Мечеть Биби-Ханум (1399-1404 гг.)

Соборная мечеть Биби-Ханум задумывалась Амиром Темуром как самое большое здание Востока, призванное поражать своими размерами и красотой и восславить в веках имя грозного правителя и его жены, в честь которой и была названа мечеть.

Сотни архитекторов, художников и строителей были привезены в Самарканд. Строительство продолжалось 5 лет (1399-1404) и по возвращению из военного похода Темур застал мечеть готовой. Двор мечети опоясывали роскошные галереи, арки которых покоились на трех с лишним сотнях мраморных колонн, по углам высились стройные минареты.

К сожалению, вскоре после завершения строительства, когда мечеть стала местом торжественных богослужений, здание начало разрушаться. Слишком дерзок был порыв его творца, который решил воплотить невозможный по тем временам архитектурный замысел. Монументальная арка входного портала, которая по замыслу Тамерлана должна была вторить Млечному пути, не выдержала испытания временем, рухнув в первые же годы после строительства.

До наших дней уцелело 5 строений: портал ; напротив него, в глубине двора большие мечети; по сторонам - малые мечети; минарет . Огромный труд историков, археологов, искусствоведов дает нам возможность представить первоначальный облик мечети. Одна из характерных особенностей архитектурных ансамблей этого периода - огромные размеры и пропорциональность, соразмерность композиционных частей ансамбля, прекрасным образцом которого является Биби-Ханым.

Это грандиозное сооружение , раскинувшееся на площади 167 х 109 м высоким стройным порталом высотой в 36 метров и шириной 46 метров, просторным двором площадью 54 х 76 м, монументальной главной мечетью, стоявшей на центральной оси комплекса. Высота и ширина главного зала мечети 41 м. С пролетом портала 18 м. По периметру двора проходила галерея из 480 мраморных колонн и опор и легкие малые мечети. Здания возведены из кирпича 27х27х5 см на ганче. Украшали вход в мечеть двухстворчатые семисплавные ворота, резные мраморные плиты и богатейшая облицовка.

В центре двора до сих пор стоит изготовленный при Улугбеке мраморный пюпитр для священного Корана гигантских размеров. По краям двора высились минареты, о которых один из историков Темура писал: "Минарет вознес свою главу в сторону неба и возглас: "Поистине дела наши указывают на нас"". О куполе мечети уже в то время писали: "Купол ее был бы единственным, если бы Млечный путь не был бы ей парой".

Как и со всеми памятниками Самарканда, с мечетью Биби-Ханум тоже связано красивое предание.

Красавица Биби-Ханум , жена Тимура, задумала удивить и порадовать супруга. Когда повелитель отсутствовал, находясь в одном из многочисленных военных походов, она созвала во дворец лучших строителей и мастеров Самарканда и предложила им воздвигнуть здание. К работе приступили немедленно. Быстро вырастали стены.

Между тем в Самарканд пришло известие о скором возвращении Тимура. Биби-Ханум рвала и метала. Тогда зодчий поставил условие "Мечеть будет воздвигнута в срок, но… ты, царица, подаришь мне поцелуй".

Царица негодовала: "Я подарю тебе любую из моих рабынь, по твоему выбору. Почему ты смотришь только на меня? Посмотри на эти крашенные яйца, они из разных цветов и нисколько не похожи друг на друга, но если их разбить, то разве они чем-либо различаются? Таковы и мы, женщины".

Но зодчий настаивал: "Я отвечу тебе. Вот два одинаковых бокала. Один из них я наполню прозрачной водой, другой белым вином. И теперь они похожи друг на друга, но если я притронусь к ним губами, то один меня обожжет расплавленным огнем, а другого я и не почувствую. Такова любовь".

Темур приближался к Самарканду. Досаде Биби-Ханум не было предела. Так долго лелеянный сюрприз повелителю оказался под угрозой. К тому же, как гласит легенда, зодчий был молод и красив. И она соглашается. В последнее мгновение она попыталась заслониться ладонью. Но поцелуй был столь страстен, что жар его проник сквозь руку красавицы и оставил на ее щеке пунцовое пятно.

