Косьма и Дамиан - братья, святые римские мученики. Будучи врачами по профессии они, по Божьему благоволению, обладали даром врачевания. Следуя Божьему завещанию: даром получили - даром отдавайте, они всю свою жизнь посвятили служению Богу и людям.

Исцеляя людей от телесных, душевных недугов, братья не брали плату за свою помощь, за это в народе их прозвали «бессребрениками». Издревле почитают этих святых на Руси, они считаются устроителями семейного брака, покровителями супружеской жизни, святости.

В Москве действует церковь Косьмы и Дамиана, расположенная на Маросейке, однако история ее создания и возрождения связана с тяжелыми испытаниями и трудностями.

В Китай-городе находится славный Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, последователей веры Христовой.

Космодамианская церковь дала наименование одному из переулков, находящемуся вблизи, до семнадцатого века он назывался Шубиным.

Одна из версий относительно этого названия гласит, что именно на этом месте проживал знатный боярин, в честь которого получил название переулок: другие источники говорят, что здесь жили купцы, торговавшие мехами, шубами.

До этого времени, примерно в шестнадцатом–семнадцатом столетии, по преданиям, на месте современного Храма Косьмы и Дамиана на Китайгородском переулке проживали польские паны. Упоминание о них датируется еще 1508 годом.

Около панского двора существовала деревянная церковь, однако вскоре она сгорела, здесь была выстроена другая – каменная. Сейчас церковь на Маросейке ценится за то, что чудом ей удалось уцелеть в тяжелые времена 1930-х, когда царила «социалистическая реконструкция».

История

Существующая сегодня церковь Косьмы и Дамиана в Москве была возведена в 1793 году. Сооружена она была на месте старой, существовавшей в начале семнадцатого века. Точных сведений о том, кто возводил первую постройку, нет.

Известно только то, что она была одноэтажной, каменной, с двумя престолами. Один из них освящен во имя Николая Чудотворца, а другой – святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

Важно! Ранее храм назывался в честь святителя Николая, архивные документы это подтверждают.

Космодамианская церковь изначально была обустроена скромно, она не имела даже колокольни.

Только в конце семнадцатого столетия на средства боголюбивой княгини Куракиной был выстроен второй ярус, где устроили церковь, носившую наименование иконы Божьей Матери «Казанская».

Долгое время храм святых содержался благодаря финансовым вложениям княгини, затем стал приходским.

Конец 18 века – тяжелый период для этой святой обители. Постройка полностью обветшала, стала непригодной, однако по ходатайству истинных христиан летом 1790 года было решено на месте старого здания соорудить новое, с главным престолом в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

На значительные пожертвования прихожан через 3 года строительство церкви было завершено, освящение его пределов состоялось в два этапа, это 1795, затем 1803 год. Проект был составлен известным русским архитектором Матвеем Казаковым.

Особого внимания заслуживает устроение приделов храма, они, так же, как части алтаря, имеют форму круга.

Впоследствии производились крупные строительные работы по сооружению печи для обогрева холодного помещения, обновлялось внутреннее убранство.

После нашествия врагов в 1812 году святая обитель во имя Косьмы и Дамиана на Маросейке была разорена, исчезли старинные иконы, дорогие украшения, ценная церковная утварь.

Оправиться от этой потери так и не удалось.

Начало тридцатых годов храм Косьмы и Дамиана постигло другое несчастье: приход разогнали, а ценные святыни бесследно исчезли. Было принято решение о взрыве храма, однако, по милости Божьей, он остался невредимым.

Здесь основались художественные классы, склады, архивные помещения и другие общественные организации.

Шестидесятые годы – период, когда было снесено несколько церковных зданий. На этом месте выстроили административный объект. Частично производилась реставрация церкви, однако из-за различных перепланировок основание дало уклон.

Только 22 июня 1993 года было принято решение о реконструкции Храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, уже 14 ноября состоялась первая Литургия в честь славных бессребреников.

Известно несколько случаев исцеления, зафиксированных в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке. Больные, молившиеся перед чудотворной иконой Спасителя, получили благодать Божью, после этого болезни отошли от них.

