Вместо эпилога

"У англичан в запасе всегда было много своих флагов, - вспоминал один очевидец,

- а у русских в нужную минуту обыкновенно ничего не оказывалось, кроме храбрости.

Поэтому Станкевич прибил к флагштоку погон унтер-офицера своей роты!"

В начале 80-х годов по русскому проекту на ряде зарубежных верфей были заложены четыре мореходные канонерки, вооруженные крупнокалиберными орудиями. Мореходные канонерские лодки с тяжелой артиллерией "Кореец" и "Манджур", спущенны на воду в 1886 году в Стокгольме и Копенгагене. Их вооружение состояло из двух 203-мм и одного 152-мм орудия. Эти корабли прежде всего предназначались для проникновения в китайские реки и борьбы с кораблями береговой обороны. Одновременно с ними по тому же проекту на русских черноморских верфях строилось шесть однотипных мореходных канонерских лодок - "Донец", "Запорожец", "Кубанец", "Терец", "Уралец" и "Черноморец".
«Кореец» нёс службу на Дальнем Востоке, куда он перешёл с Балтики. В 1895-1900 годах нес стационерную службу в японских, корейских и китайских портах[ В 1900 году, в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 16 мая «Кореец» покинул Порт-Артур вместе с отрядом адмирала Веселаго, а 18 мая уже принял участие в боевых действиях. 4 июня «Кореец» вместе с союзными канонерскими лодками обстреливал форты Таку, при этом получил 6 попаданий снарядов и потери - 9 убитых и 20 раненых. За доблесть в этом бою «Кореец» был награжден Георгиевским серебряным рожком. В честь убитого в бою офицера канонерской лодки - лейтенанта Е.Н.Буракова, был назван захваченный у Таку китайский миноносец.
В начале 1904 года обстановка на Желтом море с каждым днем становилась все тревожнее. Ощущение приближавшейся войны уже овладело многими русскими моряками, несшими свою службу в дальневосточных водах. И лишь в далеком Петербурге под шпилем адмиралтейства продолжала витать уверенность, будто Япония не осмелится напасть на великую империю...

5 января 1904 года (все даты - по старому стилю) канонерская лодка "Кореец" прибыла в качестве стационера (то есть для постоянного нахождения) в порт Чемульпо, сменив канонерку "Гиляк" ушедшую в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова. На рейде пришедший корабль встретил крейсер "Варяг", будущий "товарищ по оружию" старой канонерки.

"Кореец" к тому времени уже считался ветераном Сибирской флотилии.
24 января японский посланник в Петербурге известил русское правительство о разрыве дипломатических отношений. Об этом в тот же день стало известно командиру "Варяга" В. Ф. Рудневу от командиров иност-ранных стационаров. Но посланник Павлов, которому Руднев немедленно передал эту новость, не поверил сведениям, полученным от частных лиц. Он все еще надеялся на спасительные директивы из Порт-Артура. Чтобы попытаться лично убедить Павлова в опасности и бесцельности стоянки русских кораблей в чужом порту при всех признаках надвигающейся войны, В. Ф. Руднев выехал в Сеул. Однако предложение о немедленном уходе обоих кораблей Павлов отклонил, направив в Порт-Артур лишь одного "Корейца".

"Кореец", приняв почту с французского, английского и итальянского крейсеров, снялся с якоря 26 января в 15 часов 40 минут; но уже через 15 минут с канонерской лодки увидели идущую встречным курсом в двух кильватерных колоннах японскую эскадру контр-адмирала Уриу. Подробнее >>

В Канонерская лодка “Кореец”

Слава оказалась настолько громкой, что для канонерской лодки “Кореец” ее осталось не так уж и много, хотя именно этот скромный корабль оказался в самом центре событий, разыгравшихся на рейде корейского порта Чемупьпо 8 февраля 1904 года.


К началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром — 46-летним капитаном 2-го ранга Г.П. Беляевым. Опытный военный моряк, Г.П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра.
На “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции — трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты, и он вместе с “Варягом” вышел в свой последний бой. В присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше. Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры.

Из отчёта командира “Корейца” Г.П. Беляева: "Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8 дм погонного орудия, направляя его по «Asama» и «Takashiho». Стрелял фугасными бомбами. Когда первый наш снаряд дал большой недолет, прицелы поставил на предельную дистанцию, но все-таки получались недолеты; в виду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8 дм и кормового 6 дм орудий. Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Asama»,- команда приветствовала громким «ура» эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере.

Снаряды неприятеля, кроме трех недолетов, давали по мне перелеты. Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряженными, по-видимому лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии. Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход - и прикрывал его, сначала огнем левого 8 дм. и кормового 6 дм. орудий, а потом только кормовым огнем. Из 9 фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолетов, стрельбу из этих орудий прекратил." Море вокруг “Корейца” кипело от разрывов, но ни один вражеский снаряд так и не попал в корабль...

"По дальнейшим известиям, крейсер «Asama» сильно поврежден: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введен в док в Японии. Крейсер же «Takashiho», после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море.

Как в бою, так и в эти трудные дни, весь личный состав, вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой. Все исполнили свой долг. В бою сделано из 8 дм. орудия-22 выстрела, из 6 дм.-27 и из 9 фунтовой пушки-3 выстрела. Убитых и раненых не было."

Понимая,что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена. На "Корейце" стали готовиться к взрыву. Вскоре от бортов русских кораблей стали отваливать шлюпки, перевозя на борт французского крейсера «Паскаль» раненых, а затем и остальных членов команд. С "Корейца" последним сошел его командир Г. П. Беляев.
Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв — сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей...

На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В.Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов... . О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием.
Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г
В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

«Кореец» — русская мореходная канонерская лодка с тяжелой артиллерией, предназначенная для защиты прибрежных вод. Головной корабль крупной серии русских мореходных канонерок. Заложен по русскому проекту в 1886 году в Стокгольме, спущен на воду 7 августа 1886-го, вступил в строй в 1888 году.

Водоизмещение 1334 т,
мощность горизонтальной паровой машины двойного расширения 1564 л. с.,
скорость хода 13,5 узла.
Длина наибольшая 66,3 м,
ширина 10,7,
среднее углубление 3,5 м.
Бронирование: палуба 12,7 мм.
Вооружение: 2 — 203-мм орудия, 1— 152-мм орудие, 4— 9-фунтовых, 2— 47-мм,
4— 37-мм и 1 десантная пушки.

Канонерская лодка "Кореец"

  • Годы эксплуатации: 1885г - 1904г.
  • Заложена на Стокгольмской ферфи, в Швеции декабрь 1885 год.
  • Спуск на воду произведен в август 1886 год.
  • Введена в строй в 1887 году.

Канонерская лодка Кореец

"Подвиг крейсера Варяг" стал символом несгибаемости русского военного флота. Менее известный участник героического подвига, канонерская лодка "Кореец" совместно с дала бой японской эскадре, пусть короткий и безнадежный. Она была таким же полноправным участником боя. И заслужила таких же почестей как и Варяг. Именно на канонерской лодке, а не на крейсере были самые мощные орудия 208 мм или восьмидюймовки. Варяг имел на борту орудия максимальным колибром 152 мм.
27 января 1904 года, после боя с японской эскадрой в Чемульпо, в отличии от затопленного " " была взорвана экипажем.
На следующий год, была поднята японцами и сдана на металлом.

февраль 1904 года, Чемульпо, взорванная канонерская лодка Кореец

  • Водоизмещение "Корейца" -1224 т. Длинна 66.7, ширина 12.2, высота 3.8 метра.
  • Вооружение: 2 восьмидюймовых орудия - 203мм, 1 орудие - 152 мм, 4 орудия- 107 мм, 2 - 47 мм, 4 - 37 мм, 1 НТА (торпедный аппарат) 381 мм
  • Бронирование лодки - броневая палуба 10 мм
  • Механизмы 2 горизонтальные машины двойного расширения 1724 л.с., 6 огнетрубных котлов, 2 винта.
  • Максимальная скорость - 13,5 узла.
  • Дальность плавания 2850 миль.
  • Экипаж канонерской лодки "Кореец" : 12 офицеров и 162 матроса.

Все матросы - участники боя, получили в награду ЗОВО (Знак отличия Военного ордена). Именно такая аббревиатура встречается в литературе, по простому же "Георгиевским крестом" . Награжденному «Георгием» выплачивалось пожизненное денежное вознаграждение, составлявшее за год 2 рубля 70 копеек (!).
После октябрьской революции 17 года денежные выплаты были прекращены.

Через 50 лет Советское правительство вспомнило о героях. В 1954 году 45 ветеранов, участников морского сражения в Чемульпо, указом правительства награждаются медалью «За отвагу».

Все офицеры обоих морских судов были награждены орденом святого Георгия IV степени. Так же все участники сражения - были награждены специальной медалью за бой крейсера "Варяг" и "Корейца".

Учрежденная медаль за бой крейсера Варяг и канонерской лодки Кореец

Ниже собран пофамильный состав канонерской лодки "Кореец" , с интересными фактами из жизни участников сражения. К примеру один из матросов, после награждения, спустя немного времени потерял наградную медаль.

Если кому-то что либо известно о судьбе участников сражения просьба отписать в комменты.

