Автобусы, как и многие вещи в быту, имеют глубокую историю создания, идеи и ее воплощения. Изобретения этого вида имеют глубокие корни и непрерывно связаны с историей трамваев, поездов и троллейбусов. Ничто из этого не могло появиться в современном виде без парового двигателя, который появился еще в конце XVIII века. Изобретение автобуса стало огромным скачком в мире транспортных технологий человечества.

Первые автобусы на паровых двигателях

Главным человеком в индустрии создания средств передвижения на период начала XIX века стал Ричард Тревитик. Молодой техник использовал в своем детище уже известную на тот момент систему парового двигателя и усовершенствовал ее для перевозки большого количества пассажиров. Конечно, на сегодняшний день 8 человек - это слишком мало, но для того времени это было нечто невероятное.

Презентация (и первый рейс автобуса), состоялась в декабре 1801 года и наделала много шумихи во всем мире. Тем не менее они были мало распространены даже на территории ведущих мировых держав. Во время первых автобусов транспорт имел внушительные размеры и потреблял огромное количество ресурсов, но как символ индустриальной революции выполнял свою роль на отлично. Такая машина внушала надежду в простых граждан и вдохновляла на все новые открытия.

Переход к электричеству

Следующим этапом в усовершенствовании первых автобусов стал концепт транспорта, двигающегося с помощью электричества. Это произошло в 1885 году, а местом создания снова стал город Лондон. Новый технологичный автобус мог развивать скорость до 12 км/ч. В России такое технологическое чудо вошло в обиход с 1901 года. Отечественный аналог марки "Дукс" мог вмещать до 10 пассажиров и развивать скорость до 20 км/ч на протяжении трех часов.

Первые автобусы на электричестве значительно превзошли свои прототипы по части мощности, но этого все еще было недостаточно. Вырабатывать ток в таких больших количествах и постоянно подзаряжать транспорт было слишком накладно, хотя немаловажным преимуществом перед автобусами прошлого был низкий уровень загрязнения окружающей среды.

Автобусы с двигателями внутреннего сгорания

Транспорт, способный перевозить большое количество пассажиров на высокой скорости и без высоких энергетических затрат был настоящей мечтой для изобретателей XIX века. Первый концепт такого типа использовали на заводе марки "Бенц" в 1895 году на основе уже имеющихся чертежей двигателя и усовершенствования первого автобуса. На начальных этапах у аппарата было мало преимуществ перед конкурентами. Он все так же мог вмещать не более 8 человек и развивать скорость всего до 15 км/ч.

В России время первых автобусов внутреннего сгорания началось в 1903 году на заводе "Фрезе". Это был своего рода лимузин-кабриолет для 10 человек. Транспорт имел 10 лошадиных сил и развивал все те же 15 км/ч.

Если говорить о первых рейсах автобуса для городских перевозок, то они появились в Лондоне ближе к концу 1903 года. Российский аналог стартовал в 1907 году в городе Архангельске. Он был разработан немецкими инженерами и значительно улучшен. Новый автобус весил 6 тонн и мог вмещать до 25 человек.

История автобусов берет свое начало пару столетий назад. Первый автобус создал Ричард Тревитик. Случилось это в 1801 году. 24-го декабря этого же года в Кэмборне, Англия, состоялась его демонстрация. Машина работала на паровом двигателе и была способна перевозить до 8 человек.

В 1886 году появился первый автобус, который стал работать от электричества. Произошло это в Лондоне. За час он мог проехать в среднем до 11,2 км пути. В России же такие автобусы были выпущены в 1901 году в Москве заводом «Дукс». В автобусе, скорость движения которого могла развиться до 20 километров в час, можно было разместить до 10 человек.

Немецкий завод «Бенц» в период 1894-95 гг. выпустил автобус, имевший двигатель внутреннего сгорания, который работал на бензине. Автобус вмещал 8 пассажиров, его путь лежал между городами Германии по 15-ти километровой трассе (Нетфен, Дойц и Зиген).

