Даже если не знаешь, что таит в себе эта базилика, какова её история, строение это привлекает к себе внимание сразу. Огромный каменный торт с кучей всевозможных украшений лежит посреди неправильной формы блюда, образованного из Пьяццы и Пьяцетты Сан-Марко .

Кажется, что он сложен из самых разномастных частей и частичек - столько в нём оттенков и деталей. Купола, башенки, колонны, балконы, двери, мозаики, мрамор разных цветов и оттенков. Смешение стилей, архитектурных направлений, техник, времён и эпох. Громадное это строение, однако, не вызывает ощущения громоздкости ; оно лёгкое и воздушное, основательное и приземистое, мощное и спокойное.

Речь идёт, конечно же, о Соборе Святого Марка (Basilica di San Marco ) , главной венецианской церкви и одной из самых важных достопримечательностей этого города.

По сути, эта базилика, а официально это именно базилика , — зашифрованный в камне и декоре интерьера и внешнего убранства рассказ об истории Венеции , её характере и особенностях её становления и развития.

Как попасть в базилику Сан-Марко

Собор на карте

Фасад собора

Объяснять, как добраться до собора , думаю, нет нужды. На Пьяццу Сан-Марко так или иначе попадает любой приехавший в Венецию.

Если же вы, осмотрев собор, решили посетить музеи, то, естественно, ваше пребывание в Сан-Марко несколько затянется. Вам надо будет подняться на второй этаж.

Время работы

Базилика

Базилика открыта с 9:30 до 17:00 ,

Вход в собор свободный , но на осмотр внутренних помещений отводится всего-навсего 10 минут .

Музей Сан-Марко

Музей Сан-Марко открыт с 9:45 до 16:45

Входной билет - 5 евро .

Золотой Алтарь

Золотой Алтарь с ноября по июнь работает с 9:45 до 16:0 0 ,

с июня по ноябрь 9:45 — 17:00,

Входной билет - 2 евро .

Сокровищница

Сокровищница открыта с 9:45 до 16:00 ,

в выходные с 14:00 до 16:00,

Вход - 3 евро .

По правилам, установленным в соборе Сан-Марко, нельзя фотографировать внутри собора и снимать на видеокамеру.

Что посмотреть в базилике Сан-Марко

Проще всего сказать: «Всё» . И это не будет преувеличением. Мозаики над входами (почти все они выполнены в XVII-XVIII веках, но центральная - XIII века), фигуры четырёх тетрархов на углу правой стены собора, квадрига на балконе фасада - это только малая часть внешней части собора.

Внутри всего куда больше: мозаичные потолки , которые создавались в течение двух столетий (общая площадь мозаик внутри собора - 4000 кв. м), капеллы, сакристия, баптистерий, крипта, где сохранились остатки стены первой базилики , Золотой алтарь. Каждый поворот, каждую капеллу можно осматривать долго. На втором этаже располагаются Сокровищница и музей собора . Вид на Пьяццу с балкона собора запомнится вам надолго.

Базилика Сан-Марко обладает уникальной акустикой. Если вам удастся попасть на мессу, вы услышите этот звук, который в огромном соборе не витает, теряясь, а попадает прямо в сердце каждого.

История собора - история Венеции

История возникновения базилики начинается в 829 году , когда из Александрии в Венецию привезли мощи евангелиста Марка , спасённые (а если быть до конца честным, то попросту выкраденные) венецианскими купцами от поругания сарацинами. Для хранения мощей решено было построить базилику.

Первая базилика была выстроена за три года, простояла чуть больше ста лет. На сегодняшний день от неё ничего не осталось, кроме древней кладки стен в крипте нынешнего здания собора .

Пожар 976 года , начавшийся во время дворцового переворота, сильно повредил первоначальное здание.

В 1063 году началось строительство базилики, которая стоит на Пьяцце Сан-Марко сегодня . Если первая базилика имела в основании латинский крест, то нынешнее здание положило в свой план крест греческий.

Пятиглавая крестовокупольная церковь, построенная по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов , была освящена уже в 1094 году. На протяжении веков она расширялась и украшалась. Особенно обогатилось здание церкви после 1204 года, когда крестоносцами, среди которых было немало венецианцев, был разграблен Константинополь.

Огромное количество реликвий Византии получило «прописку» в Сан-Марко: Золотой алтарь, знаменитая квадрига.