  1. Адрианов Николай горнист
  2. Адрианов Петр комендор
  3. Акросимов Александр подшкипер
  4. Акрутский Федосий комендор
  5. Анисимов Инокентий матрос
  6. Арискин Василий квартирмейстер
  7. Артеньшин Поликарп квартирмейстер
  8. Базайкин Семен машинист
  9. Балаев Арсений комендор
  10. Барабанщиков Василий матрос
  11. Башмаков Михаил комендор
  12. Белоусов Алексей марсовый
  13. Белых Дмитрий комендор
  14. Беляев Григорий Павлович капитан 2 ранга, командир канонерской лодки «Кореец», награжден за сражение орденом Св. Георгия 4 степени. В 1905 году, командир броненосца «Синоп», член состава суда над бунтарями матросами.
  15. Беляев Федор матрос
  16. Берсеньев Василий парусник
  17. Бершатский Илларион матрос
  18. Беседин Константин кок
  19. Близнюк Владимир матрос
  20. Близнюк Павел матрос
  21. Бирилев Павел Андреевич, год рождения 1881, мичман. Был одним из организаторов взрыва канонерской лодки «Кореец» 9.02. 1904 г.; награжден за бой орденами Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом и Св. Георгия 4 ст.
  22. Богданов Василий минер
  23. Богомолов Яков матрос
  24. Боженов Семен кочегар
  25. Бойсман Владимир Васильевич мичман, Св. Анны с надписью «за храбрость». Сын В.А. Бойсмана (командир «Пересвета») перешел в армию. Умер в эмиграции в г. Териоки (Финляндия) в чине генерал-майора.
  26. Большешапов Степан матрос
  27. Борделюк Мефодий кочегар
  28. Бордуховский Иван рулевой
  29. Борейко Александр матрос
  30. Боринов Александр машинист
  31. Борисов Василий Борисович матрос, родился в селе Юрьево Старорусского района Новгородской области, награждён 4 ст., георгиевской медалью, также были вручены именные часы с надписью «Герою Чемульпо». В школьном музее хранились его медаль участника русской – японской войны, на одной стороне медали: «1904 -1905 гг», на другой - «Да вознесёт нас господь в своё время».
  32. Босков Тихон хозяин отсеков
  33. Бутлеров Александр Михайлович мичман, вахтенный начальник, участвовал в проведении взрыва лодки, орден Св. Анны с надписью «за храбрость»; 30 сентября 1913 г. убит на дуэли с лейтенантом Дурново в Севастополе.
  34. Бочаров Леонтий матрос
  35. Буравлев Петр матрос
  36. Бурков Серафим матрос
  37. Ваганов Николай артиллерийский квартирмейстер 1 статьи, был назначен из числа добровольцев произвести взрыв лодки «Кореец».
  38. Вандокуров Захар сигнальный квартирмейстер.
  39. Васильев Алексей матрос.
  40. Ведерников Александр водолаз
  41. Великанов Степан машинист
  42. Вертоховский Станислав машинный квартирмейстер. Принимал участие в военных действиях 1901 г. под Таку и за это имел Знак отличия Военного ордена 4 ст., 3 ст. получил за Чемульпо.
  43. Волконе (Вологоня) Адам матрос, лишен наград и осужден на 1 год и 6 месяцев за промотание казенных денег и покушение на грабеж с применением насилия.
  44. Волошин (Волошен) Мирон Порфилович квартирмейстер, 1954 г. медаль "За отвагу"
  45. Воронин Прокопий маляр
  46. Вороновский Иван плотник
  47. Вторых Захар минер
  48. Вычугжанин Михаил комендор
  49. Глазунов Павел Дмитриевич писарь, был в числе добровольцев произвести взрыв КЛ «Кореец», было отказано.
  50. Голышев Егор матрос
  51. Гончаров Порфирий водолаз
  52. Грибов Дмитрий матрос
  53. Грышин Михаил матрос
  54. Гринь Даниил матрос
  55. Гуров Тимофей рулевой
  56. Диких Платон ст. командор. Еще до сражения в Чемульпо, принял участие в боевых действиях 1901 года. под Таку, за что и награжден Знак отличия Военного ордена 4 ст., под Чемульпо удостоин ЗОВО 3 ст.
  57. Долганов Михаил квартирмейстер
  58. Дорофеев Иван матрос
  59. Дриждь Анисим матрос
  60. Дробенко Анисим матрос.
  61. Дроних Яков машинист
  62. Дьячков Иван матрос 1 ст., был назначен из добровольцев взорвать «Кореец», приказано сесть в вельбот.
  63. Дурнов Сергей Николаевич мичман
  64. Емельянов Парфирий минный квартирмейстер, участник подготовки лодки к взрыву.
  65. Еременко Корней матрос
  66. Ермолаев Терентий марсовый
  67. Ефимов Павел матрос
  68. Железнов Павел Васильевич
  69. Жернаков Григорий уроженец Черемховского района, Иркутской обл.
  70. Афанасий Жуков водолаз.
  71. Заводовский Егор квартирмейстер
  72. Засухин Анатолий Николаевич р.1861 г. капитан 2 ранга; ст. офицер Сибирского флотского экипажа: орден Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом и Св. Георгий 4 ст.
  73. Захаров Андрей квартирмейстер
  74. Зинович Роман кочегар
  75. Зырянов Денис Кириллович кочегар; 1954 г. медаль "За отвагу" .
  76. Заяц Матвей матрос
  77. Золотухин Иван комендор
  78. Иванов Феоктист марсовый
  79. Каданников Петр санитар
  80. Казачишин Антон матрос
  81. Катунин Алексей матрос
  82. Кнюков Дмитрий марсовый
  83. Козлов Илья квартирмейстер
  84. Колесников Иван машинист
  85. Комашев Устим матрос
  86. Комошев Яков матрос
  87. Константинов Алексей хозяин отсеков
  88. Копылов Иосиф кочегар
  89. Котков Алексей батальер
  90. Кощеев Иван кочегар
  91. Кругленко Павел санитар
