Собор Спаса на Крови - это одна из самых главных достопримечательностей Петербурга. Его построили при драматических обстоятельствах, а история храма стала не менее трагичной. Какие мифы и легенды связаны со знаменитым собором - узнавайте в материале портала «ЗаграNица»

1

Кровавая мостовая

Ни для кого не секрет, что Спас на Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III приказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте большой храм. Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Подводные кресты

По легенде, во времена революции жители города сняли со Спаса кресты и опустили их на дно канала Грибоедова. Это было сделано для того, чтобы спасти убранство храма от большевиков. Когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, отыскать кресты никак не удавалось. Случайный прохожий подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать кресты в канале. Рабочие решили последовать совету. Ко всеобщему удивлению они нашлись именно там.


Фото: shutterstock.com 3

В 1970 году началась реставрация храма Спаса на Крови и были установлены строительные леса. Но процесс надолго затянулся, поэтому жители города привыкли к виду храма, окруженного лесами. В итоге петербуржцы придумали пророчество: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса на Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

Блокадный морг и «Спас на картошке»

В военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме: где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас на Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, что подтверждало его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей: некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом на картошке». По окончании войны храму Спаса на Крови опять-таки не вернули религиозную функцию, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого оперного театра, который нынче известен как Михайловский.


Фото: shutterstock.com 5

Крупнейшая коллекция мозаик

Один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция работ, над которыми трудились такие знаменитые русские мастера, как Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит отметить, что мозаики - основной декор храма, даже иконостас Спаса на Крови мозаичный. Именно из-за такого обилия настенных узоров и затянули открытие храма на долгий период - 24 года.

Нумерология и нехристианская символика

Экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что совпадает с годом гибели Александра II. А еще одно число - 63 м - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на Крови венчает вызолоченная царская корона.


Фото: shutterstock.com 7

Таинственная икона

Кроме рассказа о знаменитом призраке набережной канала Грибоедова бытует еще одна мистическая и таинственная легенда: якобы под крышей Спаса на Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953 и другие. Считается, что она обладает силой и способна предрекать поворотные даты в истории России, ведь на полотне уже сейчас можно разглядеть и другие нечеткие силуэты чисел: возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

Защищающий храм

Сразу после освящения храма Спаса на Крови стали появляться мистические легенды. Простой люд искренне верил, что новый собор сможет уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор:

Спас, Спас на Крови!

Спаси нас, спаси!

От дождя, от ножа,

От волка, от дурака,

От ночной мороки,

От кривой дороги…


Фото: shutterstock.com 9

Нерушимая церковь

Еще одно поверье, которое до сих пор не нашло опровержения - что этот собор невозможно разрушить. Одним из ярких примеров, подтверждающих легенду, является история о том, как в 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса на Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В Санкт-Петербурге, у самого края набережной канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), отражаясь в его водах, рядом с Михайловским садом высится уникальное по красоте здание храма Воскресения Христова.

Значение храма

Храм знаменует мрачное событие в истории России – убийство императора Александра II . Несмотря на это, собор – не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь. Праздничный и яркий, будто сказочный терем, в память о невинно пролитой крови собор именуется Спасом на Крови.

Пестрым хороводом глав и живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и древнерусскими формами собор вступает в неожиданный контраст с окружающей архитектурой, вселяя в людей радость и веру в лучшее. На фоне строгих зданий Северной столицы собор кажется игрушкой.

Царь-освободитель

Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

1 марта 1881 года народовольцы взорвали карету возвращающегося домой императора. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты посмотреть на тех, кто покушался на его жизнь. В это время никем не замеченный террорист Игнатий Гриневицкий кинул бомбу, оторвавшую царю ноги. Через несколько часов государь скончался.

Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое погибли на месте. Террорист Гриневицкий умер в больнице от ран через несколько часов после смерти Александра II. Организаторов теракта приговорили к смертной казни через повешение.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник , храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами , цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня , сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых . Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Внутреннее убранство собора

Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств.

Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангелийские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением.

В центральной части собора – мозаичные иконы , отображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества до чудесных деяний, сотворенных при земной жизни. Над алтарем на золотом фоне – две иконы «Спас в силе» и «Христос во славе».

При открывании царских врат из серебра, украшенных эмалью, – в золотом сиянии образ Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла. Над иконостасом – мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника Беляева.

В полусфере центрального свода, перед алтарем, расположена икона «Преображенье Господне». Христос предстоит перед учениками в золотом божественном сиянии, его окружают пророки Илия и Моисей, рядом ученики – апостолы Петр, Иаков, Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода – икона «Христос Вседержитель» , выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и рисунку.

Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Сень и иконостас – гордость храма

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использованы полудрагоценные камни:

  • уральская яшма;
  • мрамор;
  • порфир;
  • лабрадорит;
  • орлец;
  • порфир;
  • змеевик;
  • горный хрусталь;
  • топазы.

Спас на Крови – единственный православный храм, где просят не зажигать свечи : огонь закоптит уникальные мозаики. По-особенному торжественно с оттенком светлой грусти смотрится убранство сени над местом смертного ранения императора. Сень – резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы.

Здесь хранятся фрагменты Екатерининского канала с булыжной мостовой, тротуарные плиты и решетка, неизменно сохраненные с того времени, как на них пролилась кровь Александра II. Напротив – окно, через которое льется свет на памятное место. Над окном – икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна изображение ангела-хранителя царя и его небесного покровителя Святого благоверного князя Александра Невского.

Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Распятие, установленное здесь, всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку сени потрачено почти столько же средств, сколько на создание остального храма.

Центральный иконостас , выполненный по проекту архитектора Парланда, – мастерство итальянских камнерезов. В центре – царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам – три резных колонны, каждая – с неповторимым узором.

Солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен выполнены из зеленого мрамора. Справа и слева от царских врат – иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка – из итальянского мрамора разных оттенков от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева.

Драматические годы Спаса на Крови

Собор не планировался для массовых посещений, прихожане приходили по пропускам. Здесь ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили отдельные богослужения памяти Александра II, но не крестили и не венчали: храм не являлся приходским. После революции при храме Воскресения Христова организовали приход, а в октябре 1930 года закрыли и решили разобрать.

Великая Отечественная война приостановила разрушение храма. Во время ленинградской блокады собор стал моргом , сюда привозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев.

После 1945 года в бывшем храме, арендованным Малым театром, хранили декорации к спектаклям. В 1956 году принято решение взорвать храм, которое отложили на неопределенное время.

В 1961 году в центральном куполе обнаружили немецкий фугасный снаряд массой 150 кг, пролежавший в стропилах 18 лет на руке Спасителя. Операция, во время которой при помощи лебедки снаряд извлекли, а сапер Виктор Демидов его обезвредил, потребовала мастерства, самообладания и мужества.

В 1968 году храм стал филиалом музея «Исаакиевский собор», что и спасло его от уничтожения. С 1971-1997 годы шли восстановительные и реставрационные работы. Русские и советские реставраторы совершили профессиональный и гражданский подвиг, возродив из запустения храм- памятник, разделивший с народом времена величия и гонений.

19 августа1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. С 23 мая 2004 года, со дня нового освящения, в храме Воскресения Христова проводятся регулярные богослужения.

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Цветные купола Спаса

Почему же они его убили?

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать. Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку. В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения. Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль. В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры. Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Храм в лесах

Сень над местом убийства

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города. За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь. За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови. У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Господь Вседержитель

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Всем привет!

Спас на крови Санкт Петербург преподносит на ладони каждому туристу и жителю города, а те, в свою очередь, не устают восторгаться величием этого памятника культуры. Позвольте рассказать мне о возведении этого Собора, о том, как с ним связан великий император Александр II, раскрыть таинственный занавес некоторых загадок строения. Также я поделюсь всей необходимой информацией, которую нужно знать, чтоб посетить Спас на крови.

Этот Собор, на первый взгляд, как будто кукольный, как будто только что сошел с открытки. Но на самом деле – это символ смерти и трагического восьмого покушения на Александра II . На заре 1 марта 1881 года российский император проезжал около Екатерининского канала (сегодня это канал Грибоедова, где находится Спас на крови в наши дни), когда в карету царя неизвестный кинул какой-то сверток. Произошел взрыв, однако осколки никого не зацепили.

Император с облегчением вздохнул, казалось бы, восьмая по счету угроза жизни была позади. Он выбрался из транспорта и подошел к лежавшему на снегу раненному юноше. Это был некий Рысаков, принадлежавший к течению народовольцев. В эту минуту к Александру II подбежал второй парень, Гриневицкий, которому удалось кинуть вторую бомбу прямо в царя.

Интересно то, что Александру II ранее пророчили , что роковым для царя станет именно восьмое покушение. Я уверен, что известие о гибели императора потрясло всю Россию, и уже на следующий день сын убитого, наследник престола Александр III, приказал возвести храм на месте гибели отца.

Долгих 24 года строители работали над созданием шедеврального Спаса на крови. Вырос храм только в 1907 году.

Интересно узнать, что выстроен особенный придел, на том же месте, где скончался император. В этом приделе осталась брусчатка, где погиб монарх. Знаменитые художники Васнецов и Нестеров украсили более, чем 7 тысяч квадратных метров пространства собора мозаичными фресками.

Убранство Спаса на крови

Возможно, Вам покажется, что Спас на крови имеет общие сходства с московским собором Василия Блаженного ? Спешу заверить Вас, что эта мысль может возникнуть лишь после первого, мимолетного взгляда на сооружения.

Архитектор отталкивался от всех приемов отечественного церковного зодчества, а в результате ему удалось создать некий собирательный образ православного храма. Пестрый колорит, обильная лепка и детали, щедрость в палитре используемых материалов – все это делает собор уникальным.

Несмотря на то, что храм возводили как память о трагическом событии, незнающий человек никогда такого не сказал бы. Убедиться в том, что я не обманываю, Вы можете, глядя на фото собора.

Внимание приковывают различные кокошники, изразцы и пояски, по-настоящему праздничное убранство глав и крестов. Мне, как и другому человеку, хоть раз увидевшему Спас на крови, так и хочется потрогать этот пряничный домик в центре Петербурга .

Легенды и мифы вокруг живописного собора

  1. История гласит, что в этом храме храниться священная икона, в которой зашифрованы все значимые даты для России: Год Октябрьской революции, начало Второй мировой войны, смерть Сталина и другие знаменательные события. Поговаривают, что на иконе можно рассмотреть и другие даты, которые предвещают важные повороты судьбы для государства.
  2. Вторая легенда не настолько древняя. Всем известно, что во время правления советской власти, к Спасу на крови относились неподобающе, варварским способом превратив святыню в обычный склад. В 70-х годах взялись за реставрацию храма, в последствии здесь должен был расположиться музей керамики. Соответственно, вокруг собора построили леса, но реставрация тянулась не одно десятилетие, некоторые считали, что она уже никогда не будет завершена. Тогда люди поговаривали, что советская власть будет править до того времени, пока будут стоять леса вокруг храма. Возможно, это совпадение, но в 1991 году конструкцию разобрали, а в августе того же года Союз был развален . Я не верю в совпадения. А Вы?
  3. Во время блокады в Петербурге тела погибших людей хранили именно в этом соборе. За время войны ни один снаряд не попал в Спас на крови . Даже после страшных событий, уже в эпоху Хрущева, когда храм хотели снести как м множество других церквей в округе, это место обошли стороной. Говорят, что этот объект «заговоренный», освященный кровью умерших местных жителей, которая образно и буквально пропитала каждую стену здания.

Верить или нет этим легендам – это дело каждого. В любом случае, это создает определенную атмосферу для посещения культурного наследия города.

Посещение Спаса на крови

Для того, чтобы очаровываться этим собором, не достаточно просто послушать восторженные отзывы посетителей. Я считаю, что каждый хотя бы единожды в жизни должен «встретиться» со Спасом на крови лично.

Туристу легко сориентироваться, так как это место отмечено на карте, как одна из величайших достопримечательностей города. Не секрет и как добраться к месту, ведь каждый житель Петербурга любезно подскажет правильную дорогу.

Расположен Спас на крови на канале Грибоедова. Чтоб туда доехать, нужно выходить на станции метро «Гостиный двор» или «Невский проспект». Вам необходимо пройти вдоль канала, на котором часто располагаются различные картинные выставки. Сориентироваться на местности легко – маяком для желающих увидеть собор послужат его величественные купола.

Информация для посетителей

Часы работы: 10:30 – 18:00
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова 2Б, корп А. (проехать до станции Невский проспект.
Цена билета: Посмотреть внешнее убранство – бесплатное удовольствие. Также здесь возможна экскурсия внутри. За вход следует заплатить 250 рублей .

Кстати, с 1 мая по 30 сентября в вечернее время (с 18:00 до 22:30) здесь действует экскурсия «Спас на крови в белые ночи». Такое удовольствие стоит 400 рублей . Пенсионеры, школьники и студенты могут пройти по льготным билетам — 50 рублей .

Официальный сайт: spas.spb.ru , но если вас интересуют билеты и график посещения, то тогда вам на сайт cathedral.ru/ceni_na_bileti

Полезно знать

Посещать этот собор лучше в обеденное время, когда студенты и школьники на учебе, а для взрослых людей рабочий день в самом разгаре. Тогда можно не сомневаться: посетителей будет немного, экскурсовод ответит на все вопросы лично Вам, и никто не закроет собой Ваш взор от прекрасных видов Спаса на крови.

Также рекомендую бороться с очередями в кассу собора на входе при помощи банковской карточки и осведомленности. Пока основная очередь к билетеру исчислялась сотней-другой посетителей, к окошку электронного аппарата мы были максимум десятые.

Мне бы хотелось с удовольствием посетить Спас на крови с каждым читателем, который после моего рассказа, захочет отправиться смотреть эту достопримечательность.

Я поделился с Вами своими знаниями об этом месте, но также расскажу еще много интересного о других объектах культуры.

Для того, чтобы быть в курсе новостей, Вы можете подписаться на обновления .

До новых встреч!

В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.

Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.

Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота

Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.

Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.

Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.

Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.

Архитектура храма

Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия. Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.

Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.

Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.

Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.

Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:

  • красно-коричневый кирпич из Германии;
  • эстляндский мрамор;
  • итальянский серпентинит;
  • яркую орскую яшму;
  • украинский черный лабрадорит;
  • более 10 сортов итальянского мрамора.


Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

Интерьер собора

Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.

Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.

Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.

Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.

Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

Полезная информация

Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.

Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений. Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей. Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.

Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.