Сио́нская го́рница или Го́рница Та́йной Ве́чери - комната или помещение на верхнем этаже дома в Иерусалиме, где была совершена Тайная Вечеря, последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа с учениками

Это самая первая христианская церковь, называемая “Мать всех церквей”, отсюда христианское Слово распространились по всему Миру. Здесь учениками Христа была создана первая христианская община, здесь произошло рождение Церкви.
Отсюда пошёл важнейший обряд христианского богослужения - таинство причащения, оно же евхаристия, у католиков - месса. Отсюда пошла легенда о чаше, из которой пил Иисус, и в которую позднее стекала его кровь - святом Граале.

Горница Тайной Вечери, или Сионская Горница, находится на горе Сион, которая входила в стены Иерусалима. Туда поднимаются по большой лестнице, мимо купальни Силоама, через ворота Источника. На Сионе находился и дом первосвященника Каиафы. Жилой квартал на Сионе был богатым кварталом. Он считался избранным, ведь еще царь Давид превознес это место, на нем основал крепость свою, и первое святилище было им устроено именно там.

В один из домов на Сионе, чей хозяин остался неизвестным, послал Иисус апостолов Петра и Иоанна для устроения там пасхальной вечери. В двухэтажном здании, на верхнем этаже была отведена им большая, устланная горница. Здесь Иисус Христос сказал о грядущем предательстве Иуды. Здесь же Христос совершил с апостолами первую евхаристию (таинство причащения) - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. И в этой же Горнице Тайной Вечери семью неделями спустя на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу, и с этого момента апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.

Здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида в XII в. крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом. В XV в. турки превратили здание в мечеть. Постройка хорошо сохранила типичный для конца XI - начала XII в. архитектурный стиль с готическими колоннами, перекрещивающимися перекрытиями, арками и окнами.

В горнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя часовня. На нижнем этаже «Гробница царя Давида». Ближайшая от входа часть послужила горницей Тайной вечери, в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа. На нижнем этаже произошло явления Спасителя по Воскресении. Помещения эти свободно сообщались друг с другом. Во времена существования мечети внизу под горницей Сошествия Святого Духа мусульмане поставили каменный саркофаг, над гробом Давида, и воспретили вход иноверным на весь Нижний этаж. Верхние комнаты были разделены глухой стеной.

Верхнее помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное. От средневековых строений сохранилось лишь несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. Сейчас горница доступна и свободна для посещения паломниками.

В южной стене находится михраб (молитвенная ниша в мечети, в стене, обращенной к Мекке), покрытый керамической плиткой. Михраб был построен в период правления мамелюков и теперь скрыт за книжными полками. В следующей комнате располагается огромный саркофаг – кенотафий: на этом месте, по легенде, покоится прах Царя Давида.

Над лестничной площадкой, на самом верху лестницы, находятся мраморные колонны, поддерживающие небольшое куполообразное сооружение. На одной из колонн есть капитель с изображением двух пеликанов, терзающих грудь третьего пеликана – это христианский мотив изображения искупления грехов. Это куполообразное сооружение, а также михраб относятся к периоду правления мамлюков.

Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Святого Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем: мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось, но с образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев. Здесь была устроена синагога. Сейчас Сионская Горница привлекает большое число паломников.

Оценка посетителей

Оценки в TripAdvisor (из 142 отзывов):
Отлично - 45
Очень хорошо - 45
Неплохо 44
Плохо 8
Ужасно 0

"Само здание построено в средние века и, естественно, к самой тайной вечере отношения не имеет. Здесь была христианская церковь, мечеть, а теперь место для посещения туристами. Народу всегда очень много. Зато очень много экскурсионных групп, можно послушать. Очень интересно."

Фото: Горница Тайной Вечери (Сионская)

Фото и описание

Горницу Тайной Вечери, или Сенакль (производное от латинского cena – «ужин, трапеза») традиция помещает в здании на горе Сион, где находится гробница царя Давида. Гробница – на первом этаже, горница – на втором.

