Церковь монастыря

В пригороде мавританской Гранады, где находилась усадьба богатого мусульманина, именуемая «Айнадамар» или «фонтан слез» сегодня возвышается храмовый монастырский комплекс. В XIII-XV веках на возвышенности около города цвели сады, струились фонтаны, давали обильный урожай фруктовые деревья. Проникшие на территорию королевства кастильские солдаты во время осады Гранады были приятно удивлены столь зеленым садам. Здесь их ожидало чудесное спасение от столкновения с большим отрядом мавров, отправленных навстречу.

Позднее данное событие послужило причиной постройки обители. Среди зеленого изобилия монахи картезианского ордена в начале XVI века начинают строительство. По законам своего ордена им предстояло жить в полной тишине, работать в безмолвии и самим возводить монастырские стены. Строительство продолжалось почти три столетия. Церковь монастыря — настоящая жемчужина барочной декоративной работы мастеров XVII века храмовой архитектуры Андалусии.

Картезианский монашеский орден

Картезианский монашеский орден католической церкви возник во Франции в Гренобле в XI столетии. Основал первый монастырь в горах Шартрезы Бруно Кельнский, германских монах, канонизированный в 1623 году. В Средние века картезианские обители распространились по всей Европе. Духовность ордена очень аскетична: полный уход от мира, уединение, безмолвие, постоянная молитва, труд в одиночестве, вегетарианство. В наше время живут около 400 монахов.

Как и многие храмы в Испании, постройка картезианских монахов Гранады пострадала при наполеоновском вторжении, потом грянули государственные реформы 1837 года, и комплекс закрыли. Исчезли кельи и хозяйственные пристройки.

Трапезная и капеллы

Строгое, даже аскетичное с наружи, храмовый комплекс заставит испытать искреннее восхищение внутренним убранством. Сохранившиеся строения — клуатр и коммунальные залы. Внутренний двор с фонтаном, растительные изгороди, аркадные галереи с колоннами когда-то охраняли монашеский покой. В Трапезной и капеллах демонстрируются картины Хуана Санчеса Котана, рассказывающих об истории и персонажах ордена. Художник был светским монахом, много времени проводил в творческом уединении, украшал многочисленными живописными творениями.

Клуатр монастыря
Монастырская трапезная

В бывшей церкви и капелле посетителя знакомятся с работами итальянского художника Висенте Кардучо, соперника Веласкеса при мадридском дворе. Замечу, что работы обоих мастеров представлены и в музее Прадо в Мадриде.

Церковь обители

В церкви скромность и покой превращаются в сказочные украшения, давая волю фантазии мастеров-декораторов XVII века. Во всей красе и праздном величии предстает перед посетителем андалузское барокко. Пространство стен и потолочных сводов церкви украшает разной причудливой формы гипсовая лепнина, за что храм получил название — христианская Альгамбра.

Церковь
Балдахин скульптура Святой Девы

В верхней части помещения размещены 7 полотен из жизни Девы Марии, написанных Атанасио Воканегра. Алтарная часть украшает гипсовая лепнина, покрытая полихромией. Украшением церкви стал деревянный балдахин, покрытый позолотой и декорированный зеркалами, работы Франсиско Уртадо Искьердо. Украшение зеркалами в храмах встречается только в Южной Испании, в Андалусии.

Святая Святых

За перегородкой, выполненной из венецианского стекла расположена Святая Святых, работы Франсиско Уртадо Искьердо, законченная к 1720 года, исполненная в стиле барокко с элементами рококо. Центральный балдахин сотворен из различных сортов мрамора, добытого в окрестностях Гранады. Скульптурное творение из мрамора украшают четыре женских образа, символизирующих христианские благодетели — Справедливость, Благоразумие, Мужество и Умеренность. В центрально части балдахина расположена дарохранилица их ценных пород дерева в 1816 году.

