали честь чеченской молодежи. Это очень злило местное население и разжигало страсти. Лейтмотив у этих летучих бригад был такой: «Наши мальчики не могли сделать ничего плохого!» Почему не могли? Допустим, провинившийся «мальчик» живет в Ставропольском крае. Ну и что, что он чеченец? Есть местные российские правоохранительные органы, они разберутся. Кто уполномочивал омбудсмена выгораживать кого-то от имени этнической общности? И причем тут вообще национальные структуры? Натворили что-то какие-то парни — надо говорить не с землячеством, а с милицией и прокуратурой.

— Всех возмутила история, когда студент, сын бизнесмена, гонял на внедорожнике в Москве вокруг Вечного огня. Хотел оскорбить или выпендриться?

— Это те же мажорские штучки. На джипе же катался, не на «шестерке». Тот же «сынок» из тех, кто приезжает в Москву якобы учиться. Эти парни устраивают гонки-гулянки, а потом подваливают к преподавателю: «Слышь, ты, если не поставишь мне хорошую оценку, мой папа позвонит куда надо и тебя вышибут с работы». Чем больше им позволяется, тем больше они наглеют. Они ничего не хотят делать своими руками — ни учиться, ни работать. Зачем? Ведь если папа дает 10 тысяч долларов в месяц на карманные расходы, проблем нет.

Раб или горец?
— Ты сказал: «Чечня — последнее оставшееся в России настоящее мужское общество. Это мир мужчин». Почему сегодня Чечня рождает мужчин-разрушителей, а не тех, кто строит и развивает мысль?

— Сегодня в Чечне потерял ценность сам труд. Половина трудоспособного населения сидит без работы. И везде — страшное неравенство. Мысли такие: вкалывай хоть круглые сутки — не заработаешь даже на учебники своему ребенку. А у соседа, с которым выросли на одной улице, несколько машин, двухэтажный дом и 40 человек охраны. Он всем своим сыновьям на 16-летие покупает по джипу. Он чиновник, и он крутой. А ты ходишь с голым задом: При этом социальное расслоение чеченцам не свойственно — в горском обществе не было такой пропасти между богатыми и бедными. Для людей это жестокий психологический шок, что теперь ты никто, раб, а твой сосед — господин и пинает тебя, как солому под ногами. Идти в батраки хотят немногие.

— В России сосуществуют представители более 180 национальностей и этнических групп. Как бы то ни было, люди уживаются друг с другом. Почему только чеченцы противопоставляют себя всем? Почему они «вне системы»?

— Говорят, будто чеченцы не находят общего языка не только с русскими в России и в самой Чечне, но даже со своими соседями — ингушами, дагестанцами, кабардинцами, осетинами, что у них, мол, конф-ликт со всеми. Но это миф. Нация «кавказец» — собирательное определение, но единой «кавказской общности» не существует. Да, на Кавказе люди разной культуры и разных вероисповеданий зачастую не находят общего языка. Но вряд ли тут в особом ряду чеченцы. То же самое, например, наблюдается и в Ингушетии, и в многонациональном Дагестане, где в каждом районе своя национальность — аварцы, лакцы, кумыки — и иногда в соседнем ауле говорят на другом диалекте.

— А что происходит с чеченской культурой? У осетин есть Валерий Гергиев и Коста Хетагуров, у абхазов — Фазиль Искандер и Ксения Георгиади. У Дагестана — Расул Гамзатов, у Кабардино-Балкарии — Юрий Темирканов. А у Чечни?

— У Чечни культурная и этническая замкнутость. Хотя были известные чеченцы — танцор Махмуд Эсамбаев, композитор Аднан Шахбулатов. Есть и сейчас — писатели Канта Ибрагимов, Султан Яшуркаев, поэт Апти Бисултанов. Правда, два последних сейчас творят в эмиграции — в Европе. И это неудивительно: из 3 млн. чеченцев только 1 млн. живет у себя на родине. Остальные — в России или за рубежом. Быть национальным писателем в самой Чечне и даже чеченским писателем в России сегодня трудно: того нельзя, этого нельзя — нет свободы слова.

Все кругом виноваты
— «Надо быть богатым, а не умным. Будут деньги — остальное купим». Это психология всего Северного Кавказа?