На заметку! С давних времен перед иконой Господа, исцеляющего расслабленного, совершаются моления каждую субботу. Читается особое Евангелие, тропарь, прокимен, умилительная молитва.

Святыни

Храм Косьмы и Дамиана в Москве хранит множество ценных реликвий. Прихожане могут прийти и поклониться следующим святыням:

  1. Иконе Иисуса Христа, исцелившего расслабленного, находящейся в главном приделе.
  2. Почитаемой иконе Косьмы и Дамиана Ассийских, содержащей частицу мощей.
  3. Мощам, иконе великомученика Вонифатия.
  4. Иконе святителя Николая Чудотворца.
  5. Иконе архангела Михаила.
  6. Иконе святителя Луки с частичкой мощей.
  7. Иконе всех святых, почитаемых на Русской земле.

Расписание богослужений

Храм Косьмы и Дамиана открыт ежедневно для посещения прихожан, расписание богослужений зависит от дня недели и от праздничного события, в честь которого совершается Литургия.

Ежедневно Церковь Косьмы и Дамиана открыта с 8:00 до 20:00, в воскресные дни зайти в храм святых можно с восьми утра до семи вечера.

По воскресеньям совершается молебен святым угодникам, начиная с восьми утра. К 8:30 собираются верующие на исповедь, а в девять часов утра начинается Божественная Литургия. По праздникам часы исповеди с 8 до 9 утра, затем служится Литургия. Накануне праздников, воскресений совершается Всенощное бдение, начинается служба в 17:00.

На заметку! В церкви Косьмы и Дамиана Ассирийских в период с октября по Пасху проводятся две воскресные Литургии: ранняя – начинается с 7:00, а также поздняя – в 9:30.

По средам утренняя служба начинается с восьми часов, прихожане могут исповедоваться, в 17:30 читается акафист во славу святых бессребреников Косьмы и Дамиана, совершается освящение воды, молебен о болящих людях. По четвергам расписание остается таким же, однако акафист с водосвятным молебном читается святому мученику Вонифатию.

По пятницам водосвятный молебен совершается Иоанну Златоусту, акафист читается перед чудотворной иконой Божьей матери «Знамение». Пятничный молебен служат по адресу: Малый Златоустинский переулок, 5, второй этаж.

По субботам помимо Литургии и утрени служится панихида, начало – в 8:00. Желающие могут исповедоваться.

Полезное видео

Подведем итоги

Приходская жизнь храма достаточно разнообразна, здесь организовано Православное сестричество, действует воскресная школа. Сестры милосердия готовят ужины для пациентов лечебных заведений, домов ребенка, пансионатов.

Посетить святую обитель, конечно же, стоит тем людям, которые желают получить Божью благодать, мир, спокойствие.

Вконтакте

На пересечении Маросейки со Старосадским переулком, после которого она переходит в Покровку, стоит примечательный храм. Кажется, будто он состоит из нескольких «куличей», примыкающих друг к другу. Чувствуется рука хорошего зодчего - и действительно, здесь потрудился один из лучших мастеров своего дела.

Первое упоминание о церкви связано с грустным событием: она полностью сгорела в 1547 году. Затем церковь надолго исчезает из исторических источников и вновь появляется в 1629 году - и снова в связи с опустошительным пожаром. В 1639 году она выстроена уже в камне. Однако в XVIII веке и это здание обветшало и грозило обрушением. Для его перестройки был приглашен один из лучших архитекторов своей эпохи - М. Ф. Казаков. Строительство проходило медленно, несколько раз останавливалось и в итоге продлилось с 1791 года по 1803 год. Средства для его завершения дал подполковник М. Р. Хлебников, живший напротив.

Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел - Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного - единственный в Москве случай. Архитектуру храма относят к «зрелому классицизму», которому свойственны лаконичность и сдержанность в оформлении. Церковь обращает на себя внимание не столько отделкой фасадов, на которых нет ни лепнины, ни росписей, сколько общей структурой. Алтарная апсида и приделы равны по своей высоте и тем самым создают стройный ансамбль, заключающийся в сочетании примыкающих друг к другу четырех цилиндров (основная часть, алтарь и два придела) и кубической трапезной с колокольней. В основной части и в трапезной на равном расстоянии от приделов расположены двухколонные портики. Чуть больше декора в верхней части церкви: купол центрального объёма прорезан окнами-люкарнами, а сам он увенчан главной с барабаном, украшенным пилястрами.

Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф. И. Тютчев, . После революции храм оказался закрыт и в конце 1920-х годов под предлогом расширения улицы назначен к сносу, которому предшествовала полная фотофиксация здания и снятие обмеров. Тем не менее, решение об уничтожении церкви не было претворено в жизнь. Вместо этого в ней устроили склад и пивную, потом их место заняла мастерская автомакетов, затем - клуб автомототуристов. В процессе приспособления оказалось почти полностью утрачено внутреннее убранство храма, но внешне он практически не изменился и не был радикально перестроен. С 1993 года здесь возобновились богослужения, за годы реставрации были разобраны межэтажные перекрытия, воссозданы утраченные детали интерьеров и иконостасы.

Московский храм Космы и Дамиана на Маросейке Московский храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских на Маросейке, на Покровке (Московская епархия)

Первая церковь стояла здесь давно – известно, что горела она еще в пожаре года, ее построили заново, но в году сгорело и второе здание. Церковь отстроили заново, и на этот раз в камне.

Об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана . Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Первоначально храм не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в году. В конце XVII столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери . Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771-1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

Наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. На построение храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования.

В декабре года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. 21 октября года был освящен северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а 4 октября года - освящен главный престол – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений.

До года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось.

В году храм был обновлен внутри и снаружи.

В начале 1930-х годов приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но этого не случилось. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 1960-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Настоятели

  • Феодор Бородин (с 14 октября 1993)

Использованные материалы

  • Краткая история храма на официальном сайте прихода
  • Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке // Радио "Вера"

Построена в 1791-93 гг. по проекту М.Ф. Казакова на средства прихожан по заказу подполковника М.Р. Хлебникова. Выстроена на месте прежнего каменного храма, которому предшествовала деревянная церковь. Прежний храм был известен чудотворной иконой "Исцеление Спасителем расслабленного". Главный престол — Спасский (Исцеления Спасителем расслабленного), в приделах — свв. бессребреников Косьмы и Дамиана и св. Николая Чудотворца. Церковь была закрыта в 1920-х гг. (по другим сведениям, в начале 1930-х гг.), иконы и утварь конфискованы и исчезли. Реставрирована в 1972 г. Вновь освящена в 1993 г.



Главный престол церкви освящен в честь чудотворной иконы Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона была прославлена в подмосковном селе Ведерницы (см. ). Несмотря на посвящение главного престола, церковь чаще именуют Космодамианской - по левому приделу. До постройки казаковской церкви на этом месте находилась старая церковь, также называемая Космодамианской по своему приделу - главный престол в ней был освящен в честь святителя Николая. Когда была построена старая церковь - неизвестно, наиболее старые упоминания о ней относятся к началу XVII века.

Нынешняя церковь была выстроена в 1791-1793 годах, однако работы по ее украшению продолжались до 1803 года. В 1793 году был освящен Никольский придел, в 1795 - Космодамианский, а основной престол освящен лишь 4 октября 1803 года.

До середины XIX века церковь разделялась на зимнюю и летнюю половину: основная часть храма с престолом Спасителя, исцелившего расслабленного, закрывалась на зиму, и богослужения велись только в трапезной и двух приделах. В 1857 году в подвале под церковью была устроена духовая печь, и богослужения во всем храме стали круглогодичными.



Церковь Космы и Дамиана, что на Покровке, известна с 1620 г. В 1639 г. была каменная. В 1651 г. к ней пристроены каменная паперть и колокольня. В конце XVII в. надстроена была верхняя церковь Казанской Божией Матери. В 1722 г. значится главный престол Николая Чудотворца.

Старая церковь была разобрана в 1791 г., нынешняя выстроена по проекту М. Ф. Казакова. Главный престол Спасителя, исцелившего расслабленного, освящен 4 октября 1803 г., Никольский придел 18 декабря 1793 г., Космодамианский 21 октября 1795 г.