Статуя Иоана Крестителя
Статуя Иоана Крестителя

Четыре статуи из дерева по углам передают образы Иоана Крестителя, Святого Бруно, Святого Иосифа с младенцем Иисусом и Марии Магдалены, исполнены в человеческий рост. Венчает Святую Святых купол, расписанный фресками. Нанесенные на куполе фрески принадлежат художникам Антонио Паломино и Хосе Рисуэньо, передают Царство Небесное и его жителей. Среди небесных обитателей центральное место отведено Святому Бруно, держащим Землю.

Ризница

Барочное изобилие продолжается в ризнице беспрецедентной композицией, начатой в 1732 году, спроектированной Франсиско Уртадо Искьердо. Музыка из гипса, украшенная цоколем из мрамора и декорированная мавританской техникой тарасеа. Гипсовая витая лепнина представляет такое великолепие, что «захватывает дух» от подобной гармонии и красоты. Название декоративного стиля — чурригереско, встречающееся в Испании в храмовых украшениях. Создание стиля принадлежит архитектору и скульптору Хосе де Чурригера и его братьям в XVII веке. Созданная витая красота из стукко исполнителем Луисом Кабейо.

Цоколи из мрамора, представляющее каменное творение природы, только усиливают художественное воздействие на взор посетителей. Ретабло ризницы вырезано из этого же мрамора, добытого в Ланхароне, скульптура Святого Бруно скромно дополняет заалтарный ансамбль. Мраморное великолепие — творение камнетеса Луиса де Аревало и природы. Среди разнообразия переплетающихся и проникаующих мраморных узоров удается различить шустрого котенка или молодого барашка.

Ретабло из мрамора в ризнице
Мавританская техника тарасеа

Церковная мебель ризницы инкрустирована ценными материалами, соединяющимися в правильном геометрическом узоре. Украшение выполнено из дорогостоящих пород черного и красного деревьев, перламутра, раковин, серебра. Мавританская техника — тарасеа, мастер Мануэль Васкес трудился долгих 34 года.

Обязательно выделите время из своего путешествия для посещения Картезианского монастыря Гранады, чтобы увидеть неисчерпаемое артистическое воображение, воссозданное в декоративном украшении.

На заметку туристу

Стоимость входного билета 5 евро, прилагается аудиогид на испанском и английском языках.
Расписание: понедельник — воскресение с 10.00 до 18.00
Каждую субботу с 13.00 до 15.00 церковь резервируется для проведения обряда венчания.
Проезд на такси от Кафедрального собора 6-8 евро El Monasretio de Cartuja Монастерио де Картуха
Маршрутный автобус U3.

Это тоже интересно:

Мавританский рынок Алькасерия в Гранаде

Товары на рынке Мавританский рынок Алькасерия в Гранаде - следующая достопримечательность в Гранаде. У большого сувенирного магазина "Медина", располагаются не очень...

Фото: Руины монастыря картезианцев в Березе

Фото и описание

Картезианский монастырь в Березе – единственный монастырь картезианцев, находящийся на территории бывшего СССР. Орден картезианцев (картузианцев) был основан во Франции в 1084 году. Это был один из самых воинственных и аскетических орденов средневековой Европы. Картезианцы презирали роскошь, но уважали знания и науку, помогали бедным и больным, а также знали толк в оборонительных сооружениях. Их монастыри были превосходными крепостями.

В 1646 году сыну прославленного канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги Казимиру Льву написали письмо монахи-картезианцы, проживавшие возле Гданьска, в котором рассказали о своем ордене и попросили разрешения обосноваться в его владениях. Казимир Лев Сапега не уступал отцу в своем христианском рвении, он продолжил отцовское дело и стал основателем, строителем, попечителем многих католических монастырей. Ему понравилась идея основать Картезианский монастырь. Испросив позволения епископа Андрея Гемблицкого, он пригласил монахов в одно из своих владений в поселке Береза.

Для строительства монастыря был приглашен итальянский архитектор Жан Батиста Гислени, под руководством которого в 1648-1689 годах был сооружен монастырь, которому суждено было стать судьбоносным в истории государств.

