Понятие таможенной процедуры было введено таможенным кодексом Таможенного союза, ранее в таможенном законодательстве был термин таможенные режимы.

Таможенная процедура это - выбранный декларантом (она указывается в графе 1 декларации на товары) способ пользования и распоряжения товарами, как таможенной территории Таможенного союза, так и за пределами Таможенного союза. При условии соблюдения условий выбранной таможенной процедуры.

Декларант вынужден поместить перемещаемый через таможенную границу товар под одну из существующих таможенных процедур. Он вправе выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на иную, но с соблюдением ее условий.

Таможенный кодекс Таможенного союза в статье 202 предусмотрел 17 видов таможенных процедур.

  1. Выпуск для внутреннего потребления. При данной процедуре завозятся иностранные товары. Подается в установленном порядке декларация. Уплачиваются таможенные пошлины, налоги, сборы. Соблюдаются в зависимости от кода товара запреты и ограничения. При выполнении перечисленных условий происходит выпуск товара.
  2. Экспорт. Эта процедура является противоположной вышеуказанной. Товары таможенного союза убывают с таможенной территории и будут постоянно находить за ее пределами. Также подается декларация. Как правило, уплачивается только таможенный сбор, только небольшая категория сырьевых товаров попадает под пошлину. Как и в предыдущей процедуре необходимо соблюдение ограничений и запретов.
  3. Таможенный транзит. Это когда товары перемещаются под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза, так и по территории государства, которое не являющегося членом такого союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения.
  4. Таможенный склад. При этой процедуре иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе до 3 лет, при этом отсутствует необходимость уплаты таможенных платежей.
  5. Переработка на таможенной территории. Это когда иностранные товары, завозятся на таможенную территорию Таможенного союза, перерабатываются в срок до 3 лет. Продукты переработки товаров вывозятся с таможенной территории Таможенного союза. При этом к товарам применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей (вносится обеспечение и после вывоза продуктов переработки оно возвращается). 
  6. Переработка вне таможенной территории. Это когда товары Таможенного союза вывозятся с этой территории для переработки товаров на срок до 2 лет (например, из ткани сшили костюмы) с последующим ввозом переработанной продукции на таможенную территорию Таможенного союза. Также как и в предыдущей процедуре к товарам будет применено полное условное освобождение.
  7. Переработка для внутреннего потребления. При этой процедуре иностранные товары завозятся на таможенную территорию Таможенного союза для переработки в установленный срок, который не может превышать до 1 года. В дальнейшем продукты переработки помещаются по таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Под эту процедуру могут помещаться отдельные категории товаров, указанные в постановлении Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 (например, каучук синтетический, выкройки одежды и другие товары).
  8. Временный ввоз. Это когда допускается временно пользоваться иностранными товарами на территории Таможенного союза без передачи другим лицам с полным (до 1 года) или частичным (до 2 лет) условным освобождением от уплаты таможенных платежей. Перечни товаров временно выпускаемых с полным условным освобождением определены решением КТС от 18.06.2010 № 331. При частичном условном освобождении уплачиваются суммы таможенных платежей в размере 3 % за каждый месяц (полный и не полный) нахождения товаров на территории Таможенного союза.
  9. Временный вывоз. При этой процедуре товары Таможенного союза вывозятся (временно) за их пределы с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта. Срок временного вывоза товаров нормативно не установлен. Данный срок определяется таможенным органом в каждом отдельном случае.
  10. Реимпорт. Это когда товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно, на нее в установленные законодательством сроки и без уплаты таможенных платежей.
  11. Реэкспорт. При этой процедуре товары, ранее ввезенные на территорию Таможенного союза, или продукты переработки иностранных товаров, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм там. платежей.
  12. Беспошлинная торговля. Это когда товары реализуются в розницу магазинах беспошлинной торговли (для понимания Duty free) физическим лицам, которые покидают таможенную территорию Таможенного союза, и иностранцам без уплаты таможенных пошлин, налогов.
  13. Уничтожение. При этой процедуре иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем за счет декларанта без уплаты ввозных таможенных платежей.
  14. Отказ в пользу государства. Это когда иностранные товары безвозмездно передаются в собственность (федеральную применительно к России) государства – члена Таможенного союза. Лицо, которое отказалось от товара освобождается от уплаты таможенных платежей.
  15. Свободная таможенная зона. Это такая таможенная процедура, при которой ввезенные на территорию Российской Федерации и помещаемые в СЭЗ товары хранятся в течение необходимого времени под таможенным контролем. При этом не уплачиваются таможенные платежи, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся на специально выделенных и обустроенных для этих целей площадках.
  16. Свободный склад. Это такая таможенная процедура, при которой ввезенные на территорию Российской Федерации и помещаемые в свободном складе товары хранятся в течение необходимого времени под таможенным контролем. При этом не уплачиваются таможенные платежи, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся на специально выделенных и обустроенных для этих целей площадках.
  17. Специальная таможенная процедура. Это когда отдельные категории товаров по перечню установленному КТС от 20.05.2010 № 329 ввозятся в Российскую Федерацию и вывозятся из России с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС) и сборов за таможенные операции.

