На фото каменные стражники города храмовых пещер Могао - буддийские ступы. Приближаясь к священному месту, паломники склоняли головы перед ступами, испрашивая разрешения у высших сил принести дары и вознести молитвы в искусно вырезанных гротах.

Храмовый комплекс Цяньфодун

Храмовый комплекс Цяньфодун включает сотни святилищ, но чаще всего именуется по самой большой пещере - Могао. Здесь были обнаружены памятники буддийского искусства, создававшиеся на протяжении целого тысячелетия. В 1987 г. пещерные храмы Могао были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства.

Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, неподалеку от уездного города Дуньхуан на северо-западе провинции .

Могао - собрание самых ранних буддийских храмов Китая. Они были созданы на восточной границе пустыни , вдоль которой протянулся Великий шелковый путь. Караваны не только везли товары, но и были распространителями учения Будды.

До проникновения буддизма в Китай даосские и конфуцианские храмы строили из дерева. Традиция пещерных храмов пришла вместе с буддизмом из Индии, где бедность и отсутствие строительного материала вынуждали прибегать к подобным методам строительства.

Храмы Могао начали создавать в 353-366 гг. В то время старый монах Лэцзунь (по другим сведениям - Юэцзунь, Ли Зун или Ло Чун), странствовал в этих местах. Остановившись под склоном горы, он испытал невероятное по силе ощущение, когда ему было видение тысячи сверкающих Будд. Посчитав это знаком свыше, Лэцзунь решил вырезать в склоне горы пещеру и превратить ее в храм. Пожертвования на строительство он собирал среди торговцев, путешествовавших с караванами. Постепенно, по мере распространения буддизма, пещеры превратились в место паломничества.

В дальнейшем сооружение пещер не прекращалось: этим занимались как странствующие монахи, так и работники, специально нанятые местными правителями, сановниками и богачами - торговцами и землевладельцами.

Новые и новые храмы появлялись в пещерах, и к VII в., в эпоху династии Тан, здесь был создан грандиозный комплекс более чем тысячи пещер. Отсюда и его название: в переводе с китайского Цяньфодун - «Пещера тысячи Будд», а Могао - «Пещера для маленьких». В нее требовалось входить с почтительным поклоном.

К XIV в. Великий шелковый путь утрачивает свое значение как торговый путь между Востоком и Западом, нарастает исламизация, и буддизм теряет свое главенствующее значение в этом районе. Пещеры Могао были заброшены и практически забыты.

Пещеры вырезаны в горном склоне, в 3-4 яруса, на протяжении более чем 1,5 км. Ранние скальные храмы имеют центральную колонну, поддерживающую потолок. С VI в. потолки становятся пирамидальными, необходимость в колоннах исчезает, и свободная площадь пола увеличивается.

В пещерах сохранилось около 2,5 тыс. глиняных статуй Будды и бодхисаттв. Среди изваяний есть совсем крошечные, размером с ладонь, а есть и гигантское высотой свыше 30 м.

К настоящему времени из тысячи храмов восстановлено несколько сот, для обозрения доступно только около 30. Прочие закрыты либо потому, что не представляют значительного интереса для туристов, либо же реставрационные работы в них пока еще не завершены.

Пещерные храмы располагаются в оазисе, который еще в глубокой древности находился на пересечении торговых путей. Здесь останавливались торговые караваны перед изнурительным переходом через пустыню, за которой, уже на горных тропах, их поджидали разбойники. Появление храмов в этом месте было вызвано необходимостью в святилище, в котором можно было обратиться к высшим силам с мольбой о покровительстве.

Рукописи и фрески пещер

Главное сокровище пещер - хранящиеся в них десятки тысяч буддийских рукописей, рисунков на шелке, гравюр, вышивок и образцов каллиграфии.

В более поздних пещерных храмах Китая, таких как Лунмэнь и Юньган, главным элементом внутреннего убранства является скульптура, тогда как в Могао - это фресковая живопись общей площадью свыше 40 тыс. м 2 .