В России самый первый автобус с двигателем внутреннего сгорания, изготовили на фабрике «Фрезе» в Санкт-Петербурге в 1903 году. Кузов у автобуса был открытый, в него могли вместиться 10 человек. Мощность установленного на автобусе одноцилиндрового мотора равнялась 10 лошадиным силам. Он был способен развить скорость примерно до 15 км/ч.

В XX веке наступил следующий этап в истории создания автобусов, их начали использовать как общественный транспорт. В 1903 году, в апреле месяце в Лондоне впервые вышел на маршрут городской автобус. В России, как общественный транспорт, автобусы запустили в Архангельске летом 1907 года. Началось все с немецкого автобуса НАГ весом 6 тонн. Он имел двигатель мощностью в 26 л.с. и вмещал до 25 пассажиров. Первый автобусный пассажирский маршрут открыли в Санкт-Петербурге в ноябре 1907 года. В «Петербургском листе» по этому поводу было помещено сообщение, в котором говорилось, что к Александровскому саду (напротив Вознесенского проспекта) часам к двенадцати дня подъехал автомобиль — омнибус или автобус, как теперь их называют.

В конце лета 1908 года впервые было запущено автобусное движение в Москве. А вот регулярное движение началось лишь с августа 1924 года, именно тогда автобусы марки «Лейланд» в количестве 8 штук, вышли на первый постоянный маршрут, пролегающий от Тверской Заставы до Каланчевской площади.

Ежедневно сотни тысяч людей по всему миру прибегают к услугам самого, пожалуй, распространенного и ходового вида общественного транспорта – автобуса. Он давно уже стал неотъемлемой и необходимой частью нашей повседневной жизни, и все прекрасно осведомлены о преимуществах и недостатках автобусов. Но за пеленой обыденности мало кого интересуют исторические подробности возникновения и развития столь важного вида транспорта, а узнать о них будет точно нелишним!

Первый механизм-прообраз того, что впоследствии назвали автобусом, создал в 1801 г. английский изобретатель-новатор Ричард Тревитик. Под Рождество того года по улицам Кэмборна (графство Корнуолл) на потеху восхищенной толпе проехала невиданная доселе машина на паровом двигателе, что могла вместить в салоне до 8 пассажиров. Сзади транспортного средства на подножке стоял кочегар, который неустанно добавлял угля в топку. Новое чудо техники кряхтело, пыхтело, выбрасывало в воздух обильные клубы черного дыма, но все же уверенно добывало себе право на дальнейшую жизнь.

К 1829 году автобус (тогда это средство передвижения уже получило такое название) заметно развился и внешне, и функционально: теперь взору людей предстал не «гадкий утенок», а растущий красивый лебедь, способный перевозить до 30 пассажиров и развивать скорость, недостижимую ни для одного из существовавших на то время видов транспорта.


Стремительное повсеместное внедрение электроэнергии в конце XIX века позволило автобусу выйти на качественно новый уровень эволюции. Вместо парового двигателя появилась возможность использовать электрический, и в 1886 г. на просторы Лондона выехал обновленный и сверхпрогрессивный вид общественного транспорта.


Не обходил стороной бурный технический прогресс и Российскую Империю. В 1901 г. московский машиностроительный завод «Дукс» построил и представил первые в стране электрические автобусы. Они были способны вместить до 10 человек, а максимальная скорость передвижения составляла 20 км/ч.

ХХ век: пик развития

Следующее веское слово в процессе становления нового вида транспорта произнесли признанные мастера машиностроения – немцы: в 1896 г. завод «Benz» явил миру первый автобус с двигателем внутреннего сгорания на бензине. Внешне он был похож скорее на увеличенную извозчичью коляску, вмещал в салоне 8 пассажиров и набирал до 13 км/ч. Впрочем, изначально это ноу-хау курсировало лишь между несколькими небольшими немецкими городами по короткой дороге.


До царской России автобус с двигателем внутреннего сгорания дошел спустя 7 лет. Петербургский завод «Фрезе» в 1903 г. сконструировал даже более прогрессивный экземпляр, чем немецкий. Он мог вместить уже 10 человек и разогнаться до 16 км/ч, однако имел существенный недостаток: кабину открытого типа. Поэтому в непогоду поездки либо отменялись, либо были крайне неприятными для водителя и пассажиров.


Автобус пока еще не носил глобального значения в роли общественного транспорта, но постепенное повышение уровня технического потенциала и комфортабельности не могло не наделить его основной задачей – регулярно перевозить туда и обратно потоки людей. 12 апреля 1903 г. в Лондоне состоялся первый в истории рейс автобуса, как городского общественного транспорта. В России это судьбоносное событие случилось немного позже.


Летом 1907 г. в Архангельск из Германии был доставлен автобус марки «NAG» вместимостью 26 человек, который незамедлительно обрел колоссальную востребованность и существенно облегчил передвижение по городу. К ноябрю того же года пассажирские автобусы появились в столице – Санкт-Петербурге, а в августе 1908 г. дошли и до Москвы. Но стабильно наладилось движение здесь только после революции и обретения Москвой статуса столицы СССР. В 1924 г. был организован первый регулярный автобусный маршрут между Тверской заставой и Каланчевской площадью.


С тех пор автобус непрестанно преображался. Его вместимость становилась 50, 100, 200 человек. Сейчас строятся специальные транспортные средства для доставки людей в аэропорты, проведения экскурсий, автобусных туров между странами. Некоторые из них достигают 40 метров в длину и вмещают до 500 пассажиров!


В нынешнее время остается лишь посочувствовать тем несчастным, что больше 100 лет назад ехали в открытых кабинах под мерзким дождём и снегом. Теперь это воспринимается как шутка, ведь самые современные автобусы предоставляют большой перечень услуг на период путешествия – тут и телевизоры, и туалет, и Wi-fi, так что пассажиру грех жаловаться на уровень комфорта. И нет оснований считать, что автобус остановится в своем развитии или утратит популярность.

Создателем первого в мире автобуса является английский изобретатель Ричард Тревитик. Тот самый, который создал первый паровоз. Автомобиль тоже работал на паровой тяге и был представлен публике в 1801 году.

Мы привыкли считать, что на смену паровому двигателю пришли двигатели внутреннего сгорания. Но на самом деле сначала были разработаны электромобили. Первый электрический автобус тоже появился в англии в 1886 году. Однако такие автомобили не получили распространения из-за малого запаса мощности и небольшой скорости.

В 1895 году в Германии был построен первый автобус с двигателем внутреннего сгорания. Именно этому типу автомобилей было суждено завоевать популярность и повсеместное распространение.

История развития общественного транспорта

Развитие промышленности и рост городов в Западной Европе потребовали решения проблемы перевозки людей. Первый общественный транспорт был на конной тяге. Это были специальные крытые повозки, вмещавшие несколько человек. Иногда повозки были двухъярусные. Ограниченные возможности такого транспорта не могли решить проблему. Перед инженерами того времени стояла задача создания принципиально новых машин. Так в результате экспериментов был создан первый автобус на бензиновом двигателе. Его маршрут пролегал между двумя немецкими городами, расстояние между которыми было около 16км.

Сегодня трудно представить наши города и посёлки без автобусов. По своему назначению они делятся на:

  • междугородние;
  • городские;
  • туристические;
  • школьные;
  • экскурсионные и др.

Несмотря на то, что первый электрический автобус не получил дальнейшего развития, эта идея нашла своё воплощение в наши дни. Благодаря развитию современных технологий, на улицы городов уже выехали первые микроавтобусы с электродвигателями. Будущее общественного транспорта за созданием экологически чистых автомобилей.