Вход: бесплатный

Адрес: ул. Советская, 15, Минск, Беларусь

Как добраться:

  • Станция метро «Площадь Ленина»;
  • Автобусы №100, 69, 1 (остановка «Площадь Ленина»).

Расписание месс

  • Св. Месса в воскресенье - 08:00 (польск.), 09:00 и 10:00 (литовск.), 11:00 и 13:00 (польск.), 15:00 (для детей), 16:00 (латинск.), 17:00, 19:00, 21:00;
  • Св. Месса в будни - 07:00 и 09:00 (польск.), 12:00, 15:00, 17:00, 19:00.

Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте .

Костёл святых Симона и Елены, который находится в центре Минска, был возведен на средства выдающегося белорусского деятеля, Эдварда Адама Войниловича. При этом он и его жена поставили условие: здание костела должно быть построено по проекту, который они сами и утвердят.

Как строился уникальный храм

Строительство костела началось в сентябре 1906 года, все внутренние работы выполнял польский мастер Зигмунд Отто. Освящение прошло в ноябре 1910 года, тогда же и начались проводиться первые службы. В 1909 году были проведены дополнительные работы, в процессе которых башни храма украсили три колокола: «Эдвард», получивший свое название в честь Войниловича, «Симон», в честь его сына, и «Михаил», в память о покровителе Минского архиепископства.

Название свое костел получил в честь святых Симеона и Елены, в память об их детях, рано ушедших из жизни – Сымоне, которому было 12 лет, и 19-летней Алене, один день не дожившей до своего дня рождения.

Период забвения и возрождения

После прихода большевиков к власти достопримечательность Минска разграбили, но здесь по-прежнему проводили богослужения. В 1932 году здание снова было оборудовано для работы Государственного польского театра, но после репрессий против этнических поляков 1937-1938 годов здание стало принадлежать киностудии «Советская Белоруссия». Спустя несколько десятилетий, в 1975 году, здание костела было переоборудовано под Дом кино. Здесь в самой высокой башне находился Музей кинематографии, его главное помещение вмещало 2 зала на 250 мест каждый.

Лишь только в 1990 году здание достопримечательности Беларуси приняло первоначальный облик и вернулось к церкви. Здесь, перед зданием костела, в 1996 году, установили скульптуру Святого Михаила, который копьем своим пронзает крылатого змея. Это символ победы небес над силами тьмы. Автором композиции являлся мастер Голубев, ее общая высота – 4, 5 метра.

Через несколько лет, в 2000 году, тут появился еще один памятник – «Колокол Нагасаки», который напоминает всем о жертвах ядерных катастроф, когда-либо случившихся в мире. В 2006 году в помещении костела были перезахоронены останки основателя храма, Эдварда Войниловича.

Сегодня Костел святых Симона и Елены включен во все экскурсионные маршруты по Беларуси, является одним из величайших памятников архитектуры 20 века и одной из визитных карточек города, памятных мест, куда обязательно должна ступить нога каждого туриста.

В Костёл святого Симеона и святой Елены в Минске. Беларусь.

В октябре одним днём удалось побывать в Минске. Понятное дело, было запланировано множество мест для съёмки, но осенняя погода непредсказуема - весь день небо было затянуто облаками и камеру из рюкзака доставать не хотелось...

Ближе к вечеру, появились тучи. Сделал несколько кадров "для корзины" (типа этого внизу №1). Оставалась надежда на вечер, когда включат подсветку.

1.

Мы базировались на вокзале в ожидании продолжения поездки. Я пошёл на вечернюю съёмку и проходя мимо костела на площади Независимости увидел, как небо начало разгораться. На западе горизонт очистился от облаков и солнце подсветило облака снизу закатным светом.
Когда достал камеру, небо уже полыхало малиновым!

2.

После малинового, цвет неба стал меняться на оранжевый

3.

Обернувшись спиной к закату я увидел радугу над городом среди розовых облаков! Никогда не видел радугу на закате, да ещё и в октябре! Пришлось бегать бегом, чтобы найти какой-нибудь интересный ракурс.

4.

