География

Наманган расположен в северной части Ферганской долины , в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.

Территория города Намангана и бывшего Давлатабадского района, ныне составляют единое административно-территориальное образование .

Население

Наманган - второй по численности населения город Узбекистана после Ташкента. В этническом составе населения города большинство составляют узбеки. Процент русскоговорящего населения Намангана резко уменьшился после распада СССР. Большинство русскоговорящего населения города уехало в другие страны. Однако небольшой процент русскоговорящих по-прежнему проживает в Намангане.

История

В древности

Слово «Наманган» произошло от персидкого «Намак кан» (نمک‌کان) - «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. Первые упоминания о Намангане относятся к концу XV века , город с 1610 года . В 1620 году в город Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента .

В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819-1821 годах. Российский путешественник и географ А. Ф. Миддендорф , посетивший Наманган в 1878 году писал:

Как осуществилось одно из последних творений - Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооруженный своим кетменем, он должен был работать, на своих харчах, в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен

А. Ф. Миддендорф . Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.

Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщии, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, торговля с Китаем , Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства , Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году, сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан, был беком в Намангане. В 1845 году, Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.

В составе Российской империи

Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки, привели к тому, что Наманган, в 1873-76 годах, присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев , переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи . После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области .

С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5 процента всей валовой промышленной продукции. Связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности, колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане функционировало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугунноплавильных мастерских.

Герб Намангана, Российская империя

Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине, по численности школ и мактабов. В городе успешно функционировало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Функционировала больница на 20 коек.

В 1912 году Наманган был соединен железной дорогой с Кокандом . Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве , по численности населения. В этот период было построено много зданий и сооружений, среди них мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза.

22 октября 1908 года вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:

В червленом щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области

10 мая 1917 года, в городе состоялся митинг трудящихся, а в июне 1917 года, в городе был создан мусульманский Совет рабочих депутатов. С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М. В. Фрунзе . Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш. З. Элиава , председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев . Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде. В результате национально-государственного размежевания 1924 года, от территории Наманганского уезда были отделены 10 волостей (Чаткальская, Алабукинская, Аимская и др.), которые вошли в состав Киргизской автономной республики .

Независимый Узбекистан

После обретения Узбекистаном независимости, Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 90-х годов ХХ века, в городе функционировали неправительственные исламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение исламского халифата в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 90-х годов, властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты исламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние исламистов пошло на убыль.

Транспорт

Футбол в Намангане

Лого футбольного клуба «Навбахор»

Футбол - один из популярнейших видов спорта в Намангане. В чемпионате Узбекистана, Наманган представлен клубом «Навбахор». Клуб был основан в 1974 году и сначала назывался «Текстильщик». Однако неудачи, вынудили тогдашнее руководство области, сменить вывеску и клуб переименовали в 1983 году в «Автомобилист», а в 1988 году в «Навбахор». В Советское время, клуб играл во второй лиге чемпионата СССР и особых достижений не имел. По итогам сезона 1990 года, Навбахор сумел выбиться из второй лиги и последний союзный чемпионат 1991 года, «Навбахор» проводил в первой лиге, где занял девятое место. После объявления независимости Узбекистана, клуб прочно обосновался в высшей лиге чемпионата Узбекистана. В 1996 году «Навбахор» стал чемпионом Узбекистана, в сезонах 1993-94-95, 1997, 1999, 2003 и 2004 годов, обладатель бронзовых медалей, а в сезонах 1992 и 1995 годов, обладатель Кубка Узбекистана. В 1998 году победив в финале Кубка Узбекистана ферганский «Нефтчи», «Навбахор» в третий раз завоевав Кубок, навсегда оставил его в клубе. В 1999 году, «Навбахор» стал первым обладателем Суперкубка Узбекистана. Немало игроков «Навбахора», выступало за сборную Узбекистана. В 2006 году «Навбахор» был переименован в «Навбахор-Н». «Навбахор» имеет свой стадион, с одноимённым названием, расположенный в 3-м микрорайоне Давлатабада. Официальный сайт: www.pfc-navbahor.uz

Ислам в Намангане

Наманган, город с сильными мусульманскими традициями. Даже в годы Советской власти наманганские учёные исламисты занимали ведущие посты в религиозных учреждениях Бухары и Ташкента, работали имамами в крупнейших мечетях Центральной Азии. С уверенностью можно сказать, что Наманган и сегодня является центром Ислама в СНГ. За период 1990 - 92 гг., населением города, на добровольной основе и без экономической помощи государства, были воздвигнуты десятки мечетей. В 1997 году, их число в городе достигло 270, а по всей Наманганской области - более 690. При Советской власти (по состоянию на 1 января 1987 г.) в Наманганской области при населении 1,4 миллиона человек было всего 3 действующих мечети, а до Октябрьской революции 1917 года , их было более 400 при населении 180 тысяч человек.

В конце 80-х годов в городе вновь стали возрождаться исламские традиции. Причиной были ослабление Советской власти и паралич коммунистической идеологии. Постепенно город вновь стал одним из исламских центров в Центральной Азии. Видные лидеры радикальной исламской оппозиции Центральной Азии Тохир Юлдаш и Джума Намангани - уроженцы Намангана.

С 1990 года, в мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали собираться приверженцы нового толка ислама, который имел некоторые отличия от традиционного толкования при совершении намаза и отправлении других религиозных обрядов. Их нельзя было назвать ни ваххабитами, ни шиитами, ни суннитами. Мечеть была открыта любому верующему. По началу приверженцы обоих течений сосуществовали мирно, но в большинстве мечетей совместный намаз с приверженцами нового толка воспрещался.

Вокруг мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали возникать радикальные молодёжные исламские организации. Одной из самых крупных религиозно-политических группировок, функционировавших в Намангане в конце 80-х - начале 90-х гг, стала «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»). Своим опорным пунктом они сделали мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). Имамом мечети был яростный сторонник радикального исламского течения ваххабизма Абд ал-Ахад, последователь Рахматуллах Аллама.

