На сайте ЛДП (маргинальная проамериканская партия в Сербии, выступающая за «национальное покаяние» и признание независимости Косово. Ред.) я недавно увидел комментарий следующего содержания: «Русские - хамы!» Тогда как на форуме Б92 один из участников «облегчил душу», написав: «... я знаю, что русские за последние 200 лет не помогли нам ни разу, начиная с Первого сербского восстания они всаживают нам нож в спину». На сайте «Пешчаника» можно найти текст Николая Самарджича, в котором написано: «Сербия - единственная страна, у которой есть завидный потенциал для развития, она приближается к России только из-за плохих политических условий и экономической отсталости, причины которых лежат в основах авторитарной, антилиберальной политики».

Сразу же нужно сказать: те, кто «плюет» на Россию и русских, составляют меньшинство. Исследование этнического дистанцирования, т. е. чувства близости или удаленности представителя некоего народа по отношению к остальным этническим группам, которое провела «Новая сербская политическая мысль», показывает, что русские среди сербов очень популярны. Для сербов русские - лучшие брачные партнеры или соседи; лучшие шефы на работе. Сербы бы хотели, чтобы больше русских жило в Сербии. Более того, некоторые граждане Сербии и на государственных постах хотели бы видеть русских!

Вкратце, вероятно нигде за пределами бывшего СССР рейтинг русских не является таким высоким, как в Сербии. Тем более, традиционно дружественные отношения усилились с моментом укрепления позиций Российской Федерации на мировой арене и решительной позицией по вопросу Косово. Но факт, что некоторые сербы выражают негативное отношение к русским или хотя бы недовольство! Почему так? Есть ли на это причины?

Выборочная память

Часть сербов убеждена, что Россия никогда не помогла Сербии по-настоящему. Так, забыто, что из-за нас, сербов, не готовая к военным действиям, Россия вступила в Первую мировую войну. Русское правительство хорошо знало, в каком состоянии находится ее армия, что промышленность и общество не готовы к долговременным военным столкновениям. На основании опыта войны с Японией все знали, какие благоприятные возможности предоставляет война деятельности революционеров. Но Николай II не хотел оставить сербов в беде. Он не позволил этого сделать и другим во время «албанской голгофы» (отступления сербской армии в 1915-1916 годах через территорию Албании, в ходе которого сербы подвергались не только атакам австро-венгров, но и нападениям албанских боевиков. Ред.). Только благодаря решительной позиции России, а также угрозам, что она выйдет из войны, западные союзники эвакуировали измученные сербские силы (имеется в виду эвакуация на греческий остров Корфу, где в 1917 году была подписана декларация об образовании будущей Югославии. Ред.).

Помогала нам Россия и во время наших восстаний в начале XIX века. Помогала нам и во время войн 1876-1878 гг., причем не только государственные институты, но и сам народ, т. е. различные общественные организации и сами люди.

Конечно, у официальной России всегда на первом месте стояли ее собственные интересы. Как, впрочем, и у Сербии! Поэтому, конечно, у Россия, возможно, не помогала всегда в той степени, на какую мы надеялись.

Когда идет речь о других странах, сербы понимают, что каждому государству позволительно бороться за свои интересы. Между тем, русским мы этого, видимо, не позволяем. Более того, иногда мы ревнуем их, и наши историки вспоминают как «преступный акт» то, что для России в конце 1870-х на Балканах всегда на первом месте были собственные интересы, потом болгарские, только потом сербские. Однако смеем предположить, что болгарские интересы для русских были приоритетны прежде всего потому, что у Болгарии был выход к морю, что же само по себе было очень важно (после взятия Плевны и победы над Османской Империей Россия стремилась создать мощное болгарское государство, включавшее Македонию, на которую также претендовала и Сербия. Ред.).

Синдром младшего брата?

Думаю, что за всем этим стоит «синдром младшего разбалованного брата». Нас судьба не баловала, но мы балуем сами себя. Мы - люди большого Я, и отсюда - сильное самолюбие. Поэтому, когда по отношению к кому-то мы чувствуем близость, то сразу ждем, что предмет обожания будет видеть в нас «сущность своей жизни». Так, мало сербов и историков вспомнят, что сербским властям не пришло в голову принять сторону России в Крымской войне (а ведь на нас надеялись в России).

«Смягчающим обстоятельством» является то, что общественность была за то, что Сербия вошла в войну против Турции, Великобритании и Франции! Сербский народ поступил также и в 1941 г, когда поднял восстание против немецких оккупантов. Мотив большинства был в том, чтобы помочь подвергшейся нападению России (пусть даже и красной) и бок о бок с братским народом победить нацистов.

Новый «эпизод» фильма о «братских (обманутых) надеждах» - «снят» в 90-е. Россия пережила два ни с чем не сравнимых предательства: большевистское и ельцинское. Десятки миллионов русских остались за границами России и предоставлены своей несчастной судьбе. И разве тогда было реально ожидать поддержку от такой власти в Москве? Особенно действенную и искреннюю! Было ли разумно думать, что Б. Ельцину и А. Козыреву есть дело до сербских национальных интересов. Есть ли тогда смысл сердиться на Россию из-за отношения ее властей к нам на протяжении 90-х годов?

Австрофилы против русофилов

Не прошло и года, после того, как Сербия получила автономию в 1830-м году, как часть нашей молодежи начала, при поддержке государственных фондов, учиться на Западе. Оттуда многие из них возвращались носителями идеологии превосходства Запада.

Среди представителей относительно малочисленного городского высшего слоя (чиновники, адвокаты, торговцы, профессоры) расширялось убеждение, что значительное сближение с Россией может негативно отразиться на ходе либерализации и демократизации Сербии. Но парадокс был в том, что такое отношение нередко подогревали проавстрийские политические круги, а Габсбургская монархия не являлась страной с идеальной политической системой! Австрофилы прививали страх нашим прозападно настроенным мещанам, что интенсивные связи с Россией только помешают лучшей жизни. Однако, когда Сербией завладели прорусско настроенные политики, в ней было намного больше свободы, чем тогда, когда ей руководили австрофилы, которые любили воображать себя западниками. Набирала обороты, становилась более масштабной европеизации страны.

Последствия холодной войны

Настоящую поляризацию Запада и России принесла Октябрьская революция. В СССР не было не только политической свободы или свободы гражданских объединений, но даже ограниченной спортивной или экономической свободы! Все решения принимала партия. К сожалению, когда России была навязана система, опровергающая во многом ее идентичность, для сербов Россия и далее оставалась огромной евразийской страной. Не по злому убеждению, но по привычке и руководствуясь любовью! На эту ошибку указывал Дмитрий Лётич и писал о необходимости говорить о «Советии», а не о России. Но это не донеслось до ушей большинства сербов.

В Сербию в 1944 г. вошли части Советской Армии. Это косвенно способствовало укреплению режима Тито. Сербы, отставшиеся верными Драже Михайловичу и королю негодовали на русских и англичан. (Драже Михайлович - начальник штаба Верховного командования Югославянской армии, главнокомандующий которой был король Петр. Англичане с 1941 до 1943 г. поддерживали Югославянскую армию, которую в народе прозвали «четниками», а позднее стали на сторону партизанских отрядов Коммунистической партии Югославии. Целью партизан была борьба за власть, или, как они говорили, революцию, поэтому они нападали на Югославянскую армию, избегая при этом столкновений с немцами. Англичане нарушили нормы международного права и вмешались во внутренние дела Королевства Югославии, встав на сторону Тито. Важно отметить, что они поддерживали партизан еще и пото му, что среди них было большинство хорватов. Так, использовались следующие обозначения военных - «хорватские партизаны» и «сербские четники». Движение Драже Михайловича было монархическим, патриотическим, великосербским. Ред.).

Тогда как одни страдали за то, что не любили Сталина, другие души в нем не чаяли. Наступил 1948 г., и после резолюции Информбюро последовали массовые аресты и активация всех пропагандистских потенциалов, направленных против Советского Союз.

Когда Тито увидел, что «семейная ссора» со Сталиным зашла слишком далеко, он начал ориентировать на Запад. Наряду с этим он начал процесс либерализации в других областях. Легче стало получить паспорт, тогда как на самом деле у каждого не было возможности путешествовать туда, куда он хочет. Власть отказалась от коллективизации земель. Сотрудничество с США способствовало быстрому экономическому развитию до середины 60-х годов, и дальнейшему росту жизненных стандартов. На основании безвозмездной помощи и кредитов, мы быстро начали жить намного лучше наших восточных соседей. И, на основании многих причин, мы начали делить мир на западный, изобильный, и на советский (русский), который казался нам «долиной страданий».

