ФАКТ
Крупнейшее в истории крушение поезда произошло 6 июня 1981 года в индийском штате Бихар. При переезде через реку Багмати семь вагонов пассажирского поезда были сброшены ураганным ветром в воду. В катастрофе погибли от 650 до 800 человек - точнее установить не удалось, так как неизвестно, сколько вообще человек ехало в этом поезде.

ЭКСПЕРТЫ:

Заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, спасатель международного класса.

Каскадер-постановщик автомобильных трюков, член Ассоциации каскадеров России.

Референт пресс­службы ГУОБДД МВД Российской Федерации.

БУДЬ ГОТОВ К БИТВЕ ЗА ЖИЗНЬ

1. В первую долю секунды порадуйся, что ты едешь на нижней полке в купе вагона, находящегося примерно посередине состава, - ведь это самое безопасное место в поезде, который сходит с рельс.

2. Упади (нежно) на пол, покрепче схватись за ножку откидного столика, упрись во что-нибудь ногами. Постарайся, чтобы твоя голова была как можно больше защищена поверхностью столика - это спасет от посыпавшихся с полок вещей.

3. Дождись полной остановки поезда. Не стоит вскакивать после первого удара - возможно, что за ним последует еще несколько сильных толчков.

4. Разбей окно. Но сначала закрой двери купе, если это еще возможно - чтобы вероятный пожар не затянуло в твое пространство вместе со сквозняком. «И не пытайся высадить стекло кулаком или локтем, - советует Андрей Легошин из МЧС. - Сделать это можно только тяжелым предметом - чемоданом, оторванным металлическим поручнем. Можно также вырвать из креплений откидной столик». Справившись с окном и очистив проем от стекла, прыгай из вагона.

5. Только убедись сначала, что ты прыгаешь не на соседние пути. Будет глупо, если тебя размажет по корпусу встречного локомотива через секунду после предполагавшегося спасения.

6. Оказавшись на земле, передвигайся маленькими шажками. Если токонесущий провод поврежден и лежит на земле, вокруг него может образоваться так называемое шаговое напряжение, в сырую погоду пронизывающее почву в радиусе 30 м вокруг источника тока. Но даже в этом случае эвакуация возможна, если твои шаги будут существенно короче критических 60-70 см - так ты не замкнешь своими ступнями «минус» и «плюс».

7. Отойди от вагона на безопасное расстояние. При крушении поезда на путях могла оказаться какая-нибудь горючая жидкость, опасайся взрыва. Но не убегай в панике в лес, держись в пределах прямой видимости от поезда - так ты не пропустишь триумфального появления спасателей.

ФАКТ
В 300 тонн тротила была оценена мощность взрыва, который 4 июня 1989 года привел к крупнейшей в истории СССР и России железнодорожной катастрофе. В тот день из поврежденного трубопровода «Западная Сибирь - Урал - Поволжье» несколько часов подряд вытекали пропан, бутан и другие легковоспламеняющиеся газы. Они образовали газовое «озеро» в низине в 900 м от Транссибирской магистрали. Неизвестно, из-под колес какого поезда вылетела искра - следовавшего ли из Адлера в Новосибирск или обратно, - но именно в момент встречи составов и прогремел взрыв. Только по официальным данным, погибли 575 человек, 623 человека стали инвалидами (всего в поездах следовали 1284 человека).

ПОЖАРНЫЙ СЛУЧАЙ

Если поезд идет себе, как и шел, но в твоем вагоне запахло паленым. Что делать?

1. Не вздумай прыгать из несущегося на полном ходу состава. Даже обычные поезда в России движутся со скоростью до 140 км/ч - если тебя не шарахнет о столб электропередач, то удар о землю точно окажется смертельным.

2. «В случае, если в поезде прозвучал взрыв или загорелся один из вагонов, но состав все еще движется по рельсам, прежде чем дергать стоп-кран, убедись, что поезд находится не в туннеле и не на мосту, - советует Андрей Легошин. - В обоих случаях эвакуация пассажиров будет затруднена, а плохо проветривающийся туннель еще и наполнится ядовитым дымом».

3. Замотай лицо мокрым куском ткани. Внутренние пространства вагонов российских поездов обычно облицованы малминитом - этот материал сам почти не горит, зато при высокой температуре выделяет токсичный газ, для отравления которым достаточно 3-4 вдохов.

4. Беги в вагоны, не тронутые огнем. Но плотно закрывай за собой двери при переходе из вагона в вагон, чтоб ограничить распространение пожара.