Пользуясь общей обстановкой хаоса, сопровождавшей развал СССР , ваххабиты наладили канал получения финансовой помощи от исламских организаций и фондов Саудовской Аравии и стран Персидского залива. На полученные средства стали издавать и распостранять радикальную литературу, вести идеологическую работу. Город не раз посещали иностранные мусульманские проповедники, встречи с которыми проходили при большом стечении народа.

Однако со временем, ваххабиты стали призывать к свержению существующего строя, установлению халифата и введению законов шариата. Были неоднократные призывы к физическому уничтожению неверных, сотрудников правоохранительных органов, коммунистов и их семей. Имелись многочисленные факты запугивания женщин носящих европейскую одежду. В 1990 году, ваххабиты окружив здание Наманганской областной прокуратуры потребовали отдать им все уголовные дела, возбуждённые против их сторонников. Их требование было удовлетворено и полученные уголовные дела были сожжены перед зданием прокуратуры.

Рост количества приверженцев ваххабизма и их активность, стали беспокоить приверженцев традиционного ислама. В 1991 году, это привело к нескольким противостояниям. Несколько раз, тысячи горожан собирались у ворот мечети Мулло Киргиз (Отауллохон), с требованием к её закрытию. По некоторым непроверенным информациям новое течение исламистов в мечети «Отауллохон» и других мечетях было организовано при помощи КГБ СССР в целях разделения верующих на два враждующих лагеря.

После провозглашения независимости Узбекистана, Наманган стал оплотом ваххабизма в Центральной Азии. Центром ваххабистов осталась мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). В этот период наиболее сильной группировкой была «Ислам лашкарлари». Группировка делилась на два крыла:

а) «Адолат» или «Партсъезд-9» . Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло "Ислом лашкарлари" было разгромлено в марте-апреле 1992 г.

б) «Ваххабиты» . Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель - Тохир Юлдаш . Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир .

Также, в 1992-1995 гг, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани . Количество членов доходило до 300 человек. Организация, придерживаясь религиозных взглядов, осуждала факты гибели военнослужащих-срочников и неуставных взаимоотношений в армии.

Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 гг. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с исламистами. В результате были разгромлены ряд исламских организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в

Хоким Базаров Хайрулло Хайитбаевич История и география Основан 1610 Первое упоминание конец XVII века Город с 1610 Площадь 75 км² Высота центра 476 м Часовой пояс UTC+5 Население Население 490 тыс. человек (2015 ) Плотность 4076 чел./км² Национальности узбеки , таджики , русские и др. Цифровые идентификаторы Почтовый индекс 716000 Автомобильный код 16 (старого образца 1998-2008)
50-59 (нового образца с 01.10.2008)
namangan.uz Медиафайлы на Викискладе

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ НАМАНГАН август 2018

    ✪ Наманган 2018

Субтитры

География

Наманган расположен в северной части Ферганской долины , в 220 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге 325 км). Высота 476 м над уровнем моря.

Территория города Намангана и бывшего Давлатабадского района, ныне составляют единое административно-территориальное образование .

Территория города на 2015 года составляет 75 км² , в 2016 году к городу были присоединены части территории Наманганского , Уйчинского и Янгикурганского районов, в результате этого площадь города выросла до 75 км² .

Население

В городе проживают представители 20 национальностей, подавляющее большинство составляют узбеки . По данным на 2011 год, их доля составляла 95,9% населения города . Доля русскоговорящего населения Намангана резко уменьшилась после распада СССР, большинство русскоговорящего населения города уехало в другие страны, прежде всего в Россию (хотя во времена СССР город Наманган являлся моно городом по национальному признаку, в отличие от Ташкента, Ферганы, Андижана, Навои, Джизака, Карши, Термеза Самарканда.

Год 1897 1910 1939 1959 1979 1989 кон.1992 кон.1997 кон.1998 кон.1999 кон.2000 кон.2001 кон.2002 кон.2003 кон.2004 кон.2005 кон.2006 кон.2007 кон.2008 кон.2009 кон.2010 кон.2011 кон.2012 кон.2013 кон.2014 кон.2015 кон.2016 1-04-2017
Население,
тыс. чел.
62 75,5 80 123 227 308 332,6 370,3 376,8 382,6 387,9 392,1 396,6 401,2 405,6 410,6 414,9 420,2 427,1 441,239 449,2 456,6 463,6 475,7 484,9 493,3 589,9 591,8

Резкий прирост населения в 2016 году связан с присоединением к городу части территорий Наманганского , Уйчинского и Янгикурганского районов.

Согласно всеобщей переписи населения Российской империи проведённой 28 января (9 февраля) 1897 год . путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи», Наманган был крупным городом в Средней Азии. Численность населения и национальный состав Ферганской области по городам в 1897 :

всего сарты узбеки таджики персы русские украинцы киргизы кашгарцы тюркские
наречия не
распределённые
поляки немцы цыгане евреи татары
62 017 52 890 6 691 52 822 204 48 10 6 670 192 46 2 110 194

История

Основание города

Название «Наманган» произошло от персидского «Намак кан» (نمک‌کان) - «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. Первые упоминания о Намангане относятся к концу XV века , город с 1610 года . В 1620 году в город Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента .

В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819-1821 годах. Российский путешественник и географ А.Ф.Миддендорф , посетивший Наманган в 1878 году писал:

Как осуществилось одно из последних творений - Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооружённый своим кетменем, он должен был работать на своих харчах в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен

А.Ф.Миддендорф . Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.

Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщики, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, торговля с Китаем , Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства , Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан был беком в Намангане. В 1845 году Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.

В составе Российской империи

Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки привели к тому, что Наманган в 1873-76 годах присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II , поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев , переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи . После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области .

С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5% всей валовой промышленной продукции.

В связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане работало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугуноплавильных мастерских.

Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине по численности школ и мактабов . В городе успешно работало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Действовала больница на 20 коек.

В 1912 году Наманган был соединён железной дорогой с Кокандом . Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве , по численности населения. В это время было построено много зданий и сооружений, среди них мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза.

22 октября 1908 года, вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:

В червлёном щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области

С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М.В.Фрунзе . Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш.З.Элиава , председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев . Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде.

Независимый Узбекистан

После обретения Узбекистаном независимости Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 1990-х годов, в городе функционировали неправительственные исламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение исламского халифата в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 1990-х годов властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты исламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние исламистов пошло на убыль.

Транспорт

В сезоне 1989/1990 гг., выступая в зоне «Восток» Второй лиги чемпионата СССР, «Навбахор» набрав 58 очков, занял второе место, пропустив вперёд ферганский «Нефтяник» . Это позволило клубу подняться из второй лиги и сезон 1990/1991 гг., «Навбахор» проводил в первой лиге чемпионата СССР.

После провозглашения независимости Узбекистана, Наманган стал оплотом ваххабизма в Центральной Азии. Центром ваххабистов осталась мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). В этот период наиболее сильной группировкой была «Ислом лашкарлари». Группировка делилась на два крыла:

а) «Адолат» или «Партсъезд-9» . Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло «Ислом лашкарлари» было разгромлено в марте-апреле 1992 г.

б) «Ваххабиты» . Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель - Тохир Юлдаш . Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир .

Также, в 1992-1995 годах, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани . Количество членов доходило до 300 человек. Организация, придерживаясь религиозных взглядов, осуждала факты гибели военнослужащих-срочников и неуставных взаимоотношений в армии.

Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 годах. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с исламистами. В результате были разгромлены ряд исламских организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в Афганистан .

После террористических актов в Ташкенте 16 февраля 1999 года исламские радикалы подверглись репрессиям и гонениям. Мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон) перешла в управление государству. На сегодняшний день ситуация находится под полным контролем властей.

Христианство

  • Наманганская городская церковь Евангелистских Баптистских христиан.

Достопримечательности

  • Мавзолей Ходжамны-Кабры, возведенный в XVIII веке под руководством известного мастера Мухаммада Ибрагима сына Абдурахима. Мавзолей был построен в те времена, когда Наманган превращался в один из крупных городов Ферганской долины. Причудливая терракота, теснённая многоцветной поливной облицовкой украшает здание мавзолея.
  • Медресе Муллы-Киргиза (1910 год), мечеть Атавалихона, мечеть Аттавалик-Хонтур и мечеть Муллы Бозора Охунда.
  • Дом Султана Ахмедова (XIX в.).
  • Основанный в 1884 году, Наманганский парк, был вначале садом уездного начальника. Он стал доступен для жителей города, только после Октябрьской революции 1917 года. С 1938 года, парк носил имя А. С. Пушкина, а после приобретения республики независимости в 1991 году, парк носит имя

"В Намангане народ специфический", - с ухмылкой говорили мне узбеки в других городах. И хотя настоящего, на самом деле весьма оскорбительного смысла этой фразы я тогда не знал, с её буквальным, то есть совершенно нейтральным прочтением, сложно не согласиться. Наманган - областной центр на севере Ферганской долины, в предгорьях Тянь-Шаня, точно напротив показанной Ферганы, в Узбекистане спорит с Самаркандом и Андижаном за звание второго по величине города страны (475 тыс. жителей). Но на карте туристических маршрутов Наманган - белое пятно; из десятка наманганцев дай бог если один владеет русским языком, а в 1990-х город слыл главным в Средней Азии оплотом ваххабитов. Наманганцы действительно живут на очень уж своей волне...

Но в плане достопримечательностей Наманган стал для меня открытием. Это действительно интересный город, но из тех, где дня на осмотр - мало, а больше дня выдержать - сложно. И если и - два разных города, то в Намангане, Андижане, Коканде русский и азиатский исторические центры находятся по соседству, поэтому обо всех оставшихся городах Долины будет стандартная разбивка частей "Новый город" и "Старый город". В рассказе про Наманган - без третьей части.

Если ехать со стороны Ферганы, Наманган буквально выпрыгивает из кишлаков. Сначала в монотонном пейзаже сёл, хлопковый полей, арыков, пирамидальных тополей, придорожных чайхан из дымки проступает пологий склон, на котором виднеется большой город:

А затем сам не успеваешь понять, как оказываешься на его главной площади, и мощный трафик по сигналу светофора возвещает, что вокруг - полноценный полумилионник:

На кадре выше слева ЦУМ, справа ещё какое-то учреждение с весьма впечатляющей мозаикой:

Напротив них мы и покинули коллективное такси, оказавшись у ворот центрального парка, который при Советах был парком Пушкина, а ныне стал парком Бабура. Парк - это и есть композиционный центр Намангана: он был разбит в 1880-х годах на месте срытого Арка (цитадели) как сад генеральского дома, на границе Нового (север и запад) и Старого (юг и восток) городов, и ныне с разных сторон к нему сходится целых 12 улиц, по которым в радиусе 2-3 кварталов разбросана большая часть "пятаков" - лежбищ коллективных такси в другие города Долины.

Едва ли не единственная фотография дореволюционного Намангана, которую я смог найти - видимо, тот самый Дом уездного начальника, при котором и был разбит сад.

