Главная » 2020 » Апрель » 16 » Арт-календарь: великие имена
11:37
Арт-календарь: великие имена

Мы открываем новую рубрику – «Арт-календарь». Каждую неделю мы будем говорить о личности, определившей развитие искусства, или о событии, повлиявшем на ход культурной истории. Первым в нашем календаре станет имя великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770-1827). В декабре этого года будет отмечаться 250-летие со дня его рождения.

Бетховен. Становление таланта

Бетховен родился в семье потомственных  музыкантов, в городе Бонне. Его отец, Иоганн, рано заметил музыкальные способности сына и захотел, чтобы весь мир узнал о «новом Моцарте». Иоганн изнурял сына многочасовыми занятиями на клавесине и скрипке: он мечтал, чтобы его сына так же, как и великого Моцарта в детстве, считали чудо-ребенком и приглашали в аристократические дома с концертами. Возможно, жестокие методы воспитания вскоре отбили бы у Людвига желание заниматься музыкой. Но, к счастью,  в Бонн приехал одаренный музыкант и педагог Кристиан Готлоб Нефе. Он увидел в мальчике не вундеркинда, а настоящий, глубокий талант и начал с ним заниматься профессионально. Под его руководством Бетховен изучал сочинения Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, совершенствовался в игре на клавесине, органе. Нефе наставлял своего ученика и в искусстве сочинения музыки. В юношеском возрасте Бетховен написал несколько произведений для фортепиано, песни для домашнего музицирования, среди которых -  ставший популярным «Сурок».

         В 1787 году Бетховен побывал в Вене. Там произошла знаменательная встреча юного музыканта и великого Моцарта.  Прослушав импровизацию Бетховена, он сказал гостям: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе».

         В ноябре 1792 года 22-летний Бетховен принял решение уехать из родного Бонн и перебраться в Вену, чтобы получить всестороннее музыкальное образование, познакомиться с выдающимися музыкантами. Вена - крупнейший музыкальный центр Европы, и добиться признания у взыскательной публики было здесь непросто. Бетховен изучал композицию под руководством Й. Гайдна, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Одновременно он начал выступать как пианист. Бетховен покорил публику не только блистательным исполнением сочинений известных композиторов, но и собственными импровизациями.

Для того чтобы иметь хотя бы скромный постоянный доход, Бетховен сам начинает преподавать. Среди его учеников и учениц было немало знатных особ: это графиня Джульетта Гвиччарди (ей посвящена знаменитая «Лунная» соната), Тереза Брунсвик, эрцгерцог Рудольф – будущий австрийский кардинал. Карл Черни, автор многочисленных этюдов для фортепиано, хорошо знакомых всем ученикам музыкальных школ, также был его учеником. Брал уроки у Бетховена Фердинанд Рис, впоследствии посвятивший себя фортепианной педагогике. Интересно, что он повлиял на развитие русской фортепианной школы, поскольку его учеником был Теодор Лешетицкий – профессор Санкт-Петербургской консерватории.

В первые 10 лет жизни в Вене Бетховен сочинял в основном музыку для фортепиано и камерных ансамблей. В числе его фортепианных шедевров -  три концерта, Восьмая соната («Патетическая»), Четырнадцатая соната  («Лунная»), Двадцать третья соната («Аппассионата»).

Продолжение следует…

https://www.youtube.com/watch?v=tn0J2jAcP30

https://www.youtube.com/watch?v=91e6JyUGbP0https://www.youtube.com/watch?v=rfoVc42SQgo

Просмотров: 117 | Добавил: dshiomutninsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar