Мосты - неотъемлемый атрибут почти каждой реки, они помогают преодолевать препятствия, благодаря им расстояния становятся меньше, и добираться из пункта "А" в пункт "Б" оказывается комфортнее и быстрее. С появлением новых материалов и технологий сложные конструкции переправ становятся реальностью.

Что такое мост

Мосты - это продолжение дороги через препятствие. Чаще всего они прокладываются через водную преграду, но также могут соединять края оврага или канала. В связи с развитием транспортной инфраструктуры, в мегаполисах строятся мосты для передвижения над дорогами, образуя крупные развязки. Основными деталями их конструкции являются пролеты и опоры.

Классификация конструкций мостов

Виды мостов можно квалифицировать по нескольким критериям:

  • по основному назначению использования;
  • конструктивному решению;
  • строительным материалам;
  • в зависимости от длины;
  • по сроку эксплуатации;
  • в зависимости от принципа работы.

С тех пор как человек перекинул дерево с одного берега реки, чтобы добраться на другой, прошло немало времени и приложено много усилий в строительстве инженерных сооружений. В результате появились разные виды конструкций мостов. Рассмотрим их подробнее.

Балочные

Материалами для их строительства являются сталь, ее сплавы, железобетон, а первым материалом было дерево. Основными элементами несущих конструкций у этого типа являются балки, фермы, которые передают нагрузку на опоры основания моста.

Балки и фермы составляют часть отдельной конструкции, носящей название "пролет". Пролеты бывают разрезными, консольными и неразрезными, в зависимости от схемы соединения с опорами. Первые из них имеют по две опоры с каждого края, неразрезные могут иметь большее количество опор, в зависимости от необходимости, а у консольного моста пролеты выходят за опорные точки, где соединяются с последующими пролетами.

Арочные

Для их изготовления используются сталь, чугун, железобетонное литье или блоки. Первыми же материалами для строительства этого типа мостов были камни, булыжники или составленные из них монолитные блоки.

Основой конструкции является арка (свод). Соединение нескольких арок автомобильным или железнодорожным полотном является арочным мостом. Полотно дороги может иметь два расположения: над конструкцией или под ней.

Одной из разновидностей является гибрид - арочно-консольный мост, где две полуарки соединяются в верхней части и напоминают букву «Т». Арочная конструкция может состоять из одного пролета, и тогда основная нагрузка приходится на крайние опоры. Если мост состоит из нескольких соединенных конструкций, тогда нагрузка распределяется на все промежуточные и крайние опоры.

Подвесные мосты

Основные материалы для строительства в этом случае - сталь, железобетон. Конструкции возводят в местах, где невозможно установить промежуточные опоры. Несущим элементом являются пилоны, соединенные тросами. Чтобы удержать мост в стабильном состоянии, пилоны монтируют на противоположных берегах, между ними протягивают тросовое соединение до земли, где оно надежно закрепляется. К протянутым горизонтальным тросам крепят вертикальные, также присоединяя цепи которые будут поддерживать полотно моста. Жесткость полотну придают балки и фермы.

Вантовые мосты

Строительные материалы - сталь, железобетон. Как и у подвесных аналогов, их конструкция предполагает пилоны и тросы. Различие состоит в том, что вантовое соединение является единственным, которое связывает конструкцию всего моста, т.е тросы крепятся не к горизонтально натянутым носителям, а непосредственно к конечным опорам, отчего конструкция приобретает большую жесткость.

Понтонные

«Плавучие» переправы не имеют жесткого каркаса и связи с берегом. Их конструкция собирается из отдельных секций с подвижным соединением. Разновидностью этого вида мостов являются наплывные переправы. Чаще всего они являются временными сооружениями, которые используют до момента установления льда на водных преградах. Они опасны в период сильного волнения на воде, затрудняют судоходство, а передвижение по ним имеет ограничения для многотонных грузовых машин.

Металлические мосты

Большая часть современных мостов предполагает использование металла в несущих частях конструкций. Довольно долгое время металлический мост считался самым прочным видом сооружения. На сегодняшний день этот материал является важной, но не единственной составляющей мостовых соединений.

Виды металлических мостов:

  • Арочные конструкции.
  • Виадуки с пролетами.
  • Висячие, вантовые.
  • Эстакады с опорами из железобетона, где пролеты смонтированы из металлических соединений.

Конструкции из металла обладают преимуществами, состоящими в простоте сбора, поэтому почти все виды железнодорожный мостов возводятся из этого материала. Металлические части изготавливаются промышленным способом на заводе, при этом размер может регулироваться. В зависимости от грузоподъемности механизмов, с помощью которых будет производиться монтаж, формируются заводские заготовки будущего цельного соединения.

Сварить конструкцию из частей можно непосредственно на месте окончательного монтажа. И если раньше приходилось проводить соединение множества частей одного пролета, то сейчас кран с грузоподъемностью 3600 т, вполне может перенести и водрузить на опоры цельнометаллический пролет.

