Сто пятьдесят лет из чуть более чем двухсотлетней истории имперского Петербурга строился и перестраивался . Ныне существующий грандиозный храм — четвертый по счету, он возводился несколько десятилетий.

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр I венчался со своей женой Екатериной I. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

Преподобный Исаакий Далматский

Святой Исаакий Далматский, которого Петр I почитал своим небесным покровителем, жил в IV веке, был монахом (в чине преподобных Церковь прославляет только монашествующих), подвизался в пустыне. Претерпел гонения в годы правления императора Валента (364—378), рьяного сторонника ереси Ария, отрицавшего единосущие Бога-Сына Богу-Отцу (Арий утверждал, что Бог-Сын сотворен Богом-Отцом и, следовательно, в сравнении с Ним является существом низшего порядка). После гибели Валента и восшествия на престол императора Феодосия Великого преподобный Исаакий основал близ Константинополя монастырь, где и скончался в 383 году. После смерти Исаакия игуменом этого монастыря сделался преподобный Далмат, по имени которого впоследствии стали называть и обитель, и самого ее основателя.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов.

Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство нового Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.


Саша Митрахович 20.01.2016 12:14


Устройство в Петербурге первого храма во имя преподобного Исаакия Далматского, которого Петр I, появившийся на свет в день его памяти (30 мая по старому стилю), считал своим небесным покровителем, относится к самым ранним годам существования северной столицы.

Первый , очень скромный, назывался церковью и был на скорую руку переделан из деревянного чертежного амбара и находился приблизительно на том месте, где стоит сейчас главное здание Адмиралтейства.

Именно в этом храме в 1712 году состоялось венчание государя и Екатерины Алексеевны, бывшей «портомои», которой судьба уготовила русский трон и имя императрицы Екатерины I.


Саша Митрахович 27.12.2016 08:51


Деревянная Исаакиевская церковь быстро обветшала, и уже в 1717 году Петр I собственноручно заложил первый камень в основание второго храма во имя Исаакия Далматского.

Второй Исаакиевский храм, решенный в стилистике петровского барокко, строился десять лет и имел очень много общих черт с Петропавловским собором.

Второй храм стоял ближе к Неве, чем первый, почти на набережной, и это предрешило его недолгий век: река, еще не закованная в гранит, подмывала берег, разрушая церковь, и уже через несколько десятилетий она пришла, как сказали бы сейчас, в аварийное состояние. Вдобавок в 1735 году в шпиль колокольни попала молния, и храм сильно пострадал от пожара.

Исаакиевскую церковь отремонтировали, но произведенные работы не решили главной проблемы. Грунт продолжал давать осадку, разрушая фундамент храма. Новый Исаакиевский собор решено было отстраивать дальше от берега.


Саша Митрахович 27.12.2016 08:56


В 1761 году руководителем строительства назначили С. И. Чевакинского, создателя Никольского Морского собора, однако начало работ пришлось отложить из-за государственных «неустройств». В 1762 году в результате дворцового переворота на престол взошла Екатерина II, а вскоре Чевакинский подал в отставку. В итоге закладка третьего состоялась только в 1768 году. Проект храма подготовил талантливый итальянский зодчий Антонио Ринальди, много потрудившийся над архитектурным обликом Петербурга и его пригородов.

Согласно проекту Ринальди, Исаакиевский собор должен был быть великолепен. Пятикупольный, с высокой колокольней, облицованный мрамором, он полностью отвечал замыслу Екатерины II, желавшей почтить память Петра Великого. Но строительство двигалось медленно, и к моменту кончины государыни здание довели лишь до карниза. Павел I не вдохновился дорогостоящей задумкой матери и, нимало не огорчившись отъездом Ринальди за границу, поручил архитектору Винченцо Бренна как можно скорее достроить собор, приказав при этом мрамор, заготовленный для облицовки его верхней части, передать на строительство своей новой резиденции — Михайловского замка.