Сохранились старые храмовые иконы этой церкви и другой, которая с 1813 г. была приписной, Поклонения веригам апостола Петра. Последнее название напоминает о том, что Иоанн Грозный венчался на царство 16 января 1547 г. Церковь упоминается в Ладанной книге 1584 г. и в переписной книге 1620 г. Каменная была сооружена по указу царя Алексея в 1669 г. по тому поводу, что на 16 января пришелся в 1647 г. день свадьбы царя с Марией Ильиничной Милославской. При церкви был придел вмц. Екатерины; церковь разобрана в 1840 г. Место церковное сохраняется незастроенным, переулок носит название Петроверигского.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.



Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая церковь - точных сведений не имеется. Достоверно известно, что она существовала еще в начале 17-го века. Так, об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1б25 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Вначале старая церковь Космы и Дамиана не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце 17-го столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название - Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771 - 1772 г.г. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

В это же время, т. е. в конце XVIII века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это была тяжелый, критический период... Но Всеблагой Отец Небесный не оставил ее Своею милостью, возбудив к усердию сердца добрых людей. Ревнуя о славе Божией, прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года.

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года. Можно видеть, что новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и нескоро оправилась от постигшего ее разорения.

До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось. А в 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма стало тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела, которое было отпраздновано с великой торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В летописи Космодамианской церкви записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона является особо чтимой святыней уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это бывает заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе. С давнего времени установлено совершать пред этой святой иконой молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения; причем, на этом молебствии полагается особый тропарь, особый прокимен, особое Евангелие и особая в высшей степени умилительная молитва.

Священник Николай Романский (Москва, 1895 г.)

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь: приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 1960-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви - после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

http://www.hram-kosmadamian.ru

Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая Космодамианская церковь, точных сведений не имеется. Достоверно только, что церковь эта существовала еще в начале 17-го века. Так, о ней упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в "Книге царского жалованья московским церквам". Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная - с главным престолом во имя Свя-тителя Николая и придельным во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Но в документах и среди верующего народа ее чаще называли Космодамианской, что говорило об особом почитании этих святых.

В конце 17-го столетия над старою Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжною Евдокией Андреевной Куракиной, владения которой располагались на месте современного здания на Маросейке д. 12, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, почему Космодамианская церковь иногда называлась еще Казанскою. Сначала эта церковь была только ружною (состоящей на руге, т. е. содержании) княгини Куракиной, и особые от космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства Куракиной, но в 1771-1772 гг. она поступила в заведование космодамианского причта и соединилась с приходскою церковью.

Следует заметить, что в это время, т. е. в конце 18 века, Космодамианский храм пришел в полную ветхость, и прихожане пришли к мысли не о ремонте церкви, но о сооружении нового храма и, притом, с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством - ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя Святителя Николая и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душою святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года. Его дом сохранился до наших дней - сегодня здесь располагается посольство Республики Беларусь (Маросейка, 17).

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкою вчерне, а совсем благоукрашен был только придел во имя св. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новом храме. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был другой придел во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представляющий и поныне единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года, так что новый Космодамианский храм, собственно говоря, строился в течение 12 лет.

Новый храм, построенный по плану известного архитектора М. Ф. Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: они помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь её.

К сожалению в истории храма нет достоверного ответа на вопрос о причинах столь исключительного посвящения и наименования главного престола. Существует догадка, что на это могло повлиять явление в конце 18-го века чудотворной иконы Спаса - Исцелителя расслабленного в селе Ведерницы, Дмитровского уезда, и привлекшее к себе в то время множество народа обилием исцелением от различных недугов. В этом селе в 1773 - 1780 годах на средства прихожан был построен храм с одноименным престолом (он сохранился до наших дней, правда в запустении). Это событие не могло не найти отклика среди москвичей.

В самой летописи Космодамианской церкви также записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона являлась особо чтимою святынею уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это было заметно в храмовый, единственный во всей Москве, праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе. С давнего времени установлено совершать пред этою иконою молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений. Многие же другие московские церкви после разорения французами так и не смогли восстановится и были либо разобраны, либо приписаны к другим церквям.