Преимущества металлоконструкций

В качестве материала для строительства мостов редко используется железо из-за его плохой устойчивости к коррозии. Востребованным материалом стала высокопрочная сталь и ее соединения. Ее прекрасные эксплуатационные качества можно оценить на таких проектах, как вантовые виды мостов, с огромными пролетами. Примером может служить Московский мост через Днепр в Киеве или Обуховский мост в Санкт-Петербурге.

Питерские легенды

В Петербурге в обилии представлены различные виды мостов, есть и старинные, ставшие символами ушедшей эпохи, но их назначение не изменилось, хотя и обросло флером историй и романтики. Так, Поцелуев мост через притягивает туристов своим названием, но произошло оно от фамилии купца Поцелуева, чей питейный дом «Поцелуй» располагался рядом с переправой, и к романтическим порывам, название не имеет отношения.

Интересными легендами оброс Литейный мост, причем драматургический сюжет возник сразу при его закладке. Считается, что одним из закладных камней опор стал жертвенный камень Атакан. Теперь он нагоняет тоску на прохожих и провоцирует самоубийства. Чтобы задобрить "кровавый" валун, некоторые горожане бросают с моста в Неву монетки и льют красное вино. Также многие утверждают, что на Литейном можно встретить призрак Ленина.

Пять самых длинных мостов России

Пока не построен мост через Керченский пролив, пятерка масштабных переправ выглядит так:

  • во Владивостоке. Длина сооружения составляет 3100 м, открытие состоялось в 2012 г. Впервые о его необходимости задумались в 1939 г., но осуществили на современном этапе.
  • Мост в Хабаровске. Его длина составляет 3891 м. Он имеет два яруса. По нижнему открыто железнодорожное движение, а по верхнему - автомобильное. Его изображение украшает пятитысячную купюру.
  • Мост на реке Юрибей. Он расположен за Полярным кругом в Ямало-Ненецком автономном округе. Длина конструкции - 2893 м.
  • Мост через Амурский залив имеет протяженность 5331 м. Был открыт в 2012 г. Он интересен системой освещения, помогающей экономить до 50% электроэнергии.
  • через Волгу в Ульяновске. Его длина - 5825 м. Строительство велось на протяжении 23 лет.

С самых давних времен человек пытался объять необъятное – пересечь океаны, горы, пустыни. В этой подборке вас ждут самые необычные сооружения, созданные человеком, получившие премию проекты, с выдающейся архитектурой и богатой историей. Итак, мы собираемся осмотреть 25 самых уникальных мостов в мире.

Мост Хеликс в Сингапуре

Этот мост уникален тем, что похож на структуру ДНК. Открытый в 2010 году, Хеликс-Бридж сделан главным образом из стали и освещен ночью лентами светодиодного освещения, чтобы подчеркнуть его уникальный дизайн

Мост Каппельбрюкке

Расположенный в городе Люцерне, этот мост был построен в 1333 году и пересекает реку Ройс по диагонали. Это самый старый деревянный крытый мост в Европе. Внутренняя часть моста украшена картинами 17-го столетия, изображающими события местной истории. Большая часть моста была разрушена пожаром примерно 20 лет назад. Приблизительно две трети моста и 85 из 110 картин были потеряны. Сам мост был восстановлен год спустя.

Мост Шеньян

Названный “мостом Ветра и Дождя” и скрытый среди рисовых областей и гор, Шеньян находится в китайской провинции Гуангкси. Построенный в 1916 людьми Дуна, этническим меньшинством в Китае, мост украшен пятью отдельными структурами в виде пагоды. Традиционная китайская архитектура делает сооружение фантастическим, но самая удивительная вещь состоит в том, что во время строительства не использовался ни один гвоздь, а только архитектурные уловки.

Перекатывающийся мост

Этот уникальный мост находится в Пэддингтонской области Лондона. Настолько особенным его делает то, что каждую пятницу восьмиугольная структура трансформируется. В течение дня мост собирается назад в оригинальную форму. Мост использует гидравлику, чтобы проделывать такие трансформации, он был закончен в 2004 году. Проект разработан Томасом Хитэрвиком, который также проектировал некоторые олимпийские проекты Лондона.

Небесный мост Лангкави

К мосту Лангкави Скай-Бридж можно добраться через канатную дорогу. Это изогнутый пешеходный мост длиной свыше 100 метров, примерно в 700 метрах над уровнем моря. Как только вы преодолеете путь по канатной дороге, мост даст идеальную возможность рассмотреть красивые достопримечательности малайзийских гор и тропических лесов.

Мост Гейтсхед Миллениум

Это сооружение было открыто английской королевой в 2002 году и находится в городе Ньюкасле, пересекая реку Тайн. Мост Миллениум уникален в том, что это один из нескольких мостов в мире, который наклоняется. Когда он наклонен в одну сторону, то превращается в нормальный пешеходный мост, где можно прогуляться и полюбоваться видами реки. Когда мост наклонен в другую сторону, то позволяет лодкам и судам проходить под ним. Гейтсхед Миллениум получил множество архитектурных премий за свой дизайн и название "Глаз Викинга", потому что похож на глаз, мигающий каждый раз, когда структура наклоняется.

Старый мост Боснии

Старый мост строился в 1566 году и успешно противостоял испытанию временем, пока не был разрушен в 1993 году во время боснийской войны. Больше чем $13 миллионов были потрачены на восстановление моста и окружающих зданий, пока он не был наконец восстановлен и открыт общественности в 2004 году.

Мост Акаси в Японии

Один из величайших примеров японской инженерии - мост Акаси - держит рекорд, как самый длинный подвесной мост в мире, с полной длиной в 3911 метров. Потребовалось бы 4 бруклинских моста, чтобы охватить подобное расстояние. Потребовалось 12 лет, чтобы построить это сооружение. Странно, но мост не строился с намерением быть самым длинным висячим мостом в мире, но в 1995 после землетрясения пришлось добавить дополнительные секции, которые дали Акаси его рекорд. Общая длина кабелей моста составляет 300,000 км. Этого достаточно, чтобы окружить Землю 7.5 раз!

Мост Риальто в Италии

Построенный в 15-ом столетии, он пересекает Гранд Канал Венеции. Риальто был впервые построен в 1181 году и был единственным способом добраться до другой стороны Великого Канала. Только в 1551 году власти решили модернизировать мост. Лучшие архитекторы, включая Микеланджело и Палладио, предлагали свои проекты, но задание в итоге было передано Антонио да Понте. Некоторые архитекторы скептически относились к его планам и предсказали неудачу моста, но он бросил вызов своим критикам, а мост идеально сохранился и до наших дней. Классическая венецианская архитектура моста была дополнена элементами девятнадцатого века спустя несколько столетий. Риальто долгое время был единственным мостом, пересекающим Великий Канал и единственной связью между двумя сторонами Венеции, пока не были построены более современные мосты.

Мост Слауэрхофбруг

Нет, это не обман зрения! Этот чрезвычайно причудливый мост находится в Леувардене. Из-за огромного количества рек и каналов в Нидерландах, большой интенсивности судоходства и такого же объема транспортных средств, страна нуждалась в мосте, который в состоянии быстро подняться и опуститься, приносить пользу и дороге, и речному судоходству. Так и появился мост Слауэрхофбруг. Построенный в 2000 году из железа и стали, мост поднимается и опускается 10 раз в день с использованием гидравлики.

Мост Октавио де Оливейра

Открытый в 2008 году мост в городе Сан-Паулу был построен за 5 лет. Чтобы построить мост имени Октавио де Оливейры, было задействовано 450 рабочих. Проект необычен из-за X-образных структур в середине и двух уровней движения, пересекающих друг друга во время прохода через опору. Мост Оливейра также украшен светодиодами, мерцающими в особые праздники. К примеру, на Рождество мост может быть освещен так, чтобы быть похожим на Рождественскую елку.

Колесо Фолкерка

Это больше, чем просто мост, благодаря его футуристическому дизайну. Колесо Фолкерка - первый и единственный в мире лифт для лодки! Структура может фактически вращаться на 180 градусов. Лодка заплывает по каналу в нижний ярус, после чего структура оборачивается, поднимая лодку до вершины канала. Это уникальный способ соединения каналов, что делает его исключительным подвигом современной разработки.

Волны Хендерсона

Мост был разработан, чтобы быть похожим на волны. Волны Хендерсона соединяют 2 парка в Сингапуре, и открывают идеальные виды на окружающие красоты. Ночью сооружение освещено, чтобы добавить больше красоты к его и так артистическому дизайну. Волны Хендерсона сделаны из стали и древесины. Сталь необходима в структурных целях, тогда как древесина подчеркивает красоту парков. Мост оборудован скамьями и смотровыми площадками, местами дляя отдыха и экскурсионными уголками.

Мост Сиду

Открытый в 2009 году, мост Сиду расположен на высоте 495 метров над землей. Это выше, чем Статуя Свободы, Эйфелева башня, пирамиды Гизы и Биг-Бен. Сиду спокойно возвышается над речным ущельем в китайской провинции Хубэй, окруженной горами и лесами. Строительство было проблемой из-за удаленного местоположения. Не было возможности использовать подъемные краны, лодки или вертолеты. Инженеры придумали интересную идею использовать ракеты. Более чем 1000 метров кабеля было привязано к ракетам, которые отправлялись по другую сторону ущелья. Это уникальное местоположение, и уникальный способ строительства.

Мост Мийо

Мост Мийо находится в Книге рекордов, будучи самым высоким мостом в мире. Высота технического шедевра - 342 метра. Нью-Йорк Таймс описала его, как “триумф разработки”, а Би-би-си назвала его “одним из технических чудес 21-ого столетия”. Президент Франции, Жак Ширак, открыл мост в 2004 году, строительство обошлось приблизительно в 394 миллионов евро. Сам мост пересекает долину реки Тарн в Милло и открывает водителям самые ошеломляющие виды во всей Франции, порой находясь даже выше облаков.