Спустя всего лишь несколько дней Темур вступил в город . Перед его взором поднялись купола и минареты , удивляя своим великолепием. Но радость его была омрачена. Увидев на лице Биби-Ханум след поцелуя, он впал в ярость. Биби-Ханум призналась во всем. По велению "Железного хромца" стражники бросились разыскивать зодчего. Спасаясь от преследований, он со своим учеником поднялся на минарет мечети.

А когда стражники взбежали по бесчисленным ступенькам за ними наверх, они нашли лишь одного ученика. "Где архитектор?" - спросили они. - "Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешед", - ответил тот. Такова легенда.

К началу XX века мечеть Биби-Ханум представляла собой руины и величественные развалины, время сурово обошлось с соборной мечетью. Но даже эти руины производят неизгладимое впечатление. Начиная с 60-х годов и по настоящее время в результате консервационных и грандиозных работ возведены внутренние и внешние купола, укреплены свод портала и основания стен , восстанавливаются интерьеры малых мечетей, воссоздаются минареты. Работы продолжаются. Мечеть Биби-Ханум является бессмертным шедевром архитектуры мусульманского Востока .

Конфессия Ислам Строительство - годы Биби Ханум на Викискладе

Координаты : 39°39′38″ с. ш. 66°58′47″ в. д.  /  39.660556° с. ш. 66.979722° в. д. (G) (O) (Я) 39.660556 , 66.979722

Биби Ханум или Биби Ханым (букв. «старшая принцесса») (раннее название - Масжиди джами ) (узб. Bibi-Xonim masjidi )- архитектурный памятник 1399-1404 гг. в Самарканде , грандиозная соборная мечеть Тамерлана , богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена из руин в конце XX века.

Основание мечети

Мечеть была воздвигнута по приказу Тамерлана после его победоносного похода в Индию . Строительство было начато в мае года. Месторасположение будущей мечети выбирал сам Тимур. В строительстве были задействованы мастера из различных стран: Индии, Ирана , Хорезма , Золотой Орды. К сентябрю года основная часть комплекса была уже построена. Во дворе мечети могли одновременно молиться 10 тысяч человек.

Согласно легенде, мечеть получила своё название в честь любимой жены Тамерлана. Вернувшись из победоносного индийского похода, Тимур в 1399 г. предпринял строительство соборной мечети для свершения пятничного намаза, которой молва присвоила имя Биби-ханым. Согласно источникам: «В воскресенье – 4 числа месяца рамадана 801 г. (1399 год нашего летосчисления), искусные инженеры и опытные мастера в час, счастливый и предсказанный по звездам, положили основание постройке. Двести человек каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран работали в самой мечети и 500 человек в горах упорно трудись над обтесыванием камня и отправкой его в город. Артели мастеров и ремесленников, собравшись со всех концов мира к подножию трона, прилагали каждый насколько в своей области тщательное старание. Для сосредоточения материалов 95 гороподобных слонов доставлены были стран Индии в Самарканд и пущены в дело». Для ускорения работ Тимур поручил надзор над отдельными участками строительства разным царевичам и эмирам, старавшимся расторопностью проявить свое усердие. Портальную арку, основное здание мечети, стены и аркады строили артели мастеров, которых направлял главный строитель, имевший объемную модель сооружения. Об этом рассказывают старые миниатюры. Всего несколько месяцев следил Тимур за строительством мечети, но вскоре он на целые годы был отвлечен новым военным походом – на этот раз на Османскую империю. Строительство продолжалось без него. Об этом-то периоде народная фантазия и создала несколько легенд.