Коммунистическая система рушилась. Россия прошла через еще один «адский круг», но в конце, как герой античных мифов спаслась из подземного мира. Сейчас она «настоящая» капиталистическая страна, развивающаяся быстрыми экономическими темпами. И перед ней открываются исключительные перспективы. Хотя, сформировавшееся убеждение тяжело поддается трансформации. Часть сербов, как будто убеждены, что сотрудничество с Россией принесет скудный образ жизни, по старому советскому образцу! Такое иррациональное использование прошлого - плод долголетней социалистической пропаганды, запугивания народа намного худшей формой социализма.

От прошлого к настоящему

Часть сербов считает, что налаживание связей с Россией удаляет нас от Запада. Для большинства с Западом ассоциируется лучшая жизнь. Опять же, часть считает, что несерьезно полагаться на русских: боятся, что в критический момент Россия оставит нас у разбитого корыта.

Мы видели, как было в прошлом, а что касается настоящего - вышеупомянутые страхи, также безосновательны. Мир больше не разделен на блоки холодной войной, поэтому смешно воспринимать Россию, как логово некоего антизападного союза. В остальном, эта страна по многим показателям больший Запад, чем Сербия. Потом, у России и нет целей слишком сильно привязывать нас к себе. На нашей территории, к сожалению, нет неких глобальных стратегических интересов Росси. Есть экономические, и конечно, Россия хочет, чтобы ее компании позиционировались хорошо в Сербии, прежде чем наша страна вступит в ЕС. Когда происходил процесс приватизации в странах бывшего советского блока, у России было много проблем и она пропустила вложение капитала для развития там своих дочерних компаний. Зато, пусть в некоторых областях промышленности, Россия хочет сейчас в Сербии смягчить барьеры, которые ЕС ставит на пути к ее «бизнесу». С этого у нас будет только прибыль! Так будет только лучше для нас!

В связи с «обманом» сербов со стороны русских, пусть мы об этом уже достаточно говорили, есть что добавить. Россией не правят «славянофилы» или «православные зилоты». Русская правящая элита стремится утвердить патриотизм, оживить религиозные традиции, но на первом плане - экономическое развитие страны. И это не только в интересах народа, но и собственников капитала. «Олигархи» больше не правят Россией, но есть промышленные гиганты - их интересы принимаются во внимание в формировании государственной политики.

Наряду с этим, Россия заботится, в первую очередь, о своих государственных интересах, нежели об интересах русского народа. Нет сомнений, что речь идет о защите прав русского населения в других республиках, но (к сожалению) много для этого не делается. Особенно, когда налажены хорошие отношения с тамошней властью. Примера ради, скажем, что статус русской общины в Казахстане оставляет желать лучшего, но для Москвы важнее хорошие отношения с этой большой среднеазиатской державой, нежели забота о положении соотечественников. Только когда правительство в каком-то государстве начинает недружественно относиться к Российской Федерации, то вопрос русского меньшинства становится значимым.

Между тем, Россия поддержит то, что будет в интересах сербов, и согласуется с международным правом; конечно, кроме случаев, если наша власть будет вести себя так, как будто ей нет дела до сербских интересов. Россия поддержит дейтонский статус Республики Сербской, целостность Республики Сербской, права сербов в Хорватии, права беженцев из Косово. В интересах России - налаживание особенного сотрудничества с Сербией.то речь идет о защите прав русского населения в других республиках, но (к сожалению) много дляэтого не делается. что м «кая ави Во-первых, мы готовы к этому (большая часть населения, а декларативно и политиков), а России выгодно иметь в этом регионе близкого партнера. Во-вторых, между нашими народами действительно существует чувство дружбы и близости. Это не нужно переоценивать, но все же это будет способствовать лучшим политическим отношениям. И наряду с этим, с государствами все так же, как и с людьми - когда в «обществе» создается предубеждение, что кто с кем-то близок, тогда и его мощь и искренность оценивается в соответствии с поступками по отношению к близкому человеку (государству). Значит, влиянию Российской Федерации способствует то, что «глобальная общественность» узнает, что она помогает Сербии!

Сербофобия в виде русофобии

Все это, в общих чертах, знают и те наши политические и СМИ круги, которые пропагандируют антирусские настроения. Они делают это, так как заражены титоизмом - и отсюда антисербское отношение, а не антирусское!

Они боятся чего-то, что может стать реальностью. Россия хоть и не идет по некоему особенному «славянскому и православному пути», но защищает принципы так называемой суверенной демократии. Другими словами, Российской Федерацией должна управлять ее собственная политическая и экономическая элита. Противостоит этому так называемая евроатлантическая концепция. Если не формируется некая мировая держава, создается иерархическая модель существующих государств и ассиметричной атрофии суверенитетов. Внутри «евроатлантической семьи народов», политическая и экономическая элита договаривается о совместных направлениях деятельности, с особенным влиянием американского центра силы. Конечно, как в каждой семье, во власти существуют разногласия. Хотя обычно находятся решения сложившихся проблем.

Между тем, пока есть территория для самостоятельной деятельности ЕС и ее членов, у США есть намного больше площади для маневров. Америка - член семьи, живущий по особым правилам, - она сильно воздействует на других членов семьи, но никто не вправе вмешиваться в «ее дела»!

Сербия не может на глобальном уровне быть таким же игроком, как и Россия; не может даже быть внутри «суверенной», как эта мощная страна. Хотя, Сербия может попытаться стать самостоятельной и отказаться от слепого послушания и роли периферийного члена «евроатлантической семьи». Это не значит, что мы отречемся от европейской интеграции, но это будет нашим желанием показать, что мы хотим стать частью «североатлантического пакта», что мы не хотим быть рупором чужого политического курса, что не хотим верить в так называемую евроатлантическую идеологии! Но, чтобы достичь всего этого, часть политических и медиа-структур ведет процесс «евроатлантической» индоктринации - разорения наших традиций для «постройки» новой идентичности. Этому и служит антирусская риторика - сербов нужно отвратить от «плохого» примера и остановить налаживание тесных связей с Россией. В этом контексте необходимо рассматривать и отношение наших евроатлантистов к кириллице - все, что нас делает не похожими на Запад, нужно элиминировать; особенно когда речь идет о символической спайке с Россией.

В заключение, нужно сказать еще одну важную вещь. Антирусская кампания наших политических и медийных евроатлантистов, должна была послужить бумерангом. Они надеются, что их негативное отношение к России и русским, даже пусть это и не будет принято народом, возмутят русскую власть и СМИ. Что это отразится на отношении России и Сербии. Как следствие этого, налогоплательщики и финансисты наших евроатлантистов отделались бы от неприятного для них русского вмешательства в балканские дела. Тогда бы они могли закончить то, на что надоумили сербов, и в чем им мешает Россия. Зачем России помогать тому, кто ее даже не ценит? Я надеюсь, что хотя бы часть нашей сербской элиты будет иметь это в виду.

Русофобы не любят и Сербию

Русофобия не означает только страх по отношению к русским, она подразумевает и отторжение русского народа, ненависть к нему. Среди сербов очень мало русофобов; вопрос - есть ли они вообще? Те, которых гложет русофобия, по сути больше и не являются сербами; они утрачивают свои идентичность. Опросы этнической дистанции показывают, что даже сторонники ЛДП, по правилу, не настроены антирусски. Хотя, они высказываются против развития специальных связей Сербии и России, но у них нет ненависти к русским.

Русофильство означает любовь к русским. И нет сомнений, что многие сербы - русофилы - чувствуют по отношению к русским сильные симпатии, и считают, что с Россией нужно налаживать самые лучшие контакты. Между тем, среди сербов в наше время (а так было не всегда) немного русоманов. Под русоманией подразумевается иррациональная любовь к России; а национально ориентированные сербы (в чьих рядах находятся и русофилы), сербские интересы недвусмысленно ставят на первое место. Их чувство близости к России не входит в противоречеие с сербскими национальными интересами.

Мы и русские действительно близкие народы: во многом мы одного происхождения, у нас одна религия, и в прошлом нашего государства у нас в основном были хорошие отношения. Что еще важнее - сербы и русские считают друг друга братскими народами. Основываясь на этом, они могут развивать обоюдные плодотворные отношения и тем самым дополнительно «поливая» «Дерево дружбы». Тогда это будет позитивно закрытый круг, который сделает возможным усиление составляющих его элементов.