Техника изображения практически везде одинакова: фрески, исполненные разноцветными клеевыми красками, нанесены на сухой грунт.

Росписи включают изображение множества персонажей и выполнены как в виде фриза, так и покрывают всю стену пещеры целиком, включая своды.

Тематика фресок - от иллюстраций учения Будды до затейливых цветочных орнаментов. Цель у всех одинакова: наставлять и вдохновлять неграмотных верующих примерно так же, как витражи средневековых соборов и иконы православных церквей.

И по прошествии многих веков изображения, исполненные внутреннего динамизма, поражают своей живостью.

В 1900 г. даосский монах-отшельник Ван расчищал одну из пещер от нанесенного ветром песка, когда часть боковой стены обвалилась и обнажилась другая пещера с горой старых письменных свитков высотой более 3 м.

Как впоследствии выяснилось, рукописи представляют собой энциклопедическое собрание трудов по истории, географии, политике, демографии, стратегии и тактике боевых действий, филологии, каллиграфии, религии, искусству, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы.

Губернатор провинции приказал Вану хранить свитки под замком, но спустя семь лет о находке узнал британский археолог Аурел Стейн. Обманом ему удалось вывести в Лондон тысячи свитков. Затем библиотеку свитков разобрали по европейским и российским музеям почти полностью.

Власти династии Цин ничего не сделали для того, чтобы остановить массовое разграбление национальных сокровищ. Когда же опомнились, большинство свитков - самые ценные - уже оказались за пределами страны. За границу «утекло» около 40 тыс. священных буддийских канонов, бессчетное количество фрагментов настенной росписи и скульптур.

Сейчас уже известно, что клад рукописей в Дуньхуане был бесценной монастырской библиотекой. Древнейшие рукописи относились к V в. Около 1035 г. объявились враги, свитки были замурованы, а позднее - забыты. В числе самых ценных - текст «Алмазной сутры» 868 г.: древнейшей печатной книги мира.

После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, китайские ученые приступили к их изучению. В 1910 г. вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану.

В 1949 г. китайское правительство отправило сюда археологическую экспедицию, работа которой продолжается и сегодня. В 1950 г. пещеры Могао были включены в список особо важных объектов, находящихся под охраной государства.

Входы же в сами пещеры Могао закрыты стальными дверями, в них нет никакого освещения. Все пещеры пронумерованы, каких-то конкретных названий у них нет, кроме одной. Пещера №96 - самая большая, она и есть собственно пещера Могао, созданная в 695 г., в период династии Тан. Так как она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи похожа на пагоду. Находящееся в ней изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой размещенной в помещении фигурой Будды в мире.

Для тех, кому затруднительно осматривать сами пещеры, создан Музей искусства храмовых пещер, расположенный у подножия горы Саньвэйшань, напротив Могао. В музее воссоздано внутреннее убранство храмов.


Общая информация

Местонахождение : северо-запад Китая.

Административная принадлежность : провинция Ганьсу.

Ближайший городской уезд : Дуньхуан - 187 578 чел. (2010).

Создание : IV-XIV вв.

Языки : китайский и диалекты.

Этнический состав : хань, хуэйцзу.

Религии : буддизм, ислам.

Денежная единица : китайский юань.

Аэропорт : Ланчжоу (международный).

Цифры

Пещеры : количество - 735, месторасположение - протяженность утеса, в котором вырезаны пещеры - 1680 м с юга на север, высота свода самой большой - 40 м, самой маленькой - менее 1 м.

Рукописи : количество - около 60 тыс.

Фрески : общая площадь - 45 тыс. м 2 .

Изваяния: общее количество - 2415, высота - от 10 см до 33 м.

Высота над уровнем моря : 1330 м.

Удаленности : 25 км к юго-востоку от оазиса Дуньхуан.

Климат и погода

Умеренный, резкоконтинентальный, пустынный.

Продолжительная холодная зима, жаркое и засушливое лето.

Средняя температура января : -8,5°С.

Средняя температура июля : +24,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 50 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 45%.

Достопримечательности

Природные

    Поющие песчаные дюны пустыни Такла-Макан

    Озеро Юэяцюань

Исторические

    Юменский проход (Нефритовые ворота Великой китайской стены) и руины сторожевых башен эпохи династии Хань (206 до н. э. - 220)

    Храмовые пещеры Могао (фрески, статуи, рукописи, IV-XIV вв.)

    Пагода Белая Лошадь (384)

Культурные

    Музей искусства храмовых пещер

Любопытные факты

    В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

    На раннем этапе строительства храмовых пещер проповедовавшийся в них буддизм призывал к самоотречению вплоть до самопожертвования. Каноническое выражение этой позиции прослеживается в джатаках - древнеиндийских легендах о прежних реинкарнациях Будды Гаутамы. Храмовое изображение событий конкретной легенды представляет собой серию картин, частично в форме буквы S, начинаясь вверху справа. Да и стиль ранних изображений в пещерах Могао носит ярко выраженные индийские черты: люди носят бесшовные юбки или набедренные повязки, торс обнажен, кожа темная, а черты лица - типично индийские. Но с конца VI в. и с приходом к власти династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, по мере распространения китайского махаяна-буддизма, обещавшего избавление не только монахам, но и мирянам, в изображениях все чаще доминирует не абстрактная нирвана, а вполне наглядный рай. Он представлен в виде множества прекрасных прудов, где в центре, на цветах лотоса, восседают Будды, играют музыканты, танцовщицы застыли в эротических позах. При этом у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица.

    В 1920 г. большая группа русских военных - белоэмигрантов использовала пещеры в качестве казарм, что привело к порче фресок.

    В пещере №323 начала VII в. изображена ранняя история Великого шелкового пути: император У-ди из династии Хань и Чжан Цянь, путешествовавший по его повелению в «западные земли» - до нынешнего Узбекистана и составивший отчеты, послужившие основой для планов завоеваний, расширивших территорию Китая.

    В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республики Корея, Финляндии и США. По некоторым подсчетам, общая аукционная стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от стоимости всех культурных ценностей эпохи раннего буддизма, оставшихся в Китае.

    Пещера № 16 - очень большая, с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. В пещере №61 находятся изображения основательниц храма в полный рост, в том числе принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. В пещере № 130, пробитой В 713-741 гг. при династии Тан, также имеется изображение монументального Майтрейи высотой 26 м. В пещере № 148 775 г. находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, бодхисаттвы и другие существа. В пещере № 158 есть изображения скорбящих бодхисаттв, заглушающих боль, нанося себе раны кинжалом.

    В ходе исследований пещер были обнаружены уникальные свитки не только буддийского содержания, но также манихейские, христианские и зороастрийские тексты. Среди прочих здесь хранились самый древний текст зороастрийской молитвы и так называемые «Сутры Иисуса», которые, предположительно, являются доказательством путешествия Иисуса Христа на Восток.

    В пещерах много иллюстраций индийских легенд-джатак. В пещере № 257 можно увидеть известную джатаку о чудесной девятицветной антилопе: она спасает утопающего, взамен просит не выдавать место ее обитания, но спасенный предает ее, за что подвергается наказанию. В пещере №428 представлены изображения сразу нескольких джатак, где демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы; о щедром царевиче Судане, подарившим вражеской соседней стране, охваченной засухой, волшебного слона, умеющего заклинать дождь; история о царевиче Саттве, который принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.

Согласно легенде, в 366 году монаху по имени Ло Цунь было видение - 1000 Будд, после чего он начал вырубать первую пещеру. Пещеры Могао расположены на Великом шелковом пути, одном из самых важных торговых маршрутов Востока. Монах просил проезжавших купцов жертвовать деньги на устройство пещер. По мере распространения буддизма, пещеры стали местом паломничества. До наших дней сохранилось 492 пещеры. Самая большая - высотой 40 м, самая маленькая - менее 1 м, а общая длина их - около 1,6 км. Комплекс, называемый также «Пещеры 1000 Будд», славится тем, что тут хранятся 2415 раскрашенных глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв (существ, которые помогают человеку на пути к просветлению) размером от 10 см до 33 м. Сохранилось около 50 000 кв. м рисунков и росписей на разные сюжеты - от цветочных орнаментов, учения Будды, волшебных сказок и легенд до эпизодов из священных книг. Их цель - наставлять и вдохновлять неграмотных верующих, примерно так, как это делали витражи средневековых соборов. В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX - XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.