Венецианцы знатно поживились тогда, пополнив казну Светлейшей республики так, что слава богатейшего города разнеслась по свету. Отобразилось это богатство и на убранстве собора. Если посмотреть хотя бы только на фасад, то от количества колонн из разных цветов мрамора может зарябить в глазах.

Арки порталов над входами и люнеты украшены богатейшими мозаиками, изображающими истории из жития Христа (люнеты) и рассказы о доставке мощей святого Марка в Венецию (порталы арок). К XV веку было завершено внешнее убранство собора. Над внутренним декором работа продолжалась.

Базилика располагается на Пьяцце Сан-Марко , примыкая ко Дворцу Дожей так, что имеет с ним общий двор. Объясняется это тем, что изначально базилика замышлялась, как дворцовая капелла. Этим целям она и служила веками, хотя и была весьма значимой в жизни города: вновь избранного дожа горожане впервые видели именно здесь — в соборе проводилась официальная церемония провозглашения новоизбранного патриция дожем, здесь проводились и другие крупные официальные мероприятия: например, благословение войска на войну, демонстрация захваченных у врагов знамён. И всё же, несмотря на свою значимость, церковь оставалась дворцовой капеллой .

Подчинялась она исключительно дожам. У неё был свой причт (церковный штат), совершенно независимый от епископата и венецианского патриархата. Подобное положение дел продолжалось до 1807 года .

Наполеон , захвативший Венецию и наводивший в ней свои порядки, перенёс епископскую кафедру из собора Сан-Пьетро ди Кастелло в базилику Сан-Марко , сделав её кафедральным собором.

Адрес: Италия, Венеция, площадь Святого Марка
Начало строительства: 1063 год
Окончание строительства: 1094 год
Архитектор: Доменико I Контарини
Святыни: мощи апостола Марка и Исидора Хиосского
Координаты: 45°26"04.4"N 12°20"23.6"E

Содержание:

Краткое описание

Вид на собор святого Марка и кампанилу собора святого Марка с площади святого Марка

Изображение крылатого льва в Венеции можно встретить повсюду, так как он является символом евангелиста Марка - небесного покровителя города. Первую часовню, посвящённую апостолу, начали строить ещё в 829 году. В ней хранились мощи святого Марка , похищенные венецианскими мореплавателями из египетской Александрии. Узнав, что мусульмане рушат христианские храмы для возведения мечетей, венецианцы решили спасти останки евангелиста от осквернения.

По легенде, чтобы перевезти реликвию на корабле, купцы прибегли к хитрости: они засыпали мощи святого свиными тушами и сказали таможенникам-сарацинам, что везут свинину. Сарацины, исповедующие ислам, не могли прикасаться к нечистому животному, и груз проверять не стали. Базилика святого Марка была сожжена в 976 году в ходе народного восстания, свергнувшего с престола венецианского дожа (правителя) Пьетро IV Кандиано.

Собор святого Марка с часовой башни Святого Марка

Современный собор Сан-Марко был построен довольно быстро, в течение 30 лет, а в последующие пять веков его расширяли и украшали. Поскольку возникали опасения, что александрийцы узнают о похищении реликвии, венецианские власти объявили о чуде появления останков.

Всем жителям Венеции приказали поститься и молиться, чтобы с божьей помощью отыскать мощи евангелиста. 25 июня 1904 года Бог «услышал» молитвы венецианцев: во время богослужения у одной из колонн отпала часть мраморной плиты, и из отверстия показалась рука святого. Ни у кого не было сомнений, что мощи нашлись поистине чудесным образом.

Собора святого Марка с кампанилы собора святого Марка

До 1807 года Собор святого Марка служил дворцовой капеллой. Здесь короновались дожи, благословлялась армия перед крестовыми походами . Отсюда уходили в далёкие плавания знаменитые венецианские капитаны, отсюда начал своё путешествие Марко Поло. В стенах этой базилики император Священной Римской империи - Фридрих I Барбаросса заключил мир с папой Александром III. Ни одно венецианское торжество не обходилось без мессы в базилике святого Марка. На площади перед базиликой шумели и шумят венецианские карнавалы.