Так случилось и со стоявшим в Петроверигском переулке храме в честь Апостола Петра и его честных вериг. Впервые упоминаемый в летописи 1625 года, она знаменита тем, что перестройка ее из деревянной в каменную была произведена боярином Ильей Милославским в 1669 году в память бракосочетания его дочери Марии Ильиничны с государем Алексеем Михайловичем (это был его первый брак), пришедшего 16 января 1652 года в день престольного праздника храма. После разграбления французами, уничтожения пожаром зданий вокруг церкви и, фактически, лишения возможности прихожанами содержать Петроверигскую церковь, ее сделали приписной к храму Космы и Дамиана. А в 1844 году в связи с ветхостью ее разобрали, использовав освободившийся материал в ином церковном строительстве. На месте церковного алтаря поставили памятный столб, ко-торый в 1923 году снесли. Ныне на этом месте располагается закругленная часть дома № 6 по Петроверигскому переулку.

До 1857 года Космодамианская церковь разделена была на 2 половины: зимнюю и летнюю. Не отличаясь по своей конструкции поместительностью, храм этот в зимнее время становился особенно тесным, так как холодный храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, запирался на зимнее время, теплый же состоял лишь из трапезной и двух приделов. В 1857 году настоящая холодная церковь сделана теплою, для чего в подвале под церковью была устроена духовая печь.

В 1893 году Космодамианский храм обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Николаевского придела, отпразднованным с великою торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В конце 19-го века в приход Космодамианской церкви входило тридцать домов. Среди прихожан храма много замечательных имен. В 1832 году дом № 4 по Петроверигскому переулку приобрел известный купец-чаеторговец П. К. Боткин. Эта купеческая семья сыграла выдающуюся роль в истории русской культуры. Его сын Петр Петрович Боткин в течение долгого времени был старостой храма Космы и Дамиана. Сын Петра Петровича - Сергей Петрович Боткин (1832-1889) - выдающийся медик-клиницист и общественный деятель. Ученик Н.И. Пирогова, учитель И.П. Павлова, профессор Медико-хирургической академии, лейб-медик (личный медик при Императоре). Сын же его - Евгений Сергеевич Боткин - тоже лейб-медик состоял при последнем императоре Николае II и, сохранив до конца верность монарху, вместе с ним принял мученическую смерть в 1918 году.

Прихожанином Космодамианского храма был поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев. Он проживал в доме № 11 по Армянскому переулку (на углу Сверчкова переулка) построенном, кстати, тоже М. Казаковым. Бывая в Москве, храм часто посещал Ф. М. Достоевский.

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь. Приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Один из последних настоятелей храма, протоиерей Владимир Рождественский, окончил свою жизнь в лагерях. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. В 1933 году Моссовет распорядился “передать здание Управлению рабоче-крестьянской милиции г. Москвы для использования по специальному назначению”. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, клуб автомототуристов, архив, художественные классы. Была сломана ограда церкви и перед ней возведен деревянный павильон с пивной. В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте в 1972 году выстроено огромное ад-министративное здание, храм был передан ему под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация - восстановлено внешнее убранство храма, возведена ограда, по типу уничтоженной. Тогда же был сделан наружный ремонт церкви, водружены золоченые кресты. Однако интерьер храма был изуродован: построено этажное перекрытие и множество перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая литургия. На Пасху (14 апреля) 1996 года богослужение было возобновлено и в центральном алтаре во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.
Ныне приходская постепенно возрождается: при храме действует Воскресная школа для детей и взрослых. Храм осуществляет издательскую деятельность, издавая книги, начиная от детских и заканчивая святоотеческой литературой. Имеющаяся книжная лавка, одна из крупнейших в Москве. В планах прихода создание православной библиотеки со свободным доступом и оказание помощи в организации приходских библиотек другим храмам.

Богослужения:
По воскресеньям: исповедь, молебен избранным святым - 8:00; часы - 8:30; Литургия - 9:00;
По средам: 8:00 - Исповедь, утреня, часы, Литургия. в 17:00 Вечерня. в 17:30 водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым Косме и Дамиану

Храмовой день празднуется в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном (переходящее празднование в зависимости от празднования дня Пасхи) по престолу центрального алтаря, освященного в честь Господа, Исцелителя расслабленного.