Кул Шариф – воин, поэт, политический и религиозный деятель

О том, что Кул Шариф реально существовал во времена Казанского ханства можно узнать из множества исторических источников. Много сведений также сохранилось в памяти народа, великий философ и мыслитель Шигабутдин Марджани также проводил исследования и собирал исторические сведения. Следуя этим данным, можно смело говорить о том, что Кул Шариф на момент падения ханства являлся главой духовенства мусульман, а также верховным сеидом. Сами татары считали его великим героем и «амиром» (с арабского это слово переводится как «руководитель»).

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?
Из прозы "Зафернаме-и вилайет-и Казан"

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться

«Главная мечеть Татарстана» и ее недостатки

Председатель Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов обеспокоен тем, что жемчужина Казани - мечеть «Кул Шариф» - является своеобразным музеем, в котором «экспонатами» выступают молящиеся. В колонке, написанной для «Реального времени», он раскрывает, что неправильно в этом культовом здании и как эти недостатки можно исправить.

Женщины, торговля...

На днях в социальных сетях я обратился к своим подписчикам, сообщив, что сегодня в мечети «Кул Шариф» - мечети номер один нашей республики - во время намаза туристы могут спокойно находиться на смотровых балконах и фотографировать. Заметка вызвала неоднозначную реакцию. Часть читателей считают, что нет ничего зазорного в том, что за тобой наблюдают во время молитвы. Это, по их мнению, положительно сказывается на имидже ислама и самих мусульман, которых нередко связывают с религиозным терроризмом.

Я написал свой пост, потому что тоже в какой-то мере ощутил себя экспонатом музея. Я вспомнил фильм «Данди по прозвищу «Крокодил», где Мик Дж. Данди зарабатывал тем, что показывал вместе с местными аборигенами охоту на крокодилов. Когда нет другой работы, подобный промысел вполне допустим и не вызывает ничего кроме улыбки. Другое дело, когда напоказ выставляется религиозность людей. Если они делают это добровольно, то это на их совести. Но ведь в данном случае происходит не так.

С точки зрения шариата я опираюсь здесь на ханафитский фикх. Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Об этом сказано в работе «Гибадат исламия» известного татарского ученого начала XX века Ахмадхади Максуди. Связано ограничение не только с этическими соображениями, но и с физиологическими особенностями. Как известно, в особые дни женщинам запрещено совершать намаз и прикасаться к священному для мусульман Корану, соответственно, в эти дни запрещено посещать мечеть.

Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Фото Максима Платонова

Когда мы позволяем немусульманам посещать мечети, мы не соблюдаем прежде всего собственные законы и тем самым проявляем неуважение к мечети как месту поклонения. Это касается не только туристов, но и работников мечети. Как известно, в мечетях сегодня работают много женщин, которые выполняют в них различные функции.

Другой аспект - это торговля в стенах мечети, использование «дома Аллаха» не по прямому назначению, что не одобряется опять-таки с точки зрения шариата. О запрете на торговлю в мечети говорится в хадисе пророка Мухаммада. Посланник Аллаха сказал: «Если вы увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллах не даст тебе прибыли в твоей торговле».

С точки зрения шариата мы не имеем права превращать мечеть в торговую точку для привлечения туристов. И неважно, чем торговать, важно, что мечеть - это место поклонения Всевышнему Аллаху. И это ее главное предназначение. А для создания положительного имиджа ислама в принципе ничего не нужно. Быть мусульманином не так-то легко. Во многом нужно себя ограничивать. Поэтому в Коране и сказано, что не к каждому будет милостив Всевышний Аллах. Некоторым будут запечатаны сердца и у них не будет возможности обрести эту милость.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Фото kul-sharif.com

Кто такой Кул Шариф?