Монастырь располагался внутри неприступных стен и включал братские жилые корпуса монахов, храм, библиотеку, трапезную, госпиталь, аптеку, хозяйственные постройки, а также сад и водоем. Это был настоящий укрепленный город, способный выдержать самую изнурительную осаду. После окончания строительства монастыря, город получил двойное название Береза-Картузская.

В 1706 году в монастыре картезианцев состоялась встреча двух монархов: русского царя Петра I и польского короля Августа II, которая имела судьбоносные последствия для хода Северной войны.

Монастырь много раз подвергался нападениям врагов, иногда враг был слишком силен, чтобы его могли сдержать монастырские стены. Каждый набег сопровождался разорением монастыря, но он снова отстраивался. Очень сильно пострадал монастырь от войны с Наполеоном в 1812 году. После третьего раздела Речи Посполитой, когда российские власти стали притеснять католиков, начался упадок монастыря, а в 1831 году он был закрыт. Часть зданий была передана военным, часть – разобрана и продана на строительный материал. В 1915 году оставшиеся здания монастыря и костел сгорели. До наших дней сохранились только руины некогда могущественного средневекового монастыря-крепости.

Монастырь картезианцев в Берёзе - памятник архитектуры XVII века, единственный в Великом княжестве Литовском монастырь ордена картезианцев, он считался самым крупным и богатым монастырем в княжестве. Является единственным монастырем картезианцев, находящимся на территории бывшего СССР.

Строительство монастыря в Березе связано с одним из самых известных родов Беларуси – Сапегами. Есть несколько легенд, почему монастырь (кляштор) был построен именно в Березе. По одной из них когда-то в этих местах была березовая роща, где было много чистых родников. Однажды слепой старец, пришедший в рощу с мальчиком поводырем, присел отдохнуть и уснул. Мальчик же заигрался в лесу и заблудился. Когда старик проснулся, он стал бродить по роще и услышал звуки родника. Напившись и умывшись чистой водой, старик стал снова видеть. В честь этого чуда старец поставил у родника березовый крест. О чудодейственном исцелении услышал Сапега, у которого был слепой сын. Отец привез мальчика к источнику и когда сын умылся, к нему вернулось зрение. В знак благодарности Сапега решил построить на этом месте монастырь. По другой легенде во время охоты Сапегов собаки с лаем погнались за зверем, вдруг внезапно наступила тишина. Когда хозяева догнали собак, те мирно лежали на поляне, а посреди поляны стоял крест, которого никогда на этом месте раньше не было. Сапега воспринял это как знак божий и решил заложить на этом месте монастырь.

Историческим же фактом является то, что в 1617 году город Береза становится собственностью Льва Сапеги, канцлера Великого княжества Литовского. После его смерти по завещанию Береза переходит сначала к его старшему сыну Яну Сапеге, затем к младшему сыну Казимиру Льву Сапеге. Казимир Лев был человеком образованным и так же как отец обладал выдающимися способностями и умом, занимал высокие посты в Великом Княжестве Литовском.


Казимир Лев Сапега

Казимир Лев Сапега был глубоко набожным человеком. За свою жизнь он основал немало костелов и монастырей. В 1646 году ему написали послание монахи-картезианцы из Картузов (около Гданьска), в котором рассказали о своем ордене и попросили разрешения обосноваться в его владениях. Сапеге понравилась идея основать Картезианский монастырь.

Картезианцы (лат. Ordo Cartusiensis, OCart) — монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 св. Бруно Кёльнским в Шартрезских горах близ Гренобля (Франция). Основа духовности картезианцев — полный уход от мира, суровая аскеза, созерцательная и уединенная жизнь, постоянная молитва. Картезианцы уделяли много внимания физическому и интеллектуальному труду. 7 картезианцев причислены к лику святых, 22 беатифицированы. Из правил ордена: «Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога».