Хотя всегда нужно иметь в виду, что самые сильные спайки между народами - это нечто глубинное, архетипичное. Меняются и политические, и экономические интересы - но такие связи остаются! Изменялись системы и обстоятельства, но русский и сербский народ, иногда наперекор государственной политике, всегда чувствовал обоюдные симпатии. А наша дружба с французами, не основанная ни на каких глубоких связях, прошла так быстро, как будто ее никогда и не было. Страны ориентируются на свои собственные интересы, но на протяжении длительного времени ни одна сила не будет так дружественно настроена по отношению к нам, как Россия!

«Вы - русские? Можно, я рядом с вами посижу?» Человеку, который более 30 лет прожил в Латвии, в стране, граничащей с Россией, сложно представить такую ситуацию. Еще сложнее представить, что где-то за тысячи километров от России к тебе относятся заведомо хорошо, потому что ты - русский.

«В Сербии хорошо, там русских любят», - говорили мне перед отъездом. Представлялось, что «любят» - это когда ты не стесняешься и не боишься говорить о том, что ты русский. На деле же сербская братская любовь к России встретила меня с таким размахом, что порой происходящее походило на сюрреалистичное кино.

Первые полчаса в Сербии (аэропорт, пограничный контроль, багаж, автобус) сталкивают тебя с людьми, и ты думаешь, почему они такие отзывчивые, чего от тебя хотят, в чем подвох? Потом понимаешь - нет, они действительно такие, простые и открытые. Мы по инерции продолжаем ожидать, что если человек предлагает помочь тебе донести сумку, то он покушается на ее содержимое. Становится не по себе от мысли, насколько мы закостенели.

Братская любовь

Русских распознают сразу же и действительно радуются. Едем в автобусе, мой коллега уступает место женщине. Она говорит другой даме (по-сербски): «Смотри, какая у нас молодежь воспитанная!». Та ей отвечает с гордостью: «Это не наша молодежь, а российская!». В этот момент у одного из пассажиров звонит телефон. Рингтон - голос Левитана, «говорит Москва». Недоумеваем, но дальше - больше.

По долгу службы пришлось бывать на телевидении. Звонок в прямой эфир. С сильным акцентом, явно прилагая усилия, мужской голос говорит по-русски: «Спасибо вам за возможность услышать русскую речь». И кажется, что вот-вот заплачет. Это было основное его послание: он позвонил в эфир только чтобы сказать «спасибо».

Мы начинаем привыкать к тому, что можно смело говорить, что ты русский, и не бояться, что с тебя начнут спрашивать за «исторические ошибки» твоей этнической родины. К тому, что ты не просто можешь, ты должен общаться со всеми на своем языке.

«Я прекрасно знаю английский. Но зачем мы, братья, будем с вами на их язык переходить? Мы же и так друг друга можем понять?» - говорит сербский журналист. Говорит по-сербски, и действительно, все понятно и так. Здесь, конечно, любовь к русскому соединяется с нелюбовью к английскому.

«Вы русские?» - спрашивает продавец антиквариата на блошином рынке. - «Да». - «А можно вас на кофе пригласить? Я угощу!».

Нас трое, мы не говорим по-сербски, он не говорит по-английски (как и многие здесь, принципиально), и у него нет тайной мысли что-то нам продать. Он просто «хочет пообщаться с русскими». Это очень трогательно, но в конце концов накладывает ответственность. Когда в одном магазине на вопрос «сколько с нас?» ответили «с братьев денег не берем!», стало не по себе.

Коллеги позвали в небольшой город Прокупле (южная Сербия, население 27 тысяч человек). Приезжаем. Нас сразу же ведут в ресторан. У входа дети в сербских национальных костюмах выносят каравай и соль, словно это свадебное торжество.

Скромно садимся в уголок. Начинают приходить люди. Слышу: «А русские, где русские?!». Подходит женщина: «Вы русские? Можно я рядом с вами посижу?». Я рассказываю, что из Риги. Женщина: «Рига! У меня там подруга была, мы познакомились, когда были пионерами. У вас сейчас есть пионеры? Нет? Как жаль, как жаль».

Ностальгирующая по пионерам дама не выдерживает и встает тоже. И начинает: «Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была». Здесь я представляю, как Татьяна встречается с Евгением не 6, а 46 лет спустя. Недоумеваю.

Начинают произносить тосты. Каждый звучит как псалом. «Хвала вам, что храните вашу землю, хвала вам, что помните наше общее прошлое». Выпиваем. Некий серб зачитывает гигантский отрывок из прозы местного автора. Из того, что могу разобрать, - «Русь-матушка».

Тут появляется аккордеон. Харизматичные сербские мужчины исполняют «Катюшу», «Подмосковные вечера» и военные песни, советские. В этот момент нам кажется, что мы в фильме Кустурицы.

Сербия молодая

Предполагаю, что любовь к России связана у многих с ностальгией по своей коммунистической юности. Новое поколение выросло в этих семьях на этих же идеалах. Молодежь почти не говорит по-русски, но прекрасно понимает. И язык, и культуру.

Были с визитом в средней школе. Во время перемены по коридору шел мальчик, лет 13, напевал под нос «Не для меня придет весна» - как ни в чем не бывало. Ну, думаю, может, они на уроке музыки поют казачьи песни.

Прихожу в кафе.

Русская?- спрашивает бармен, молодой человек, и сразу переходит на смесь русского с общеславянским.
- Да.
- Санкт-Петербург? Нижний Новгород? Волгоград?
- Откуда знаете столько городов в России? И почему не очевидное "Москва"?
- У нас в школе хорошая география. А у вас на рюкзаке написано "Baltica".
- Рюкзак из Калининграда. А я из Риги.
- Ох, непростая история у Калининграда… Кстати, а почему люди из Эстонии такие медленные? Из-за погоды?

Кажется, в Сербии действительно хорошее образование. Бармен рассказал, что еще не успел посмотреть последний фильм Михалкова, но «Сталинград» Бондарчука ему понравился. Хотя, конечно, лучше «Андрея Рублева» Тарковского он ничего не видел.

В другой день и в другом месте спрашиваю, где ближайший магазин. Юноша отвечает: пойдемте, я вас провожу. Идем. Разговор по-английски.

Вы откуда?
- Я русская.
- Это я понял, я спрашиваю - откуда?
- Ой, вы знаете, я из Риги, это столица Латвии, но там живут русские…
- Да не надо мне объяснять, я хорошо помню историю, - этой фразой он мне делает выговор. - А здесь какими судьбами? Туризм?
- Нет, работаю на кинофестивале…
- О, российские фильмы! Это правильно. Привозите больше. А то нам кроме Голливуда ничего не показывают, надоела эта пропаганда. Мы же не дураки. Мы хотим и другую сторону жизни видеть.

Молодому человеку на вид не более двадцати лет, работает официантом. Чтобы не было иллюзий на счет образования, добавлю: по данным на 2013 года, высшее образование в Сербии получили только 10,59% населения. Поэтому познания в географии, истории, культуре, владение иностранными языками и хорошими манерами - заслуга основной школы.

«Мой сын, ему 13 лет, он страшный русофил», - рассказывает нам сербский знакомый. В этот момент я ловлю себя на мысли, что совершенно отчетливо ожидала услышать после «русо-…» привычное «…-фоб».

Задумалась: а как часто мне доводилось слышать слово «русофил»? Уж не впервые ли? Спросила у местных журналистов, есть ли в Сербии русофобы. Нет, говорят, что вы, конечно, нет. Есть просто фанатично любящие Россию и русских, а есть те, которым все равно.

Понимаю, что я впервые сталкиваюсь с этим явлением - «любовь к русским». И вместе с адаптацией (потому что это действительно непривычно) приходит вопрос: откуда это, почему, как и чем мы это заслужили?

«Не знаю, как объяснить, но мне это чувство очень нравится, - уверяет меня Зорица, учительница русского языка в школе города Прокупле. - Я русских очень люблю и считаю Россию своей второй Родиной.

Сначала люблю Сербию и свой сербский народ, а потом - Россию, русский народ и все русское. Это, наверное, на генном уровне. Столько общего между нашими народами! Связывает вера, внешность, история, культура, языки. Да мало ли еще что!..».

Русский - «невыгодный», но любимый язык

Русский язык в Сербии изучали как второй иностранный во всех школах, начиная с 1945 года. Сейчас ситуация сильно изменилась, русский конкурирует с французским и немецким языками в роли второго иностранного и заметно проигрывает.