Вопрос с туристами и нашим отношением к главной мечети татар связан не только с областью права, но и с историей и национальным самосознанием этого народа. Она построена, как известно, в память великого шейха Кул Шарифа, который пал смертью храбрых, защищая вместе с шакирдами город во время штурма Казани войсками Ивана IV 12 октября 1552 года.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Об этом много говорится в русскоязычном источнике «Казанский летописец», где подробно описано завоевание Казани и Казанского ханства. В связи с чем хотелось бы отметить, что в мечети «Кул Шариф» нет экспозиции, посвященной этому выдающемуся историческому деятелю. Кроме названия мечети и его псевдопортрета ничто на его связь с этим зданием не указывает.

Также в музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Что же нам здесь рассказывают? А рассказывают нам просто «об исламе», о том, какой он «вообще». Возможно, это необходимо знать неверующим людям. Но имеет ли смысл проводить экскурсию по школьной программе? Эти знания вполне доступны и в интернете.

В музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Фото Олега Тихонова

А вот чего нам и особенно нашей молодежи действительно не хватает, так это знания истории и культуры собственного народа. Сегодня часть татарского национального движения озабочена принятием концепции развития татарского народа. Вокруг нее возникла нешуточная полемика, в которую включился и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин, обеспокоенный недостатком в концепции исламского фактора. В принципе, он прав.

Более того, я полагаю, что исламский фактор должен быть ключевым в новой концепции развития татар. Почему? Очень просто. Татарская культура, которая формировалась в течение тысячи лет, пронизана мусульманской идеологией. Буквально вся, начиная от фольклора и заканчивая бытовой культурой. Об этом писал Валиулла Якупов, который не раз обращался к татарской интеллигенции с призывом прекратить связывать татарскую культуру с язычеством.

Многие так называемые языческие культы на самом деле таковыми не являются, и они связаны с другой, не менее важной мусульманской составляющей - суфизмом. Поэтому мы должны прежде всего концептуально разобраться с нашим историческим прошлым. Мы народ, который распространял знания о религии ислам. В этом наша историческая миссия и на этом мы должны строить нашу идеологию.

Камиль Самигуллин обеспокоен недостатком в концепции развития татарского народа исламского фактора. Фото Максима Платонова

«Души наших предков не будут нами довольны»

Возвращаясь к вопросу о мечети, мне хотелось также затронуть и такой аспект, как практика зиярата (поминовение усопших) погибших защитников города. В свое время до революции татары специально приходили к стенам Кремля для поминовения. Их не пускали внутрь комплекса. Они сидели вдоль стен, читали священный Коран и поминали усопших на этой территории мусульман.

В памяти народа история падения города сохранилась фрагментарно - мечети и медресе были уничтожены, не осталось прямых письменных свидетельств. Поэтому все исторические эпизоды народ восстанавливал по памяти. В те годы появилось много разных легенд и мифов. Поэтому зародился миф о Сююмбике, которая спрыгнула с башни, хотя, как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Просто народ помнил, где находилась ханская мечеть, и, понимая, что башня стоит на фундаменте мечети, связал ее с минаретом.

Кстати, в самом Касимове могила ханбики Сююмбике установлена лишь предположительно. Но народ настолько героизировал своих защитников, что не захотел соглашаться с тем, что кто-то мог выжить в этом противостоянии. Но выжившие были, и они составили большинство жителей Старо-Татарской слободы. Они стали тем народом, который не забывал о своих исторических корнях.

Как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Фото Олега Тихонова

Обращаясь к религии, мы должны помнить, что для народа многие символы имеют сакральное значение. Если для православных имеет значение Казанская икона, то для мусульман мечеть «Кул Шариф» - это место их памяти и возрождения. Поэтому татары должны оберегать именно эту мечеть и наполнять ее в первую очередь своим присутствием и своими молитвами. И создание именно в этом месте не музея исламской культуры, а музея Кул Шарифа, музея ислама в Казанском ханстве - это первоочередная наиважнейшая задача.

Мы должны начать уважать себя, свою культуру, свою историю, свой народ и свой язык. Это милость и дар нам Всевышнего Аллаха. Мы не выбирали свою нацию. А пока часть татарской молодежи находится под влиянием псевдосалафитов и заграничных ересиархов и тем самым пренебрегает своей историей и не признает своих предков мусульманами. А это ведет только к одному: души наших предков не будут нами довольны, а значит, и Всевышний Аллах не будет к нам милостив. Родину не выбирают. Родину и нацию дает нам Всевышний Аллах как аманат (милость), и эту милость мы с вами должны беречь.

Наиль Гарипов

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось нашими современниками. День открытия приходится на 2005 год. В этот период состоялся тысячелетний юбилей знаменитого города Казани. В настоящее время обитель является действующей. Сюда каждый день приходит большое количество мусульман, а также приезжие. Для туристов специально организованы балконные зоны. Здесь можно остановиться для того, чтобы полюбоваться местными красотами и «ощутить размах».
Современное архитектурное творение отличается необычайной красотой. Мечеть расположилась на территории Древнего Казанского Кремля в республике Татарстан. Удивительным образом здесь переплетаются различные эпохи и культуры. Поблизости разместился Благовещенский собор и здание Губернаторского дворца — это советские постройки.

Общие сведения

Ранее тут концентрировались казармы и воинские плацы. Строительные мероприятия шли основательно и с размахом, а полученный результат оправдал все ожидания. Сегодня это самая крупная обитель в Республике и является ее символом.

Кул Шариф – это непростое название. Так, когда-то называли историческую личность, которая занималась общественной, преподавательской деятельностью, увлекалась поэзией. Кул Шариф с помощью своих учеников принимал участие в воинских сражениях против Ивана Грозного. Большая часть учеников погибла, некоторым даже не было 15 лет. Они доблестно сражались за защиту своего народа. Известная личность на многих картинах написана с книгами в руках. Подвижник мог похвастаться довольно неплохой библиотекой.

Красивое сооружение по форме похоже на тюльпан. В процессе возведения использовалась арочная система. Оконные проемы и двери красиво обрамлены полукругом, а арки имеют заостренную вершину. Большое количество полумесяцев выступают символом сложенные руки — молитвенный жест мусульман. Одна из арок обладает четырьмя минаретами, высота которых достигает 58 метров. Помещение внутри достаточно просторное. Оно способно вместить до 1500 человек, более того, на придворовой части могут поместиться еще 1000 верующих.

Отдельного внимания заслуживает основной купол. Он выступает в роли символа «Казанской шапки», которая у тартаров применялась в качестве короны. Впоследствии данная шапка оказалась в Москве и служила, как трофей. Внешний вид конструкции является тщательно продуманным. Он комбинирует в себе традиции ислама и обычаи татар. Сбор материалов для возведения святыни производился по частям. К примеру, мрамор и гранит был доставлен с Урала, а великолепные ковры привезены иранцами в роли презента. Центральная люстра, выполненная из хрусталя, изготовлена чешскими мастерами.
Внутреннее убранство завораживает с первого взгляда. Оно состоит из большого зала, предназначенного для молитв, музея, библиотеки, центра управления. Оно продумано до мельчайшей подробности, каждый штрих находится на своем месте. Величественная красавица в вечернее время подсвечивается специально иллюминацией. Она эффектно подчеркивает все выигрышные стороны проекта.

Как добраться?

Доехать до пункта назначения несложно. Конечный пункт прибытия Кремль. Для этого достаточно воспользоваться станцией «Кремлевская». Также можно воспользоваться автобусом. Ехать потребуется до остановки «Батурина». Ходят разнообразные маршрутки, и курсирует троллейбус под номером 2.

История создания

Здание, расположенное на площади Тысячелетия сразу приковывает к себе внимание. Оно несет в себе не только большое религиозное значение, но и является центром просвещения, содержит в себе памятные материалы национального характера. Монтаж конструкции выполнялся на участке старой церкви. В 1552 году она была разрушена вследствие атак Ивана Грозного. Оборону из последних сил держал Кул Шариф. В тот период погибло много невинных душ. В честь имени воина и была названа новая постройка.

Вскоре, в 1995 году, был подписан указ о воссоздании мечети. На тот момент президентом являлся М. Ш. Шаймиев. В этот период проходил конкурс на утверждение самого лучшего эскиза. Создатель одержал заслуженную победу. Его работа вызвала всеобщи восторг. В строительных — операциях принимало участие более 40 тысяч людей. Их имена занесены в книги, которые хранятся до настоящего времени. 24 июня 2005 года храм был открыт официально.

Особенности архитектуры

Невероятно удачно было подобрано место будущего строения. Оно расположилось в самой роскошной точке населенного пункта. Это был когда-то двор юнкерского училища. Сегодня впереди находятся только кремлевские стены и выполнен небольшой спуск с холма. Мечеть высоко возносится своими минаретами, словно доминируя над возвышенностью. Пропорции святыни гармонично вписываются в общую картину белокаменной цитадели, оригинально дополняя ее.
Огромная площадь перед церковью в праздник собирает многочисленную толпу молящихся людей. Процесс возведения преимущественно осуществлялся на добровольные пожертвования. В одном из залов хранится летопись, где описаны лица, внесшие свою лепту в зарождение обители.

Корпус самого здания направлен на Мекку. Он исполнен с помощью двух квадратов, которые установлены параллельно друг другу. Такое расположение является повторением символики – «благословение Аллаха». Купольная мечеть с восьмью лучами со всех сторон обрамлена эффектными минаретами в количестве 55 штук. Согласно задумке архитекторов основной свод должен выходить на первый план и представлять собой легенду казанских ханов – шапку.

Наружная облицовка выполнена уральскими плитами белоснежного цвета. Внешний вид конструкции отдаленно напоминает булгарский собор Аль-Кабир. Напомним, что он выступает символом поволжского ислама. Оконные и дверные проемы обрамлены по булгарским мотивам. Строение выполнено в виде изысканного тюльпана и олицетворяет возрождение и прогресс. Оконные арки отдаленно похожи на татарские юрты и смотрятся невероятно оригинально. Разноцветные витражи, арабская вязь удачно вписываются в данную картину, выступая завершающе нотой.

Постройка из пяти этажей включает в себя три наземных, технических и цокольных этажа. Сегодня для посещения туристов открыты наземные этажи. Здесь находится достаточно вместительная гардеробная и молельный зал. Также предусмотрены — музей, библиотека и ряд административных помещений.

Внутренняя отделка

Внутреннее убранство выполнено на основе использования керамики, росписи, резьбы по дереву. Также периодически прослеживаются элементы римской мозаики, Корана, полумесяцев. Все это гармонично соединяется в единый ансамбль. Многочисленные ковры умело дополняют общий интерьер, делая его по-особенному уютным. В центральной части пространства красуется величественная, хрустальная люстра. Она в высоту достигает 5 метров. Общий вес осветительного прибора – более 2 тонн.
При входе в святилище необходимо руководствоваться установленными правилами — при входе необходимо снимать обувь, а голова должна быть покрыта платком. Вход в сооружение открыт с северной части. Именно там и находится главная молитвенная площадь. Для посещения музея необходимо направится в южную часть.

Экспозиция музейной части непременно заслуживает вашего внимания. Здесь вы сможете более глубоко проникнуться мусульманской религией, узнать немало интересного и увлекательного о Поволжье. Очень примечательны религиозные мусульманские атрибуты. К примеру, здесь хранится немало предметов для проведения молитвенных обрядов. Потолок оформлен великими художниками татарской земли. Все изображения первоначально сделаны на холсте, а затем специальным образом подняты к потолку.