Мост Даньян-Куншань

Этот мост - самый длинный мост в мире - он составляет 102 мили в длину. Железнодорожный мост является частью высокоскоростной железной дороги Пекин-Шанхай. Строительство было начато в 2006 году, а стоимость проекта составила невероятные 8.5 миллиардов долларов. Более чем 450000 тонн стали использовались для структуры, в процессе постоянно участвовали 10000 рабочих. Мост Даньян-Куншань вписал свое имя в историю на долгое время.

Мост Моисея

Этот мост был назван в честь Моисея, потому что он буквально раскалывает воду на две части. Инновационное решение было реализовано у крепости 17-го столетия. Изначально мост должен был быть построен через ров вокруг крепости, но у архитекторов возникло желание не нарушать образ крепости. Они решили замаскировать мост и пустить по ватерлинии, чтобы сделать его почти невидимым. Этот артистический дизайн создает иллюзию, будто вы идете через воду, а мост гармонирует с пейзажем. Он полностью сделан из древесины и является водонепроницаемым.

Мост Хаджу

Мост Хаджу был построен персидским королем, Шахом Аббасом II, в течение 17-го столетия. У него есть 23 арки, мост также функционирует, как дамба, управляя водами реки Заяндех. Остатки каменных кресел, построенных для Шаха Аббаса II, все еще остаются здесь. Здесь он сидел, любуясь представлениями. Центральный же павильон был построен исключительно для его удовольствия, первоначально как чайный дом.

Бруклинский мост

Построенный в 1883 году, Бруклинский мост стал национальной исторической достопримечательностью и символом Нью-Йорка. Он расположен позади высоких небоскребов Нью-Йорка. Мост соединяет Манхэттен с Бруклином и пересекает Ист-Ривер. Джон А. Роблинг спроектировал бруклинский мост, но умер незадолго до того, как строительство началось. Его сын, Вашингтон Роблинг, продолжал его работу, но сам был поражен болезнью и поселился в квартире, выходящей на стройплощадку. Эмили Роблинг, его жена, передавала его инструкции рабочим и была фактически главным инженером, пока мост не был закончен. По тем временам это было настоящим техническим подвигом. В 1884 году через мост пустили группу животных цирка, включая стадо из 21 слонов, чтобы доказать, что мост устойчив.

Сиднейский Харбор-Бридж

В 1815 году Фрэнсис Гринвей предложил построить мост от северного до южного берега гавани. В 1890 году был представлен ряд проектов, но все они оказались неподходящими. В итоге строительство Харбор Бридж началось лишь в 1924 году. Потребовалось 1400 рабочих, 8 лет и 6.6 миллионов долларов, чтобы окончательно реализовать проект. Шесть миллионов заклепок и 53000 тонн стали было использовано при строительстве. Сегодня это один из самых узнаваемых мостов в мире, один из символов Сиднея.

Мост Александра III

Элегантность - лучшее слово, чтобы описать этот мост, расположенный в Париже. Строительство его началось в 1896 году и закончилось в 1900 году. Сооружение было построено в стиле ар-нуво и украшено статуями нимф, херувимов, крылатых лошадей, ангелов, судов и старинных ламп вдоль его сторон, в итоге был создан один из наиболее украшенных мостов в мире. Несмотря на то, что он находится во Франции, мост назвали в честь Александра 3-го, императора России, чтобы почтить франко-российский союз. Сын Александра, Николай II, положил первый камень во время начала строительства.

Мост Банпо

Этот действительно удивительный мост находится в Сеуле и пересекает реку Хань. Сам мост был фактически создан в 1982 году, но затем восстановлен в 2007 году. В 2009 в проект был включен фонтан, который выстреливает 190 тоннами воды в минуту с каждой стороны моста из 380 носиков. Ночью цвет Банпо напоминает радугу благодаря 10000 светодиодам, создавая различные красочные эффекты. Струи воды динамичны и могут перемещаться вместе с музыкой. Мост-фонтан Банпо безвреден для окружающей среды. Вода накачивается непосредственно из самой реки и непрерывно очищается.

Мост Золотые Ворота

Вероятно, один из самых известных мостов в мире, Золотые Ворота стали символом не только Сан-Франциско, но всех Соединенных Штатах. Разработанный инженером Йозефом Штраусом, этот мост был построен, чтобы соединить Сан-Франциско с округом Мэрин и пересечь пролив. Потребовались тысячи рабочих, 4 года, и 35 миллионов долларов, чтобы закончить проект. Когда мост был закончен в 1937 году, он побил 2 рекорда, став самым длинным и самым высоким подвесным мостом в мире. Сооружение получило международное признание, имело великолепный вид на Тихий океан, бросило вызов критикам, похвалилось дизайном ар-деко и своим красным цветом. Рекорды моста были бы скоро побиты в будущем, но он все еще держит свою популярность и культовый статус по сей день.