Наманган - город по среднеазиатским меркам молодой, и название его переводят то как Соляная копь, то как Новое место. Первые упоминания о нём относятся к концу 15 века, и в последующие полтора столетия сюда планомерно перетекала жизнь из древнего Ахсикента - тогдашней столицы Ферганской долины. В 1620 году Ахсикент окончательно добило землетрясение, и выжившие, включая знать, переселились в Наманган, на несколько десятилетий ставший центром подчинённого в те времна Бухаре Ферганистана. Когда же бухарская власть пошатнулась, здесь старейшины избрали ханом Ашуркула Минга, вскоре погибшего в боях с братом Пазиль-Аталыком за , а затем - его сына Шахруха, перенёсшего ханскую ставку Коканд. О колыбели ханства Намангане, однако, не забывали, и в 1819-21 годаж даже провели туда сложнейший для своего времени канал Янгиарык. Покорённый в 1875 году Михаилом Скобелевым, два года спустя он стал уездным городом Ферганской области, но - одним из крупнейших уездных городов всей Российской империи: на 1897 год здесь жило 62 тысячи человек, впрочем уступая соседнему Коканду. Однако лишь в 1912 году сюда протянули из Коканда железную дорогу, и её появление вызвало натурально взрывной рост - если в 1910 население Намангана оценивалось в 75 тысяч жителей, то к 1916 году он выбился в стотытячники и стал вторым по величине после Ташкента городом всего Русского Туркестана, оставив позади и соседей по Долине, и губернский Самарканд, и эмирскую Бухару. У царского Намангана был очень впечатляющий герб: Три Червя с продолжением в виде Трёх Бабочек - само собой, .

В Наманганский уезд входил заштатный - между прочим, единственный в империи город, где по переписи 1897 года вообще не было русских. При Советах половина уезда, малолюдные горы Тянь-Шаня, отошли Киргизии, а в 1941 году была создана вдвое меньшая по площади Наманганская область, охватывающая северо-западный угол Долины и предгорья, в том числе , связующий Долину с Ташкентом. Важнейший её город после Намангана ныне - Пап (25 тыс. жителей), железнодорожные ворота Ферганы, а в 1980-е годы очаг "Хлопкового дела" - его важнейший фигурант Ахмаджан Адылов с 1960-х годов руководил "папским" агропромышленным комплексом. Сам же Наманган развивался при Советах в первую очередь как центр сельскохозяйственной округи, город текстильных и шёлковых фабрик, разве что из-за несоответствия эпохи не прозванный Туркестанским Манчестером. К постсоветской же истории Намангана вернёмся позже.
Центр Намангана имеет довольно сложную, но очень чёткую структуру, которую не изложить на словах, поэтому дам карту. Красный круг - место, куда мы прибыли в начале поста, а большая часть Старого города остаётся до следующей части:

От оконечности парка пойдём по улице Навои на северо-восток. У края парка, в прямой видимости друг от друга - кинотеатр:

И городской Дом культуры с парой барельефов от древних монархов до мирного атома:

Наманган, как видите, по среднеазиатским меркам весьма богат сталинской архитектурой, наиболее концентрированной как раз в этом районе, прикрывая "фасад" Старого города. Дома на "внешней" стороне улицы Навои:

А что народ здесь особенный - видно невооружённым глазом: даже на фоне остальной долины Наманган выделяется патриархальностью. Большинство женщин здесь ходят в одноцветных длинных платьях и длинных белых платках:

Дом неясного возраста севернее парка - на самом деле уделанное в не столь давние времена дореволюционное здание Русско-Азиатского банка, считавшееся красивейшим в "русском" Намангане:

Примерно там, где когда-то была резиденция уездного начальника, ныне целый городок хокимиятов и других органов областной областной и городской власти. Причём в Намангане нет ярко выраженной главной площади - все они стоят посреди скверов и лужаек:

Здесь же внушительных размеров дореволюционный дом, наверное и строившийся как магазин какого-нибудь текстильного товарищества. На викимапии он значится "Гастрономом на Советской":

На самом деле это даже не дом, а кусочек "единой фасады" из минимум трёх разных домов. Куда делась остальная улица - точно не знаю, скорее всего была разрушена землетрясением в 1926 году. По некоторым данным, это даже и не дореволюционка, а сталинки, причём построенные не до, и не после, а во время войны. Третья секция так наверняка:

Детали. Увы, об исторических памятниках Намангана информации крайне мало, и даже в добротном советском путеводителе по Ферганской долине говорится лишь то, что уездная архитектура Намангана очень провинциальна, без описания конкретных её образцов.

От этих домов виден Наманганский музыкально-драматический театр имени Алишера Навои, одна из самых внушительных сталинок во всём Узбекистане:

Он был основан в 1931 году, а здание, судя по архитектуре - конца 1950-х:

И улица Навои здесь - ни что иное, как граница Старого города, в который пока что зайдём самым краешком - на огромный базар Чорсу, куда от театра можно пройти по забитому, словно сельский "ПАЗик" рано утром, подземному переходу:

Всё-таки удивительная страна Узбекистан, где большинство церквей строились при Советах!

В приходском доме нас встречали как родных, с девушкой из церковной лавки мы обменялись адресами сайтов, и нам предалагали остаться на службу, а после неё и на трапезу, но мы отказались - дотемна я ещё мог бы успеть что-то увидеть в городе. Обратите внимание на то, как девушка из церковной лавки (от меня справа) одета - здесь нет столь характерной для наших краёв воцерковлённой субкультуры, а храмы зачастую объединяют просто русских людей, да и другие далёкие от местных традиций народы от немцев до корейцев и армян. Что и немудренно, когда кругом густые махалли.

Вниз от церкви мы пошли по прямой и шумной улице Ибрата, разумеется, тут же прозвав её улицей "ай, брат!", хотя вообще-то Исхокхон Ибрат был местным просветителем, основавшем типографию в соседнем Туракургане. Дома ниже железной дороги похожи на дореволюционку:

Но даты на них попадаются совсем из другой эпохи:

На карте этот район отмечен как Рабочий городок, но узнать его истории мне так и не удалось. В наличии, однако, и явно дореволюционные промышленные постройки, какие-нибудь мельницы, шелкомотальни или хлопкозаводы:

И бетонные корпуса советских фабрик. Эта, например, обувная, ныне совместная с Пакистаном:

Кадр выше снят с моста через тот самый Янгиарык, проходящий параллельно Северо-Ферганскому каналу. А ещё ниже что-то ДК-образное (на самом деле Дом политпросвещения) и строительный кран на месте сущности, обозначенной на карте как "химический завод".