В результате изучения главы 16 студент должен:

знать понятие и классификацию таможенных процедур; общую характеристику основных таможенных процедур;

уметь классифицировать таможенные процедуры; различать виды основных таможенных процедур; толковать содержание и определять цели основных таможенных процедур;

владеть навыками анализа основных таможенных процедур.

Понятие таможенных процедур и их классификация

В качестве разновидности таможенных формальностей можно рассматривать таможенные процедуры, поскольку последние также подпадают под понятие таможенных операций, которые должны совершаться заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства.

К сожалению, в Киотской конвенции отсутствует определение этого понятия, но исходя из анализа положений этой Конвенции, можно сделать вывод о том, что таможенные процедуры являются видом таможенных формальностей. Хотя от некоторых таможенных формальностей они отличаются, в частности от таможенных формальностей, составляющих процесс таможенной очистки товаров.

Во-первых, таможенные процедуры применяются после завершения таможенных формальностей таможенной очистки, т.е. для помещения товаров под избранную декларантом таможенную процедуру необходимо совершить таможенные формальности, предшествующие подаче декларации и таможенные формальности, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру (таможенное декларирование и выпуск товаров).

Во-вторых, таможенная процедура определяет порядок пользования и распоряжения товарами после завершения таможенной очистки товаров.

В-третьих, от таможенной процедуры зависит режим уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений нетарифного характера.

В-четвертых, выбор таможенной процедуры – это исключительное право декларанта, и этот выбор определяется целью перемещения товаров через таможенную границу.

Таким образом, исходя из приведенных характеристик таможенных процедур можно вывести следующее ее определение.

Таможенные процедуры – это совокупность действий, совершаемых таможенными органами и соответствующими лицами в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, определяющих их правовой режим в зависимости от целей такого перемещения.

Согласно ст. 4 ТК ТС таможенная процедура – совокупность норм, устанавливающих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ТС или за ее пределами. Иными словами, под процедурой понимается установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (например, судебная процедура).

Отталкиваясь от такого понимания слова "процедура", таможенную процедуру можно определить как порядок пользования и распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами, зависящий от целей перемещения через таможенную границу и устанавливающий режим уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров.

Иными словами, таможенная процедура определяет порядок использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, т.е. пределы пользования товарами.

Ввоз товаров на таможенную территорию ТС и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС, и обязанность соблюдать условия этих процедур.

Цель таможенной очистки товаров, т.е. совершения таможенных формальностей, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, – это помещение товаров под избранную декларантом таможенную процедуру.

Важнейшее требование к лицам, перемещающим товары через таможенную границу, зафиксированное в ст. 203 ТК ТС состоит в том, что: "...товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, подлежат помещению под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС и законодательством государств – членов ТС". Таким образом, по общему правилу перемещение товаров через таможенную границу возможно при заявлении в отношении товаров определенной, избранной по воле декларанта таможенной процедуре.