Бренна, торопясь окончить строительство, вынужден был исказить первоначальный замысел Ринальди, и собор вышел неказистым, кургузым. На мраморном основании, приготовленном для торжественного пятиглавия, Бренна выстроил кирпичное «нечто» с одной главой, дав повод насмешникам сложить эпиграмму: «Се, памятник двух царств,/ Обоим столь приличный./ На мраморном низу/ Воздвигнут верх кирпичный». В краткую павловскую эпоху за такие вирши вполне можно было переселиться из Петербурга в Сибирь. Но очевидное не спрячешь: третий Исаакиевский собор действительно не гармонировал с парадным обликом петербургского центра. Да и, при крайней экономии, проявленной при его завершении, очень быстро стал приходить в негодность: уже вскоре после освящения собора (в 1802 году) со стен начала кусками отваливаться штукатурка.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:16


История возведения четвёртого, заключительного варианта, Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурга началась в 1809 году, когда Александр I объявил конкурс на проект приведения в надлежащий вид.

Поначалу существовала надежда, что удастся обойтись перестройкой лишь верхней его части, приискав «форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию», однако все архитекторы предлагали государю проекты новых соборов, и спустя несколько лет он оставил лишь одно требование к проекту: сохранить существующую алтарную часть.

Кончилась Отечественная война, был заключен Священный союз, а вопрос о перестройке Исаакиевского собора все еще оставался открытым. Только в 1818 году молодой французский , никому не известный не только в России, но и у себя на родине, представил Александру I проект, предусматривавший сохранение алтарной части Исаакиевского собора и подкупольных пилонов.

Проект Монферрана с самого начала вызывал недоверие специалистов, но 20 февраля 1818 года он все же был утвержден государем, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Не успела столичная публика восхититься гравированными видами будущего собора, выпущенными Монферраном, как у его проекта появился серьезный критик. Им оказался архитектор А. Модюи, являвшийся одним из членов Комитета по делам строений и гидравлических работ. В октябре 1820 года он представил в Академию художеств записку с замечаниями, сводившимися к тому, что по существующему проекту строить Исаакиевский собор не представляется возможным. Модюи справедливо указал на ошибку в расчетах, из-за которой диаметр огромного купола не вписывался в «квадрат» из четырех пилонов.

Строительство собора приостановили. Рассмотрением замечаний Модюи занялся специальный комитет, перед которым Монферрану пришлось оправдываться, «сваливая вину» на высочайшего заказчика. «Поскольку из нескольких проектов, — заявлял он, — которые я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то... следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулезно сохранить то, что приказано сохранить...»

Комитет подтвердил опасения Модюи, и проект 1818 года забраковали. Только к 1825 году Монферран представил новый проект, который и был утвержден 3 апреля, за несколько месяцев до кончины Александра I.

Исаакиевский Собор достраивал уже Николай I

Восшествие на престол совершалось при событиях смутных и нерадостных. Неудивительно, что об Исаакиевском соборе в первые месяцы нового царствования почти не вспоминали. Строительство приостановилось. Нужно было деятельное вмешательство императора, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Чуть позже работы по возведению собора приобрели невиданный размах. Ежегодно строительная площадка поглощала до миллиона рублей из казны (для сравнения — вся постройка Троицкого собора на Измайловской площади обошлась в два миллиона рублей). Надо отметить, что Николай считал своим долгом не только выделять достаточные средства на строительство Исаакиевского собора, но и лично давать указания о том, как надлежит строить. Стремление императора возвести храм, равного которому не было бы по пышности, привели к утяжелению здания, его перегруженности декоративными элементами. К счастью, от самых неуместных предложений государя Монферрану удавалось отказываться: так, он убедил Николая переменить уже принятое им решение позолотить все наружные скульптуры Исаакиевского собора.

На строительство Исаакиевского собора не жалели ни денег ни человеческих жизней

«Стройка века», опекаемая государем, поражала воображение современников. Не останавливались ни перед затратами, ни перед жертвами. Чего стоит один только процесс вырубки и установки гранитных колонн! Их вырубали на каменоломне Петюрлакс неподалеку от Выборга, избранной благодаря большим запасам гранита и близости Финского залива. На отвесной гранитной скале отмечался контур заготовки, затем в отверстия, просверленные по контуру, вставляли железные клинья, и рабочие одновременно били по клиньям тяжелыми кувалдами. Удары повторяли до тех пор, пока в граните не появлялась трещина.


В трещину закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты. Каждый канат тянули сорок человек, отодвигая, таким образом, заготовку колонны от гранитной «основы». Затем в колонне пробивали отверстия и закрепляли в них крючья с канатами, соединенными со стоящими рядом воротами. При помощи этих нехитрых механизмов колонна окончательно отделялась от скалы и скатывалась на приготовленный заранее деревянный помост. И хотя Монферран отмечал, что подобные работы в России «не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется», все же они были чрезвычайно тяжелы.