Евангелие от Марка повествует: накануне праздника Пасхи Иисус отправил «двух из учеников своих» (апостол Лука указывает – это были Пётр и Иоанн) в Иерусалим: «…пойдите в город… скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (Мк, 14:13-15).

В той горнице Иисус последний раз в земной жизни разделил с апостолами трапезу. Там Он установил таинство Евхаристии – вкушения Его плоти и крови под видом хлеба и вина. Там Христос, как раб, омыл ноги ученикам – Пётр пытался отказаться от этой чести, но Иисус настоял. Там Спаситель дал апостолам новую заповедь всеобъемлющей любви: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15:12). В преддверии Своего ухода Он установил таинство священства: «Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин, 17:16-17). Всё, что произошло во время того ужина, невероятно важно для христиан.

Заглянув в горницу, турист сочтёт, что она мало походит на комнату дома I века. Всё верно: торжественное помещение с высоким сводчатым потолком относится к эпохе крестоносцев, оно было частью церкви XII века. Мраморные колонны поддерживают купол над лестницей, на капителях изображен пеликан (в христианском искусстве – символ милосердия и жертвенности). Цветной витраж и ниша-михраб вообще принадлежат исламской эпохе.

Однако крестоносцы выбрали это место для своей церкви далеко не случайно. Исследования показывают, что после разрушения Иерусалима солдатами Тита в 70 году в целости осталось всего несколько строений на горе Сион, в том числе, по-видимому, и то, где состоялась Тайная Вечеря. Предание гласит, что именно здесь апостолы собирались уже после казни Спасителя, здесь в Пятидесятницу на них сошёл Дух Святой в виде разделяющихся огненных языков. Считается, что в этом доме и появилась первая в христианском мире церковь. В IV веке на её месте возвели базилику Святого Сиона, которая почиталась «матерью всех церквей». В XII веке её сожгли персы – крестоносцы, захватившие Иерусалим, нашли только руины.

Прекрасно понимая значение этих святых камней, крестоносцы возвели на них церковь, включившую в себя Сенакль. Саладин, отвоевав Святую Землю, не стал разрушать либо превращать базилику на горе Сион в мечеть – он отдал её на попечение сирийским христианам. Несмотря на многочисленные перестройки, она дошла до наших дней практически в первозданном виде.

Конечно, подлинный облик евангельской горницы неизвестен. Воссоздать его силой воображения пытались на протяжении столетий величайшие мастера, от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Но точка, в которой находится сейчас Сенакль, – по-видимому, та самая. Эхо последней проповеди Спасителя звучит под сводами Сионской горницы.

Горница Тайной Вечери она же Сионская горница – место, где совершили Тайную Вечерю. Согласно традициям христианства, которые опираются на книгу Деяний Святых апостолов, эта комната является ко всему и обычным помещением, где находились иерусалимские апостолы, а еще это первая христианская церковь. За приданием на этом месте произошло много значимых событий для верующих христиан. Все они описаны в Новом Завете: некоторые явления Христовы, омовение ног, послания последователям после Воскресения, зачисление Матфея к 12-ти апостолам и другие.

О предании

Тайная вечеря

Молодой человек по имени Ирод, которого после прозвали Великий, встретил человека Менахема. Тот предсказал юноше, что в будущем он сядет на трон Иудеи. Ирод не воспринял всерьез его слова, но после того, как предсказанное сбылось, отдал приказ отыскать ведуна.

Менахем состоял в религиозной общине ессеев, они преследовались властями на протяжении многих лет. И причины на то были достаточно веские. Ессеи несли свой Новый Завет, отрекались от большинства традиций Иудеи и не ходили на жертвоприношения в Храме. Большая часть общины ессеев скрывалась в Кумране, на берегу Мертвого моря.

Ирод не просто одарил Менахема, но и позволил его секте обосноваться под горой Сион в Иерусалиме.