Собор святого Марка - шедевр византийской архитектуры

Среди памятников византийского зодчества базилика Сан-Марко приравнивается по значению к Собору святой Софии в Стамбуле . Собор святого Марка представляет собой крестовокупольную базилику, возведенную по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов. За годы перестроек в нём переплелись элементы различных архитектурных стилей - византийского, романского, готического и восточного.

Фасад собора святого Марка

Пять порталов, соответствующих пяти входам в собор, украшены двумя ярусами колонн, арками со скульптурами святых и мозаиками над входом. Часть рельефов и мраморные колонны с ажурными капителями привезены из Константинополя. Мозаика над главным входом посвящена библейским пророчествам о Втором пришествии Христа, а другие четыре изображают историю похищения и прибытия мощей апостола Марка в Венецию.

Центральный портал венчает позолоченная квадрига - античная колесница, запряжённая лошадьми (ныне копия, оригинал хранится в музее собора). Эта квадрига получена венецианцами после разграбления Константинополя в Четвёртом крестовом походе в 1204 году. Ансамбль базилики завершается пятью огромными куполами, облицованными свинцовыми пластинами, с крестами на вершине.

Вид собора со стороны набережной

Собор святого Марка - золотая базилика

Внутреннее убранство Собора святого Марка поражает изобилием цветных мраморов, церковной утвари и мозаик на библейские сюжеты, занимающих площадь 4000 кв. метров . Стекольные фрагменты различных цветов выложены на тончайшем листовом золоте. Под престолом главного алтаря, сверкающим золотом и драгоценными камнями, хранится рака с мощами святого Марка. Над алтарём установлен Пала д’Оро («Золотой алтарь») - иконостас, выполненный византийскими мастерами по заказу венецианцев в 1343 году. Готическая рама, изготовленная из позолоченного серебра, состоит из 250 эмалевых миниатюр, инкрустированных 2000 драгоценных и полудрагоценных камней. На алтаре изображены сцены из Нового Завета и события из жития апостола Марка.

Фрагмент фасада собора

Из-за обилия золота Сан-Марко иногда называют «золотой базиликой». Английский искусствовед Джон Рёскин писал, что «Венеция - единственный город, обладающий столь прославленной Библией. Храм-книга мерцает издалека, подобно Вифлеемской звезде».

Это единственное место в городе, которое сами венецианцы называют пъяцей – площадью.

Оставшиеся площади жители города называют campo или campiello – полем или маленьким полем. В IX веке это была небольшая площадка возле Собора Святого Марка. В 1777 году площадь обрела свои сегодняшние размеры. В наши дни площадь Святого Марка имеет форму трапеции с длиной – 175м, шириной в широкой части – 82м, а в узкой – 56м.

Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций, южную – здание Новых Прокураций. К Старым Прокурациям пристроена часовая башня с колоколом, по которому каждый час бьют бронзовые статуи, а циферблат украшен знаками зодиака. Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора . В юго-восточном углу возвышается колокольня Сан-Марко. Высота колокольни – 99м.

Однако главной достопримечательностью площади является Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, который и дал площади ее название. До 1807 года собор был придворной капеллой при (Palazzo Ducale).

Совет: попасть в собор без очереди можно купив билет заранее онлайн за 5 евро.

По легенде в 828 году два венецианских купца Рустико и Буоно украли тело Святого Марка и вывезли его из Александрии, предварительно спрятав в свиных тушах. Для хранения мощей Святого Марка и была возведена базилика, которая была освящена в 832 году. В 976 году пожар практически уничтожил базилику, но к концу X века ее реставрировали. Новое строительство собора по византийскому образцу (Константинопольская церковь Двенадцати апостолов) было начато в 1063 году, а в 1094 собор был освящен. В течение следующих веков собор украшался и расширялся. Каждый иностранный корабль, приходивший порт, должен был предоставить в собор драгоценный подарок. Много реликвий оказалось в церкви после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году.

  • Читайте

Собор Сан-Марко становится религиозным и политическим центром Венецианской республики. В соборе проводились грандиозные официальные церемонии: коронация и представление горожанам нового дожа, благословление войск перед войной (в частности перед 4-м крестовым походом). Здесь же получил свое благословление перед отплытием капитан Марко Поло.

Более 4-х веков собор строился и достраивался. Это сказалось на архитектурном стиле. Собор представляет собой гармоничную смесь эпох и стилей.