Это уже улица Боборахима Машраба, ограничвающаяся смыкающийся к парком район хокимиятов. За ней по той же улице Ибрат - старый кирпичный банк, в 1920-м году служивший штабом Михаила Фрунзе. Следующий дом, кстати, тоже на самом деле дореволюционный, и в нём красный командир квартировал:

Загадочная "Ёлочка" по соседству - и вот и думай в забывшем русский язык городе, это правда ёлочка или что-то по-узбекски:

Музей напротив угла парка, под вечер конечно уже закрытый, но судя по размеру здания - вполне достойный посещения:

Явно современный мавзолей Нодима Намангани - узбекского поэта 19 века, коими славилось Кокандское ханство:

Здесь мы замкнули круг, и пройдя парк насквозь, на другой его стороне близ театр поймали маршрутку до Маргиланского пятака на проспекте Бабура, уходящем на юго-восток. До микрорайонов я, как уже говорилось, не доехал, а вот такие вот многоэтажки здесь:

Но они - лишь фасад махаллей:

Выезжали кружным путём, и напоследок я успел кое-как заснять мозаичные фасады огромной шелкоткацкой фабрики на окраине:

Но по ходу повествования с Наманганам пока не прощаемся - в следующей части углубимся в дебри его Старого города.
Там же расскажу и о том, что за шутки у узбеков про "специфический народ".

Первые упоминания о Намангане относятся к концу XV века, а статусом города он обладает с 1610 года. После присоединения Кокандского ханства, в состав которого входила территория Ферганской долины, к Российской империи, он стал центром Наманганского уезда Ферганской области. В городе получили развитие образование, здравоохранение и промышленность, росла численность населения. В советское время данные процессы не прекратились. Сейчас Наманган является одним из крупнейших городов Узбекистана, количество его жителей превысило 475 тысяч.
В междугороднем автобусе, который вёз меня из Уч-Кургана, билеты продавал молодой кондуктор. Убедившись, что я его не понимаю, он показал указательный палец. Ясности для меня это не прибавило, и один из пассажиров подсказал:
- Билет стоит одну тысячу сумов.
Если перевести на наши деньги, то это было примерно 12 рублей, а, если учесть расстояние между городами (40 км), то недорого. Границы населённых пунктов, попавшихся по дороге, определить было непросто. Ферганская долина - одно из самых густонаселённых мест на Земле, и пустующих территорий здесь нет. Людские жилища чередуются с полями и фруктовыми садами. В России можно услышать мнение, что почти все узбеки уехали к нам на заработки. Картина за окном автобуса полностью опровергала данное заблуждение. Вдоль дороги перемещалась масса людей разных возрастов. Среди них была велика доля детей. В Намангане я вышел у гостиницы "Чорсу", скорее всего, получившей данное название по рынку, раскинувшемуся рядом. Огляделся вокруг и вспомнил 2007 год.
...Путешественник, пересекающий Узбекистан по шоссе, и ничего не знающий о нём, тем не менее, без проблем смог бы дать стране название. Он бы назвал её Страна ДЭУ... я, с удивлением, обнаружил, что количество марок автомобилей вокруг нас мало, меньше перечня блюд в меню захудалой чайханы, и все они марки ДЭУ. Нексия, Дамас, Тико и Матис. Немногие другие автомобили-это легковушки, произведённые в СССР времён развитого социализма ...
Автомобильная реальность сегодняшнего Намангана не торопилась опровергать это наблюдение. Дамасы выстроились в ожидании пассажиров.


Собрав велосипед, я обнаружил, что заднее колесо спущено. Подкачал его и решил прокатиться, чтобы посмотреть, как оно будет себя вести. Заодно начать знакомиться с городом. Тем более, что для определения места прокола всё равно нужна ёмкость с водой. Немного проехал, сфотографировал данное здание и обнаружил, что без ремонта колеса не обойтись. Кто-то из прохожих посоветовал обратиться в ближайший шиномонтаж, но он оказался закрыт. Стал интересоваться наличием поблизости фонтанов или реки - безуспешно. И тут мой взгляд упал на обочину дороги. Вдоль неё тёк арык!... Как я мог забыть об этом!... Выбрал место поудобней и разобрал своего железного коня. Из кафе, расположенного напротив, в мою сторону направился хорошо одетый мужчина.
- Братан! Что у Вас случилось?...
- Да вот, колесо проколол...
- Здесь рядом шиномонтаж есть.
- Он закрыт, я уже смотрел.
- Вам нужно в чём-нибудь помочь?
- Нет, спасибо. У меня всё есть с собой. Да и работа предстоит несложная.
- А Вы не местный?
- Нет. Я турист из России.
- Что, прямо к нам на велосипеде?
- Нет, на велосипед я пересаживаюсь только в городе, а вообще передвигаюсь на поезде или автобусе.
- Когда закончите, давайте заходите ко мне. Я Вас пловом накормлю.
- Спасибо. у меня времени на это нет...

Времени на подобные посиделки у меня, действительно, не было. Собрал отремонтированное колесо и двинулся дальше. Здесь значительную часть застройки составляли одноэтажные дома. К некоторым дворам можно было добраться лишь по узкому проходу.

В настоящее время железная дорога Ферганской долины отсечена от остальной сети Узбекистана. Т.к. ветка на Ташкент проходила через территорию ныне суверенного Таджикистана. Трудно сказать, как она используется в настоящее время. Возможно, жители этих домов не слишком огорчены данным обстоятельством.

Верчу фотоаппаратом направо и налево. Вдруг вижу, что на меня строго смотрит женщина, вышедшая из одного дома.
- Не надо фотографировать!... - защищает она грудью своё жилище.
- Почему? - меня не слишком-то её дом интересует, т.к. он ничем не интересней остальных, но нужно же прояснить ситуацию.
- Не надо, и всё...
- Хорошо. Скажите мне, пожалуйста, где здесь находится церковь? - это вопрос не праздный, потому что улочки расположены слишком хаотично.
- Там... - недовольное выражение не сходит с её лица. Видно, что она меня пока не простила.
Вскоре выхожу к храму Архистратига Михаила. Насколько я понял, он в Намангане единственный в своём роде.

Церковь расположена на обычном участке, между жилых домов. (Интересно, не возмущает ли это соседей?). Видно, что Бог дарует им и кое-что из произрастающих здесь плодов. Раздававшиеся из глубины двора голоса подсказывали, что местные обитатели чем-то заняты, а потому, постояв немного и никого не дождавшись, я отбыл, так и не поговорив...

По городу протекает Северный Ферганский канал (прилагательное "северный" не слишком гармонично соотносится со здешней природой, но, тем не менее...).

Через него перекинуты мосты. Так что можно сказать, что Наманган - город мостов и канала.

На улицах много лотков со всевозможной снедью. Чаще всего продают лепёшки. Большая стоит 1000 сум, маленькая 500. Примерно 12 и 6 рублей. Сколько они весят, нигде не указано (я не видел), думаю, что большая примерно 500 граммов. Тогда получается, что хлеб здесь дешевле, чем в Петербурге, но сравним по стоимости с его ценой в небольших городах России и Украины. Встречаются продавцы напитков. Подхожу к одному из них:
- Кроме лимонада есть что-нибудь?
- Можете сока попить, - он кивает на арык.
Я сразу не могу сообразить, это что, шутка такая? И смотрю на него вопросительно. Он разрешает моё недоумение:
- Там, в воде, стынут закупоренные банки с соком.

Мечеть Мулло Бозор Охунд.

Слез с велосипеда и вошёл на территорию комплекса. В помещении, расположенном у входа, находились несколько мужчин. От самого старшего в мою сторону прозвучал вопрос:
- А Вы кто будете?
- Российский турист. Знакомлюсь с Наманганом.
Он одобрительно кивнул и продолжил:
- А из какого города?
- Из Петербурга.
Мужчина ещё раз одобрительно кивнул. Его улыбка становилась всё шире и заметней.
- Проходите к нам, сейчас плов принесут, - он улыбался уже так, как это делали басмачи в советских фильмах, прежде, чем нанести коварный удар исподтишка. Правда, там нашим героям всегда кто-нибудь приходил на помощь, а кто спасёт меня?...
- Спасибо, я уже поел. Лучше я осмотрю мечеть. У меня времени мало, завтра я уезжаю в Андижан.
- Пожалуйста, ходите, смотрите, фотографируйте... И, если надумаете, то присоединяйтесь к нам...
Это сама мечеть.

Похоже на мавзолей Бозора Охунда. Забыл спросить о предназначении сооружения. После разговора уже к тем людям не подходил из-за опасения, что, всё-таки, заставят сесть за стол...

Температура воздуха поднялась выше 30 градусов, но я чувствовал себя вполне комфортно в качестве велосипедиста. Но, конечно, пил достаточно жидкости, да не забывал лишний раз перебраться на теневую сторону. Местные жители поступали точно также. Подходя к делу создания прохлады весьма творчески. Это один из примеров. Небольшие хижины чайханы нависают над водой.

Вскоре показалась гостиница "Чорсу", в которой я решил остановиться. Парадный вход в неё был закрыт. А прямо во дворе начинался огромный рынок. Я сразу купил по пути что-то из провизии и стал пристёгивать велосипед к столбу.
- Вы что, собираетесь его здесь оставить? - громко спросил у меня высокий молодой мужчина, выглядевший вполне прилично.
- Да, а что?...
- Украдут сразу! Лучше возьмите его с собой! Вы же идёте в гостиницу?...
Эта речь меня на мгновение обеспокоила: "А вдруг, здесь, действительно, воры почище, чем у нас? Не успеешь оглянуться..." Кругом было людское столпотворение. На первых двух этажах здания располагались магазинчики, и покупатели, а то и просто зеваки, без устали сновали между ними и базаром. Лишаться велосипеда мне было нельзя.
- Неужели металлический трос не поможет, - я всё ещё прощупывал обстановку.
- Вы не представляете, какой здесь народ! Плюнь на землю, и то унесут! Иногда мне стыдно, что это узбеки!... Тирада произносилась в самой гуще толпы, но никто не обращал на неё внимания. Манера речи говорившего отсылала слушателей к знаменитому монологу из "Кавказской пленницы" ("Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!..."). После этого он добавил уже более спокойно, - ладно, Вы идите, а я присмотрю за велосипедом...
Для меня кое-что стало проясняться. "Вот в чём дело. Стало быть, хочет поработать в качестве сторожа. Но как загнул красиво. У нас, пожалуй, так не смогут... Дам я ему потом немного денег, т.к. талант должен на что-то жить и развиваться..."
- Хорошо. Я только устроюсь и сразу назад, - сообщил я неожиданному помощнику, снимая с багажника рюкзак.
Гостиница занимала два этажа наверху здания. Отсюда открывался отличный обзор на округу.

При вселении в гостиницу какое-то время ушло на оформление регистрации, которая в Узбекистане нужна всем иностранцам. В это время раздался телефонный звонок, и дежурная, разговаривая, стала поглядывать на меня.
- Да, он здесь... Скоро выйдет... Хорошо, я передам...
Потом сообщила:
- Звонил директор одного из магазинов. Тот, который охраняет Ваш велосипед. Он сказал, что отлучится ненадолго, но попросит кого-нибудь из работников за ним посмотреть...
- Что?... Это был директор магазина?... - и когда изумление меня немного отпустило, - зачем ему это нужно?...
- Ну как же... Наверное, он не хочет, чтобы гость Намангана пострадал...
Когда я вышел, то около велосипеда курил какой-то молодой парень...
В первую очередь посмотрим объекты, показанные издали на предыдущем фото. Данное сооружение является мостом.

В башне, находящейся рядом, удалось разглядеть столы на балконе. Что ещё вмещает данная конструкция, судить не берусь.

От группы мужчин, по-видимому, водителей, отделился один:
- Сфотографируйте меня!...
Снимаю и достаю из фотоаппарата карту памяти.
- Ваше фото здесь. Достать его оттуда я сейчас никак не смогу...
Он улыбается и машет рукой. Может быть он и не хотел фотографии, а понял, что мне не достаёт изображений жителей города?...

Подхожу к торговцу дынями:
- Могу я у Вас купить только кусок? Мне не нужно целую...
- Вот Вам нож, отрезайте столько, сколько нужно.
Кусок получился на славу. Спрашиваю:
- Чем я обязан?
- Ничего не надо! Ешьте на здоровье!...
- Ну зачем же?... Давайте я заплачу! - чтобы уговорить его, добавляю шутливо, - если с меня денег не возьмёте, то и другие будут подходить и отрезать бесплатные куски. С чем останетесь?...
- Ничего страшного... У меня дынь много...

Долгое время Наманган считался одним из религиозных центров Средней Азии. Особенно ярко это проявилось в конце XX века, когда отсюда стал распространяться радикальный ислам. Местом обитания новых Рыцарей Веры стала мечеть Мулло Киргиз, построенная в начале XX века. Провокационные действия ваххабитов вызвали возмущение значительной части горожан, которые потребовали закрыть этот рассадник конфликтов и нестабильности. Что и было сделано.

Когда я вошёл с фотоаппаратом во двор, помня, какой радушный приём был мне оказан в предыдущей мечети, и начал снимать, ко мне сразу подбежал молодой парень и сказал, что фотографировать нельзя. Да и находиться-то, вроде бы, можно только с разрешения, т.к. здесь сейчас учебное заведение. Нельзя, так нельзя. Мечеть можно увидеть на предыдущем фото.

У меня в рюкзаке всегда термос с чаем. Чтобы его заполнить зашёл в попавшуюся чайхану. Перекусил заодно. Остальные посетители не торопились. Наслаждались общением, трапезничали. Куда спешить? Впереди ещё много времени. Ведь жизнь такая долгая...

Она оказалась закрытой. Посмотрим внутрь через ворота.

Вскоре показался комплекс Ходжи Амина Кобры. Начинался он с мавзолея, построенного в XVIII веке, а позднее прирос другими строениями. На входе ко мне вышел охранник:
- Вы что хотите? - интонация его голоса позволяла услышать вопрос чуть иначе, - Вам что-то объяснить?
Так и получилось. Узнав, что я приехал фотографировать Наманган, он широким жестом пригласил пройти во двор и смотреть всё, что угодно.
Это мавзолей.

Внутри, по-моему, расположено оборудование для совершения молитвы.

Когда Аллах решает осведомиться, как идут здесь дела, то заглядывает через это окно.

Большая мечеть появилась позже.

На этом дастархане хорошо усваивается Коран.

Фрагмент старого дерева, росшего на территории комплекса.

Теперь главное место занимает двадцатилетний чинар.

Растут и фрукты, но немного.

Перед молитвой необходимо совершить омовение ног и рук.

Во время осмотра ко мне присоединился охранник. Возможно, и присматривал заодно, чтобы всё закончилось без происшествий. Конечно, расспросил кто я да откуда, сам кое-что рассказал. Короче, расстались мы хорошо. Он попросил меня оставить отзыв в специальной книге и сфотографировать его на память. Что я, с удовольствием, сделал.

Медресе Мулло Киргиз построено в 1912 году.

Видно, что сооружение находится в состоянии ремонта. Какова скорость данного процесса, сказать не берусь.

Судя по наличию большого количества частной застройки, город развивался, в основном, хаотично. Новые районы, скорее всего, появились на месте ликвидированных строений прошлого. Центром Намангана, к которому сходятся многие магистрали, можно считать парк Бабура, основанный в 1884 году, и бывший сначала садом уездного начальника, а затем парком Пушкина. Он включил в себя территорию бывшей городской крепости, от которой, к настоящему времени, ничего не осталось.

Конечно, сюда подведена вода.

Которая, вместе с местным жарким солнцем, помогает человеку навести красоту.

Мавзолей поэта Нодима Намангоний.

Краеведческий музей. Узбекская надпись продублирована на русском и английском языках.

Парковую зону удачно продолжает административный квартал.

Монумент, думаю, посвящён независимости. Технически сложная композиция (птицы с колонной и между собой соприкасаются только крыльями) изображает журавлей, обративших благодарные взоры на северо-запад.

Технический университет.

Музыкально-драматический театр. Говорят, что в плане здание имеет форму креста.

Смотрим ещё одно новое здание и тронемся дальше.

Передвигаться по Намангану на велосипеде удобно. Транспортный поток здесь не слишком плотен. Постоянно останавливающиеся маршрутки часто не приближаются к поребрику, т.к. потенциальные пассажиры заранее выходят подальше на проезжую часть, а самый правый ряд занимают пешеходы, велосипедисты, граждане с различными телегами и прочими подручными средствами, движущиеся в обоих направлениях.

Кинотеатр имени поэта Боборахима Машраба. На фасаде приведены его слова на узбекском и русском языках. "Я не ангел, не дух святой, а человек я земной, родившийся в Намангане". Думаю, что это абсолютно правильно. Можно было бы, конечно, не переводить этих слов на русский язык, а заявить "Хотят знать произведения Машраба, пусть учат узбекский язык". Но в таком случае у данного поэта было бы меньше читателей. А так добавился я...

Далее попадаю на площадь украшенную ещё одним монументом. Сооружение выглядит универсально, его можно посвятить практически любому событию или чувству. Но слетевший на него с герба страны орёл и находящийся ниже государственный флаг указывают, что сооружение возведено в честь Узбекистана.

