Храм богини Деметры в Элевсине

Однодневные экскурсии из Афин.
Рекомендуемые места для посещения достопримечательностей, расположенных около греческой столицы.

Расположение: северо-запад от Афин.

Город Элевсин

Современный Элевсин - индустриальный город, расположенный на расстоянии 23 километров от Афин. Внешний облик города ничем не напоминает его прославленное прошлое, и несведущий в истории посетитель вряд ли остановит на нем свой взгляд. Между тем его история, мифы о почитаемых в Элевсине богах и божествах и территория археологических раскопок представляют большой интерес.

Богиня Деметра и её дочь Персефона

Элевсинский культ был посвящен главным образом Деметре - богине природы, весны и землепашества. Как почти все мифы, миф о Деметре и ее дочери Персефоне аллегоричен. Основной его темой является весеннее возрождение природы после "смерти" во время суровой зимы и извечная мечта человека о бессмертии. Согласно гимну VII века до Р.Х., некогда земля разверзлась и появившийся из ее недр бог подземного царства Аид похитил юную Персефону, унес ее в свои владения и сделал ее своей женой. Крик Персефоны был услышан ее матерью, которая в ужасе бросилась ее разыскивать. После девяти дней и ночей бесплодных скитаний Деметра вышла к дворцу Элевсинского царя Келея, и осталась там, храня в тайне свое настоящее имя, в роли воспитательницы царевича. Когда, наконец, ее тайна была раскрыта, Деметра повелела, чтобы в ее честь был воздвигнут храм, и затворилась в нем, оплакивая утрату дочери. На следующий год по всей земле ни одно семя не дало ростка, и встревоженный Зевс отправил к Аиду Гермеса. Дело разрешилось путем компромиса: одну треть года Персефоне было суждено жить в царстве Аида, а остальное время с матерью. Таким образом, обрадованная Деметра позволила растениям и цветам опять появиться на свет и земле вновь обрести плодородие.

Элевсинские мистерии

Празднества, имевшие это название, были действительно таинством. Наиболее важные его моменты столь бдительно хранились в тайне, что и по сей день мы очень мало знаем о культе Деметры, несмотря на то, что он существовал около пятнадцати столетий и посвященные в него люди исчислялись тысячами. Великие Элевсинские мистерии начинались обычно у Элевсинской стены. Оттуда пускалась путь к Афинам величественная процессия во главе с верховной жрицей и священными символами культа Деметры. Мистерии завершались церемонией почитания мертвых, после которой афиняне могли вернуться в свои дома. В IV веке от Р.Х. Элевсинские мистерии были упразднены по приказу византийского императора Феодосия.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Большая часть территории, по которой вы можете свободно прогуливаться в наши дни, была в древности доступна только посвященным в мистерии. Обратите особое внимание на находящиеся в центре руины Телестерия (помещения, где происходили церемонии таинства), известного также как Святилище Мистерий.

МУЗЕЙ
В музее Элевсины экспонируются находки раскопок в святилище и на западном кладбище.

Советуем обратить внимание на:
- протоаттическую элевсинскую амфору (650 год до Р.Х.), на верхней части которой изображен Одиссей, ослепляющий циклопа Полифема, а на корпусе - Персей, отсекающий голову Медузы;
- на Кору с фронтона Священного Дома (480 год до Р.Х.);
- на статую бегущей молодой девушки, оглядывающейся налево.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ЭЛЕВСИНА
На машине: по национальному шоссе Афины-Коринф.
На автобусе: №880, с остановки на улице Панепистимиу, около Офталмиатрио (глазная больница).

Согласно древнегреческим мифам, именно Деметра даровала людям зерно, а также плуг и навыки земледелия. Культ этой богини, начиная с VI века до н. э. очень тесно был связан с Афинами, неподалеку от которых находится Элевсина. Обычно торжества в честь Деметры праздновались два раза в год: весной и в сентябре.

У входа в храм Деметры заканчивается Священная дорога, ведущая от Керамикоса в Афинах. Сохранилась часть построек: мостовая, мощные обводные стены, окружавшие комплекс. Справа от лестницы хорошо виден колодец, рядом с которым согласно мифологии, сидела задумчивая Деметра. Здесь также имеется небольшой музей, в экспозиции которого представлены археологические находки, а также их качественные копии. Однако большая часть ценных предметов отсюда перевезли в Национальный музей в Афинах

Самые популярные достопримечательности в Элевсине с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Элевсина на нашем сайте.

