Булинь . (фото: brig-club.ru )

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом", или просто "булинем".

Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку.

Наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 - 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

(фото: kakimenno.ru )

Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык. тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

Узел "восьмёрка".

"Восьмёрка" . (фото: brig-club.ru )

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Узел восьмерка вяжется очень просто и может выполнится в момент одной рукой.

  1. Выполните первую калышку.
  2. Потом проведите ходовой конец под коренным.
  3. Пропустите его в первую калышку и затяните узел.

Кинжальный узел. Узел для связывания двух тросов или верёвок.

Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

(фото: poxod.ru )

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 - 2 секунды.


Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону - узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Рыбацкий штык, якорный узел.

Очень надёжный узел.
Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его модно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Этот узел также называют эшафотным или "висельным" узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.

Представить себе охотника, путешественника или даже садовода, который не использует в процессе своей деятельности веревку, практически невозможно. Да и в повседневной жизни зачастую может пригодиться мастерство вязания различных узлов. Однако чаще всего умение человека ограничивается весьма скудным представлением о способах вязания.

Для того чтобы научиться вязать морские узлы, вам понадобится совсем немного – веревка и терпение. Веревка должна быть выполнена из натурального материала, быть достаточно мягкой и не слишком толстой. Внимательно рассмотрите предложенную схему и шаг за шагом попробуйте завязать узел. Не думайте, что завязав несколько раз, вы станете мастером. Новички очень быстро забывают схемы плетения новых узлов. Поэтому практикуйтесь постоянно, попробуйте довести свои действия до автоматизма. Главное – запомните последовательность операций, а не название узла, поскольку лишь малая часть имеет установившиеся названия, остальные варьируются в зависимости от источника. На сегодняшний день известно около пятисот различных способов вязания узлов. Самый распространенный имеет название “простой”. Прежде чем приступить к вязанию, запомните, что свободный конец веревки (тот, который вы будете привязывать) называется ходовым, а длинная часть зовется коренным концом. Чтобы выполнить простой узел, скрутите петлю на окончании веревки и проденьте в нее ходовой конец. Затяните. Вы получите небольшой узелок, который трудно устранить. Несмотря на свою простоту, он практически вдвое уменьшает прочность веревки. Если на рыболовной снасти случайно завязался простой узел, то его следует обрезать и заменить леску или завязать концы другим подходящим узлом.


В быту таким способом легко связать две веревки, за исключением синтетических, так как на таких материалах он ползет. Поэтому вместо простого узла лучше использовать так называемую “восьмерку”. Несмотря на небольшое отличие в исполнении, восьмерка не оказывает разрушительное действие на бечевку и относительно легко развязывается. Она применяется для ограничения движения веревки, а также часто используется в качестве элемента некоторых более сложных узлов. Для соединения двух веревок в быту или в профессиональной деятельности стоит выбрать прямой узел. Он также известен под названием “рифовый”. Этот узел имеет хорошие характеристики относительно прочности, а также не повреждает веревку. Чтобы добавить узлу надежности, перед его исполнением завяжите на каждом ходовом конце простой узел, а лучше – узел-восьмерку. К сожалению, прямой узел имеет и ряд недостатков: при попадании воды его практически невозможно развязать, но при этом он имеет малую надежность на ненатуральных веревках. Он легко развязывается, что может быть как достоинством, так и недостатком. Для этого необходимо потянуть за любой ходовой конец по направлению к коренному. Чтобы укрепить рифовый узел, достаточно увеличить количество оборотов шнура его ходовыми концами. После таких манипуляций получается прочный узел, получивший название хирургического. Главная хитрость при выполнении – следить за направлением каждого витка. На предложенной схеме: первый пункт – обносы осуществляются против часовой стрелки (относительно коренного конца веревки, которая находится слева). Второй пункт – меняем направление, и обносы выполняются уже по часовой стрелке. При упущении из виду этой тонкости в результате ваших усилий получится не хирургический узел, а слегка усовершенствованный бабий, который намного уступает в надежности. Хирургический узел рекомендуется применять на натянутых канатах. Причина очень проста: после выполнения первого пункта схемы вы закрепляете ходовые концы, а значит, совершать все последующие действия становится намного проще.


