ДПЛ типа М - «Малютка»
«Малютка» серии VI
Основные характеристики
Тип корабля малая подводная лодка
Обозначение проекта серии VI, VI-бис, XII, XV
Скорость (надводная) 13 узлов / 14 узлов
Скорость (подводная) 7 узлов / 7.8 узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 60 м
Автономность плавания 7 суток / 10 суток
Экипаж 36 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 157 т / 208 т
Водоизмещение подводное 197 т / 258 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 36.9 м / 45 м
Ширина корпуса наиб. 3.13 м / 3.50 м
Средняя осадка (по КВЛ) 2,58 м / 2.85 м
Силовая установка
Дизель-электрическая, одновальная. Дизель 685 л.с. / 800 л.с., электродвигатель 235 л.с. / 400 л.с.
Вооружение
Артиллерия 45-мм орудие в ограждении рубки, 195 снарядов
Торпедно-
минное вооружение
2 носовых ТА, без запасных торпед
Изображения на Викискладе

Подводные лодки типа М - «Малютка» - тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны , самые маленькие подводные лодки в Советском Союзе в этот период. Субмарины типа «М» активно участвовали в Великой Отечественной войне . Предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника, во вражеских гаванях.

История создания

Серия XII (проект 40)

Конструктором нового проекта, также названного «Малютка», стал П. И. Сердюк. Серия состояла из 46 лодок. 28 из них вошли в строй до войны. Балтийский флот получил 9 ПЛ, Черноморский - 10, Северный - 6, Тихоокеанский - 3. Ещё 18 субмарин были переданы флоту уже в годы войны.

Серия XV (проект 96)

Головная лодка была заложена 31 марта 1940 года . Всего построено 57 лодок, однако за время войны в строй вступили только 4 субмарины серии. Автором проекта был Ф. Ф. Полушкин. По его проекту лодка имела полуторакорпусную конструкцию: в булях, выполненных по аналогии с типом «Щ» разместились вынесенные из корпуса лодки балластные цистерны, освободив дефицитное пространство и улучшив обитаемость. Для транспортировки лодки железнодорожным транспортом були снимались. Лодка стала двухвальной, что существенно повысило живучесть. Автономность плавания увеличилась до 15 суток. Увеличение длины привело к увеличению надводной скорости до 14 узлов, однако подводная скорость даже снизилась (с 7-8 узлов у серии XII до 6 узлов).

Достижения

На боевом счету ПЛ типа «Малютка» суммарно числится 61 потопленное судно. Общее водоизмещение потопленных кораблей - 135 512 брт. Также «Малютками» повреждено 8 судов общим водоизмещением 20 131 брт и уничтожено 10 боевых кораблей противника.

Награды ПЛ типа «М»

Сноски и источники

Ссылки

  • Возле своих берегов корейцы нашли погибшую советскую подлодку, rg.ru, 2008/09/29

2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду адаптированной под нужды ВМФ СССР трофейной мини-подлодки типа «Зеехунд». По данным исследователей, Советский Союз заполучил шесть недостроенных немецких подлодок с документацией. Впрочем, помимо трофейных мини-подлодок в СССР были и свои уникальные разработки.

Неуловимые «Тюлени»

Подводные лодки типа «Зеехунд» («Тюлень») – это серия сверхмалых подлодок, которые были разработаны в конце Второй Мировой войны. Собирались они на верфях в Киле, Эльбинге и Ульме. Подлодки типа «Зеехунд» за 6-7 секунд могли погрузиться на глубину пять метров. Интересно, что взрывная волна от глубинных бомб таким подлодкам была практически не страшна. Зачастую, взрывной волной «Тюленей» просто отбрасывало в сторону.

Подлодки весили так мало, что изменить угол ее наклона под водой члены экипажа могли, изменив положение своего тела, скажем, наклонившись вперед или назад. Это имело значение, когда обстановку следовало оценить с помощью перископа.

Для маскировки немцы красили «Зеехунды» преимущественно в белый или серый цвет, поскольку большую часть работы подлодки выполняли в северных водах, где нередки глыбы льда. При волнении моря «барашки» тоже белого цвета.

Наибольшей проблемой для экипажа представляло отправление естественных надобностей. Чтобы делать это реже, пищу для моряков готовили по специальной рецептуре, которая замедляла процесс усвоения провианта.

«Зеехунды» было трудно пеленговать, потому мини-подлодки лучше всего подходили для выполнения диверсионных задач. С января по май 1945 года «Зеехунды» потопили девять судов союзников, еще три судна были серьезно повреждены. При этом более трех десятков «Тюленей» было потеряно…

Доведенные до ума трофейные «Зеехунды» были переданы в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Для наших моряков мини-подлодки были в диковинку. А наибольший интерес к субмарине проявили спецназовцы.

Основные характеристики подводной лодки типа «Зеехунд»

  • Скорость (надводная) 7,7 узлов
  • Скорость (подводная) 6 узлов
  • Рабочая глубина погружения 30 м
  • Предельная глубина погружения 50 м
  • Экипаж 2 человека
  • Водоизмещение подводное 14,9 тонн
  • Длина наибольшая 11,86 м
  • Ширина корпуса наибольшая 1,68 м
  • Средняя осадка 1,28 м
  • Силовая установка – дизель-электрическая 25 л.с.
  • Торпедно-минное вооружение 2 × торпеды G7e

Наш первый и единственный «Пигмей»

В Советском Союзе первой сверхмалой подводной лодкой можно назвать субмарину «Пигмей». Правда, лодка так и не стала массовой. Был изготовлен лишь один образец, который в годы войны угодил в лапы фашистов.

Работа над проектом началась в 1936 году. Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) спроектировало автономную подводную лодку «Пигмей».
Был изготовлен опытный образец. В 1937 году в Ленинграде заложили несколько лодок, но все они не были достроены.

На Чёрном Море лодка проходила испытания с октября 1936 года, по кодовым названием «Подводная лодка Остехбюро», и командовал ей старший лейтенант Б.А.Успенский.

Как можно догадываться (как я писал, архивы, всё ещё, засекречены), испытания прошли неудачно. И проект забросили. А саму лодку бросили догнивать в Балаклаве. В чём заключались претензии к субмарине, по вышеозначенным причинам неизвестно.

Для главного конструктора лодки Владимира Ивановича Бекаури, неудача с испытаниями не прошла даром, и, вскоре, он был арестован как враг народа и в 1938 году расстрелян (в 1956 году посмертно реабилитирован).

Расстрелян по "делу", сфабрикованному сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро неким А.П. Грунским, решившим. что Бекаури с сотрудниками «проводил... вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов... подводных лодок, в результате чего запроектированные... ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ». Зачем привожу фамилию этого Грунского? Таких надо знать, именно такие грунские 2000 лет назад орали "Распни его!", потом расстреливали конструкторов за технические недоработки (тем самым нанося реальный вред нашей стране), а сейчас борются с гомофобами и сажают в тюрьмы Будановых и Квачковых.

Остехбюро распустили.

Кстати говоря, в СССР не сохранилось ни каких данных о боевых действиях подводной лодки Пигмей. Неизвестно, кто на ней воевал, и воевал ли, и как она попала в руки немцев. То ли её захватили на месте её стоянки в Балаклаве, (тогда почему тонули корабли непонятно) то ли в результате борьбы с ней, немцам удалось как то выгнать субмарину на поверхность и захватить.

После захвата, немцы хотели отправить Пигмей в Германию. В начале, её видимо, хотели буксировать по морю до Румынии или Болгарии, но, в ходе буксировки минисубмарина затонула на глубине 40 метров, неподалёку от Феодосии. Где её и нашли дайверы.