Примерно в 580г. до н.э. в городе Пестум (Посейдония) на севере за агорой был построен храм, посвящённый богине Афине. В XVIII в. считалось, что храм был посвящён Деметре, однако, позже нашли вотивные статуэтки и рельефы с изображениями атрибутов богини Афины.

В 520-510 гг. храм перестраивали древние римляне и посвятили его Миневре. Храм представлял собой периптер (14,53х32,87). Храм имеет каноническое соотношение колонн 6х13, которое будет распространено в греческой архитектуре через 50 лет. Портик пронаоса украшали 6 ионических колонн, две сохранившиеся от них капители самые древние на всей территории Италии. Снаружи с восточной стороны находился алтарь. Характерной особенностью этого сооружения является дорический фриз, состоящий из блоков известняка, каждый блок – с двумя метопами и выемкой для триглифа.

В древности капители и гейсоны были декорированы растительной орнаментикой и рельефами, расписанным яркими красками и украшенными золоченой бронзой. Триглифы и метопы, выполненные из песчаника, также были расписаны синими и красными красками. Звёзды из песчаника и золочёные розетки украшали кессонированный потолок.

В этой постройке гармонично сочетались дорический и ионический ордер. Постройка характерна для завершающего периода архитектуры архаики в Посейдонии.

С южной стороны целлы были найдены христианские погребения. В средние века на территории Пестума находилось поселение, покинутое в IX в. Храм использовался как христианская церковь.

Рядом с храмом Афины стоит колонна. Это единственное, что осталось от постройки VI в.

Гёте и Винкельман считали этот храм шедевром античной архитектуры.

Главный храм, посвященный богине Деметре - Телестерион, был построен в V веке до н.э. по проекту архитектора Иктина. Он мог одновременно вмещать несколько тысяч человек. В его центре находился анакторон - самая священная часть святилища. У входа в храм Деметры заканчивается Священная дорога, ведущая от Керамикоса в Афинах.

Элевсинские мистерии были одним из самых важных праздников в Древней Греции. Их проводили в течение 1500 лет, пока в 392 году языческий Элевсинский храм не был закрыт императором Феодосием, расчищавшим дорогу христианской вере, а спустя 4 года разрушен вестготами. Элевсинские мистерии - обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны. Из всех обрядов древности Элевсинские мистерии считались наиболее важными.

Парадным входом в святилище служили Большие пропилеи, величественная мраморная колоннада, возведенная во 2 в. н.э. в подражание Пропилеям афинского Акрополя, построенным в 437-432 до н.э. Сооружение было поднято над площадью на 5 ступеней, по фасаду оно имело 6 колонн дорического ордена. Средний проем между колоннами был шире других, здесь и пролегал основной проход, по обеим сторонам которого стояли по 3 внутренних ионических колонны.

По легенде, бог подземного царства мертвых Аид похитил прекрасную Персефону - дочь богини плодородия Деметры. Долго скиталась Деметра по земле в поисках дочери, и привела ее дорога в Элевсин, где она, уставшая, села отдохнуть в пещере. Здесь богиню в образе старухи нашли дочери царя Келея и предложили ей кров.

Страшно горевала Деметра о своей дочери, и вместе с ней горевала вся земля - опустели поля, не цвели сады, не плодилась скотина. Узнал об этом Зевс и повелел найти Персефону. Когда же нашли ее в мрачном царстве Аида, попросилась Персефона наверх, повидаться с матерью. Отпустил ее Аид, но с условием, что она вернется. С той поры живет Персефона две трети года на земле с матерью Деметрой, а на 4 месяца возвращается к мужу Аиду в подземное царство. И тогда вся природа увядает вместе с тоскующей по дочери богиней Земли.

В благодарность за гостеприимство Деметра обучила детей Келея обрядам, которые нужно проводить, чтобы плодоносила земля. С тех пор дважды в год, весной и осенью проводились в Элевсине мистерии - праздники в честь богини Деметры. В Малых весенних мистериях мог принять участие каждый, кто говорил по-гречески и не запятнал рук кровью. А вот в Больших мистериях принимали участие только посвященные.

Осенние праздники в честь Деметры длились 9 дней - совершались обряды, жертвоприношения, устраивались шествия с факелами, танцы и спектакли. На 6-й день празднования огромная процессия отправлялась из афинского Керамика в Элевсин по Священной дороге. Кто-то шел пешком, а кто-то на колесницах, но перед городом, пересекая реку по узкому мосту, все становились участниками пешей процессии. Эта часть ритуала как бы говорила о том, что пересекая реку Стикс, отделяющую царство мертвых от царства живых, все становятся равны.