После получения разрешения на строительство монастыря у епископа Андрея Гемблицкого, к Сапеге приехали 3 монаха, которые выбрали Березу как место для будущего монастыря. Береза привлекла их своей скрытностью и обособленностью, необходимыми для монашеской жизни. Строительство началось в 1648 году и продолжалось 40 лет. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батиста Джислени. Как только был заложен первый камень, Сапега подарил монахам 600 крестьян и большую территорию, и таким образом весь город стал принадлежать монастырю, поэтому и получил свое название Береза-Картузская , которое сохранялось до 1940 года .

Монастырь-крепость был построен в форме пятиугольника и занимал территорию более 6,5 га. В состав комплекса входили костел (построен намного раньше, в 1666 году), жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. В центре монастырского дворца располагалась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Весь комплекс был окружен толстыми стенами, попасть внутрь можно было через массивную браму (въездные ворота) с бойницами. В отчете по строительству монастыря, случайно найденного в куполе храма, фигурирует сумма в 300 тысяч червонцев (что было равно 1 тонне золота), потраченная на возведение монастыря.


Покровитель монахов Казимир Лев Сапега не дожил до окончания строительства, он скончался в 1656 году и был похоронен в Березе, в монастыре картезианцев, там же нашли успокоение еще восемь поколений знаменитого рода.

Земельная собственность монастыря постоянно увеличивалась за счет новых пожалований, завещаний феодалов, получения земель за отданные монастырем в рост деньги, даров богатых людей за предоставление места на захоронения в склепе костела.

Монастырь стал крупным феодальным поместьем, основанным на крепостном труде около 2,5 тысяч крестьян.

Березовский монастырь картезианцев был и кредитором-ростовщиком. За денежными ссудами в монастырь обращались феодалы, городские магистраты, нуждающиеся в наличных деньгах мещане, обедневшие жители городских окраин.

В 19 веке монастырь стал одним из самых крупным собственников Беларуси. Во владении Березовского монастыря входили:

— 2 кирпичных завода с производственной мощностью 12 и 10 тыс. штук кирпича;
— 2 лесопилки;
— мастерские по производству черепицы и извести;
— кожевенный завод;
— 5 мельниц;
— броварни (винокуренные заводы).

В самом монастыре проживало 14-16 монахов. Монахи-картезианцы были затворниками и аскетами, поэтому и планировка монастыря была необычной. Сам комплекс делился на две части: центральную и внешнюю. В центральной части жили монахи-отшельники, а внешняя была предназначена для монахов, которые не порвали все связи с миром. Правила ордена картезианцев предусматривали аскетизм, доведенный до крайней степени. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. На молитвы отшельники шли по специальным подземным переходам, которые сохранились до сегодняшних дней. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, только в эти дни им разрешалось говорить. Все остальное время они не должны были общаться ни с кем. Пищу им подавали через зигзагообразный канал, который был сделан так, чтобы отшельники не видели даже рук того, кто приносил еду.

Монастырь гордился своей библиотекой, там насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг.

На фотографиях ниже — макет монастыря, выполнен студентами Брестского государственного технического университета.


Монастырь не раз подвергался нападению и разрушению во время войн: русско-польской 1654-1667, русско-шведской 1656-1658, Северной 1700-1721 годов, войны 1812 года. По преданиям, во время Северной войны в 1706 году в монастыре картезианцев встречались русский царь Петр І и король Речи Посполитой Август ІІ Сильный, чтобы обсудить планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII.

Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Берёзой прошли бои между шведами и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня.

После 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году Береза вошла в состав Российской империи. В 1831 году монахи приняли активное участие в восстании против царской России. Под предлогом участия монахов в восстании царское правительство 28 августа 1831 года закрыло монастырь, а здания были переданы в распоряжение военных властей. В 1866 году в Берёзу прибыл на постоянное расквартирование 151 Пятигорский пехотный полк. Чтобы выстроить для солдат казармы, приказано было разобрать костёл на территории картезианского монастыря. В своё время костёл был сооружён из хорошего красного кирпича, и казармы получили название «красных». Казармы сохранились до наших дней и их так и называют: .

В 1915 году здания монастыря горели во время пожара.