ФАКТ
27 марта 2001 года поезд со станции Варв (Валлония, Бельгия) по неясным до сих пор причинам пошел в рейс на красный свет. Валлонец-диспетчер тут же позвонил коллеге на следующую станцию и по-французски потребовал, чтобы тот остановил встречный состав. На беду, следующей станцией был фламандский Лувен, где говорят только на нидерландском языке. По правилам железнодорожной компании диспетчеры должны владеть и тем и другим государственным языком Бельгии. Но тут правила выполнены не были. И пока два плохо образованных диспетчера ругались друг с другом каждый на своем языке, поезда на полном ходу врезались друг в друга, унеся жизни 8 человек.

ЖИВУТ ЖЕ ЛЮДИ!

Старинная военная примета гласит, что снаряд дважды в одну воронку не падает. Однако 35-летняя гражданка России Наталья Новикова это правило опровергла на собственном примере. 13 августа 2007 года «Невский экспресс», в котором ехала Новикова, в результате теракта сошел с рельсов. Обошлось без жертв, сама Наталья отделалась ушибами, ссадинами и нервным срывом, после которого долгое время не могла даже смотреть на несущийся поезд. Однако, работая на два города, Новикова усилием воли смогла побороть страх - чтобы 27 ноября 2009 года оказаться в перевернувшемся втором вагоне злополучного «Невского экспресса», который снова был взорван террористами. В этот раз для Натальи все закончилось серьезнее: переломом руки и тазобедренных костей. «От смерти меня спасло то, что я вцепилась в спинку впереди стоящего кресла и фактически им прикрылась», - вспоминала Новикова в интервью петербургскому телеканалу «100 ТВ». Всего в том поезде ехали 682 человека, погибли 28 из них.

СТАТИСТИКА РИСКА

В 2001-2011 годах во всем мире произошло 17 крупных крушений поездов, в которых погиб 1551 человек, 32 из них - в России. Для сравнения, ежегодный оборот российских железных дорог - более 1,3 млрд билетов.

От катастроф не застрахованы и поезда, причем трагедии случаются даже в самых, казалось бы, безопасных местах. Даже в Японии, в стране, где техника, в том числе и транспортная, находится на самом высшем уровне, случаются всевозможные транспортные катаклизмы. Так, например, 3 мая 1962 года в Токио столкнулись сразу три поезда, в результате чего погибло 163 человека.

Если человек стремится обезопасить себя во время железнодорожного путешествия, ему в первую очередь необходимо сохранять спокойствие. Не зря народная мудрость гласит, что то, чего человек боится больше всего, как правило, с ним и случается. Поэтому пассажиру необходимо выбросить всякую мысль из головы, касающуюся возможного возникновения какой-либо трагедии. От того, что человек будет постоянно думать о неприятностях и пугать себя аварией, ничего не изменится, а путешествие будет омрачено беспочвенными страхами и сомнениями. Ну а если уж поезд сойдет с рельсов, то здесь важно действовать, согласно обстановке.

Если происшествие произойдет недалеко от какого-нибудь города или населенного пункта, то, скорее всего, помощь придет довольно быстро, но и в этом случае оставшиеся в живых пассажиры, не получившие серьезных ранений, должны, конечно же, внести свой посильный вклад в спасение других людей, которым повезло в этой катастрофе меньше. Очень часто в результате железнодорожных аварий возникает пожар, который также желательно побыстрее потушить.

Даже в сложной ситуации пассажиры должны сохранять спокойствие и не поддаваться панике. Беспорядочные действия на грани истерики только помешают спасателям заниматься своим делом. Если человек чувствует, что его захватывает страх, с которым он не в силах справиться, ему необходимо немедленно переключиться на проблемы других пассажиров. Если он оглянется кругом, то наверняка увидит людей, которые находятся в более жалком состоянии, чем он сам. Безусловно, в этот момент многим будет требоваться помощь, поскольку если медики и прибудут на место происшествия, они не смогут сразу всех обслужить. В первую очередь врачи начнут спасать тяжелых пострадавших, а остальным могут помочь уцелевшие в катастрофе пассажиры.

Если трагедия произойдет далеко от населенных пунктов, то роль спасателей придется взять на себя оставшимся в живых не раненым или легко раненным пассажирам. В этом случае кому-то необходимо будет взять на себя роль лидера, что происходит обычно спонтанно, и руководить всей операцией по спасению пассажиров. Безусловно, все участники трагедии должны сохранять самообладание и если не в силах помочь, то по крайней мере не мешать это делать другим. Не стоит в спешке вытаскивать свои вещи, бросаясь за ними в огонь. Ведь в этом случае человек, уцелевший во время самой катастрофы, может легко погибнуть из-за каких-то вещей. Все можно приобрести вновь, кроме человеческой жизни, поэтому не стоит рисковать ей ради каких-то вещей или бумаг, пусть даже важных.