В некоторых записях упоминается о вратах Иерусалима, или же ворота Ессеев, они вероятнее всего и вели именно к поселению членов ессейской общины. После многочисленных раскопок, некоторые ученые стали утверждать, что в этом квартале и проводили Тайную Вечерю.

В Евангелие от Луки написаны строчки, в них указано: чтобы попасть в секретный зал, где Христос со своими апостолами будет проводить пасхальную трапезу, следует проследовать за мужчиной. Тот будет идти с кувшином, наполненным водой, и укажет правильный путь. Раньше не принимали во внимание такую деталь, как мужчина несущий наполненный кувшин. Хотя это очень важно. В то время воду приносили только женщины, представители сильного пола этим не занимались, поскольку это не входило в их обязанности. Следует сделать вывод, что в здании, которое было назначено местом пасхальной трапезы, совсем не было женщин. В Иудеи каждый здоровый мужчина обязан был иметь семью. Только ессеи давали обед безбрачия. Отсюда и теория: собрание состоялось в домике одного из ессеев, он почитал Новый Завет Иисуса. Так, поэтому Сионская гора и считается точкой Тайной Вечери.

Еще одна святыня, что подтверждает подлинность тайной горницы – Давидова царская могила. За верованиями иудеев ее почитают с XIII века.

Сегодня горница представляет собой комнату на втором этаже здания, которое сохранилось еще со времен крестоносцев.

Важно! Многие паломники, послушав недалеких гидов, считают, что эта комната и есть тем самым местом, где Иисус встречался со своими учениками. Но сегодняшний представлений зал не является древней комнатой. Город был разрушен римлянами, так и таинственный зал похоронен под развалинами.

Для соблюдения традиций чтится сама Сионская гора, здесь и произошло это значимое действие около 2000 лет назад, перевернувшее человеческую историю.

Здание горницы

Горница тайной вечери

Постройка располагается на вершине горы Сион, за стенами Старого города. За многие годы она неоднократно разрушалась и перестраивалась.

Св. Елена в IV века здесь расстроила небольшую церквушку. По записям она состояла из 80 колон, которые держали потолок из дерева. С потолка свисал терновый венец Спасителя. Эта базилика была построена рядом с горницей, примыкала к ней. Здесь располагался древний алтарь. Позже церковь разрушили персы, но ее восстанавливали не один раз. Также при базилике обустроили монастырь сионистов. В начале XII века церковь вновь разрушили, на этот раз мусульмане. После этого ее не восстанавливали, целым осталось только здание горницы в два этажа.

Сицилийский король Роберт Анжуйский взялся за восстановление горницы, после того как перекупил всю территорию вместе с руинами у Дамасского султана. Он и отдал всю постройку францисканским монахам.

Будучи имуществом ордена католиков, церковь была перестроена в мечеть. Все связанно с захороненным здесь царем Давидом. Сверху установили михраб, который, до сих пор уцелел.

Сегодняшнее здание построили францисканцы в XIV веке. Помещение имеет два этажа. Верхний был реставрирован в готическом стиле, чтобы отразить близость к первичному виду комнаты. На нижнем этаже расположена синагога, где собственно и находится гробница Давидова. Сионская горница сегодня не является ничьим владением. Ею опекается израильское правительство. Каждый желающий может посетить ее абсолютно бесплатно.

С 2014 года власти Израиля позволили молиться в горнице, но только шепотом.

По лестнице в горницу

На втором этаже просторная комната, в стилистике ранней готики. Здесь вы не найдете распятий или икон и изображениями святых. На византийское происхождение указывают колонны, которые расположены в самом центре. Возле выхода расположена маленькая арка и колонна из мрамора. Особенно впечатляюще смотрится барельеф на капители. На нем изображены пеликаны, два из них раздирают грудью третьего. Это замечательный образец символики времен крестоносцев – искупление возможно лишь через жертву.