Достопримечательность создавалась умелыми руками. Олицетворение веры различных народных традиций построено основательно – арки с аятами, изящные орнаменты, косички, полумесяцы. Славный цветок — это отождествление восьми минаретов прошлого. Интерьер комбинирует в себе все типы работ и отделки. Его реализация выполнялась на основе использования технологий 16 века. Применяемые материалы (камень, дерево, алебастр) отбирались с особой тщательностью. Восхищает множество позолоченных деталей пространства. Они наполняют его светом и торжественностью. Лепнина и мозаика придают дополнительную гармонию.

Интересно, что данная постройка — это непросто перечень сооружений, а целый комплекс большого размера. Высота центрального купола достигает 39 метров. Большое количество гостей пребывает сюда, чтобы поближе познакомиться с местной культурой. Местный музей хранит в себе немало тан и массу интересного. Это популярное место для проведения обрядов бракосочетания. Венчание приходит по шариату. Запись на обряд должна осуществляться заранее, так как число желающих велико.

В процессе строительства перед архитекторами стояла достаточно непростая задача. Им требовалось на основе использования имеющихся архитектурных средств воссоздать традиции исламской культуры татарских земель. Следует отметить, что авторам полностью удалось раскрыть тему. Конструкции арок в форме стрелок полностью отражают задумку. Отдаленно возведение похоже на каркасные строения юрт. Они отличались мобильностью у кочевников.

Как известно, у древних булгар символом счастья выступал тюльпан. Именно он и взял на себя функцию главного художественного образа. Более того, перед архитекторами стояла задача выигрышно совместить мусульманскую и православную религию. Они являются ведущими в Республике. Художественный образ творения удивительным образом комбинирует в себе государственность, мемориальность, воспоминания о непростом военном периоде.

Святыня, появившись в поселении, несколько перевернула сознание местных жителей. Она привнесла определенные изменения в градостроительный уклад района. Здание дает возможность по-иному взглянуть на внутренний уклад страны, глубже понять ее материальное и духовное содержание.

Обитель была воссоздана заново, буквально по крупицам. Она стала своеобразным религиозным центром, заманивающим верующих со всех уголков планеты.

Где остановится на ночлег?

В Казани предусмотрено немало гостиниц и отелей, где можно организовать ночевку. Буквально в каждом районе имеются номера, которые вы можете забронировать заранее. Доступны решения на любой бюджет и вкус. Для экономии времени на дороге можно порекомендовать воспользоваться отелями, расположенными в центре. Повышенным спросом пользуются такие гостиницы, как «Островский», «Мираж», «Джузеппе», «Ногай», «Волга» и многие другие. Вы с легкостью найдете подходящее решение.

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник.
Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс.
Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.

Мечеть Кул-Шариф начинает свою историю от Казанского ханства. Древняя мусульманская святыня, была одной из пяти мечетей казанского Кремля. Храм обладал восемью минаретами, чем не могла похвастаться ни одна мечеть мира. В 1552 году при взятии Казани Иваном Грозным, величественная постройка пала жертвой разрушений.

В 1996 году на месте утраченной мечети началось строительство новой. Работникам понадобилось десять лет, чтобы перед глазами жителей города возник белоснежный архитектурный комплекс с синими куполами устремленными в небо. Название храма таит отсылку к своей предшественнице. Кул Шариф — последний имам погибший при штурме войсками Ивана Грозного храма. Источники повествуют, что мужчина возглавил оборонный отряд и был последним сброшен с крыши мечети.

Мечеть Кул Шариф в Казани является комплексом из трех элементов. Кроме храма к нему относятся памятный камень и административная постройка. Площадь ансамбля равна примерно 19000 м² . Высота минаретов исчисляет 57 м, главный купол — 39, при диаметре 17,5 м. Внешний вид современная святыня позаимствовала у разрушенной мечети XIII века аль-Кабир.

Открытие комплекса было приурочено к 1000 дню рождения столицы. Мечеть позиционировали как крупнейшую в Европе, но фактически ни по одному параметру постройка не являлась рекордсменом. Но мечеть Кул-Шариф признана одной из крупнейших и занимает главенство в республике Татарстан.