Научиться завязывать элементарные морские узлы очень просто, главное – точно запомнить пошаговую схему каждого.

Каждому настоящему моряку приятно осознавать, что в своей практике используются самые прочные и надежные морские узлы . Не так давно журнал “Yachting monthly” провел свое исследование, какой из морских узлов, изучаемых по программе RAY, самый прочный.

Для испытаний использовалось следующие типы веревок: 12 мм плетеный трос из полиэфира Marlowbraid

10 мм синтетический кевларовый трос Dyneema,

14 мм трехпрядный полиэстеровый канат

Тестирование проводилось на специальной установке Marlow Ropes’ 30-tonne strain facility.

Для тестов выбранные узлы были разделены на 2 категории: петли (loops) и узлы для связывания концов (bands)


Вторую группу составили узлы для связывания веревок между собой. Сюда вошли:


Также в испытаниях петель участвовали:


В ходе испытаний были получены следующие результаты:

Итак, прокомментируем результаты. Сначала петли.

Самыми прочными оказались плетеные огоны. Первое место!

Второе место занимает двойная рыбацкая петля (Double fisherman’s loop)

Третье место — Рыбацкий штык (Anchor bend)

Четвертое место – Фламандская петля (Flemish loop)

Пятое место – король всех узлов, — беседочный узел (Bowline)

На графике присутствует Splicing nut – это огон, полученный с помощью специальной защелки. Мы его не используем.

Среди узлов для связывания концов

Первое место у двойного рыбацкого узла (Double fisherman’s knot)

Второе место занял двойной шкотовый узел (Double sheet bend)

Третье место – рыбацкий узел (Fisherman’s knot), другое название – узел связывания чужими концами

Четвертое место – шкотовый узел (Sheet bend)

Пятое место – самый распространенный прямой узел (Reef knot)

Проведя все необходимые испытания, исследователи пришли к следующим выводам:

1. Для швартовки на кнехт, битенг наиболее надежным будет использование огона, заплетенного с помощью длинного (иногда его называют разгонным) сплесня. Если такого троса нет, или нет возможности заплести огон, тогда лучшим узлом для швартовки будет штык со шлагом (Round turn and two half-hitches). Этот узел прочнее традиционного булиня и не развяжется под нагрузкой.

2. Для крепления шкотов к парусам, как свидетельствуют полученные данные, лучше всего подходит двойная рыбацкая петля (double fisherman’s loop), однако, это справедливо при условии, если вы не против в конце сезона отрезать шкоты вместе со шкотовым углом паруса. Все дело в том, что этот узел затягивается. Поэтому большинство для этих целей предпочитает использовать, пусть менее прочный, но зато незатягивающийся булинь. В то же время, для крепления кренгельсов фалов затягивающаяся петля уже не является проблемой, поэтому даже производители, например, такие, как Bavaria, рекомендуют двойную рыбацкую петлю

3. Для связывания двух концов одинакового диаметра наиболее предпочтительным будет двойной рыбацкий узел (double fisherman’s knot). Для тросов различного диаметра лучше подойдет двойной шкотовый узел (double sheet bend) как наиболее безопасный и легко завязываемый.

Искусство вязки морских узлов на самом деле полезно не только тем, кто регулярно плавает на суднах. Любому туристу будет полезно иметь в своем арсенале пару-тройку таких приемов, да хотя бы для более прочной установки походной палатки и прилаживания к ней тента от дождя. А уж насколько этот процесс интересен сам по себе! Для тех, кто желает научиться завязывать морские узлы, схемы и способы даны в этой статье.