Тауэрский мост

В 19-ом столетии лондонский мост был единственным способом пересечь реку Темзу. Поскольку Лондон вырос, Ист-Сайд становился оживленным портом, и стало очевидно, что необходим новый мост. Планирование началось в 1884, когда дизайн был выбран из 50 проектов. Потребовалось 8 лет, 432 рабочих, и более чем 11000 тонн стали, чтобы построить то, что мы знаем теперь, как Тауэрский мост. Принц Уэльский открыл мост в 1894 году. Мост стал одним из самых узнаваемых в мире из-за его культового дизайна. У него есть 2 башни в концах каждого берега. Средняя часть моста может подниматься вверх и вниз с использованием гидравлики, чтобы позволить судам проплывать мимо. Мост представляет из себя не только символ Лондона, но и всей Великобритании.

Понте Веккьо

Понте Веккьо - средневековый мост, расположенный во Флоренции и пересекающий реку Арно. Он столь древний, что относится к периоду римских времен. Разрушенный наводнением в 1333 году, Понте Веккьо восстановлен в 1345 году Таддео Гадди. В 1565 году Джорджио Вазар был уполномочен модернизировать мост, и был добавлен верхний коридор. Этот мост известен тем, что внутри него находятся жилые помещения. Первоначально, однако, это были мастерские, где ремесленники производили свои товары. В 1593 году они были заменены ювелирами, потому что производили слишком много мусора и вызывали грязное зловоние. Понте Веккьо был единственным мостом во Флоренции, который пережил невредимым Вторую мировую войну.

В сегодняшней статье речь пойдет о самых знаменитых мостах со всего мира. По версии «Поля Зрения» предлагаем к рассмотрению топ-20 самых известных и необычных с точки зрения современной архитектуры конструкций мостов.

1. Мост Sheikh Rashid (Шейх Рашид) в Дубае

Крупнейший город Объединенных Арабских Эмиратов уже давно популярен своими архитектурными объектами, опережающими современность. Ярким примером является проект в Дубае от американской архитектурной студии Fxfowle. Мост Шейх Рашид должен быть самым высоким арочным сооружением во всем мире длиной около 2 км.

2. Мост Richmond Bridge в Лондоне (Англия)

Richmond Bridge является старейшим мостом, сконструированным в далеком 18 веке. Арочное сооружение на юго-западе английской столицы пересекает реку Темзу и соединяет современный Лондон с округом Ричмонд. Мост был слегка видоизменен в 40-х годах прошлого века, но в целом сохраняет свой первоначальный облик.

3. Мост Rainbow Bridge в Токио (Япония)

Мост выделяется среди своих собратьев, характерным для Токио, ярким освещением вдоль всего сооружения. Строительство Rainbow Bridge было завершено в 1993 году. На сегодняшний день японский мост является одним из самых красивых в мире.

4. Millennium Bridge в Гейтсхеде (Ньюкасл, Великобритания)

Мост тысячелетия или,как его еще называют, «мигающий глаз» соединяет южный и серный районы Ньюкасла. В основном предназначен для пешеходов и велосипедистов. Необычная конструкция (наклонная форма) мгновенно привлекает внимание. Длина сооружения небольшая — всего 126 метров. Мост особенно красив в вечернее и ночное время благодаря эффектной подсветки.


5. Железнодорожный мост Beipanjiang в Гуйчжоу (Китай)

Мост является экономически важной частью железнодорожного проекта Beipanjiang в Гуйчжоу. После завершения его строительства в 2001 году значительно возросла коммерческая деятельность и доходы китайского города, который исторически был одним одним из самых бедных в стране. Мост сконструирован классическим арочным способом, соединяет две горы высотой около 300 м.

6. Juscelino Kubitschek Bridge (город Бразилиа, Бразилия)

Бразильская достопримечательность привлекает внимание своим современным асимметричным дизайном. Мост построен через озеро Параноа города Бразилиа, и в длину пролегает более чем на 1200 метров.

7. Alamillo Bridge Севилья (Испания)

Особенность сооружения является то, что Alamillo Bridge имеет только один пилон высотой 142 метра. Мост был построен специально для всемирной выставки Экспо-92, обеспечивая транспортную доступность через реку Гвадалквивир между испанским городом Севилья и островом Картуха. С тех пор Alamillo стал важной достопримечательностью Испании и символом многообещающего архитектурного будущего страны.

8. Самый длинный мост в мире Hangzhou Bay Bridge в Шанхае (Китай)

Очередная архитектурная достопримечательность Китая — самый длинный мост в мире. Hangzhou Bay, строительство которого завершилось в 2007 году, длиной более 35 км! Этот мост связывает Шанхай и портовый город Нинбо. Возведения этого грандиозного сооружения позволило сократить путь между городами с 4 до всего 2,5 часов.

9. Мост Millau Viaduct в Мийо (Франция)

Виадук Мийо (или по-французски «Ля Виадук де Мийо») спроектирован Норманом Форестом и охватывает долину реки Тарн вблизи средневекового города Мийо. Получилось очень высокое и грандиозное сооружение. На фото видно, что проезжать по такому мосту слабонервным категорически запрещается!

10. Бруклинский мост в Нью-Йорке (США)

Невозможно пропустить старейший и один из самых знаменитых мостов в мире. Бруклинский мост был построен в 1883 году, строительство велось 13 лет. В течении последующих 20 лет данное сооружение было самым длинным подвесным мостом в мире.

11. Тауэрский мост (Лондон, Англия)

Тауэрский мост является одной из самых известных достопримечательностей Лондона и одним из самых узнаваемых мостов в мире. Разводной мост над рекой Темзой был открыт в 1894 году.

12. Золотые Ворота в Сан-Франциско (США)

Golden Gate Bridge или Золотые Ворота, строительство которого завершилось в 1937 году, в то время являлся самым длинным мостом (протяженность около 9 км). Возведение моста в то время было огромным достижением строительства.

13. Harbour Bridge в Сиднее (Австралия)

Так же, как предыдущее творение архитектуры, Харбор-Бридж был величайшим инженерным шедевром своего времени. После открытие в 1932 году мост стал самой популярной достопримечательностью Австралии. Более известный как «вешалка», Харбор-Бридж прославился благодаря своему арочному пролету, ставшему самым протяженным за всю историю строительства мостов.

14. Мост Ponte Vecchio (Понте Веккьо) во Флоренции (Италия)

Ponte Vecchio — единственный «жилой» мост в мире. На нем расположены дома, где проживают жители Флоренции. Мост является старейшим арочным сооружением Европы. Особенностью является то, что Понте Веккьо сконструирован полностью из камня без использования какого-либо другого материала.

15. Вестминстерский мост (Лондон, Англия)

Westminster Bridge — арочный мост через реку Темзу, который соединяет Вестминстер и Ламбет. Современное сооружение было построено в 1862 году по проекту архитектора Томаса Пейджа, заменив старый мост, построенный в 40-х годах 18 века. Знаменит расположенным неподалеку легендарным Биг-Беном.

16. Босфорский мост в Стамбуле (Турция)

Данный архитектурный объект наверняка знаком российским туристам, бывавшим когда-либо в Турции. Является единственным в мире мостом, соединяющим два континента: Европу и Азию.

17. Водный мост в Магдебурге (Германия)

Как понятно из названия, магдебурский мост предназначен для перемещения водного вида транспорта. Длина моста составляет 918 метров. В настоящее время мост соединяет порт Берлина с портами на Рейне. До его возведения кораблям приходилось совершать крюк в 12 км через ротензеевский шлюз по реке Эльбе и через шлюз Нигрипп.

18. Nanpu Bridge (Шанхай, Китай)

Очередное чудо архитектурной мысли — шанхайский мост в форме спирали. Такое витиеватое сооружение было построено не сколько с эстетической точки зрения. Основная задача, которая стояла перед инженерами — свести к минимуму площадь под застройку моста.

19. Акасе-Кайке (Кове-Наруто, Япония)

Акасе-Кайке можно считать отцом-прародителем висячих мостов . Изначально планировалось построить железнодорожно-автомобильный мост, но впоследствии было принято решение ограничиться только автомобильным движением в 6 полос.

20. San Diego — Coronado Bridge (Сан Диего, США)

Напоследок расскажем об одном из самых высоких мостов, расположенных над водой. Мост в Сан Диего имеет такую высоту, что даже самый корабль способен без труда проплыть под этим сооружением.

В статье рассмотрены далеко не все известные мосты. В следующих материалах мы обязательно вернемся к обзору этих удивительных архитектурных строений.

Выпускница магистратуры МАРХИ, постоянная участница воркшопов и образовательных программ. В своей выпускной работе Жанна исследовала мосты через Москву-реку, а также процесс взаимодействия двух профессий - архитектора и инженера. По её словам, Москве - одной из самых интенсивно развивающихся столиц мира - необходимы новые пешеходные и транспортные артерии, которые бы соединяли части города и справлялись с его загруженностью. Мы поговорили с Жанной об особенностях ландшафта столицы и о том, какие новые архитектурные решения могли бы стать полезными городу.

- Расскажи о теме своей дипломной работы и об её актуальности (в частности о коллаборации инженера и архитектора в проектировании мостов через реку).

Мосты в Москве возникли практически с зарождением города. Особенности географии столицы - холмистый рельеф и множество рек - обусловили необходимость наведения мостов. Исторически, при переходе на другой берег, город входил в новую фазу территориального и экономического развития. Сегодня Москва занимает лидирующую позицию среди наиболее активно развивающихся мегаполисов (по рейтингу Pricewaterhouse Coopers). В 2014 году был проведён конкурс на реорганизацию набережных Москвы-реки. Одним из важных аспектов новой стратегии являлось усиление связей через реку и строительство новых мостов. Мост - сложное инженерное сооружение, но он, как и здание, является средством пространственной организации среды. Проектируемые в мировых практиках автомобильные и пешеходные мосты через реки изменились благодаря использованию более совершенных конструкций, материалов и новой функциональной организации. Отличным стало и размещение в структуре города. Задачей моего диплома было изучить исторические и современные типы мостов, понять, какие именно произошли изменения, и предложить их новые архитектурные решения для Москвы. Мне очень хотелось показать, насколько важен процесс взаимодействия двух профессий - архитектора и инженера.