Во второй половине 1930-х лет в кляштор приехали монахи-паллотины, которые восстановили Дом Сапегов, некоторые хозяйственные здания, построили капличку (на фото справа от Дома Сапегов). Снимок сделан с колокольни разрушенного костела.

В 60-е годы вся территория кляштора принадлежала воинской части.

От былого величия монастыря сегодня остались руины, которые постепенно приходят в упадок. До наших дней сохранились лишь фрагменты комплекса: уцелели брама, башня-звонница, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен. Но даже те руины, что мы можем видеть сегодня, поражают своей величественностью и позволяют представить впечатляющие масштабы и мощь монастыря. Комплекс отчаянно нуждается в реконструкции, он мог бы стать туристической жемчужиной не только Березы, но и всей Беларуси.



В городе Береза Брестской области есть руины удивительного комплекса зданий - картезианского монастыря (1648 год). С первого класса школы я интересовался руинами этого монастыря, лазил по его подвалам изучил все руины. Сейчас многие подвалы и подземные ходы завалены, но до сих пор я помню это удивительное чувство тайны и загадки, скрытое в этих стенах. Поэтому хочется, чтобы и вы коснулись этого чуда. И рассказ свой я начну с самого католического ордена картезианцев. Это самый древний христианский орден, а в Березе находится единственный в ВКЛ монастырь - Березовский. Затем я расскажу как выглядел монастырь раньше и какая его судьба сегодня. Ну, и что его ждет в будущем))




Для того, чтобы понять архитектуру монастыря, нужно познакомится с его законами, потому что они воплощены в камне. Картезианский орден – самый загадочный, аскетичный и мистический монашеский орден. Его основатель Святой Бруно родился в Кельне около 1030 года. Еще юношей он оставил отечество и отбыл во Францию для обучения в одном из центров тогдашней европейской науки — прославленной Реймсской школе.

Герб картезианцев

Примерно в возрасте двадцати пяти лет Бруно получил докторскую степень, был рукоположен в священники, стал каноником Кафедрального Собора, а через год — ректором университета. Он начал реформу, основные пункты которой были направлены на искоренение пороков, угнездившихся к тому времени в монастырях, а именно — утверждение сурового монашеского Правила, в основу которого ложились аскеза и послушание, запрет симонии, введение обязательного целибата для священников, провозглашение независимости монастырей в частности и всей Церкви в целом от каких бы то ни было светских властителей. Девиз ордена — «Крест стоит, пока вращается мир» (Stat crux dum volvitur orbis).

В 2005 году вышел фильм Into Great Silence

Великое безмолвие" - документальный фильм о монахах картузианцах. Обитель Гранд-Шартрёз, французские Альпы, повествующий о жизни картезианцев, который вызвал массовый интерес к ним. Трехчасовая документальная картина о монашеском ордене, члены которого хранят обет молчания. Действие фильма происходит в картезианском монастыре Гранд Шартрез, затерянном во французских Альпах. На всем протяжении этой ленты зрители почти не слышат человеческой речи; тишину прерывает только звон колоколов. Фильм отображает каждодневную жизнь монахов, живущих в полумраке: кельи монастыря освещаются лишь свечами. Спят они на лавках, застеленных соломой, а свои жилища обогревают лишь небольшими жестяными печками. Покрытые снегом альпийские горы служат величественным фоном их духовным поискам. По ночам монахи собираются в каменной часовне, где царит пронизывающий холод, садятся на пол и поют грегорианские песнопения.

Тишина. Повторение. Ритм. Фильм представляет собой аскетическое, почти безмолвное размышление о монашеской жизни. Никакой музыки кроме песнопений в монастыре, никаких интервью, никаких комментариев, никаких дополнительных материалов. Смена дня и ночи, времён года и вечно повторяющийся распорядок, молитва.

Устав и распорядок дня ордена.

Исторически картезианцы уделяют много внимания физическому и интеллектуальному труду, содержат при монастырях великолепные библиотеки.