  92. Криштофенко Аким (кок), отказавшийся перед боем съехать на берег, Аким был вольнонаемным. Просил командиров выдать ему винтовку; во время сражения находился у кормовой подачи.
  93. Кузнецов Константин сигнальщик
  94. Кулагин Никита ложечник
  95. Кулагин Терентий минер
  96. Кулиничев Порфирий матрос
  97. Куцубинский Ефим матрос
  98. Левицкий Александр Иванов лейтенант, родился в 1886 году. Минный офицер выбран из добровольцев для проведения взрыва, орден Св. Станислава 2 ст. с мечами и Св. Георгий 4 ст.
  99. Лохтин (Локтев)Иван Капитонович рулевой, 1954 г. медаль "За отвагу".
  100. Лыщетный Кузьма матрос
  101. Лукин Степан кочегар
  102. Мазунов Павел писарь
  103. Макаров Терентий матрос
  104. Максимов Николай машинист
  105. Малинников Петр машинист
  106. Мариничев Николай матрос
  107. Меньшиков Даниил боцманмат.
  108. Меркушев Валерий Аполлонович р.1876 г. младший врач, лекарь Сибирского флотского экипажа, награжден за бой орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами (16 апреля 1904 год). Св.Георгий 4 ст.
  109. Михайлов Прокофий Кузьмич, 1954 г. медаль "За отвагу" .
  110. Мойдаос Петр машинист
  111. Мокрушин Федор машинист
  112. Морозов Герасим кочегар
  113. Назаренко Григорий матрос
  114. Никифоров матрос 2 ст.
  115. Никольский Василий фельдшер
  116. Огородников Николай матрос.
  117. Осташев Кузьма кок
  118. Охлопков Алексей сигнальщик, похоронен 50 километров от Иркутска, село Биликтуй (в селе Беликтуй есть музей «Корейца»), в 1954 году награжден медалью «За отвагу».
  119. Плесовский Григорий марсовый
  120. Пахоруков Тимофей матрос
  121. Подеругин Егор кочегар
  122. Подымахин Михаил машинист
  123. Покидаев Василий матрос
  124. Потемкин Василий матрос
  125. Прахов Иван Александрович, 1954 г. медаль "За отвагу".
  126. Пушкар Алексей матрос
  127. Рерлев Василий матрос
  128. Родин Кузьма кочегар
  129. Ромашкин Вальпургий Порфирье (кличка Валик) матрос. На время сражения 18 лет. Получил контузию головы. После высадки (район Гиблартара) с эвакуирующего «Паскаля», в ожидании запаздывающего на неделю парохода «Малайя» (он должен был забрать раненных). Отпросился у командира в отпуск «по ранению» в Севилью. В увольнении влюбляется в Карменситу - будущую жену (венчание состоялось в апреле).
  130. Рудаков Федор квартирмейстер
  131. Рудых Дмитрий кочегар
  132. Румянцев Федор квартирмейстер
  133. Рунцев (Рунуев) Андрей машинист 2 ст. В 1904 году ему исполнился 21 год, смельчак и балагур, во время боя получил ранение в ногу. На крейсер «Тальбот» доставлен в Англию. После возвращения и получения наград, переехал с семьей в Баку. В качестве машиниста ходил по Каспию. За недоказанное соучастие в убийстве офицера был приговорен к расстрелу. Учтя награждение "Георгием", расстрел заменили ссылкой. Был машинистом поезда, в 52 году трагически погиб.
  134. Рышков Иван матрос
  135. Сандерман Элиас кочегар
  136. Сафонов Алексей машинист
  137. Садовников Александр матрос.
  138. Сергеев Гаврила матрос
  139. Симбирцев Сергей (Прокофий) похоронен в селе Биликтуй. квартирмейстер; 1954 г. медаль "За отвагу".
  140. Синицын Иннокентий кочегар
  141. Скибин Феоктист хозяин отсеков
  142. Соколов Дмитрий матрос
  143. Солотков Михаил кочегар
  144. Сопленко Митрофан сигнальщик
  145. Софронов Егор рулевой квартирмейстер.
  146. Софронов Яков боцман, участник подготовки к взрыву «Корееца».
  147. Спиряков Лаврентий Евдокимович минер
  148. Субботин Михаил (Максим) машинист
  149. Степанов Павел Гаврилович, родился в 1863 г. артиллерийский офицер, лейтенант, награжден орденом Св. Станислава 2-ая степень. с мечами и Св. Георгий 4 степени.
  150. Сырельщиков Илья содержатель
  151. Тимохин Василий кочегар
  152. Тирский Дмитрий машинист
  153. Тихонов Яков командор
  154. Торопин Андрей кочегар 2 ст. Был раскулачен, владел хозяйством и 2-этажным бревенчатым домом. Умер в 1946 году, получив повторную похоронку на младшего сына Фрола, внуком ему приходится архитектор А.Н. Шепелев.
  155. Торопов Яков матрос
  156. Трунин Петр матрос
  157. Труфанов Никита матрос
  158. Туев Иван Екимович, жил с 1877 - 1949г. Фельдфебель, участник боев 1901 года, медаль "За отвагу" 1954 год. Часть личных вещей находятся в городском музее Советска.
  159. Тюшняков Степан командор.
  160. Утробин Вячеслав минер, ухитрился потерять "Георгия", после церемонии награждения Москва 14 апрель 1904 год.
  161. Федоров Иван машинист
  162. Франк Валерий Ал. (Иван Леонтьевич) родился в 1880 году. корпус инженер-механиков флота, назначен взорвать «Корееца», награжден орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом.
  163. Хохлов Ефим кочегар
  164. Хуторков Ф. матрос, впоследствии принял участие в восстании на броненосце «Потемкин»
  165. Цыганов Николай комендор
  166. Чердынцев Семен кочегар
  167. Чуркин Сергей кочегар
  168. Шазуков Емельян матрос
  169. Шаманаев Федор кочегар
  170. Широких Иван матрос
  171. Ярошенко Семен матрос
  172. Ячменев Георгий Иванович содержатель; в 1954 году удостоен медали «За отвагу».