Легенды

Рассказывали, что жена эмира красавица Биби-ханым задумала к возвращению мужа выстроить ему в подарок мечеть, которой не видывал свет. Были построены минареты, вокруг просторного двора вырос лес беломраморных колонн, и голубой купол соперничал с небесным сводом. Оставалось только замкнуть высокую арку портала. Но молодой архитектор медлил, ибо он любил Биби-ханым, а окончание строительства неизбежно означало вечную разлуку с нею. А царь между тем уже близился к Самарканду и в нетерпении своем слал гонцов. Биби-ханым умоляла строителя продвинуть работы, но тот потребовал невиданную по дерзости награду – права поцеловать царицу. Рассудительная Биби-ханым, сопротивляясь, убеждала его, что женщины все одинаковы, как раскрашенные яйца. В доказательство чего наблюдательная царица послала влюбленному упрямцу целое блюдо разноцветных яиц, советуя очистить их и сравнить, а убедившись, угомониться и поцеловать любую придворную красавицу. Ничто не помогало! И царице пришлось уступить, подставив прелестную щечку. В решительный миг она успела, правда, заслониться рукой (по другим сведениям – подушкой), но жар поцелуя был так силен, что прожег все преграды и оставил пятнышко на розовом лице Биби-ханым. Его-то, вдоволь полюбовавшись новой мечетью, тотчас и приметил вернувшийся повелитель. Кинулись ловить искусителя, а тот, оказалось, сделал крылья и давно улетел. Так – в предании, а в жизни все было иначе. Вернувшись из дальнего похода, Тимур был разъярен тем, что портал его мечети был не столь величествен, как ему хотелось, и, во всяком случае, ниже стоявшего напротив медресе, построенного его главной женой Сарай-мульк ханым , той самой, которую легенда называет Биби-ханым. Почтенной жене Тимура в то время было за шестьдесят, и вряд ли ее прелести могли вывести кого-либо из равновесия.

Последний этап строительства

Тимур, посетивший мечеть в сентябре 1404 года, был разгневан и велел казнить вельможу, надзиравшего за строительством. Повелитель приказал разрушить входной портал и выстроить новый. Возле фундамента отрыли ямы, разобрали кладку, чтобы устои потеряли опору и рухнули. Тимур был болен, но он повелел носить себя туда, где шли работы. «Потом он приказывал, – пишет в своем дневнике де Клавихо, – приносить туда вареного мяса и бросать его тем, которые работали в яме, точно как собакам; иногда он сам своими руками бросал мясо и так возбуждал рабочих, что на удивленье; иногда же приказывал бросать в ямы деньги. Над этой постройкой также работали день и ночь; она прекратилась, как и работы по проведению улицы, оттого, что начал падать снег». Мощная арка была переброшена над центральным проемом. Огромный двойной купол простирался на сорокаметровой высоте. Двор с колодцем окружал целый лес колонн, строившихся в четыре и девять рядов. В их тени расстилали свои коврики во время полуденного пятничного намаза десятки тысяч правоверных. В широком и теперь действительно грандиозном портале, отделанном резным мрамором, были укреплены литые из семи металлов, где было золото и серебро, полотнища ворот. Когда их отворяли, тонкий металл вибрировал, и звон его вторил призывам, летящим с минаретов. Из-под главного купола, где свет бесчисленных светильников и люстр не мог рассеять вечный сумрак, со ступенчатого минбара несся мерный голос имама, читавшего священные суры Корана. Недаром говорил Шериф-ад-дин-ал-Язди: «Если ты ищешь сравнения для арки ее максуры, ничего нельзя сказать, кроме как – Млечный путь и небесный свод. Купол был бы единственным, если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы Млечный путь не оказался ее парой. Звук огромных врат ее, составленных из сплава семи металлов, призывает молящихся семи климатов в дом ислама. Блеск от сияния букв и слов суры «Пещера» и других чудесных стихов Корана на стенах ее»

От дополнявшего Биби Ханум медресе Сарай-мульк ханым сохранился угловой восьмигранный мавзолей с изразцовым и расписным декором.

Мечеть имеет дворовую композицию (78х64 м). По главной оси прямоугольного двора расположены парадный портал входа и в глубине основной купольный объём - помещение мечети. На поперечной оси двора находятся два одинаковых портально-купольных здания. Все эти 4 основных объёма объединены многокупольной галереей на 400 каменных колоннах .

Здания мечети были в значительной степени отреставрированы в годы независимости Узбекистана.