Радуга быстро растаяла повисев около 5 минут, но яркое малиново-оранжевое небо ещё некоторое время освещало здания розовым светом и красный костёл стал ещё более красным.

5.

Закат закончился и пришлось ждать около часа, пока стемнеет и включатся фонари вечерней подсветки. Как всегда бывает, поднялся холодный ветер и начал капать дождь...

6.

7.

На нижнем фото нахватал "зайцев" объективом, но, на мой взгляд, так даже интереснее вышло.

8.

Небо почернело - значит пора заканчивать съёмку.

9.

Собственно про костел из Википедии:

Костёл святого Симеона и святой Елены (белор. Касцёл святога Сымона і святой Алены, польск. Kościół św. Szymona i Heleny), часто называемый также Красным костёлом — наиболее известный католический храм Минска.


Административно относится к юго-восточному деканату Минско-Могилёвской архиепархии. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В ряде источников, включая воспоминания самого строителя храма Эдварда Войниловича, стиль храма характеризуется как неороманский, в ряде других, как неоготика с чертами модерна.


Костёл размещается на площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства.


Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».


В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.


В советское время здание подверглось перестройке — появились пристройки на левом боковом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е гт. сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.


В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки».

Краков, в котором находится 6 тысяч достопримечательностей, на осмотр которых не хватит и целой серии отпусков, считается самым красивым городом Польши, по мнению многих превосходящий Варшаву. Мы предлагаем вам экскурсионный маршрут, во время которого вы сможете увидеть самые удивительные и величественные городские костелы. Наш путь будет частично пролегать по знаменитой Дороге Королей , а начнется он у костела святого Флориана, расположенного за площадью Яна Матейко, где обычно собираются экскурсионные группы.

Если вы спросите иностранных туристов, с чем для них ассоциируется город Краков, то услышите самые разные ответы. Для кого-то Краков немыслим без пещеры Дракона и небольшой фигурки дракончика перед ней, извергающей пламя. Другие путешественники отметят красоту и величие Вавельского замка. Третьи подчеркнут, что Краков - это город садов, театров и музеев. Но сами местные жители просто рассмеются, услышав этот вопрос, потому что даже самый маленький поляк прекрасно знает, что главное богатство Кракова - это многочисленные костелы. Поэтому если вы приезжаете в самый католический город Польши, то первым делом отправляйтесь на изучение местных храмов, тем более, каждый из них имеет свою неповторимую историю.

Костел святого Флориана

В двух шагах от площади Яна Матейко на Варшавской улице расположен костел святого Флориана, который появился тут на месте старинной церкви в XIV столетии. Эта церковь была построена в 1185 году по приказу короля Казимира II Справедливого. По его просьбе во второй половине XII века понтифик Люций II подарил Кракову мощи святого Флориана - римского легионера, который считается покровителем людей, чьи профессии связаны с огнем: кузнецов, пожарных и так далее. Мощи было решено поместить в Краковский кафедральный собор. Встречать повозку со столь ценным грузом вышел весь город. Внезапно она остановилась в предместье Кракова и не двигалась с места до тех пор, пока король при всем честном народе не пообещал воздвигнуть тут костел, освященный именем святого Флориана. Лишь тогда телега поехала дальше. Королю пришлось сдержать свое слово и построить замечательный костел, переданный в последующих веках в барочной манере.

Сразу после окончания второй мировой войны священником при этом костеле служил любимый поляками римский папа Иоанн Павел II, ныне признанный святым. Святой Флориан необычайно почитаем в Кракове. Его именем названы ворота, ведущие в исторический центр города и считающиеся началом Дороги королей, и улица, которая соединяет их с Рыночной площадью. Именно туда лежит наш путь.

Мариацкий костел

Самый известный костел Кракова, увидеть который должен каждый уважающий себя турист, расположен в центре города - на Рыночной площади. Силуэт этой базилики, возведенной после нашествия татаро-монголов на месте разрушенного храма, узнаваем: две башни разной высоты обрамляют центральный вход костела.

Со строительством этих колоколен связана одна городская легенда. Рассказывают, что костел возводили два брата, каждый из которых работал над своей башней. Младшей брат был более аккуратным, поэтому его башня была стройнее и красивее, чем соседняя. Старший брат разозлился и убил младшего, а потом покончил с собой, выбросившись из окна своей башни. Так костел получил маленькую башню младшего брата и высокую - старшего. Кстати, в более высокой башне в Средние века располагался наблюдательный пункт. Стражник, увидев неприятельскую армию под стенами города, должен был играть на трубе, оповещая об опасности жителей Кракова. В XV веке такого смельчака убили, и его мелодия резко оборвалась, но он успел поднять защитников города. В честь отважного стражника ежечасно с башни Мариацкого костела звучит мелодия, исполняемая трубачом в старинных одеждах. Послушать ее собираются десятки туристов. Если трубач помашет рукой зрителям, то их ожидает удача.

Главным сокровищем костела считается позднеготический деревянный алтарь, покрытый тонким слоем золота и словно купающийся в солнечных лучах, проходящих через яркие витражи. Его украшает барельеф, изображающий сцену Успения Богородицы. Над фигурами святых, каждая из которых сделана из целого ствола липового дерева, работал прославленный скульптор Вит Ствош. Алтарь создавался в период с 1477 по 1489 годы.

Костел Святой Троицы (Доминиканский костел)

Закончив осмотр костела, пройдите по улице Гродской до перекрестка с Доминиканской улицей и сверните налево. На пересечении Доминиканской и Столярской улиц расположен еще один интересный костел, который в народе называется доминиканским. Его официальное название - костел Святой Троицы. Пока в Кракове не появился Мариацкий костел, именно этот храм считался кафедральным.

Церковь Святой Троицы была основана задолго до 1222 года, когда в Кракове появились представители Доминиканского ордена. Романский храм им очень приглянулся, и они получили его в дар от епископа Иво Одровонжа. Тут же было развернуто строительство монастыря и реконструкция костела в готической манере. Монастырь доминиканцев - это целый комплекс зданий, расположенных вокруг трех уютных садов. Костел Святой Троицы занимает центральное место среди монастырских построек. Он несколько раз горел, но был восстановлен. Возле центрального алтаря стоит увидеть надгробный памятник гуманиста Филлипо Каллимаха авторства Вита Ствоша. В южном нефе есть несколько небольших часовен, оформленных в стиле позднего Возрождения, которые понравятся всем ценителям прекрасного. Из костела можно пройти во внутренние монастырские галереи, стены которых украшены средневековыми картинами, рассказывающими об истории Доминиканского ордена.

Костел святого Андрея

Вернувшись на улицу Градскую, продолжим прогулку по ней. Почти в самом конце улицы мы увидим строгое, величественное здание церкви из белого камня, на котором видны вкрапления кирпичной кладки. Это костел святого Андрея - один из самых древних храмов города. Он был воздвигнут в конце XI столетия в романском стиле. Вдохновителем строительства костела выступил намесник верховного правителя воевода Окул. В начале XIII века костел перестроили. Вероятно, во время той реконструкции храм был украшен двумя башнями, которые сейчас увенчаны барочными куполами.

По свидетельству летописцев, этот костел — единственный в Кракове — остался целым и невредимым после татаро-монгольского нашествия. В 1316 году он перешел в ведение ордена кларисок. В то время к нему были присоединены хоры, которые сейчас превращены в ризницу. Интерьер костела претерпел некоторые изменения в конце XVII — начале XVIII веков. Над его декором трудился скульптор Бальтазар Фонтана.

Костел святых Петра и Павла

Рядом с костелом святого Андрея расположен еще один храм, перед которым можно увидеть небольшой дворик, обнесенный оградой с фигурами 12 апостолов на постаментах. Это костел святых Петра и Павла. Остроумные поляки шутят, что статуи Давида Хееля просто не поместились в нефе костела, поэтому их пришлось вынести под открытое небо. Храмом в наши дни владеет Ягеллонский университет. Его студенты часто устраивают художественные вернисажи во дворике перед костелом.

Храм святых Петра и Павла был первым строением в стиле римского барокко, возведенным в Кракове. Король Сигизмунд III Ваза построил это строение для иезуитов в конце XVI столетия. Поначалу над проектом церкви работали архитекторы Иезуитского ордена, а затем инициативу перехватил итальянец Джованни Тревано. Небольшая площадь, обнесенная кованой оградой, появилась перед церковью в 1715-1722 годах.

Интерьер костела оформлен строго и лаконично. Оказавшись внутри, обязательно найдите надгробные плиты святого Петра Скарги и епископа Анджея Тжебицкого.

Костел святой Катаржины

Добравшись по Градской улице до Вавельского замка и осмотрев кафедральный собор святых Станислава и Вацлава - местом коронации и последнего успокоения польских королей, который находится на его территории, можно отправиться в район Кракова под названием Казимеж, расположенный за пределами исторического центра города. Для этого нужно пройти по улице Страдомской, которая, пересекая проспект Йозефа Детла, уже именуется Краковской. Небольшой переулок святой Катаржины приведет нас к одноименному готическому костелу, который был возведен монахами Ордена августинов в XIV веке.

Согласно местным легендам, костел был построен на средства короля Казимира III Великого, который таким образом хотел искупить смертный грех - убийство ксендза, принесшего нерадостную весть. Говорят, король своими беспорядочными любовными связями заслужил неудовольствие местного епископа Бодзанта. Святой отец с кафедры осудил поведение польского правителя, а ксендз тут же поспешил доложить об этом королю. Казимир рассвирепел и приказал умертвить смелого ксендза путем утопления. Прах незадачливого гонца сейчас покоится в костеле святой Катаржины.

В XV столетии к костелу был пристроен притвор и часовня святого Иоанна Крестителя. Главный алтарь, датированный 1634 годом, украшен ценнейшим полотном Анджея Венеста на тему обручения святой Катаржины -покровительницы костела.
Орган, установленный в этом храме, приходят послушать десятки ценителей церковной музыки. Службы обычно проходят утром и вечером.

Костел Тела Господня

Чтобы посетить еще один городской храм, названный в честь Тела Господня, следует вернуться на Краковскую улицу и дойти до площади Вольницы. Именно там расположен огромный кирпичный храм с фронтоном, украшенным зубцами, характерными для готики, и высокой башней.

Костел заложен все тем же королем Казимиром III Великим. Храм поражает пышностью и великолепием интерьера. Его алтарь декорирован фресками Томассо Долабелла и Лукаша Поребского. Деревянные скамьи, предназначенные для верующих, покрыты тонкой резьбой. В костеле также сохраняются реликвии Станислава Казимирчика. Если вы повернете к реке, то сможете увидеть еще один костел, который местные жители называют храмом на Скалке.

Краков - это город, который искренне рад новым друзьям и с удовольствием демонстрирует им свои богатства. Открывайте Краков, не торопясь, исследуйте его отдаленные уголки, ищите с картой в руках другие храмы, которых тут великое множество, заходите в них, знакомьтесь со священниками и прихожанами, которые могут поведать вам немало занимательных историй, связанных с основанием костелов. Лишь так вы сможете прочувствовать дух Кракова, понять его прошлое и настоящее.

Наконец состоялось мое знакомство с фондом «Бельканто» - и с такого прекрасного концерта, как «Музыкальный мир фэнтези: Хогвартс и Властелин колец». Концерт в рамках «Дней Британской культуры в Москве», посвященный музыке из двух самых известных фантастических фильмов, проходил в Англиканском соборе св.Андрея – настоящем островке Британии, затерянном в одном из переулков возле Тверской.

Место, конечно, играло огромную роль – для таких «британских» произведений лучшего и найти: такое чувство, что ты находишься не в центре Москвы, а в небольшом английском городке. Конечно же, прекрасны музыканты – три девушки: Евдокия Ионина (скрипка), Елена Скворцова (виолончель) и Дарья Дрожкина (фортепиано). За подводки к композициям отвечала Анастасия Бабиченко. А еще концерт сопровождала песочная анимация (кажется, я впервые видела работу мастера в реале) – Анна Иванова с невероятной быстротой работала над картинами и изображениями персонажей, который проецировались на большой экран.