Здесь также сохранились настенные надписи, подтверждающие, что когда-то это место было мечетью.

Горница Тайной Вечери в Иерусалиме на латыни пишется как Coenaculum, что переводится«верхняя комната в римском доме». Это название можно увидеть, посещая священные места на горе Сион.

Св. Иероним ввел это название, он же и перевел на латинский язык два завета. Жил он еще во времена византийцев на Святой Земле. И считается, что он был достаточно осведомлен о месте Тайной Вечери. Так, например, именно он обозначил, что дом, где Иисус собирался с апостолами, состоял из двух этажей. Именно в его честь в наше время и существует день переводчика. Также в Вифлееме находится его келья, которой можно поклониться, будучи в Храме Рождества.

(5) пребывали в беспокойстве. Они помнили, что еще при жизни Иисус обещал воскреснуть на третий день после Своей смерти. Старейшины предполагали, что может произойти скандал, если последователи Назарянина похитят тело и объявят о Его воскресении. Чтобы это предотвратить, они предприняли меры предосторожности: у гробницы, вырубленной в скале, поставили стражу, а камень, закрывающий вход, опечатали. Но - кто бы мог подумать? - именно на третий день утром к ним прибежали охранники и сообщили, что при появлении неких женщин у гроба явился ангел, который отвалил камень от входа и возвестил о воскресении Назарянина. И действительно, из гробницы исчезло!

Это известие привело членов синедриона в сильное замешательство. Чтобы выйти из создавшегося положения, они распустили слух о том, что ночью, когда стража спала, злоумышленники украли останки казненного. Однако и после этого чувство тревоги у них не прошло: старейшины опасались, что сторонники Иисуса воспользуются случаем и попытаются поднять народное возмущение против синедриона. Но проходил день за днём, а в народе никакого ропота не было. В синедрионе задавались вопросом: если всё спокойно, то зачем и кто похитил тело Иисуса? Впрочем, через несколько недель, старейшины успокоились. Им хотелось быстрее забыть о плотнике из Назарета. Правда, в синедрион поступали сведения, что в среде друзей Назарянина говорят о Его воскресении, но эти люди были незначительны и никакой опасности устоям общества не представляли.

Между тем сами испытывали тревогу. Они ожидали преследования со стороны первосвященников и старейшин. Даже сейчас, придя в Иерусалим с Елеонской горы, где ещё раз убедились в божественности Иисуса Христа, они ничего не предпринимали для распространения Его учения среди народа. Да и кто откликнется на их проповедь, если большинство жителей Иерусалима совсем недавно восстали на Господа и отдали Его на казнь римлянам? Однако апостолы не впали в малодушие, не стали скрываться от соглядатаев синедриона и не разошлись по собственным домам, которые у большинства находились вне Иерусалима, в Галилее. Господь велел им не отлучаться из города и ожидать крещения Духом Святым, поэтому апостолы решили готовиться к этому великому событию. Они собирались вместе для молитвы и духовных бесед. В определенное время апостолы посещали Иерусалимский храм, где участвовали в общественном иудейском богослужении.

Местом своих собраний ученики Христа избрали горницу одного из иерусалимских домов, расположенных на холме Сион. В Священном Писании не упоминается, кому из жителей города принадлежал этот дом, но многие исследователи Нового Завета полагают, что его хозяин был близок к апостолам и, вероятно, сам был последователем Господа(6).

Горница представляла собой верхнюю комнату, которая находилась непосредственно под плоской крышей дома. Она имела большую площадь и была удалена от шума улицы, что делало её очень удобной для собраний учеников Христа. Считается, что именно в этой горнице Господь совершил тайную вечерю и после Своего воскресения дважды явился апостолам.

Духовная подготовка к принятию продолжалась в горнице десять дней. И хотя апостолы много времени проводили в Иерусалимском храме, горница имела для них особое значение: именно здесь они осознавали своё единство во Христе и чувствовали скорое рождение Церкви Христовой. Кто же участвовал в молитвенных собраниях в горнице? Там собирались ближайшие ученики Господа: апостолы Петр, Иаков Заведеев, Иоанн, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Кананит, прозванный Зилотом, и Иуда Иаковлев, известный ещё под именем Леввей или Фаддей. Прибежище апостолов посещали и другие ученики Христа. В числе собиравшихся в горнице была также и Пречистая Дева Мария с названными братьями Господа, детьми Иосифа 06-ручника.

На одном из собраний, когда присутствовало сто двадцать человек, апостол Петр предложил восполнить лик апостольский. Он сказал, что, как и предрекали древние пророки, один из ближайших учеников Христа, Иуда Искариот, предал Его и, совершив самоубийство, сам наказал себя за это. На его место нужно избрать достойного. Собравшиеся в Сионской горнице согласились с предложением апостола Петра.

Может возникнуть вопрос: апостолов избирал Сам Господь, почему же на этот раз ученики дерзнули сделать выбор сами? Была ли у них на это власть? Безусловно, была. Если бы Христос пожелал Сам избрать нового апостола, Он сделал бы это во время одного из Своих явлений ученикам после воскресения. Но Христос этого не совершил, предоставив такую возможность апостолам. Этим Господь показал, что, возносясь на Небо к Богу Отцу, Он оставил на земле не горстку уверовавших в Него людей, но Церковь, которую наделил Божественной властью и благодатной силой.

Да, в сионской горнице присутствовал начаток великой христианской Церкви! Первое место в ней занимал апостол Петр. Особое положение в Церкви ему определил Сам Христос. Все это хорошо знали. Однако при выборе нового апостола Петр не стал решать этот вопрос единолично. Предстояло совершить первое деяние, касающееся всей Церкви. Поэтому Петр предложил всем собравшимся найти кандидата на звание апостола.

Каким требованиям должен был отвечать кандидат? От него не требовались всестороннее образование, высокие интеллектуальные способности или значительное общественное положение. Всё необходимое для апостольского служения ему дарует Дух Святой. Но кандидат должен быть очевидцем жизни Христа с момента Его крещения до вознесения. И особенно важно было то, чтобы он вместе с апостолами видел воскресшего Христа и общался с Ним. Ведь вся его дальнейшая деятельность должна стать живым свидетельством о Христе. Немаловажным условием избрания была и ранее доказанная верность кандидата Сыну Божию.

Кандидатов, отвечающих всем требованиям, оказалось двое: Иосиф, сын Варсавы, прозванный Иус-том, и Матфий. Кто же из них более достойный? Апостолы рассудили, что это знает только Господь. Пусть Он Сам изберет угодного Себе. Ведь Он обещал всегда пребывать в Своей Церкви. От лица всего собрания апостол Петр сказал:

Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место(7).

Все помолились и бросили жребий. Он указал на Матфия, который и был причислен к одиннадцати апостолам.

В горнице между уверовавшими во Христа царили любовь, единодушие и… ожидание.


Апостолы - в переводе с греческого языка означает «посланники». Посланниками у древних евреев называли людей, осуществлявших связь между иудейскими общинами. В Ветхом Завете это имя иногда присваивалось пророкам, получавшим от Бога повеления сообщать израильскому народу Его волю. В Новом Завете обычно апостолами называют двенадцать избранных последователей Христа, которые постоянно сопровождали Его во всех путешествиях. В Евангелиях, однако, они чаще называются учениками, но в последующих книгах Нового Завета, начиная с Деяний святых апостолов, после рассказа о сошествии Святого Духа, эти двенадцать человек именуются только апостолами. Учениками же в Деяниях называются или вообще все последователи Христа, или те, кто учился у апостолов.

Наименование апостолов также получили другие семьдесят учеников Христа, которых Он избрал, как и двенадцать, для проповеднической деятельности. Обычно их называют апостолами от 70-ти. Позднее к апостолам был причислен Павел, именуемый, как и Петр, первоверховным апостолом.