Киотская конвенция предусматривает 18 видов таможенных процедур, которые сгруппированы в Специальных приложениях.

К ним относятся следующие таможенные процедуры:

  • – Очистка для внутреннего потребления (Специальное приложение В "Импорт").
  • – Реимпорт в неизменном состоянии (Специальное приложение В "Импорт").
  • – Полный экспорт (Специальное приложение С "Экспорт"),
  • – Таможенные склады (Специальное приложение D "Таможенные склады, свободные зоны").
  • – Свободные зоны (Специальное приложение D "Таможенные склады, свободные зоны").
  • – Таможенный транзит (Специальное приложение Е "Транзит").
  • – Перегрузка (Специальное приложение Е "Транзит").
  • – Каботажная перевозка товаров (Специальное приложение Е "Транзит").
  • – Переработка на таможенной территории (Специальное приложение F "Переработка").
  • – Переработка вне таможенной территории (Специальное приложение F "Переработка").
  • – Возврат (Специальное приложение F "Переработка").
  • – Переработка товаров для внутреннего потребления (Специальное приложение F "Переработка").
  • – Временный допуск (Специальное приложение G "Временный допуск"),
  • – Пассажиры (Специальное приложение J "Специальные процедуры").
  • – Почтовые перевозки (Специальное приложение J "Специальные процедуры").
  • – Транспортные средства коммерческого пользования (Специальное приложение J "Специальные процедуры").
  • – Припасы (Специальное приложение J "Специальные процедуры").
  • – Поставки помощи (Специальное приложение J "Специальные процедуры").

В ТК ТС предусматриваются 17 таможенных процедур. В дополнение к таможенным процедурам Киотской конвенции отдельно в качестве таможенных процедур рассматриваются таможенные процедуры отказа в пользу государства и уничтожения, а также процедура беспошлинной торговли. Некоторые из таможенных процедур Киотской конвенции объединены в ТК ТС в рамки одной таможенной процедуры, например все процедуры Специального приложения J "Специальные процедуры". Существуют таможенные процедуры, отсутствующие в ТК ТС, – "Перегрузка", "Каботажная перевозка товаров" и др. Таким образом, таможенное законодательство ТС еще не в полной мере соответствует положениям Киотской конвенции. Хотя Россия присоединилась к этой конвенции только лишь в объеме Генерального приложения, в будущем представляется необходимым внести соответствующие изменения в ТК ТС, особенно учитывая перспективу дальнейшего расширения участия России в Киотской конвенции.

Ни Киотская конвенция, ни ТК ТС не проводят классификации таможенных процедур. Однако для лучшего уяснения их смысла и значения таможенные процедуры можно классифицировать в зависимости от частоты применения, характера, сути и содержания самих процедур на четыре группы.

  • 1. Основные таможенные процедуры, которые чаще всего заявляются и опосредуют внешнеторговый оборот государств. К ним относятся следующие процедуры: очистка для внутреннего потребления, полный экспорт, процедуры транзита. При этом очистка для внутреннего потребления и полный экспорт являются таможенными процедурами, опосредующими внешнеторговую деятельность. Таможенный транзит применяется в большей степени как вспомогательная процедура, после которой применяются, как правило, другие таможенные процедуры.
  • 2. Таможенные процедуры, предполагающие ограниченный режим пользования и распоряжения товарами в соответствии с определенными условиями: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, таможенный склад, временный допуск, свободная таможенная зона, свободный склад.

Эти процедуры объединены в группу по хозяйственно-целевому назначению, они предполагают какую-то хозяйственную, экономическую деятельность в отношении этих товаров: переработку их, временный ввоз товаров для обеспечения деятельности представительств зарубежных компаний, продажу товаров в магазинах беспошлинной торговли и т.д.