В сторону, противоположную центру, отходит улица, на которой строительство только ещё идёт. Длинные тени, которые стали отбрасывать предметы, подсказывают, что удаляться по ней нельзя. Пора поворачивать.

У обочины дороги постоянно стоит много желающих проехать на маршрутке. Думаю, что данные автомобили перевозят огромное количество пассажиров. Какова реальная вместимость (а загружают именно столько, сколько поместится) этих микроавтобусов сказать сложно. Вот наглядный пример. Думаю, что ГАИ претензий не выдвигает, иначе водители соблюдали бы требования, указанные в техническом паспорте.

Девушки! Скажите пожалуйста, что находится в этом здании?
- Ну это, свадебное...
- Дворец бракосочетаний?
- Да, а почему Вы спрашиваете? - видимо, намекая на мой возраст.
- Да я за невестой приехал. Но мне нужна которая плов хорошо готовит...
- У нас все его умеют делать, - улыбаются довольные, что их умение востребовано в современном мире. Следующая остановка - Детский парк. Построен недавно.Вперёд

Город с 1610 Площадь 145 км² Высота центра 476 м Часовой пояс UTC+5 Население Население 597,4 тыс. человек (2017 ) Плотность 4120 чел./км² Национальности цыгане (среднеазиатские) и др. Цифровые идентификаторы Почтовый индекс 716000 Автомобильный код 16 (старого образца 1998-2008)
50-59 (нового образца с 01.10.2008)
namangan.uz Аудио, фото и видео на Викискладе

География [ | ]

Наманган расположен в северной части Ферганской долины , в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.

Давлатабадский район г.Намангана был упразднен в 2003 г. и напрямую подчинен хокимияту (администрации) города. .

Территория города до 2016 года составляла 101,5 км² , в 2016 году к городу были присоединены части территории Наманганского , Уйчинского и Янгикурганского районов, в результате этого площадь города выросла до 145 км² .

Население [ | ]

В городе проживают представители 20 национальностей, подавляющее большинство составляют узбеки . По данным на 2011 год, их доля составляла 95,9% населения города . Доля русскоговорящего населения Намангана резко уменьшилась после распада СССР, большинство которого, уехало в другие страны, прежде всего в Россию.

Повышенный прирост населения в 2016 году объясняется присоединением в этом году к городу Намангану части территорий Наманганского , Уйчинского и Янгикурганского районов.

Согласно всеобщей переписи населения Российской империи проведённой 28 января (9 февраля) 1897 год . путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи», Наманган был крупным городом в Средней Азии. Численность населения и национальный состав Ферганской области по городам в 1897 :

всего сарты узбеки таджики персы русские украинцы киргизы кашгарцы тюркские
наречия не
распределённые
поляки немцы цыгане евреи татары
62 017 52 890 6 691 52 822 204 48 10 6 670 192 46 2 110 194

История [ | ]

Основание города [ | ]

Считается, что название «Наманган» произошло от персидского «Намак кан» (نمک‌کان) - «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через) в первые века нашей эры. По преданию, на территории поселения располагалось озеро, где добывалась поваренная соль . Первые упоминания о собственно населённому пункте Наманган, относятся к концу XV века , а с 1610 года , Наманган стал городом В в Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента .

В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819-1821 годах. Российский путешественник и географ А.Ф.Миддендорф , посетивший Наманган в 1878 году писал:

Как осуществилось одно из последних творений - Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооружённый своим кетменем, он должен был работать на своих харчах в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен

А.Ф.Миддендорф . Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.

Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщики, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, процветала торговля с Китаем , Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства , Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году, сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан был беком в Намангане. В 1845 году Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.

В составе Российской империи [ | ]

Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки привели к тому, что Наманган в 1873-76 годах присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II , поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев , переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи . После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области .

С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5% всей валовой промышленной продукции.

В связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане работало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугуноплавильных мастерских.

Герб Намангана, Российская империя

Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине по численности школ и мактабов . В городе успешно работало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Действовала больница на 20 коек.

В 1912 году Наманган был соединён железной дорогой с Кокандом . Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве , по численности населения. В это время было построено много зданий и сооружений, среди них и.

22 октября 1908 года, вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:

В червлёном щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области

При советской власти [ | ]

С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М.В.Фрунзе . Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш.З.Элиава , председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев . Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде.

Независимый Узбекистан [ | ]

После обретения Узбекистаном независимости Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 1990-х годов, в городе функционировали неправительственные псевдоисламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение так называемого «халифата» в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 1990-х годов властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты псевдоисламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние бандформирований пошло на убыль.

Транспорт [ | ]

В сезоне 1989/1990 гг., выступая в зоне «Восток» Второй лиги чемпионата СССР, «Навбахор» набрав 58 очков, занял второе место, пропустив вперёд ферганский «Нефтяник» . Это позволило клубу подняться из второй лиги и сезон 1990/1991 гг., «Навбахор» проводил в первой лиге чемпионата СССР.

Так называемая группировка «Ислом лашкарлари» делилась на два крыла:

а) «Адолат» или «Партсъезд-9» . Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены якобы законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло «Ислом лашкарлари» было разгромлено в марте-апреле 1992 г.

б) «Ваххабиты» . Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель - Тохир Юлдаш . Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир .

Также, в 1992-1995 годах, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани . Количество членов доходило до 300 человек. Организация, придерживаясь религиозных взглядов, осуждала факты гибели военнослужащих-срочников и неуставных взаимоотношений в армии.

Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 годах. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия якобы законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с бандформированиями. В результате были разгромлены ряд криминальных организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в Афганистан .

После террористических актов в Ташкенте 16 февраля 1999 года представители бандформирований подверглись репрессиям и гонениям. Мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон) перешла в управление государству. На сегодняшний день ситуация находится под полным контролем властей.