- Творческая составляющая vs Практическая рациональность.

Для архитектора образ «моста» - не столько в конструкциях, он больше использован как сюжет, как часть формы объекта. Так, например, интересна философская концепция М. Хайдеггера: «Мост возносится «легко и мощно» над рекой...Он не просто соединяет уже существующие берега. Собственно, мостовой переход и обнажает впервые берега как берега. Благодаря мосту они оказываются лежащими друг против друга.…. Мост - изначально и в сущности всего лишь мост, а дополнительно к этому и по особому случаю он, как принято думать, может выражать и что-нибудь ещё» (Хаи ̆ деггер М., Каччари М.,: два взгляда на обитание. Ситар С. редактор раздела «теория»//журнал П i 20).

Содержание художественного образа моста раскрывается в конкретных архитектурных формах. Язык этих форм, эстетическая выразительность зависят от свойств применяемых строительных материалов и конструкций. Архитектор интуитивно отвечает за тектоническую правдивость, «игру сил» в конструкциях, использует ритм, масштаб, фактуру и цвет, приёмы нюанса и контраста, связь с контекстом и тем самым вызывает определённые эмоции и смысловые ассоциации.

Инженер же обладает совершенно другим типом мышления. Для него важна суровая рациональность. У инженера форма моста утилитарна и раскрывается в точном соответствии с характером действующих нагрузок и на основании технико-экономических показателей.

В своём дипломном проекте мне удалось найти компромисс между творческой составляющей и практической рациональностью. Для себя я выделяю два типа конструкторов - те, которые отрицают любые идеи, выходящие за рамки стандартного, и те, которые говорят «нет, это невозможно, чёрт, но я попробую что-нибудь придумать!». Мне очень повезло, я работала в паре с молодым инженером из Санкт-Петербурга Алёной Ивановой. Алёна работает в крупной мостостроительной компании ОАО «Трансмост», в секторе разработки программных средств. Удивительный человек, который, помимо высокого профессионализма, готов к невероятной отдаче новаторской идее. На стадии концепции я рисовала эскизы, каким мог бы быть новый мост, генерировала идеи и художественные образы, а Алёна корректировала и советовала, как лучше будет работать та или иная конструкция. Когда я экспериментировала с новыми конструктивными схемами на условных прототипах, Алёна строила виртуальные физически-корректные модели и рассчитывала в компьютерной программе с настоящими нагрузками. Конечно, не всегда у нас получалось с первого раза понять друг друга, но обоюдный энтузиазм приводил нас к положительным результатам.

Современные технологии: как они влияют на мышление архитекторов и на работу инженеров. В частности, что касается используемых материалов, особенностей конструкций.

В своём предпроектном исследовании я брала интервью у немецкого инженера Майка Шлайха, руководителя бюро Schlaich Bergermann. По его словам, мосты должны быть элегантными, лёгкими и отражать ход развития технологий и материалов. Со студентами они проводят эксперименты с композитными материалами - например, проектируют пешеходный мост из углепластика - очень тонкий и прочный. Майк Шлайх рассказал историю, как к нему обратился один художник, нарисовавший разноцветный мост-пружинку. В детстве ведь все в такую играли? Задачей инженера было взять за основу эту художественную идею, найти подходящий тип конструкции и реализовать придуманное. Удивительно, каким образом простая идея детской игрушки переросла в несущую конструкцию.

Инженерное направление в мостостроении отличается именно экспериментами с балкой, перекинутой через препятствие, олицетворяющей идею пролёта. Преодоление дистанции рассматривается как вызов - «дальше, выше, легче». На современном этапе интерес проявляется к подвесным мостам - самым длинным и лёгким. Например, мост Скай Парк в Сочи. Архетипом висячих мостов являются лианы и канаты, подвешенные над рекой и естественным путём, под действием собственного веса, образующие обратную арку. Открывшийся в 2016 году мост 520 в Сиэтле использует инновационные воздухоопорные конструкции, состоящие из железобетонных пустотелых опор-блоков и вертикальных колонн-опор. Пустотелые опоры-блоки разбиты на ячейки и наполняются водой для стабилизации уровня дорожного полотна.

Сейчас ведутся разработки в области быстровозводимых конструкций - надувных (« tensairity » - прим. авт .). Инженеры используют их в основном в военных целях, а архитектор - совершенно иначе. Например, мост-батут через реку Сену в Париже (пока что это ещё только концепция - прим. авт .).