Мотивы и развитие стилей

В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа) . Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа - темная, черты лица - индийские или азиатские.

С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. - благодаря пирамидальным потолкам - такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.

Осмотр

Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.

Обзор наиболее часто посещаемых пещер

Пещера № 16 и № 17

№ 16 - очень большая пещера с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. Притом, что сама пещера как таковая еще более древняя, предположительно столь же древняя, как и доступная отсюда пещера № 17, в котором была замурована монастырская библиотека.

Пещера № 61

Пещера № 61 (эпоха Западная Ся) знаменита изображениями ее основательниц в натуральную величину - в том числе, изображением принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. Слева изображена монастырская гора Утайшань.

Пещера № 96

Самая большая пещера в Могао, № 96, был создана в 695 г. в период династии Тан. Поскольку она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи сразу бросается в глаза своей пагодовидной формой. Изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой интерьерной фигурой Будды в мире. Его руки были реставрированы в 1980 г. У входа демонстрируются различные слои настилов пола, древнейший из которых относится ко времени строительства пещеры.

Пещера № 130

Эта пещера, обустроенна в 713-741 гг. (династия Тан) , также таит в себе монументального Майтрейю высотой 26 м. Слева и справа видны настенные изображения боддхисаттв. Росписи и напольные керамические плитки перед входом созданы в эпоху Западная Ся. Апсары, танцующие наверху на стенах, имеют 2 м в длину - таким образом, они самые большие во всем Дуньхуане. Пещера была основана женой военного губернатора и двумя ее дочерьми.

Пещера № 148

В пещере № 148, построенной в 775 г., находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, боддхисаттвы и другие существа. Напротив Будды видны замечательные изображения рая. Слева и справа скачут верхом на своих ездовых животных боддхисаттвы Манджушри и Самантабхадра.

Пещера № 158

В то же время или чуть позже возникла эта пещера с 15-метровым лежащим Буддой, у которого особенно красива голова. О нем скорбят боддхисаттвы и другие сверхъестественные создания, но есть среди плакальщиков и вполне земные существа, в том числе - отчасти карикатурно изображенные чужестранцы, образующие целую группу в изножье. Некоторые заглушают боль, нанося себе раны ножом. Можно распознать и одного «человека с запада» в колпаке с кисточкой - ни дать ни взять «немецкий Михель»!

Пещера № 196

Пещера № 196 из поздней эпохи Тан знаменита изображением борьбы демона Раудракши с учеником Будды Шарипутрой; оно занимает всю западную стену. Только что Раудракша хотел применить против Шарипутры пламя, но его благочестивый соперник, не менее искушенный в волшебстве, заставляет дуть могучий ветер, который гонит пламя назад и наводит ужас и панику среди полчищ Раудракши.

Пещера № 249

Пещера № 249 с великолепными росписями создана в эпоху династии Западной Вэй. На своде потолка напротив центрального входа распростерся великан Асура в окружении бога ветра и грома (узнаваемого по венцу из барабанов) , гаруд, гандхарв и других сверхъестественных существ. Слева и справа узнаваем мотив «Тысячи Будд», внизу видны основатели. Оригинальные фигуры не сохранились, представленные здесь были созданы 1000 лет спустя.

Пещера № 257

В Пещере № 257 можно увидеть популярную джатаку: легенду о чудесной девятицветной антилопе (здесь она изображена белой) , которая спасает утопающего и взамен просит обещать ей, что он никому не выдаст место ее обитания. Но когда эта антилопа приснилась некой царице, наутро пообещавшей вознаграждение тому, кто может дать об антилопе сведения, спасенный нарушает свой обет - и чудесную антилопу ловят. Но она рассказывает, как было дело, и предатель подвергается наказанию.