Перевозили будущие колонны на плоскодонных судах, а с пристани в Петербурге их доставляли на строительную площадку по специально устроенному рельсовому пути (первому в России).

Для подъема колонн возвели леса, состоявшие из трех высоких пролетов, и установили 16 особых механизмов-кабестанов из чугуна. На каждом из таких кабестанов работало по восемь человек, а установка одной семнадцати метровой колонны (каждая из них весила 114 тонн) в вертикальное положение занимала приблизительно три четверти часа. Первая колонна была поднята 20 марта 1828 года в присутствии избранной публики (среди зрителей присутствовали и члены императорской фамилии), а к осени 1830 года все четыре колоссальных портика уже предстали изумленным взорам петербуржцев.

Мало кого из тех, кто любовался медленно, но неуклонно растущей громадой Исаакиевского собора, интересовали судьбы простых рабочих, принявших участие в сооружении главного храма империи. Согласно документам, таких «подневольных» творцов собора насчитывалось до полумиллиона. Были это государственные и крепостные крестьяне. Около четверти из них погибло на стройке из-за несчастных случаев или болезней. Только при позолоте купола собора, выполнявшейся в технике огневого золочения, умерли от отравления парами ртути 60 мастеров.

Смерть Монферрана

Говоря современным языком, Исаакиевский собор был «долгостроем». Сорок лет в центре Петербурга шла работа, сопоставимая, пожалуй, лишь с сооружением египетских пирамид. В 1840-е годы по городу уже позли слухи: Монферран-де не торопится достраивать храм, потому что ему нагадали смерть вскоре после окончания строительства. И действительно: не прошло месяца с торжественного освящения собора (30 мая 1858 года), как архитектор умер. Впрочем, был он уже не молод, так что дело, видимо, не в предсказании.

Монферран желал быть похороненным в отстроенном им соборе (неудивительно, ведь с ним была связана значительная часть его жизни), однако этому ожидаемо воспротивились и Святейший Синод, и император Александр II, поскольку Монферран являлся католиком. Поэтому вдове почившего пришлось везти его останки в Париж. Символическое прощание творца с его творением все же состоялось: погребальный кортеж с гробом Огюста Монферрана трижды объехал вокруг Исаакиевского собора.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:27


Чудное зрелище представляла одна из величайших в мире площадей: направо от нас вздымал к небу свой золотой купол соборный храм; портики его были покрыты разнообразною толпою в блестящих мундирах; налево, за другой эстрадой, выстроенной у Адмиралтейского бульвара, блистала широкая лента Невы и развевались флаги судов; перед нами двигались пестрые массы войск, занимавших места свои. Большой колокол гудел торжественно...

Вскоре после того, как Государь Император, члены Августейшего Семейства и свита Их вошли в , где, в присутствии Их, совершен был обряд освящения храма, показался вдали крестный ход, предшествуемый певчими в разноцветных одеждах. Духовенство, в белых глазетовых ризах, с хоругвями, образами и святыми мощами, несомыми на главе архиереем, шествовало двумя рядами, впереди которых несли фонарь и крест.

По мере прохождения процессии мимо полков музыка играла гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта музыка, исполненная piano, производила удивительное впечатление: слышались не инструменты, а как будто несколько поющих в отдалении хоров. Все вместе — и эта трогательная музыка священного гимна, и эта тихая, торжественная, блестящая процессия, двигавшаяся посреди необозримой площади, уставленной войсками и обрамленной тысячами народа,— представляло зрелище, которого, конечно, не забудет во всю жизнь свою всякий, кому довелось видеть его.

По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.

С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.

Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.

Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе

Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).

«Торжество науки над религией»

После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.

Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.

С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.