А.С. Пушкин, 1830г.

Если вы выстрелите в свое прошлое из пистолета, то будущее ответит вам из пушки...

Наполеон

В Филадельфии 19 октября 1899 г. был спущен на воду легкий крейсер, заложенный по заказу русского правительства. Его водоизмещение равнялось 6500 т, мощность паровой машины около 16 000 л. с. позволяла развить скорость 23 уз. Вооружение корабля состояло из двенадцати 152-мм, двенадцати 75-мм, двух 64-мм, восьми 47-мм, двух 37-мм орудий и шести однотрубных торпедных аппаратов. Но не красивый внешний вид и не мощное вооружение снискали славу этому кораблю. Свое гордое имя «Варяг» крейсер увековечил благодаря высокому мастерству, мужеству, бесстрашию и героизму русских моряков, проявленным пять лет спустя после рождения корабля в сражении с численно превосходящими силами противника.

Первым испытанием для крейсера стал переход из Филадельфии в Балтийское море, но моряки выдержали его с честью. Успешно пройдя пять тысяч миль, «Варяг» 3 мая 1901 г. отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Недолго было пребывание корабля в родных водах. получен новый приказ - следовать на Дальний Восток для усиления боевого состава Тихоокеанской эскадры. Преодолев Атлантический, Индийский, Тихий океаны, несколько морей, 25 февраля 1902 г. «Варяг» подошел к Порт-Артуру.

В это время обстановка на Дальнем Востоке крайне обострилась. Япония, подстрекаемая Англией и США, активно готовилась к войне с Россией. Со дня на день можно было ожидать нападения, поэтому появление каждого нового корабля поднимало настроение и боевой дух матросов, вселяло уверенность в по беде.

Командование крейсером принял в марте 1903 г. капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев. Назначение Руднева на новый корабль нельзя считать случайным. Значительную часть своей жизни Всеволод Федорович, сын кадрового флотского офицера, провел в море, приобрел богатый опыт плавания. Ему посчастливилось участвовать в кругосветном плавании в 1880-1883 гг. на крейсере «Африка». Командирские качества оттачивал, командуя кораблями «Котлинa», «Выборг», «Скат», «Гремящий», «Адмирал Грейг» и «Чародейка». Мало кто мог сравниться с Рудневым в искусстве швартовки корабля, выполнении маневров, в умении найти выход из сложного положения, принять самостоятельное решение, нередко не совпадающее с решением вышестоящих начальников. Руднев любил порядок и свой корабль, считал службу делом своей жизни, пользовался авторитетом у команды корабля.

Перед новым командиром стояла нелегкая задача - обеспечить ремонт «Варяга», устранить целый ряд неисправностей, главным образом в его котлах - эти недостатки были заложены еще в проекте корабля. Решалась и вторая не менее важная задача - обеспечение высокой боевой готовности корабля.

«Варяг» вышел в море 16 декабря. Штурман проложил курс в порт Чемульпо. Командиру крейсера Рудневу предписывалось обеспечить надежную связь между Порт-Артуром и Сеулом, а также выяснить намерения Японии, которая готовилась оккупировать Корею.

В корейском порту Чемульпо было «тесно» от стоявших там боевых кораблей и торговых судов различных государств. На рейде и в самом порту бросили якоря русский крейсер «Боярин», канонерская лодка «Гиляк», крейсеры: итальянский «Эльба», английские «Кресси» и «Тэлбот», япоский «Чиода», германский «Ганза», французский «Адмирал де Гейдон», французский стационер «Паскаль» и др. Над портом города стояла напряженная тишина, нарушаемая лишь вы-стрелами приветственных салютов. Вскоре канонерская лодка «Гиляк» снялась и ушла в Порт-Артур. Вместо нее 5 января в Чемульпо прибыла канонерская лодка «Кореец».

В. Ф. Руднев чувствовал приближение войны, обстановка накалялась с каждым днем. Повсюду строились японские склады, открыто закупались продовольствие, уголь, взрывчатка, в гражданской одежде в город прибывали японские солдаты и офицеры, в порту готовились для возможной десантной операции вспомогательные суда. Руднев, обеспокоенный, как он считал, небезопасной стоянкой в Чемульпо боевых русских кораблей, отправлял в Порт-Артур одно за другим тревожные донесения. Однако все эти донесения должной оценки не получили.

Наконец произошел разрыв дипломатических отношений между Россией и Японией. О нем стало известно 24 января1904 г. А через два дня началась русско-японская война, которая была официально объявлена 28 января.

«Кореец» 26 января должен был выйти в Порт-Артур. Однако в море путь ему преградили шесть японских крейсеров и три транспорта, которые атаковали наконец русскую лодку. Не подозревавший о разрыве дипломатических отношений ме-жду двумя странами командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г. П. Беляев, посчитав, что это провокация, в бой не вступил. Видя, что ему не прорваться, он принял решение вернуться в порт. Значительно позже стало ясно: японцы не хотели выпускать из порта свидетеля их вторжения в воды Кореи. Обо всем случившимся Беляев подробно доложил командиру «Варяга». Руднев отдал приказ готовиться к бою.

Напряжение достигло наивысшего предела. Торпедные аппараты японских миноносцев были повернуты в сторону русских кораблей. В любую минуту мог последовать залп. Но и русские матросы всю ночь не смыкали глаз, стоя у заряженных орудий.

На следующий день, 27 января, командиры стоявших в порту иностранных кораблей получили уведомление командующего японской эскадрой адмирала Уриу о том, что он предполагает напасть и уничтожить русские корабли, если они до полудня не покинут Чемульпо. Иностранцам же было настоятельно рекомендовано уйти от места готовившегося сражения и во избежание неприятностей держаться как можно дальше. Дерзость и вопиющее нарушение международного права, проявленные японским адмиралом, не получили должного отпора со стороны командиров иностранных кораблей. И хотя они направили Уриу «энергичный протест», в котором указали командующему японской эскадрой на недопустимость подобных действий, они не предприняли ничего, чтобы осадить зарвавшегося адмирала. Под предлогом невозможности нарушения нейтралитета иностранцы отказали в просьбе Руднева сопроводить «Варяг» и «Кореец» при выходе из порта Чемульпо. К тому же в своем «протесте» командиры иностранных кораблей обя-зались в случае отказа русских выйти из Чемульпо занять в порту безопасные для них места.