Картезианцы ведут полуотшельническую и строго созерцательную жизнь. В их уставе, написанном в 1127 Домом Гигесом, закрепляются правила, установленные св. Бруно. Вдохновленные опытом отцов-пустынножителей, картезианцы, осуществив некий синтез отшельнической и общежительной жизни, соединили преимущества обоих этих путей, смягчив суровость абсолютного уединения общинным укладом. Однако их жизнь остается по преимуществу уединенной.

Каждая келья состоит из амбулатория (крытой галереи), отдельного садика, мастерской, туалета и кубикула, или жилой комнаты, где монах спит, ест, занимается и молится. Оставаясь изолированными друг от друга, все кельи имеют выход в общую галерею, соединяющуюся с церковью. Богослужения занимают у картезианца большую часть дня и ночи. Картезианцы не едят мяса даже в случае болезни, а раз в неделю постятся, питаясь хлебом и водой. На протяжении большей части года они едят только раз в день, получая пищу через особое оконце амбулатория. Картезианцы строжайшим образом соблюдают безмолвие, однако во время еженедельного «спатимента», энергичной трех- или четырехчасовой прогулки, братья свободно беседуют друг с другом. Монахи никогда не покидают окрестностей своего монастыря и не участвуют ни в каком деятельном служении. На протяжении почти девятивековой истории ордена их образ жизни практически не претерпел изменений.


Братья-миряне, посвятившие себя служению братьям-затворникам, разделяют тот же идеал единения с Богом. Заботясь об удовлетворении материальных нужд монастыря, они делают возможной уединенную жизнь отцов, которые не могут покидать свои кельи для работы. Тем не менее братья-миряне обычно работают в одиночестве и тоже ведут преимущественно уединенную жизнь.

Настоящий человеческий череп монах картезианец постоянно держал в руках мистическим образом общаясь с душой умершего учителя.


Раздача еды через окошко

Основу картезианской духовности составляют полный уход от мира, созерцательная жизнь в великом, почти вечном безмолвии, уединение, суровый аскетизм и постоянное молитвенное служение.

Братья-священники получают еду дважды в день через маленькое оконце, а во время поста (с 14 сентября до Пасхи) — единожды в день. В случае необходимости в каком-либо предмете монах оставляет в оконце записочку и в случае удовлетворения его просьбы на следующий день забирает предмет через это оконце. По древней традиции картезианцы не едят мяса, а во время поста — молочных продуктов. Братья-монахи посвящают больше времени физической работе, потому их питание несколько лучше, а количество обязательных богослужений — меньше. Тем не менее, их распорядок составлен так, чтоб и они могли жить уединенно. Кроме того, иногда в картезиях есть донаты — люди, которые не приносят обетов, но живут как монахи, аналог средневековых конверзов. Обычно им поручают работу, которая может нарушить одиночество братьев.

Келья

Келья — это двухэтажный домик с прилегающим небольшим садиком. Обустройство садика оставляется на волю монаха. Кто-то устраивает здесь огород, кто-то — настоящий сад с цветами и деревьями, кто-то предпочитает видеть за окном дикий кустарник и заросли высокой травы.

На первом этаже находятся дровяной склад и мастерская с необходимым оборудованием и инструментами, ибо монахи-священники тоже занимаются физическим трудом, вид которого, при этом, выбирают они сами. На втором этаже находится передняя под названием «Аve Maria», маленькая ванная с туалетом и спальная комната (кубикулум), в которой монах проводит почти все свое время: здесь он молится, выполняет духовные упражнения, занимается, ест и спит.

Питание и пост

Монах получает еду через маленькое отверстие в стене рядом с входной дверью Кельи. Если монаху требуется какая-либо книга или что-нибудь еще, он оставляет записку на полочке под этим окошком и через какое-то время здесь же находит требуемое. С братом, разносящим пищу и запрашиваемые вещи, монах не общается. Пищу разносят дважды в день. По отшельнической традиции монахи отказываются от мяса, но блюда из рыбы дозволены. В картезианский пост — с 14 сентября до Пасхи — вечерняя трапеза заменяется хлебом и напитком. По пятницам картезианцы постятся и питаются только хлебом и водой. Во время Адвента и Великого поста из рациона исключаются молоко и молочные продукты.

Принципы картезианского ордена.

Цель

Картезианский орден был учрежден ради прославления Бога, искания Его и воссоединения с Ним. Такова общая цель жизни всех Христиан. Особенность Ордена в том, что у его членов нет других целей. Весь их жизненный уклад подчинен этой одной единственной цели, дабы они могли «усердно искать, скоро найти и обрести Господа Бога», придя таким образом «к совершенной любви» (Правила). Поэтому картезианец отрекается от всего, что не ведет его к этой единственной, главной цели.

Уединение

«Наше общество, в сущности, учреждено ради созерцательной жизни, поэтому должно добросовестно соблюдать изоляцию от внешнего мира. Мы освобождены от обычных священнических обязанностей — даже если бы требовалось апостольское служение — для того, чтобы совершать нашу собственную миссию в мистическом теле Христовом» (Правила).

Молитва

Картезианцы не пользуются какими-то специфическими молитвенными практиками, памятуя о том, что единственным путем к Отцу является Его Сын. Созерцательная жизнь не интересуется деятельностью самого человека, она обращена к тому, какое действие производит в этом человеке Господь Бог. Миссия картезианцев — очищение помыслов от всего, что не Бог, «отворение дверей и окон души Богу» (Правила), полное поручение себя Его любви, какие бы формы она не обретала.

Духовная свобода — неотъемлемый принцип нашего сообщества. Правила Картезианского Ордена определяют лишь несколько молитв или духовных упражнений помимо святой Литургии. Сверх этого каждый монах-картезианец волен по наставлению Святого Духа и с помощью Приора или Духовника избрать необходимые для себя средства достижения единственной цели всех членов Ордена.

Послушание

Самой большой преградой на пути в поисках Бога, безусловно, является собственная воля человека, его «я». Посредством послушания картезианцы пытаются принести свое «я» в жертву, избавиться от него. Полное самоотречение дает возможность со смирением и кротостью малого ребенка открыться действию Святого Духа, при этом оберегая душу монаха от суетного беспокойства о самом себе.

Вера

Жизнь картезианца проходит во мраке уединения при нетленном сиянии веры. Отказавшись от всего, что не связано с верой, картезианец способен совершенным образом постичь ее глубину и свет, наполняющие его сердце.

Радость

«Сколько пользы и Божественного ликования доставляют уединение и покой пустыни стремящимся к ним, — знают лишь испытавшие это на собственном опыте. Мужи сильные могут здесь исследовать себя, оставаясь в себе; настойчиво искать добродетели и пользоваться плодами благодати Небесной. Здесь взгляд становится настолько острым, что может разглядеть Жениха; взгляд, ясно и скоро обращающийся к Богу. Здесь пребывают в деятельном покое и отдыхают в покойной деятельности. Здесь Бог после тяжкой битвы награждает сильных своих заветной наградой: покоем, которого не знает мир, и радостью в Духе Святом» (Святой Бруно, основатель картезианского ордена).

Скрытое апостольство

Вместе с этим, картезианцы исполняют миссию, врученную им Церковью: подобно кровеносным венам, Орден распространяет жизненную силу по всему мистическому телу Христову. «Удаленные от всех, но в связи со всеми пребывающие, мы стоим от имени всех пред Богом Живым» (Правила).

Описание

Разрушенное могущество

Руины картезианского монастыря в Березе впечатляют до сих пор: сразу видно, что это место знало времена подъема, которые потом сменились полным разрушением и запустением. Увы, но такова судьба многих архитектурных памятников Беларуси. А ведь когда-то монастырь картезианцев был одним из самых богатых и влиятельных в Речи Посполитой.