В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:53

Исаакиевский собор - самый известный и величественный храм Санкт-Петербурга, памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции главный храм Петербурга. Заложен в честь Петра I и назван по имени св. Исаакия Далматского, день которого (30 мая старого стиля) совпадает с датой рождения Петра I. Построен в 1818-58 по проекту А. А. Монферрана, дополненному другими русскими архитекторами (В. П. Стасов и др.). Украшен скульптурами работы И. П. Витали, А. В. Логановского и др. Массивное здание (высота 101,52 м), завершенное куполом (диаметр 21,83 м), одна из важнейших градостроительных доминант С.-Петербурга.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

Краткая справка из википедии:
Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.
Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.
Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).
Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.
Высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4 000 м².
Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.
Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).
От меня: существует альтернативное мнение, что Исаакиевский собор существовал здесь всегда и является творением более высокоразвитой цивилизации, а в 19 веке был откопан и реставрирован. Суть гипотезы в том, что Санкт-Петербург существовал уже давно, но был затоплен, а когда море отошло на это место пришел Петр 1. Кому интересно, ищите в интернете или в ЖЖ - инфы на данную тему много (например видео с Кунгуровым).

1. Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) днем

2. Исаакиевский собор ночью со стороны набережной Невы

3. Исаакиевский собор ночью с противоположного берега Невы

4. Апостол Андрей, южный фасад

5. Апостол Матфей, южный фасад

6. Апостол Филипп, южный фасад

7. Ангелы на ротонде Исаакиевского собора

8.

9.

10. Апостол Марк, западный фасад

11.

12. Скульптуры и горельеф «Поклонение волхвов» над южным портиком Исаакиевского собора

13. Горельефы на южных дверях Исаакиевского собора

14. Горельефы над южными дверьми Исаакиевского собора

15. Левая ниша южного фасада «Благовещение»

16. Двери с горельефами западного портика Исаакиевского собора

17. Горельеф на южном фасаде

18. Двери с горельефами северного портика Исаакиевского собора

19. Памятная доска на Исаакиевском соборе

20. Заплата на колонне Исаакиевского собора. Колонны сделаны из гранита рапакиви.

21. След от немецкого снаряда на колонне Исаакиевского собора

22. Следы осколков немецких снарядов на колонне Исаакиевского собора

23. Трещина на колонне Исаакиевского собора

24. Колонна Исаакиевского собора. На фото по отражению видно качество изготовления колонны

Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры, один из лучших кафедральных соборов Европы, построенных в XIX веке, и одно из величайших купольных зданий, уступающих по масштабу только соборам Св. апостола Петра в Риме, Св. апостола Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. О грандиозности Исаакиевского собора дают представление его основные размеры: высота 101,5 м, длина 111,2 м, ширина 97,6 м.

Благодаря своей вертикально направленной композиции, этот храм второе по высоте после Петропавловского собора сооружение Санкт-Петербурга, приобрёл важное градообразующее значение. Он органично вошел в единый архитектурный организм Исаакиевской и Сенатской площадей, композиционно объединив их.

Сенатская площадь начала создаваться еще в середине XVIII века, а окончательно сформировалась в первой половине XIX столетия. Широко раскрытая к Неве, она является неотъемлемой частью художественного убранства неповторимых по красоте невских набережных. Особенно эффектный обзор открывается с противоположной стороны Невы. Слева видно великолепное здание Адмиралтейства архитектора А.Д. Захарова, справа – вытянутые в длину корпуса Сената и Синода работы К.И.Росси.

На фоне собора вырисовывается установленный в центре Сенатской площади в 1782 году скульптором Э.-М. Фальконе памятник Петру I (Медный всадник). Если для Сенатской площади Исаакиевский собор стал последним недостающим звеном, то для Исаакиевской он послужил началом её превращение в единое архитектурное целое.

В центре Исаакиевской площади возвышается памятник Николаю I, выполненный в 1856-1859 годах по проекту О. Монферрана скульптором П.К. Клодтом. Сенатская и Исаакиевская площади пространственно связанны с главной площадью Санкт-Петербурга – Дворцовой. Каждая из них имеет архитектурный акцент: памятник Петру I, Исаакиевский собор, Александрийскую колонну (1830-1834, архитектор О. Моферран). Все три образуют единый комплекс центральных площадей города, являющийся одним из самых крупных и сложных в мировой архитектуре.

Исаакиевский собор - настоящее украшение града Петрова - Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры, грандиозное купольное сооружение. Своими размерами собор в Питере, может сравниться разве что с собором святого Петра в столице Италии, или святого Павла в Лондоне, а так же Санта Марии дель Фиоре, который во Флоренции. История Исаакиевского собора начинается в 1710 году. Именно в этот год, по повелению , рядом с Адмиралтейством была построена маленькая деревянная церковь. Церковь была освящена в честь Исааки Далматского, покровителя Петра Алексеевича. Первый русский император очень любил эту церковь. Здесь, 19 февраля 1712 года венчался с . В 1923 году Петр I обязал всех моряков принимать присягу только в Исаакиевской церкви.


Когда умер, градоначальники не раз предпринимали попытки перестроить Исаакиевскую церковь. Раз за разом неудачно. В 1809 году , решил объявить конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Русский император после детального изучения проектов конкурсантов сделал свой выбор. Александр Павлович посчитал, что лучший проект - задумка французского мастера Монферрана. Иностранец представил русскому императору аж 24 варианта проекта нового собора. Выбирайте, господин император любой: хотите собор будет в Византийском стиле, классическом, готическом, романском, китайском или индийском. Александр Павлович выбрал проект Исаакиевского собора в классическом стиле.

Строительство Исаакиевского собора началось в 1818 году. Работы длились примерно 40 лет. В столице даже стали ходить шутки, что, мол, французскому архитектору нагадали, дескать, после окончания строительства он умрет, вот мастер и не торопится. Строительство затянулось, по причине ошибок, допущенных Монферрану в чертежах. Он был хорошим архитектором-рисовальщиком, но не имел практических строительных навыков. Пришлось даже созывать специальную комиссию для исправления ошибок.


Еще не построенный Исаакиевский собор стал одной из главных достопримечательностей . Так иностранцы частенько задерживались «перед величественным зданием, которое еще, будучи в лесах, производило сильное впечатление».

Появление новых архитектурных элементов на строящемся Исаакиевском соборе дарили горожанам и создателям тревожные, ответственные и вместе с тем праздничные моменты. В 1837 году поднимали колонны на основании купола, строительство металлического каркаса, покрытие купола медными листами, а так же золочение через огонь червонным золотом.

К 1842 году наружные работы по строительству Исаакиевского собора были окончены. Впереди были еще долгие 16 лет работ отделочных. Выдающиеся скульптуры и художники работали над украшением Исаакиевского собора.

Исаакиевский Собор был торжественно открыт 30 мая 1858 года. Исаакиевский собор сразу же был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви. С тех пор все главные церковные службы проходили именно здесь, тут же принимали православие члены царской семьи.

Иностранцы, приезжавшие в Санкт-Петербург, считали обязательным для себя посетить Исаакиевский собор. Исаакиевский собор занимает четвертое место во всем мире по величине. Высота собора - 101, 52 метра, площадь 4000 квадратных метров, вместимость -12.000 человек.

Интересный факт - шутка про архитектора Монферанна, гулявшая по столице оказалась пророческой. Через месяц, после окончания строительства, архитектор умер. Монферанн завещал похоронить его в одном из подземных сводом собора, но добро на это не дал. Вдова увезла тело архитектора на Родину во Францию.

В годы советской власти Исаакиевский собор стал антирелигиозным музеем. Во время Великой Отечественной Войны, в собор свозили художественные и исторические ценности, которые он защищал за своими крепкими стенами. Удивительный факт, но во время войны, в Исаакиевский собор не было ни одного прямого попадания снарядом.

Сегодня Исаакиевский собор - один из самых больших и красочных кафедральных соборов Европы, одна из самых главных .

Когда приезжаешь в Санкт-Петербург, то одним из пунктов посещения обязательно должен быть Исаакиевский собор. Пожалуй, ни один из других православных храмов в России не овеян столькими легендами и тайнами. История строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге имеет столь длинную летопись, которая по времени практически сровнялась с историей самого города, что иногда в это сложно поверить. На данный момент он представляет собой уже четвертое по счету сооружение, которое попеременно возводили под одним названием в одном и том же месте различные правители. Именно о тайнах строительства Исаакиевского собора на протяжении веков и будет рассказано в данной статье.

Зарождение идеи

Само начало строительства Исаакиевского собора принято считать со времен Петра Великого. Как известно, величайший монарх в истории России родился 30 мая, в день, который находится под покровительством святого Исаакия Далматского, бывшего при жизни монахом в Византии.

