Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесный переход через Красное (Чермное) море.

Тем временем, узнав, что евреи хотят уйти из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. В какой ужас пришли израильтяне, когда из тучи пыли вынырнули грозные колесницы! Евреи в оцепенении смотрели на приближающихся к ним египетских воинов и сетовали, что так легкомысленно позволили Моисею увести себя из земли Гесем, где лучше было бы жить в рабстве, чем погибнуть теперь от руки преследователей в пустыне. Моисей успокаивал отчаявшихся, уверяя, что Господь не покинет Свой народ в беде, если только они будут иметь глубокую веру в своего Создателя и Спасителя. С горячей молитвой о спасении евреев обратился Моисей к Богу, и Господь услышал Своего избранника. Облачный столп, который привел израильтян к Красному морю, опустился на землю между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Красного моря. По повелению Божию «…простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14:21). Как только образовалась суша посредине моря, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз поднял правую руку, и по его знаку водяные стены обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства. Чудесное избавление от страшной опасности привело евреев в неописуемый восторг. Это спасение никак нельзя было приписать самим себе; оно было, в собственном смысле, чудесным, и народ ликовал, прославляя Иегову и своего доблестного вождя Моисея. Евреи здесь еще раз убедились, что Бог их отцов выше всех богов египетских. От полноты своих благодарных сердец они воспели хвалебно-благодарственную песнь Господу, своему Помощнику и Покровителю. Когда закончилась песнь, началось народное ликование. Мариам, достойная сестра великих братьев освободителей, образовала хороводы и с тимпаном в руках вдохновляла женщин к пляскам, песням и играм. Это был самый счастливый день в истории избранного народа.

Чудесный переход через Красное море имеет огромное значение в истории еврейского народа: во-первых, благодаря этому переходу израильтяне окончательно избавились от египетского рабства и стали свободной нацией; во-вторых, совершившимся чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога; в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя - Моисея. И наконец, чудесный переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.

Но это событие имеет и преобразовательное значение. Переход евреев через Красное море прообразует новозаветное таинство Крещения. Подобно тому, как израильский народ, чудесно перейдя море, избавился от египетского рабства, так в водах Новозаветного Крещения христианин избавляется от рабства диаволу. Кроме этого, в переходе евреев через Чермное море Церковь усматривает прообраз Пресвятой Девы Марии, Ее Приснодевство.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесный переход через реку Иордан. Нав. 1–4После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Нав. 1:2). Господь повелевает Иисусу Навину быть

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Чудесный переход Иордана. Упомянутый в тексте город Адам дал возможность исследователям Библии выдвинуть предположение и об Иорданском чуде. Археологи раскопали руины города Адама, который был расположен на берегу Иордана. Иордан течет там по глубокому оврагу между

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Переход евреев через Чермное (Красное) море и потопление египтян По выходе евреев из Египта Сам Бог показывал им путь в землю Ханаанскую днем – облачным столпом, а ночью – огненным столпом. Дойдя до Чермного (Красного) моря, евреи увидели, что за ними гонится фараон со всем

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Переход евреев через Чермное море и другие чудеса Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Переход израильтян через Чермное море. Исход 14:26-31 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простёр Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в своё место; а египтяне бежали навстречу

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Переход через Красное море Господь сказал Моисею: 2 «Вели сынам Израилевым повернуть назад и временно устроить стоянку у Пи - Хахирота, между Мигдолем и морем. Стан ваш должен располагаться у моря прямо перед Бааль - Цефоном, 3 тогда фараон подумает, что сыны Израилевы

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Переход через море 1 Вечный сказал Мусе:2 - Скажи исраильтянам, чтобы они повернули назад и остановились у Пи-Хирота, между Мигдолом и морем. Пусть они расположатся у моря, прямо перед Баал-Цефоном. 3 Фараон подумает: «Исраильтяне блуждают по этой земле в растерянности,

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Переход через море 1 Господь сказал Моисею:2 - Скажи израильтянам, чтобы они повернули назад и остановились у Пи-Гахирота, между Мигдолом и морем. Пусть они расположатся у моря, прямо перед Баал-Цефоном. 3 Фараон подумает: «Израильтяне блуждают по этой земле в

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Переход евреев через Чермное море Как только евреи покинули Египет, фараон и весь его народ стали жалеть, что отпустили их.Царь египетский с войском погнался за евреями и настиг их на берегу Чермного моря.Евреи испугались, но Моисей ночью, по повелению Божию, ударил

Из книги Трудные страницы Библии. Ветхий Завет автора Гальбиати Энрико

Победная песнь при переходе через Красное море Оказавшись на другом берегу Чермного моря, как его называет Библия, вдохновенный Израиль воспевает Спасителя. Вот торжественная песнь (Исх 15,1-11): Пою Ягве, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника его ввергнул в море! И

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Переход через Красное море (Исх 14) 76. Переход израильтян через Красное море также неоднократно упоминается в Библии как великое чудо, совершенное Господом в знак благоволения к Своему народу. Итак, не может быть никаких сомнений, что речь идет о подлинном чуде. Но дает ли

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Переход через Чермное (Красное) море И сказал Господь Моисею, говоря:2 Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.3 И скажет фараон о сынах

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Переход через Красное море и гибель египетской армии Проводником освободившегося Израиля стал Сам Господь Бог: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный

Из книги автора

XVII Исход из Египта. Переход через Чермное море Исходным пунктом движения был Раамсес, один из тех «городов для запаса», которые построены были каторжным трудом израильтян. Почуяв свободу, народ бодро устремился в путь. У него всего еще было вдоволь, он не имел и понятия о

«И погнались Египтяне за ними, и настигли их, расположившихся у моря, все кони с колесницами Паро и всадники его, и войско его, у Пи-Ахирота, пред Баал-Цыфоном .

И Паро приблизился, и сыны Исраэйлевы подняли глаза свои, и вот, Египтяне двигаются за ними: и весьма устрашились . <...>

И сказал Вс-шний Моше:

<...> подними посох твой и простри руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Исраэйлевы среди моря по суше <...>

и отводил Г-сподь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды .

И пошли сыны Исраэйлевы внутри моря по суше: а воды (были) им стеною справа и слева от них.

И погнались Египтяне, и вошли за ними все кони Паро, колесницы его и всадники его <...>

И сказал Господь Мше:

простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. <...>

И возвратилась вода, и покрыла колесницы и всадников всего войска Паро, вошедших за ними в море; не осталось из них ни одного » (Глава Бешалах, книга Шмот).

Приведенная выше история перехода евреев через Красное Море известна многим, в том числе и далеким от истории и религии, людям. Для самих же древних евреев чудо с расступившимися водами было вполне заурядным эпизодом проявления заботы Вс-шнего.

Чудесный переход через Красное море имеет колоссальное значение в истории еврейского народа:

Во-первых, благодаря этому переходу сыны Израиля освободились от египетского рабства и стали свободной нацией;

Во-вторых, произошедшим чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Б-га;

И наконец, переход еврейского народа через Красное море показал могущество Вс-шнего и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.

С давних времен считалось, что произошло чудо и верующие люди свято веровали в это. Однако, по мере развития цивилизации и сознания, исследователи стали искать естественно-научное объяснение этому феномену, а также то место на территории Египта, где оно могло произойти.

Традиционно считается, что место перехода через Красное море находилось в районе Суэцкого канала. Тем не менее, никаких гор там до существующего момента так и не было обнаружено. В отличие от библейского описания, местность там равнинная.

За прошедшие годы предлагались разные локализации этого события и всевозможные причины ухода и возвращения вод. При этом самыми популярными версиями были цунами и извержения вулканов, но некоторые исследователи считали, что гипотеза должна интегрировать все упомянутые в тексте факторы, в частности восточный ветер, который дул всю ночь.

Вот некоторые из них.

На Синайском полуострове исследователи обнаружили светлую пемзу, которая была принесена из центра Эгейского моря в результате взрыва вулкана на острове Санторин в XVII веке до н.э. Эту катастрофу связывают как с гибелью Атлантиды, так и с переходом евреев через Красное море.

Главный археолог Египта Захи Хавасс считает это открытие одним из самых важных для изучения Египта времен фараонов.

В фараоновы, они же библейские, времена Красное море почти не было отделено от Средиземного, с тех пор остались Большое Горькое и Малое Горькое озера, через которые проходит Суэцкий канал. Собственно в этих местах, на расстоянии 6,5 км от побережья, и была найдена пемза.

Как известно, перед катастрофическими наводнениями море сначала отступает на довольно значительное расстояние, и лишь потом волна обрушивается на побережье. Это очень напоминает переход евреев через Красное море: воды сначала «отверзлись», еврейский народ перебрался на другую сторону, а потом «сверзлись» над головами преследующих египтян…

В 1994 году японские исследователи Шуго Уено и Маса-кацу Ивасака из Университета Токио сделали громкое заявление, что воспроизвели божественное чудо лабораторным путем.

В процессе эксперимента они обмотали трубу проводами, затем навели электромагнитное поле и налили внутрь воду.

Магнитная сила, действовавшая на воду, пересилила гравитационную, вода расступилась - вдоль оси трубы образовался проход.

Этот эффект был назван исследователями «эффектом пророка Моисея» (The Moses Effect).

Израильские и американские специалисты Натан Палдор и Дорон Ноф предположили, что проход обнажился в районе нынешнего Суэцкого канала. Там как раз расположен коралловый риф.

Французский египтолог Пьер Монте (1885-1966 гг.), в свое время выдвинул гипотезу, согласно которой Моше остановил свой выбор на самом северном из возможных маршрутов, вдоль берега Средиземного моря.

В одном месте путь лежал между побережьем и мелководным, часто пересыхающим озером Сирбонис (в настоящее время озеро Бардавиль на севере Синайского полуострова), дно которого расположено на несколько метров ниже уровня моря.

Так вот, по гипотезе Пьера Монте, евреи приняли решение «срезать угол» и двинулись напрямик по обнажившемуся дну, но, когда тот же маневр попытались повторить египтяне, внезапная буря на Средиземном море прорвала перешеек между ним и озером и вода хлынула прямо на войска фараона.

Справедливости ради стоит отметить, что аналогичное явление описывает древнегреческий географ и историк Страбон.

Но в вышеприведенной гипотезе упускается одно существенное и конкретное сообщение Библии: ветер дул восточный, а то, что предположил Пьер Монте, могло произойти лишь только если бы он был северным...

Исследователь Стив Радд сделал предположение, что это событие произошло в самом горле Акабского залива, то есть практически в открытом море…

В 2002 году петербургские океанологи Алексей Андросов и Наум Вольцингер произвели вычисления и сделали предположение, что если под Красным морем иметь в виду Акабский залив, который отделяет Синайский полуостров от Аравийского, то в районе подводного рифа у Нувейбы при скорости ветра 33 м/с (119 км/ч) во время отлива уровень воды может за 9 часов опуститься до 20-25 см, и тогда на четыре часа обнажится рифовая отмель шириной 2-3 км...

Их гипотезу раскритиковали американские исследователи.

Команда под руководством Карла Дрюса и Вэйцина Ханя, состоящая из ученых американского Национального центра по исследованию атмосферы и Колорадского университета в Боулдере, занимается моделированием воздействия ветров на водные массы.

В качестве пробного исследования эта группа решила смоделировать разделение вод Красного моря во время исхода евреев из Египта.

Использовав археологические данные, карты и данные со спутника, ученые смогли выяснить, какими была глубина потока и направление течения 3000 лет назад.

В результате, американцы утверждают, что их российские коллеги сделали нереалистичные допущения.

Во-первых, рифы не бывают абсолютно плоскими, в них всегда есть понижения, заполненные водой, которая будет препятствовать переходу.

Что же касается гладкого рифа, то и ему потребовалось бы 12 часов, чтобы высохнуть...

Во-вторых, такая скорость ветра - это по шкале Бофорта 12-балльный ураган, который несет ужасные разрушения и евреев просто-напросто занесло бы песком...

В свою очередь, американцы предлагают другое место этого библейского события: к северу от Суэцкого залива находится одно из крупнейших в Египте соленое озеро Манзала (Мензелех). В былые времена в него впадал один из рукавов нильской дельты.

С помощью компьютерного моделирования Дрюс и Хань определили, что при восточном ветре, дующем в течение 12 часов (что полностью отвечает «всей ночи» Библии), вода в озере могла опуститься на 1,8 метра, обнажив при этом проход шириной 5 км!

Суша могла бы продержаться около 4 часов, после этого резко скрыться…

Об этом ученые сообщили в исследовании под названием «Динамика ветров в зоне Суэцкого канала и дельте Восточного Нила ».

Причем компьютерные модели только подтвердили то, что было известно давным-давно.

Например, в январе 1882 года британский генерал-майор сэр Александр Брюс Туллох, который наблюдал за работами на Суэцком канале, написал следующее:

«Восточный ветер быстро нарастал и в конце концов стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу.

На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки.

Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования так называемого Красного моря Израилем »

Не спорим, расступившийся Акабский залив впечатляет больше, чем какое-то неглубокое озеро, но, скорее всего, библейский текст больше подтверждает гипотезу, связанную с озером Манзала: все дело в том, что в оригинале на иврите фигурирует гидроним Ям-Суф , то есть «море камыша », который растет скорее в болотистой местности, чем на берегу настоящего глубокого моря…

Форсированное евреями водное пространство стало называться Чермным (Красным) лишь в греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте, который был сделан в III веке до н. э.

В 1978 году исследователь Рон Уайетт и два его сына обнаружили на дне Красного моря в заливе Акаба и сфотографировали большое количество отдельных частей колесниц, которые были покрыты кораллами.

Одна из этих находок представляла собой колесо колесницы с восемью спицами, которое позже было отдано для изучения директору музея «Античности Египта», доктору Нассефу Мохаммеду Хассану.

Когда же ему был задан вопрос, почему он так решил, он дал разъяснение, что колесо с 8 спицами использовалось только в этот период - время правления Рамсеса II и Моше.

