Храм царицы Хатшепсут, фото которого можно найти в каждом путеводителе по Египту, не менее живописен, чем пирамиды. Да что там говорить о грудах камней - гробницах тщеславных правителей долины Нила, когда заупокойный храм первой женщины-фараона приводит в восторг своей красотой и величием. Все в нем особенное: расположение, архитектура, способ постройки, убранство. Но обо всем по порядку.

Храм царицы Хатшепсут вы найдете в удивительном месте: неподалеку от скал Дейр-эль-Бахри. Это довольно сложная конструкция, высеченная в горной породе. У входа в многоэтажное здание расположились прямоугольные колонны.

Хатшепсут - не только первая царица древней страны, она одна из семи правительниц, о которых знает история. Все остальные фараоны были мужчинами, поэтому ей было особенно трудно не только получить власть, но и удержать ее в своих руках. Дочь Тутмоса I, жена Тутмоса II и тётя Тутмоса III, она отличилась тем, что мирно руководила огромным царством, отстраивала его и поднимала. Вот почему ее так любит весь царицы Хатшепсут по достоинству представляет величие ума и дальновидность фараона. Он рассказывает о безупречном вкусе одной из самых прекрасных женщин (так она сама себя называла).

Джесер Джесеру (священнейший из священных), или же, по-простому, храм царицы Хатшепсут, можно найти на широкой аллее, которая охраняется бараноголовыми сфинксами. Ранее весь комплекс имел яркое оформление, а перед зданием был разбит огромный сад. В нем росли редкие растения, а два голубых озера (также почитавшиеся как священные) радовали глаз.

Сам храм царицы Хатшепсут состоит из трех открытых площадок (или террас), увенчанных колоннами и соединенных между собой наклонными дорогами (пандусами). Стены декорированы традиционным рельефом, который символизировал Верхний и Нижний Египет, их единство (первый этаж). На втором этаже можно увидеть композицию, рассказывающую о рождении царицы, ее божественном происхождении. Сама Хатшепсут часто изображается в мужском образе: в соответствующей одежде, с накладной бородой. Этим она желала подчеркнуть законность своей власти, свое право на престол. Стены храма также увековечили деяния царицы: ее экспедицию в сказочно богатую страну Пунт, военную кампанию.

Имеет храм царицы Хатшепсут святилища Анубиса и Хатхор, а верхняя его часть полностью посвящена богам. Святилище Амона-Ра каждый год принимало важный праздник, поскольку сюда привозили статую Амона из Карнака. Прекрасный Праздник долины запечатлен на стенах здания. Он символизировал циклическое возрождение новой жизни.

Создателем восхитительного заупокойного храма первой египетской царицы принято считать архитектора Сенмута. Он был фаворитом фараона и воспитателем ее дочери, а его изображение можно также найти на стенах. После смерти Хатшепсут на территории комплекса хоронили важных жрецов, появлялись новые рельефы, статуи. Сюда приезжали люди с чаяньями о выздоровлении, осуществлении заветной мечты. И хотя многие детали декора были вывезены из Египта, понемногу роскошный храм возрождается благодаря усилиям реставраторов.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-бахри

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, в честь разных богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожесталенных фараонов…
К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более известный под названием Абу-Симбел.
Царица Хатшепсут (правила в 1525- 1503 гг. до н.э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника - своего пасынкаТутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось - судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.
Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль- Бахри. По своим громалным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех храмов Древнего Египта.

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены - тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. На противоположном конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это - геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.
Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIИ династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью фима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

Храм Хатшепсут (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Египет
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Хатшепсут занимает одно из важнейших мест среди всех достопримечательностей Египта. Это величественное строение расположено в основании отвесных скал Дейр эль-Бахри. О значении храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры. Стоит отметить, что внешний вид храма сильно отличался от всех масштабных зданий того времени своей воздушностью и большим количеством скульптур. Храм Хатшепсут не выглядит столь грозно, как многие другие египетские достопримечательности.

О значении египетского храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры.

Женщина-фараон Хатшепсут - это одна из первых известных дам в мировой истории. Помимо того, что Хатшепсут была прекрасным правителем, она еще и понимала ценность искусства и воздвигла огромное количество памятников по всей стране. Кроме того, она восстановила разрушенные достопримечательности. Больше Хатшепсут строил только Рамсес II Мериамон. Во время ее правления Египет процветал. Хатшепсут была настолько сильной личностью в прямом и переносном смыслах, что даже лично возглавляла один из военных походов во время своего правления.