Всю свою жизнь царь считал именно этого святого своим главным покровителем, а потому вполне понятно, почему он решил заложить для него первую церковь. Хотя особых заслуг у данного монаха и нет, его принято причислять к лику святых из-за того, что его подвергал гонениям император Валент в 4 веке нашей эры. Самое значительное его действие - основание после гибели Валента собственной церкви, которая прославляла единосущие Бога-Сына и Бога-Отца. Даже свое прозвище, Далматский, он получил от следующего игумена этой церкви - святого Далмата.

Первая церковь

Однако насколько бы ни был прославлен святой Исаакий, Петр 1 приказал в 1710 году начать строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В частности, это можно аргументировать тем, что во время строительства города на Неве здесь уже жило несколько тысяч людей, которым попросту некуда было ходить молиться.

Новая деревянная церковь была построена достаточно быстро, полностью за счет царской казны. Проектом постройки занимался граф который для участия в возведении шпиля пригласил голландского архитектора Болеса. Строительство Исаакиевского собора на этом этапе проводилось с учетом главного из существующих в стране канона - необыкновенной простоты. Сама по себе церковь представляла обычный бревенчатый сруб, который поверх был попросту оббит досками. Крыша была наклонной, что обеспечивало хороший сход снега. При этом строительстве высота Исаакиевского собора была всего около 4 метров, что попросту не идет ни в какое сравнение с существующим в настоящее время сооружением.

Постепенно Петр проводил в здании реставрационные работы, чтобы улучшить конструкцию и внешний вид, однако сама по себе церковь оставалась весьма скромной. Но это вовсе не значит, что она не была исторически незначительной - именно здесь в 1712 году Петр 1 провел обряд венчания с Екатериной Алексеевной, о чем до наших дней сохранилась специальная запись.

Вторая церковь

Второй этап в истории строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге начался уже в 1717 году. Деревянная церковь попросту не смогла противостоять погодным условиям и обветшала. Было принято решение на ее месте возвести новый каменный храм. И снова это делалось только за счет государственных средств.

Считается, что царь Петр сам заложил первый камень в фундамент новой церкви, внеся в строительство свою лепту. Для курирования проекта был привлечен видный архитектор Г. Маттарнови, который служил при дворе с 1714 года. Однако окончить постройку он не успел по причине собственной смерти, а потому проект строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге был доверен сначала Гербелю, а потом и Якову Неупокоеву.

Окончательно достроили церковь только через 10 лет после начала работ. Она была намного больше, чем первоначальная - более 60 метров в длину. Строительство производилось в стиле "петровского барокко", сооружение по своему внешнему виду невероятно напоминало Петропавловский собор. Особенно данное сходство можно заметить в колокольне, часы-куранты в которой были созданы в Амстердаме по одному проекту с теми, что находятся в Петропавловском соборе.

Само строительство Исаакиевского собора проводилось на На бывшем месте сейчас находится всадника. Однако место для застройки оказалось невероятно неудачным, поскольку постоянно поднимающийся уровень воды в реке существенно повреждал фундамент.

Окончание этой постройки можно отнести к 1935 году, когда после удара молнии церковь почти полностью сгорела. Несколько попыток ее реконструкции никакого эффекта не принесли. Было принято решение разобрать храм и перенести его подальше от речных берегов.

Третий собор

Новый виток истории строительства Исаакиевского собора можно начать отсчитывать с 1761 года. Указом Сената 15 июля данное дело было поручено Чевакинскому, а после восшествия на престол в 1962 году Екатерины 2 она только поддержала указ, поскольку собор было принято олицетворять с Петром 1. Однако Чевакинский подал в отставку и главным архитектором стал А. Ринальди. Торжественная закладка самого здания была осуществлена только в августе 1768 года.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось по проекту Ринальди вплоть до смерти Екатерины. После этого архитектор уехал из страны, несмотря на то что сама церковь была возведена только до карниза. Столь длительное строительство напрямую зависело от грандиозности проекта - собор должен был иметь 5 сложных куполов и высокую колокольню, а стены всего здания предполагалось облицевать мрамором.

Столь высокие расходы не понравились Павлу 1, и он приказал ускоренными темпами закончить строительство Исаакиевского собора в Петербурге. По его приказу архитектор Бренн попросту испортил великолепное сооружение - оно вызывало своим нелепым видом недоумение и усмешки. Третий собор был освящен 20 мая 1802 года и состоял из 2 частей - мраморного низа и кирпичного верха, что привело к написанию нескольких эпиграмм.