  • 3. Завершающие таможенные процедуры носят, как правило, несамостоятельный характер и следуют за другими таможенными процедурами, но после них уже никакие процедуры не применяются, они являются завершающими, т.е. с их заявлением прекращается нахождение товаров под таможенными контролем: реимпорт в неизменном состоянии, возврат, уничтожение, отказ в пользу государства. Завершающие таможенные процедуры характеризуются окончанием таможенного контроля по завершению действия любого из них, т.е. они завершают другие таможенные процедуры.
  • 4. Специальные таможенные процедуры. Они предусматривают в основном узконаправленно, т.е. конкретно определенное использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей. Например, перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств и государств – членов ТС, перемещение товаров для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и т.д.

В соответствии со ст. 206 ТК ТС таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС, проводится таможенными органами того государства – члена ТС, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой.

Таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на территории иного государства – члена ТС, чем то государство, таможенным органом которого выпущены товары, проводится в соответствии с гл. 17 ТК ТС "Взаимная административная помощь таможенных органов".

  • См.: Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. №329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру".

Таможенная процедура определяет совокупность требований и условий, порядок применения в отношении товаров пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также определяет статус товаров для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и используются на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Таможенная процедура - специальная система мероприятий и совокупность методов, обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого государство воздействует на ВЭО.

С помощью таможенных процедур определяются :

  1. Конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения
  2. Условия нахождения товара и его допустимое использование на/вне таможенной территории РФ
  3. Права и обязанности бенефициара (это лицо, которое в соответствии с таможенных законодательством имеет необходимые полномочия в отношении товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы и преимущества таможенных процедур).

Таможенный орган принимает решение о возможности помещения конкретного товара под определенную таможенную процедуру.

Их всего 14.

ОСНОВНЫЕ таможенные процедуры:

1. Выпуск товара для свободного обращения (внутреннего потребления)

Товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, остаются на этой территории без обязательства об их вывозе за пределы этой территории.

Иностранные товары, выпущенные в свободное обращение на таможенной территории РФ, рассматриваются как российские товары.

Данная процедура осуществляется путем декларирования товаров и при условии оплаты пошлин, налогов и сборов.

Кроме того, должны соблюдаться меры экономической политики и ограничения, а в отношении подакцизных товаров применяется специальные меры контроля.

При несоблюдении указанных условий товары могут быть условно выпущены.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных.

2. Экспорт

Товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе.

Экспорт осуществляется при следующих условиях:

  • Уплата экспортных таможенных пошлин, если они предусмотрены (нефтепродукты, газ, лес и т.д.)
  • Соблюдение мер экономической политики (сертификация, лицензирование)
  • Выполнение специальных требований для некоторых товаров

При экспорте товары освобождаются от уплаты НДС и акцизов.

Товары, вывезенные в соответствии с процедурой экспорта остаются товара российского происхождения в течение 10 лет.

3. Международный таможенный транзит

Товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме естественной убыли или износа.

Не могут использоваться в каких-либо целях, кроме транзита.

Ответственность за транзит товара возлагается на перевозчика.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ Таможенные процедуры – просто названия записать, а характеристики прочитать, может что и запишу

4. Процедура переработки товаров

Товары, являющиеся предметом международного обмена могут требовать проведения ремонта, обработки и т.д.

Существует 3 вида процедур переработки :

1. Переработка товаров на таможенной территории

Иностранные товары ввозятся на таможенную территорию РФ без взимания пошлин и налогов. После переработки все продукты должны быть вывезены и с них также не взимаются платежи.

2. Переработка товаров для внутреннего потребления

Иностранные товары ввозятся на таможенную территорию РФ без взимания пошлин и налогов.

Продукты переработки могут быть частично вывезены из России, а частично оставлены для реализации на российском рынке. С оставшихся товаров взимаются таможенные пошлины и налоги.

Срок переработки в этих двух случаях – 2 года.