Интересно, что изучение русского языка в Сербии более характерно для малых городов. Так, в городе Ниш (третий по величине город в стране, «южная столица») нет ни одной общеобразовательной школы, где преподают русский. А в ближайших малых городах Прокупле и Алексинац половина учеников выбирают русский.

В гимназии города Алексинац (население 17 тысяч) из 380 учеников русский изучают 105. В прошлом году был создан билингвальный русско-сербский класс с математическим уклоном: все предметы преподают на двух языках. Такого класса нет нигде в Сербии, более «русский» класс можно найти только в Белграде в русской школе при посольстве РФ.

В этом году благодаря программе ISEC в гимназии проходит педагогическую практику российская студентка. Несмотря на то, что это небольшой город, среди учеников гимназии есть и жители крупного Ниша.

«Число желающих учить русский сокращается, но у нас в городе, слава Богу, эта традиция сохранилась», - говорит Зорица. В школе города Прокупле, где она работает, обучается всего 500 человек, из которых половина с 5-го класса выбирает русский как второй иностранный.

«Почему выбирают? Потому что родители когда-то в школе тоже изучали русский, и у них хорошие воспоминания о русском языке, русской культуре, и они передают это своим детям, - продолжает Зорица. - Без политики нет ничего. В последние годы политика сильно повлияла на выбор родителями второго иностранного языка детей.

На протяжении долгих лет здесь идет пропаганда против русского языка. Политика у нас проевропейская, мы стремимся войти в этот Евросоюз, и нам все время говорят: да зачем вам русский, да с кем вы будете общаться на русском?

В СМИ почти никогда или очень редко передают русскую музыку или русские фильмы. Газет на русском не существует, насколько мне известно. И мы все время очень скучаем по русскому языку! Нам хочется быть ближе! Но как-то не получается: политика в этом сильно мешает».

Помимо политики, русский язык в Сербии объективно менее выгоден: найти работу с немецким, французским, итальянским куда проще.

«Да, появились некоторые русские деньги и русский бизнес. Так что это движется в лучшую сторону, но очень мелкими шагами, - делится Зорица. - Российские власти тоже должны что-то делать, вести свою пропаганду на русском языке, поддерживать русский язык».

Русский бизнес в Сербии оказывает незначительную поддержку русскому языку: так, «Газпром» оборудовал компьютерный класс в гимназии города Алексинац, где проводятся занятия по русскому, а «РЖД» организует ежегодный конкурс эссе на русском языке.

«Я учил русский в школе, и последний раз говорил по-русски 20 лет назад, можно мне пообщаться с вами?» - спрашивает Синиша, библиотекарь.

На прощание он мне говорит: «Если хочешь узнать мир, учи английский, если хочешь познать душу - учи русский».

Не знаю, это его личные соображения или народная мудрость, но из пословиц поразила другая, которую услышала от Зорицы: «На небе Бог, а на земле Россия, такая у нас есть пословица. Когда ребенок рождается, его поворачивают в сторону Востока, ведь там восходит Солнце, там - Россия. Но Россия - далеко, где-то там далеко. И мы все время скучаем по ней».

Зорица поделилась впечатлением других учителей: «У нас в школе учат и французский, и английский, и русский языки. И учителя заметили, что классы, которые изучают русский язык, куда прилежнее, коммуникабельнее и мягче, они всегда слушаются, там нет агрессии.

Мы думаем, что это заслуга именно русского языка, теплого и спокойного. Романские и англо-саксонские гены неблагоприятно действуют на наш славянский ген - разоряют и уничтожают. Таков опыт учителей, которые каждый день работают с детьми».

«Маниловщина»

«Не обольщайтесь, - сказал мне русский знакомый, давно проживающий в Белграде. - Эта «братская любовь» - сплошная маниловщина. Они к тебе тепло относятся, покуда ничего не надо делать».

Говорят, любовь к России свойственна в первую очередь патриотично настроенным сербам, а их большинство. Любят ли еще кого-то в Сербии, какие-то другие страны, национальности? Нет, по словам местных, только Сербию и Россию. Есть страны и нации, к которым относятся без пиетета? О, да.

Балканская история непростая, и отголоски былых (и существующих) конфликтов легко проявляются даже в быту. Например, сербы (а они известные кофеманы) варят традиционно кофе в турке, который в Белграде в меню будет значиться как «кофе по-турецки».


Но чем южнее, чем ближе к Турции, тем чаще «кофе по-турецки» превращается в «кофе по-домашнему». В городе Ниш (который был частью Османской империи) в одном из заведений на просьбу принести турецкий кофе официант с вызовом ответил, что по-турецки он мне ничего не принесет, но кофе по-домашнему с удовольствием сварит.

Разговаривая о сербском языке, одна дама мне заметила: «Черногория украла у нас язык! Они просто добавили две лишние буквы и объявили язык черногорским. Это плагиат». Создалось впечатление, что к ближайшим соседям, с которыми совсем тесные узы, тоже нет особенной любви.

Отдельно стоит отметить смешанные чувства по отношению к США. «Смешанные» - потому что ни с агрессией, ни с какими-либо прямыми обидами по отношению к Америке я не сталкивалась. Но и с почтением - тоже.

Память о недавней войне. © Фото автора.

Зато слышала воспоминания о войне. От молодых ребят («когда мой отец воевал» или «а мой не воевал»). От взрослых («…и вечером стали бомбить»). От жителей города, которые демонстрировали следы от осколков и пуль в стенах: в рамках каждой экскурсии по городу рассказывалось о потерях. «Эти дома называют «натовки», - показывал нам водитель новостройки. - Здесь все разбомбили в 99-м, и потом построили новый комплекс. В «натовках» хорошие квартиры».

«О-о, но это не любовь…»

В России мне часто задают вопрос: «Это правда, что у вас в Латвии русских не любят?». Я, естественно, смеюсь в ответ. Ну, что значит, любят-не любят. Все нормальные люди, все вполне дружно живут.

Однако мне не пришло бы в голову, зайдя в магазин и заговаривая по-русски, ожидать бурную радость. Наоборот, кажется, все стараются не педалировать национальные и языковые вопросы, обходить их: это темы неспокойные, деликатные.

После визита в Сербию представления о «любви» поменялись. Я не знаю, как и за что можно любить одну нацию, мне неловко, что кто-то мне рад только потому, что у меня родной язык - русский. Но думаю, что на фоне Сербии все же в Латвии русских не любят. Закрадывается: возможно, русских не любят и в России.

Русских любят, кажется, только в Сербии.

НЕМНОГО О СЕРБИИ И РОССИИ, А ТАКЖЕ ОБ ОТНОШЕНИИ К РУССКИМ В ЕВРОПЕ
(Приложение №3 к циклу рассказов "Бешенной собаке сто верст не крюк")

Как человеку уже немало поездившему по Европе (сначала через турагентства, а потом уже только самостоятельно), мне смешно и отвратительно читать интернет-откровения по поводу того, как там плохо относятся к русским, что нас в европейских странах считают людьми второго сорта и чуть ли не дикарями.
Для себя я уже давно сделал вывод, если кто-то возмущается или плачет по этому поводу, то одно из двух: либо этот "обиженный" субъект сам виноват в подобном отношении к себе (не надо просто вести себя как "тагил"), либо пишет кем-то с вполне определенной целью проплаченные тексты (что ещё омерзительнее).
Правда есть ещё один вариант: этот писака никогда вообще в Европе не был и пишет свой бред, основываясь на усвоенных им стереотипах многолетней давности, когда любой выезд русских за границу был для них необычайным приключениям, и соответственно их поведение было странным для европейцев.

Ни разу, ещё раз повторю для непонятливых, НИ РАЗУ мне не пришлось встретиться с какой-либо дискриминацией по отношению к себе на том основании, что я русский, ни в Испании, ни в Италии, ни в Греции, ни в Австрии, ни в Германии, ни в Чехии, ни в какой-либо еще европейской стране, которую мне удалось посетить.

За последние десять лет путешествий я могу впомнить лишь два случая, когда я почувствовал себя неудобно, да и то, один из них является скорее курьезным (да и во-многом я сам в тот раз несколько опростоволосился), а второй просто странным и неожиданным.

Первый случай произошел со мной в 2012 году в замечательном каталонском городе Таррагона.