Во время земной жизни Христа некоторые апостолы из числа 70-ти перестали быть Его учениками. После крестной смерти Господа число отпадших увеличилось ещё более. По вознесении Спасителя лик семидесяти апостолов восполнялся постепенно. К нему были причислены наиболее ревностные сподвижники двенадцати апостолов и ученики апостола Павла.

Толкователи Священного Писания обращают внимание на символику чисел. По их мнению, число 12-ти апостолов соответствует количеству колен Израилевых, а число 70-ти апостолов - количеству древних старейшин избранного народа. Таким образом, апостолы стали родоначальниками нового Израиля - Христовой Церкви.

В книгах Нового Завета апостолом иногда именуется человек, ревностно служивший благовестию Христа. Это в дальнейшем дало повод называть равноапостольными святых, деятельность которых явилась продолжением служения апостольского (равноапостольные Мария Магдалина, Нина, князь Владимир и др.).

Это место знакомо практически каждому. Если и не само место, то событие, в нем произошедшее, – точно. Картина Леонардо «Тайная Вечеря», а точнее – ее репродукция встречается в экспозициях музеев разных городов, она украшает фойе различных офисов и гостиничные номера отелей. Она известна.

А сегодня я хочу вас немного познакомить с тем местом, где непосредственно происходило это событие – с Горницей Тайной Вечери.

Итак, начнем. И для начала вспомним Евангельское повествование.

Иисус Христос прибыл в Иерусалим за неделю до Пасхи. Это был главный иудейский праздник, и народ стремился его встретить в главном городе страны. Вошел Он в Иерусалим как Царь, как Избавитель. Народ постилал на Его пути пальмовые ветви и одежду, крича Ему: «Осанна!»

Обо всем этом мы вспоминаем в Лазареву Субботу и Вербным Воскресеньем за праздничными Литургиями.

Но к этому времени первосвященники и священники уже приняли свое окончательное и бесповоротное решение – расправиться со Спасителем.

Господь, как Тайноведец, безусловно, знал об этом готовящемся злодействе. И не просто знал, а знал, кто и когда его совершит. Поэтому Он и решил повечерять со своими апостолами тайно, в последний раз, рассказать им о грядущем злодействе и совершить первое таинство Причащения.

О том, как выбрано место тайной вечери, мы можем прочесть у апостола Марка:

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху ».

Итак, накануне Пасхи Иисус отправляет двух учеников (а из параллельного текста в Евангелии от Луки мы можем прочесть, что это были Петр и Иоанн) в некий дом, где они готовят пасхальную трапезу.

Сионская горница на спутниковой карте

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной – сюда не доносился шум городских улиц. Помещение делилось на две части: ближайшая от входа стала местом Тайной Вечери, а в соседней совершилось Сошествие Святого Духа. Кто был хозяином дома, который, рискуя навлечь на себя беду, в дни гонений на Спасителя предоставил Ему и Его ученикам кров, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это был состоятельный человек, близкий кому-либо из апостолов или даже Учителю. Не иначе! Потому что случайный человек не захотел бы впустить в свой дом Христа с учениками, да и Христос-Сердцеведец не вошел бы в случайный дом для столь важного христианского события, которое в нем совершилось.

В двухэтажном здании, на верхнем этаже им была отдана большая, устланная горница. О размерах этой горницы можно говорить даже по тому, что она могла вместить в себя возлежавшими 13 человек: Иисуса и двенадцать апостолов.

И вот в этой горнице Иисус разделил со своими учениками последнюю трапезу Своей земной жизни. В ней же Он установил Таинство Евхаристии – вкушения Его плоти и крови, которые на Литургии заменяются хлебом и вином. Здесь же, в этой самой горнице Иисус омыл ноги своим ученикам, дав апостолам заповедь «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». И здесь же, понимая, что это последние минуты его свободной земной жизни, Иисус установил таинство священства: «Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир».