Кстати говоря, фото представленные в этой статье сделаны не в СССР, а итальянцами и были найдёны в итальянских архивах.

Характеристики АПЛ «Пигмей»:

  • Длина 16 м
  • Ширина 2,6 м
  • Водоизмещение 18,6 тонн
  • Скорость 6 узлов
  • Запас хода: 290 миль
  • Глубина погружения 30 м
  • Экипаж: 4 человека
  • Вооружениe – торпедные аппараты
  • Пулемет – 7,62-мм

«Тритоны» - лодки водолазов-разведчиков

Сверхмалые подводные лодки проекта 908 «Тритон-2» состояли на вооружении флота с 1975 года по 1990-е годы. «Тритоны» патрулировали акватории портов, доставляли и эвакуировали водолазов-разведчиков. Всего было построено 13 подводных лодок этого проекта.

Прототип (Тритон-1)

Корпус «Тритона» выполнен из алюминиевого-магниевого сплава и рассчитан на глубину погружения 40 метров. В носовой кабине размещались два члена экипажа. В кормовой кабине были места для водолазов-разведчиков.

Основные характеристики подлодки «Тритон»

  • Разработчик проекта ЦПБ «Волна»
  • Скорость (подводная) 5 узлов
  • Рабочая глубина погружения 40 м
  • Автономность плавания 60 миль
  • Экипаж 2 + 4 водолаза
  • Водоизмещение надводное 5,7 тонн
  • Водоизмещение подводное 15,5 тонн
  • Длина наибольшая 9,5 м
  • Ширина корпуса 1,9 м
  • Силовая установка – электродвигатель, 11 л. с.

Макетный образец сверхмалой подводной лодки «Тритон-2М» был построен к 1966 году. В этом же году были проведены первые испытания. В целом лодка показала себя хорошо. В итоге было решено приступить к проектированию головного образца шестиместной сверхмалой подводной лодки «Тритон-2» и еще одного аппарата - «Тритон-1М», для двух человек.

1 - электромоторный отсек
2 - кормовая кабина легководолазов
3 - аккумуляторная яма
4 - приборный отсек
5 - носовая кабина
6 - пульт приборов управления
7 - проницаемая носовая оконечность

Всего было выпущено 13 подводных лодок «Тритон-2». Они состояли на вооружении ВМФ РФ и Украины. Двухместных подводных лодок «Тритон-1М» было создано 32 единицы.
Большинство из них было списано в 1980-х годах

Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.

Корпус ПЛ проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Дальность плавания под водой экономическим ходом (4 узла) достигала 260 миль, в надводном положении - 1000 миль.

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщиков типа «Протон» или 2 транспортировщиков типа «Сирена-У») и 2 устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решетки для 400-мм торпед «Латуш»(специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Основные характеристики:

  • Скорость (надводная) 6 узлов
  • Скорость (подводная) 6,7 узлов
  • Рабочая глубина погружения 180
  • Предельная глубина погружения 200
  • Автономность плавания 10 суток
  • Экипаж 3 + 6 водолазов
  • Размерения:
    • Водоизмещение надводное 218 т
    • Водоизмещение подводное 319 т
    • Длина наибольшая (по КВЛ) 28,3 м
    • Ширина корпуса наиб. 4,7 м
    • Высота 5,1 м
    • Средняя осадка (по КВЛ) 3,9 (средняя)
  • Силовая установка: дизель + электродвигатель, 220 л. с.
  • Вооружение: Торпедно-минное вооружение 2 400-мм торпеды, 4 мины ПМТ

Одна из подводных лодок проекта принимала участие в съёмках российского художественного фильма «Особенности национальной рыбалки».

В ходе расследования в США был задержан некий Людвиг Файнберг, который признал, что по заказу одного из крупнейших наркобаронов в мире Пабло Эскобара пытался приобрести в России сверхмалую подводную лодку проекта 865. Тогда сделка сорвалась.

Подводный буксировщик «Сирена»

Сверхмалая подводная лодка «Сирена» создавалась параллельно с «Тритоном». Проект разрабатывался ленинградским кораблестроительным институтом. Макетный образец двухместного аппарата был готов к июлю 1958 года. Испытывали его поначалу в бассейне. Очень долго не могли сделать кабину удобной для членов экипажа, она была слишком тесной, люди быстро утомлялись.

Установочную партию «Сирен» из десяти аппаратов изготовили в 1962 году. Но после испытаний их снова отправили на доработку, закончившуюся в мае 1963 года. Тогда же в Рижском заливе прошли испытаний, во время которых «Сирены» выпускались из подводной лодки на ходу и без хода.
29 марта 1965 года носитель водолазов-разведчиков «Сирена» был принят на вооружение.

Технические характеристики субмарины «Сирена»

  • Водоизмещение 1644 кг
  • Длина (с контейнером) 11300 мм
  • Диаметр 532 мм
  • Глубина погружения 40 м
  • Срок пребывания под водой – 3 часа
  • Дальность плавания максимальная 8 миль
  • Скорость максимальная 4 узла
  • Экипаж – два человека
  • Двигатель электрический, питание от АБ
  • Мощность двигателя, 3,1 л. с.

Подводные лодки типа «Бибер»

Тип сверхмалых подводных лодок Германии времен Второй Мировой войны. Вооружение состояло из двух 533-мм торпед или мин. Лодки были предназначены для атаки в прибрежных водах. Это были самые маленькие подлодки Кригсмарине. Лодка была создана для уменьшения риска атаки союзниками со стороны французского побережья. Успеха добилась только одна лодка, потопившая транспорт Alan A. Dale. Большое количество лодок сохранилось в музеях.

Эта сверхмалая подводная лодка официально именовалась «погружающимся одноместным штурмовым средством». Лодки типа «Biber» предназначались для действий в проливе Ла-Манш возле французского и голландского побережья.

Стремление обеспечить возможность транспортировки лодок на грузовых автомобилях и спуска их на воду с необорудованного берега привело к тому, что водоизмещение «Бобра» ограничили 7 тоннами, а экипаж - одним человеком.

Корпус, изготовленный из корабельной стали, имел обтекаемую форму. Примерно в середине его находилась миниатюрная рубка высотой 52 см с четырьмя иллюминаторами и входным люком. Из рубки выдвигались перископ длиной 150 см и «шноркель» (РДП) такой же длины. За рубкой располагалась выхлопная труба двигателя.

Водонепроницаемые переборки делили корпус на пять отсеков. В первом размещалась балластная цистерна. Во втором отсеке сидел водитель. Его голова почти упиралась во входной люк. Перед ним находились навигационные приборы, штурвал, рычаги управления, перископ и устройство для его подъема; по бокам и сзади - баллоны со сжатым воздухом для продувания цистерн, кислородный баллон с дыхательным аппаратом, аккумуляторная батарея, бензобаки, бензопроводы к двигателю.

Ввиду отсутствия дизеля столь малых размеров, в третьем отсеке установили 6-цилиндровый бензиновый мотор фирмы «Opel» мощностью 32 л.с., с рабочим объемом цилиндров 2,5 литра. Бензиновые испарения, несмотря на изоляцию, проникали в отсек управления, что зачастую приводило к пожарам, взрывам или к отравлению водителей.

В четвертом отсеке находился электромотор, в пятом - кормовая балластная цистерна.

При плавании под водой водитель мог свободно дышать в течение 45 минут. После этого воздух в отсеке перенасыщался углекислотой и следовало использовать дыхательный аппарат. Трех патронов с оксилитом (поглотителем углекислоты) хватало на 20 часов пребывания под водой.