в нашей жизни

Вязать узлы - это одна из первых вещей, которым научилось человечество в процессе своей эволюции. Ими скрепляли орудия труда, делали первые силки и капканы для охоты, а также замки.

Самыми первыми веревками стали полосы из коры деревьев, лозы, шкур животных. Ими скрепляли первую одежду и первую постель. Постепенно люди освоили ткачество и смогли уже самостоятельно изготавливать веревки, делая их более прочными и длинными. Да, и именно благодаря им впервые вознесся над государством его главный символ - флаг.

Веревка - верный спутник человека в путешествиях, как морских, так и воздушных. Использование веревки без вязания узлов представить себе сложно. Эти слова давно ассоциируются друг с другом. Именно моряки стали первыми, кто начал вязать морские узлы, схемы которых можно найти в учебниках по такелажному делу.

Морские узлы: история и схема вязки

Они являются неотъемлемой частью человеческой культуры, трудно представить наш мир без них. Новые узлы продолжают изобретаться и в наши дни, и каждый из них получает авторство, как изобретение, и патент.

Их гениальность - в простоте. Они могут быть стопорящими, быстроразвязывающимися, затягивающимися и незатягивающимися. Это искусство передавалось из поколения в поколение. Благодаря веревкам появились первые приспособления для плавания по воде - плоты. Узел имеет и мистическое значение - это не просто способ скрепления, а талисман, который охраняет своего владельца от беды.

У моряков Северной Европы было поверье о трех магических узлах - правильно завязанные на корабельных снастях они хранили от крушения. Существовал даже ритуал по развязыванию, который должен был вызвать ветер.

В самый расцвет мореходства существовало порядка 500 узлов. Названия их ведут свое происхождение от снастей, к которым они применялись - например, сваечный или шлюпочный. В наши дни узлы также идентифицируются со страной, где он был изобретен - испанский беседочный узел или фламандская петля.

Рабочие концы троса, при помощи которого осуществляется вязка, называются ходовыми. Они обносятся вокруг коренных, которые остаются неподвижными. Эти концы противоположны друг другу.

И по сей день можно найти народности, которых не коснулись блага цивилизации, и они по-прежнему изготавливают оружие и силки для охоты и рыбной ловли с применением вязки узлов.

Веревочные узлы: их виды и способы вязки

Вам понадобится веревка, не очень толстая и достаточно мягкая. Также как в вязании здесь нужна тренировка. С первого раза вы мало что запомните, поэтому каждый новый узел должен быть отработан несколько раз. И конечно, ими нужно пользоваться в повседневной жизни, иначе они быстро сотрутся из памяти.

Да, каждый из них имеет свое название. Но не стоит слишком заострять внимание именно на них, лучше запоминать последовательность комбинаций. Установившихся названий не так много, и чаще они зависят от источника.

Самый простой узел вяжется так: на одном конце веревки делается петля, в которую продевается ходовой конец. Все. Его недостаток - уменьшение прочности веревки. Опытный рыболов или мореплаватель всегда обрезает случайно завязанные простые узлы или заменяет их.

Отработку навыков вязки можно начать с «восьмерки». Она не снижает прочности и легко развязывается. Практическое значение - ограничить движения веревки. Восьмерка является элементом и других более сложных узлов.

Если вам нужно соединить две веревки, вяжите прямой (или рифовый) узел. Для увеличения надежности и прочности на ходовых концах нужно сделать восьмерки. При вязке дважды последовательно перекрещиваются две веревки. Один из свободных концов складывается вдвое, образуя бантик. Если количество ходовых оборотов сделать больше получится который вяжется на натянутых тросах.

Лишние накиды и обороты могут не только все испортить, но и сделать из одного узла совершенно другой. Поэтому при вязке внимательно следите за направлениями витка.

Классификация

Прямой или рифовый входит в 24 основных морских узла. Почему они так называются? Считается, что они наиболее употребительны в мореходстве и именно с них все начиналось. В данной классификации прямой и рифовый - это два узла, хотя принцип их вязки абсолютно одинаков. Восьмерка и хирургический (или двойной прямой) также относятся сюда.