Все эти события невероятно важны для христиан, они вспоминаются при чтении Евангелий, о них напоминает еженедельная Литургия.

Здесь же, в этой горнице, Иисус прямо указал на предателя.

Читаем у апостола Матфея в его Евангелии:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви’? Иисус говорит ему: ты сказал ».

Итак, Иуда был изобличен. Но это не остановило его. И злодейство было совершено.

Здесь же, в этой горнице, семью неделями спустя произошло Сошествие Святаго Духа на апостолов и Богородицу. Вследствие этого они заговорили на разных языках и отправились в разные точки этого мира проповедовать Новый Завет и Святое Евангелие, свидетелями событий которого были и сами. Теперь этот праздник именуется Троицей или Пятидесятницей.

В этот день Божественная литургия напоминает нам о нашем крещении и вместо «Трисвятого» поется крещальное песнопение из Послания к Галатам.

Ну, что же, мы вспомнили и даже еще раз прочли события, связанные с Горницей Тайной Вечери. Теперь самое время осмотреть ее саму и то место, где она находится. Итак, в путь!

Горница Тайной Вечери, или Сионская горница, как ее часто называют, находится на горе Сион, которая в свою очередь является одной из стен Иерусалима. Чтобы в нее попасть, надо подняться по большой лестнице, которая проходит мимо купальни Силоама. Она известна тем, что именно туда направил Иисус слепого от рождения человека: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим».

Вот какое место есть на Сионе! Надо также сказать, что на этой же горе находился дом первосвященника Каиафы.

А само здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида. Сооружено оно было крестоносцами и первоначально использовалось как церковь. Ее именовали «Наша Госпожа». Позже это здание было перекуплено францисканским орденом. А позднее вероломные турки превратили это помещение в мечеть. Но сегодня это здание вновь обретено нами.

«Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия»

Верхнее помещение Горницы безмолвное. От средневековых строений сохранилось лишь несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. Мраморные колонны поддеживают купол. На капителях мы видим изображение пеликана, который в христианском искусстве является символом милосердия и жертвенности. А с другой стороны – два пеликана, терзающие грудь третьего, – это уже мотив искупления грехов. Все изображения неслучайны. А в уступе по центру комнаты установлена инсталляция оливковой ветви. Всё нам напоминает о тех святых моментах, которые здесь произошли. Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия. Оно незримо, но наполняет человека, переступившего ее порог.

Сама Сионская горница сегодня не принадлежит ни одной из конфессий и находится в ведении израильского правительства, вход для всех посетителей свободный и бесплатный. Никаких сувенирных или иконных лавок на территории горницы вы не встретите.

И да, кстати. В 2014 году власти Израиля разрешили молиться в Сионской горнице только шепотом. Это прекрасное нововведение, потому что тогда, когда я посещала ее, нужно было соблюдать абсолютное молчание.

Горница открыта для посещения ежедневно, но в пятницу лишь до обеда. Потом в Израиле наступает шабат.

Да, наша виртуальная экскурсия получилась короткой. История, к великому сожалению, не сохранила для нас всего того, что было в этой комнате. Но история помнит и почитает те события, которые в ней совершились!

Здесь родилась Новозаветная Церковь. Здесь Спаситель на Тайной Вечере установил Таинство Причащения, здесь на апостолов сошел Дух Святой и была произнесена первая апостольская проповедь. А это очень и очень много! И если есть возможность хотя бы ступить в ту горницу, где свершилась вся христианская новозаветная история, этой возможностью надо обязательно воспользоваться!

Кстати, именно в этой горнице был избран апостол Матфий вместо лишившего себя жизни апостола-предателя Иуды.

Я желаю каждому, кто окажется с паломнической или любой другой целью в Израиле, найти время и посетить это святое место.

И конечно, благодарю всех за внимание и с нетерпением жду следующей встречи на страницах любимого издания!

Храни всех вас Господь!

Вконтакте