— И большей части России тоже. Но шоковые реформы 90-х отозвались в той же Чечне по-своему. В чеченском обществе нет механизма противодействия «скромному обаянию» капитала. У людей отсутствует иммунитет против власти денег. Это проблема для всех народов нашей страны, но особенно для малых, окраинных. Сбиты все нравственные ориентиры. Осталось только одно: «Главное — деньги, а не труд». То есть работать не надо, учиться не надо, быть нравственным и соблюдать законы необязательно. В этом смысле мы как чукчи: водку завезли — и повальное пьянство. Роскошь на нас действует точно так же.

— Так кто кого сейчас угнетает: русские чеченцев или наоборот?

— У каждого своя правда. У русских тоже есть мажоры, которые, правда, не приезжают из Москвы в Грозный. Но вопросы все равно остаются. Почему у чеченцев всегда претензии к России, только иногда — к власти в собственной республике и никогда — к себе самим? Это относится и ко всему российскому народу, которого какие-то злые исторические силы вечно гнетут. У нас общая беда: кажется, что все вокруг виноваты — нас обижают, а мы сами хорошие. Психологическая компенсация как реакция на несправедливую жизнь. И признак того, что пора избавляться от инфантилизма.

Досье

Герман Садулаев родился в 1973 году в селе Шали Чечено-Ингушской АССР в семье чеченца и терской казачки.

7 Август, 2009

23 февраля я, как и большая часть мужского населения России, поднял пару тостов за защитников Отечества. Выпил эти рюмки один, но зато от души, мысленно поздравив всех солдатов, защищавших Родину. А большую часть дня провел у телеэкрана, клацая по пульту. 70 процентов праздничных передач были посвящены Великой Отечественной, 10% – Афганистану и 20% – Чечне. Насмотревшись на мертвые бородатые рожи чеченских бандитов и руины Грозного, я задумался: почему же эта Чечня стала такой занозой в лапе русского медведя, почему ее не прихлопнули за пару дней, как таракана?

Причин этому для меня две. Во-первых, насквозь коррумпированная верхушка российской армии, которая в годы чеченских кампаний искала личной наживы, а не работала в интересах страны. Во-вторых, отсутствие всех человеческих качеств у чеченских ополченцев — не буду называть их боевиками: для меня это киножанр, к тому же такое слово предполагает хоть какое-то благородство. Совокупность этих двух факторов и привела к тому, что в Чечне погибло слишком много для такой антитеррористической операции россиян. В горы ехали воевать солдаты-первогодки, не знавшие, как правильно держать автомат. Чеченцы же под руководством наемников отстрелялись по этим беззащитным мишеням и стали считать себя лучшими воинами в мире. По их мнению, вайнахи = терминаторы. И это несмотря на то, что Чечню разнесли по камешку, а часть населения не уничтожили только потому, что Россия — цивилизованная христианская страна.

Так все-таки, кто же такие чеченцы и почему они во все времена представляли собой проблему для России. Тут не обойтись без беглого экскурса в историю.

Точного происхождения протовайнахских племен история не знает. Первым письменным источником о древнем периоде истории вайнахов является труд крупного армянского ученого-энциклопедиста VI в. Анания Ширакаци «Армянская география». Там он упоминает самоназвание чеченцев «нохчаматяне» – люди говорящие на чеченском: «У устья же реки Танаис живут Нахчаматеаны (Наксаматы) и другое племя». Откуда они там взялись — нам не важно. Важен их образ жизни. Нохчи всегда были головной болью для соседей. В то время как другие племена занимались скотоводством или земледелием, древние чеченцы не признавали работы как таковой и промышляли грабежами и конокрадством.

История русско-чеченского противостояния восходит к концу 17-го – началу 18-го века, когда Россия вела многочисленные длительные и упорные войны с Турцией, Персией, крымским ханом. Кавказский хребет являлся естественным барьером между Россией и ее врагами, поэтому Империи было стратегически важно держать его под контролем. В это время горцы и начали свои теракты. Одним из первых документально зафиксированных фактов нападения на росийские войска является нападение чеченцев в 1732 году на русский батальон, совершавший переход из Дагестана на Ставрополье. С 1785 по 1791 год банды чеченцев вероломно (а иначе они не могут) нападали на русских землепашцев, осваивавших районы теперешнего Ставрополья. По окончании победной войны с Наполеоном Александр I начал серию кавказских войн. На этот шаг его подвигли постоянные чеченские разбои, грабежи, массовые угоны скота, работорговля, нападения на воинские гарнизоны. Войны эти длились до 1864 года, а наибольший размах приобрели в 1834 году, когда во главе мятежных горцев становится имам Шамиль.