Хотя в программке были заявлены саундтреки из «Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и Кубок огня», прозвучали не только они – вспомнили и «..Тайную комнату», и «…узника Азкабана». Музыка Дж.Уильямса и П.Дойла сама – настоящее произведение искусства. Как верно отметила А.Бабиченко – за кажущейся простотой композиций скрываются огромный талант и титаническая работа.

Для такого фаната саги о Гарри Поттере и произведений Толкина, концерт был настоящим удовольствием. Да, я из тех самых детей, которые росли вместе с Гарри, Роном и Гермионой:) (и таких в зале было много). Когда играют первые нотки саундтрек из «…философского камня» и на экране появляются очертания Хогвартса из песка, на лице сама собой появляется ностальгическая улыбка. Хогвартс сменяется Косым переулком, а потом – полем для игры в квиддич. Перед нами проходят чередой нарисованные песком портреты всех героев книг под соответствующие им темы: не забыли не только про Волан-де-морта и Дамблдора, но и про Хагрида, Злотопуста Локонса и даже Добби и феникса Фоукса.

А вот тема «Властелина колец» показалась мне недостаточно раскрытой – видимо, ориентируясь на детско-подростковую аудиторию, создатели концерта взяли из творчества Говарда Шора в основном темы хоббитов и гномов. Зато нам прочитали полностью знаменитое «За синие горы…» и рассказали, как вычислить хоббита среди своих знакомых:)

Фонд «Бельканто» очень многое делает для поддержания лояльности своих зрителей. За заполнение анкеты-отзыва (всего пара вопросов) выдают карточку на скидку 50% на следующие концерты. А еще после мероприятия можно бесплатно взять тематические магнитики:)

Моя оценка – 9 из 10, настоящее возвращение в мир детства. И на концерты Бельканто я бы с огромным удовольствием попала еще. Всем рекомендую, программа у них невероятно разнообразная (и шедевры мировой киномузыки, и «Звучащие полотна» знаменитых художников, и музыка на воде, и сказки с песочной анимацией для детей и т.д.) - каждый найдет себе что-то по вкусу.

Одна из самых популярных достопримечательностей Минска — костел святых Симеона и Елены , помимо архитектурной и эстетической ценности, примечателен также своей историей.

Костел был воздвигнут в 19 веке на площади Независимости по требованию католиков, на тот момент это был второй по счету костел в городе. Необходимость в строительстве храма возникла вследствие роста католического вероисповедания среди населения. Горожане дважды с 1897 года обращались с просьбой дать разрешение на строительство, в 1905 году соответствующие документы были официально получены. Эдвард Войнилович выступил в качестве основного кредитора, по его инициативе, и инициативе его жены Олимпии, было решено посвятить храм своим погибшим детям и назвать его в честь святых Симеона и Елены, которым на момент смерти было 12 и 18 лет. Над проектом храма помимо архитектора Томаша Пояздерского работали также зодчие Г.Гай и В.Маркони.

Первый камень был заложен в сентябре 1906 года, на площадку доставлялись самые качественные по тем временам материалы: розовый песчаник, красный кирпич, а также мрамор для алтарей и колонн, каждый кирпич был завернут отдельно друг от друга. Через два года вся крыша уже была покрыта черепицей, во внутренней отделке храма принимали участие художник Бруздович и варшавский скульптор Отт.

Архитектура нового костела существенно отличалась от построек Минска того времени, центром композиции стала прямоугольная пашня, которая символизировала вечную скорбь родителей, потерявших детей. Две башни меньших размеров получили имена Симеона и Елены, вокруг храма была возведена каменная ограда, основные ворота выходили на Захарьевскую улицу. На фронтоне костела был установлен семейный герб Войнилович, сейчас на это месте расположен герб города.

Первое освещения храма состоялось в ноябре 1910 года, на первую службу пришло много людей, среди которых были и те, кто не исповедует католическую веру. В 1917 году костел, как и многие храмы на территории России, был разграблен, а спустя 10 лет его закрыли. Сначала в здании находился театр, затем он был переоборудован в киностудию, после ВОВ он на протяжении долгого времени был закрыт, после чего здание снова было передано киностудии. В 70-е годы здание получает статус памятника культуры. В 1990 году происходит возвращение здания храма в собственность Римско-католической церкви.