Японцы, имея значительный перевес в силах, рассчитывали, что русские не отважатся вступить с ними в бой и сдадутся на милость победителя. Уриу уже виделись Японские флаги на русских кораблях. Но в своих расчетах он не учел одного - высокого морального духа русских моряков, воспитанных на замечательных традициях отечественного военно-морского флота. Из поколения в поколение передается святая заповедь, записанная еще Петром 1 в первом Морском уставе:

«Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги... »

Командир «Варяга» В. Ф. Руднев принял решение вступить в бой и попытаться прорваться сквозь бронированный строй Японской эскадры, в случае же неудачи - взорвать крейсер. Взрыв было поручено произвести ревизору крейсера мичману Н. И. Черниловскому-Соколу.

Проинформировав о своем решении старшего на рейде командира английского крейсера «Тэлбот», Руднев прика-зал построить личный состав «Варяга». Моряки, чувствуя важность и торжественность момента, надели чистую оде-жду. Командир медленно шел вдоль строя, внимательно вглядываясь в серьезные лица подчиненных. Ни тени страха - только решительность и твердость читал он на них. Остановившись посредине строя, командир сообщил морякам об ультиматуме японцев:

«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов осдаче не может быть - мы не сдадим крейсера и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать.»

Ответом команды на решение командира было громогласное «ура», раздавшееся над портом. Даже больные не пожелали сойти на берег и расстаться с кораблем и друзьями.

В 11 ч 10 мин Руднев приказал поднять сигнал: «Все наверх, с якоря сниматься». Чуть вздрогнув, крейсер медленно стал набирать ход. На иностранных кораблях личный состав во главе с офицерами выстроился на верхней палубе, караулы отдавали честь. Восхищенными взорами провожали иностранные моряки корабли, идущие навстречу почти в десять раз превосходящему противнику. Даже в такой драматический момент русские моряки соблюдали установленный флотский этикет. На «Варяге» оркестр играл национальный гимн той страны, чей корабль проходил крейсер. На иностранных кораблях играли русский гимн. Это был парад доблести и выдающегося мужества. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть»,- писал своему начальству командир французского стационера «Паскаль».

«Варяг» и «Кореец» вышли в море. Впереди - четырнадцать японских кораблей: один броненосный крейсер, пять легких крейсеров и восемь миноносцев - готовы были атаковать два русских корабля. 182 орудия различных калибров, способные в течение минуты выбросить из своих стволов только с одного борта 6960 килограммов смертоносного груза, и 43 торпедных аппарата против 60 русских орудий и 7 торпедных аппаратов давали возможность японцам надеяться на сдачу «Варяга» и «Корейца» без боя. Один лишь крейсер «Асама», закованный в броню до ватерлинии, втрое превосходил «Варяг» по мощи бортового залпа, толщина его бортового пояса, достигающая местами 178 мм, делала его практически неуязвимым для снарядов «Варяга». Помимо всего прочего русские корабли не могли маневрировать и сворачивать с курса, так как любое отклонение от узкого фарватера было чревато посадкой на мель или камни. Японцы надеялись на то, что русские все же одумаются и сдадутся. Но скоро и командующий эскадрой и японские офицеры поняли: легкого боя не будет. Ограниченный в маневрировании, способный отвечать на первом этапе боя на удары всей эскадры лишь тремя-четырьмя носовыми орудиями, «Варяг» шел навстречу славе.

Первый выстрел с крейсера «Асама» грянул в 11 ч 45 мин. Вслед за ним вся японская эскадра открыла огонь. Пушки «Варяга» молчали. И только после того, как расстояние до противника сократилось до 45 кб, раздался ответный залп.

Позже В. Ф. Руднев писал: «Один из первых снарядов попал в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, перебил фокванты... После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, а падавшие около, разрываясь при ударе о воду, осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки... Снаряд большого калибра пробил левый борт под водой, в огромное отверстие хлынула вода, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой... Кочегарные квартирмейстеры Жигарев и Журавлев задраили угольную яму, чем прекратили доступ воды в кочегарку: работу эту они выполнили с замечательной самоотверженностью и хладнокровием. Старший офицер капитан 2 ранга Степанов со старшим боцманом Харьковским под градом осколков снарядов подвели пластырь…»

В этом неравном поединке героем был каждый. Но особенно четко и слаженно действовали комендоры. Среди бушующего пламени огня, под градом осколков, ничем не защищенные, относя в сторону убитых товарищей, они ни на минуту не прекращали огня.

От метких выстрелов комендоров загорелась кормовая артиллерийская башня на «Асаме», был сбит командирский мостик. Один миноносец, пытавшийся поразить «Варяг» торпедой, пошел на дно. Серьезные повреждения получили два японских крейсера. Но и на «Варяге» все чаще стали рваться вражеские снаряды. Перебит рулевой привод. Выведены из строя часть орудий и дальномерный пост. Вспыхнули пожары. Образовалась течь в угольной яме. Но гордо развеваются стеньговые флаги. Внезапно на глазах у сигнальщиков И. Медведева и И. Казарцева кормовой флаг падает. Перебиты фалы. Немедля сигнальщики достают новый. Часовой у флага, стоящий под осколками по стойке «смирно», боцманмат П. Оленин поднял флаг корабля. Осколком снаряда ранен командир крейсера. Весть об этом мгновенно облетела корабль. Превозмогая боль, бледный от потери крови, без фуражки, окровавленный, Руднев нашел в себе силы выйти на мостик корабля. Увидев командира живым, моряки с новой силой продолжали бой.