Соборная мечеть Тимура

Примечания

Галерея

Ссылки

  • Самарканд в фотографиях. Альбом "Соборная мечеть Биби-Ханум"

Средневековый архитектурный памятник в Самарканде, построенный по приказу Тамерлана. Эта соборная мечеть является одной из наиболее посещаемых в . Название в переводе означает «старшая принцесса». По легенде основатель империи Тимуридов строил ее в честь любимой жены. Биби-Ханым входит в по версии нашего сайта.

Строительство мечети велось в конце XIV - начале XV века мастерами из различных стран, в основном, из Индии из Ирана. После открытия во дворе сооружения могли одновременно молиться до 10 тысяч верующих. Очевидцы утверждают, что Биби-Ханым необычайно красивая мечеть. Она поражает своими размерами и красотой даже самых заядлых путешественников.

Купол мечети в древности сравнивали с небосводом, а арку - с Млечным Путем. К сожалению, вскоре после окончания строительства, некоторые части здания стали рушиться, не выдержав амбициозных планов архитекторов. На сегодняшний день в комплексе уцелело пять строений, включая портал и минарет. В центральном дворе хранится изготовленная по приказу Улугбека мраморная подставка для гигантского Корана.

По поводу создания мечети существует много легенд. Одна из них гласит, что архитектор за своевременное строительство этого шедевра запросил слишком высокую цену - поцелуй от любимой жены правителя, за что ему позже пришлось спрыгнуть вниз с высоты гигантского минарета.

Через дорогу от мечети возвышается оригинальный столбообразный мавзолей, где покоится Биби-Ханым. Также, возле мечети располагается колоритный базар. У местных жителей есть одно поверье: если женщина долго не может забеременеть, стоит ей один раз прикоснуться к камням мечети, на которых лежал гигантский Коран и произнести молитву, как ситуация изменяется к лучшему.

Фото достопримечательности: Мечеть Биби Ханым

Самарканд был последним городом, который мы посетили во время узбекского турне четыре года назад. И, несмотря на кажущуюся похожесть с Хивой и Бухарой, он от них отличается очень сильно. В нем самые величественные памятники, у него самая грандиозная история, и, наконец, это третий по величине город страны со всеми вытекающими последствиями. Соответственно, готовиться надо к имперскому размаху, многолюдности, современности и суете.

Город был для меня интересен еще и тем, что в семейных альбомах сохранилось множество фотографий о посещении его моими родителями во времена своей студенческо-геологической юности. Некоторые из этих слайдов также будут включены в сегодняшний рассказ.

Переезд из Бухары в Самарканд был для меня очень тяжелым. Дело в том, что на пятый день пребывания в Узбекистане мой организм настолько устал от жирной среднеазиатской еды, что категорически взбунтовался, и утром в день поездки я чувствовал себя так, как будто мир вокруг расслоился, небо стало желтым, а люди вокруг превратились в человекоподобных существ, которые от меня чего-то хотят. На каждой остановке в пути я тихо выползал из машины, садился на тротуар в теньке автомобиля, а водитель, глядя на меня такого, систематически предлагал выпить пивка. Я успешно пропустил первые пункты программы - загородный дворец бухарских эмиров и школу керамики в городке Гиджуван. Помню только,павлинов в парке и бассейн, в который мне очень хотелось упасть всем обессилевшим телом. Так что фотографий оттуда нет.

Дальше мы решили заехать посмотреть древние петроглифы в ущелье Сармыш горной цепи Заравшан. Это ущелье называют одной из самых больших в мире наскальных галерей - на территории протяженностью всего 2 километра находится несколько ТЫСЯЧ подобных рисунков, возраст которых составляет более 10 тысяч лет. У меня довольно много фотографий оттуда, поэтому, наверное, об ущелье еще будет отдельный рассказ, а пока что только синтез того, что там можно увидеть. Обратите внимание на гуманоидов и космонавтов в нижнем ряду - их присутствие на рисунках является одной из самых больших загадок археологии и науки.