Приехав в него уже в третий раз, и на этот раз специально для шоппинга, к которому я более чем равнодушен (мужчины, путешествующие с женами, меня, как я думаю, поймут), отправив жену с дочкой по магазинам, сам уютно расположился в одном из многочисленных летних кафе, где приготовился ждать их с покупками.
Как только ко мне подошел официант, я попытался сделать заказ на местном языке (ведь, как правило, аборигенам нравятся такие попытки). Но вот только я не учёл, что при этом я пытаюсь говорить одновременно на испанском и каталонском языках, употребляя в одном предложении и "пор фавор" и "сисплау", а также того, что официант, видимо, был ярым сторонником каталонской независимости. Поэтому, выслушав мой заказ, он на ломаном русском заявил: "Я понимаю по-русски, а вы говорите на смеси кастельяно и каталаны, так что, уж определитесь в том, на каком именно языке вы желаете разговаривать..."
Естественно, я смутился, перешел на русский, и на этом вся неловкая для меня ситуация закончилась. А обслуживание, как всегда, было на самом высоком уровне.

Второй случай произошел совсем недавно, на Главном вокзале Праги, когда мы покупали билеты в Дрезден.
Кассирша, к которой мы, прекрасно зная о том, что в Праге почти все работники государственных служб неплохо владеют русским языком, особенно ести им старше 40 лет, обратились по-русски, на чешском языке заявила, что она, будто бы по-русски не "розумие". Пришлось перейти на английский, который, однако, не очень "розумила" она. Может быть, у этой не слишкой молодой кассирши остались какие-то неприятные воспоминания о 1968 годе? Хотя в это время ни я, ни моя жена еще даже не появились на свет, поэтому какие могли быть к нам претензии?
Но тем не менее, мы не только получили свои билеты, но и подробное расписание "Прага - Дрезден - Прага", распечатанное этой "не понимающей по-русски" кассиршей, чего она вовсе не обязана была делать. Разумеется, за оказвнную услугу мы поблагодарили её по-чешски.

Вот и всё. Каких-нибудь других случаев я даже и припомнить не могу, поскольку их просто не было! А вот привести множество примеров благожелательного к нам отношения, и часто именно потому, что мы из России, я могу привсести огромное количество.

А вот теперь о том, как с отношением к русским и России обстоит дело в Сербии .

Неоднократно приходилось читать о том, что в Сербии к русским отношение особенное. И что стоит лишь вам на любой улице любого сербского города крикнуть: "Я - русский", так тут же к вам бросятся многочисленные местные жители с криками: "Брат! Дай я тебя обниму! Пойдем я тебя угощу и мы вместе с тобой станцуем наши сербские пляски в знак нерушимости вечной дружбы между Сербией и Россией!!!"

Так вот, это далеко не так.
Сербия, мягко говоря, страна не слишком богатая, поэтому на любых туристах, независимо от того, русские вы или "мускулистые новозелландцы", сербы стремяться сделать хоть какой-нибудь гешефт. И если получится, надуть вас по полной программе, несмотря на "братство русского и сербского народов" и общую православную веру. Но скажите мне, где это не так?

Конечно же, я не утверждаю, что сербы относятся к русским плохо! Более того, они к нам относятся очень хорошо, но никакого чрезмерного дружелюбия и желания немедленно побрататься замечено не было. Хотя, думаю, что это правильно. Ведь любое чрезмерное проявление дружелюбия отдает фальшью (те, кто сталкивался с "дружелюбием" турок и особенно египтян, меня поймут).

Удивительно, но даже в Белграде, вопреки нашим ожиданиям, нам не встретилось ни одного серба, который мог бы изъясняться на русском языке (в той же Праге с этим вообще нет никаких проблем). Да и английский у них здорово хромает. Хорошо, что моя жена Света неплохо научилась общаться на местном языке, иначе бы пришлось переходить к языку жестов.

Но зато особое отношение к России в Белграде встречается буквально на каждом шагу.

На любом лотке в центре Белграда, торгующем сувенирами, в изобилии магнитики, всячески подчеркивающие братство русского и сербского народов (а вот сувенирной продкуции о любви сербов к какой-либо другой стране замечено не было ни разу), повсюду футболки с изображением Путина (который выигрывает в этом отношении конкуренцию даже с Гаврилой Принципом и маршалом Иосипом Броз Тито).

Впрочем, сербов и Сербию понять можно.

Ни одна из европейских стран не являлась в Европе изгоем в большей степени, чем Сербия. И ни одна из всех стран в мире не сделала для Сербии больше, чем Россия. И то, что сербы об этом помнят, это о многом говорит!

Потеряв независимость вскоре после знаменитой Косовской битвы 1389 года, Сербия надолго попала под владычество Османской империи, а восстановление её суверенитета связано прежде всего именно с Россией. Первый шаг был сделан во время очередной Русско-турецкой войны 1806 - 1812 гг., в ходе которой сербы подняли восстание против турок, освободили от них Белград и тут же объявили, что они переходят под протекторат Российской империи. По итогам этой войны Сербия получила внутреннюю автономию, большего в этих условиях добиться было невозможно, ведь Бухарестский договор был заключен за месяц до вторжения в Россию наполеоновской армии.

Да и полную независимость Сербское государство получило также благодаря России, по итогам Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов.

Необходимо отметить и то, что в отличие от других "братьев - славян", Сербия никогда Россию не предавала, и никогда не воевала против неё, в отличие от, например, болгар, выступивших против России и в Первой и во Второй мировых войнах. Да и нынешнее поведение Болгарии ничего кроме презрения вызвать не может!

Особо стоит отметить и то, что именно в Сербии во время её оккупации нацистской Германией развернулось настоящее движение Сопротивления (а не раздутое западной историографией, как во Франции и других европейских странах), а таже то, что роль предже всего сербских партизан в освобождении своей страны, называемой тогда Югославией, была наиболее существенной, что сберегло многие тысячи жизней советских солдат.

И сегодня, когда отношения между Западом и Россией обострились до предела из-за предательства, казалось бы самого близкого к нам народа - украинцев, ни одно государство в мире, даже Белоруссия, кроме Сербии не перестает повторять, что "никогда Сербия, несмотря ни на какие угрозы ЕС, не согласиться ввести санкции против России", потому что.

Сегодня с болью в сердце многие из нас вспоминают события десятилетней давности: 24 марта 1999 года началась варварская американская агрессия против Сербии. Более двух месяцев «Милосердный ангел» парил над территорией Югославии, сбрасывая на города и села бомбы и ракеты. У меня перед глазами стоят кадры репортажа из Белграда в Великую пятницу: война, бомбежка, а сербы идут прикладываться к плащанице. Потом была Пасха, и вновь из «христианской» Америки на христианскую Сербию летели бомбы с надписями « Happy Easter !».

Осенью 2001 года между мастер-классами семинара по византийскому искусству в Новом саду мы ходили по этому, университетскому, городку и часто слышали такие комментарии: «а вот эти мосты, их бомбили американцы», «а там погибли дети, но зачем было убивать детей?»…. Из Нового Сада я отправилась в Белград. Словно во сне, поднималась от вокзала к центру города по разбитой улице, похожей на кадры из советских фильмов о Великой Отечественной войне, только всё было наяву. В том же 2001 году на конференции по Средним векам в Будапеште я не удержалась и спросила почтенного американского профессора – «Ну как же вы могли бомбить Сербию бомбами с пожеланиями «Счастливой Пасхи?!» В ответ он рассмеялся, думаю, от неловкости: «that’s amazing, я ничего не слышал об этом».

А может быть, правда, кто-то ещё не слышал о том, что несколько тысяч мирных граждан было убито, свыше 6000 ранены во время 77 дней агрессии НАТО; разрушены около 60 храмов и монастырей, 66 мостов, 16 вокзалов, 7 аэродромов, уничтожено и повреждено несколько тысяч хозяйственных и жилищных объектов (обзор гражданских последствий агрессии НАТО и разрушений на территории Югославии с 24.03.1999 по 08.06.1999 см. http://www.kosovo.ws/archive/destrlist.htm). Впрочем, о статистике натовской агрессии в эти дни и недели напишут многие. А мне бы хотелось поговорить о другом, а именно о любви Сербии к России, явлении, аналогов в истории межнациональных отношений не имеющем.