В первую очередь с места трагедии должны быть эвакуированы дети и тяжело раненные, далее старики и женщины. Рассаживаясь в автобусы, которые вывезут всех с места трагедии, пассажиры также должны сохранять спокойствие. Ведь все уже случилось, и от того, что на насколько минут кто-то раньше попадет в город, едва ли что изменится. Обычно о крупных происшествиях на дорогах тут же сообщают по средствам массовой информации, поэтому если с начала трагедии уже прошло несколько часов, то, попав в город, обязательно позвоните своим родственникам и успокойте их, что с вами все в порядке. Это очень важно, ведь, как правило, люди переживают за своих близких, именно в такие моменты у пожилых людей случаются сердечные приступы и инсульты, поэтому чем быстрее они будут предупреждены, что опасность миновала, тем лучше.

Вопросов связанных с ЖД очень много, то ломик хочется бросить в туалет, то вагон пустить под откос интересно, по поводу стоп крана я вообще молчу. Вот сегодня рассмотрим, что будет если лечь между рельсов.

Оговорюсь сразу – проверять это никому не рекомендую. Во-первых, не факт, что экспериментатор выживет. Во-вторых, пожалейте машиниста, это ж какой стресс проехать над человеком (или по человеку). А, в-третьих, если человек и выживет, то может потом загреметь в места не столь отдаленные.

Метро

Начнем с метро. С метро все более-менее просто. Там на станциях специально делают углубления в виде канавы, в которую рекомендуется лечь человеку, если он упал на рельсы. Это техника безопасности. Человек может упасть на рельсы случайно, спрыгнуть за какой-то вещью, его могут столкнуть…


При падении на путь, если нет поезда, необходимо идти вперед по направлению движения поезда. Постараться успеть дойти до границы станции, где поезд гарантированно остановится. Если такой возможности нет, необходимо лечь в лоток между рельсами лицом вниз и головой по направлению к поезду.

Почему важно лечь именно вперед ногами? Чтобы поток воздуха от поезда обдувал человека, не приподнимая его одежду. Лицо должно быть внизу, чтобы не видеть приближения поезд и инстинктивно не вскочить в попытке убежать.

После остановки поезда не пытаться выбраться самостоятельно. Дождаться, когда будет обесточен контактный рельс и когда вам помогут.

Железная дорога

С наземными поездами все сложнее. Там нет углубления между рельсов. Если отвечать на поставленный в заголовке вопрос коротко, то…

Человек выживет, если с поездом все в порядке. Но если вдруг есть какие-то неисправности в подвагонном оборудовании, то все может закончится плохо.

Да, габариты вагона таковы, что человека под поездом ничто не заденет.

В Сети есть много видео горе-экспериментаторов, которые ложились под поезд. Их не жалко, хотя они и выжили, жалко машинистов, которым пришлось это пережить.
Так что же с подвагонным оборудованием? Вообще, существует установленные габариты подвижного состава снизу. Но иногда бывает, что какое-нибудь крепление, люк, тяга, могут отвалиться и смертельно травмировать человека под составом. Поезда регулярно проверяются на наличие подобных неисправностей. Но тут уж как повезет…

Что касается правил безопасности, то в случае с железкой, если на вас несется поезд, лучше постараться успеть соскочить с рельс, чем лечь на них. Тут не метро, и убежать можно примерно за то же время, что и правильно упасть на пути.

Современные поезда сильно превосходят своих прадедов: они более длинные, более грузоподъемные и быстрые. Однако они так же имеют колеса из стали с характерным ободком скраю и движутся по рельсам из чугуна, вылитым в виде римской единицы. Колеса состава на внутренней стороне имеют дюймовый выступ, что позволяет поезду удерживаться на прямых и закругленных частях рельсов. Рельсы и колеса настолько точно подогнаны один к одному, что обладают очень низким коэффициентом трения – если груженый сорокатонный состав пустить со скоростью в 100 км\ч катиться по инерции, то он преодолеет порядка 10 км до полной остановки. При том, что аналогичного веса грузовик остановится уже через одну милю.


Упругость рельсовой опоры

На гравийном основании лежат шпалы из дерева или бетона, на которых длинными болтами, пропущенными через пружинные скобы, закреплены рельсы. Это упругое крепление обеспечивает более мягкую езду.

Стык рельсов

В стыке 12-и метровых рельсов имеется маленький зазор, позволяющий им расширяться в теплое время года. Специальная рельсовая накладка соединяет соседние участки рельсов. Однако стоит заметить, что на современных железнодорожных линиях рельсы сваривают в единое полотно.

Тяга

Поезд всей своей тяжестью давит на полотно. Благодаря силе трения между колесами и железнодорожным полотном, поезд может двигаться на ровных местах и подъемах.