Останки скелетов лошадей и людей, ступицы колесниц, колёса с 4, 6 и 8 спицами - всё это находилось на морском дне как безмолвное подтверждение чуда разделения Красного моря…

Одной из самых значительных находок, несомненно, является позолоченное колесо с четырьмя спицами, предположительно, от колесницы фараона.

За многие века дерево разрушилось и осталась только тонкая золотая оболочка.

Все обнаруженное позволило Рону Уайетту сделать предположение, что залив Акаба это и есть место перехода.

Косвенным доказательством этого послужило еще и то, что только здесь есть место, на котором при необходимости смогли бы разместиться миллионы Израилевых сынов...

Изучив документы Британского Адмиралтейства, Рон узнал, что в этом месте находится идеальная природная подводная тропа, которая ведет через залив.

Берега по обе стороны этого подводного хребта в заливе Акаба круто обрывались, и глубина достигала 1670 метров, в то время как на самом хребте глубина составляла 300-340 метров.

Исходя из всего вышеизложенного, Рон Уайетт выдвинул гипотезу, что залив Акаба и есть место перехода через Красное море.

Место пересечения Красного моря

Из книги Ветхого Завета Исход, известно что после того, как «ангел смерти» посетил Египет, израильтянам было разрешено уйти, и они все оставили свои дома в земле Раамсес или Гесем и вышли оттуда ночью.
Как они смогли покинуть пределы Египта столь быстро?

Египет является чрезвычайно протяжённым с юга на север, но с запада на восток он достаточно узок. Израильтяне оставили Раамсес и собрались в Сокхофе, который находился совсем рядом, но в то же самое время, вне границ Египта.
«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Исх. 12:37).

Где был Сокхоф?

Сокхоф должен был быть достаточно большим местом для расположения огромного количества людей и их стад. Место, называемое Тару (Tharu, T’aru, Takut) совершенно соответствует описанию Сокхофа.
«Суэцкий перешеек имел самое большое значение также и с военной точки зрения — это место было несомненно укреплено уже в очень ранние времена. Вероятно здесь располагалась большая крепость Тару (T’aru), часто упоминавшаяся как отправная точка для экспедиций в Сирию…». «Жизнь в Древнем Египте», Адольф Эрман, стр.28.
Она расположена около дельты Нила (земли Раамсес или Гесем), где Израильтяне и жили, а также была местом, где египетская армия собиралась в подготовке к военным походам на север.
Армии Египта состояли из большого количества людей, лошадей и колесниц; и это требовало большой области, чтобы собраться должным образом. Моисей хорошо знал Тару, которая, как полагают, является библейским Сокхофом, так как он служил египетскому фараону военачальником, и именно здесь он организовывал армии для военных походов. И вполне вероятно отсюда израильтяне отправились в Ефам.

Где был Ефам?

«И двинулись [сыны Израилевы] из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни» (Исх. 13:20).
Ефам был «в конце пустыни». Что это была за пустыня?


«Когда же фараон отпустил народ, Бог не повёл [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. И обвёл Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю…» (Исх. 13:17,18). Буквальный перевод: «через пустыню Красного моря».
Это была пустыня Красного моря — гористая земля центральной и южной части Синайского полуострова. Это был так называемый «южный маршрут», который в то время вполне обычно выбирали торговые караваны и армия. Этот маршрут был выбран из соображений безопасности, в отличие от другого маршрута по побережью, где обитали филистимляне.
Чтобы «заблудиться в земле», они должны были бы путешествовать через область горных ущелий (каньонов), которые должны были окружать их. И такой путь должен был вывести их к месту пересечения Красного моря. Зная это, Рон искал область, которая заканчивается пляжем или берегом моря, который должен быть достаточно большим, чтобы вместить возможно 2 или 3 миллиона человек с их стадами. Он нашёл пляж огромного размера в Акабском заливе в Нувейба, и единственный проход к нему был через систему каньонов длиной 18 миль (~29 км).
От «Ефама, в конце пустыни», они изменили направление своего движения (обратились) от пути, который проходит вокруг северного побережья Акабского залива Красного моря, и пошли на юг, через систему каньонов, что, должно быть, показалось им бесконечным лабиринтом. Петляя налево и направо, они могли идти только в одном направлении и по единственной дороге, через которую каньон ведёт к огромному пляжу.

Где находится место пересечения Красного моря?

Традиционно считается, что место перехода через Красное море находилось в районе Суэцкого канала. Однако, никаких гор там до существующего момента так и не было обнаружено. В отличие от библейского описания, местность там равнинная. Теория перехода в районе Суэцкого канала была популярна ещё и потому, что Синайский полуостров традиционно считался местом нахождения горы Синай. И опять это противоречит Библии, которая говорит, что гора Синай находится в Аравии (Гал.4:25).
Рон Уайетт нашёл пляж в Акабском заливе, на котором легко могли разместиться множество людей с их стадами, а также армия фараона. Но есть другой интересный факт об этом месте.
Иосиф Флавий даёт дополнительную информацию в его книге «Иудейские древности», книга 2, глава 15.
Говоря о преследовании израильтян армией фараона, он пишет:
«И вот они отрезали все пути, по которым, по их расчетам, могли бы бежать евреи, и заключили последних между недоступными скалами и морем. Дело в том, что к самому морю [в том месте] подходит совершенно недоступная, почти отвесная гора, мешающая какому бы то ни было бегству. Таким образом, египтяне замкнули евреев в пространстве между горой и морем и заняли своим лагерем выход отсюда на открытую равнину».
Когда Рон Уайетт первоначально посетил это место в 1978 г., тогда можно было видеть как горы на южном окончании пляжа вплотную подступают к морю и не было никакого прохода на юг.

Пляж в Нувейба Египет (На фотографии видно, что горы подступают к морю на южном окончании пляжа)

Конечно, израильтяне не могли повернуть назад, так как их преследовало египетское войско. Бог привёл их именно к тому месту, где Он мог избавить от руки фараона. «Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки: И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левой сторону» (Исх.14:13, 21-22)
Рон нашел части колесниц ныряя в воду на южном окончании пляжа в Нувейба. Это подтвердило предположение, что израильтяне пересекли море в этом месте пляжа.
Армия фараона вышла из того же самого каньона, который является единственным входом на пляж.
Этот каньон расположен по центру пляжа, и как только армия вступила в эту область, единственным путём спасения израильтян было уйти на юг. Но горы на юге вплотную подступают к морю, поэтому они не имели никакого пути спасения, как им это казалось.

Пи-Гахироф, Мигдол и Ваал-Цефон

«Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря» (Исх. 14:2)
Когда Бог дал Моисею эти повеления, очевидно, что Моисей знал, где находились эти места.
На северном окончании пляжа находятся останки древней египетской крепости, которая не давала израильтянам отступать на север, когда они вошли в эту область. Эта крепость была ещё одним свидетельством, что во владения Египта входил весь Синайский полуостров.

Древняя крепость в Нувейба

Поскольку они были между Мигдолом и морем, Мигдолом назывались либо горы на западе, которые являлись естественным барьером, ограничивая их пребывание на пляже, либо это, возможно, была дозорная вышка, которые устанавливались египтянами на вершинах тех гор.
Египтяне действительно имели дозорные посты на всём протяжении Синайского полуострова, и наиболее вероятно имели его здесь, чтобы следить за судами, прибывающими в Акабский залив.
Это исторически подтверждено, что они передавали сообщения от одной до другой дозорной вышки, используя отражённый солнечный свет днём и огонь ночью. Фактически, это вполне может быть то, как фараон узнал точно, каким путём Моисей повёл людей.
На противоположном берегу в Саудовской Аравии, точно напротив того места, где они вступили в море, находится другая древняя структура. В полном одиночестве на берегу располагается мадианитянская крепость, посвящённая Ваалу, и мы полагаем, что это был Ваал-Цефон. То, что Бог повелел поставить стан у моря напротив него и пред ним, может означать — поставить стан напротив этой крепости, располагавшейся на другом конце залива.
Часто задают вопрос: «Как может быть этот участок реальным местом пересечения, ведь он находится слишком далеко, чтобы так быстро добраться до него из Египта»?
Но в 1967 г. Моше Дайан прошёл пешком со своими отрядами из Нувейба (места пересечения) до городу Суэц (около древней крепости Тару, библейский Сокхоф) за шесть дней. И они разбивали лагерь ночью.
Израильтянам повелели есть пресный хлеб в течение семи дней – указание на то, что они будут путешествовать весьма быстро без разбивания лагеря в течение семи дней.
«Семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день — праздник Господу; пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта» (Исх. 13:6-8).
Израильтяне не останавливались и не располагались лагерем каждую ночь, как делали отряды Моше Дайана, они шли днём и ночью:
«Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью. Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица народа» (Исх. 13:21,22)
С изумительной помощью Бога, этот массивный наплыв людей шёл организованным способом день и ночь с большой скоростью. В священном писании как символ скорости используется орёл:
«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе» (Исх. 19:4)

«Красное море»

Название «Красное море» относится ко всем частям этого моря – как к Суэцкому, так и к Акабскому заливам.
«И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской» (Исх. 13:18)
Буквальный перевод этого текста говорит о том, что эта «пустынная дорога» означает «пустыню Красного моря» — землю между двумя рукавами Красного моря.

Подводный мост

3d модель подводного моста

По какому-то совпадению именно в этом месте, на глубине 6-7 метров от Нувейбы через весь залив тянется подводный мост. прорезанный сейчас фарватером, отмечают гидрологи. В библейские же времена риф был выше, но в течение тысячелетий его разрушили землетрясения, свойственные этому региону, поясняют исследователи.
Типичные для Акабского залива 2500-метровые скалы обрамляют его берега и уходят прямо в воду. Залив имеет две глубокие впадины: на севере (примерно 900 м глубиной) и на юге (приблизительно 1900 м глубиной).
Если бы израильтяне попытались перейти Акабский залив где-нибудь ещё, они столкнулись бы с чрезвычайно крутым спуском на глубину примерно в 5000 футов (~1500 м). Со всеми своими животными и фургонами эта задача была бы практически неосуществима.
Существует карта, составленная Дж. К. Холлом и З. Бен-Авраамом в Израильском Геологическом Исследовательском Обществе. Она основана на последних данных и может являться подтверждением двух фактов: наличие широкого подводного моста между полуостровом Нувейба и саудовским берегом; и его незначительный уклон. Информация, предоставляемая этой картой, согласуется с измерениями, сделанными подводной камерой, и данными, сообщаемыми русской картой, несмотря на то, что исследования израильских учёных производились с большей тщательностью и на большей глубине.
Последние указывают, что максимальная глубина изучаемого участка составляет приблизительно 800 м. Следует отметить, что линии очертания морского дна были очерчены учёными, исходя из многих показателей, поэтому на предполагаемом участке пересечения залива вполне могли быть и более мелкие области. На основании данных, полученных израильскими учёными, подсчитываем, что уклон дна у западного берега составляет 12%, а у восточного — 15% (70).

Эти факты означают, что если с этого участка убрать воду и высушить донный песок, то подводный мост шириной 2 км и длиной 15-20 км, станет путём, пригодным для перехода большого количества людей. Расчёты степени уклона дна приближены к параметрам, предписываемым при сооружении пандусов для инвалидов. Уклон дна этого участка Акабского залива изменяется от 22 до 150 м на один километр (или от 2 до 15 см на каждый метр). Учитывая, что подводный мост очень плоский и не имеет препятствий, по нему вполне возможно пересечь залив поперёк. Исходя из содержания текстов Библии и трудов Иосифа Флавия, можно заключить, что морское дно действительно было очень ровным и характеризовалось отсутствием препятствий.
Принимая во внимание разные версии степени наклона дна, заключаем, что если израильтяне двигались по прямой, то им пришлось пройти от 14.5 км до 22 км.

Колёса колесниц

«И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом…» (Исх. 14:24,25)

Древнее колесо. Подводные фото с Красного моря

В 1978 г., во время первого посещения Роном этого участка, ныряя в море он нашёл останки колесниц. Они не были в отличном состоянии и требовали более тщательного изучения. Все они были охвачены кораллами, которые мешали их ясно рассмотреть, но вероятно, коралл был тем средством, который Бог использовал с целью сохранить их до наших дней.
В марте 1998 г. один исследователь из группы Рона несколько раз погружался с аквалангом в этом месте и сфотографировал останки колеса от колесницы с 4 спицами и поднял со дна человеческие кости, множество которых рассеяно по морскому дну. Один экземпляр был доставлен в отделение Остеологии Стокгольмского Университета, и после анализа было доказано, что это правая тазобедренная кость, принадлежащая когда-то человеку. Хотя трудно определить её возраст, но очевидно, что она древних времён. Рост человека был определен в 165-170 см, и кости были заменены минералами (окаменели). Они покрыты небольшим количеством обросших на них кораллов. Также, он видел спуск у южного конца подводного моста из грунта. Он также видел расчищенную от камней дорогу на дне, которую расчистили израильтяне, чтобы перейти через Красное море, и которая вела от берега и спускалась в море. Израильтяне должны были устранить с пути все камни, чтобы расчистить проход для своих фургонов.

Значение колёс

Колесница фараона выставлена в Каирском Музее. Точно такая же колесница была обнаружена на дне моря

Древнее изображения колес

Значение колёс имеет чрезвычайное значение к датировке Исхода и определения какая династия была вовлечена в это. Тогда, в конце 70-ых, Рон поднял со дна центр колеса, которое имело останки 8 спиц, направленные от центра наружу. Он отвёз это в Каир, в офис Нассифа Мохаммеда Хассана, директора египетского музея античности, с которым Рон работал. Господин Хассан исследовал это и немедленно заявил, что этот антиквариат имел происхождение во время 18-ой династии древнего Египта.
Когда Рон спросил его, как он это узнал, то господин Хассан с готовностью объяснил, что колёса с восемью спицами использовалось только в течение 18-ой династии.
Это конечно ограничило дату Исхода временем правления 18 династии. Исследуя египетские колесницы, Рон скоро обнаружил факт, что египтянами использовались колёса с 4, 6 и 8 спицами, и такие колёса он также находил на дне Красного моря. Но находка колеса с 8 спицами, определяет Исход во время правления 18-ой династии, что согласовывается с многочисленными источниками на эту тему.
Найдено также четырехспицевое колесо с золотым покрытием хорошо различимо на дне залива. Его диаметр составляет примерно 1 м. Колесо имеет четыре спицы и является деревянной рамой, полностью покрытой золотом. Найденное колесо представляет крепкую конструкцию и было скорее частью боевой колесницы или транспортной повозки, нежели церемониальной кареты, наподобие тех, что помещали в гробницы. Следует отметить, что до сих пор такие колёса находили только в гробницах фараонов.
Позолоченное колесо на дне залива было частью колесницы, двигавшейся сзади войск и возможно принадлежавшей жрецу. Офицеры и фараон, чьи повозки также имели позолоченные колеса, как правило, ехали впереди армии.

Россия. Ученые утверждают, что Библейское предание о чудесном переходе евреев через Чермное море имеет научное обоснование

Санкт-Петербург, Россия, 14 января, Newsru.com – Описанный в Ветхом Завете переход Моисея и евреев через расступившееся перед ними Чермное море может быть объяснен с точки зрения современной науки. Израильтян могли перейти из Египта на другой берег через Суэцкий залив Красного моря, отделяющий Синайский полуостров от Африки, утверждают научные сотрудники Санкт-Петербургского филиала института Океанологии РАН Наум Вольцингер и Алексей Андросов. По их мнению, именно там находилось библейское Чермное море.

На глубине 6-7 метров в северной, узкой части Суэцкого залива расположен поперечный риф, прорезанный сейчас фарватером, отмечают гидрологи. В библейские же времена риф был выше, но в течение тысячелетий его разрушили землетрясения, свойственные этому региону, поясняют исследователи.
Расчеты, проведенные учеными для конкретного участка Суэцкого залива и прилегающей части Красного моря, показывают, что под действием отлива и ветра, дующего со скоростью 33 м/сек, уровень воды над рифом за 9 часов может опуститься до 20 – 25 см. При этом происходит полное осушение оконечности залива перед рифом. Ученые установили, что после ослабления или прекращения ветра рифовая отмель шириной 2-3 километра останется обнаженной около четырех часов, что позволяет беспрепятственно перебраться на восточный берег залива. Вероятность такого обнажения суэцкого рифа ничтожно мала, подобное происходит раз в 50 тысяч лет.
Возможно, что событие, изложенное в библейском повествовании, пришлось как раз на это время. Израильтяне успели перейти море, а преследовавшие их египтяне со своими колесницами немного опоздали. Колеса колесниц увязли в грунте, и на них через некоторое время обрушилась крутая возвратная волна прилива.


В ПОИСКАХ ГОРЫ МОИСЕЯ: ШОКИРУЮЩИЕ НАХОДКИ (Новинка 2019)


Есть мнение , что Евреи перешли море в районе Суэцкого канала, но это не соответствует маршруту , который описан в Библии + остальные теории были опровергнуты. Например, теория перехода Евреев в Тиранском проливе является уже не действительной после получения адмиралтейской карты района Тирана и всего залива Акаба и сейсмических данных. Исследователям не разрешалось в последние годы проводить тут погружения и полное исследования района. Давайте вместе искать то реальное место, где они перешли Красного моря (Чермное море).

Точный Маршрут по Библии


При исследовании маршрута, которым израильтяне должны были пройти выйдя из Египта, исследователи обнаружили, что библейское описание этого исхода полностью совпадает. В Исх.14:1-2, Бог говорит им свернуть с главной дороги и пойти другой дорогой, которая, как обнаружили исследователи, вела к каньону Ваал-Цефон (теперь этот каньон называется Вади Ватир).

Но тут происходит то, что сильно удивило Фараона! Он думал, что Евреи пойдут прямо (желтый маршрут), но они повернули направо в тупик полуострова (красный маршрут).

И Тут фараон произносит знаменитые слова.... "И скажет фараон о сынах Израилевых - они заблудились в земле сей, заперла их пустыня " (Исх.14:3).

Книга Исход объясняет , как Господь вёл детей Израиля "не по дороге земли филистимской, потому что она близка. И обвёл Бог народ дорогою пустынною к Чермному (Красному) морю". Здесь перед ними открылась обширная пустыня.

На ширину в несколько миль от Вади Ватир (Ваал-Цефона) открывается обширное взморье на западном побережье Акабского залива.

Вход на это побережье называется Пи-Гахироф, это было единственным местом, на котором могли бы разместиться 2 миллиона людей со своими стадами.

Путь к северу израильтянам преграждала египетская военная крепость. Действительно, к северу от входа в ущелье Вади Ватир мы обнаруживаем древнюю крепость, которая, является местом, упомянутым В Библии как Мигдол (Исх.14:2). К югу от побережья склоны гор спускаются непосредственно к морю, мешая тем самым движению на юг.

Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря. (Исх.14:2)

Моисей знал , где находились эти объекты, поскольку прожил в Мадиаме в течение сорока лет.

Любопытный факт (Ваал-Цефон)


Любопытный факт: На восточном берегу Акабского залива т.е. прямо напротив Пи-Гахирофом (современная Саудовская Аравия) в нескольких километрах имеется местечко, называемое по-арабски "Сараф Эль-Бал". В этом названии, прежде всего, прослеживается связь с именем бога Ваала (Баала). Слово «Цефон» с течением времени претерпеть изменения и спустя 3500 лет стать арабским «Сараф».

Любопытный факт 2: Тут еще были обнаружены развалины, служившего, предположительно, для религиозных целей (священное место, посвящённое мадианитянами Ваалу в районе Цефо или Ваал-Цефон). Сочетание «пред Ваал-Цефоном» следует понимать как «напротив Ваал-Цефона», то есть на другой стороне Акабского залива. Это подтверждает тот факт, что именно здесь Евреи перешли море.


Другие факты


В память о переходе через чермное море стоят два столба на каждом берегу (в данный момент а Аравии столб демонтирован и осталась только табличка).

Столбы имели надписи на древнееврейском языке, которые гласили "Мизраим (Это Египет), Соломон, Едом, Смерть, Фараон, Моисей, Яхве".

Интересно, но только в этом месте из всего залива Акаба имеется на удивление идеальное прямое дно для комфортного перехода для людей, скота и колесниц. Все протяжение залива имеет огромные перепады, камни, неровности, большие уступы и т.п. но в этом месте прямое. Это стало известно совсем недавно, когда правительство Аравии сняло запрет для иностранных исследователей.

Кому интересно, то в интернете есть даже док. фильм по этому поводу, от скандинавского исследователя.

Конечно, израильтяне не могли повернуть назад, так как их преследовало египетское войско. Бог привёл их именно к тому месту, где Он мог избавить от руки фараона. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левой сторону" (Исх.14:13, 21-22)

Путешествие по горе Синай с помощью Google Earth -

Перед евреями и Моисеем действительно могла расступиться вода, как описано в Ветхом завете. Но событие имело место не на Красном море, а на озере в дельте Нила.

Американские ученые нашли объяснение феномену, описанному в , когда перед Моисеем и народом Израилевым расступилось море.

Специалисты из американского Национального центру атмосферных исследований и Колорадского университета в Боулдере провели компьютерное моделирование, которое доказало, что такое событие, как разделение моря, вполне возможно.

Однако, по мнению ученых, если это и произошло на самом деле, то вовсе не на Красном море, как повествует Библия, а на озере Мензала в дельте Нила. Не исключено, что "Красное море" было ошибкой переводчиков.

Одна из книг Старого завета, да и часть Пятикнижия, повествует об освобождении из египетского рабства и странствиях евреев под руководством пророка Моисея.

В одном из наиболее драматичных моментов рассказа говорится, как Красное море по взмаху руки Моисея расступилось перед беглецами и они перебрались на другой берег, а египтяне, которые гнались за ними, утонули в волнах моря, которое опять сомкнулось.

"И протянул Моисей руку свою на море, и Господь гнал море сильным восточным ветром целую ночь, и сделал море сушей, и расступилась вода", - сказано в Священной книге.

Применив метод компьютерного моделирования, ученые установили, что мощный ветер действительно мог разделить воду. Однако восточный ветер вряд ли мог помочь евреям, которые шли из Египта, перейти Красное море, которое вытянуто с северо-запада на юго-восток.

По мнению историков, в тексте Пятикнижия на иврите идет речь о море камышей, а не о Красном море. Это предположение не ново: в Библии море, которое переходили евреи, на церковнословянском языке переводится как Красное море, которое значит не только красное, но и "море камышей", и на английском языке названия весьма созвучные: Red Sea (Красное море) и Sea of Reeds (Море камышей).

Но у берегов Красного моря камыши не растут. Зато они есть на берегах озер, расположенных в дельте Нила.

Изучив старинные карты Египта, ученые предположили, что в Библии речь шла об озере, расположенном вблизи древнего города Танис (Джанет) в восточной части дельты Нила (неподалеку от современного Порт-Саида). В настоящий момент это озеро называется Мензала.

По данным ученых, стойкий ветер со скоростью 100 км/час (27,7 м/с) над вытянутым с запада на восток озером Манзала, был бы способен отогнать воды озера к западному берегу и на юг, к реке.

Моделирование показало, что в результате образовался бы широкий сухой мост, способный продержаться в течение четырех часов.