В здании 2 зала отведено под музей, единственный повествующий о многогранной культуре и истории ислама у населения Поволжья и Приуралья. Экспозиция раскрывает вклад татарского народа в религию и отображает влияние веры на формирование нации. Посетить музей можно даже в праздничные дни, но часы работы сокращены. В главном зале хранится коллекция изданий Корана на разных языках и книги с фамилиями людей, пожертвовавших средства на строительство святыни.

Главный купол напоминает казанскую шапку — головной убор из традиционного одеяния ханов. Окна купола выполнены в форме тюльпана. Также в сооружении использованы очертания знака, символизирующего в мусульманстве благословение Аллаха.

Внутреннее убранство выполнено из челябинского мрамора, двери — из краснодарского дуба. Все осветительные приборы, от массивной двухтонной люстры, до самых миниатюрных изготовлены по чертежам татарских мастеров в Чехии из хрусталя и цветного стекла.

Мечеть расположена на территории Кремлевского комплекса в самом центре Казани. Ближайшие остановки автобусов:”центральный стадион”, “батурина”, “дворец спорта”. Короткий, но живописный путь открывается от одноименной станции метро. Вход на территорию комплекса свободный. Даже ночью можно полюбоваться белоснежной архитектурой в свете причудливой иллюминации, так как проход через Спасскую башню открыт круглосуточно.

До поездки в Казань я мало что знал об этом городе. И слово Казань у меня ассоциировалось исключительно с Кремлем. Как-то так и получилось, что самым красивым для меня местом и оказался этот уникальный объект.

Кремлевский холм, с трех сторон окруженный водой, идеально подходил для возведения крепости. Первые укрепления булгарских племен появились здесь, на высоком берегу реки Казанки, на рубеже Х‒ХI веков. Потом была Золотая Орда, Казанское ханство, которые возводили свои укрепления. До наших дней ни одно из ханских сооружений не сохранилось.

Когда в середине XVI века Казанский кремль стал русской крепостью, православные церкви строились на местах «средоточия неверности», то есть буквально на руинах мусульманских построек.

Фотографии и текст Антона Петруся

1. После завоевания Казани Иван Грозный отправил в город псковских зодчих. Они начали застройку кремля. Сначала основная часть сооружений - башни и храмы - возводилась из дерева. Считается, что первой из камня выстроили небольшую церковь Николая Чудотворца, возведенную около 1558 года. Главный кафедральный Благовещенский собор появился четыре года спустя, церковь Киприана и Иустины - в 1596 году на месте деревянного храма.

Из волжского известняка псковичи соорудили стену длиной в 300 саженей. Она охватывала Спасские ворота, северо-восточную часть Кремля до поворота к востоку и часть северо-западной стены. Остальные 578 саженей остались дубовыми и уже позже были заменены камнем. Эти же мастера построили кремлевские башни с круглыми бойницами и зубчатыми стенами.

2. Считается, что первой из камня выстроили небольшую церковь Николая Чудотворца, возведенную около 1558 года. Главный кафедральный Благовещенский собор появился четыре года спустя, церковь Киприана и Иустины - в 1596 году на месте деревянного храма.

3. За долгую историю храм пережил множество реконструкций. В мае 1836 года собор посетил Николай I. После императорских распоряжений собор был расширен и превращен в зимний. Его посещали Пётр I, Екатерина II и почти все члены императорского дома, а также Радищев, Пушкин, Рахманинов. Не раз здесь пел в церковном хоре Федор Шаляпин.

4. А вот Казанская Пизанская башня - падающая башня Сююмбике. Существует красивая легенда, согласно которой Иван Грозный предложил выйти за него замуж царице Сююмбике. Та в ответ пообещала сделать это в обмен на башню, с которой она в последний раз хотела попрощаться с любимым городом. Башню построили за 7 дней (в день по ярусу, всего у башни 7 ярусов), после чего царица забралась на башню и скинулась с неё. В ту сторону куда она упала, и наклонена башня. Легенда, но красивая).