  • Скорость (надводная) 6,5 узла
  • Скорость (подводная) 5,3 узлов
  • Предельная глубина погружения 20 м
  • Автономность плавания
    Надводная - 130 миль при скорости 6 узлов
  • Подводная - 8,6 миль при скорости 5 узлов
  • Экипаж 1 человек
    Размеры
  • Водоизмещение надводное 6,5 т
  • Длина наибольшая (по КВЛ) 9,04 м
  • Ширина корпуса наиб. 1,57 м
  • Средняя осадка (по КВЛ) 1,37 м

Сверхмалая подлодка Х-1

Командование ВМС США во второй половине ХХ века сделало ставку на развитие атомного подводного флота, а направление создания сверхмалых подводных лодок и вовсе сочло малоперспективным - на вооружение военно-морского спецназа поступило лишь ограниченное количество групповых подводных носителей типа SDV, а сверхмалая подлодка Х-1 так и осталась в единственном экземпляре и была быстро списана.

  • ТТХ:
    водоизмещение надводное - 31,5 тонны;
  • водоизмещение подводное - 36,3 тонны;
  • максимальная масса полезной нагрузки - 2 тонны;
  • размеры - длина 49 футов 6 дюймов (около 15,09 метра),
  • ширина 7 футов (около 2,13 метра),
  • осадка на миделе 6 футов 2 дюйма (около 1,89 метра),
  • максимальная навигационная осадка 7 футов (около 2,13 метра);
  • штатный экипаж - пять человек во главе с командиром - офицером, плюс к которым, по обнародованным в зарубежной печати данным, на мини-подлодке размещалась спецгруппа в составе четырех или пяти человек - боевые пловцы или водолазы (хотя, надо сказать, даже во время испытаний Х-1 увеличенный до шести человек экипаж и так еле размещался на субмарине, поэтому где там могли разместиться 10 человек, то есть приводимые в зарубежных источниках экипаж и спецгруппа полного состава, да еще и с вооружением и снаряжением - не совсем понятно и вызывает определенные сомнения).

Вооружение же на подлодке отсутствовало, исключая личное оружие и боевые средства спецгруппы.

20 мая 1957 года в акватории Портсмутской военно-морской верфи (Portsmouth Naval Shipyard) на сверхмалой подлодке произошла серьезная авария, вызванная взрывом запасов перекиси водорода и приведшая к значительным разрушениям носовой части мини-субмарины (лишь чудом удалось избежать человеческих жертв), было принято решение переоборудовать Х-1 под новую главную энергетическую установку.

В итоге она стала традиционной - дизель-электрической. Причем позже один из офицеров, принимавших участие в программе испытаний Х-1, отмечал, что «самым важным выводом, сделанным в результате данной экспериментальной программы, стало то, что на боевом корабле ни в коем случае не следует допускать концентрации большого количества нестабильной перекиси водорода» .

Окончательно СМПЛ Х-1 была выведена из эксплуатации по решению командования военно-морских сил Соединенных Штатов 16 февраля 1973 года, а 26 апреля того же года - передана на баланс Военно-морского исследовательского и конструкторского центра кораблестроения в городе Аннаполис (Naval Ship Research and Development Center). В следующем году, 9 июля, было разрешено включить данную мини-субмарину в состав экспозиции, организованной на территории пункта базирования флота в Норт-Северне, около Аннаполиса, как экспонат исторической направленности.

В конечном счете Х-1 нашла свое последнее пристанище в открытой экспозиции Музея и библиотеки подводных сил ВМС США (Submarine Force Library and Museum), основным экспонатом которого является первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus, иногда музей поэтому именуют как Historic Ship Nautilus & Submarine Force Library and Museum). Сверхмалая подлодка была передана музею в апреле 2001 года, и с тех пор находится там в открытой экспозиции. Данный музей располагается в районе американской военно-морской базы Гротон (Groton, штат Коннектикут) в местечке Норт-Северн (North Severn), в его открытой экспозиции есть и еще несколько сверхмалых подводных лодок и групповых подводных носителей.

Moray TV-1A

Это продвинутый подводный прототип, экспериментальный образец, для отработки высокоскоростного глубоководного, высокоманёвренного обитаемого подводного истребителя, разработанный для поиска, преследования и уничтожения вражеских атомных подводных лодок.

Военный пловец отсоединяет стропы крана баржи перед началом морских испытаний Морея

Морей развивал 45 узлов под водой, и должен был иметь на борту подводные кумулятивные ракеты (разработанные так же на исследовательской базе Чайна Лейк) для уничтожения вражеских субмарин. На борту планировалась установка батареи из восьми таких ракет. Результаты атаки экипаж мог наблюдать при помощи телевизионной камеры, установленной снаружи корпуса. Для поиска цели использовался высокоэффективный активный сонар. При этом хоть и Морей строился по ракетно-самолётному дизайну, но вместо дублирующих систем использовались все элементы особо высокой надёжности.

В основном аппарат был из алюминия, вес 15 тонн, длина 10.6 метра, диаметр 1.62 метра. Диаметр сферы экипажа был 1.55 метра. Большинство компонент корпуса были не защищены от давления, были "мягкими". Двигатель был на основе пероксида водорода и солярки, размещаемой позади сферы экипажа. Обеспечивал или 1.5 часа скорости 40 узлов или 27 часов скорости в 15 узлов.

В 1961 году аппарат был переделан на использование сжатого кислорода, и баллоны разместили позади командного отсека, а топливо впереди. При этом запас хода на максимальной скорости стал всего 1 час, на скорости 15 узлов 10 часов, и минимальная скорость аппарата могла быть 3 узла.

Так же вооружение было урезано до семи 5-ти дюймовых ракет, размещённых уже в носу, а не вокруг, которые в отличие от обычных, выпускали поток газа с концов пропеллера-стабилизатора для обеспечения их движения.

СМПЛ с экипажем из двух человек, глубоководная, скоростная, позиционируемая как "подводный истребитель" была разработана и построена на базе Станции по испытаниям вооружения ВМС NOTS (Naval Ordnance Test Station) в Чайна-Лейк, шт. Калифорния, с запланированными в дальнейшем испытаниями на море. За время создания было разработано несколько уникальных материалов и двигателей.

Подводная лодка "Велман"

СМПЛ "Велман" рассчитана на управление экипажем из одного человека.
Разработана в середине 1942 года, полковником инженерных войск с "говорящей" фамилией, Джоном Дольфином.
Исследования, разработка и изготовление трёх прототипов были проведены на 9-й базе Управления Специальных Операций (SOE) в реквизированном отеле Фрайс, ставшим на долгое время основным местом разработки и производства средств специального назначения того времени.

По названию посёлка Уэлин-Гарден-Сити и была названа лодка - Welman (Welwyn One-Man Submarine).
В начале 1943 испытания проводились в Сан-Албансе, в Адмиралтейском экспериментальном доке в Халсаре и водохранилище Лалехам возле Винздора.

Отсутствие перископа было признано большой ошибкой проектирования.

Велман с отделяемой боевой частью на испытаниях в Водохранилище Квин Мэри в Стэйнсе

Лейтенант Королевского флота Джимми Холмс выглядывает из-за низкого борта боевой рубки Велмана

Foca I (SA-41) и Foca II (SA-42)
в Картахене (Фока - означает Тюлень)

    разработаны в начале 1957

    прошли обслуживание в 1962

    Всего две лодки, SA 41 & SA 42.

    Водоизмещение 16/20 т (на поверхности/в глубине),

    Команда 3 человека,

    Вооружение - 2 торпеды 533мм

    Списаны в 1971 году

Японские СМПЛ Корю (Морской Дракон) Тип Д

Из-за недостаточного радиуса действия лодок типа "А" уже в ходе Второй мировой войны в Японии были созданы новые сверхмалые подводные лодки типов "Otsugawa" и "Koryu". Проектирование новых субмарин началось осенью 1942 г., а в январе (по др. данным - в феврале) 1943 г. первая лодка На-45 тип "В" была спущена на воду на верфи Уразаки. На ней установили дизель-генератор мощностью 25 кВт, позволявший произвести полную зарядку аккумуляторных батарей менее чем за 18 часов. Это значительно повышало мобильность лодок при охране небольших островов, не имевших зарядных станций. Экипаж увеличили до трех человек.

После незначительных изменений конструкции по результатам испытаний, эти корабли стали именоваться лодками типа "В/С". Всего в 1942-1944 гг. их было построено 16: одна типа "В" и 15 усовершенствованных типа "В/С" - На-62 - На-76.

По результатам испытаний подводной лодки типа "В" было принято решение о строительстве сверхмалых подлодок типа "D" ("Koryu"). Их проектирование началось в декабре 1943 г., закладка - в июне 1944 г., а в январе 1945 г. первая лодка "D" была спущена на воду. По американским данным, всего было построено 115 или 116 лодок этого типа, еще около 495 единиц находились в стадии достройки.

Одновременно с лодками типа D "Koryu" в Японии строились подводные лодки втрое меньшего водоизмещения. Подготовка к отражению высадки американских войск на японские острова в условиях полного господства противника на море и в воздухе потребовала создания массовых простых подводных лодок, какими и стала сверхмалая лодка "Kairyu" ("улучшенный тип D"), спроектированная инженером Горо Сато. Внешним видом они напоминали торпеду с небольшой рубкой и бортовыми стабилизаторами.

При использовании "Kairyu" против транспортов и десантных судов скорость 10 узлов с торпедами выглядела вполне достаточной, но для атаки кораблей основных классов при размещении в носовом отсеке взрывчатки субмарина сама превращалась в торпеду. Всего к концу войны было построено около 250 "Kairyu" из запланированных 760, еще две сотни находились в постройке. Лодка этого типа стала переходной от карликовой подводной лодки к человекоторпеде "Kaiten".

Японцы считали человекоторпеды высокоэффективным оружием и прилагали значительные усилия для их создания. Уже к моменту нападения на Перл-Харбор вблизи военно-морской базы на о.Курэ, известной как "База II", были проведены испытания нескольких торпед. Однако эксперименты затянулись. Во время испытаний погибло 16 человек.

Сверхмалая подводная лодка "Мольх"

Рекомендованная по результатам испытаний глубина погружения составляла 40 метров, но в отчетах были зафиксированы случаи безопасного погружения даже на глубины до 60 м. В распоряжении подводника имелись два глубиномера, один из которых был рассчитан на глубину 50 м и имел малый масштаб делений, а другой применялся для глубин до 15 м и имел крупномасштабные деления.

В случае покидания субмарины или угрозы ее захвата со стороны противника водитель был обязан привести в действие специальный подрывной заряд - для этого надо было выдернуть имевшийся у него шнур. Точное время задержки не известно, поскольку пленные подводники сообщали о шести или пятнадцати минутах.

Пуск торпед производился водителем при помощи установленных в центральном посту педалей - по одной педали на торпеду: после нажатия на нее освобождался блок, установленный на направляющей и удерживающий торпеду, и одновременно запускался двигатель торпеды.

Опытная подлодка вышла на испытания 19 марта 1944 года и буквально ошеломила представителей германских ВМС тем что показалась им «сырым и незавершенным проектом». И первая же попытка перевести субмарину в подводное положение подтвердила эти предположения - подлодка никак не хотела погружаться, ее носовая оконечность даже не шелохнулась. Первая нормальная, рабочая, СМПЛ нового типа появилась только 12 июня 1944 года - ее показали в северогерманском городе Эккернферде, земля Шлезвиг-Гольштейн, на берегу ЭккернФердской бухты Балтийского моря - в 25 километрах к северо-западу от Киля.

Причем серийная постройка СМПЛ, несмотря на выявленные серьезные конструктивные недостатки, была начата в том же месяце. Первые мини-подлодки поступили на вооружение уже в июне - после выхода с завода их сразу отправили в Зурендорф для установки компаса. В общей же сложности Кригсмарине было передано 393 мини-подлодки: июнь 1944 года - 3, июль - 38, август - 125, сентябрь - 11 о, октябрь - 57, декабрь - 28, январь 1945 года - 32 ед.

СВЕРХМАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ХЕХТ»

В конце 1943 года специалисты Главного управления кораблестроения Кригсмарине (Hauptamt Кriegschiftbau, иногда его в американской и российской военно-морской исторической литературе именуют как («Управление конструкторских бюро ВМС Германии», что, как представляется, не совсем точно отражает его сущность и назначение) представили на рассмотрение начальства проект двухместной сверхмалой подводной лодки проекта XXVllA (Туре XXVllA).

Более широко она известна как СМПЛ «Хехт» («Hecht», в переводе с немецкого - «Щука»). Основным назначением данной ПЛ-малютки была определена доставка к цели зарядов или мощных мин, которые должны были либо закладываться под стоящим на якоре кораблем на грунт, либо крепиться непосредственно к его корпусу. Таким образом, идейно СМПЛ типа «Хехт» была едва ли не полной «калькой» С британской СМПЛ типа «Х», группа которых парой месяцев ранее успешно атаковала линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде, но имела и ряд отличий.

Немецкая СМПЛ, водоизмещение которой по проекту должно было составлять 7 тонн, предназначалась, в отличие от британской типа «Х», для боевого применения только в подводном положении, а потому имела не комбинированную двигательную установку (дизель-электрическую), а только полностью электрический при вод (батарея-электромотор).
Дальность подводного плавания составляла 69 миль (при скорости хода 4 узла), хотя первоначально рассчитывали все же на несколько больший показатель - не менее чем 90 миль. По причине сравнительно малого радиуса действия доставляться в район операции «щуки» должны были на надводных кораблях или судах.

Отличительной особенностью первого варианта «Хехта» было отсутствие каких-либо горизонтальных рулей или им подобных устройств - следствие необходимости преодолевать боно-сетевые заграждения, противоторпедные сети и пр. Управление СМПЛ по глубине осуществлял ось при помощи установленной внутри корпуса особой системы весов - дальнейшее развитие идеи отставного артиллерийского офицера-инженера Вильгельма Бауэра, реализованной им в проекте подводной лодки «Брандтаухер» (Brandtaucher, в переводе с немецкого - «Ныряльщик»).

Субмарина была построена немцем в городе Киль на добровольные пожертвования в 1850 году и предназначалась для применения сугубо в военных целях. Она представляла собой подводную лодку со стальным корпусом, которая имела водоизмещение 27,5 т, длину 8 м, ширину 1,85 м и высоту корпуса 2,5-2,7 м.

В качестве движителя на корабле использовался гребной винт, вращаемый вручную посредством зубчатой передачи. Так вот, в своем проекте немецкий изобретатель решил отказаться от вертикального и горизонтальных рулей, оснастив «Брандтаухер» той самой оригинальной системой управления движением ПЛ по глубине на основе весовых конструкций. Система включала расположенный в носовой части корпуса подлодки продольный горизонтальный стержень с резьбой, по которой с помощью рычажного механизма мог перемещаться массивный груз. Последний и регулировал величину дифферента на нос или корму.

Сверхмалая субмарина Италии Delfino

Главный конструктор - Гиацинто Пуллино. Эта лодка была заложена и спущена на воду на казённой военно-морской верфи Regio Arsenale в Специи в 1895 г. Она вошла в состав флота 1 апреля 1895 г.

Проектировщики полагали, что Delfino будет действовать исключительно в подводном положении. Лодка имела почти идеально круглый в сечении корпус, два горизонтальных носовых и один кормовой вертикальный руль, две дифферентные цистерны в оконечностях. Она была оснащена сбрасывающимся свинцовым килем.

Первоначально субмарина приводилась в движение только электромотором, но в ходе обширной модернизации 1902 -1904 годов получила 130-сильный карбюраторный двигатель FIАТ для надводного хода. Аккумуляторная батарея состояла из 216 элементов, разделённых на две независимые группы.

Итальянская СМПЛ Caproni CB в Севастополе, 1942:

SEAL Delivery Team (SDV) 2:

транспортируется на палубе АПЛ

«Малютка» - так ласково называли подводники подводные лодки малого водоизмещения серии «М». Всего у нас было построено 29 «малюток» проекта А615 и одна, опытная, - проекта 615. Лодка состояла из семи отсеков и имела шесть балластных цистерн, концевые цистерны были кингстонными. Энергоустановка на подводной лодке называлась замысловато - ЕДХПИ (единый двигатель с химпоглотителем известковым). Для работы двигателей под водой использовался жидкий кислород. Два отсека, пятый и шестой, были дизельными, в них располагались три работающих по замкнутому циклу дизеля. Лодка была трехвальной, на среднем валу был установлен электродвигатель экономхода. Имелась аккумуляторная батарея, расположенная во втором отсеке. ВВД - 200 кг/см2.

26 сентября 1957 года «М-256» производила замеры подводных скоростей на мерной линии в полигоне, недалеко от Таллинской военно-морской базы. При работе среднего дизеля на малом ходу в подводном положении (глубина моря составляла 70 метров) в кормовых отсеках возник пожар. После объявления аварийной тревоги докладов из четвертого, пятого и шестого отсеков не поступило. Открыть переборочную дверь в четвертый отсек из третьего не удалось. Позже, когда лодку поднимут, выяснится почему: за дверью, под рычагом кремальеры находилось тело погибшего моряка. Личный состав четвертого и пятого отсеков погиб мгновенно...

Подводная лодка всплыла в надводное положение и встала на якорь. Шторм достигал 6-7 баллов, но личный состав был выведен на верхнюю палубу. Выбора не оставалось: прочный корпус внутри корабля был загазован, свет погас... Командир БЧ-5 старший лейтенант Ю.Г. Иванов прошел в кормовую часть надстройки. Открыв вход ной люк седьмого отсека, одел индивидуальный дыхательный аппарат и спустился в прочный корпус. Там еще оставались люди.

В пятом отсеке по-прежнему бушевал пожар, все ближе подбираясь к кислородной цистерне. Взрыв казался неминуемым и, чтобы хоть как-то смягчить его последствия, командир БЧ-5 Иванов распорядился оставить открытыми переборочные двери между шестым и седьмым отсеками, а также газоотводы в шестом. Увы, прежде, чем грянул взрыв, вода начала заливать отсеки через открытые газоотводы. Остались открытыми и кингстоны кормовых отсеков.

Через 3 часа 48 минут после всплытия на поверхность лодка внезапно затонула. Это свидетельствовало об утрате ею продольной остойчивости. Процесс погружения оказался настолько стремительным, что погибла вся швартовая носовая команда: она была пристегнута страховыми концами к штормовому лееру, чтобы не смыло волной. Подобная картина гибели наблюдалась также при катастрофе «Комсомольца» и «К-8».

Вблизи от «М-256» находились подошедшие к ней на помощь эсминец «Спокойный», спасательное судно «Чугуш» и ПЛ «С-354». Однако действовали скованно: боялись взрыва на подводной лодке. Командир БЧ-5 и помощник командира предлагали посадить субмарину на мель. Но командир и находящийся на борту командир дивизиона подводных лодок с этим предложением не согласились. Большая часть экипажа погибла, замерзнув в холодной воде. Из 42 человек уцелело всего семеро.

Государственная комиссия по расследованию катастрофы на «М-256», председателем которой был генерал армии А.И. Антонов, отметила две ошибки в действиях командования корабля.

Во-первых, решение командира БЧ-5 Ю.Г. Иванова о разгерметизации кормовых отсеков и сообщении их - через шестой отсек - с забортным пространством.

Во-вторых, командиром дивизиона не было принято решение дрейфовать подводную лодку на береговую отмель.

Как и автор этих строк, Ю.Г. Иванов был выпускником ВВМИОЛУ им. Дзержинского. Правда, он окончил дизельный факультет училища в 1955-м, а я годом позже. Но играли с ним в одной футбольной команде. Юра был в нашей сборной капитаном. Жаль, конечно, что так рано оборвалась его жизнь. Увы, такова профессия подводника - платишь и за собственные, и за чужие ошибки.

А их, этих ошибок, в случае с «М-256» было допущено немало.

Комиссия отметила также пассивность прибывших к месту спасения кораблей. Помощь подводной лодке они фактически не оказали, личный состав с нее не сняли.

Через некоторое время «малютка» была поднята со дна спасательным судном «Коммуна». Однако причину возникновения пожара установить так и не удалось. Сошлись на версии, что имелась неисправность электрооборудования. Не отвергала комиссия и предположения, что пожар возник из-за изменения состава газовой среды при работе дизеля по замкнутому циклу. Катастрофа на подводной лодке «М-256» не только впервые дала понять, что пожары на подводных лодках смертельно опасны, но и заставила под иным углом взглянуть на проблему обеспечения надводной непотопляемости бескингстонных подводных лодок. К сожалению, по такому же сценарию было потеряно еще несколько атомных подводных лодок, несмотря на горький опыт «М-256». Впоследствии для проведения экспериментов подводная лодка «М-257» была превращена в испытательный стенд.

Впрочем, подобные «хлопки», как называли тогда внезапные пожары, имели место на «малютках» и ранее, до 1957 года. Например, на экспериментальной подводной лодке «М-401» проекта 95 главным конструктором энергоустановки ЕДХПИ был В.С.Дмитриевский. Испытания на «М-401» проводились на Каспийском море в период Великой Отечественной войны. 23 ноября 1942 года в подводном положении возник пожар в носовом дизельном отсеке, в результате чего корабль едва не погиб. Во время этого пожара B.C. Дмитриевский получил тяжелые ожоги и скончался. Поведение его на корабле во время аварии так и не нашло однозначных объяснений. После всплытия лодки, в нарушение инструкций по эксплуатации и без разрешения командира, главный конструктор отдраил люк и зашел в аварийный отсек. Через несколько секунд он выскочил оттуда в горящей одежде в центральный пост подводной лодки. Личный состав потушил на нем пламя. Однако затем Дмитриевский самостоятельно открыл клапан стравливания кислорода в центральный пост. Возможно, он сделал это, опасаясь возрастания давления в кислородной цистерне. Но одежда на главном конструкторе загорелась и начался пожар в центральном посту... Оператор пульта управления двигателем прекратил доступ кислорода в пост и открыл клапан стравливания его за борт.

Личный состав пересадили на тральщик, лодка осталась на плаву. Надо учитывать, что авария произошла во время войны. Допрашивали всех участников испытаний. Командир БЧ-5 Ю.Н. Кузьминский был вызван лично к Л. Берии. Как убедился Кузьминский, Л. Берия был хорошо осведомлен о конструкции подводной лодки этого проекта и программе испытаний. Его, Берию, и работников НКВД интересовало: а не специально ли спланировали акцию вредительства участники испытания «М-410» и лично B.C. Дмитриевский...

До этого трагического случая главный конструктор B.C. Дмитриевский ни за что, но долго, сидел в тюрьме. Поэтому работники НКВД выдвигали версию, объясняющую его действия попыткой самоубийства. Дескать, находясь в состоянии нервного, физического и морального перенапряжения от столь крупной неудачи своего «детища», конструктор, конечно, понимал, что ему неизбежно грозит тюремное заключение. Вот он и искал смерти...

Авария надолго задержала завершение испытаний «М-401», а следовательно и серии. Заводские ходовые испытания были закончены только 10 июня 1945 года. В состав ВМФ «малютка» вступила в 1946 году. Но пожары на серийных лодках этого типа, в том числе сопровождавшиеся гибелью личного состава, имели место еще на пяти субмаринах - «М-255», «М-257», «М-259», «М-351» и «М-352».

К 1960 году строительство подводных лодок, оснащенных энергоустановками с работающими по замкнутому циклу тепловыми двигателями было прекращено.

Список личного состава подводной лодки «М-256», погибшего 26 сентября 1957 год

Старшина 2 статьи Алексеев В. С.

Матрос Андреев В. С.

Старшина 2 статьи Арнаутов В. В.

Матрос Белоглазов А. С.

Старший лейтенант Бриллиантов О. В.

Капитан 3 ранга Вавакин Ю. С.

Матрос Виклов П. С.

Матрос Гаращенко Н. С.

Матрос Гирич С. В.

Старшина 2 статьи Головенкин А. М.

Старшина 2 статьи Дибривный В. П.

Старший матрос Жаналин Е.

Матрос Зайцев Б. Г.

Старшина 2 статьи Иванов М. В.

Старшина 2 статьи Иванов Н. И.

Старший лейтенант Иванов Ю. Г.

Матрос Ивоницкий П. А.

Матрос Измайлов Р. И.

Матрос Князев А. К.

Старшина 2 статьи Кордников О. П.

Матрос Корсаков Е. Ф.

Матрос Крахмальный Н. Т.

Старшина 2 статьи Кривошлик Л. А.

Старшина 2 статьи Малый В. А.

Капитан 2 ранга Минчулин Ю. С.

Старший матрос Мовчан Г. Н.

Матрос Наместников В. Н.

Главный старшина Нестеров В. И.

Матрос Никитин А. С.

Старшина 2 статьи Поздняков В. Е.

Лейтенант Розанов В. И.

Матрос Сергиенко В. А.

Старший лейтенант Сидоренко И. С.

Капитан 1 ранга Федотов Е. Г.

Старшина 2 статьи Фишер В. С.

Памятник погибшим морякам подводникам «М-256» установлен в Кронштадте.

Вечная им слава!

Потопление и подъем «М-351»

29 октября 1955 года в центре Севастопольской бухты на якоре произошла крупнейшая катастрофа боевого корабля в мирное время. Погиб флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск» - бывший итальянский «Джулио Чезаре», полученный нами по репарации. В ту ночь прогремел взрыв. Корабль получил тяжелые повреждения в носовой части корпуса. Через 2,5 часа он перевернулся и затонул. Погибло 611 человек. Причиной гибели считается взрыв немецкой донной мины, оставшейся невытраленной после войны. Не исключается и диверсия итальянцев, поклявшихся уничтожить своего любимца, если он будет служить в чужом флоте.

Не успел Черноморский флот оправиться от этой трагедии, как подоспела другая. 22 августа 1957 года на выходе из базы Балаклава, при выполнении маневра «срочное погружение», затонула подводная лодка «М-351» проектаА615.

Одна из захлопок подачи воздуха к дизелям не закрылась, хотя сигнализация показывала, что все нормально. В шестой отсек хлынула забортная вода, дифферент на корму резко возрос. Лодка быстро затонула на глубине 84 метра, глубоко зарывшись кормой в илистый грунт с дифферентом 60°.

Личному составу удалось закрыть нижние запоры воздухопровода, и тем самым прекратить дальнейшее поступление воды в прочный корпус. Предприняли также продувание цистерн главного балласта, но эффекта от него оказалось было мало, уж слишком велик был дифферент. Из шестого, затопленного, более чем на половину отсека вода через переборку начала поступать и в седьмой...

Личный состав из аварийных отсеков удалось перевести в нос. И теперь, чтобы спастись, экипаж должен был обеспечить своей «малютке» всплытие. Но как?.. Помпа центрального отсека воду не забирала из-за большой высоты всасывания. Воздух высокого давления был стравлен через шпигаты и кингстоны еще при погружении... Прежде всего надо было уменьшить дифферент и откачать воду из прочного корпуса. Подручными средствами - банками, ведрами и т.п. - личный состав черпал забортную воду в кормовых отсеках и таскал ее в центральный, на высоту 30-40 метров. Оттуда воду откачивали за борт, где ей и следовало быть. Всех людей и перемещающиеся грузы разместили в первом отсеке. Однако дифферент не уменьшался.

С подошедших аварийно-спасательных судов «малютке» пополнили запас воздуха высокого давления. Руководил работами контр-адмирал Н.П. Чикер. В то время министром обороны был маршал Г.К. Жуков, он лично позвонил Командующему Черноморрким флотом В.А. Касатонову и предупредил: «Если лодку не поднимете и погибнут люди, будем Вас судить».

Пока прорабатывали различные варианты подъема субмарины, обстановка усложнилась штормовой погодой. Люди внутри «М-351» начали мерзнуть: они были раздеты, поскольку выход в море предполагался весьма кратковременный.

На пятые сутки на флот прилетел Главнокомандующий ВМФ С. Г. Горшков, но в действия Комфлота В. П. Касатонова вмешиваться не стал.

Решение выдернуть «малютку» из грунта эсминцами и буксиром увенчалось успехом. Конечно, риск был большой, лодочка могла сломаться или перевернуться. Но, к счастью, все обошлось, экипаж остался жив. Никто не переохладился.

26 августа, после аварийного продувания цистерн главного балласта, «Малютка» всплыла. Командующий флотом приказал организовать для экипажа ужин с коньяком. Правда, история умалчивает, праздновал ли сам В.А. Касатонов, и что маршальская угроза пронеслась над ним, не сломав ни судьбы, ни карьеры.

В рамках подготовки празднования 70-летия Великой Победы корреспондент "ЭкоГрада" Денис Крутиков и его товарищи Мартыньш Шейтарс и Алексей Кравчук подготовили отчет об экспедиции в точке с координатами 57°28" с.ш./ 21°17" в.д. в 10 милях от Вентспилса. 23 июня 1941 года в этом месте навечно ушла ко дну подводная лодка «М-78». Она стала первой советской подводной лодкой, погибшей от руки противника в ВОВ. Малютка была действительно маленькой. Ее длина составляла 44,5 м, а ширина не превышала 3,1 м. Для того, чтобы разойтись двум морякам в дизельном отсеке, одному из них приходилось становиться на четвереньки, а другой перешагивал через товарища. Соответственно ограничено было и вооружение - 2 носовых торпедных аппарата с боезапасом в 2 торпеды и 45 мм орудие перед рубкой. Однако это было грозное оружие в умелых руках. На видео подводные съемки экспедиции и военная хроника. Полная версия в печатной версии журнала.

«Малютка» М-78 – на дне суровой Балтики.

Теплый сентябрьский день 2014 года я встречал на борту катера, управляемого моим другом и дайв-инструктором – Алексеем Кравчуком. Сегодня Балтика явно баловала нас. Ярко светило солнце, ветер практически отсутствовал, и мы быстро продвигались по ровной бирюзовой глади моря к точке с координатами 57°28" с.ш./ 21°17" в.д. в 10 милях от Вентспилса. Просторы Балтийского моря не всегда бывают такими приветливым и мирными. 23 июня 1941 года в вышеуказанном месте навечно ушла ко дну подводная лодка «М-78». Она стала первой советской подводной лодкой, погибшей от руки противника в Великой Отечественной Войне. М-78 «Малютка» была спущена на воду и включена в состав Балтийского флота в 1936 году. В движение лодку приводил дизельный двигатель мощностью 685 л. с. или электродвигатель мощностью 235 л.с. В надводном положении лодка развивала скорость 13 узлов, а в подводном – 7 узлов. Малютка была действительно маленькой. Ее длина составляла 44,5 м, а ширина не превышала 3,1 м. Для того, чтобы разойтись двум морякам в дизельном отсеке, одному из них приходилось становиться на четвереньки, а другой перешагивал через товарища. Соответственно ограничено было и вооружение - 2 носовых торпедных аппарата с боезапасом в 2 торпеды и 45 мм орудие перед рубкой.

Подводники шутили, что плавают на трубе с пушкой. Погружаться субмарина могла на 60 м. Автономность плаванья – до 10 суток. Экипаж лодки составлял 17 человек (3 офицера, 14 старшин и рядовых матросов). На лодке не было специальных спальных мест для отдыха личного состава. Единственным откидным диванчиком пользовались поочередно командир и штурман. Люди могли подремать только сидя, пристроившись возле механизмов.Многие должности совмещались – торпедисты зачастую были и коками.

В зимний период температура внутри лодки не превышала 4-6 С, и подводники на протяжении долгого времени не снимали валенки и полушубки. Учитывая слабую мореходность, при волне в 3-4 балла рубку сильно заливало, и находившимся на ходовом мостике членам команды в шторм приходилось привязывать себя к лодке, чтобы не смыло за борт. Однако такие тяжелые условия службы стали фактором сплочения команды, превращая ее в крепкий боевой экипаж. При выстреле из торпедного аппарата лодка значительно теряла в весе. И только четкая, слаженная работа всего личного состава позволяла вовремя заполнить кингстоны и удержать лодку на глубине, не позволяя себя противнику обнаружить и уничтожить.

Однако, несмотря на недостатки, благодаря простоте и надежности,проект «Малютка» был самым массовым – выпущено 152 лодки серий VI, VI-БИС, XII, XV с различными модернизациями. На подводных лодках проекта «М» впервые корпус стали делать электросварным. Благодаря своим размерам, лодку можно было перевозить железнодорожным транспортом практически в не разобранном виде, что позволяло быстро обеспечивать флот боевыми кораблями от Балтики до Тихого Океана. Стоит отметить, что на «Малютке» служил легендарный капитан А. И. Маринеско. Под его командованием подводная лодка М-96 успешно воевала на Балтийском море, 39 раз миновав минные заграждения, о которых не было известно. Сам Маринеско за службу на этой лодке был награжден орденом Ленина и переведен капитаном на С-13, на которой он сумел потопить печально известный «Вильгельм Густлофф».

Всего на боевом счету «Малюток» числится 61 потопленное судно. Общее водоизмещение потопленных кораблей - 135 512 брт. Также «Малютками» повреждено 8 судов общим водоизмещением 20 131 брт. и уничтожено 10 боевых кораблей противника.Это составляло 16,9% от всех потопленных ПЛ СССР судов и 12,4% поврежденных судов противника Но вернемся к нашей героине М-78. Свое боевое крещение лодка получила в советско-финскую войну, совершив 3 похода и неся патрульную службу в Финском заливе. 6 января 1940 года лодка во время боевого дежурства, при всплытии сильно повредила перископ, ударившись о льдину, и долгое время простояла в аварийном ремонте. Первый день Великой Отечественной Войны М-78 встретила в Либаве (ныне Лиепая) под командованием старшего лейтенанта Д. Л. Шевченко.

Эта военно-морская база располагалась в непосредственной близости от границы. Уже к вечеру 22 июня части 291-й пехотной дивизии вермахта генерала Курта Херцога вышли на подступы к Либаве. Обстановка была напряженная, и стоит отметить, что руководство ВМБ «Либава» в первые дни получило взаимоисключающие приказы. От командования флота – покинуть базу и защищать базу. К этому времени в Лиепае находилось 15 подводных лодок. Днем 22 июня, выполняя первый приказ, четыре лодки (Л-3, М-79, М-81 и М-83) вышли в море для несения ближнего дозора на подходах к ВМБ. Стоит отметить подвиг экипажа лодки М-83 под руководством старшего лейтенанта П. М. Шалаева. Потеряв связь и получив повреждения перископа, лодка вернулась на базу в Лиепаю, где вступила в бой, используя палубное орудие. Когда снаряды закончились, моряки подорвали лодку и продолжили защищать город на суше.

«Малютка» М-83

Но не все корабли к моменту наступления были в боеспособном состоянии. Доставшиеся СССР по наследству от ВМФ Латвии французские лодки «Ронис» и «Спидола» , построенные в 20-х годах, были непригодны для плавания и использовались как зарядные станции. Лодки М-71, М-80, С-1 и эсминец «Ленин» находились на ремонте в доках завода «Тосмаре». Все эти корабли, склады боеприпасов и топлива были взорваны по приказу командира эсминца «Ленин» капитан-лейтенанта Ю.М. Афанасьева. Сила взрывов была очень большой – на складах хранились около 7 тыс. Морских мин, глубинных бомб и торпед. Данный поступок можно объяснить либо полным отсутствием связи командования базы с ее объектами, либо тем, что Афанасьев действовал на основании устного приказа командования. Моряки уничтоженных кораблей влились в ряды защитников Либавы, однако капитан-лейтенанта Афанасьева среди них уже не было. Командир был арестован и, вероятно, тут же расстрелян как паникер. Сейчас судить об истинных причинах происшедшего достаточно затруднительно.

Подводная лодка С-3 под командованием капитан-лейтенана Н.А. Костромичева, которая так же ремонтировалась, не была взорвана и без всякого охранения вышла в море. Из-за неисправности системы погружения лодка могла следовать только в надводном положении. На борту С-3 находились 38 моряков и з экипажа взорванной лодки С-1 и около 20 рабочих завода «Тосмаре». На переходе, утром 24 июня, лодку атаковали два германских торпедных катера. После неравного полуторачасового артиллерийского боя С-3 героически погибла почти со всеми находившимися на борту людьми. 22 июня, так же выполняя приказ начальника базы, на Виндаву и Усть-Двинск выдвинулись оставшиеся пять лодок: С-9, «Калев», «Лембит», М-77 и М -78. «Малютки» вышли курсом на Усть-Двинск в ночь с 22 на 23 июня 1941 года в надводном положении и без охранного сопровождения. Лодки шли на не большом расстоянии друг от друга. Рано утром, когда лодки находились напротив Виндавы (Вентспилса), М-77 срочно погрузилась в воду, так как в небе появились немецкие самолеты. М-78, скорее всего, продолжала двигаться в надводном положении. В 6.36 на М-77 услышали сильный взрыв и предположили, что М-78 подорвалась на мине. Последним кораблем, покинувшим Лиепаю, был пароход «Виениба» с ранеными и гражданскими лицами на борту. Команда подняла над бортом белый флаг с красным крестом, надеясь, что это спасет судно от атак немцев. Но самолеты люфтваффе нанесли по пароходу бомбовый удар и обстреляли из пулеметов. В надежде спасти людей, капитан попытался выбросить судно на берег, но, не достигнув отмели, пароход затонул.