Интересны и пешеходные мосты, возводимые из вторичных материалов - пластика, бумаги, пенополистирола. И это только несколько примеров!

Московский ландшафт. Особенности и специфика. Плюсы и минусы. А также - нужны ли действительно Москве дополнительные мосты?

Самым ярким событием в московском мостостроении была программа генерального плана 1935г. За рекой вырастали новые кварталы жилых и общественных зданий. Возрастали потоки городского транспорта, устремляющиеся по Садовому кольцу и по другим магистралям, соединяющим центр города с его заречными районами. «Новой Москве нужны были новые мосты: высокие и обширные проезды над рекой, технически передовые сооружения, соединяющие широкие магистрали столицы». Для возведения новых и реконструкции старых мостов был оборудован специальный бетонный завод. Мосты переезжали на новые места. По своим масштабам стройка над рекой входит в историю реконструкции Москвы наряду с такими величественными строительствами, как канал Москва - Волга и московский метрополитен . На строительство мостов организовывались архитектурные конкурсы. Каждый новый мост имел свой самостоятельный художественный облик.

Программа генерального плана Москвы 1971 года продолжала комплексный подход к проблемам и задачам развития города. Автомобильно-пешеходные мосты становились неотъемлемой частью новой транспортной сети магистралей периферии. К мостам и набережным этого периода предъявлялись слабые требования архитектурно-пространственной организации. Деятельность архитектора была практически исключена, в ущерб эстетике. В 2000-х годах архитектура мостов была уже коммерческой. Сооружениям сообщалась дополнительная функция, появились крытые мосты-галереи - торговые или выставочные. Сегодня мостов в городе не хватает, причём, как пешеходных, так и автомобильных. Всего в городе 49 мостов на 83 км Москвы-реки, что не обеспечивает достаточной связности территорий. Переходы расположены неравномерно: на юго-восточном участке Москвы-реки на протяжении 14 км нет возможности пересечь реку. Из всех мостов, только 24 доступны пешеходам. Должны произойти не только количественные изменения, но и качественные.

- Особенности ландшафта бассейна Москвы-реки. Что из основного нужно знать при проектировании моста?

Территории возле Москвы-реки делятся на городские, промышленные и природно-парковые. В зависимости от проектируемого контекста, применяются наиболее экологичные материалы, эффективные конструкции и типы сопряжения дороги с набережной. Основа любого проекта моста - это его конструктивная схема: соотношение величин пролётов. Невозможно спроектировать мост без знаний об основных конструктивных системах: балочный, арочный, рамно-консольный, висячий и др. У мостов есть архитектура поперечного сечения и продольного. Это как экстерьер и интерьер у здания. Геометрия дорожного полотна в плане - не обязательно прямая линия. Прогулочные пешеходные и велосипедные мосты криволинейны, волнообразные и на них организованы обзорные площадки и места для отдыха.

Важно понимать и то, как мы попадаем на мост, и то, как он вписан в городскую среду. Например, мосты с ярко выраженной несущей конструкцией (вантовые) в исторической среде будут диссонировать стилистически, а среди небоскрёбов - наоборот.

Инженеры учитывают при проектировании гидрологический режим (периоды ледохода и ледостава), наиболее высокий и низкий уровень воды (половодье и межень), глубину и состояние фарватера, ширину реки, угол косины, класс судоходства на этом участке. Но об этом подробнее можно узнать в соответствующих нормативных документах.

- Каким должен быть «идеальный» современный мост, и какой мост нужен Москве?

Современная архитектурная тенденция - переосмыслить мост как тип сооружения и сделать его частью городской жизни. Это как определённый сюжет: вот есть набережные, парки, площади, а есть мосты. Они все разные и удивительно прекрасные. И это уже не только транзитная дорога. Хорошо бы рассматривать Москву-реку не как препятствие, а наоборот - основу для проектирования новых мостов. Главная водная артерия города достаточно загрязнена, а строительство новых мостов по существующим технологиям лишь усугубит состояние. А вот если поставить здоровую экосистему как задачу, то сразу хочется найти инновационные решения. Может, объединить с очистными сооружениями или перекрывать зеркало воды одним пролётом, найти альтернативу свайным основаниям опор. Так же дело обстоит и в нехватке новых общественных пространств возле реки - возврат традиций предмостных площадей активизировал бы новые социальные активности. А ещё ведь есть потенциально эффективные пространства под мостом.

Очень хочется, чтобы возобновился союз архитектора и инженера. Нестандартные идеи и задачи мотивируют инженерный мозг на поиск альтернативных материалов, новаторских конструкций и технологий - разрыв шаблона в хорошем смысле.

- Любимые мосты Москвы: оценка с эстетической и практической точки зрения.

В своём исследовании я собрала данные и сделала книгу обо всех мостах через Москву-реку. Мосты все разные, в каждом сооружении есть своя особенность, история, какие-то детали. Важно, как мне кажется, сохранить это по возможности. А все новые идеи ждут своей реализации в новых проектах.