Новый проект

Своим современным видом данный собор во многом обязан императору Александру 1. Именно он приказал начать его разбор, ведь нелепый вид попросту не соответствовал парадному облику центральной части столицы. В 1809 году был объявлен среди архитекторов конкурс на проект, который предполагал не столько само строительство Исаакиевского собора, а нахождение подходящего купола для него. Однако этот конкурс ничего не принес, а потому создание проекта было предложено молодому архитектору О. Монферрану. Он предложил императору 24 эскиза, ориентируясь на совершенно разные архитектурные стили, которые весьма приглянусь правителю.

Именно Монферран стал новым императорским архитектором в чьи обязанности вменялось перестроить собор, но при этом сохранить его алтарную часть, где находилось 3 освященных алтаря. Однако дальше пошли сплошные проблемы - архитектору пришлось составлять несколько проектов, которые нещадно критиковались другими.

Проект 1818 года

Первый проект создан в 1818 году. Он был достаточно прост и учитывал все указания императора, предлагая всего лишь немного увеличить собор в длину и разобрать колокольню. По замыслу предполагалось сохранить 5 куполов, сделав центральный самым большим, а остальные четыре малыми. Проект уже был утвержден правителем, начались постройки и принялись за разборку, однако с весьма резкой критикой выступил архитектор Модюи. Он написал записку с замечаниями к проекту, содержание которой сводилось к 3 аспектам:

  1. Недостаточная прочность фундамента.
  2. Неравномерная осадка здания.
  3. Неправильное проектирование куполов.

Все вместе сводилось к одному - здание попросту не выдержит и обвалится, несмотря на опоры. Дело было рассмотрено специальным комитетом, который прямо признал, что подобная перестройка невозможна. Правоту этого факта признавал и сам автор проекта, который апеллировал на то, что ориентировался на указания императора. Александр 1 был вынужден принять это во внимание и объявить новый конкурс, существенно смягчив имеющиеся требования. Дата строительства Исаакиевского собора вновь была отодвинута.

Проект 1825 года

В новом конкурсе Монферрану разрешили участвовать только на общих основаниях, однако он все же сумел его выиграть. Он полностью учел в своем проекте замечания и советы, которые были даны иными архитекторами и инженерами. Утвержденный в 1825 году проект Монферрана олицетворяет тот вид Исаакиевского собора, какой существует в настоящее время.

Согласно его решениям, было принято решение оформить собор четырьмя колонными портиками, а также добавить четыре врезанные в стены колокольни. По своему внешнему виду собор стал более напоминать квадрат, чем прямоугольник, на который архитектор опирался ранее.

Начало строительства

Принято считать, что годы строительства Исаакиевского собора шли с 1818 по 1858 год, то есть почти 40 лет. Несмотря на то что первый проект в конечном итоге не был использован, работы начались именно с ориентацией на него. Проводил их инженер Бетанкур, который должен был органично соединить старый и новый фундаменты.

Всего для строительства опоры было использовано более 10 тысяч свай, которые были нужны для укрепления и предотвращения обрушения здания. Применялся стиль сплошной кладки, поскольку в те времена он считался наилучшим при строительстве крупных зданий в болотистой местности, на которой и располагается Петербург. Всего на обновление фундамента ушло около 5 лет.

Следующим этапом в строительстве считается вырубка гранитных монолитов. Велись эти работы непосредственно в каменоломнях близ Выборга на землях помещиков фон Экспарре. Здесь было не только обнаружено большое количество гранитных глыб, но их было достаточно просто транспортировать при помощи открытого пути к Финскому заливу. Первые колонны были установлены уже в 1928 году в присутствии членов королевской семьи и многочисленных российских и иностранных гостей. Сооружение портика проводилось почти до конца 1830 года.

Далее при помощи кирпичной кладки были выстроены весьма прочные опорные пилоны и непосредственно сами стены собора. Появилась вентиляционная сеть и световые галереи, которые дают церкви великолепное естественное освящение. Сооружение перекрытий началось через 6 лет. Были выстроены не только кирпичные, но и декоративные покрытия, облицованные искусственным мрамором. Подобные двойные перекрытия являются характерной чертой только этого собора, поскольку ранее ни в России, ни в других странах Европы попросту не использовались.

Возведение куполов

Одним из самых важных моментов строительства было возведение куполов. Их надлежало сделать максимально легкими, но при этом весьма прочными, поэтому было отдано предпочтение изготовлению из металла, а не кирпича. Изготовленные на заводе Чарльза Берда, данные купола стали третьими в мире, которые были сделаны с применением металлоконструкций. Всего купол состоит из 3 частей, каждая из которых взаимосвязана с другой. Помимо этого, для теплоизоляции и улучшения акустики пустое пространство было заложено гончарными коническими горшками. После установки куполов их покрыли позолотой при помощи метода огневого золочения, во время которого использовалась ртуть.

Окончание строительства

Официально освящен собор был 30 мая 1858 года в присутствии императорской семьи и самого императора Александра 2. Во время освящения присутствовали войска, которые не только приветствовали императора, но и сдерживали огромные толпы народа, которые пришли посмотреть на открытие.

Кровавый собор

Невозможно не признавать величавую красоту собора, однако он имеет и другую сторону, причем весьма кровавую. По официальным сводкам при строительстве Исаакиевского собора погибло около 100 тысяч человек, то есть примерно четверть из тех, что вообще принимали участие в его строительстве. Подобные цифры попросту поражают, поскольку такие потери нередко даже превышают военные. А это было мирное строительство в столице весьма просвещенного государства. Даже по приблизительным расчетам жертвами строительства Исаакиевского собора каждый день было около 8 человек - и это при постройке христианского храма.

Впрочем, бытует мнение, что данные цифры являются совершенно неточными и приблизительное количество жертв колеблется в размере 10-20 тысяч, многие из которых умерли от болезней, а вовсе не от самого строительства, однако на данный момент точную информацию узнать невозможно. Считается, что большинство людей умерли от испарений ртути или несчастных случаев, поскольку работы велись без элементарных правил безопасности.

Внешний вид

Сам по себе Исаакиевский собор представляет собой великолепное здание, выстроенное в стиле позднего классицизма. Несмотря на то что архитектура данного сооружения уникальна и представляет собой самое высокое здание в центральной части Санкт-Петербурга, при близком рассмотрении можно заметить черты эклектики, неоренессанса и византийского стиля.

На данный момент высота собора превышает 101 метр, а длина с шириной около 100 метров, что делает его самым большим православным храмом в городе. Окружает его 112 колонн, а само здание облицовано светло-серым мрамором, что только добавляет величественности. Четыре фасада, названные по сторонам света, содержат различные статуи апостолов и барельефы, в том числе изображение самого архитектора.

Внутреннее убранство содержит 3 алтаря, посвященных самому Исаакию, великомученице Екатерине и Александру Невскому. Имеется витражное оформление, что характерно для католических, а не православных храмов, однако в этом случае было принято решение не опираться на данный канон. Внутри собор отделан мозаикой из смальты.

Заключение

Постройка одного из самых красивых и величественных соборов Российской Федерации велась на протяжении нескольких веков. Величественно храм выглядит даже на фото, и строительство Исаакиевского собора столь длительное и основательное становится совершенно понятным и объяснимым. Сейчас данное место уже практически не используется в роли самого храма, а считается с 1928 года музеем, но это достаточно знаменательно. Даже во времена Союза, который отвергал религию, никто не посмел покуситься на этот собор, хотя внутреннее убранство и было разорено.

В 20 веке наиболее пострадал храм во время Второй мировой войны, когда немцы проводили бомбежки, однако после были осуществлены реставрационные работы. После падения СССР в храме вновь начали проводиться службы, однако происходит это регулярно только по праздникам и воскресеньям, а во все остальные дни учреждение работает исключительно как музей.

С начала 2017 года были приняты попытки передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование Российской православной церкви, однако решение губернатора вызвало волны протеста. Решение Полтавченко косвенно поддержал президент Путин, который сказал, что собор изначально имел храмовое назначение. Но в преддверии выборов он отозвал столь непопулярное в народе мнение, и на данный момент вопрос о передаче соборе больше не стоит. Будет ли он подниматься в дальнейшем, пока неизвестно, поскольку представители РПЦ предпочитают отмалчиваться на данный счет. Однако их мнение достаточно ясно - собор является церковью, а потому вопрос не должен затрагивать политику, а строиться исключительно на любви и почитании к Богу.