Вопрос определения границы между Европой и Азией восходит к древности. Да и сам факт выделения Европы обусловлен прежде всего историей. Еще финикияне за много веков до нашей эры выделяли на Земле три части света: Европу, Азию и Ливию (единственную известную в то время часть Африки). В средние века эти три части света стали называть «Старым Светом», а открытые в XVI-XVII веках Америку и Австралию – «Новым Светом».

В древности не знали, что Европа и Азия составляют один материк, не имея сплошных морских границ. По предложению Э. Зюсса в 1883 году этот единый материк назван Евразией. Представления о границе Европы и Азии с течением времени значительно менялись. Древние греки проводили ее по Черному морю. Позже римляне «сместили» границу на Танаис (река Дон) и Меотид (Азовское море). В средневековье арабские ученые сдвинули ее еще восточнее – к рекам Итиль (Волга) и Кама .

В XVII русские стали проводить границу по Уралу – Камню, как его тогда называли. Самым ранним письменным источником с указанием такой границы считается Есиповская летопись 1636 года:

«Между государствами Российского и Сибирские земли облежит Камень превысочайший зело… яко стена граду утверждена… Из сего же Камени реки многие изтекоша, ови поидоша к Российскому царству, ови же в Сибирскую землю».

Открытие обелиска Европа - Азия близ Кедровки

В 1730 году шведский ученый Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией. Позднее в 1736 году В.Н. Татищев утверждал, что именно он подсказал Страленбергу эту мысль.

Перевал Большой Урал

Стела находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту недалеко от поселка Синегорский (можно посмотреть по пути к Синим горам). Установлена в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский. Автор проекта А.А. Шмидт. Основу сооружения составляет стела из листовой стали высотой 9 метров. Сверху ее венчают серп и молот.

Уралец

Установлен на перевале на дороге Нижний Тагил – Усть-Утка близ поселка Уралец (Свердловская область). Перед обелиском находится поворот к горнолыжке "Гора Белая". Появился в 1961 году в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну высотой 6 метров венчает макет земного шара. В первоначальном варианте вокруг шара по стальным «орбитам» «вращались» спутники и корабль «Восток». Автор проекта - В.П. Красавченко. Обелиск возводился рабочими механического завода поселка Уралец.

Весёлые горы

Гора Березовая

Этот обелиск открыт в 2008 году близ Первоуральска (Свердловская область). На этом месте в 1837 году был установлен самый первый знак «Европа - Азия». Современный памятник впечатляет своими масштабами. В основе монумента – высокий 30-метровый столб, который венчает двуглавый орел. Дорогу по границе Европы и Азии пересекает пешеходный переход. Популярное место среди молодоженов Первоуральска. Территория вокруг облагорожена, есть беседки, скамейки, «дерево желаний».

Неподалеку, на северном склоне горы Березовой, у проходящей тут железной дороги на станции Вершина стоит еще один обелиск. Его соорудили во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году.

Первоуральск

Установлен близ дороги, которая ведет от Пермского тракта в город Первоуральск. Этот обелиск ранее находился на горе Березовой на месте вышеописанного, перемещен в 2008 году. Рядом имеется небольшой родник.

Екатеринбург, 17-й км Ново-Московского тракта

Открыт в августе 2004 года. Создан по проекту архитектора Константина Грюнберга. Представляет собой широкий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлической стелой. По краям монумента заложены камни с крайних точек Европы и Азии – с мыса Рока и мыса Дежнева. Здесь останавливаются туристические группы, приезжают молодожены. Место установки обелиска в свое время вызывало споры, поскольку водораздел проходит западнее.

Ревда – Дегтярск

Находится на перевале дороги Ревда – Дегтярск (в стороне от главного водораздела). Высота - 7 м. В прошлом был увенчан стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м. Установлен в 1984 году – к 250-летию Ревды. Изготовлен дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меньшатова и архитектора З.А. Пуляевской. В настоящее время заброшен и находится в удручающем состоянии.

Гора Каменная

Обелиск в виде фигуры филина из металла установлен учащимися школы №21 города Ревды на горе Каменной Ревдинско-Уфалейского хребта (Свердловская область) в 1980-е годы.

Курганово

Этот обелиск стоит справа от Полевской трассы перед селом Курганово (Свердловская область). Выполнен по проекту молодого художника Северского трубного завода С.П. Юшкова. Открыт в июне 1986 года по решению Полевского горисполкома. На памятнике две надписи: одна сообщает, что здесь проходит самая восточная граница Европы на Среднем Урале, а другая – что знак установлен в год 250-летия с даты научного обоснования границы между Европой и Азией В.Н. Татищевым.

Станция Мраморская

Станция Уржумка

Этот обелиск примечателен тем, что стоит на Транссибе. Установлен вблизи станции Уржумка (Челябинская область) в 1892 году в знак завершения строительства участка Транссибирской железнодорожной магистрали. Пограничный столб сложен из гранитных тесаных «кирпичей», которые использовались в облицовке придорожных сооружений. Автор проекта – инженер и писатель Н.Г. Гарин-Михайловский.

Новобайрамгулово

Обелиски установлены около моста через реку Урал на дороге Учалы – Белорецк между поселком Уральск и деревней Новобайрамгулово (Республика Башкортостан).

Верхнеуральск

В 2006 году около реки Урал в городе Верхнеуральск (Челябинская область) на месте, где некогда располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Магнитогорск

Установлен в 1979 году в городе Магнитогорск (Челябинская область) на правом берегу реки Урал при въезде на Центральный мост. Сооружен в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н. Богуна. Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А». На самом мосту - 4 стелы, символизирующие границу между Европой и Азией. В центре моста - дорожный знак «Европа-Азия».

Кизильское

Дорожный знак на мосту через реку Урал в селе Кизильское (Челябинская область).

Оренбург. Пешеходный мост

Колонна с буквами «Европа» и «Азия» на пешеходном мосту через реку Урал в городе Оренбурге .

Использованная литература:

Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. – Екатеринбург, 2001.

По Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Особенно спорная территория – близ Екатеринбурга, где Уральские горы наиболее низкие, и южнее Златоуста, где Уральский хребет теряет свою ось и распадается на несколько хребтов, постепенно вовсе переходящих в степь.

Интересно, что границу Европы и Азии в прошлом проводили намного западнее Урала – по Керченскому проливу и реке Дон (с древности и вплоть до XVIII века). Проведению границы по Уралу мы обязаны В.Н. Татищеву, который впервые выказал эту мысль еще в 1720 году. В своих трудах он объяснил проведение в прошлом границы по Дону отсутствием в то время информации об Уральских горах. Татищев подробно обосновал правильность границы между Европой и Азией по Уральскому хребту.

В пользу своего заключения Татищев указывал на то, что Уральский хребет является водоразделом, а текущие с него на запад и восток реки отличаются наличием разных пород рыб. Также серьезно отличается растительность западного и восточного склона Урала. Впрочем, с проведением границы по Уралу согласились не все и не сразу…

На Урале установлены десятки пограничных памятников на границе Европы и Азии, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе. Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Самый восточный обелиск расположен на Полевском шоссе в деревне Курганово. Он был установлен в 1986 году.

Также можно отметить, что самый «космический» памятник «Европа-Азия» стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец. Он был открыт в 1961 году и, соответственно, посвящен полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров. Его венчает изображение земного шара.

Один из самых красивых и больших обелисков (наряду с открытым в 2008 году близ Первоуральска) находится на трассе между городами Качканар – Чусовой. Он появился в 2003 году, его высота 16 метров. Здесь же на асфальте начерчена линия, символизирующая границу частей света.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Самым первым памятником на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой. Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте. Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

То, что именно здесь высшая точка Сибирского тракта было установлено в 1829 году экспедицией немецкого ученого Александра Гумбольта, которого сопровождали профессора Густав Розе и Христиан Эренберг. «Березовая гора составляет гребень Уральских гор, который здесь образует также водораздел», — писал позже Густав Розе.

Первоначально установленный здесь памятник представлял собой острую четырехгранную деревянную пирамиду с надписями «Европа» и «Азия». Будущий император-освободитель Александр II, путешествовавший в сопровождении статского советника, поэта В.А. Жуковского и свиты, осмотрел этот обелиск в мае 1837 года.

В 1846 году памятник заменили на более основательный каменный, созданный по проекту архитектора Уральских заводов Карла Турского. Он был выполнен из мрамора, стоял на каменном постаменте. На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.

На памятнике была надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году». Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа.

После революции памятник разрушили как напоминание о царской власти. Но позже, в 1926 году, все же поставили новый памятник. Не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла. В середине XX века вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду. В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.

Это место имеет большую историческую ценность. Идущие в Сибирь каторжники прощались здесь с Россией, брали землю на память о родине. На той же горе Березовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел.

Есть обелиск «Европа-Азия» и на Новомосковском тракте (на 17 километре) в черте города Екатеринбурга. Он появился в августе 2004 года, выполнен по проекту архитектора Константина Грюнберга. Представляет собой широкий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлической стелой. Здесь заложены камни с крайних точек Европы и Азии – с мыса Рока и мыса Дежнева.

Сразу после появления проекта установки на этом месте памятника загорелись споры о правильности выбора точки. Дело в том, что водораздел проходит в стороне от этого памятника. Так или иначе, но сейчас на это место приезжает множество туристов. Гости Екатеринбурга стремятся сфотографироваться на границе Европы и Азии. Стало традицией приезжать сюда и молодоженам.

У властей города Екатеринбурга есть планы по строительству здесь прямо над трассой 180-метрового обелиска, напоминающего Эйфелеву башню, в виде стилизованных букв «Е» и «А».

Растянувшихся с севера на юг на тысячи километров, деля незримой линией две части света - Европу и Азию, стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть эту достопримечательность и каждый из этих столбов имеет свою историю.

Где граница Европы и Азии?

Линия границы Европа и Азии проходит от побережья Карского моря по восточному склону Уральского хребта.

Параллельно границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада. Но, обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу .

Этим мы обязаны Татищеву Василию Никитичу, который впервые высказал эту мысль в 1720 году, указывая на то, что Уральский хребет является водоразделом, а природа и текущие с него на запад реки отличаются от текущих на восток, как наличием разных пород рыб, так и растительностью западного и восточного склонов Урала.

Обелиск «Европа-Азия» г. Березовая

Один из самых красивых и больших обелисков «Европа-Азия» открыт в 2008 году близ г. Первоуральска на горе Березовой.

На Старо-московском тракте, том самом пути, по которому каторжников вели в , здесь они прощались с Россией, взяв с собой горсть земли на память о родине.

Историческая особенность обелиска

Сегодня высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел, а до этого был более, чем скромный. Первый же пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

В 1846 году памятник заменили на мраморный, а На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.

На самом памятнике существовала надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».

Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа, а после революции памятник разрушили как напоминание о царской власти.

Однако, в 1926 году, спохватившись, все же поставили новый памятник, правда не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла, а вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду.

В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.

Добраться до обелиска на горе Березовая около Первоуральска можно по федеральной трассе Р242 Екатеринбург — Пермь, свернув по указателю на Первоуральск или на Новоалексеевское и выехать на Старомосковский тракт.

«Европа-Азия», как мечта туриста

Так как, мы сами живем на Урале, а именно, в пяти километрах от этого самого места, то можем с уверенностью сказать, что на настоящий момент — это чистое и аккуратное место представляет собой особую ценность для путешественника.

Смеем вас уверить, для любого туриста, посетившего , а в частности Свердловскую область, будет интересно постоять одновременно на двух частях света правой и левой ногой, а ощущения испытать, как говорил классик, самые незабываемые. И останутся такие воспоминания на всю жизнь.

Мы часто ездим с запада на восток и обратно по работе, за день бывает, несколько раз пересекаем эту незримую линию. Представляете! Утром уехал в Азию, а вечером ты уже в Европе или наоборот. Вот так, без всяких границ и шенгенских виз! Подобных стел в области несколько, но эта одна из самых грандиозных.

Пограничные столбы «Европа-Азия»

По всей границе Европы и Азии десятки пограничных памятников, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе, но рассмотрим самые известные и популярные среди туристов.

Первая — это стела у самого . Поставили ее в начале 2000 годов и ничем примечательным она не выделяется, даже исторически. Единственное, что добираться до нее легко, так как располагается у оживленного тракта Екатеринбург-Пермь, в нескольких километрах от столицы Урала.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем.

Памятный знак на ст. Вершина, Свердловской железной дороги, один из самых старых и добраться к нему можно только на электричке Екатеринбург — Шаля.

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау.

Самый восточный обелиск, расположенный недалеко от Екатеринбурга на Полевском шоссе в д. Курганово, установлен в 1986 году.

Обелиск, расположенный возле автомобильного моста через .

Также можно отметить «космический» памятник «Европа-Азия», что стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец, который был открыт в 1961 году и, соответственно, посвященный полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров, а венчает ее изображение земного шара.

Существуют и другие памятники, но к сожалению, утратившие свою былую привлекательность, как для коренных жителей, так и для туристов.

Вот такой занимательный экскурс в историю границы Европы и Азии мы сегодня провели вам, друзья. Возможно, со временем статья дополнится новыми данными, а пока:

Увлекательных вам экскурсий и путешествий!

Далеко не каждый человек способен не задумываясь сказать, какие горы разделяют Европу и Азию. Для того чтоб корректно ответить на данный вопрос, необходимо для начала отметить, что Евразия является самым большим материком на планете. Его принято делить на два континента - Европу и Азию. С экономической точки зрения, начиная с давних времен и до наших дней, граница между ними играет очень важную роль для перемещения с Востока на Запад и в обратном направлении. По мнению древних греков, она проходила по центру Средиземного моря. Начиная с пятого века до нашей эры ею считалась река Дон и Такого мнения придерживался Птолемей, поэтому данное учение довольно прочно утвердилось и продержалось вплоть до восемнадцатого века. В данной статье речь пойдет о том, что разделяет Европу и Азию в современном понимании.

Первое официальное разделение

В научной литературе официально материк был впервые поделен на два континента шведским известным научным деятелем Филиппом Иоганном фон Страленбергом в 1730 году. Отвечая в своих трудах на вопрос о том, какие горы разделяют Европу и Азию, он четко отметил, что это Уральский хребет. Вместе с этим ученый акцентировал внимание на том, что кроме него граница проходит через одноименную реку, Кавказ, пролив Югорский Шар, Каспийское, Чёрное и Азовское моря. Многие авторитетные исследователи того времени поддерживали такую идею, о чем писали в своих работах. Бытует мнение, что Страленбергу такую идею предложил В. Н. Татищев — основатель многих местных городов и поселений. Теперь более подробно о том, какие горы разделяют Европу и Азию.

Формирование Уральских гор

Урал не просто представляет собой естественно сформированную границу между смежными континентами, но также служит водоразделом восточного и западного бассейнов. Формирование гор началось примерно 350 миллионов лет тому назад, другими словами, в палеозойскую эпоху, и длилось ориентировочно 150 миллионов лет. Общая длина хребта превышает отметку в две тысячи километров. Что касается его ширины, то она колеблется в разных участках от сорока километров до ста пятидесяти. Само наименование «Урал» в переводе с башкирского языка означает «возвышенность» либо «высота». Говоря о том, какие горы разделяют Европу и Азию, нельзя не отметить тот интересный исторический факт, что на самой первой российской карте они были названы «Большим камнем» и изображались как большой пояс, откуда начиналось значительное количество рек. В связи с тем что хребет является довольно старым, его вершины не очень высокие. Первое официальное документальное воспоминание о нем есть в «Повести временных лет» и датируется одиннадцатым веком. Урал географически принято делить на Северную, Центральную и Южную части.

Природные ресурсы

Сейчас на территории Урала можно встретить большое количество различных минералов и полезных ископаемых. Здесь есть медные и железные руды, кобальт, никель, цинк, нефть, каменный уголь и даже драгоценные камни с золотом. В связи с этим еще со времен Советского Союза горы между Европой и Азией считаются самой крупной металлургической и горнорудной базой государства. Это и неудивительно, ведь 48 из 55 видов полезных ископаемых, что добывались на то время во всей стране, встречались здесь. Многие из них, в том числе драгоценные и полудрагоценные, располагаются в непосредственной близости к земной поверхности. Существует также несколько минералов, которые встречаются исключительно здесь. Ярким их примером является тёмно-изумрудный уваровит. Сюда же следует отнести и богатые лесные ресурсы. Нельзя не отметить тот факт, что в средней и южной части гор созданы отличные условия для земледелия.

Климат

Для Урала характерен типичный горный климат, в условиях которого осадки распределяются неравномерно. Природные условия здесь могут очень сильно отличаться даже в пределах одной зоны. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что горы, разделяющие Европу и Азию, играют роль своеобразного климатического барьера. В связи с тем что в западной части выпадает большое количество осадков, климат здесь более мягкий и влажный. Что касается восточного района хребта, то тут все наоборот - он сухой из-за недостатка осадков.

Обелиски

Отдельных слов заслуживают расположенные на местные обелиски. Устанавливаться здесь они начали в девятнадцатом веке. Первыми монументами стали памятники в виде стел, изготовленные из дерева и имеющие прямоугольную форму. На них в обязательном порядке наносились указатели, которые так и назвались «Азия» и «Европа». С целью обеспечения сохранности обелисков рядом с ними возводились караульные хижины небольших размеров, в которых жили, как правило, обходчики леса. Отдельные монументы могут похвастаться собственной уникальной историей. К примеру, памятник, расположенный неподалеку от горы Березовая, появился в 1807 году. Тридцать лет спустя, в связи с посещением объекта императорской делегацией, деревянная конструкция была заменена мраморной, с гербом царя.

Граница по реке Урал

Река, разделяющая Европу и Азию, — это Урал. Ее общая протяженность составляет около двух с половиной тысяч километров. Следует отметить, что в ее бассейне находятся около восьми тысяч рек разного размера. В истоке Урала лежат пять крупных родников, расположенных на высоте 637 метров над уровнем моря. Объединяясь в заболоченной долине, они образуют довольно мощный поток. Идею использования реки в виде границы между двумя континентами предложил упомянутый выше российский ученый В. Н. Татищев.

Стамбул

Единственным городом на планете, что располагается одновременно на двух континентах, является турецкий Стамбул. История этого мегаполиса насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Все эти годы он имел очень важное торговое значение благодаря своему географическому месту нахождения. Средиземное море, разделяющее Европу и Азию, отделяет их также и от Африки. Именно здесь через пролив Босфор соединено с Черным. Таким же образом разделены и континенты. Само место расположения современного города Стамбула зачастую называли воротами, связующими Шелковый путь со Старым Светом.

Экспедиция 2010 года

В апреле 2010 года Российским географическим обществом была инициирована и проведена экспедиция, основным заданием которой было определение истинного происхождения границы между Азией и Европой. В ходе работы ученые установили, что ось Уральского хребта теряется в районе Златоуста и распыляется на несколько линий. Ними являются некоторые параллельные массивы. В связи с этим они предположили, что не совсем разумно считать границей По их мнению, ее следует прокладывать по Прикаспийской низменности, а точнее — по ее восточному краю. Однако исследования российских ученых и до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными соответствующим органом — Географическим международным союзом.

Выводы

Из всего вышеуказанного можно смело сделать вывод, что основной границей между Азией и Европой являются Уральские горы. Одним из доказательств этого является даже тот факт, что по разную их сторону фауна и флора заметно отличаются. Кроме того, большая разница возникает даже в направлениях и характерах рек.

Так где проходит граница между Европой и Азией? Почему этот вопрос является предметом споров?

Границы между Европой и Азией на карте

Точно определить, где проходит граница между Европой и Азией, не могут даже ученые – дискуссии не прекращаются уже много веков, территории уточняются, информация корректируется… Впрочем, сегодня существует общепринятое мнение, согласно которому:

  • границы Азии установлены на стыке плит литосферы, найти их просто – они обозначены горами и горными хребтами;
  • если с определением границы по Уральскому хребту не составляет труда, то на юге сложнее – барьером является река Эмбра и Кумо-Манычская низменность в Ростовской области;
  • протяженность границы составляет свыше 5,5 тыс. км, большая часть – горы;
  • отделяет части света и Керченский пролив между Европой и Азией, соединяющий Азовское и Черное море;
  • Урал условно считается европейским, Кавказский хребет относится к Азии, хотя нередко географы делят части света и по вершинам гор.

Зарубежная Азия отделена от европейской части мира в Черном море. Турция относится к азиатскому континенту, и Болгария – к Европе.

Почему трудно определить границы Азии и Европы?

Проблема выделения границ носит не географический характер – на картах несложно определить, где находится Азия, а где – Европа. Все дело в менталитете людей и устоявшихся убеждениях. Так, любопытными фактами при определении, где проходит граница Европы и Азии, являются:

  • точные данные о границе в большинстве источников отсутствуют – даже энциклопедии предпочитают скрывать эту информацию;
  • считается, что Азия – это часть света, где уровень жизни отстает от европейского, поэтому многие люди просто не готовы признать, что проживают здесь;
  • руководители бывших республик СССР также не относят территории своих стран к азиатской части;
  • Турция, являющаяся членом НАТО и планирующая вступить в ЕАЭС, условно относит себя к Европе, аналогичный подход можно увидеть и на картах, выпущенных в США.

Впрочем, территориальное выделение границы Азии и отнесение сюда Кубани и Северного Кавказа – вопрос, касающийся исключительно географии. Если же жители этих регионов, турки и грузины хотят считать себя европейцами, их менталитет не схож с азиатским – установить границу можно по взаимному согласию, как это сделано сегодня.

Где отдохнуть – в Европе или Азии?

Россия – Европа или Азия?

Найти границу двух цивилизаций непросто, она проходит через Уральские горы на севере, а Керченский пролив между Европой и Азией разделяет континент на юге. Впрочем, чтобы увидеть экзотическую природу, достопримечательности, попробовать национальные блюда и посетить новые страны вовсе необязательно искать границы на карте – можно смело отправляться в путешествие, ведь восток и запад материка уникальны.