Вот что было записано 27 января 1904 г. в вахтенном журнале крейсера: «Пройдя траверз острова Йодолми, была перебита на крейсере труба, в которой проходили рулевые приводы, одновременно с этим осколками другого снаряда, разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход, были: контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, ранен тяжело в спину стоявший на штурвале рулевой старшина Снегирев и легко ранен в руку ординарец командира Чибисов».

В создавшейся обстановке Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо, устранить неисправности и вновь попытаться прорваться. Весь израненный, но непобежденный «Варяг» совершил поворот. «Кореец», сражавшийся не менее отважно, принял удар на себя, давая возможность крейсеру довершить маневр. Спустя некоторое время «Варяг» бросил якорь в том месте, откуда вышел.

За 2 ч сражения крейсер выпустил по врагу 1105 снарядов, многие из которых достигли цели. Как показал осмотр, корабль уже не мог выдержать второго такого боя. Потрясенные увиденным, сочувствуя русским морякам, иностранные моряки на шлюпках под флагом Красного Креста поспешили к крейсеру, чтобы оказать помощь раненым. Страшная картина открылась взорам врачей. На исковерканной палубе лежали обгоревшие, иссеченные осколками, обагренные кровью тела...

Собравшийся на верхней палубе военный совет принял решение - из-за неисправимости повреждений, больших потерь личного состава, выхода из строя большого числа орудий потопить крейсер. То же самое надлежало сделать и с «Корейцем». После того как моряки перешли на иностранные корабли, над портом раздался мощный взрыв на «Корейце». Канонерская лодка, разорванная на несколько частей, ушла под воду. По просьбе иностранцев, боявшихся повреждений своих близко стоявших кораблей, не взрывать «Варяга» Руднев приказал открыть все клапаны и кингстоны и, убедившись в том, что его приказание выполнено, он последним покинул крейсер. Скоро ледяная вода сомкнулась над кораблем. Так «Варяг» остался непобежденным.

Медаль за бой "Варяга" и "Корейца" при Чемульпо
Памятник варяжцам во Владивостоке

В 1905 г. японцы подняли крейсер, отремонтировали и присвоили ему имя «Сойя». Больше десяти лет корабль числился в составе военно-морских сил Японии. Русское правительство выкупило крейсер 22 марта 1916 г. С волнением поднималась на борт прославленного корабля новая его команда. Ей предстояло приумножить славу своих предшествен ников. Через семь месяцев, 17 ноября 1916г., «Варяг» прибыл из Владивостока в город и порт Александровск (ныне г. Полярный) - далекую северную окраину России и был включен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Но много плавать крейсеру не пришлось. Ему требовался капитальный ремонт.

С этой целью корабль 25 февраля 1917 г. вышел в море и взял курс на Англию. «Варяг» находился в Ливерпуле, когда до экипажа дошла весть о том, что в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Команда крейсера подняла красный флаг. Англичане захватили корабль. Долгое время о дальнейшей судьбе «Варяга» ходили самые разнообразные легенды. Утверждали, что корабль взорвался на мине, затем возникла версия, что он торпедирован.

На самом деле, проданный на слом одной из фирм, крейсер во время перехода к заводу фирмы в Ирландском море вблизи г. Лендалфут в 1918 г. наскочил на скалы и затонул в 500 м от шотландского побережья (около 55 сев. ш. и 50 зап. д.),

Корабль погиб, но слава его, мужество и стойкость экипажа крейсера продолжают жить в памяти народа. А воды морей и океанов режет своим мощным форштевнем современный ракетный крейсер «Варяг», унаследовавший имя героя русско-японской войны.

Гвардейский ракетный крейсер "Варяг" 1970-е годы
Гвардейский ракетный крейсер "Варяг" 2000-е годы

Исследования, проведенные Р. М. Мельниковым и Н. А. Залесским, авторами многочисленных работ по истории русского Военно-Морского Флота и отечественного военного кораблестроения, позволили выяснить многие интересные подробности судьбы легендар-ного корабля.

Как сообщил немецкий журнал «Шиффбау» («Schiffbau») от 23 сентяб-ря 1925г., № 18, были предприняты активные попытки снять корабль с камней, но они успеха не имели. В течение нескольких лет крейсер был отдан во власть стихии. Волны, бесконечной чередой разбивавшиеся о стальной корпус корабля, превратили некогда грозный и красивый корабль в груду металла. Летом 1923 г. английская фирма, купившая корабль, и вступившие с ней в пай два германских общества решили разобрать корабль на месте его гибели. Только в 1925 г. работы в море были завершены.

Целью данной публикации является воспитание у молодежи гордости за свой народ и страну - мировая история не знает такого подвига! Более подробная информация об этом историческом событии - великолепный фильм Алексея Денисова "Крейсер "Варяг". ВГТРК Россия 2005г.

Текст описания подвига крейсера "Варяг" - книга "На румбах морской славы", Раздолгин А.А., Фатеев М.А. Издательство "Судостроение" 1987г., Ленинград.

Всеволод Гладилин.