В тех случаях, когда необходимо связать концы двух веревок, вяжут плоский узел или штык. Его отличительная особенность - это симметрия. Технология вязки: один из концов складывают петлей, второй конец таким же способом оборачивают вокруг, стягивают концы, протянутые насквозь. Они должны быть переплетены один через другой.

Одним из наиболее используемых в такелажном деле является сваечный узел. В петлю заводят ходовой конец такой же петлей. Затягивают его вокруг какого-либо предмета, иначе он не затянется.

Отдельно выделяют такие узлы типа "штык". Это прямой, с двумя шлагами, с обносом и рыбацкий. Первый применяется для качественной швартовки. Технология его вязки уже рассказана выше. Здесь все то же самое, только веревка сначала оборачивается вокруг причального пала. Чтобы снизить износ троса придумали штык с двумя шлагами. Веревка при этом дважды оборачивается вокруг пала. Штык с обносом имеет дополнительную петлю. Это сделано для еще большей надежности. Рыбацкий отличается от узла с двумя шлагами тем, что дополнительная петля провязана, а не просто накинута. Именно его используют для якоря.

Чтобы крепко привязать трос на чем-либо, другой веревке или канате, вяжут Ходовой конец, который обносят вокруг объекта, проносят над коренным. Второй шлаг провязывают в противоположном направлении.

Существуют также узлы, называемые задвижным штыком, буйрепным узлом, двойным беседочным и простым беседочным, удавкой, топовым, двойной восьмеркой, стопорным, буксирным и шлюпочным. Есть и называемый Он вообще не затягивается и используется для закрепления строп. Внешне он выглядит как затейливое плетение.

Самые известные

Основное качество морских узлов - это надежность, а также простота и возможность сделать это только одной рукой. Простота кажется здесь неуместным понятием, но на самом деле замысловатые морские узлы вяжутся действительно быстро и легко благодаря четко выверенной технологии.

15 популярных морских узлов включают в себя уже знакомые вам восьмерку, прямой и плоский, штык с двумя шлагами, рыбацкий штык, стопорный и рифовый узлы, а также удавку, затягивающуюся удавку, португальский булинь, улучшенный кинжальный узел, фламандскую петлю и фламандский узел.

Почему именно они входят в данную классификацию? Их широко используют не только в морском деле, сейчас они незаменимы, к примеру для альпинистов. Представьте себе, что вам экстренно нужно закинуть лассо с надежным узлом на скалу или быстро одной рукой обернуть веревку вокруг талии, чтобы вас вытащили из труднодоступного для других людей места.

Довольно теории

Теперь вы знаете, что именно представляют из себя морские узлы. Рисунки, схемы вязки некоторых из них, а именно тех, которые могут быть применимы в обыденной жизни, указаны ниже.

Для тренировки используйте обычную бельевую веревку и стул. Сначала просто делайте самые простые Для этого надо перекинуть веревку через перекладину и один конец пронести сквозь получившуюся петлю.

А вот как вяжется фламандский узел, один из самых простых и популярных. Он пригодится вам для надежного скрепления двух веревок между собой.

На конце одной веревки сделайте незатянутую восьмерку, а теперь возьмите ходовой конец и пронесите его, будто наложив, над коренным. Теперь нужно протянуть его сквозь крайнее левое кольцо. Если вам интересно, как вяжутся другие морские узлы, схемы еще двух вы можете найти в данной статье.

Вяжем двойной беседочный узел

Это умение вам может очень пригодиться в жизни, ведь его используют для создания надежной опоры для ноги, при строительстве висячих беседок или подмостков, а также он пригодится для создания экстренного подъемного механизма. На картинке показано, Схема расписана ниже.

Сделайте посередине веревки открытую петлю. Теперь ее нужно сложить в закрытую и продеть через нее конец первой. Вытянутую петлю обведите вокруг всего узла до самых коренных концов. Затяните.