Дальше по пути будет город Нурата, над которым возвышается огромный холм, где некогда стояла крепость, завоеванная еще Александром Македонским. От крепости сейчас уже практически ничего не осталось, на ее месте пасутся ослики, а с холма по-прежнему открываются отличные виды.

Еще в Нурате есть священное место, связанное со святым Давудом - узбекским «Прометеем», который подарил людям огонь и кузнечное дело. Рядом с мечетью в скалах есть маленькое озеро, в котором живут форели. Озеро ни с чем не соединяется и никуда не вытекает, поэтому обывательское мировоззрение принимает наличие такого количества форели в нем чудом. Если бросить форели пучок травы, то стая рвет его, как пираньи конкистадора, случайно упавшего в Амазонку.

И остатки советского наследия - памятник геологам.

Ну и несколько фотографий тех же самых гор конца 1970-х годов из семейного фотоальбома.

После такого долгого вступления наконец-то приехали в Самарканд. Естественно, утром первым же делом едем на Регистан - одну из самых знаменитых площадей мира. И несомненно, оно того стоит.

«Регистан» переводится как «песчаное место», и сооружать его начал еще Улугбек, один из величайших узбеков всех времен, астроном и наследник династии Тимуридов. Левая медресе, построенная в 15 веке, носит его имя, и в свое время была центром образования не только в Среднее Азии, но и на всем Востоке.

А вот так медресе выглядело в начале 20 века (фото знаменитого Прокудина-Горского, одного из пионеров цветной фотографии).

Внутреннее убранство.

Правое медресе - Шер-Дор, или «тигр над воротами». Построено как зеркальная копия медресе Улугбека в 17 веке на месте ханаки Улугбека, которая к тому моменту обветшала («ханака» - нечто вроде «частной мечети», или, по-православному, скита). Название свое оно получило благодаря двум тиграм, изображенным над входом. Вообще это совершенно уникальная вещь, потому что исламская традиция запрещает использовать любые изображения людей или животных в религиозной живописи. Тигр с солнцем на спине - герб Самарканда. А в центре арки, если присмотреться, находится свастика.

Картина Василия Верещагина, первого российского блоггера. Конец 19 века:

Шер-Дор в исполнении Прокудина-Горского. Обратите внимание на аистиные гнезда на минарете - типичная примета Средней Азии, о которой говорил еще в рассказе о Бухаре.

Наконец, центральная медресе - Тилля-Кари, построено через несколько лет после Шер-Дора на месте старого караван-сарая. Много лет также выполняло роль соборной мечети.

На один из минаретов можно подняться, если заплатить ментам 10 долларов (о чем даже написано в путеводителе Lonely Planet). Однако, местные нас отговорили - по их словам, там очень грязно, скользко, и оттуда ничего толком не видно. И еще меня поразила геометрия этого минарета:

Кстати, это нормальная ситуация. Вот одна из медресе «в профиль». Практически Пизанская башня.

Почти каждый вечер на площади разыгрывается светомузыкальное шоу для туристов. Можно купить билет и сидеть на скамейке, а можно просто постоять в стороне и посмотреть-послушать - все отлично видно и слышно.

Дальше едем в Гур-Эмир, усыпальницу великого Тамерлана. Местные зовут его Амир Темур, и он является главным национальным героем. В каждом городе ему стоит памятник, его именем названо все, что только можно, и его же лицо украшает местные деньги.

Кстати, Гур-Эмир стал прообразом знаменитого Тадж-Махала в Северной Индии, которой долгое время правили наследники Тамерлана.

В мавзолее, помимо Тамерлана, покоятся его два сына, два внука (включая Улугбека) и его духовный наставник. Надгробье из зеленого камня привезено из Китая, где до этого было троном одного из наследников Чингиз-хана.

Но самое интересное начинается дальше - смотритель тайком рассказывает о том, что это не настоящие могилы и надгробия, и предлагает за определенную сумму показать реальные. Мы соглашаемся, и он ведет нас на цокольный этаж, где стоят такие же надгробия, точно под теми, которые мы только что видели. Они уже, действительно, настоящие.