Строительство монастыря в Березе связано с одним из самых известных родов Беларуси - Сапегами. Именно на их землях монахи-картезианцы построили свое прибежище. Произошло это с согласия Казимира Льва Сапеги, сына знаменитого Льва Сапеги. Казимир был очень набожным, вот и подарил часть своих земель монастырю. Вернее, предложил монахам самим выбрать понравившиеся земли. Те решили строить монастырь рядом с местечком Березой. Там, где, по преданию, когда-то явился деревянный крест с изображением распятого Христа. В 1648 году произошла закладка первого камня в фундамент будущего памятника архитектуры. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батисто Джислени.

Монастырь строили около сорока лет, закончилось строительство в 1689 году. Правда, главный костел монастыря был готов гораздо раньше: он был освящен уже в 1666 году. В состав комплекса входили еще жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. Вокруг монастыря раскинулся большой сад с озером. В центре монастырского дворца расположилась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Весь комплекс был окружен толстыми стенами, попасть внутрь можно было через массивную браму с бойницами. Этот монастырь считался одним из лучших в Рейнской провинции ордена картезианцев, куда входили земли Речи Посполитой.

Покровитель монахов Казимир Лев Сапега не дождался конца строительства, он умер гораздо раньше. Его прах упокоился в монастырском костеле, там же нашли успокоение еще восемь поколений знаменитого рода.

Подробности легендарного строительства хорошо известны, ведь в куполе костела был найден подробный отчет. Фигурирует там и сумма, потраченная на возведение монастыря - 300 тысяч червонцев.

Монахи-картезианцы были затворниками и аскетами, поэтому и планировка монастыря была необычной. Много внимания уделялось обороноспособности комплекса, он был обнесен шестиугольным валом, крепостной каменной стеной. Кроме того по периметру были расположены пять башен, в одной из них была создана каплица Святого Бруно, который был основателем ордена. Сам комплекс делился на две части: центральную и внешнюю. В центральной части жили монахи-отшельники, а внешняя была предназначена для монахов, которые не порвали все связи с миром.



Правила ордена картезианцев предусматривали аскетизм, доведенный до крайней степени. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, только в эти дни им разрешалось говорить. Все остальное время они не должны были общаться ни с кем. Пищу им подавали через зигзагообразный канал, который был сделан так, чтобы отшельники не видели даже рук того, кто приносил еду.

Монастырь гордился своей библиотекой, там насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг.

Орден картезианцев принимал живое участие в политических делах, поэтому монастырь в Березе видел много важных событий и влиятельных людей. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) здесь встречались русский царь Петр I и король Речи Посполитой Август II Сильный. На территории монастыря они обсуждали планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII. Правда, этот факт можно отнести скорее к легендам, потому что он документально не подтвержден. Точно известно, что в апреле 1708 года близ Березы шли ожесточенные бои, а сам Карл XII пробыл в монастыре два дня. Шведские войска не тронули пристанище картезианцев, потому что те дали им богатый выкуп.

Могущество ордена картезианцев на этих землях было недолгим. После раздела Речи Посполитой все картезианские монастыри были закрыты, обитель в Березе была последней. Но и ее закрыли после восстания 1830-1831 годов. Собственность монахов передали кадетскому корпусу в Полоцке. В жилых корпусах монастыря разместили казармы, костел отдали приходу, а монахов отправили по другим монастырям.

После восстания 1863-64 годов здания величественного комплекса стали разбирать на кирпичи, из которых строили новые казармы. Позже эти казармы получили название «красные», потому что в 30-е годы XX века польские власти использовали их для создания концентрационного лагеря, в котором находились политзаключенные Западной Беларуси.

В 1915 году оставшиеся здания монастыря сгорели во время пожара. От былого величия остались только руины, которые постепенно разрушались. В наше время можно увидеть лишь браму, башню-звонницу, корпус госпиталя и часть стены одной из угловой башен. Но даже эти руины позволяют составить правильное впечатление о впечатляющей мощи монастыря. Комплекс отчаянно нуждается в реконструкции, ведь он мог бы стать одной из главных туристических фишек Брестчины.