Удивительно, но место для храма Хатшепсут было выбрано не случайно, а с помощью точных расчетов. Он находится на оси Карнакского храма Амона и в то же время очень близко от гробницы, которая была предназначена для самой Хатшепсут в Долине царей с другой стороны горы. Над созданием этого храма трудился главный зодчий Сененмут. Сейчас храм Хатшепсут находится практически в пустыне - поблизости нет ни одного дерева, а когда-то эта территория была настоящим садом с экзотическими растениями и бассейном. Фрески на стенах храма рассказывают о времени правления Хатшепсут, происходивших событиях. Здесь можно увидеть и сцены из жизни и изображения богов.

Храм Хатшепсут постепенно стал местом паломничества для многих людей. На его стенах ученые нашли очень много надписей с просьбами об исцелении или о помощи.

В период раннего христианства в храме располагалась коптская церковь. Спустя многие годы строение превратилось в руины. Египтолог Эдуард Навилль в 1891 году первым из всех ученых начал реконструкцию храма. Правда, он не особенно верил в успех: восстановить храм Хатшепсут было крайне сложно, поскольку многие детали достопримечательности были вывезены из Египта. Но благодаря стараниям польских реставраторов храм все-таки удалось возродить. Кстати, работы по восстановлению идут до сих пор.

Практическая информация

Имейте в виду, что храм Хатшепсут расположен практически в пустыне и температура воздуха очень высокая. Комфортнее всего посетить эту достопримечательность зимой, весной или осенью. В любом случае стоит взять с собой побольше воды и одеться в удобную одежду.

Адрес: Desir al-Bahri, Thebes, Luxor

Гиды в Египте бывают разные и если, когда мы ездили на экскурсию в Каир и Александрию, с нами был замечательный молодой человек, который рассказывал об истории и культуре страны с такой любовью и упоением, то поехав в Луксор — в город, считающимся единственным городом в мире, где в одном месте собрано столько исторических и древних ценностей, с гидом нам не повезло.

Большей частью мы были предоставлены сами себе и осматривали достопримечательности самостоятельно. Среди нас была женщина, пенсионного возраста, в руках у неё была книжечка, по которой она сверяла то, что видела вокруг. Я поняла, что прежде чем поехать в страну, она изучила, интересующую её информацию и согруппники толпились вокруг неё, чтобы что-то спросить.

Спустя какое-то время я поняла, что наверное все же интереснее сначала узнать о стране, храме, историческом месте, а потом увидеть. Да, когда читаешь, не представляя себе конкретное место, возможно это не совсем интересно. Но когда в дальнейшем буквы и картинки накладываются друг на друга получаются занимательные вещи.

И тогда не страшно, что ваш гид больше заинтересован тем, чтобы отвести вас на алебастровую фабрику или в магазин папируса. Вот поэтому я хочу кратенько рассказать о том, что представляют собой храмы в Луксоре и люди в честь которых они построены.

Царица Хатшепсут (правила ок. 1489—1468 до н. э.) известна как первая женщина- фараон Нового царства Египта.

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмаса I и царицы Яхмес. Еще при жизни отца она стала верховной жрицей и «супругой бога Амона», что в значительной мере помогло ей впоследствии взять власть в свои руки и стать фараоном.

После смерти отца Тутмаса I, Хатшепсут вышла замуж за единокровного сводного брата Тутмаса II (отцом был фараон Тутмас I, а матерью второстепенная царица Мутнофрет). В этой чете Хатшепсут считалась выше по происхождению, так как была чистокровной царицей. Считается, что и при жизни Тутмаса II, она держала празды правления в своих руках.

Правил Тутмас II неполных 4 года и умер молодым от какой-то болезни. В браке у Хатшепсут родилось две дочери — Нефрура и Меритра, поэтому на престол после смерти Тутмаса II взошёл его сын (матерью была наложница Тутмаса I — Исида) - 12 летний Тутмас III. В одних источниках Хатшепсут, представляют как тетку, отстранившую от власти племянника, в других как мачеху, правившую вместо своего пасынка. Но то, что Тутмас III был сыном её мужа Тутмаса II остаётся фактом.

Правила царица Хатшепсут 20-22 года. При жизни обладала титулами «Великая жена царя», т.е главная жена царя и «жена бога Амона» . Правление Хатшепсут отличалось от правления . Её деятельность была направлена больше на строительство, чем на военные действия, что негативно стало сказываться в конце её правления, так как ранее покорённые народы почувствовав волю, начали избавляться от египетского господства, что начал быстро исправлять после смерти царицы Хатшепсут следующий фараон, отстраненный от правления на 20 лет — Тутмас III, признанный самым воинственным фараоном Египта. Что тоже говорит о незаурядных способностях царицы Хатшепсут, если она могла удерживать власть в своих руках несмотря на такого сильного "противника".

Есть разные мнения о взаимоотношениях Хатшепсут со своим пасынком (кузеном, племянником).

Отступление : учитывая, что в египетских царских династиях присутствовало сильное кровосмешение, то отчасти все указанные виды родства присутствовали между этими двумя фигурами.

Одни источники говорят, что Тутмас III был полностью отстранён от правления страной, другие свидетельствуют о том, что в период правления царицы Хатшепсут, Тутмас так же допускался к управлению страной.

Несмотря на то, что деятельность царицы Хатшепсут было направлено на мирное строительства страны, тем не менее существуют свидетельства, говорящие о том, что по крайней мере два военных похода в её царствования предпринимались, один из которых она возглавляла лично.

Приняв титул фараона, Хатшепсут стала носить мужские одежды и накладную бороду. Все атрибуты присущие фараону присутствовали в её образе. Несмотря на мужской образ, который должна была принять Хатшепсут, царица продолжала себя называть самой прекрасной женщиной и об этом свидетельствуют записи на стенах её храма. Так же царица отказалась от такого царского титула как «могучий бык».

В период правления царицы Хатшепсут Египет был процветающей страной; были восстановлены многие, ранее разрушенные завоевателями, памятники, построен Карнакский храм, особой гордостью являлся храм в Дейр-эль-Бахри, который был построен в течение 9 лет. Страна процветала и в экономическом плане, велась активная торговля, устанавливались классические рабовладельческие отношения.

Царицей Хатшепсут была снаряжена большая экспедиция в страну Пунт (на сегодняшний день точно не известно её место нахождение). С Пунтом Египет и ранее торговал, но затем отношения были прерваны. Царица Хатшепсут восстановила эти отношения и закупала в Пунте большое количество миррового дерева, древесину чёрного дерева, шкуры экзотических животных, ручных обезьян, благовония, золото, рабов и другие вещи.

Умерла Хатшепсут (как на сегодняшний день установили учёные) от болезни (опухоль кости, рак печени, осложненный диабетом), было великой царице более 50 лет, предполагают, что возможно причиной послужило и то, что она пользовалась лекарствами и косметическим средствами в состав, которых входили канцерогенные вещества, которые и отравили организм.

Похоронена Хатшепсут была в долине цариц, но при раскопке гробницы саркофаги, которые могли принадлежать царице были пусты. И только в 2007 году одна из мумий, находящаяся в Каирском музее была идентифицирована как тело царицы Хатшепсут.

Туристы, приехавшие в обязательно посещают Поминальный храм Царицы Хатшепсут, расположенный в Дейр-эль-Бахри. Храм этот в древности назывался Джесер Джесеру и означал «священнейший из священных». Храм состоял из трех крупных террас, в котором была аллея сфинксов и колоссальные статуи царицы. В древности вокруг храма был разбит зелёный сад и Т-образные бассейны.

Мощь и красота храма поражает и сегодня, удивительно смотрится храм, высеченный из скалы. На сегодняшний день не всё восстановлено, но даже имеющееся позволяет представить всю грандиозность и масштабы храма Хатшепсут. Храм был построен не только в честь царицы, но и был посвящен Амону-Ра, а так же Анубису, являющемуся проводником в загробный мир и великой защитнице умерших — Хатхор Иментет.

В горах, недалеко от строительства храма располагалось жильё мастеров, ведущих строительство и рабов.

В Арабской Республике Египет, в местечке Дейр-эль-Бахри расположен знаменитый заупокойный храм царицы Хатшепсут , женщины-фараона из XVIII династии, правившей в 1525-1503 гг. до н. э. Его архитектура, история и внешний облик столь же необычны, как и само появление среди владык Древнего Египта правительницы-женщины. За три тысячелетия истории Египта женщин-фараонов, помимо Хатшепсут, было еще три: Тетишери, Аххо-теп II, Яхмос-Нефертари. Но Хатшепсут оказалась среди них самой талантливой и известной.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут являлась сводной сестрой и великой супругой Тутмоса II. Этот царь правил недолго и умер, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от одной из младших жен. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут назначили регентом. Однако вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта, приняв титул Джесер-джесеру - Наивеличайший из Наивеличайших. 15 лет правления Хатшепсут стали одной из ярчайших страниц истории XVIII династии. При ней велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на девятом году правления она осуществила экспедицию в Пунт (земли Восточной Африки) за красным деревом. Настоящий же памятник ее эпохи - гробница в Дейр-эль-Бахри.

Великая стройка храма началась примерно в 1518 г. до н. э. и продолжалась почти 15 лет. Храм возводился под руководством выдающегося зодчего жреца Сененмута, Верховного распорядителя Амона, фаворита и придворного архитектора Хатшепсут. Удачен оказался и выбор места. Храм располагался в долине, которая считалась священной уже более пяти веков и была посвящена Исиде, божественной супруге Осириса, правившего загробным миром. Недалеко от него, но по другую сторону горы, в Долине царей, и выстроили гробницу для Хатшепсут.

Оригинальное сооружение Сененмута не имеет аналогов в древнеегипетской архитектуре. Вместо традиционных массивных пилонов и мрачных, затененных залов - три открытые террасы, поднимающиеся друг над другом по склону горы. Эти террасы служили местом захоронения жрецов Амона. От гробницы начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов Дорога процессий. Она вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, а по бокам - двумя колоссальными статуями царицы. Сейчас это место именуется портиком Обелисков, поскольку его барельефы иллюстрировали перевозку двух высоких гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в Карнакском храме. В северной части размещался портик Охоты, украшенный сценами ритуальной охоты и рыболовства.

По сторонам от портиков находятся небольшие святилища бога Анубиса и богини Хатхор. Оба состоят из 12-колонных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скального массива. Колонны святилища Хатхор украшены капителями в виде лица богини, а на стенах изображена сидящая фигура супруга царицы Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор.

С внешнего двора наклонный пандус вел на крышу первой колоннады. Она являлась одновременно и внутренним двором. Далее еще одна лестница вела на крышу второй колоннады. В ее глубине находилось святилище бога Амона. От первого двора ко второму и к верхней террасе уходили два последовательных пандуса, ограниченные с запада портиками. Перила пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма, были украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по перилам. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта богиню Уаджет, помещено изображение Гора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Композиция южного портика второго яруса повествовала об экспедиции в царство Пунт, прославившее царицу. Художники запечатлели египетский флот, особенности ландшафта Восточной Африки с лесами благовонных деревьев. Здесь же представлены царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут: драгоценную древесину, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.

Отстранив от правления Тутмоса III, Хатшепсут не могла лишний раз не подчеркнуть свое священное право на власть. Потому главным сюжетом рельефов северного портика была история божественного рождения Хатшепсут. По официальной легенде, зафиксированной в росписях, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут - Тутмоса I и вошел в покои ее матери Яхмес. Завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.

Хатшепсут так и не сумела преодолеть традицию, согласно которой фараоном мог быть только мужчина. Это проявилось в иконографии царицы, изображавшейся в мужском облачении и с накладной бородой. Каждая из колонн портиков украшена статуей царицы в образе Осириса с длинной бородой, в белом одеянии и со скрещенными на груди руками, в которых она держит царские скипетры.

Создатель храма Сененмут не смог удержаться, чтобы не прославить и свое имя. Его изображения встречаются в Дейр-эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми распахивающейся дверью. Кроме того, на территории первой террасы Сененмут начал строительство гробницы для себя, чтобы и после смерти находиться поближе к собственному творению. Ученым неизвестна причина, по которой к концу работ Сененмут попал в опалу. Гробница зодчего так и осталась незаконченной, а все его имена на стенах тщательно уничтожены.

Созданное архитектором творение и сейчас кажется образцом совершенства, олицетворением вечных канонов красоты. Впрочем, Сененмут лишь развил в нем идеи предшественников. Так, слева от храма Хатшепсут обнаружены руины поминального комплекса фараона Ментухотепа II (2055-2004 гг. до н. э.): это сооружение имело сходную архитектуру.

В греко-римское время в святилище Дейр-эль-Бахри рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Xaпу. Надежда избавиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей. Стены храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами о помощи.

В период раннего христианства храм Хатшепсут стал коптской церковью, а позже, примерно в VII в. пришел в упадок и полностью разрушился.

В 1891 г. англичанин Навилль раскопал его и первым начал разрабатывать планы реконструкции. Позже раскопки продолжили известные египтологи Уинлок и Барэз. Многие фрагменты скульптуры и рельефов оказались за пределами Египта.

В 1961 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер поручил реставраторам из Польского национального центра средиземноморской археологии восстановление храма Хатшепсут. Год за годом ученые собирали по крупицам информацию и воссоздавали рельефы, статуи, архитектурные элементы. К началу 70-х гг. XX в. эта кропотливая работа вернула памятнику его первозданный вид.

Слава Хатшепсут оказалась недолгой, вскоре после завершения строительства, в 1503 г. до н. э., ее имя исчезает со страниц египетской истории. Естественная смерть или дворцовый переворот были тому причиной - остается тайной. Пришедший к власти Тутмос III повелел переписать хроники, имя царицы заменили на его собственное или имена предшественников. Все деяния и памятники царицы отныне приписывались лично ему. И тем не менее ее храм до сих пор являлся важнейшим культовым центром Египта.