Если кому-то из вас уже довелось побывать в Сербии, вы с вдохновением приметесь рассказывать о том, что «так нас, русских, нигде и никто не любит». «Нас и руса триста миллиона», – улыбаются сербы и добавляют, – «а без руса пола камиона» (т.е. «а без русских пол грузовика»). Вспоминаю свою первую встречу с таким к нам, русским, отношением. Осенью 2001 года мне предстояло изучить несколько греческих рукописей в Белградской Национальной Библиотеке. В день приезда в Белград я оставила вещи в университетском общежитии и пошла в гости, в семью одного сербского профессора. Вернулась поздно, ключи от комнаты были заперты у консьержки, которая ушла ночевать домой. Окраина незнакомого города, темнота, холодно, друзей никого (есть телефоны профессоров, но ни звонить же им в столь поздний час!). Растерянно я брела по улице. «Эй, о чем ты там задумалась?» Я подняла глаза. На меня, улыбаясь, смотрела девушка. Пришлось на смеси русского, сербского и английского объяснять. «Сейчас мы домой пойти не можем, потому что у нас встреча клуба гусляров, но мы постараемся сегодня закончить пораньше, ты устала». Далеко за полночь мы добрались домой, в скромное и теплое жилище на другой оконечности Белграда. А после целых три дня Мила Котлайя (кстати, единственная девушка – гусляр в Сербии!) за руку водила меня по городу – и в библиотеку, и кофе пить… и всё потому, что я была гостем из России.

Итак, Сербия и Россия. Три диалога о любви из радиопрограмм, записанных в разное время в разных местах.

Диалог первый со славистом, председателем сербско-русской дружбы, членом Союза писателей России Ильёй Михайловичем Числовым: «Больших друзей, чем сербы, у нас нет» (Москва, Россия)

— Илья Михайлович, чем Вы можете объяснить такую невероятную, ничем не заслуженную любовь сербов к России? Кажется, логического объяснения тут нет?!

— Если говорить о любви Сербии и сербов к России, то ни в одной другой славянской православной стране мы не встретим к себе такого тёплого, родного, несмотря на расстояния, отношения. Собственно, Россия, Украина, Белоруссия – это единое целое, поэтому мы не говорим о частях единой неделимой России. А вот если взять братские славянские народы, то у нас нет бОльших друзей и братьев, чем православные сербы. И так было на протяжении всей сербской истории.

Связь Сербии и России начинается ещё со святого Саввы. Величайший святитель братской сербской земли принял монашеский постриг на Афоне в русском монастыре святого Пантелеимона. Позднее существенными были два южнославянских влияния на Русь, затем поддержка Россией сербских братьев и совместная их борьба на поле боя. Во всех войнах, которые вела Россия, сербы были её союзниками. Если взять новейшую историю, то не в качестве противопоставления и не для того, чтобы упрекнуть в чём-то других наших православных братьев – болгар, но информации ради заметим, что Болгария в двух мировых войнах оказывалась во враждебном лагере (хотя, конечно, против русских болгары никогда бы воевать не стали, поэтому немцы их ни в Первую, ни во Вторую мировую войну на Восточный фронт не отправляли). Воевали против нас православные румыны; они не были жестоким врагом, но как факт – воевали. А вот сербы всегда были с нами и даже в Русско-японскую войну: за тридевять земель находилась Япония от сербских границ, но одно из тогдашних сербских государств, Черногория, объявило войну Японии. Во Вторую мировую войну сербы подняли восстание в Герцеговине, а затем и в других сербских краях, едва узнав о нападении Гитлера на Советский Союз, который всегда считали Россией. По своей наивности они думали, что придёт конец немецкой оккупации и на балканской земле, потому что уже через 3-4 дня здесь появятся русские танки. Заметьте, когда Гитлер 22 июня 1941-го года напал на Россию, вся Сербия поднялась на борьбу с оккупантами. Вот значение русского фактора в сербском сознании!

Христос на небе, Россия на земле

Сербы всегда осознавали себя щитом России, в том числе и в эту последнюю войну 1999-го года. Вспомните надписи на сербских домах во время бомбардировок Белграда – «Русские, не бойтесь, Сербия с вами!» Здесь, конечно, был ещё и элемент вызова, то, что в сербской традиции называется «пркосъ», одного корня с русским словом «наперекор». Сербы всегда шли «наперекор» современному миру иллюзий. Именно к ним относятся слова Христа: «Не бойся, малое стадо». Сербы всегда были малым стадом и отстаивали истинную веру, но при этом, как сказал один сербский писатель: «Мы, сербы, всегда верили в двух Богов – в Христа на небе и православную Россию на земле».

Это трепетное, благоговейное отношение Сербии к России существовало во все времена, даже когда российские власти оказывались для неё, мягко говоря, не лучшими друзьями.

— Даже предателями!

Часто говорят о предательстве. Может быть, это и справедливо, хотя всегда нужно различать политиков и общество, государство и народ. Во времена Сталина и Тито политические отношения с Югославией (которую святитель Николай (Велимирович) называл величайшим сербским коллективным заблуждением) были очень плохими, но сербы всегда о России помнили, даже когда мы о сербах позабыли, и для нас существовала только Югославия и югославы. А сербы даже Советский Союз называли Россией. Именно тогда, во времена Тито, десятки тысяч сербов пострадали за свою верность России. Тито называл их сталинистами. Действительно, какой-то процент коммунистов среди них был. Большинство же составляли православные сербы, которые никогда не принадлежали к коммунистической партии, и выступали не за Сталина, а за Россию. Тито для того, чтобы скомпрометировать их, всех огульно записывал в сталинисты. И они страдали на Голом острове (аналог нашего ГУЛАГА, страшный концлагерь на одном из островов Адриатического моря), где тысячи людей умирали под палящим солнцем от непосильного труда и издевательств тюремщиков. Тогда в Югославии была развёрнута компания по борьбе с великосербским гегемонизмом, и любой серб мог стать её жертвой. Особенно это проявлялось на Косове. Интересно, что за несколько столетий турецкого ига православное сербское население всё-таки из Косова выдавлено не было, несмотря на турецкий и арнаутский террор, и составляло большинство ещё в 20-м веке. Но за несколько десятилетий господства в Югославии титовского богоборческого и антиславянского режима соотношение коренным образом изменилось. Именно тогда были заложены основы нынешней косовской трагедии. Тито и Моша Пияде сумели сделать то, что было не по плечу даже турецким насильникам.

Россия – подножие престола Господня

И каждый раз, везде и всегда, сербы вспоминали Россию. Взор косовских сербов был устремлён на Россию, а мы зачастую этого не видели и не понимали. Я должен со стыдом вспомнить такой эпизод из своей студенческой юности, когда мы посещали Косово ещё в советские времена. Это было уже после смерти Тито, но система ещё не сильно изменилась. В Призрене, в мечети, мы увидели человека, который пытался что-то сказать русским, а его всячески оттирали представители местной власти. Уже потом, спустя годы, я узнал, что мечеть эта была сложена из исполинских глыб разрушенного монастыря святых Архангелов, великой задужбины Душана Сильного, царя сербов и греков. И именно это хотел сказать серб людям из России, которые в то время не выделяли сербов в ряду других югославов. А они всегда о России помнили, даже тогда, когда титовский режим за одно упоминание России мог бросить их в застенки или сослать на Голый остров. Вот такое вот трепетное, благоговейное отношение, повторю ещё раз.

По словам сербского писателя: «Россия – подножие престола Господня», она была для них живым земным воплощением небесного идеала. Вот это отношение сербов к России, тем более, что никогда они не были от нас зависимы, не входили в единую социалистическую систему, не просились в состав Советского Союза. Хотя, с другой стороны, в новое время, когда Россия сама переживала и переживает не лучшие времена, и многие, в первую очередь, восточно-европейские страны (не народы, но их правительства), от неё отвернулись, сербы готовы были войти в состав союзных государств вместе с Россией и Белоруссией, аще возникнет таковое. Так что ничего не изменилось в Сербии со сменой власти. Нынешняя демократическая Сербия точно так же, как и Сербия Милошевича, точно так же, как Сербия под властью богоборческого режима Тито и Моши Пияде, синими очами Неманичей смотрит на свою старшую православную сестру Россию.

Диалог второй с тележурналистом Радмилой Войнович: «Всему миру светят русские, как ангелы» (Новый Сад, Сербия)

Впервые с Радмилой Войнович мы познакомились в монастыре Прасквица в Черногории. Однажды в жаркий день с моими спутниками зашли в прохладный византийский храм и попросили рассказать о нём находившуюся там сербку. Она начала свой рассказ, но быстро перешла на тему России. Вновь мы встретились уже в Новом Саду, где Радмила ведет православную рубрику на телевидении Нового Сада, пишет публицистические очерки.

— Вы часто пишете о небесной России…

Всему миру русские светят, как ангелы. Сейчас кто-нибудь скажет: ну что она вообще говорит? как она это видит, то, что не видим мы? А я в России именно это вижу. Все православные сербы – духовные граждане Святой России. У всех нас духовный паспорт России как духовной миссии для спасения человечества. Вот так мы понимаем Россию. У нас Россию называют «мать», потому что она – наша духовная мать (я говорю то, что думает народ). Сейчас либеральные «ценности» портят людей. Мы ведь знаем, что человеку всегда легче спускаться вниз, к греху, чем подвизаться ко Господу, восходить дорогой духовной в Царство Небесное. Россия даёт небесные ценности всем народам, поэтому для нас ценно и важно, что русские люди, монахи приезжают к нам.

Приезжайте, помогите духовно нашему многострадальному и многогрешному народу! В России много священнослужителей, которые воспитывают народ для Царства Небесного. Господь даёт разные послушания в жизни, но не забывать о Боге – это самое главное послушание. Россия – учительница для всего мира в этом смысле. Люди у нас видят в России стремление к чистоте, поэтому так и любят её. Мы – форпост России, русские патриоты. Так нас учили наши предки: если человек православный, служит Богу, готов отдать жизнь за Него – он «русский».

Диалог третий с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием: «Одна Церковь – одна душа» (Цетинье, Черногория)

В завещании (1830 г.) святого Петра Цетинского сказано: «Да будет проклят тот, кто покусится отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякий из вас, черногорцев, кто пойдёт против единоплеменной и единоверной нам России». Вот основа нашего единства – единоверие!

— Знаете, владыка, наверное, каждый русский человек, который приезжает в Сербию и Черногорию ощущает их в каком-то смысле продолжением России, потому что чувствует себя здесь дома …

— Это и есть дух Церкви Божией, которым мы дышим и в Сербии, и в Черногории, и в России. Чем ближе мы к этому духу Церкви, тем ближе мы друг к другу. Церковь пробуждает любовь и преображает нас, становится основной причиной добрых отношений. С другой стороны существуют исторические связи, подлинные, глубинные, идущие от святых Кирилла и Мефодия – эта особая сближающая нас славянская стихия.

— Владыка, будучи семинаристом в Белграде, Вы учились у русских профессоров — эмигрантов, встречались со священниками и прихожанами русской церкви Святой Троицы? Какие воспоминания сохранились у Вас о них?

С любовью вспоминаю своих милых профессоров: моего отца Павла, диакона, пусть мы и спорили иногда, но я ощущал, что он меня любит. Когда у меня были трудности (я уже окончил факультет), то понял, к кому надо обратиться за советом. Я написал ему письмо. И он мне сразу ответил. Сразу! Понял мою ситуацию. Отец Викентий преподавал у нас историю Церкви. Так он просто жил ею: рассказывал о Первом Вселенском Соборе, словно сам был его участником! И в Швейцарии я снова общался с русскими: помню отца Петра Парфёнова, царского офицера, владыку Антония (Бартошевича) и его брата Леонтия, они учились у нас, в Сербии, а потом были епископами Зарубежной Церкви. Владыка Антоний, когда видел меня, всегда шутил, вспоминая слова митрополита Иосифа из Закарпатья, сказанные между двумя войнами: «Мы – дураки сербы, и вы – сумасшедшие русские». Потом в Риме я встретился с Александром Солженицыным, его в то время выслали из страны, и подарил ему крестик с Афона со словами: «Александру-крестоносцу афонский крест». Потом он мне рассказал, что этот крест имел особую силу. Наш духовный отец архимандрит Иустин (Попович) исповедовался у митрополита Антония (Храповицкого), потом у отца Виталия Тарасьева в русской церкви Святой Троицы. Отец Виталий был в Белграде самым любимым священником и среди русских, и среди сербов.

Владыка, на Ваш взгляд, в чём истоки столь сильной любви Сербии и России?

Одна Церковь – одна душа. А страдания только помогают сблизиться нам, славянам, понять друг друга. Церковь Божия, словно печь, опаляя огнем Божиим, возрождает и исцеляет души. И дай Бог, чтобы расширялся и укреплялся дух всеправославный.

Фотографии А.М.Лидова, Л.Гачевой, А.Никифоровой.

ФОТО: Ловкий трюк жителя Ягодины для поднятия продаж в лавке.

2013 год

Судя по отзывам в интернете, складывается впечатление, что русские встречают особо радушное и теплое к себе отношение со стороны местного населения, но, как оказалось, это только часть общей картины, которая объясняется рефлексией особо внушаемых аборигенов на русскую речь в следствии декоративности представлений о России и ее людях, наделяющих последних особыми свойствами. Поверхностный туристический взгляд, по которому наиболее впечатлительные пытаются делать выводы о Сербии.

Встречаются, например, молодые сербы с наивными горящими глазами, восхищенные русскими, Путиным, Пугачевой и т.д.. Они не были в России, но уже "многое знают" из телевизора и интернета.

А также есть люди, поработавшие в СССР, которые не прочь с улыбкой повспоминать былое, не понимая, как изменилась жизнь в России, и как вовремя они вернулись на родину, сохранив положительные впечатления.

Если попадете в сельскую местность, готовьтесь к воодушевлению аборигенов и угощениям под национальный алкогольный напиток - «ракия», представляющий собой фруктовый самогон крепостью 38-46 градусов.

Знакомая семья из подобной сербской глубинки. Русская иммигрантка 15 лет проживает в Сербии: семья, дети, муж-серб, но уже плохо говорит по-русски. Кроме тяжелой жизни сетует на особое отношение сербов к русским женщинам, как следствие миграционной волны из России в лихие 90-ые. Автоматическое занесение тебя в представительницы древнейшей профессии не придает самоуверенности и комфорта. Аналогичное мнение о русских женщинах, к сожалению, на Кавказе и в других странах СНГ.

Переезд и интеграция в чужое общество - задача не простая, особенно без знания языка. Нужно сразу готовиться к некой неоправданности ожиданий, причем обоюдной, ведь о вас судят по статьям в газетах и слухам, а вы ожидаете привычных для себя реакций, которые могут не соответствовать местному укладу. Население любой глубинки не славится толерантностью и мыслит штампами, здесь - придешься ли ко двору. Русские, например, представляются как состоятельные и набожные путинолюбы, другое будет встречено косыми, недоумевающими взглядами. Если не готовы перенять образ жизни и мысли аборигенов, это серьезный повод призадуматься. Это не раз проверенно на горьком опыте и если нет уверенности, то жилье в крупном городе или пригороде будет неплохим решением, тем более если Вы коренной горожанин. Дача - другой вопрос.

После какого-то времени пребывания в Сербии, туристический глянец стирается и восприятие меняется. Становится понятно, что основная часть населения не выражает особого расположения, как в общении с местными, так и с иностранцами, особенно, если говорить на сербском.

Подкупает и умиляет привычка коренного населения везде и всюду проговаривать фразы «добрый день» и «всего хорошего», которые далеко не всегда несут соответствующее значение и больше используются как часть этикета. Не всегда, встретившийся улыбающийся продавец, служащий или прохожий желает хорошего и доброго, или желает помочь. Нередко сербская доброжелательность оборачивается обычным лицемерием.

В силу низкой квалификации работников сербских фирм, а также общей тенденции к получению прибыли любой ценой, которая не обошла и Сербию, порой приходится общаться на темы гарантийных или других обязательств с представителями организаций, которые, по понятным причинам, после дежурного лицемерного «добарданканья», начнут сочинять все новые причины для отказа и с наглой ухмылкой пожелают всего доброго. А факт вашего происхождения только усугубляет ситуацию. Для сербов, слова "русский" и "богатый русский" - синонимы, в чем признаются знакомые сербы.

О правах потребителя сербы узнали недавно. Созданы соответствующие организации, но права реализовать почти невозможно из-за низких зарплат и издержек на судебную тяжбу, чем сербские предприниматели успешно пользуются, да и сербская фирменная медлительность существенно сказывается во всем.

В целом, трудно не отметить общую безграмотность сербов в вопросах понимания происходящего в России, что первым делом ощущается в разговорах или комментариях к новостным статьям о России, которые сильно оторваны от реальности. Вносят свою лепту и сербские туристы, побывавшие неделю в Москве, проецирующие восторженные туристические впечатления на всю Россию. В результате чего складывается ложное представление о России и русских людях, о причинах иммиграции и инвестирования в Сербию. В их понимании, Россия - это большая Москва, богатая, самодостаточная страна в которой не может быть серьезных проблем, где московский уровень зарплат и пенсий, которые в 3-5 раз выше сербских. По их мнению люди априори не могут эмигрировать из такой страны по причинам социального или экономического характера, а приезжие из России расцениваются исключительно как туристы-толстосумы или богатые инвесторы-фирмачи. Это хорошо ощущается, когда очередной славянский брат избавляет ваш карман или сумку от портмоне, а полицейский инспектор разводит руками и жалуется на десятки каждодневных краж только в его районе. Русские, переехавшие в Сербию насовсем, вызывают у сербов искреннее недоумение, как можно было уехать из ТАКОЙ страны в какую-то Сербию.

Однако трудно судить людей за невежество, когда со всех подконтрольных СМИ транслируется одинаковая, выверенная, подготовленная информация, которая на фоне радостных возгласов глуповатых туристов становиться вполне себе правдой. Удивляет, насколько глубоко засела в умах сербов российская псевдореальность. Особенно поражает наивность довольно высокопоставленных чиновников, чья сущность должна бы обличать подобные вещи. Бессмысленно убеждать в обратном, описывать суровую реальность, в ответ звучит - "Не может быть! Да в России еще больше-лучше-качественней и т.д. чем у нас," или просто косой подозрительный взгляд.

Традиционно, в подобных странах думающих людей всего лишь считанные проценты, которые не поддаются общему дурману ангажированных СМИ и строят свое видение происходящего на фактах.

К счастью, носителей здравых, незамутненных взглядов по отношению к русским и России в Сербии достаточно. Трудно оценить их количество, но не сложно встретить в жизни. Как правило это представители сербской интеллигенции, адвокаты, люди, имеющие реалистичные понятия о России благодаря роду деятельности, которые не спешат высказывать свое мнение в атмосфере патологической русофилии. Внушают оптимизм подобные статьи сербских авторов, как "Лицо и наличие Путинской империи", .

Один из заметных, независимых и стойких островков сербского вольнодумия - e-novine.com , существование которого было очень не по душе всякого рода про-российским силам в Сербии (зажравшиеся попы, партии Dveri, DSS, шешелевцы, газеты и ТВ: Kurir, Srbin.info, rs.sputniknews.com, B92, Pink, RTS.., а также срощенный с властью крупный бизнес), затравившим и уничтожившим неугодное СМИ к июлю 2016 года.

Достаточно элементарного анализа и становится понятен смысл навязывания "братских отношений" между народами, один из которых, по фальшивым представлениям, превозносит русских, а другой даже не знает, где эта Сербия находится и принимает Белград за Белгород или какое-то балканское село. Ранее причинами этому были, теперь уже российский "NIS", бывший проект "Южный поток", "Газпром"..., а теперь...

Повсеместная агрессия России и её традиционное противостояние цивилизованному миру сделали Сербию ещё одним полем битвы, где "российские ценности" уже не просто повсеместно популяризируются "народом-богоносцем", а открыто пропагандируются и продавливаются в сербском, по своей сути, европейском обществе, ещё незнакомом с сущностью "русского мира". Прошлые парламентские выборы в Сербии (2014 год) прошли без тени какого-либо влияния или присутствия России, как указывается в исследовании Центра Евроантлантических Иследований, не было ни единой партии или движения. Теперь же, в 2016-ом, парламентские выборы стали своеобразным калейдоскопом для, вдруг появившихся в Сербии, многочисленных русских сообществ, объединений, движений, партий русских меньшинств(в которых и русских-то нет) etc, количество которых пошло на сотни, а источники финансирования неизвестны. Политика "братских отношений", приносяшая очевидные дивиденды сербской "пятой колонне", как хорошая платформа для обслуживания интересов "русского мира", внедрение которого провалилось у "братьев украинцев", вряд ли заслужит уважение сторонников евроинтеграции в сербском обществе, которых приблизительно столько же.

2014 год

С 2014 года ощущается усилившееся недовольство и озлобленность общества. Продолжающий падать уровень жизни делает свое дело. Временами не покидает чувство "дежавю", а, и без того, зыбкая грань между Россией и Сербией размывается. Возникает устойчивое ощущение медленного, но верного движения Сербии к российской модели общества со всеми вытекающими. И здесь, как и в других странах, приезжий может услышать в споре или от уличенного нерадивого служащего - "не нравиться езжайте в Россию" или некую вариацию на это.

2015 год

Если в 2014 чувствовалось некое напряжение и нездоровость, то сейчас, в конце 2015, эта зыбкая грань между Россией и Сербией и вовсе растаяла. Выходы из дома и общение с чиновниками, полицией или медицинскими работниками теперь ничем не отличаются от таковых в России - бардак, трата нервов и времени, отсутствие уважения. Хвалёное сербское понимание и доброжелательность по отношению к русским куда-то окончательно исчезли за прошедшие два года. Россиян уже прилично, и по ним, вероятно, судят о всех русскоговорящих мигрантах. Вероятно не последнюю роль сыграло и глобальное сокращение пенсий и зарплат по всей стране в 2015-ом. Всегда кем-то обиженные сербы открыто винят мигрантов во всех ухудшениях. Сербы - обычные, далеко не всегда понятливые и образованные люди и, вероятно, не стоит удивляться неожиданной неприязни или обычной зависти к априори "богатим русам", с которых грех не урвать.

Такое отношение к русским на фоне прославления Путина может показаться странным, но ответ скрывается здесь же. Это только культ личности, символ свободного мира, пример "честного" и "заботливого" правителя, защитника от "гнилого запада", а русским всего лишь повезло родиться рядом с Ним, в "Великой России", которых некоторые оценивают как предателей, бросивших свою страну в сложный час. На фоне ухудшения жизни сербская тяга к иллюзорному российскому "величию" только растет.

2016 год охарактеризовался дальнейшим ухдшением во всех видимых сферах. Этот тренд остался и в 2017 -ом. Нелепо растущие цены и налоги в атмосфере безработицы, где каждый со школы готовиться к иммиграции в Германию и Австрию, ухудшение качества продуктов, тотальная коррупция, безысходность. Всё это не лучшим образом сказывается на народе, и без того, не блещущим особой культурой среди европейцев. Озлобленность, отчужденность и безразличие всё больше в себской жизни. Иммигранты, ищущие в Сербии некой цивилизованности или культуры, жестоко разочаруются. Упал уровень жизни, а вместе с ним исчезли и зачатки европейской культуры. Всё это происходит на глазах в течении последних лет и вызывает сильную озабоченность. Жить во второй России нет никакого желания. При этом часть населения и правительство декларируют свою приверженность русским идеалам и стандартам. Под видом привлечения инвесторов распродется все имущество и природные ресурсы страны, преимущественно русским. Проходят преступные сделки (вроде продажи NIS) и междусобойчики без оглядки на сербский народ. Саботируется интеграция Сербии в Евросоюз. Представители нынешней сербско власти развязывали войны девяностых в Югославии, вершили истребление и геноцид братских народностей под националистические и патриотические призывы. И сегодня эта власть в парламенте призывает к конфликтам и нетерпимости, замыливая реальные потребности граждан. Причем альтернативных настоящих проевропейских лидеров нет. Всё это видят и понимают сербы и их недовольство вполне оправдано. Многие говорят, что с вхождением в Евросоюз многие страны не стали жить лучше. Это правда, на то есть причины. Это страны со слабой экономикой и сильной клановой властью, плюющей на своих граждан, вроде сербской или российской. На примере Сербии виден процесс евроинтеграции. ЕС выделяет огоромные суммы на модернизацию и безвозмездно ссуживает на многие нужды. Однако изменений за эти годы не видно, и представители еврокомиссии на это уже открыто указывают. Как думаете, что будет с такой страной после вхождения в ЕС? Правильно, - вторая Румыния, где даже цыгане хотят избавиться от текущих властей, или Болгария. Общество таких стран не в состоянии привести новых лидеров, а актуальная власть легитимна и поддерживается большой частью населения, раз за разом покупающегося на популистские лозунги. С этой позиции и Сербия выглядит не очень привлекательно, особенно в плане перспектив после вхождения в ЕС. Их может и не быть, а использование Сербии в качестве перевалочного пункта тоже не очень перспективно, ведь даже разрешение на постоянное место жительство часто выдается только после 10 лет беспрерывного проживания в стране, хотя по закону это пять лет.