Надгробие Тамерлана расколото - по легенде, после его смерти его тело с надгробным камнем повезли в Шахрисабз, его родной город. Но на перевале случилась непогода, которая не позволила идти дальше, и вдобавок надгробие упало и раскололось. Это было истолковано как знак, и Тамерлана вернули назад в Самарканд. По другой легенде, надгробие украл в 18 веке один из персидских вельмож, после чего оно треснуло, а его стала преследовать полоса неудач, после чего он точно так же вернул его на место.

На надгробии написано, что тот, кто осмелится потревожить его покой, будет подвергнут страданиям и погибнет. Конечно, всем известна история о том, что гробница была вскрыта 22 июня 1941 года, после чего началась Великая Отечественная Война. А как только академик Герасимов закончил слепок лица Тамерлана с его черепа и, его отвезли назад, ситуация на фронтах развернулась в обратную сторону и началось контрнаступление под Москвой.

Неподалеку находится мечеть Биби Ханум и ее мавзолей. Биби Ханум была любимой женой Тамерлана, и эту мечеть он «подарил» ей в честь своего завоевательного похода в Индию. Если в мавзолее Биби Ханум три раза обойти вокруг ее могилы, загадав желание, то оно обязательно сбудется. У меня сбылось на 50% через месяц, на оставшиеся 50% - в течение еще пары лет.

Современное состояние мечети - это уже новодел, т.к. она сильно пострадала от землетрясения в 19 веке. Вот фото Прокудина-Горского, 1906 год.

А вот фотографии из семейного фотоальбома, 1975 год.

С тех пор многое изменилось.

И до кучи еще один современный "пизанский" вид - сбоку.

А вот пять фотографий, сделанных в течение пары минут сидения на тротуаре около Биби-Ханума. В правой части кадра - вход на самый большой самаркандский базар, поэтому направо все едут груженые, а налево порожняком.

Еще одна знаменитая достопримечательность Самарканда - обсерватория Улугбека, второго по значимости национального героя.

В обсерватории висит табличка, согласно которой Улугбек обошел абсолютно всех ученов древности по всем астрономическим вычислениям. Видимо, благодаря вот этому громадному секстанту диаметром 36 метров.

Еще внутри висит портрет Аристотеля. Я тогда еще подумал, почему это у него слово ETICA так смешно написано на книге?....

А когда побывал в Ватикане и увидел фреску «Афинская школа», понял, что это всего лишь копия с Рафаэля.

Последнее значимое место в Самарканде - это мемориальный комплекс Шахи-Зинда (дословно «живой царь»), который, начиная с 14 века, был усыпальницей ханов и прочих больших людей.

Не буду мучить названиями мавзолеев и именами похороненных там людей - скажу только, что это очень умиротворенное и спокойное место.

Забавная собака, которая ютилась в одном из углов - и я, зажавший ее в этот угол своим большим фотоаппаратом (скоро будет отдельный большой пост, сделанный полностью из подобных фото).

Прокудин-Горский:

И еще несколько фотографий из конца 1970-х.

В последний день мы решили поехать за город «на плов». Для этого купили барана, рис и направились к Хазрат Давуд - пещере Св. Давуда. Там отдали барана и рис повару, а сами пошли наверх, к святому месту. Для того, чтобы туда попасть, надо преодолеть 1303 ступени. Ступени довольно узкие, и на них при этом идет бойкая торговля всяким ширпотребом. Народа полно (кажется, было воскресенье), все толкаются, дети шумят, тут же на ступенях отдыхают пенсионеры. И дикая жара.

Поднялись наверх - а там запах туалета и жуткий мусор. И все деревья в повязочках. В пещеру, где молился Давуд, страшная давка, поэтому мы туда не пошли, и лишь полюбовались окружающими пейзажами и местной фауной.

А там временем к нам подходили люди с фотоаппаратами и просили с нами сфотографироваться, как с инопланетянами.

Еще одна пещера, в которой Давуд работал, есть пониже, и там вообще никого не было, кроме таджикского мальчика-смотрителя.

Основная реликвия - камень с отпечатком руки Давуда.