Пещера № 323

На левой лицевой стене пещеры № 323 (ранний VII в.) изображена ранняя история Великого шелкового пути: можно увидеть императора У-ди из династии Хань и путешествовавшего по его поручению в «западные земли» (вплоть до территории сегодняшнего Узбекистана) Чжан Цяня, чьи отчеты послужили основой для разработки завоеваний, расширивших территорию Китая до Дуньхуана и еще дальше.

Пещера № 428

Пещера № 428 была сооружена объединением приверженцев буддизма в составе тысячи двухсот членов. Это - одна из самых молодых пещер, с центральной колонной. На правой стене слева можно увидеть одну из легенд о Будде: демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы. Далее представлены две джатакп: о щедром царевиче Судане, который дарит вражеской соседней стране, охваченной засухой, чудесного слона, умеющего заклинать дождь, а также история о царевиче Саттве, который во время верховой поездки со своими братьями принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.

Пещерный музей

Полезную дополнительную информацию после экскурсии по пещерам Могао предлагает пещерный музей. Неподалеку от входа есть музейный киоск с прекрасным ассортиментом, но особенно хороши фотографии фрагментов восьми пещер в натуральную величину: на досуге наконец-то можно будет рассмотреть отдельные детали.

Уникальная библиотека

В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него - и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.

Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте... Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.

Ученые или грабители?

Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и... перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.

Бесценные сокровища

Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее - забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.

Пещеры Могао являются всемирно известными руинами, где были обнаружены памятники буддийского искусства, а также достоянием культуры Китая и всего человечества. Их строительство не прекращалось на протяжении десяти веков, то есть велось с 4 по 14 века. Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, в 25 километрах к юго-востоку от города Дуньхуан, что находится в северо-западной провинции Ганьсу. Протяженность пещер с юга на север составляет 1680 метров. Это поистине великолепное зрелище! В 1987 году ЮНЕСКО включило пещеры Могао в Реестр мирового культурного наследия.

Согласно источникам, пещеры Могао были созданы в 366 году. Когда святой старец, монах Лэцзунь путешествовал по этим местам, ему было видение тысячи сверкающих Будд. Он решил создать здесь первую пещеру. Впоследствии сооружение пещер не прекращалось на протяжении тысячи пятисот лет. За это время сменилось более десятка династий. К 7 веку нашей эры, в эпоху династии Тан в Дуньхуане был наконец создан грандиозный комплекс, состоящий из более тысячи пещер, где располагались буддийские изваяния. Именно поэтому пещеры Могао получили название пещеры "тысячи Будд".

Пещерные храмы представляют собой образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства. Для верующих они служили местом религиозных отправлений, для других - волшебным храмом, дающим возможность насладиться прекрасным. Уровень художественного мастерства, с которым выполнены фрески, позволяют судить о состоянии искусства в Китае в средние века; тематика фресок навеяна буддийскими легендами.

Хотя пещеры Могао значительно пострадали от различных повреждений, но, на сегодняшний день здесь сохранилось более 700 пещер, из которых в 492 пещерах имеются раскрашенные статуи и фрески, общая площадь которых составляет 45 тысяч квадратных метров.

Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. Если выставить все фрески, статуи и рисунки на шелке в один ряд, то длина такого «свитка» превысит 30 километров. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы. Недаром их называют «энциклопедией средневековья».

После того, как даоский монах Ван обнаружил пещеры, где хранились буддийские сутры, он взял несколько из них и продал. По мере распространения среди народа этих культурных ценностей весть о хранилище древних рукописей в пещерах Могао облетела с быстротой молнии весь Китай. Сюда стали отовсюду стекаться так называемые "исследователи". С попустительства цинского правительства, за менее чем 20 лет такие "исследователи" из России, Великобритании, Франции, Японии, США и других стран разграбили Дуньхуан, они вывезли около 40 тысяч священных буддийских канонов и огромное количество фрагментов настенной росписи, скульптуру, причинив памятнику огромное разорение.