3. Переработка вне таможенной территории

Российские товары вывозятся из России без взимания пошлин и налогов. После переработки в иностранном государстве продукты должны быть ввезены обратно.

Во всех случаях таможенный орган может потребовать внесение таможенных пошлин и налогов в качестве страховых сумм, которые возвращаются, если процедуры были завершены без нарушений.

5. Временный ввоз или вывоз

Допускают временное использование иностранных товаров на таможенной территории РФ либо российских товаров за ее пределами.

Товары могут полностью или частично освобождаться от таможенных платежей и к ним не применяются меры экономической политики.

Временный ввоз на таможенную территорию РФ не должен превышать 2 года.

Временный вывоз не имеет предельного срока.

Товары не могут быть проданы и таможня может потребовать внесение залога на срок ввоза.

6. Таможенный склад

Ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания пошлин и налогов, без применения мер экономической политики на период хранения.

Смысл таможенного склада связан с тем, что предприниматель может создавать складские запасы межстранового уровня. При этом пошлины и налоги уплачиваются только по факту конкретной сделки. Такая процедура дает возможность выбирать на рынке какой страны будет реализован товар.

2 типа:

  • Публичные (учреждаются таможней и носят открытый характер)
  • Частные (открывается юридическими лицами, имеющие лицензию таможни. Частные склады могут быть закрытого и открытого типа.)

7. Свободная таможенная зона (свободный склад)

Иностранный товар размещается и используется в соответствующих территориальных границах или помещениях без взимания пошлин и налогов, без применения мер экономической политики.

Российский товар размещается и используется на условиях экспорта.

Регламентируется законодательством РФ об особых экономических зонах.

для участников Особых экономических зон

ЗАВЕРШАЮЩИЕ Таможенные процедуры

8. Реимпорт

Российские товары, ранее вывезенные с таможенной территории, в соответствии с экспортом ввозятся обратно в установленные сроки без взимания пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.

9. Реэкспорт

Иностранные товары, ранее ввезенные на таможенную территорию, вывозятся с этой территории без взимания или с возвратом пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.

10. Уничтожение товаров

Иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.

Такая процедура может использоваться в случаях, если товар утратит качество в процессе таможенного оформления или дальнейшие действия с товаром нецелесообразны с коммерческой точки зрения.

11. Отказ в пользу государства

Лицо уступает товар государству без уплаты пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ Таможенные процедуры

12. Магазин беспошлинной торговли

Иностранные товары продаются под таможенным контролем на таможенной территории РФ без взимания пошлин и налогов и ограничены меры экономической политики.

Условие применения процедуры – вывоз товаров приобретенных в магазине.

Торговля ведется только в розницу и исключается продажа по образцам, заказам с рассрочкой платежа и доставки на дом.

13. Перемещение припасов

Предназначена для использования в платных международных пассажирских перевозках.

К товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, не взимаются налоги и пошлины.

При вывозе товаров возмещение внутренних налогов не производится.

14. Специальные режимы

Предусматривают полное освобождение от пошлин и налогов, запретов и ограничений экономического характера.

Касается перемещения товаров в основном в интересах государственных органов РФ либо в целях проведения аварийно-спасательных операций.

1. Понятие и общая характеристика таможенных процедур.

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие «таможенная процедура» в юридической литературе и в таможенном законодательстве?

2. Каковы условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта?

3. В чем различия между понятиями «завершение переработки товаров на таможенной территории» и «приостановление переработки товаров на таможенной территории»?

4. Что понимается под таможенным складом?

5. Какова правовая основа специальных таможенных процедур?

Понятие и общая характеристика таможенных процедур.

Понятие таможенной процедуры как совокупности норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами содержится в ст. 4 ТК ТС. Виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (вводится решением Комиссии таможенного союза и определяет требования и условия пользования и распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Товары помещаются под определенную таможенную процедуру по выбору лица. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом.

Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления

Правовая основа таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления закреплена в главе 30 ТК ТС и главе 27 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определены соответственно статьями 210 и 211 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 228 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 210 ТК ТС, выпуск для внутреннего потребления − таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений их пользования и распоряжения.

Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:

1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдение запретов и ограничений;

3) наличие документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

При выполнении этих условий, товар приобретает статус товаров таможенного союза.

Если товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенными органами государств - членов Таможенного союза, повторного помещения таких товаров под таможенную процедуру при их ввозе в Российскую Федерацию не требуется.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и считается исполненной:

1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;

2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;

3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, − с момента получения таможенным органом заявления о зачете;

4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, − с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;

5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

6) с момента зачисления денежных средств на счет Федерального казначейства, в случае взыскания таможенных платежей за счет:

а) товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги;

б) залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.

Таможенная процедура экспорта

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 31 ТК ТС и главе 28 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 212 и 213 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 230 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 212 ТК ТС − экспорт − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Законодательством таможенного союза допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.

Срок выпуска товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составляет четыре часа с момента регистрации таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов.

Таможенная процедура таможенного транзита

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 32 ТК ТС и главе 29 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 215 и 216 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 230 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Таможенный транзит − таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося участником таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 тысяч километров за 1 месяц.

Таможенная процедура таможенного склада

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 33 ТК ТС и главе 30 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 229 и 230 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 238 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 229 ТК ТС таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, за исключением:

− товаров, срок годности или реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 календарных дней;

− товаров, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры. Под таможенную процедуру таможенного склада могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории.

Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать три года со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. Товары, имеющие ограниченный срок годности и (или) реализации, должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее чем за 180 календарных дней до истечения этого срока.

Таможенная процедура переработки на таможенной территории

Правовая основа таможенной процедуры переработки на таможенной территории закреплена в главе 34 ТК ТС и главе 31 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории определены соответственно статьями 239 и 240 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 244 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка на таможенной территории − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.

Срок переработки товаров на таможенной территории определяется лицом, получающим разрешение на переработку товаров на таможенной территории, в пределах 3-х летнего срока, установленного пунктом 1 ст. 243 ТК ТС, и согласовывается с таможенным органом при рассмотрении заявления на получение разрешения на переработку товаров на таможенной территории.

Таможенная процедура переработки вне таможенной территории

Правовая основа таможенной процедуры переработки вне таможенной территории закреплена в главе 35 ТК ТС и главе 32 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории определены соответственно статьями 252 и 253 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 254 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка вне таможенной территории − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

Срок переработки товаров вне таможенной территории не может превышать 2 года.

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления

Правовая основа таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления закреплена в главе 36 ТК ТС и главе 33 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления определены соответственно статьями 264 и 265 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 264 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка для внутреннего потребления − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Срок переработки товаров для внутреннего потребления не может превышать 1 год.

Таможенная процедура временного ввоза (допуска)

Правовая основа таможенной процедуры временного вывоза закреплена в главе 37 ТК ТС и главе 34 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза определены соответственно статьями 277 и 278 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 274 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Временный ввоз (допуск) − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 лет.

Таможенная процедура временного вывоза

Правовая основа таможенной процедуры временного вывоза завидена в главе 38 ТК ТС и главе 35 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза определены соответственно статьями 285 и 286 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 281 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Временный вывоз − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.

Таможенная процедура реимпорта

Правовая основа таможенной процедуры реимпорта закреплена в главе 39 ТК ТС и главе 36 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта определены соответственно статьями 292 и 293 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 285 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Реимпорт − таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 ТК ТС, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура реэкспорта

Правовая основа таможенной процедуры реэкспорта закреплена в главе 40 ТК ТС и главе 37 ФЗ «о таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта определены соответственно статьями 296 и 297 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 289 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Реэкспорт − таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура беспошлинной торговли

Правовая основа таможенной процедуры беспошлинной торговли закреплена в главе 41 ТК ТС и главе 38 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли определены соответственно статьями 302 и 303 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 292 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Беспошлинная торговля − таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура уничтожения