Пути для обгона

Для перехода состава с одной колеи на соседнюю, необходимо заставить совершить этот переход его колеса. Для выполнения этой задачи используют специальные железнодорожные стрелки. Направляющие рельсы вынуждают состав пересечь крестовину (место, встречаются колеи).

relsy4.jpg

Движение на поворотах

Когда состав преодолевает поворот, на него воздействует центробежная сила, что стремится вытолкнуть состав с путей. Чтобы противостоять этому, внешний рельс закрепляют выше внутреннего, что называется "наклон виража". Он помогает поездам преодолевать повороты без снижения скорости.

Провес

На поворотах пути между рельсами создают большее расстояние, чем на прямых частях полотна. Благодаря этому уменьшается трение, действующее на колеса, и уменьшается рельсовый износ.

Тележки

Колеса поезда присоединяются к тележкам – независимым платформам, имеющим подвеску. У каждой тележки имеется две пары колес. При этом сами тележки имеют возможность вращаться, благодаря устройству, именуемому «подпятник». Эта система делает движение поезда плавным, когда он преодолевает закругления. Все это позволяет сделать движение состава более мягким.

Причиной железнодорожной катастрофы в Подмосковье стал так называемый «выброс пути». Об этом рассказал агентству «Интерфакс» источник в РЖД. Выброс пути — это когда из-за перепада температуры деформируются рельсы и раскалываются шпалы.

Авария произошла в половину первого дня в Наро-Фоминском районе. Столкнулись грузовой поезд и пассажирский состав, только выехавший в Кишинев из Москвы. В результате катастрофы погибли 6 человек, еще 30 получили ранения различной степени тяжести. В основном это граждане Молдавии.

Владимир Путин, который находится сейчас в Китае, пообещал помочь всем пострадавшим и их семьям. Известие о катастрофе пришло во время встречи Путина с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном.

Сейчас движение поездов в районе аварии частично восстановлено. По железнодорожному пути уже ходят поезда. Но представители следственного комитета продолжают работать на месте катастрофы.

С начала этого года в России произошло уже более десятка железнодорожных катастроф. География самая разнообразная: Московская область, Татарстан, Челябинская область, Хабаровский Край. И главный участник всех этих аварий один и тот же - грузовой состав. С начало 2014года и до сегодняшнего дня, до железнодорожной катастрофы по Наро-Фоминском, эти происшествия не уносили человеческие жизни.

5 февраля около Кирова с рельсов сошли 19 вагонов грузового состава - 8 с углем и 11 с газовым конденсатом. Пожар не могли потушить несколько дней. Жителей близлежащих домов эвакуировали, в интернет попали десятки «эффектных» роликов с места события. Комиссия Горьковской железной дороги пришла к выводу, что электровоз и железнодорожное полотно были исправны, и причиной аварии назвали нарушение геометрии колесной пары.

Меньше, чем через неделю, 12 февраля, крушение товарняка происходит уже около Златоуста Челябинской области. С путей сошли 30 вагонов с углем. Было серьезно повреждено около километра рельсов. Предварительная причина аварии - плохое состояние путей. В тот же день в Амурской области вагоны одного товарняка зацепили на ходу другой. Вагоны сошли с рельсов вроде как из-за излома боковой рамы - части тележки, на которую и устанавливается вагон.

Еще одна авария в феврале в Приморье, четыре — в марте (Еврейская автономная область, Хабаровский Край, Башкортостан, Забайкальский Край).

25 апреля в Менделеевском районе Татарстана состав с пустыми цистернами сталкивается с легковым автомобилем. 20 вагонов сошли с рельсов, некоторые из них вообще перевернулись. Каждое это происшествие приводило к задержке чуть ли не десятков поездов, которых отправляли в объезд или их пассажирам просто приходилось очень долго ждать.

Причиной нынешней катастрофы в Наро-Фоминске, как сообщает пресса, мог стать лопнувший рельс или поломка оси грузового состава или боковой рамы тележки. То есть виновным итоге могут назвать оператора перевозки железнодорожных грузов, которому принадлежал состав.

Ольга Лукьянова, председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава согласна, что в последнее время происшествия с товарными поездами стали случаться чаще, чем раньше. Она объяснила «Дождю», почему так происходит.

Ольга Лукьянова, председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава: Когда это удаленный участок, специалисты РЖД быстро выехали и могут списать на излом боковой рамы, а на самом деле - плохое состояние пути. Комиссия самих представителей РЖД. Это мы наблюдали. Мы общаемся с рядовыми сотрудниками РЖД. И очень часто умалчивается истинная причина транспортных происшествий. Сейчас есть опять попытка перенести причину на излом боковой рамы. РЖД изначально существовали как инфраструктурная компания. Сейчас они стали перестраиваться и работать в другой области. Стали заниматься логистикой, перевозками. Мы считаем, что нужно сначала навести порядок с инфраструктурой, а потом уже заниматься другими направлениями работы.

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников