После посещения музея Рокфеллера мы решили, что надо непременно посетить дворец Хишама.


потому что вот образцы раннего исламского искусства на каждом шагу не встречаются.

Ещё в конце девятнадцатого века учёные мужи из британского Фонда Исследований Палестины обращали внимание на руины именем Хирбет аль-Мафджар (что-то вроде "место, где течёт вода") к северу от Иерихона, на восточном берегу Вади Нуэйма. В 1935-48 развалины начал изучать арабский археолог Димитри Барамки (на каком-то этапе к нему присоединился начальник мандатного управления древностей Роберт Гамильтон) и обнаружил раннеисламский дворец со скульптурами, шедевр времен Омейядского халифата

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца. Про Хишама же известно, что он, мол, донашивал свою "дохалифскую" одежду, умел печь хлеб и доить коз...А вот племянник его уже увлекался охотой да поэзией, на него больше похоже.

вот тут где-то вот это все и стояло...


но кое-что достойное осталось...




символ дворца Хишама (и мы с ним)


(видимо. это было настенное украшение)предполагается, что выглядел дворец как-то так


сейчас его пытаются "отстроить заново"


видимо, из-за строительства мы не смогли увидеть эти прекрасные мозаики, увы

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.


P.S.В 2014-м геофизическое исследование выявило под дворцом следы более раннего комплекса, ориентированного "по диагонали" по отношению к дворцу. Исследователи подозревают римский форт.

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году,
американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к
северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или
Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в
1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими
мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта.
Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее
полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat
al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».
Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как
дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых
исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его
описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены
лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца,
известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов
упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести
строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название
дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию,
утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн
Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период
его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая
роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того
времени.


Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину
строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных
работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве
примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для
приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства.
Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности
стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это,
разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как
дворцы Самарры или Каира.


Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства
халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда
достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии
землетрясений, а также, видимо, был разграблен.


«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего
Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты
банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика
относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от
землетрясений.

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того времени.

Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.

«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.

Как жили халифы и знать?

Первые правители Андалуса, в жилах которых текла кровь суровых арабов-завоевателей, были наследниками великих культур Персии и Египта. Поэтому дворы эмиров и халифов довольно скоро стали славиться своей роскошью. Каждый халиф старался оставить на земле зримый след, и весь Андалус за два-три века украсился дворцами.

Самый первый дворец построили в Кордове - это великолепный Алькасар. Его начали строить при Абдаррахмане I, а закончили при его сыне (конец VIII в.). Для строительства император Византии присылал своих инженеров. Но особенно красивы были дворцы в Мадинат-аз-Захра, резиденции халифов под Кордовой, которую Абдаррахман III (конецХ в.) построил по просьбе любимой жены. Дворцы там носили поэтические названия - Цветов, Влюбленных, Умиротворения, был даже дворец Дамаск - в память о столице мусульманского мира.

Дворцы стояли среди апельсиновых рощ - большие, с внутренними дворами, фонтанами и балконами. Полы и потолки были выстланы мозаикой, а стены увешаны коврами.

Коран запрещал изображать людей и животных, и художники могли рисовать лишь орнамент. Обычно он состоял из геометрических узоров и надписей вязью по-арабски - славословий халифам и строк из Корана.

Башня Дам в Альгамбре . Дворец Альгамбра (от арабского аль Хамра - красная) будил фантазию многих писателей. Его тайнам и легендам посвящена, например, книга американского писателя XIX в В. Ирвинга «Альгамбра».

Так называемый «Ковер колдуний» (XI в.). Абдаррахман II учредил в Кордове мастерскую по производству драгоценных тканей, которая поставляла его двору ковры, драпировки с шелковой вышивкой для женщин и церемониальные одежды для чиновников.

В 8 км от Кордовы Абдэррахман II построил дворец Мадинат-аз-Захра для одной из жен, который назвал ее именем - аз-Захра, то есть Цветок. Центральный вид на коллонаду Дар-аль-Мунк (Королевский дворец).

Во многих дворцах были устроены вентиляционные шахты, и летом там царила прохлада, а зимой было тепло. Залы освещались изящными люстрами в тысячи свечей, стояла мебель из сандала и апельсинового дерева с инкрустацией, на роскошных диванах лежали груды подушек.

При дворцах разбивали сады: Сад Водяного Колеса, Луг Шепчущей Воды.

В них выращивали экзотические растения, которые потом распространились по всему полуострову. Например, Абдаррахман I привез из Сирии финиковую пальму. Он рассылал людей по миру, и они добывали саженцы и семена. Так в Испании появились апельсины, гранаты. В сады Кордовы по трубам с гор стекала вода и распределялась по многочисленным бассейнам из золота и серебра, прудам и фонтанам из мрамора.

Кордовский двор, хотя и находился вдали от центра мусульманского мира - Багдада, пристально следил за столичными веяниями. К утонченной придворной жизни приучил мавров багдадец Зириаб. Еще юношей он блистал при дворе халифа Гарун ар-Рашида (ок. 766–809), прославленного в сказках «Тысяча и одна ночь».

Замечательный музыкант, Зириаб прославился не только своим искусством или тем, что изобрел лютню с пятью струнами, на которой потом играли европейские менестрели, и основал в Кордове консерваторию. Главное, Зириаб привил андалусцам вкус к изящному. Он научил их красиво одеваться, готовить изысканные блюда и подавать их в определенном порядке: первым - суп, затем - мясные блюда, птицу, фаршированную фисташками, и в завершение - сладкое. Одно блюдо - мясные шарики с треугольниками лапши, жаренные в кориандровом масле, - даже называли «жаркое Зириаба».

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг.

Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.

«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.

TravelLab

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.