Поели плова (осилили совсем чуть-чуть, так как дико надоел), и назад в город. Вечером - в кафе-мороженое (такой вкусный пломбир ел только в детстве!), а утром в аэропорт, где пришлось столкнуться с идиотизмом, бюрократией и полным презрением к людям. Выражалось это как в отношении, так и в действиях. Например, глядя на перечеркнутый автомобильный аккумулятор, нарисованный на авиабилете, таможенники (уже после того, как мы сдали багаж) отказывались пропускать нас на посадку, пока мы не сдадим в багаж батарейки из фотоаппаратов и телефонов. При чем деньгами вопрос тоже не решался - банальное местечковое самодурство. Опять был полный досмотр, а одному парню из National Geographic чуть не разобрали все объективы и никак не хотели поверить, что один из его фотоаппаратов - пленка, и открывать его не надо, иначе засветится. Надеюсь, с тех пор что-то там изменилось.

Но если отбросить эти рудименты совкового феодализма, то, в целом, поездка получилась прекрасная. До сих пор вспоминаю ее как одну из самых насыщенных и колоритных. Хотя второй раз, наверное, уже вряд ли поеду.

Другие рассказы про Узбекистан.

Одна из самых красивых легенд в истории Самарканд а окутывает строительство мечети Биби-Ханум (Биби-Ханым) .

Она гласит, что любимая жена императора - Биби-Ханум решила порадовать мужа (Тимура ), возвращающегося из победоносного похода, дорогим подарком и приказала построить мечеть, что и было сделано. Но зодчий сооружения, на свою беду влюбился в императрицу и, понимая, что после окончания строительства никогда уже ее не увидит, как мог, затягивал работу. Вот император уже близко, а подарок еще не готов, разгневанная царица призывает зодчего, и он выставляет ультиматум: поцелуй царицы в обмен на окончание строительства. Делать нечего и Биби-Ханум соглашается . Вернувшийся император горд и доволен, жена угодила с подарком, но предательский след от поцелуя на щеке любимой не дает царю покоя, и он повелевает схватить архитектора. Но предупрежденный зодчий скрывается от преследователей на минарете построенной мечети, и преследователи застают только его ученика, который возвещает: «учитель сделал себе крылья и улетел в Мешхед ».

Очень красивая сказка, но, к сожалению, в ней нет ни слова правды, кроме прозвища «Биби-Ханум » у старшей жены императора, кстати, к моменту вышеозначенных событий ей было около шестьдесяти, и эта почтенная матрона, вряд-ли смогла бы очаровать молодого зодчего.

На самом деле мечеть Биби-Ханум (Биби-Ханым) была построена в 1399-1404г. по приказу Тимура после его триумфального возвращения из индийского похода. Архитектура сооружения - дань моде того времени на помпезный монументальный стиль, который очень точно отражен в известном высказывании Тимура : «если ты сомневаешься в нашем величии, посмотри на наши постройки ». Мечеть была построена за рекордно короткий срок - 5 лет и действительно посвящалась любимой жене Тимура Сарап-Мульк-Ханым .

К сожалению, время и разрушительные землетрясения, не позволяют нам сегодня любоваться грандиозным сооружением. До наших дней дошли только 5 строений, некогда величественной мечети: портал, большие мечети внутри двора, малые по стронам и минарет.

Украшение комплекса - квинтэссенция всего лучшего, чего достигли мастера - декораторы к началу XV века. Это и цветная майолика, и резная наборная мозаика, резные дерево и мрамор, декоративные украшения из папье-маше и живопись по штукатурке.

Несколько восточнее мечети находится еще один одноименный памятник - мавзолей Биби-Ханум со склепом , в котором покоятся два саркофага. Здание не имеет фасада, что указывает на то, что первоначально, это была пристройка к мечети, а стиль и богатство декора позволяют утверждать, что это был единый комплекс и строился одновременно. При вскрытии саркофагов в 1941г. научной экспедицией, были обнаружены останки двух женщин, богатство одежды которых наводит на мысль, что одна из них и есть Сарап-Мульк-Ханым .