В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях в Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республике Корея, Финляндии и США. Общая стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от всех культурных ценностей, оставшихся в Китае. После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, ряд китайских ученых приступил к их изучению в чрезвычайно трудных условиях. В 1910 году вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану, именно тогда появилось специальное направление в изучении, посвященное этой проблематике.

В течение нескольких десятков лет ученые всего мира с большим интересом приступили к изучению искусства Дуньхуана, в частности итоги исследований китайских ученых имели далекоидущие перспективы для дальнейшего изучения. В качестве бесценного сокровища, принадлежащего китайской культуре, пещеры Могао в Дуньхуане постоянно находились под пристальной охраной со стороны китайского правительства. В 1950 году пещеры Могао были включены в список первых объектов, которые находятся под особой охраной государства.

В 1987 году ЮНЕСКО включила их в Реестр мирового культурного наследия. Сегодня у подножия горы Саньвэйшань, что находится напротив пещер Могао, создан Музей Дуньхуанского искусства. В этом Музее воссоздан облик некоторых пещер, только таким образом можно сохранить культурные ценности пещер, открыв их для широкой публики. Зарубежные туристы после посещения павильона дают высокую оценку сокровищам пещер Могао: "Это величайшая сокровищница буддийского искусства в мире".

Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни

Пещеры тысячи Будд в Дуньхуане (Цзяньфодун) расположены вдоль границы бескрайней пустыни Гоби, близь Юймэньского прохода.
С 336 г н.э. в рыхлой породе горы Минша, в ее скалистом склоне было выдолблено около тысячи пещер разной величины.
Это самый впечатляющий китайский религиозный комплекс, вырезанный в цельной горной породе.
492 пещеры сохранились до наших дней. Древнейшие из них датируются 5 веком, 23 были созданы в эпоху Северных династий (386-581), 95 в эпоху Суйской династии (581-618), 213 при Танах (618-907), остальные 161 – между 10 и 14 веками.

Одной из особенностей этого комплекса является необычное, но гармоничное сочетание различных архитектурных, скульптурных и живописных стилей. Пещеры просто устроены. Некоторые состоят из одного зала, как правило самые древние, другие же имеют нечто вроде вестибюля, ведущего в зал, богато украшенный росписями, статуями, колоннами, алтарями и нишами различного размера.

Площадь пещер варьируется от 9 до 70 кв. м, а высота-от 1,5 до 5 м.

Древнейшие пещеры обнаруживают влияние центрально-азиатской и индийской религиозной архитектуры (например, столб в центре зала), но это влияние постепенно становится все менее ощутимым, и, наконец, полностью исчезает в храмах Суйской и Танской эпох.

Сокровища пещер Могао — это тысячи скульптур, алтарей и колон, а так же настенные росписи, иллюстрирующие эпизоды из жизни Будды и священные буддийские тексты.
2400 статуй божеств и скульптурных групп бодхисатв и святых обширного буддийского пантеона выполнена в комплексе Могао из расписной глины. Самые древние работы обычно представляют собой группы с фигурой Будды в центре с бодхисатвами по обе стороны от него, более поздние насчитывают более девяти персонажей.
Скульптуры различной степени проработки размещаются вдоль стен или в нишах. Некоторые отличает необыкновенное совершенство пропорций. Таковы, например, величественная 26-метровая статуя Будды Майтрейи (пещера № 130), авторство которой приписывается художнику начала VIII в. Ма Сычжуну, или статуя в пещере № 96 высотой 33 м.
Фресковая живопись занимает 42000 квадратных метров площади пещер. Она доминирует в убранстве пещер. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту.
В ранних росписях пещеры Могао в Дуньхуане изображались длинные полосы похожие на ленты, которые как будто танцевали в воздухе, производя впечатление, будто вся стена движется на ветру.