Спасшихся на шлюпках немцы обстреливали из пулеметов, в результате чего уцелели лишь 15 человек. 29 июня, подавив сопротивление защитников, в Лиепаю ворвались немецкие войска. Что касается М-78, то еще долгое время истинная причина гибели лодки была неизвестна, пока не стал достоянием гласности доклад командира немецкой субмарины U-144 фон Миттельштадта, где он указывает точные координаты, время и тип уничтоженной им в результате торпедной атаки лодки. Подробное сопоставление и анализ всех имеющихся данных подтверждает, что это была «Малютка» М-78. Не меньше загадок породили и попытки поиска этой подводной лодки. В 2000 году полосы многих печатных и интернет изданий сообщали, что в Балтийском море в 9 милях от Вентспилса на глубине 60 метров шведским исследовательским судном «Альтаир» была найдена советская военная подводная лодка М-78, называемая "Малютка", и т.д., и т.п. Однако это оказалось не совсем так. Во-первых, в 9 милях от Вентспилса глубины в 60 метров, насколько я знаю, нет. Во вторых, тот сигарообразный объект на глубине 60 метров, который на своих сонарах обнаружил «Альтаир» и принял за субмарину, оказался лежащим на борту парусником. На него позднее погружались мои друзья Алексей Кравчук и Мартыньш Шайтерс. Лишь несколько лет спустя вентспилский водолаз Денис Лапин, тщательно изучив архивные данные и информацию о зацепах тралов, обнаружил легендарную подводную лодку действительно практически в 9 милях от Вентспилса, но на глубине 36 метров. Осенью 2013 года Алексей Кравчук, Мартыньш Шайтерс и Эдгар Закис совершили погружение с целью сделать видео и фото съемку объекта. В 2014 Алексей решил повторить экспедицию, и мне посчастливилось войти в ее состав.



В результате всех описанных выше событий я и оказался на борту его катера теплым сентябрьским утром с полным техническим снаряжением. До места выброски мы добрались точно по графику. Алексей посмотрел на эхолот и распорядился скинуть катушку с ходовым концом. Из любопытства я взглянул на экран эхолота – лодка отображалась небольшим возвышением над грунтом. Если достоверно не знать, что это субмарина, то можно было принять ее за песчаную горку или валун. Алексей помог мне снарядиться, и выпал за борт. С лодки Мартыньш подал мне громоздкий бокс с видеокамерой, попросив сделать несколько кадров под водой. Пристегнув бокс я, я начал спуск вдоль ходового конца. На 5 метрах я проверил системы жизнеобеспечения и включил фонарь. Затем я начал быстрое падение на глубину, выравнивая давление в ушах и поддувая обжимающий меня сухой костюм. Достаточно скоро я наткнулся на лодку и стабилизировался. На приборе светилась цифра 35 м, а температура воды была 4 С. На Балтике всегда так – либо светло, прозрачно и холодно, либо тепло, но темно и мутно. Видимость была отменной, и я видел достаточно большой отрезок корпуса субмарины.

Фото Эдгара Закиса

Рисунок Романа Карташова

Лодка была похожа на огромную змею, дремавшую на глубине, на половину закопавшись в песок и накрывшись одеялом рыболовных сетей. Света сегодня действительно хватало. Помимо хорошего естественного освещения, лодку подсвечивал Максим, который плыл рядом, держа в руках свою видеоаппаратуру с двумя мощными прожекторами. Пользуясь этим, я включил свою камеру и немного поснимал объект. Наткнувшись вскоре на Мартыньша и сделав несколько кадров с ним, я вернул бокс хозяину, с удовольствием избавившись от лишней нагрузки. Теперь мне ничего не мешало тщательно изучать подводную лодку.

Осмотр я начал с носовой части. Лодка лежала на борту. Внешняя оболочка лодки – легкий корпус, была практически разрушена стихией и сетями промышленного лова. Прочный корпус достаточно хорошо сохранился.Я отыскал якорный клюз, куда Денис Лапин и Максим Ягнюк установили мемориальную табличку памяти погибших моряков. Осветив клюз лучом фонаря, я почистил табличку от ила. Поднявшаяся муть скрыла надпись, и я двинулся дальше в сторону рубки. Корпус лодки был обильно покрыт кусками сетей, в одном из которых запуталась живая еще треска. Потратив несколько минут, я сумел высвободить рыбу из сетей и поплыл дальше. Вскоре я достиг разлома корпуса, который был заполнен песком. Рядом с разломом я обнаружил затянутый сетямии илом достаточно крупный механизм. При детальном рассмотрении он оказался лафетом палубного орудия. Саму пушку я не обнаружил, как и что – либо, напоминающее рубку. Зато моим глазам открылся весь масштаб катастрофы. Торпеда, по всей видимости, угодила по центру лодки в районе рубки. Лодка разломилась и моментально ушла ко дну. Заднюю половину лодки развернуло таким образом, что она легла на грунт под углом к носовой части, практически уткнувшись винтами в разлом на месте рубки. Исследовав место взрыва, я прошелся еще пару раз вдоль всей субмарины, тщательно освещая фонарем все каверны в корпусе.

Фото Этгара Закиса

Донное время подошло к концу, и мы с товарищем начали подъем на поверхность с прохождением декомпрессии. Оказавшись в лодке, я посмотрел на небо и подумал, как прекрасно, что над головой мирно светит солнце, а в воздухе раздаются не взрывы снарядов, а гудки трудяг - сухогрузов.Позднее я узнал, что погубившую «Малютку» подводную лодку U-144 настигло возмездие 10 августа 1941 г. Она была потоплена выстрелом двух торпед, выпущенных с ПЛ Щ-307 под командованием Н.И. Петрова. По иронии судьбы это был первый корабль противника, потопленный советскими подводниками в Великой Отечественной войне. Вот такая она – суровая Балтика.

Денис Крутиков

ПЛ типа М ("Малютка") VI серии

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Подводные лодки типа М («Малютка») тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны, самые малоразмерные субмарины в Советском Союзе в этот период. ПЛ типа «М» активно участвовали в Великой Отечественной войне.Изначально предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника, во вражеских гаванях.

Общие сведения

История создания

Предшественники

ПЛ "Минога"

Предпосылки к созданию

В начале 30-х годов XX века советское правительство постановило решение о создании и усилении Тихоокеанского флота.Состоявшие на тот момент на вооружении подводные лодки типов "Щука" и "Ленинец" ,строившееся на заводах и верфях в европейской части СССР, могли быть транспортированы по железной дороге только в разобранном виде,но их обратная сборка на верфях Дальнего Востока была затруднена и требовала большого количества времени.В связи с этим было принято решение о проектировании класса малоразмерных подводных лодок,которые могли быть перевезены по железной дороге не разбираясь.

Проектирование

Разработка проекта велась в Техбюро № 4,его руководителем,Асафовым Алексеем Николаевичем,взявший за основу проекта субмарину "Минога" за авторством И.Г.Бубнова. 20 марта 1932 г. РевВоенСовет Советского Союза дал добро проекту малой ПЛ серии VI, названной "Малюткой"

Постройка и испытание

29 августа 1932 года была заложена головная субмарина проекта "Малютка" М-3 .Её корпус решили делать клёпанным,не обращая внимание на предложение руководителя проекта Асафова, использовать электросварку.Испытание прототипа выявило следующие недостатки:

  • Подводная скорость оказалась ниже проектной - 5 узлов.
  • Время погружение субмарины составляло 80 секунд,что было больше в сравнении с лодками других классом.
  • Недостаточную мореходность.
  • После торпедного выстрела их было почти невозможно удержать под водой и они демаскировали себя.
  • Неудачная форма кормовой части, которая кончалась резким уступом сразу за глушителем, размещенным позади рубки

Описание и конструкция

Корпус

Малые подводные лодки типа "Малютка" были однокорпусными (Диаметр прочного корпуса составлял 3110 мм). Внутренний объём лодки разделялся тремя лёгкими переборками, выдерживающими давление составлявшее всего одну атмосферу.

Энергетическая установка и ходовые качества

Галерея изображений

Видео

..