Преобладающий стиль – византийский, но это верно для общего вида и куполов. Добавление античных колон и барельефов, готических башен и стрел, облицовки восточным мрамором – все это дает основание сделать вывод, что Собор Сан-Марко – уникальный архитектурный памятник, выполненный в своем, венецианском стиле.

Здание собора построено в форме греческого креста размерами 76,5м на 62,5м, высота по центральному куполу – 43м. Интерьер церкви представлен разнообразным иконостасом, статуями апостолов и многочисленной мозаикой.

В наши дни Собор Сан-Марко является действующим храмом, где проводятся богослужения. А такие реликвии как мощи Святого Марка, мощи мученика Исидора, образ Богородицы «Никопея», делают Собор Сан-Марко центром христианского паломничества.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Площадь Сан-Марко в Венеции условно можно разбить на две части: пьяцетту и пьяццо. Пьяцетта - небольшая территория между самой площадью Святого Марка и каналом Джудекка. Она встречает гостей входными воротами в виде двух гранитных колонн. Справа от них стоит Дворец дожей (правителей города), слева - Библиотека Марчиана, заканчивается пьяцетта Колокольней. Центром притяжения служит Собор Сан-Марко - главная достопримечательность города. Не менее интересны здания Прокураций, Часовая башня, Лоджетта. Современный вид, форму, размеры она приобрела к 1777 году. Сейчас ее длина 175 м, ширина 82 м.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Сердце и визитная карточка Венеции. И хотя в городе немало других площадей, это единственное место называющееся площадь или пьяцца (Piazza), что подчеркивает ее значимость. Остальные называются - компо (compo), что переводится как небольшое поле. Пьяцца Сан-Марко - известный исторический и культурный центр Венеции. На протяжении многих веков она является местом притяжения миллионов людей со всего света, здесь проводятся городские церемонии, торжества и знаменитый Венецианский карнавал.

История

История возникновения этого удивительного места уходит корнями в 829 год. Венецианские купцы, имевшие торговые дела в египетской Александрии, ухитрились тайком вывезти мощи великого христианского святого, апостола Иисуса Христа - евангелиста Марка, спрятав их в саркофаг среди свиных шкур. Видимо они заметили, что мусульмане никогда не прикасаются к «нечистому» грузу. План удался, таможенный досмотр обошел их стороной, и мощи благополучно прибыли в Венецию.

Для их размещения построили базилику Сан-Марко, соответственно и площадь перед ней назвали также. В 976 году во время пожара здание сильно пострадало. Вместо него был построен величественный собор. Площадь постепенно расширялась, стала центром города, на ней проходили все политические мероприятия, народные праздники и даже казни.

Архитектурные достопримечательности

Знакомство с достопримечательностями начинается для туристов сразу же, как только они выходят из вапоретто (морские такси). На Piazza San Marco сосредоточен целый ряд исторических зданий и сооружений.

Колонны Святого Марка и Теодора

Первое, что видят гости, ступая на мостовую пьяцетты, это две гранитные колонны. Они привезены из Константинополя в 1125 году, а установлены только в 1196 году. Колонны монолитные и очень тяжелые, вес каждой более 100 тонн, именно из-за этого их длительное время не могли установить. Одну из колонн венчает мраморная статуя Святого Теодора с копьем, попирающего ногами дракона. Эта сцена символизирует власть Венеции над морской стихией. Святой Теодор был первым покровителем города и до сих пор очень любим и почитаем венецианцами.

На капители другой колонны - бронзовый крылатый лев, держащий лапу на открытом Евангелии. Лев - библейский символ святого Марка. Он изображен на гербе Венеции. Этой фигуре более 2500 лет, по одной версии она была привезена из Китая, другие усматривают в ней образец ассирийского искусства. В прежние времена пространство между колоннами служило местом казней. До сих пор венецианцы считают дурной приметой проходить там, где свершались смертные приговоры.

Собор Сан-Марко

По существующей легенде евангелист Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне. Однажды, попав в страшную бурю, он пережидал ее. Во сне явился ангел и возвестил, что он обретет вечный покой на этой земле. И вот, уже 12 веков мощи святого покоятся под сводами собора, названного в его честь. С первого же взгляда Собор Сан-Марко поражает своим великолепием. Базилика, построенная в 829 году, сильно пострадала от пожара 976 года, поэтому на ее месте решили построить новое здание. Современный вид собор приобрел в 1094 году.

В тот период было велико влияние на Венецию Константинополя. Поэтому здание возведено в византийском помпезном стиле, с роскошью, нехарактерной для храмовых сооружений Западной Европы. Мраморный фасад украшен многочисленными колоннами, башнями, барельефами, скульптурами. Необычайно красивы мозаичные композиции со сценами «Страшного суда» и «Похищения мощей Святого Марка».

У собора пять входных порталов. Над главным - установлена величественная бронзовая квадрига (четыре коня). Скульптуры относят к работе древнегреческого мастера 4 века до н.э. Они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, а потом арку Трояна. Венецианцам достались в качестве военного трофея. Венчают храм пять куполов, облицованных серебристыми прямоугольными пластинами.

Не менее завораживает внутреннее убранство. Из-за обилия золота Собор Сан-Марко нередко называют «Золотой Собор». Своды, стены, купола покрыты мозаикой из разноцветного муранского стекла. Купол расписан сценами «Сотворения мира». Но главная драгоценность находится под алтарем: это рака с мощами Святого Марка.

Золотой Алтарь - великое произведение готического искусства выполнен в 1345 году. Его размеры - 3,50*1,4м. На нем изображены эпизоды из Священного Писания, жизни Святого Марка. В драгоценный оклад вставлены эмали и 2500 камней: аметисты, изумруды, сапфиры, рубины. Иконостас изготовлен из серебра, покрыт слоем золота, украшен множеством эмалевых пластин, драгоценных камней.

Часовая башня

Здание построено в 1499 году под руководством архитектора Кодуччи. Композиция состоит из четырех частей. Главный ее элемент - сине-золотые астрономические часы. На циферблате два круга: наружный и внутренний. Золотая стрелка показывает время по наружному кругу. На внутреннем - изображены знаки зодиака и фазы Луны. Над часами установлена медная статуя сидящей Мадонны с младенцем Христом. Дважды в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней появляются волхвы, склоняющиеся в поклоне.

По обе стороны от статуи - небольшие прямоугольные окошечки, где указываются текущие часы и минуты. Выше установлена скульптура крылатого льва, держащего в лапах открытое Евангелие. Венчают башню статуи двух мавров из бронзы: старик и юноша. В руках у них длинные молоты, которыми они периодически ударяют по колоколу: за 5 минут до целого часа и через 5 минут. Это символ уходящего вперед времени.

Библиотека Сан-Марко

Библиотека находится на северной стороне пьяцетты. Длина здания 80 м. Оно построено в 1537-1545 г.г. по проекту архитектора Сансовино. Первоначально библиотека предназначалась для хранения старинных греческих, латинских первопечатных книг и манускриптов (рукописных свитков), преподнесенных городу кардиналом Брессаноне.

В последующие годы пополнялась за счет военных трофеев, монастырских и семейных коллекций. Сейчас библиотека Сан-Марко (Marciana) насчитывает около 40 тыс. уникальных экземпляров. Беломраморный фасад очень наряден, украшен балюстрадой из статуй, колонн. Внутреннее убранство не менее изыскано: на стенах - портреты знаменитых мыслителей и философов, в позолоченном зале хранятся рукописи в изысканных переплетах.

Дворец Дожей

Здание в стиле венецианской готики, украшенное колоннами, ажурными арками создает впечатление воздушности и легкости. Расположено оно одной стороной к морю, фасадом - к площади. Во дворец ведет Лестница Гигантов, по обе стороны от нее – две огромные статуи, символизирующие войну и море: Марс и Нептун. Между ними вверху – барельеф крылатого льва. Здесь давали присягу избранные дожи.

Дворец дожей был построен в XIV веке, имел несколько предназначений:

  • Частные апартаменты дожа (правителя Венеции). Там они жили и правили
  • Магистратура, где заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии
  • Гражданский и церковный Суд
  • Трибуна - с балкона второго этажа дож обращался к жителям Венеции
  • Тюрьма

В залах магистратуры обсуждались законы, решались политические, церковные вопросы, принимались послы и дипломатические миссии. В зале Сената вершился суд, и до наших дней сохранилась судебная трибуна 18 века. Интерьер дворца поражает своей роскошью. Стены и потолок облицованы мрамором, гобеленами, кожей с золотой отделкой.