В это время на некоторых фресках Дуньхуана, появилось многоголовое и многорукое индуистское изображение дхармапалы, Махешвары с тремя головами и шестью руками, четыре вооруженных Сканда верхом на павлине, Ганеша, держащий трезубец с головой слона и телом человека, Вишну с тремя головами и шестью руками в росписи на южной стене. В росписи Дуньхуана использовалась техника индийских традиционных росписей из западных регионов, «вогнуто-выпуклая» техника для создания трехмерного изображения.
Темы росписей стен многообразны. Это образы божеств, святых и культовых мест, сцены, иллюстрирующие буддийские притчи и сказания, в изобилии покрывают стены и потолки. Иногда на задних планах появляются сельские пейзажи с изображением простых людей за повседневными делами: крестьян, работающих на полях, ремесленников, занятых резьбой и литьем, рыбаков и охотников, а также акробатов,
Самые древние фрески, созданные еще до Суйского периода, служат иллюстрациями к историям, почерпнутым из сутр или джатак — повествований о похвальных деяниях Будды его различных жизнях, предшествовавших воплощению в принце Шакьямуни. Эти истории являют верующему пример смиренного поведения, основанного на благородстве и высочайшей жертвенности.
Роспись пещеры для медитаций. 538-539. Династия Суй.

На этой фреске изображен фрагмент истории о 500 смельчаках, ставших буддами: лучник приготовился выпустить стрелу в газель, прыгающую по холмам.


В пещерах много изображений Будды. Недаром эти пещеры названы «Пещерами тысячи Будд».

Пещера 320, северная стена, изображение будды Амитабхи, Тан 705 — 781
Эта впечатляющяя роспись иллюстрирует эпизод из Джатаки Шамаки — истории, повествующей о любви молодого человека к своим родителям. Наградой за сыновнюю любовь стало божественное сочувствие, вернувшее его к жизни, после того как он умер от раны.

Некоторые исследователи проводят параллели между чертами и позами выписанных тушью или на шелке бодхисатв из Дуньхуана, датируемых Танской эпохой — и изображениями придворных дам в работах Чжань Сюаня и Чжоу Фаня (Тан).

В 1899 г. даосский отшельник Ван Юаньлу, живший в пещерах, случайно наткнулся на вход в каменную часовню, в которой обнаружил свыше 40000 манускриптов и несколько тысяч рукописей, прекрасно сохранившихся благодаря сухому воздуху подземелья. Эти бесценные сокровища включали преимущественно буддийские религиозные тексты, однако среди них были и конфуцианские и даосские документы, а так же труды по истории, праву, астрономии, медицине и литературные произведения. Большинство текстов написано на китайском языке.


Со временем важность находки привлекла внимание исследователей со всего мир. Сейчас рукописи находятся в музеях Пекина, Лондона, Парижа, Киото, Дели и других крупных музеях.


Кришна Васудева

Кришна Васудева показан здесь худым старцем с длинной белой бородой, его тело покрыто лохмотьями. Такой образ резко контрастирует с традиционной иконографией, изображающей его молодым и исполненным энергии (пещера 285)(Западная Вэй).


Вималакирти. Деталь сцены «Вималакирти беседует с Манджушри». Середина VIII в. Роспись стены пещеры №103 буддийского храма в Дуньхуане.
Вималакирти (санскр. «Прославленный непорочностью», по-китайски Вэймоцзе, по-японски Юймаки) - первый упасака, ставший бодхисаттвой, современник Шакьямуни, прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нём описана в Вималакирти нирдеша сутре, которая выражает в образе мирянина Вималакирти, превзошедшего всех последователей Будды и равного по уму лишь Манджушри, принципы махаяны и светского буддизма, что определило популярность персонажа в тогдашнем Китае.


Молитвенное знамя с изображением Будды и воинством демона Мары.
Это изображение могло использоваться как знамя. Оно найдено в пещере монастыря Цзяньфодун, провинции Ганьсу. Его относят к VIII веку

Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун , воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в провинции Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао, объединяет более 700 пещер, общая протяженность которых составляет 1680 метров.

В 492-х пещерах Магао имеются раскрашенные статуи и фрески. Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы.

Могао - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на востоке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай. В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэна и Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многие росписи покрывают стены пещер целиком.

<