Попробуем завязать португальский булинь

Если вдруг в вашей жизни произойдет сложная ситуация, когда придется поднимать раненого человека, этот узел может оказаться очень кстати. Его предназначение - создание двух петель, в которые как раз можно поставить ноги. Коренной конец тогда вяжется полуштыком под мышками, чтобы крепление получилось максимально надежным для человека, находящегося в бессознательном состоянии.

Сделайте два круговых витка по обеим сторонам.

Пропустите ходовые концы вокруг них. Сделайте простой узел и оттяните его в сторону. Помните, что он сильно не затягивается. Протащите центральный виток сквозь тело узла.

Вот вы и научились вязать некоторые морские узлы. Схемы и рисунки всех невозможно отразить в рамках одной статьи, поэтому тем, кто сильно заинтересовался, рекомендуется изучать специализированные обзоры или учебники.

Мы ежедневно что-то завязываем, даже не задумываясь об этом - на шнурках, на ленточках и бантиках, на галстуке, в быту и на отдыхе. Так или иначе, узелки присутствуют практически везде. Разберемся с тем, какие из специальных техник завязывания морского узла на веревке могут нам пригодится в экстремальных и походных ситуациях, будут самыми крепкими и надежными.

Как завязать морской узел на веревке, схема

Всем нам известен простой узелок, необходимый, чтобы соединить два конца одной ленты. Но его вариант, использующийся моряками, немного усложнен.

Рисунок 1. Пример соединения двух веревок разными узлами

Чем хорош морской узел на веревке:

  1. Он связывает элементы одинакового диаметра (Рисунок 1);
  2. Хорошо выдерживает резкие рывки;
  3. Не развязывается самостоятельно и не проскальзывает;
  4. Сохраняет свои свойства даже после намокания.

Но, как и все соединительные конструкции с большим количеством переплетений сильно повреждает и ослабляет канат.

Как завязывать водяной морской узел

Существует четкая последовательность, как правильно завязать водяной морской узелок (Рисунок 2):

  1. Расположите ходовые отрезки для вязания параллельно;
  2. Сформируйте их концами замкнутую петлю, проведя их под корневыми окончаниями;
  3. Сделайте три оборота ходовых отрезков вокруг корневых концов;
  4. Следите за тем, чтобы веревки оставались в процессе завязывания параллельными;
  5. Зафиксируйте конструкцию, одновременно затягивая все ее концы.

Рисунок 2. Схема водяного морского узла

Его можно легко развязать, если:

  1. Знать составные части, их всего две - ходовая и корневая;
  2. Ослабить натяжение - петли будут четко видны и задача не составит особого труда.

Разновидность морских узлов

Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).

Среди них чаще всего используются:

  • Восьмеркой;
  • Бабочка или пчелка;
  • Беседочный;
  • Прямой или простой штык;
  • Якорный.

Рисунок 3. Примеры разных морских узлов

Кроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:

  • Для связывания веревочных и тросовых частей - кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
  • Чтобы укрепить основу тросов или канатов - юферсный, устричный или кровавый;
  • Накидные со свободными не затянутыми петельками - жилковый, совершенный, бурлацкий;
  • Классические на затяжку - восьмерка и удавка;
  • Декоративные и особые с оригинальными названиями - турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.

Прямой

Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.


Рисунок 4. Прямой морской узел

Рифовый

Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках.

В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).
Рисунок 5. Рифовый морской узел

Восьмерка

Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:


Плоский узел

Его основная цель - завязывать канаты разной толщины.

При наличии четырех точек пересечения, он:

  1. Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
  2. Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.

Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).


Рисунок 7. Плоский морской узел

Простой штык

Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.

Как правильно завязать морской узел на веревке, схема - можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):


Шкотовый узел

Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.

Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):


Калмыцкий

Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.

Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):


Беседочный узел

Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык - умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.