Правовая основа таможенной процедуры уничтожения закреплена в главе 42 ТК ТС и главе 39 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения определены соответственно статьями 307 и 308 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 295 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Уничтожение − таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура отказа в пользу государства

Правовая основа таможенной процедуры уничтожения закреплена в главе 43 ТК ТС и главе 40 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения определены соответственно статьями 310 и 311 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 299 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Отказ в пользу государства − таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства − участника таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Специальная таможенная процедура

Правовая основа специальной таможенной процедуры содержится в ст. 202 ТК ТС: и гл. 41 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В п. 17 ч. 1 ст. 202 ТК ТС дано следующее определение: «специальная таможенная процедура (вводится решением Комиссии таможенного союза и определяет требования и условия пользования и распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами)». Содержание специальной таможенной процедуры и условия помещения под нее товаров регламентированы в ст. 303, 304 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Специальная таможенная процедура − процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному Комиссией Таможенного союза, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура (режим) в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. Содержание таможенных процедур включает:

    направление перемещения через таможенную границу;

    цель перемещения;

    статус товаров;

    условия помещения товаров в таможенный режим;

    порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;

    порядок применения таможенных пошлин и налогов;

    другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза.

Отдельные таможенные процедуры определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок представления.

Таможенный кодекс таможенного союза установил в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Вне зависимости от заявленных таможенных процедур лица обязаны соблюдать:

    запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;

    требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом.

Правила, регламентирующие таможенные процедуры, обязательны как для таможенных органов, так и для организаций и лиц, перевозящих товары. Таможенная процедура выбирается лицом, перемещающим товары, и может быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и др.

Таможенные процедуры предназначены для определения статуса товаров и транспортных средств. Таким образом, назначение таможенных процедур заключается в определении действий, совершаемых с товарами и транспортными средствами.

Однако, указанные действия не должны противоречить целям таможенной политики РФ, установленным ст.2 ТК ТС.

Такими целями являются:

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля;

    регулирование товарообмена на таможенной территории РФ;

    стимулирование развития национальной экономики и др.

К основным таможенным процедурам относятся следующие:

    выпуск для внутреннего потребления;

  1. международный таможенный транзит.

Глава 1. Понятия, виды и классификация таможенных процедур

1.1 Понятие таможенных процедур

Рассмотрение различных видов таможенных процедур, условий и особенностей их функционирования в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности невозможно без выявления и анализа правового фундамента, на котором строится вся система административно-правовых режимов. Самым общим понятием в этой системе выступает правовой режим, как основа любой регламентированной законом деятельности.

Так, например, И.И. Матузов и А.В. Малько в содержательной статье по данному вопросу рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы «распорядок» действия права, это – функциональная характеристика права.

Вместе с тем, Д. Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующие определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.

Правовой режим – это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает известную степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности».

1.2 Понятие таможенной процедуры

Таможенная процедура является основной категорией российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения), условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории, а также права и обязанности бенефициара таможенной процедуры.

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами» (ч. 22 ст. 11 ТК ТС).

Однако не все таможенные процедуры имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретной таможенной процедурой. Существуют, например процедуры, которые не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля.

Вместе с тем ТК ТС предусмотрены общие условия применения таможенных процедур, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного таможенного режима. Такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных режимов).

К принципиальным основам применения таможенных процедур в соответствии с гл. 17 ТК ТС следует отнести:

    обязательность заявления таможенной процедуры – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

    право выбора таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС;

    соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенной процедуры – ст. 158 ТК ТС;

    разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой – ст. 157 ТК ТС;

    обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которым товар выпущен – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

    приостановление действия таможенной процедуры при изменении статуса товара – ст. 162 ТК ТС;

    право изменения таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС (заинтересованное лицо вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную, при условии соблюдения требований изменения и избираемую таможенную процедуру).

Товары попадают под таможенную процедуру при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.