«Кореец II»

Канонерская лодка «Кореец»
Служба
Российская империя
Класс и тип судна Канонерская лодка
Изготовитель Путиловский завод
Строительство начато 23 апреля 1906 года
Спущен на воду 10 мая 1907 года
Введён в эксплуатацию 12 октября 1907 года
Статус Взорвана после боя 19 августа 1915 года
Основные характеристики
Водоизмещение 990 тонн
Длина 65,6
Ширина 10,97 м
Осадка 3,22 м
Бронирование Боевая рубка: 12…20 мм)
Двигатели Две вертикальные паровые машины тройного расширения, четыре котла Бельвиля
Мощность 868 л. с. (638 кВт)
Движитель 2
Скорость хода 12,5 узлов (23,2 км/ч)
Дальность плавания 1100 морских миль
Экипаж 10 офицеров и 138 матросов
Вооружение
Артиллерия 2 × 120/45,
4 75-мм/50 пушек Канэ (с 1913 года 8 × 75/50),
3 × 7,62 пулемёта.
Минно-торпедное вооружение до 60 мин заграждения

Постройка и испытания

Заграничное плавание

Обратный поход был очень трудным, постоянно штормило, «Гиляк II» получил некоторые повреждения, но с «Корейцем II» всё обошлось. 30 апреля 1909 года канонерки прибыли в Либаву, и уже на следующий день участвовали в маневрах Балтийского флота.

Во время своего заграничного плавания «Кореец II» и «Гиляк II» приняли участие в оказании помощи городу Мессина , пострадавшему от землетрясения , за что наряду с другими кораблями получили благодарности.

Довоенная служба

После возвращения из похода, «Кореец II» был включен в состав 2-й минной дивизии и перебазировался в Гельсингфорс. В течение 1910 года «Кореец II» в составе отряда находился в Ревеле, занимаясь учебными стрельбами и тралением. Сначала он вошел в Учебно-артиллерийский отряд, затем состоял в распоряжении Главного гидрографического управления, а зиму провел в Кронштадте.

На протяжении 1911-1914 годов «Кореец II» оставался в учебно-артиллерийском отряде. За межнавигационный период кампании 1913 года на нём установили ещё четыре 75-мм орудия.

Участие в Первой мировой войне

С началом войны «Кореец II» вновь попал во 2-ю дивизию, а в 1915 году ввиду быстрого продвижения немцев в Курляндии вместе с канонерской лодкой «Сивуч II » был отправлен в Рижский залив . Командиром «Корейца II» в это время являлся капитан 2 ранга И. К. Федяевский.

С 8 июля до начала августа канонерки в составе отряда оказывали сильную огневую поддержку войскам. 4 августа «Кореец II» и «Сивуч II» в последний раз обстреляли позиции немцев в районе Кемери , а в это время немецкий флот уже начинал свою операцию.

Бой и гибель

6 августа в 11 ч германский флот Балтийского моря под командованием вице-адмирала Шмидта в составе линкоров «Posen» (флагманский), «Nassau», крейсеров «Pillau», «Bremen», «Graudenz», «Аугсбург », минного заградителя, эскадренных миноносцев и тральщиков начал продвигаться вглубь акватории Рижского залива.

В это же время в Усть-Двинск пришел приказ начальника штаба Балтийского флота вице-адмирала Л. Б. Кербера, предписывающий «Сивучу II» и «Корейцу II» срочно идти в Моонзунд, - приказ, отданный с явным опозданием на сутки, посылал теперь канонерские лодки на верную гибель. Командиры наших кораблей перед выходом приняли решение

в случае гибели от подводной лодки, другому кораблю людей не снимать; в случае встречи с более сильным и многочисленным неприятелем, не держаться соединенно.

После выхода из Усть-Двинска 6 августа в 13 ч 25 мин, русские канонерки неоднократно получали радиосообщения о нахождении на пути их следования неприятельских судов.

В 20 часов 50 минут канонерские лодки обнаружили крейсер «Аугсбург» и миноносцы V29 и V100. Противник запросил опознавательные и, не получив ответа, открыл огонь. На «Аугсбурге» посчитали, что обнаружены русские эсминцы, поэтому командир немецкого крейсера, опасаясь торпед, держал дистанцию. В 21 час 20 минут «Аугсбург» открыл огонь на поражение, и «Кореец II» получил сразу два попадания выше ватерлинии. Только теперь на кораблях противника поняли, что ведут бой с русскими канонерскими лодками. «Сивуч II» быстро получил сильные повреждения, и немецкий крейсер перенес огонь на уходивший «Кореец II». Немецкие комендоры не успевали изменять прицел, и поэтому «Кореец II» за это время повреждений не получил. Через несколько минут удачным выстрелом «Корейца» на «Augsburg» был снесен носовой прожектор, и это на некоторое время лишило немецкий корабль возможно целиться. Крейсер выполнил поворот для того, чтобы ввести в действие кормовой прожектор, но ценное время было потеряно и «Кореец» смог уйти на мелководье.

Через 12 минут после ухода от противника «Кореец II» сел на мель. И. К. Федяевский предпринял решительные действия - были уничтожены секретные документы, отправлено последнее радиосообщение в Минную дивизию, спустили вельбот. На следующий день, не имея точных сведений о противнике, офицеры корабля приняли тяжелейшее решение- корабль был взорван. По иронии судьбы, немецкие суда уже уходили из залива.

Дальнейшая судьба

Попытки поднять канонерскую лодку во время войны не увенчались успехом, организация же подъёма была возложена на прежнего командира «Корейца» И. К. Федяевского, действия которого по уничтожению корабля были признаны поспешными. С канонерской лодки были подняты оба 120 мм орудия и шесть 75 мм пушек. В 1922 году корабль был разобран эстонцами на металлолом.

Литература

  • Скворцов А.В. Канонерские лодки Балтийского флота «Гиляк», «Кореец», «Бобр», «Сивуч»: Ж. - Спб.: Гангут, 2000. - № 34-35 . - С. 29-38 .
  • Д.Ю. Козлов. Сражение за Рижский залив. Лето 1915 года. - Цейхгауз, 2007. - ISBN 978-5-9771-0055-7 .