Кстати этот персонаж и сейчас является примером для каждого чеченца. Про врага России, на совести которого не один литр пролитой православной крови, в наши дни молодые чеченские поп-звезды исполняют песни.

Когда бразды правления армией в свои руки взял генерал Ермолов, наша армия прибегла к тактике «выжженной земли» – мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось. Другого выхода не было – только это помогло сломить сопротивление чеченцев. Однако отдельные бандитские вылазки наблюдались вплоть до революции 1917 года. Ну не может «нохчо» жить иначе.

Почему они так долго держались? Может быть, потому что сильные, смелые и умные? Ответ на этот вопрос даст следующий исторический факт — уже времен Гражданской войны.

У Антона Ивановича Деникина — одного из главных руководителей Белого движения — была под командованием так называемая Дикая дивизия, сформированная из чеченцев и ингушей. «Дикари» пошли воевать к нему, думая, что таким образом они противостоят Российской Империи.
В 1919 году Деникин отправил этих «терминаторов» под руководством генерала Ревишина на Украину — подавлять восстание Махно. Дикая конная дивизия, усиленная несколькими маршевыми эскадронами и артиллерией, находилась во втором эшелоне ударной группы. Продвигаясь по территории Украины, они реально заставили себя бояться — грабили местное население, насиловали женщин, резали взрослых и детей.

А в первом же настоящем бою чечено-ингушское «войско» было практически уничтожено. В том бою противники неоднократно сходились в рукопашную, а под занавес боя махновцы расстреляли несколько туземных эскадронов из тачаночных пулеметов. «Дикая дивизия» потеряла более тысячи солдат, а махновцы-повстанцы — около сорока. Вот как живописали разгром чеченцев очевидцы тех событий:

– «одним ударом разрубалась голова, шея и полтуловища, или полголовы скашивалось так точно, будто резали арбуз».
– «Раны у чеченцев были в большинстве смертельные. Я сам видел разрубленные черепа, видел отрубленную начисто руку, плечо, разрубленное до 3-4-го ребра — так могли рубить только хорошо обученные кавалерийские солдаты».

После этого выжившие чеченцы категорически заявили, что они не желают больше воевать, самовольно бросили посты и армию Деникина и поехали к себе на Кавказ. Генералу Ревишину удалось потом создать еще одну Дикую дивизию, но какого-либо подобия дисциплины в ней не было – остался один примитивный грабёж − основной промысел чеченцев из века в век. Коллектив назвали Чеченской конной и перебросили в Крым. Чем они там занимались, превосходно и лаконично описал генерал Слащёв-Крымский:

– «Великолепные грабители в тылу, эти горцы налёт красных в начале февраля на Тюп-Джанкой великолепно проспали, а потом столь же великолепно разбежались, бросив все шесть орудий. Красных было так мало, что двинутая мною контратака их даже не застала, а нашла только провалившиеся во льду орудия. Мне особенно было жалко двух лёгких: замки и панорамы были унесены красными и остались трупы орудий».

А подытожил чеченские «подвиги» времен Гражданской войны офицер Дикой дивизии Дмитрий де Витте.

«Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он — разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. В бою единственным двигателем его является жажда грабежа, а также чувство животного страха перед офицером. Упорного и длительного боя, особенно в пешем строю, они не выдерживают и легко, как и всякий дикий человек, при малейшей неудаче подвергаются панике. Прослужив около года среди чеченцев и побывав у них в домашней обстановке в аулах, я думаю, что не ошибусь, утверждая, что все красивые и благородные обычаи Кавказа и адаты старины созданы не ими и не для них, а, очевидно, более культурными и одарёнными племенами».