Последний этап мистерий проходили только избранные - они удалялись в закрытую от посторонних глаз часть храма Деметры и совершали таинство.

СВЯТИЛИЩЕ ДЕМЕТРЫ ПОД АНАПОЙ
Очень интересен проект Фонда Археология - раскопки на найденном осенью 2010 года в поселке Вестник неподалеку от Анапы святилища элевсинских богинь Деметры и Коры-Персифоны .

В осуществлении проекта приняли участие сотрудники и волонтеры Фонда, а также ученые Института Археологии РАН, Южно-Российского Центра археологических исследований. Раскопки дали сенсационные результаты. Святилище было построено на территории, которая традиционно считалась местом расселения местных варварских племен. Найденные в 2010 году остатки храма были датированы 6 веком до н.э.
Интересные конструкции выявила и дальнейшая расчистка фундамента. Археологи и волонтеры нашли прекрасно сохранившийся водосток, построенный из вертикально стоящих каменных плит и полукруглой черепицы, образовавшей сточный желоб. По словам начальника Восточно-Боспорской археологической экспедиции кандидата исторических наук Николая Сударева, подобные конструкции очень неожиданны в такой глухой провинции античного мира, каковой до сих пор считали территории вокруг современного хутора Вестник.
Святилище построено в лучших традициях греческой архитектуры этого времени. Площадь найденного сооружения внушительна, порядка 200 квадратных метров. Вероятно, имелись 4 колонны, при входе (снаружи) располагался алтарь. К алтарю вела выложенная камнем дорожка-вымостка. Конечно, сохранились только фундаменты, но зато они сохранились целиком, как и первые ряды кладки, которые позволяют судить о качестве и архитектуре постройки. Уже сейчас понятно, что здание было покрыто расписной штукатуркой, перекрыто черепицей редкого для Боспора лаконского типа. И еще одно открытие — до сих пор производства черепицы в столь раннее время на территории Боспора зафиксировано не было! Позднее, в V веке здание перестраивалось — появлялись внутренние стены, заново перекрывалась крыша (уже обычными для Боспора плоскими черепицами — керамидами). И опять собственного производства! А в начале IV века здание, по каким-то причинам прекращает свое существование.
Этот комплекс уникален не только для нашей страны (античных храмов VI-V веков до н.э. на территории нынешней России больше нет), но и для бывшего СНГ, где остатков ранних храмов такой сохранности тоже нет. Подобные сооружения существуют только на территории Греции и Южной Италии, где вокруг них сформированы крупные туристические центры (Агридженто, Селинунт и т.д.)
Масштабы найденного античного культового комплекса слишком велики для того, чтобы при имеющихся ресурсах обеспечить его элементарную сохранность, не говоря уже о дальнейшем развитии комплекса, который подвергается ежедневному грабежу, как со стороны «черных археологов», так и местного населения, использующего археологические памятники в качестве материала для строительства фундаментов и сараев. Кроме того, те памятники, которые уже найдены археологами, испытывают недостатое финансирования на охрану и музеефикацию. Поэтому обнаруженный памятник пришлось временно законсервировать, то есть обратно закапывать, чтобы сохранить от разрушения и разграбления. А затем вновь раскапывать...

Понятно, что помимо раскопок этого культового сооружения нужно организовывать на его базе музейный комплекс. Подобный объект может стать уникальным туристическо - экспозиционным центром мирового масштаба.
Можно добавить, что Анапский район и Таманский полуостров - это единственный в России регион, где ярко и полно представлена античная цивилизация. Здесь 25 веков назад были основаны греческие города-колонии - Гермонаса, Фанагория, Горгиппия и многие другие, которые были очагами древнегреческой культуры.

На смену эллинской культуре пришла славянская - знаменитое княжество Тмутаракань , затем наступил тюркский период. Менялись эпохи и государства, но здесь, в этих городах, все это время непрерывно жили люди. Здесь как нигде можно проследить преемственность российской культуры, воочию увидеть ее древние многонациональные корни. Можно с уверенностью сказать, что и с точки зрения исторической, социальной и культурной географии это уникальнейший регион.

Через время экспедиция вновь вернулась к раскопкам. Первой нашли уникальную статуэтку - лик богини Деметры . Судя по масштабам курганов, - а они достигают высоты пятиэтажного дома, - это царские захоронения, аналогичные всемирно известным Семибратним курганам, располагающимся в непосредственной близости.

Поделиться статьей в соцсетях