Украшением служат полотна гениальных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Порденоне, фрески Паоло Веронезе. На одних изображены сцены, прославляющие Венецию: победоносные битвы, построение флота, морские сражения. На других - эпизоды из Священного Писания, боги античного мира. Особого внимания достойно уникальное собрание оружия: боевого, декоративного, трофейного. Всего экспозиция насчитывает 2031 предмет, в их числе доспехи французского короля Генриха IV, рыцарей-крестоносцев, турецкий штандарт, сабли, мушкеты.

Старая и Новая Прокурации

Прокурации были построены для размещения высших чиновников исполнительной власти - прокураторов. В их обязанности входило исполнение постановлений дожа и Сената в финансовой, юридической, имущественной, политической и других сферах. Первую Прокурацию - Старую - построили на северной стороне площади в 1532 году. Это длинное трехэтажное здание с арками, лоджиями, колоннами. Из-за разрастающегося бюрократического аппарата одного здания оказалось недостаточно.

В 1586 году напротив него были построены Новые Прокурации. А в 1810 году по указу Наполеона на западе площади построили еще одно здание - Ала Наполеоника (крыло Наполеона), соединяющее обе Прокурации. Все здания построены в едином стиле эпохи Возрождения. Сейчас на верхних этажах располагаются музеи, нижние отданы под кафе.

Лоджетта Сансовино

Лоджетта - небольшое изысканное здание, созданное по проекту архитектора Сансовино в стиле барокко, примыкающее к колокольне. Время постройки: 1537-1540 годы. Фасад выполнен из белого и цветного мрамора, украшен колоннами, барельефами со сценами из античной мифологии, статуями богов. Долгое время Лоджетта служила местом встреч знатных патриций. Позже в ней разместилась стража Дворца дожей. Сейчас через Лоджетту входят на смотровую площадку колокольни.

Кампанила

Кампанила - смотровая площадка и колокольня собора Сан-Марко. У основания имеет форму квадрата со стороной 12 м, высотой 98,6 м. Она выстроена из кирпича, увенчана мраморной звонницей с пятью колоколами, украшена статуями богинь Правосудия, Венеры, Минервы, фигурой крылатого льва. Завершается колокольня шпилем в форме пирамиды, на вершине которого установлен флюгер с золотым архангелом высотой 2 м.

Первая башня на этом месте была построена в IX веке, служила смотровой площадкой и маяком. В начале XVI века построили новый вариант колокольни. Она простояла почти 400 лет и в 1902 рухнула. Десять лет шли работы, и первоначальный вид был восстановлен полностью.

Сан Марко – площадь голубей

Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Они сели на карниз собора, что было сочтено символичным знаком, голуби признаны священными. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц.

Со временем их расплодилось великое множество. Из санитарных соображений, и чтобы ограничить потомство, голубей кормят специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили кормить птиц.

Время работы и цены на билеты

Время работы достопримечательностей на пьяццо Сан-Марко разнится по сезонам. Высоким сезоном считается апрель–октябрь, низким: октябрь–апрель.

История возникновения


Площадь названа в честь апостола Марка благодаря усердию двух венецианских купцов, которые в 829 году похитили мощи Святого в Александрии, тайком доставив их в Венецию. Хитрецы обложили саркофаг свиными тушами, поэтому арабы, будучи мусульманами, не смогли тщательно обследовать груз. Вернувшись домой, купцы поместили мощи в базилике Святого Марка, которая специально была построена для этой цели. Но в результате дворцового переворота здание было сильно повреждено пожаром. На его месте в 1063 году начато возведение Собора Сан-Марко. Площадь перед зданием постепенно расширялась, достигая своих нынешних размеров. На ней проводились праздничные шествия, карнавалы, бои быков и даже казни.

Площадь Сан-Марко в 18 веке

Архитектурные достопримечательности

Площадь Сан-Марко состоит из двух частей: Пьяцетты и Пьяццы. Пьяцетта – это площадка от Гранд-канала до колокольни, а Пьяцца – непосредственно сама площадь перед Собором Святого Марка.

Достопримечательности Пьяцетты:

Колонны Св. Марка и Теодора. Сойдя с вапоретто, перед взором путешественника предстают две мраморные колонны. Одну из них венчает скульптура святого Теодора – бывшего покровителя города, а вторую – скульптура крылатого льва, который является символом Святого Марка. Эти колонны представляют собой условные ворота, но ни один венецианец между ними не проходит. Раньше тут казнили простолюдинов, и местные жители утром частенько наблюдали очередного повешенного, болтающегося на верёвке, поэтому идти между колоннами считается плохой приметой и дурным тоном.

Дворец дожей

Дворец дожей. Дож – правитель Венеции. Свою резиденцию в готическом стиле, сохранившуюся в идеальном состоянии до наших дней, дожи возвели между XIV-XV веками по проекту архитектора Филиппо Календарио. Во дворце правители работали и жили. Здесь действовал Верховный суд, заседал сенат и Большой совет, а надстроенный вверху балкон служил в качестве трибуны, с которой дож произносил речи, являя себя народу. Кроме административно-правовых учреждений во Дворце дожей находилась тюрьма, из которой в 1756 году бесстрашно бежал Джакомо Казанова. На втором этаже здания размещается колоннада, где между 9-й и 10-й колоннами заключенным вельможам приводился в исполнение смертный приговор. Эти колонны резко выделяются среди остальных грязно-розовым цветом. Согласно преданию, со временем они изменили окрас от стыда и горя.

Знаменует окончание Пьяцетты. Это самая высокая постройка в Венеции, с которой весь город виден как на ладони. Сегодня туристов на высоту в 96 метров доставляет скоростной лифт. Колокольня выполнена в стиле Раннего Возрождения и раньше служила в качестве маяка для кораблей.

Достопримечательности Пьяццы:

Собор Святого Марка. Площадь Сан-Марко с трёх сторон окружена зданиями, поэтому с первого взгляда производит впечатление огромного спичечного коробка. Здесь находится самое восхитительное сооружение Венеции – кафедральный собор. Он начал возводиться в 11 веке и с тех пор часто реконструировался. Здание выполнено в венецианском стиле. В нем хранятся мощи евангелиста Марка и множество предметов искусства, привезенных во времена Крестовых походов из Константинополя. Сегодня Собор Святого Марка является достоянием ЮНЕСКО.

Собор Святого Марка

Время работы и цены на билеты

1. Собор Сан-Марко

В высокий сезон базилика открыта с 9.45 до 17.00. В воскресенье и религиозные праздники с 14.00 до 17.00. Вход свободный.

Сокровищница принимает посетителей в это же время. Входной билет стоит 3 евро.

Музей Святого Марка работает с 9.45 до 16.45. Цена билета – 4 евро.

Пала д`Оро в будние дни открыт с 9.45 до 17.00. А в выходные и праздничные – с 14.00 до 17.00. Входной билет обойдется в 2 евро.

В низкий сезон время закрытия всех учреждений осуществляется на час раньше.

2. Дворец дожей

С апреля по октябрь Дворец дожей доступен для посещения с 8.30 до 19.00. А с ноября по март достопримечательность работает по сокращенному графику – с 8.30 до 17.30. Цена комбинировано билета составляла 17 евро. Он действителен также для входа в Археологический музей, Музей Коррер и Национальную библиотеку Сан-Марко.


Колонны Дворца дожей

С июля по сентябрь колокольня работает с 9.00 до 21.00. В марте, апреле, октябре – с 9.00 до 19.00. В ноябре и на Пасху по короткому графику – с 9.30 до 15.45. Входной билет стоит 8 евро.

Где вкусно поесть

После насыщенной экскурсии разыграется аппетит. Но не рекомендуем обедать в одном из многочисленных кафе на площади Сан-Марко. Только за чашку кофе тут просят 10 евро. А счет за основные венецианские блюда, такие как Moleche, Risotto nero и Fegato alla veneziana может составить 100 евро. Поэтому лучше отойти подальше от туристического центра. Ведь дорого не всегда означает вкусно. Заведения на площади привыкли к большому наплыву туристов и не всегда готовят на совесть. Владельцам ресторанов не столь важно, понравится клиентам еда или нет: через день-два те уедут, а на их место придут новые. Чтобы поесть вкусно и экономно, лучше отправиться в жилые кварталы, где расположены недорогие рестораны, посещаемые местными жителями. Они находятся в районе Castello на Via Giuseppe Garibaldi, а также в квартале Canareggio вдоль Fondamenta della Misericordia и Fondamenta degli Ormesini.