При советской власти Чечне подарили немало земель, признали шариат. Местность начала развиваться. В 1925 г. появилась первая чеченская газета. В 1928-м – чеченское радио. Безграмотных чеченцев начали учить алфавиту. В Грозном открыли два педагогических и два нефтяных техникума, а потом и первый национальный театр. Правда создать чеченскую интеллигенцию так и не получилось. Почему — а посмотрите, кто в институтах хуже всех учится. В МГИМО, РГСУ, РГГУ, например, самыми тупыми считаются чеченцы, ингуши и, почему-то, вьетнамцы.

Как отблагодарили советскую власть потомки Дикой дивизии? Террором и погромами властных учреждений, срывом хлебозаготовки в равнинных частях Дагестана и Ингушетии, требованием заменить выборные органы советской власти старейшинами чеченских тейпов. Всего с 1920 по 1941 года только на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний (с участием от 500 до 5000 бандитов) и более 50-ти менее значительных.

А теперь перепрыгнем в страшные годы Великой Отечественной войны. С 22 июня по 3 сентября 1941 года было зарегистрировано свыше 40 бандповстанческих проявлений. Бандформирования в 20 аулах Чечни к февралю 1943 года насчитывали более 6540 человек. И это в наитяжелейшее для страны время. Так неужели неоправданным было постановление ГКО СССР № 5073 от 31 января 1944 года о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и депортации из мест постоянного проживания чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев?

Лишь в 1957 году Верховный совет СССР вынес постановление о восстановлении Чечено-Ингушской АССР и разрешил репрессированным народам вернуться на свою историческую родину. Чеченский вопрос встал снова. Несмотря на то, что в кратчайшие сроки русские вывели область на предвоенный уровень добычи нефти и развития промышленности, отношение местных к ним не изменилось. Чем больше приезжали коренные жители, тем больше уезжали русские трудяги, не желая рисковать жизнью. В 90-х — когда русских в Чечне почти не осталось – производство, экономика, наука у них окончательно остановились.

Почему же ни царская Россия, ни советская, ни современная не смогли окончательно подавить Чечню? С чеченцами тяжело бороться из-за их «кодекса мужской чести» – к рыцарству этот кодекс не имеет ни малейшего отношения. Кровная месть, например, — чудовищный архаизм в 21 веке, в Чечне он является нормой поведения. Чеченцу запрещено ошибаться. Ошибившись, он будет упираться и настаивать на собственной правоте до конца. Это им вдалбливают с младых ногтей: помню, в первом классе чеченский мальчик отнял у одноклассницы пенал. Она попросила его обратно и получила этим же пеналом по голове. Учительница попыталась заставить мальчика извиниться, но звереныш простоял весь день в углу, не выдавив ни слова. Также им запрещено выглядеть смешным — так что в Чечне никогда не появится доморощенных Петросянов. У них постепенно появляется КВН-культура, но смешного в ней ничего нет. Запрещено прощать — вот это абсолютная дикость, в чеченском языке даже нет слов «милосердие» и «прощение».

Запрещено проигрывать. В 90-е, когда я занимался боксом, перед спаррингом ко мне подошли бородатые люди.

– Эй, слюшай, щас будешь с моим племянником драться — проиграй ему, а то пожалеешь.
– Но это же просто спарринг, он в рейтинг не идет
– Не еб..т!

В тот день я молотил чеченца так, что получил нагоняй от тренера — не калечь, мол, своих, ведь соревнования скоро. Ночевать пришлось в тренерской, без еды. Зато на следующий день, когда за мной приехали друзья на трех машинах, а в округе не оказалось ни одной бородатой рожи, я получил некое моральное удовлетворение.

Так стоит ли нам восстанавливать для них Чечню? Стоит ли поднимать их культуру? Стоит ли несмешную чеченскую команду КВН показывать по телевидению. Стоит ли развивать футбол и делать клуб «Терек» (который в болельщицкой среде иначе как «политпроектом» не называют) полноценной командой?

Кстати, о футболе: в матче открытия сезона-2008 весь стадион в Грозном оглушительно освистал российский Гимн. Слушая тогда этот свист, я понял: России еще не раз придется взять палку. Сегодня, на фоне последних заявлений и действий Кадырова, я в этой мысли укрепился.

Василий Клочков