5. Комплекс пушечного двора.

6. В дни нашего приезда в Казань частенько лил дождь. Зато какие он нам дарил сюжеты с отражениями)

8. Мечеть Кул Шариф. Построена мечеть на территории Казанского кремля, торжественное открытие состоялось 24 июня в 2005 году, как раз к 1000-летнему юбилею Казани. Это был наиболее крупный объект, построенный к юбилею города. На момент открытия мечеть была объявлена как самая крупная мечеть в Европе, однако, на самом деле она не являлась таковой. Это скорее музей и символ ислама.

9. Деньги на строительство мечети, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций. Высота четырех больших минаретов - 57 метров, есть еще два малых, центрального купола мечети - 39 метров, его диаметр - 17,5 метров, основание мечети - 22×22 метра. Общая площадь участка, который занимает мечеть - 19 тысяч квадратных метров. Купол мечети напоминает шапку-корону, «Казанскую шапку». Такие шапки раньше носили казанские ханы. По этому же принципу были спроектированы купола не менее знаменитого собора Василия Блаженного в Москве, который был построен в честь взятия Казани.

10. Мы попали в Кремль на День города, народу была просто тьма. Очень приятно, что на территорию Кремля можно заходить свободно в любое время суток. И при этом абсолютно бесплатно.

11. Спасская башня - главная башня Казанского Кремля. Первоначально она и передняя часть стены, что показана на фото, были построены раньше всех псковскими мастерами. Первоначально там находилась церковь. Долгое время перед ней был большой ров, который засыпали в XVIII веке.

12. Вот это красивое здание - Министерство сельского хозяйства Республики Татарстан. Очень хорошо просматривается со смотровой площадки, позади Благовещенского собора. Перед днем города там монтировали сцену.

13. Традиционный ракурс на собор и мечеть. Две религии в одном флаконе.

15. Центральный выход (он же и вход) в Кремль - Спасская башня.

16. - одно из самых красивых мест в Казани, которое нам удалось посетить. Архитектура мечети воссоздает разрушенную много веков назад соборную мечеть аль-Кабир (13 век), которая находилась в городе Булгар.

Комплекс мечети Кул-Шариф стал не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.

17. Мечеть строилась на спонсорские, бюджетные средства и пожертвования граждан. Имена всех жертвователей, как частных лиц, их более 35 тысяч человек, так и организаций, более 600, занесены в 5-томную книгу Памяти. Мечеть открыта для посетителей постоянно.

18. В главном молельном зале просто невероятно красиво. Светло, дышится легко. Он поражает своими размерами.

19. Мечеть может вмещать в себя около 1 500 человек, а на площади могут разместиться до 10 000 человек. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.

20. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. Стоит отдельно упомянуть, что ковры ручной работы. Две тысячи квадратных метров!

21. Потолок в мечети оформляли художники из Художественного Фонда Республики Татарстан. Рисунки, выполненные на холстах, впоследствии были подняты на потолок.

22. В мечети хранится часть кисвы - традиционное покрывало Каабы из чёрного шелка с узором золотыми нитями, закрывающее стены Каабы.

23. Окна в зале высокие и узкие, на концах - стрельчатые арки, которые заполнены цветными витражами.

24. На куполе внутри мечети арабской вязью начертана сура Корана «Ихлас», а на стенах повторены все 99 имен Аллаха, на шамаилях перечислены имена пророков.

25. Все осветительные приборы, в том числе и огромная люстра, которая висит под куполом (вес люстры - 2,5 тонны), изготовлены в Чехии (это то самое знаменитое чешское стекло) по эскизам татарских художников. При ее изготовлении использовано цветное стекло и хрусталь, некоторые лепестки позолочены.